Фактором, заметно сдерживающим деятельность органов ГПУ (ВЧК), НКЮ и Губисполкома в отношении Церкви стала деятельность так называемого «Союза церковно-приходских православных общин Астраханской епархии». Эта уникальная для своего времени организация,  созданная и зарегистрированная в   1919 г. и являющая собой яркий пример участия общества в жизни Церкви, долгое время являлась фактически единственным официальным органом управления Астраханской епархии. Согласно уставу деятельность Союза общин была направлена на восстановление церковного образо­вания для детей и взрослых, организацию пасторских курсов, церковно-певческой школы, духовных библиотек и читален, богаделен и многое другое. В то же время эта организация не стремилась брать на себя прерогативы высшей церковной власти в Епархии или сопер­ничать с ней. Союз по своей форме был коллегиальным демократическим органом, дея­тельность которого распространялась более на регулирование вза­имоотношений между церковными общинами (приходами) и внут­ри них. Внимание его к вопросам епархиально­го управления было вынужденным, оттого что их уже не мог разрешить Епархиальный Совет. После же полного прекращения рабо­ты Епархиального Совета летом 1919 г., Союз церковно-приходских общин оказался единственным церковным органом управления Епархии. Деятельность новой организации в создавшихся условиях охватила многие сферы церковной жизни. Союз общин на протяжении нескольких лет находился как бы на границе государственных и церковных интересов. По свидетельству документов, практически не было такой сферы государственно-церковных отношений, в которые бы не вмешивался Союз. В документах упоминаются случаи, когда при его поддержке приходы выигрывали судебные тяжбы с организациями, пытающимися завладеть храмами. Имущество некоторых закрывающихся храмов передавалось в полное распоряжение Союза общин, который мог распределять их на нужды других приходов. Интересен тот факт, что Союз имел возможность держать связь с ближайшим окружением главы РПЦ и получать разрешения на свои действия непосредственно от патриарха. При такой поддержке уже в первые месяцы своего существования  эта организация развернула бурную просветительскую деятельность. Именно эта работа стала мощным противовесом для антирелигиозной пропаганды. К тому же, судя по масштабам проводившейся работы, Союз общин не имел, в отличие от своих оппонентов, недостатка в средствах и квалифицированных кадрах.

http://bogoslov.ru/article/421398

В епархиях оказывают помощь нуждающимся семьям мобилизованных 18 февраля 2023 г. 19:17 Управлением делами Московской Патриархии 28 декабря 2022 года во все епархии на территории России было направлено циркулярное письмо об организации церковной помощи семьям мобилизованных. Согласно циркуляру, в каждой епархии должен быть назначен ответственный за данное направление деятельности. Во многих епархиях уже началась работа по организации помощи семьям мобилизованных: создаются Координационные центры помощи и группы поддержки в мессенджерах, проходят встречи с семьями, оказывается гуманитарная помощь, привлекаются волонтеры. В Екатеринбургской епархии нуждающиеся семьи мобилизованных могут обратиться за помощью в Православную службу милосердия. «Основные виды помощи таким семьям: психологическая, духовная, юридическая, так как семьи мобилизованных часто не знают, какие льготы и пособия им доступны. А также это гуманитарная помощь: продуктовые наборы, средства гигиены, одежда», — рассказал исполнительный директор Православной службы милосердия в Екатеринбурге Евгений Шатских. Обратиться за помощью можно по номеру телефона диспетчера Православной службы милосердия: +7 343 200-07-04. В Чебоксарской епархии нуждающиеся семьи мобилизованных могут обратиться за помощью по номеру телефона +7 927 855-50-60 (координатор помощи Иван Копейкин). В Волгоградской епархии для оказания добровольческой помощи семьям мобилизованных был создан Координационный центр. Он организован по распоряжению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора для того, чтобы иметь оперативную связь с семьями мобилизованных, получать просьбы и своевременно на них реагировать. Такой же центр создан и в Кузнецкой епархии . Первая общая встреча семей мобилизованных при участии духовенства Кузнецкой епархии пройдет 21 февраля в 17.00 по адресу: город Кузнецк, улица Дарвина, 23, строение 1. На встречу приглашаются семьи мобилизованных, желающие объединиться в группы помощи. Координационный центр добровольческой помощи семьям мобилизованных будет создан и в Смоленской епархии , а в Астраханской епархии с целью оказания разносторонней помощи семьям мобилизованных уже создан Координационный совет.

