Восточная граница Казанской епархии на первых порах была самой неопределенной, она лежала в областях р. Камы и её притоков. У русского правительства шла долгая и очень упорная борьба с тамошними кочевыми народами. С 1557 года добровольно подчинившиеся башкиры, жившие по притокам Камы – Белой Воложке и Уфе, стали платить русским ясак. Но добровольцы и соседние с ними кочевые народы не долго оставались спокойными. Они, подстрекаемые крымцами, каждый час готовы были восстать против завоевателей 305 . «Тридцать один год прошел от завоевания Казани, говорит летописец, и окаянные бусурманы не захотели жить под государевой рукой, воздвигли рать, пленили много городов. Царь, видя их суровость, послал свои войска с приказом пленить бунтовщиков. Но поганые, как звери дикие, сопротивлялись русским войскам, били их, так что бояре и воеводы ничего не могли с ними сделать» 306 . Этим восстанием вызван ряд городов, построенных в 80-х годах XVI в. во всех концах новозавоеванного края. На восток в башкирской земле в 1586 году построен на р. Уфе г. Уфа, быть может, и Бирск на Белой 307 . Уфа и Бирск сделались самыми окраинными восточными городами русского государства. Они и новопостроенные крепости значительно расширили восточные пределы Казанской епархии. На вопрос, «в какой мере», нужно заметить вместе с профессором Ф. Терновским , что с востока и юга пределы Казанской епархии на первых порах терялись in partibus infidelium. Можно сказать, все, что лежало к востоку и на юг от Казани, что вошло и имело войти в состав Московского государства, все царство Казанское, Астраханское и отчасти Сибирское включались в область Казанской епархии. Казанская кафедра была, так сказать, передовым форпостом, обозначавшим собой поступательное движение русской веры, народности и государственности в глубь степей, населенных инородцами 308 . Со взятием Сибири в конце XVI в. из Москвы делались даже распоряжения, чтобы ближайшие к Сибири архиереи не оставляли без внимания далекой страны. Вологодскому епископу велено было отправить в новый тобольский край 10 священников с семействами 309 . Хотя не сохранилось никаких известий об отношениях казанских владык к Сибири, но, несомненно, их влияние в силу территориальной близости могло простираться и за Урал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Для Донской епархии, не имеющей мужских монастырей с достаточными средствами для содержания викария, возможно учреждение второго викариатства при условии присоединения к Донской епархии городов Ростова и Таганрога с частью их округов, входящих в состав Екатеринославской епархии, а в гражданском отношении входящих в Область Войска Донского. На указанных основаниях отдел секции постановил ходатайствовать пред Св. Синодом об открытии второго викариатства в Донской епархии с назначением на эту кафедру лиц преимущественно миссионерского образования 12 . Данное постановление было принято общим собранием съезда 13 . Организация миссионерских комитетов, заведующих миссионерским делом в епархиях, противоламайской секцией была признана в общем достаточной, но для усиления продуктивности их миссионерской деятельности были высказаны пожелания: – чтобы в число членов местных миссионерских комитетов были включаемы местные миссионерские деятели и вообще лица, получившие специальное миссионерское образование. Обычно в епархиях, рассуждала секция, бывает весьма мало лиц специального миссионерского образования, но число таковых лиц легко и без всяких материальных затрат можно увеличить чрез назначение в трактуемые епархии в семинарии и духовные училища окончивших миссионерское отделение при Казанской духовной академии, каковые лица, состоя обязательными членами комитета, могут содействовать миссии чрез участие в переводческих комиссиях, обозрении школьного дела в инородческих школах. Ввиду этого секция постановила, что было принято и общим собранием. 1) Усилить состав миссионерских комитетов лицами, прикосновенными к миссионерскому делу, а также получившими специальное миссионерское образование. 2) Ходатайствовать пред Св. Синодом, чтобы учебный комитет (при Св. Синоде) на преподавательские должности в семинарии и духовные училища определял лиц, окончивших миссионерское отделение Казанской духовной академии не менее 4–5 в епархию: – в Астраханскую и Ставропольскую с противобуддийского и противомагометанского отделов, а в Донскую епархию исключительно с противобуддийского отдела. 