Заботясь о просвещении Астраханской паствы светом Слова Божия, Высокопреосвященный Феогност упорядочил дело церковного проповедничества. Чтобы, с одной стороны, дело церковного проповедывания было совершаемо священниками более последовательно и чтобы с другой стороны, Епарх. Начальству удобнее следить за сим делом, священники обязаны были завести для сего журналы, в которых вписывали бы, о чем они проповедывали. Заметивши при обозрении епархии, что некоторые прихожане не исполняют христианского долга исповеди и св. Причастия; что дети прихожан не знают или плохо знают необходимые молитвы Высокопреосвященный предписал, чтобы священники, особенно пред наступлением св. Четыредесятницы и во время ее, говорили в церквах поучения по этому поводу и, посещая дома прихожан для молебствия и требоисправления, внушали им о необходимости для всякого христианина исповедываться и приобщаться св. Таин; чтобы священники всячески старались о научении детей прихожан молитвам, символу веры и заповедям. При обозрении епархии Высокопреосвященный сам беседовал в храмах с прихожанами о духовных их нуждах, при чем особенно старался выяснить обязанность их ежегодно бывать у исповеди и св. Причастия, пользу грамотности, заведение школ, церковных попечительств. Прихожане со вниманием относились к беседам Владыки, плоды которых не замедлили проявиться в открытии новых школ, попечительств и т. п. При Высокопреосвященном Феогносте, с 1871 г., стали входить в практику внебогослужебные воскресные собеседования, при чем Высокопреосвященным были указаны места и самые предметы собеседований, а в 1874 г. Владыка предложил благочинническим съездам обсудить вопрос о введении внебогослужебных собеседований во всех приходах. Так как во многих приходах не было никаких школ, то Владыка предложил Консистории «внушить всем причтам, преимущественно священникам, чтобы они употребляли все меры к открытию церковно-приходских школ в своих приходах». Для изыскания же средств на открытие школ, Владыка просил начальника губернии предложить мировым посредникам и сельскому начальству оказывать содействие причтам к открытию школ. И число церковных школ при Высокопреосвященном Феогносте удвоилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 31 описании представлены биографические данные различной степени полноты о епархиальных и викарных архиереях. В нек-рых описаниях они выделены в самостоятельные разделы (архангельское 1795 г., варшавское, орловское 1901 г., псковское, рязанское 1863 г., смоленское 1864 г., таврическое 1872 г., тамбовское 1861 г., тобольское, черниговские, ярославское, подольское 1862 г. и саратовское 1882 г.). В могилёвском, оренбургском и рижском описаниях каждому из архиереев посвящена отдельная статья. В др. описаниях сведения об архиереях входят в состав общих очерков епархий, иногда они ограничиваются лишь хронологическим списком преосвященных (волынское, вятское 1912 г., донское, екатеринбургское, минское 1864 г., орловское 1899 г., полтавское, таврическое 1887 г., тамбовское 1911 г., тверское, томское, уфимское, харьковское). В с.-петербургском описании 1869-1885 гг. биографии первых 5 архиереев даны в общем очерке епархии, а данные об остальных собраны в особый раздел. Адрес-календарные разделы (перечни учреждений духовного ведомства с их личным составом) имеются только в 6 описаниях (вятском, донском, омском, пензенском, подольском 1893 г. и тверском). Подобные сведения, к-рые быстро устаревали, обычно в епархиальные описания не включали, они присутствовали в описании прежде всего в епархиальных справочниках (памятных книжках и адрес-календарях). Иллюстративные и картографические материалы в описаниях встречаются сравнительно редко. Иллюстрации (преимущественно виды церквей и мон-рей) имеются в 11 описаниях, портреты (гл. обр. архиереев) - в 9, карты - в 11, планы и чертежи - в 1. Материалы для готовившихся, но так и не изданных до 1917 г. описаний нек-рых епархий имеются в ряде региональных архивов и музеев. Напр., в Вологодском гос. историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в фонде краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых хранится неизданное описание Вологодской епархии, составленное в 1888-1896 гг. В Гос. архиве Астраханской обл. имеются материалы для историко-статистического описания Астраханской епархии (в 2015 изд.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