http://patriarchia.ru/db/text/6004868.ht...

Новые места полностью вошли в состав Воронежской епархии еще до заключения мира. 31-го мая 1737 г. епископ воронежский Иоаким писал св. Синоду, что в его епархии состоят казаки по рр. Дону, Хопру и Бузулуку до г. Черкасска; в самом г. Черкасске и других соседних городах духовенство и мирские люди ведаются в его епархии; ныне по той же реке Дону взят г. Азов. По близости к крепости св. Анны и г. Черкасску (60 верст) Азову естественнее всего быть в Воронежской епархии. Генерал-аншеф В. Я. Левашов, участвовавший во взятии Азова, прежде официальной приписки Азова к Воронежской епархии, уже требовал некоторых сведений о нем от Иоакима, а тот не знал, что делать. Св. Синод без долгих рассуждений 8 июня 1737 г. послал указ воронежскому архиерею ведать г. Азов. 321 Таким образом, государственная граница по миру 1739 г. в окрестностях Азова совпала в епархиальной. Воронежская епархия, растянутая от верховьев Дона до его низовьев, представляла из себя уже очень обширную церковную область, но далеко неодинаково населенную. Количество церквей её в 1736 г. достигло – 333, а число монастырей – 20, из которых – 5 женских. По окладной книге 1724 г. в Воронежской епархии насчитывалось только – 317 церквей, в том числе несколько монастырских. 322 Постепенное переселение черкасов в Придонской край, основание ими новых сотенных городов, неопределенность южной населенной границы, распределение сборов с церковных вотчин по губерниям до учреждения Св. Синода продолжали служить причиной того, что в Св. Синоде и Монастырском Приказе не знали точных границ соседних Белгородской и Воронежской епархий, ошибаясь в определении состава даже старых городов этих епархий. В 1723 г. Монастырский Приказ, рассылая формы о сборах с вотчин синодальной команды, причислил к Воронежской епархии старинные города Белгородской епархии – Ольшанск, Усерд и Верхососенск. Впрочем, ошибка Приказа скоро разъяснилась. 323 Некоторые недоразумения у Белгородского владыки возникали на западных границах из-за управления восьмью украинскими крепостями, принадлежавшими к Киевской епархии. 324 Белгородская (Белоградская) епархия в то время была одной из многолюднейших. 325 Недоразумения, возникшие у белгородских владык с киевскими были слишком незначительны, сравнительно с теми, какие возникали на границах Воронежской и Астраханской епархий в местах, вновь заселенных донскими казаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1, Россия лишается надёжнейшего православного элемента населения, 2, в Китае создаются корейские поселения из людей, обиженных Россиею и, конечно, не очень к ней расположенных. И повторяется там, в далёкой русской окраине, обычная русская ошибка: не отличаем мы своих друзей от врагов и, оскорбляя первых, получаем полное презрение вторых. Этого достигают и те, кто смешивает всех инородцев в одну кучу и всех их заодно величает «жидами». Такое разрешение инородческого вопроса, конечно, ни к чему хорошему нас не приведёт». В журнале публиковались материалы о состоянии дел в соседней Уфимской епархии – «Нужды Уфимской миссии (из частного письма 1908 года)» 6 от 8 ноября 1909 г.), в Пензенской епархии – «Миссия в Пензенской Епархии» 40 от 8 августа 1910 г.) священника В.Каменского, в Пермской епархии – «Чествование Пермского Архипастыря. (Вести из инородческой епархии)» 14 от 2 апреля 1911 г.) священника С.А.Брагина, в Оренбургской епархии – «Нужды Оренбургской епархии. (Из частного письма 1908 года)» 5 от 1 января 1910 г.) – за подписью «А.