3) Ходатайствовать пред православным миссионерским обществом, чтобы преподаватели духовных семинарий и училищ со специальным миссионерским образованием считались непременными членами миссионерских комитетов 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Все имеющиеся печатные сведения подтверждают эти заявления 76 . Мы читаем, что «не найдётся ни одного человека в (Астраханской) епархии, который мог бы что неприятное и обидное сказать для памяти» Смарагда; напротив, – «Астраханская паства с признательностью хранит память о добрых его делах» 77 . Астраханская деятельность этого архипастыря «свободна от нареканий» 78 , – и он рисуется «администратором, который открывает новые способы и средства к достижению своих целей и оставляет долгий и благотворный след по себе» 79 . «В Астраханской епархии все сословия вообще были довольны архиепископом Смарагдом за его откровенность, прямое и строгое и скорое исполнение всех прошений, с которыми к нему обращались как духовные, так и мирские люди»; он «был строг и справедлив так, что в Астрахани оставил о себе добрую память во всех вообще духовных и светских людях» 80 . И много после – уже в 1863 и 1864 г г. – не слышно было в Астрахани от компетентных людей о Смарагде ничего, кроме доброго 81 . Там его благодарили за деятельное управление и жалели о нём 82 . У него тогда проявлялась стремительная и неисчерпаемая энергия, – и если от её натисков бывало иногда тяжело, то прежде всего самому обладателю, а по существу она всегда направлялась к созиданию и неизменно была благостна ко всякой недостаточности, поддерживая, ободряя и укрепляя бедных, убогих, обиженных... Неудивительно, что трёхлетнее управление Астраханской епархией было «славным» для преосвященного Смарагда 83 . При указанных отношениях ему тягостно было расставаться с Астраханью, когда 12 ноября 1844 г. последовал указ о переводе в Орёл 84 , но едва ли это было для него прискорбно 85 , как понижение из второклассной в третьеклассную епархию, раз иерархическая степень за ним сохранялась 86 , а ниоткуда пока не видно, что это перемещение состоялось по не благоволению Св. Синода 87 . Скорее вероятно, что Смарагду было это приятно по внешним преимуществам 88 и по гигиеническим условиям, ибо – довольный своей материальной независимостью от доброхотных даяний на Астраханской кафедре по сравнению с Харьковской 89 – он болезненно страдал в Астрахани от жаркого климата 90 и сам просил о своём передвижении 91 . Однако ему тяжело было покидать расположенную паству, где этот архиепископ перед оставлением её произвел многих причётников во дьяконы 92 . Астраханцы проводили своего архипастыря с редкой сердечностью 93 , при чём во время его прощальной речи расплакались вместе с ним до слёз почти все, находившиеся в храме 94 ; на Волге «простонародье останавливало экипаж и оглашало воздух громкими кликами усердия»; весьма многие провожали даже до первой станции 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

При нем было открыто Кавказское наместничество (1785 г.), с преобразованием крепостей и станиц в города – Ставрополь, Екатериноград, Георгиевск и Александров. Вместе с Кизляром и Моздоком они образовали Кавказскую область с областным городом Екатериноградом, вошедшую вместе с Астраханской областью (областной город Астрахань) в состав Кавказского наместничества. 1107 Хотя Кавказская область при учреждении наместничества стояла на первом месте и дала название самому наместничеству, однако гражданское и церковное преимущество осталось за старой Астраханью и Астраханской епархией. Это отчасти объясняется тем, что церковная и государственная жизнь на Северном Кавказе, как и на юге тогдашней России, ослабели со смертью Гр. Потемкина (5 октября 1791 г.). Что касается распространения христианства среди инородцев Северного Кавказа, то оно имело некоторый успех между осетинами и кабардинцами, однако не такой, какого можно было-бы ожидать при более организованной миссии. В 1744 году 11-го июня совместными заботами грузинского духовенства, при живейшем нравственном и материальном содействии русского светского и духовного правительства, на Северном Кавказе учреждено было особое миссионерское общество под именем «Осетинского Подворья». Общество имело своей целью восстановление и распространение христианства среди осетин и ингушей. Во главе миссии встал грузинский архимандрит Пахомий с товарищами. Этими товарищами были также грузины – игумен Христофор и Николай и протопоп Георгий Давыдов, помощник управителя