По образцу выпущенных ОЛЦП изданий московских напевов был подготовлен ряд сборников, содержащих местные напевы др. епархий (Сб. церковных песнопений разных напевов, употребляемых во Владимирской епархии: В 3 кн./Сост.: диак. Ф. Соколов. 1885, 18884; Сб. церковных песнопений, обычного напева Нижегородской епархии/Сост.: В. В. Драницын. Н. Новг., 1889; Обиход Тамбовских гласовых напевов и иных напевов неизменяемых песнопений, по преимуществу употребляемых в Тамбовской епархии/Сост.: свящ. В. В. Лебедев. 1900, 19132; Райский Л., свящ. Всенощное бдение по напеву Уфимской епархии. СПб., 1902; Он же. Из Осмогласника воскресного по напеву Уфимской епархии. СПб., 1902; Сб. церковных песнопений разных напевов, употребляемых в Астраханской епархии. Ч. 1: Всенощное бдение/Сост.: В. Севастьянов. Астрахань, 1904; Зиновьев В., свящ. Всенощное бдение по напеву Ярославского архиерейского хора. Ярославль, 1908). Важную роль в нотоиздании играли церковные и монастырские изд-ва, находившиеся преимущественно в Москве и С.-Петербурге. В 1873 г. в Синодальной типографии в Москве было напечатано «Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Православной Российской Церкви» Н. М. Потулова , одноголосное учебное издание в киевской нотации для ДУ, ДС и средних и низших учебных заведений Мин-ва народного просвещения, состоящее из 2 частей: «Нотной азбуки» и «Сборника песнопений древних и употребительнейших напевов» (переизд.: 1875, 1878, 1884, 1888, 1898). Издательская комиссия Училищного совета при Святейшем Синоде подготовила «Церковно-певческий сборник» (ЦПС) в 5 томах, напечатанный в Синодальной типографии в С.-Петербурге (Т. 1: Всенощное бдение. 1898, 19002, 19033; Т. 2: Литургия. Ч. 1. 1900, 19012; Ч. 2. 1901, 19052, 19113; Т. 3. Ч. 1: Триодь Постная. 1902; Т. 3. Ч. 2: Страстная седмица. 1904; Т. 4: Триодь Цветная. 1905, 19082; Т. 5: Задостойники. 1901). ЦПС сразу стал популярным изданием: напр., 2-я ч. 2-го т. вышла в сент. 1901 г. тиражом 10 тыс. экз., а уже в нояб. того же года была переиздана тиражом 20 тыс. экз. Тираж от 1 до 3 тыс. экз. имели и другие «массовые» церковнопевческие издания. Порядок тиражей свидетельствует о том, что ноты рассылались по церквам и церковноприходским учебным заведениям по всей России.

http://pravenc.ru/text/293876.html

В 2007 году были отмечены случаи, когда государственные органы выдвигали невыполнимые требования в отношении использования храмовых зданий. Так, Госпожнадзор потребовал разобрать иконостас в одном из сельских храмов Воркутинской епархии, мотивируя это тем, что " деревянная перегородка " , то есть алтарь, нарушает требования пожарной безопасности. В той же Воркутинской епархии жаловались и на другие требования Госпожнадзора, невыполнимые или мешающие проведению богослужений, как то поместить лампады в металлические ящики, привинтить подсвечники к полу, передвинуть здание храма. Безосновательными сочли претензии Госпожнадзора и представители Церкви Благодати из Кирово-Чепецка (Кировская область), оштрафованной этим ведомством на 10 тыс. рублей. Можно отметить действительно спорную ситуацию, сложившуюся вокруг занятого филармонией здания костела в Иркутске. Католическая община хотела бы использовать это здание для богослужений, но власти уверены, что памятник культуры, в котором к тому же проведен ремонт и установлен дорогостоящий орган, не следует передавать католической епархии. Положительное решение конфликтных ситуаций вокруг храмовых зданий. В то же время в 2007 году несколько продолжавшихся не один год конфликтов разрешились в пользу религиозных организаций. Можно сказать, что наметились положительные изменения в ситуации с астраханской мечетью 34, на сносе которой настаивали местные власти. Верховный суд РФ, в 2006 году подтвердивший законность решения о сносе, в мае 2007 года отозвал дело. 17 июля решение о приоритетном рассмотрении дела об астраханской мечети принял Европейский суд по правам человека. В мае костромские мусульмане в третий раз выиграли дело о строительстве мусульманского духовно-культурного центра. Нижегородский арбитражный суд, как и два предыдущих – Костромской и Кировский – оставил без удовлетворения жалобу прокурора Кировской области Юрия Пономарева, требовавшего вернуть в муниципальную собственность здание действующей мечети. В октябре пензенской Церкви евангельских христиан-баптистов " Вифания " (входит в состав Российского союза ЕХБ) удалось отстоять в суде свое право на использование земельного участка, строительству молитвенного дома на котором чиновники препятствовали несколько лет.