В.», в Астраханской губернии – «Из Астраханской губернии (Письмо миссионера)» 35 от 3 июля 1910 г.) священника И.Сиротова, на Алтае – «Из записок алтайского миссионера» 53 от 6 ноября 1910 г., 54 от 14 ноября 1910 г., 55 от 21 ноября 1910 г., 56 от 27 ноября 1910 г.) священника С.Борисова, в Уральской области – «Два года среди киргиз Уральской области» 15 и 16 от 17 апреля 1911 г., 19 от 18 мая 1911 г., 22 от 29 мая 1911 г.) священника А.Кулясова. Уделялось внимание и проблемам православной миссии в Сибири: в частности, в СБСГ было опубликована перепечатанная из «Колокола» статья депутата Государственной Думы священника А.Л.Трегубова «Колонизация Сибири и миссия среди инородцев» 7 от 17 января 1910 г.). Проблемы православной миссии на Кавказе нашли своё отражение в таких статьях и заметках, как: «Миссионерская деятельность кн[язя] Мелхиседека Накашидзе» 11 от 13 февраля 1910 г.), «Из истории применения системы Н.И.Ильминского на Кавказе» 38 от 25 июля 1910 г.) и «О миссии на Кавказе. (Ответ о. Т.Иваницкому на его статью в 43 «Сотрудника»)» 56 от 27 ноября 1910 г.) грузинского епархиального миссионера А.Платонова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В епархиях оказывают помощь нуждающимся семьям мобилизованных 20.02.2023 15:04:54 МОСКВА Управлением делами Московской Патриархии 28 декабря 2022 года во все епархии на территории России было направлено циркулярное письмо об организации церковной помощи семьям мобилизованных. Согласно циркуляру, в каждой епархии должен быть назначен ответственный за данное направление деятельности. Во многих епархиях уже началась работа по организации помощи семьям мобилизованных: создаются Координационные центры помощи и группы поддержки в мессенджерах, проходят встречи с семьями, оказывается гуманитарная помощь, привлекаются волонтеры. В Екатеринбургской епархии нуждающиеся семьи мобилизованных могут обратиться за помощью в Православную службу милосердия. «Основные виды помощи таким семьям: психологическая, духовная, юридическая, так как семьи мобилизованных часто не знают, какие льготы и пособия им доступны. А также это гуманитарная помощь: продуктовые наборы, средства гигиены, одежда», — рассказал исполнительный директор Православной службы милосердия в Екатеринбурге Евгений Шатских. Обратиться за помощью можно по номеру телефона диспетчера Православной службы милосердия: +7 343 200-07-04. В Чебоксарской епархии нуждающиеся семьи мобилизованных могут обратиться за помощью по номеру телефона +7 927 855-50-60 (координатор помощи Иван Копейкин). В Волгоградской епархии для оказания добровольческой помощи семьям мобилизованных был создан Координационный центр. Он организован по распоряжению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора для того, чтобы иметь оперативную связь с семьями мобилизованных, получать просьбы и своевременно на них реагировать. Такой же центр создан и в Кузнецкой епархии. Первая общая встреча семей мобилизованных при участии духовенства Кузнецкой епархии пройдет 21 февраля в 17.00 по адресу: город Кузнецк, улица Дарвина, 23, строение 1. На встречу приглашаются семьи мобилизованных, желающие объединиться в группы помощи. Координационный центр добровольческой помощи семьям мобилизованных будет создан и в Смоленской епархии, а в Астраханской епархии с целью оказания разносторонней помощи семьям мобилизованных уже создан Координационный совет.

http://radonezh.ru/2023/02/20/v-eparhiya...