новокрещенских дел, живший в Казанской епархии. Впрочем, последнего не видно среди действующей миссии. Миссионерам первоначально предполагалось дать инструкцию, по примеру инструкции, составленной камчатскому миссионеру архимандриту Хотунцевскому, но затем Св. Синод и Правительствующий Сенат, при самой отправке миссионеров (17 декабря 1744 г.) из одних грузин, решили не давать им инструкции, боясь подозрений со стороны пограничных народов, особенно же со стороны турецкого и персидского правительств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Астраханская молодежь сыграла в футбол с заключенными исправительной колонии 1 мин., 13.06.2018 «Господи! Когда мы видели Тебя... в темнице – и пришли к Тебе? …Истинно говорю вам : так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф). Следуя евангельскому призыву, 9 июня братья из молодежного движения при храме апостола Андрея Первозванного в составе сборной команды Православной молодежи Астраханской епархии посетили исправительную колонию 10, поиграли в футбол и пообщались с заключенными. Мероприятие приурочили к предстоящему Чемпионату мира по футболу. В начале игры пошел дождь, но предложение о переносе матча не поддержал ни один из игроков. Упорная борьба за владение мячом началась с первых секунд матча, преимущества уступать не хотел никто. Абсолютно все игроки верили в победу своей команды, поэтому прикладывали массу усилий и стараний. Во второй половине первого тайма счет открыли хозяева поля. В глазах осужденных все больше крепла уверенность в победе. – Это один из лучших дней в моей жизни. Я не просто играю сейчас в футбол, именно я открыл счет, – отметил автор первого забитого мяча. На вопрос «Каков ваш прогноз?», осужденный высказал надежду на победу. Тем не менее, окончательный счет матча 2:1 – в пользу гостей. Победные мячи забили Сергей Голов и капитан команды Максим Чернов. Представители обеих команд поблагодарили друг друга за отличную игру, закрепив сказанное дружеским рукопожатием. Кроме того, представители православной молодежи Астраханской епархии предложили провести матч-реванш, на что осужденные с радостью согласились и уже начали обсуждать предстоящие упорные тренировки. Подвели итоги встречи игроки за чаепитием в непринужденной обстановке, где смогли познакомиться друг с другом и поделиться впечатлениями от матча.   Фото Максима Чернова и Павла Акименко Как попасть в новостную фотоленту " Фомы " Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/astrahanskaya-molodezh-sy...

Вскоре после того вполне выяснилось, что улучшение материального быта духовно-учебных заведений может быть достигнуто только путем изыскания местных епархиальных средств. 21 декабря 1864 года, между прочим, состоялось определение Св. Синода о том, что весь излишек свечных и венчиковых доходов мог быть без всякого препятствия употребляем на увеличение содержания наставников и воспитанников духовно-учебных заведений епархии и на покрытие других расходов по содержанию последних. Вследствие такого определения Св. Синода, преосв. Макарий тогда же распорядился пригласить благочинных и епархиальное духовенство и особенно церковных старост «усугубить старание о возможно большем увеличении доходов от продажи свечей в церквах, имея в виду, что излишек приращения будет обращен на улучшение как наставников, так и воспитанников местных епархиальных духовно-учебных заведений, которые так ощутительно и настоятельно нуждаются в этом пособии» 1132 . Независимо от этого, вскоре выяснилось, что духовно-учебные заведения тех епархий, которые примут решительные меры к улучшению своих духовно-учебных заведений местными средствами, будут скорее других преобразованы по новому уставу. Тогда преосв. Макарий начал серьезно размышлять об изыскании местных средств к улучшению материального быта духовно-учебных заведений Харьковской епархии. В пору глубоких дум об этом предмете он, между прочим, получил отношение синодального обер-прокурора от 30 июля 1865 года се указанием именно на необходимость изыскания местных средств к улучшению духовно-учебных заведений и с приложением записки об увеличении способов содержания духовно учебных заведений Астраханской епархии посредством возвышения цен на церковные свечи. Преосв. Макарий на этом отношении положил такую резолюцию: «составить комиссию для изыскания средств к улучшению быта духовно-учебных заведений Харьковской епархии. Членами комиссии назначаются: со стороны этих заведений – ректоры семинарии и харьковского училища, проф. Черняев и учитель Макухин; со стороны епархиального духовенства – протоиереи: Щероцкий, Познанский и Чижевский и эконом архиерейского дома. Комиссия приступит к делу немедленно».