http://religare.ru/2_50987.html

Владимир Легойда сообщил, что новые епархии созданы в Ленинградской области — Выборгская, Тихвинская и Гатчинская, в Краснодарском крае — Новороссийская, Ейская, Армавирская и Тихорецкая, в Томской области — Колпашевская и в Астраханской — Ахтубинская. 12 марта. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви поставил образовать в РПЦ десять новых епархий, в том числе одну за пределами страны — в Латвии. Об этом на брифинге по итогам прошедшего сегодня заседания Священного Синода РПЦ сообщил глава Синодального Информационного отдела Владимир Легойда, сообщает ИТАР-ТАСС . «Итого на сегодняшний день у нас 257 епархий, из них 150 — в России», — сказал глава СИНФО. Владимир Легойда сообщил, что новые епархии созданы в Ленинградской области — Выборгская, Тихвинская и Гатчинская, в Краснодарском крае — Новороссийская, Ейская, Армавирская и Тихорецкая, в Томской области — Колпашевская и в Астраханской — Ахтубинская. Правящим архиереем Выборгской епархии Синод определил епископа Бронницкого Игнатия, викария патриарха Кирилла, с сохранением должности председателя Синодального отдела по делам молодежи. «Обращаю ваше внимание, что за четыре последних года создано 98 новых епархий в Русской Православной Церкви, из них 81 — в России», — отметил Легойда. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 августа, 2020 25 августа, 2020 28 декабря, 2023 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 8 декабря, 2020 25 августа, 2020 25 августа, 2020 28 декабря, 2023 17 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-russkoj-pravoslavnoj...

Главными задачами братства объявлялись служение православно-богословской науке и религиозно-просветительная деятельность. Предлагалось учредить и содержать духовно-учебные заведения (высшие, средние и низшие) и школы специально пастырского и миссионерского характера, издавать богословско-общественный журнал или газету, которые явились бы печатным органом всего ученого монашества, составлять учебные руководства, заниматься переводами святоотеческих творений С. 4—8]. Братство ставило перед собой задачу образования при монастырях пастырско-богословских институтов с целью подготовки пастырей. Эти институты должны быть с 3-х годичным курсом, по программе преподавания не ниже программы богословских курсов семинарий. Кроме уже действовавших пастырско-миссионерской семинарии при Григориево-Бизюковом монастыре и миссионерских курсов в Казани при Спасо-Преображенском монастыре было предложено основать для нужд Дальневосточной миссии Миссионерско-богословский институт в Московском миссионерском Покровском монастыре (проект Богословско-педагогического миссионерского института при Покровском миссионерском монастыре был предложен еще в 1915 г. управляющим монастырем еп. Верейским Модестом (Никитиным) 238 ). Для подготовки миссионеров по работе с ламаистами (среди бурят Иркутской и Забайкальской епархии) рекомендовался Миссионерско-богословский институт в г. Иркутске при Князь-Владимирском или Вознесенско-Иннокентиевском монастыре, в епархиях Астраханской, Ставропольской и Донской — Миссионерский пастырско-богословский институт в астраханском Покрово-Болдинском монастыре. Для подготовки противомусульманских миссионеров среди киргизов, татар и узбеков предполагалось учредить Миссионерско-пастырско-богословский институт в Чуркинском монастыре Астраханской епархии С. 8—9]. Предлагалось также при каждом монастыре братства открывать в местностях со сплошным русским населением обычные церковно-приходские школы, а в местностях с инородческим населением — по системе Н. И. Ильминского. Во внеучебное время воспитанники институтов вместе с наставниками должны были отправляться в инородческие селения и стойбища для миссионерской проповеди, при этом они обязывались вести миссионерские дневники, которые по возвращении с проповеди должны были обсуждаться С. 9].