Закамская укрепленная линия, оконченная в 1658 году, с городом Уфой, составляла юго-восточную границу Казанской епархии и не епархии только, но и всей русской территории с ногайской стороны. Калмыки долго не пускали русских в глубь своих степей; они даже сделали попытку вторгнуться в русские поселения. В 1682 году 40 000 калмыков и ногайцев под предводительством тайши Аюка вторглись в Уфимский уезд и закамские городки. Нужно было прогнать грубых опустошителей-кочевников, а царские войска от скудости, не получая жалованья, разбежались 321 . Только с первой четверти XVIII века начали заселяться свободные земли восточнее притока Волги – Большого Черемшана, где стояли Ерыклинск и Тиинск 322 . Северо-восточная граница от города Бирска, чрез Осу круто поворачивая к западу, шла на Кукарскую слободу выше Уржума. Тут, пересекая среднее течение р. Вятки, она отделяла г. Санчурск с Яранском 323 к Казани и в бассейне р. Ветлуги соединялась с западной границей. Южную часть территории Казанской епархии составляло Астраханское царство, завоеванное в 1556 году 324 . С присоединением его к Казанской епархии, тамошние пределы её ушли далеко на юг до Терского городка на р. Тереке. По главному городу новозавоеванного царства Казанский владыка именовался «и астраханский», вместо свияжский 325 . Скоро, впрочем, южные пределы Казанской епархии значительно сократились. В 1602 году вся область Астраханского царства образовала новую самостоятельную епархию Астраханскую 326 . К Астраханской епархии из состава Казанской отошли церкви малонаселенного, но обширного края вниз по Волге и Медведице, притоку Дона, начиная от Саратова 327 . Все города, составившие Астраханскую епархию, лежали южнее Саратова, почему северная граница её может быть обозначена линией, проведенной от верховьев Хопра, Медведицы, выше Саратова, через Волгу на Яик. Она проходила через пустынные места, так как только к концу XVII в. появляются города на южной укрепленной линии в верховьях Хопра, Суры и Медведицы 328 . В пустыне же терялись северные пределы Астраханской епархии по левую сторону р. Волги. Колонизация края между Волгой и Яиком по р. Самаре и ниже её по притокам Волги Малому и Большому Иргизу – дело позднего времени – начала XVIII века 329 . Северная граница Астраханской епархии, по соседству её с Казанской, была южной границей для последней. Водораздел с правой стороны Волги между притоками Дона – Хопром и Медведицей и притоком Волги – Сурой, с левой – между Самарой и Яиком был общим у Казанской епархии с Астраханской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При содействии Синодального отдела по делам молодежи в епархиях проводятся мероприятия, приуроченные к Дню трезвости 10 сентября 2022 г. 20:45 11 сентября в России ежегодно отмечается День трезвости. По благословению председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Истринского Серафима в Сибирском федеральном округе пройдет акция «Есть такой праздник». Она направлена на распространение печатной продукции, посвященной Дню трезвости и популяризации среди молодежи здорового образа жизни. Также запланированы региональные вебинары, спортивные мероприятия, тематические беседы, лекции, выставки. Кроме того, состоится презентация методической базы, составленной Координационным центром молодежного служения в Сибирском федеральном округе. Методическая база представляет собой подборку готовых к использованию листовок, опросников, презентаций, сценариев, дипломов и видеоматериалов. Презентации и листовки содержат информацию об истории Дня трезвости, предлагают онлайн- и офлайн-форматы проведения празднования и пошаговые алгоритмы организации мероприятий. Такая база фактически является готовой основой для проведения акций, приуроченных к Дню трезвости. Все материалы для ознакомления и использования представлены в группе социальной сети «ВКонтакте» в разделе «Темы материалов. День трезвости».  В рамках деятельности Всецерковного православного молодежного движения (ВПМД) к акции присоединяются епархиальные молодежные отделы, клубы и объединения. Так в Екатеринодарской епархии пройдут просветительский концерт «С верою в любовь», в рамках акции «За здоровый образ жизни» будет продемонстрирован тематический видеоролик, состоится лекция врача Д.С. Гасановой «Опасные напитки», будет организована раздача информационных листовок о вреде алкоголя. Также в этот день планируется закрытие пленэрного проекта «Русская Атлантида. Кубань». В Астраханской епархии пройдет Фестиваль русских народных игр «Воля и сила духа!», организованный епархиальным отделом по делам молодежи совместно с Министерством физической культуры и спорта Астраханской области и Агентством по делам молодежи Астраханской области.