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Поэтому, наперёд должно сказать, что между прежним образом и направлением всех действий преосв. Антония в Смоленской епархии и последующим в епархии Казанской, не было существенной разницы, так как не было никакой перемены и в его личном характере и направлении во всех отношениях. Разница была только в том, что зависело, с одной стороны, от самых местных условий, с другой же стороны, от тех условий и отношений, которые касались служебного его положения, но зависели не от него... Это, впрочем, видно будет само собою в дальнейшем нашем изложении как Смоленского, так и Казанского служения преосв. Антония, где даже неизбежны будут взаимные сопоставления между многими фактами его деятельности в той и другой епархии, так как и сам преосв. Антоний в Казанской епархии, зачастую, обращался ко времени Смоленского своего служения, не в смысле только вспоминательных рассказов, но в видах приложения многого из тамошней практики к делам управления в Казани. Одним из таких рассказов мы и начнем дальнейшее изложение о тех действиях, на коих остановились в своем месте. Глава XIII Рассказ преосв. Антония, который только что преднамечен нами в предыдущей главе, относится к 1875 году. Подробное изложение его имеет то, особенное здесь, значение, что во-первых, в нем выразился суд самого преосв. Антония о своих прежних действиях в Смоленской епархии; во-вторых, в этом же рассказе читающим можно видеть, как бы в перспективе, предметы, ход и образ всей тогдашней деятельности преосв. Антония по части епархиального управления. Поводом к этому рассказу послужили, напечатанные в 1875 г., весьма значительные выдержки (вызвавшие тогда же разные газетные суждения), из отчёта по обозрению Астраханской епархии в первый год по поступлении туда преосвященного Хрисанфа. Прочитав их, преосв. Антоний, прежде всего, улыбаясь, проговорил: «Ну, счастлив преосв. Хрисанф, что теперь нет в живых Владыки Московского Филарета... а то досталось бы ему не то, что мне... Зато тем больше для него несчастья, что он попал теперь на суд досужих газетных ценителей»...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Известие о перемещении тебя на далекую Астраханскую кафедру поразило нас всех, подобно грому с безоблачного небесного свода. Так оно было для нас неожиданно и непонятно. Еще живы и ясны у нас впечатления от встречи тебя при вступлении на Минскую кафедру. Ты окормлял Минскую епархию менее четырех лет. Ты покидаешь ее в тот момент, когда должен был приняться за планомерную созидательную работу, – в самое тяжелое для нее время, когда жестокий враг вторгся в ее пределы. Ты сумел поддержать нормальный строй церковной жизни в Минской епархии до конца своего пребывания в ней... За короткое сравнительно свое святительство на Минской кафедре ты всколыхнул для деятельности все подведомственные тебе силы. Ты весь был в заботах и трудах по поднятию приходской жизни, усилению... производительности разных епархиальных учреждений, по улучшению быта духовно-учебных заведений и широкому развитию церковно-школьного дела, при этом все эти заботы и труды явственно были проникнуты стремлением поддержать престиж православия и укрепить в своей пастве русские национальные начала. Ты посетил большинство приходов епархии, из которых много отдаленных и захолустных... Ты поставил на должную высоту почитание местных святынь, оживил среди пасомых память небесных покровителей епархии святых святителей Туровских Кирилла и Лаврентия, а также святого младенца Гавриила. Твоими хлопотами во всех храмах епархии появились иконы этих святых... Не менее кипуча и разновидна была твоя работа и во дни разбушевавшейся военной бури. Ты принял все посильные меры, чтобы облегчить печальное положение своей паствы. Не прекращая своих поездок по епархии, ты призывал всюду паству к терпеливому перенесению невзгод военного времени. Для оказания материальной помощи ей привлекал действующие благотворительные государственные организации. Семьи призванных в ряды армии и беженцы получили при тебе щедрую материальную помощь кроме того и из... епархиальных источников в виде разного пособия, устройства убежищ и приютов. Не забыты были тобою в это время и наши доблестные защитники Родины.