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Для епархии же самым главным памятником Преосвященного Митрофана служит епархиальный свечной завод, открытый 14 марта 1896 г., по его инициативе и настоянию. Завод открыт без всяких средств в нижнем, ничем не занятом, этаже здания епархиальной богадельни. На первоначальное обзаведение завода позаимствованы были заимообразно, с уплатою процентов, средства из свободных церковных сумм. Устроивши свечной завод, Преосвященный сам внимательно следил за всеми делами его, вникал во всякую мелочь. Вопреки мнению некоторых причастных к церковно-свечному делу лиц, полагавших, что завод не может существовать в Астраханской епархии, по малочисленности церквей в оной, свечной завод, постепенно развивая свою деятельность, по отчету за 1901 г. имеет капитала и имущества на 208338 руб. 33 коп. и приобрел за городом усадебное место для построения здания, соответствующего целям завода. 1 Хотя завод существует только 7 лет, но он своими средствами начал уже покрывать некоторые епархиальные нужды. Главная же заслуга завода состоит в том, что он поставляет в храмы Божии свечи из настоящего пчелиного воска, между тем как прежде для церквей покупались у частных торговцев свечи, сделанные из парафина, смолы и т. п. смеси и при горении дающие много копоти. К сожалению, не все еще прихожане сознают, что в храме Божием нужно ставить свечи из пчелиного воска, а не из всякой негодной смеси; что лучше поставить маленькую свечу, но хорошую, чем большую, но негодную. Не сознавая этого, некоторые прихожане покупают у частных торговцев свечи, сделанные из парафина, смолы и другой негодной смеси, потому что такие свечи дешевле свечей из пчелиного воска; приносят их в храм, зажигают пред иконами и этими своими свечами коптят стены храма, иконы и другие церковные предметы, вводя таким образом храмы Божии в излишние расходы на ремонт. Да и грешно приносить в жертву Богу плохие и дешевые свечи, коптящие храмы и св. иконы. Если кто, желая принести жертву Богу, старается в то же время соблюсти выгоду, покупая свечу похуже и подешевле; то угодна ли будет Богу такая его жертва?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1393 Из ответов епархиальных архиереев следует, что предусмотренные определением О внутренней и внешней миссии должности противораскольнического, противосектантского и противокатолического миссионеров не соответствовали тем задачам, которые ставили перед миссией реалии нового времени. Основным объектом миссионерской деятельности теперь были не старообрядцы, не сектанты или католики, а атеисты. И епархиальные архиереи, приславшие в Миссионерский совет свои ответы, хорошо это осознавали. Так, например, сообщая о ситуации во Владимирской епархии, епископ Юрьевский Евгений (Мерцалов) 1394 писал, что деятельность епархиальных миссионеров теперь направлена не только на борьбу со старообрядчеством и сектантством, но и на борьбу с усилившейся пропагандой безверия. В связи с этим Владимирский епархиальный миссионерский совет постановил обратить особое внимание на катехизацию православного населения по всем приходам епархии. Была разработана специальная программа катехизации, которую предполагалось рекомендовать всем священникам епархии. 1395 Авторы многих ответов писали о том, что в новых условиях миссионерская деятельность практически невозможна. Например, архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) указывал на то, что хотя епархии и удалось решить проблемы содержания миссионеров, деятельность их ограничивается проповедями в храмах, поскольку на территории епархии идет война и любая агитация чревата расстрелом. 1396 Епископ Курский Феофан (Гаврилов) 1397 писал, что в епархии собирались утвердить должность особого миссионера по борьбе с безбожием и начать издание специального миссионерского журнала, но из-за политических событий от этой идеи пришлось отказаться: В настоящее время деятели миссии переживают исключительно тяжелые условия – за каждое слово, показавшееся подозрительным, сажают в тюрьму. 1398 О тех же проблемах говорилось и в ответе управляющего Московской епархией епископа Коломенского Иоасафа (Каллистова). 