http://patriarchia.ru/db/text/5957817.ht...

Миссионерская деятельность в других епархиях европейской России 1) В Казанской епархии 2) В Вятской епархии 3) В Архангельской епархии В Самарской епархии 6) В Саратовской епархии 7) В Уфимской епархии 8) В Пермской епархии 9) В Екатеринбургской епархии Раскол Выдающиеся события в жизни раскола Отношение раскольников к всероссийской народной переписи 1897 г. Сектантство Противоправительственное движение в среде духоборов-постников О появлении новой секты в Астраханской губернии Об обнаруженной в Якутской области новой секте противоправительственного направления Меры борьбы с расколом и сектантством IV. Наши заграничный церкви и миссии Освящение новой русской церкви в Иерусалиме О принятии Святейшим Синодом в свою собственность сооруженной в городе Канне церкви Миссии и церкви Алеутской епархии Православная миссия в Японии Учреждение духовной миссии в Корее V. Отношение русской Церкви к единоверным церквям Востока и славянских земель Приветственные послания Св. Синода Разрешение сбора пожертвований Пожертвования, оказанные Св.Синодом: утварью, церковными облачениями и другими предметами церквям и монастырям за границей: в 1896 г. В 1897 г. Деньгами разным учреждениям и лицам в 1896–97 гг. О безмездном отпуске книг церквам и монастырям за границей: в 1897 г. В 1897 г. VI. Духовное просвщение Духовно-учебные заведения Состав начальствующих и служащих Число и состав студентов Присуждение ученых степеней Присуждение премий Учебно-вспомогательные учреждения при академиях: библиотеки и музеи О введении наук истории и разбора западных исповеданий и история и обличение русского раскола в круг общеобязательных предметов академического образования О введении форменной одежды для студентов Казанской академии и об увеличении оклада содержания казеннокоштных студентов Духовные семинарии Некоторые частные распоряжения относительно семинарий и служащих в них Об увеличении ежегодного сметного ассигнования на содержание зданий некоторых духовных семинарий Духовные училища Некоторые распоряжения о духовных училищах Женские училища духовного ведомства и некоторые частные распоряжения относительно них Состояние епархиальных женских училищ Важнейшие мероприятия по духовно-учебному ведомству в 1896 и 1897 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

После присоединении Тамбовской епархии и г. Борисоглебска к Синодальной области южные границы её отодвинулись до устья реки Вороны в Хопер, где стояла Новохоперская крепость, построенная в 1710 г. и принадлежавшая Воронежской епархии. 291 Восточнее – в бассейне р. Медведицы Синодальная область граничила с Астраханской епархией. В расширенном объеме, в 1724 г., в Синодальной области было всего – 4675 церквей. 292 В 1725 г. 19 церквей Ржевского уезда, Новоторжской приписи отошли со всеми доходами в Синодальную область, они издревле состояли в Новгородской епархии и только по указу патриарха Иоакима, «незнаемо каким случаем», были приписаны к Патриаршей области. В 1721 г. 28 апреля по просьбе новгородского архиепископа Феодосия погосты были возвращены ему, в уважение жалоб духовенства. Патриаршие ржевские и тверские приказные люди, дворяне и солдаты, «чинили отписанному духовенству многие убытки в денежных сборах». 293 Любопытно рассуждение самого Синода по поводу вторичного присоединения ржевских церквей к бывшей Патриаршей области. 