http://fond.ru/kalendar/520/mitrofan/

Н.Т. Каменского (архиеп. Никанора) в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1884 г., 11, стр. 192, и отдельно: Краткая история Астраханской епархии, стр. 113. 3 «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1899 г., 13, стр. 648, и в «Орловских Епархиальных Ведомостях» 1906 г., 20, стр. 596 пока­зано 5-е января, как и у о. Иерофея в «Воспоминаниях» на л. в 40 обор. 4 Г.М. Пясецкий, История Орловской епархии, стр. 940–941, а также в «Орловских Епархиальных Ведомостях» 1888 г., 17, стр. 980. 5 См. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» 1870 г., кн. XII, стр. 32, где для Орловского периода показана, безу­словно, ошибочная дата «Апр. 22, 1835 г.», – очевидна, – вместо 1845 г. 6 Для Орловского периода см. «Воспоминания» о. Иерофея на л. 40 обор.–82 (а по Рязанской редакции на л, 40 обор. – 83) 8 † Архиеп. Никанор (Каменский), Собрание сочинений (Казань 1909), стр. 546. Ср. Жизнь архимандрита Никодима Казанцева в «Богословском вестнике» 1910 г., 12, стр. 648, что Евлампий «мучил православных и духовенство длиннейшими службами», а также еще у П.А. Россиева в «Историческом Вестнике» 1909 г., 8, стр. 418 (–419), что благочестие и длинные службы Евлампия были вредны для дела и по­лезны лишь консисторским законникам. Однако тот же образ действий, с продолжительными церковными служениями, преосвящ. Евлампий сохранял и на Вологодской кафедре, о чем см. у Е. В. Грязнова. Из школьных воспоминаний бывшего семинариста Вологодской семинарии (Вологда 1909), стр. 203, и в «Вологодских Епархиальных Ведомостях» 1903 г., 10, стр. 283–284. 9 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1895 г., 15, стр. 391. См. и письма м. Филарета к Евлампию в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1877 г., I, стр. 19, 21–22. 10 См. письма м. Филарета к Смарагду в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1871 г., кн. XIII, стр. 39, 41. 12 См. письма Смарагда к Иннокентию в «Рязанских Епархиальных Ведомостях» 1896 г., 17, стр. 592. 13 Только в этом смысле и можно принять анекдотическое сообщение † П.И. Бартенева (в «Русском Архиве» 1903 г., кн. III, стр. 480) следующего содержания: «Предшественником Смарагда в Орле был Евлампий, человек смиренный. Заступив его место, Смарагд объявил: «Евлампий правил духом кротости, а я стану пра­вить палкой по кости " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Тел. «горячей линии» Департамента (круглосуточно): 8 (499) 722-07-26 Тел. информационного центра «Мой ребенок»: (495) 229-22-04 В Москве и Московской области существует несколько церковных «семейных» центров при приходах. Тел. Отдела по благотворительности и социальному служению Московской епархии: (495) 586-74-38; (495) 586-41-24 Астраханская область Валентина Вощинская, начальник Отдела по делам семьи, материнства и детства Министерства социального развития и труда Астраханской области В Год семьи мы приняли ряд новых социальных мер и, в частности, повысили размер детских пособий. В Астраханской области семьям, имеющим детей, ежемесячно выплачивается до 130 рублей. В других регионах — от 70 до 105. Размер пособий ежегодно индексируется. Одиноким матерям эта выплата повышена до 200 рублей, а матерям-одиночкам, обучающимся очно, — до 500 рублей. Семьям, в которых родилась двойня, выплачивается 50 000 рублей  (ежегодно в Астраханской области рождается в среднем 100 близнецов). Многодетным семьям, в которых воспитывается трое и более детей, мы даем материальную помощь в размере 30 тысяч рублей на развитие подсобного хозяйства, и в прошлом году свыше 150 семей получило такую поддержку. Семьи берут деньги на разведение крупного рогатого скота, поросят, птицы, на выращивание огурцов, помидоров, картошки. То есть, как говорится, человеку надо дать не рыбу, а удочку, чтобы он смог решить проблему самообеспечения. Также в области c 2000 года проводится конкурс «Астраханская семья третьего тысячелетия», а с 2008 года введена награда «Материнская слава», с выплатой в обоих случаях 50 тысяч рублей. С участием епархии в Астрахани в комплексном центре социального обслуживания «Семья» создается отделение «Молодая мама», где будет оказываться помощь беременным женщинам и юным матерям, испытывающим трудности. Тел. горячей линии «Ребенок в опасности»: (8512) 59-16-16 Кировская область Александр Галицких, заместитель председателя Правительства Кировской области Мы оказываем социальную поддержку молодым семьям при приобретении или строительстве жилья. В 2009 году 2 351 молодая семья получит помощь. Общая сумма, которую выделит бюджет на эти цели, составляет 151,65 млн. рублей.

http://foma.ru/chem-vash-region-pomogaet...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010