1399 Он жаловался на то, что проводить миссионерские беседы теперь невозможно, поскольку власти запретили проведение любых собраний, что запасы апологетической литературы по большей части конфискованы, а об издании новой нет и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Особенно обширной была география оконченных клириками Донской епархии духовных семинарий. На первом месте по количеству выпускников была Донская духовная семинария (459 выпускников и 122 не окончивших курс обучения, что составляет 30 % духовенства Донской епархии). После Донской духовной семинарии по количеству выпускников шла Воронежская духовная семинария: ее окончили 161 клирик и 22 не окончили курс обучения (9,4 %). Окончивших Воронежскую духовную семинарию с удовольствием принимали в Донскую епархию и в течение 2-х лет рукополагали в священника, хотя у выпускников Донской духовной семинарии этот процесс растягивался на более продолжительный период времени (имеются в виду окончившие семинарию по второму разряду). Астраханская духовная семинария дала Донской епархии 29 выпускников и 5 не окончивших курс; Тамбовская духовная семинария 25 и 3 не окончивших; Саратовская духовная семинария 11 и 1 не окончивший; Екатеринославская духовная семинария 9 выпускников и 4 не окончивших курс обучения. Как видно, донцы предпочитали обучаться в семинариях, удобно расположенных в географическом отношении. Перечисленные учебные заведения находились в пределах досягаемости как для детей духовенства Донской епархии, так и других жителей Области Войска Донского, желавших войти в духовное сословие. Прибывшие на Дон иногородние клирики были выпускниками Владимирской духовной семинарии (6 выпускников), Тульской (5 чел.), Александровской миссионерской духовной семинарии (4 чел.), Симбирской семинарии (4 чел.), Ставропольской (4 чел.), Киевской (3 чел.), Харьковской (3 чел.), Уфимской (3 чел.), Вологодской (2 чел.), Рязанской (2 чел.), Смоленской (2 чел.) По одному выпускнику дали Донской епархии Санкт-Петербургская, Московская, Волынская, Иркутская, Калужская, Минская, Новгородская, Одесская, Оренбургская, Орловская, Самарская, Томская, Холмская, Черниговская и Ярославская духовные семинарии 269 . Как видно, география духовных учебных заведений довольно обширна. Это было связано скорее не с желанием донского духовенства обучать детей в удаленных семинариях, но с притоком на Дон как лиц в священном сане, так и кандидатов на рукоположение из самых разных мест Российской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приводим список этих епископий с указанием распределения их по округам, чтобы наглядно видеть широту царского предложения от 2 сентября 1681 года и то, какие из ныне существующих епархий предположены были к открытию еще в 1681 г. Патриаршая область по царскому проекту подвергалась существенному изменению и сокращению, вполне соответствовавшему обширности её пределов; кроме того, что много городов и уездов этой области переходило в состав епархий в других епархиальных округах, из ней предполагалось образовать своих двадцать епархий, которые должны составить особый округ под ведением патриарха; устроить эти епархии предполагалось во Владимире на Клязьме, Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белеве, Темникове, Коломне, Кошире, Калуге, Серпухове, Можайске, Духе и Юрьевце-Повольском. В митрополиях Новгородской открыть 10 епархий – в Великих Луках, Городце, Холмогорах, Каргополе, Кевроли, Мезени, Кольском остроге, Олонце, на Ваге и Чаронде; Казанской 5 епархий – в Свияжске, Симбирске, Чебоксарах, Уржуме и Уфе; Астраханской 3 епархии на Тереке, Самаре и Царицыне; Сибирской 6 епархий – в Томске, на Лене, Енисейске, Верхотурье, Тюмени и Даурии; Ростовской 6 епархий – в Угличе, Устюге, Ярославле, Тотьме, Пошехонье и Соли Вычегодской; Псковской 2 епархии – в Торопце и Гдове; Смоленской 3 епархии – в Брянске, Дорогобуже и Вязьме; Тверской 3 – в Кашине, Старице и Ржеве; Вятской 4 – в Соликамске, Яренске, Кайгороде и Кунгуре; Нижегородской 4 – в Арзамасе, Балахне, Алатыре и Курмыше; Рязанской 4 – в Тамбове, Воронеже, Шацке и Ряжске, и в Белгородской митрополии 2 епархии – в Курске и Ливнах 50 . Можно думать, что этот царский проект с такими широкими предложениями в деле умножения епархий и полного переустройства порядков епархиального управления должен был привести церковную власть в сильное смущение. Последние два месяца не приступала к выполнению царского проекта; из 69 епархий, назначенных к открытию, открыта была на первых порах только одна Звенигородская; 6-го ноября 1681 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010