24 мая 1725 г. Синод рассуждал так: 19 погостов Ижевского уезда 28 апреля 1721 г. приписаны были к Новгородской епархии «для лучшего токмо обретающихся тамо церковников охранения», ныне же «для многого в Синодальном штате недостатка» доходы ржевских погостов оказались «зело нужными», а потому и приговорил, «отреша их от Новгородской епархии» со всеми доходами приписать в ведомство Синодального дома. 294 Таким образом, материальный интерес по-прежнему брал перевес над охранением церковников даже у самого Св. Синода. Тот же материальный интерес, долго был одной из главных причин двойственности епархиальной подведомственности городов и уездов Синодальной области, пограничных с Нижегородской епархией и переполненных раскольниками. Как известно, города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по р. Унжу по денежным делам ведались в бывшем Патриаршем Приказе, а по другим отраслям епархиального управления давно подлежали ведению нижегородского епископа Питирима. При учреждении Св. Синода Питирим писал (26 февраля 1721 г.) Феодосию, архиепископу новгородскому: «про Арзамас и Вязники доложить Государю, чтобы им быть в Нижегородской епархии, понеже раскольников тут много» и архиерею (т. е. Питириму) за ними следить нельзя, потому они не его епархии, и из Нижегородской епархии (раскольники) тут укрываются». 295 Приговор Св. Синода состоялся через год. 15 февраля 1722 г. определено: «города Яропольч, Гороховец, Арзамас и Вязниковскую Слободу и уездных всякого звания людей духовными и раскольническими делами и поставлением во священство, кроме сборов, которые собирались и высылались в прежде бывший патриарший дом, а ныне присылаются в Свят. Правит. Синод, ведать преосвященному Питириму». Последний обязывался, доставлять в Синод двойные раскольничьи оклады. 296 То же самое, только раньше (25 сентября 1721 г.), подтверждено относительно Юрьевца-Повольского. 297

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Астрахани, а потому хорошо знает, какое горячее участие принимал Преосвященный в школьном деле. Бывало придешь в какую-либо школу и непременно услышишь, что был Владыка, делал то-то, указал на то-то и т. п. В конце каждого учебного года наблюдатель представлял Преосвященному расписание экзаменов выпускных и переводных, и он непременно побывает во многих школах на том или другом экзамене, так что ему хорошо была известна постановка учебно-воспитательного дела в каждой школе не по отчетам только наблюдателя, но и по личным наблюдениям. В то время в Астраханской епархии был большой недостаток в кандидатах на священно-служительские должности; много священнических и диаконских мест оставалось вакантными, а потому была нужда в диаконо-учителях для церковно-приходских школ. Еп. Евгений открыл доступ на диаконо- учительские места учителям министерских школ, которые, по выдержании экзамена в особой комиссии, и занимали оные. Более достойные из них впоследствии возводились в сан священника. Это возбуждало между ними соревнование и содействовало процветанию церковно-школьного дела. Экзамены в комиссии, снисходительные на первое время, впоследствии были довольно строгие, так что на диаконо-учительские места могли поступать из министерских школ только лучшие силы. В церковно-школьном деле, как деле в то время еще новом, наблюдателю приходилось встречать не мало затруднений, недоразумений и т. п., и со всем этим он во всякое время мог обращаться лично к Владыке и получал от него руководственные указания. Приходилось иногда наблюдателю делать промахи и ошибки, но никогда за это он не получал не только слова порицания, но даже и укоризненного взгляда. Умел Владыка наставить и вразумить ласково и радушно, не оскорбляя деятеля за невольные ошибки. Умел также Владыка расположить наблюдателей к деятельности, хотя деятельность их была не только безплатная, но и требовала не мало собственных средств на разъезды по школам и другие расходы по заведыванию школами. И церковные школы в Астраханской епархии, особенно в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010