После закрытия школы помещения мон-ря перешли в ведение Приказа общественного призрения. В связи с учреждением в Астрахани в 1788 г. народного уч-ща значительная часть монастырских зданий была разобрана, кирпич использовали для строительства уч-ща. В 1800 г. в монастырском доме был устроен острог. В 1806 г. губернатор обратился в Мин-во внутренних дел с прошением дозволить окончательно разобрать здания мон-ря, но благодаря вмешательству Астраханского архиеп. Анастасия (Братановского-Романенко) был разобран лишь обветшавший придел прп. Сергия (сохранился его подклет). В 1815 г. на средства частного жертвователя был отремонтирован Троицкий собор, в 1828 г., при архиеп. Павле (Саббатовском), началось восстановление трапезной церкви, престолы к-рой были освящены в честь Богоявления Господня (бывш. Введенский), во имя прп. Павла Фивейского (бывш. Сретенский), в 1842 г. придел был переосвящен во имя свт. Митрофана Воронежского. В 20-х гг. XIX в. помещения мон-ря были возвращены епархии, Троицкий собор приписан к кафедральному Успенскому собору в качестве зимнего храма и в 1886 г. стараниями архиеп. Евгения (Шерешилова) капитально отреставрирован. Каменный пол был заменен деревянным, круглые колонны - восьмигранными, у входа на паперть была пристроена каменная лестница, на запад и восток от нее протянулась деревянная резная ограда. В 1894/95 г. по распоряжению еп. Митрофана (Невского) в соборе вновь были проведены реставрационные работы. В 1930 г. Троицкий собор был закрыт, в нем разместился окружной архив. В результате проведенных в 70-х гг. XX в. реставрационных работ в соборе вместо шлемоподобных куполов были сооружены купола луковичной формы, покрытые листовой медью, установлены позолоченные кресты, воссоздана галерея-гульбище, расчищены белокаменные детали по карнизу. С 1973 г. монастырские постройки входят в состав историко-архитектурного ансамбля «Астраханский кремль». Арх.: Летопись Троицкого мон-ря//ОРК Астраханского ист.-архит. музея-заповедника. КП. 41422/3 [Синодик А.

http://pravenc.ru/text/76744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Астрахани близ кремля (на пересечении совр. улиц Советская и Морской Сад). В 1604 г. по благословению первого Астраханского архиеп. свт. Феодосия (Харитонова) «за острогом, на бугре, у убогаго дома» иером. астраханского во имя Св. Троицы мон-ря Мисаил построил деревянную церковь, рядом с к-рой хоронили странников. 25 мая 1620 г. церковь была освящена в честь Вознесения Господня, вокруг храма собралась монашеская община. Вскоре близ мон-ря возникла небольшая слобода для монастырских служек, к 1630 г. насчитывавшая до 70 дворов. В 1641 г. игум. Герасимом было начато строительство в А. м. каменной Знаменской ц., прекратившееся после его смерти, в 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел завершить строительство храма за счет казны, в 1699 г. он был возведен и освящен в честь Благовещения. Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал мон-рю денежную ругу и рыбные ловли на р. Кутум, в 1617 г. царь Михаил Феодорович взамен руги предоставил мон-рю пошлинные льготы на рыбные ловли и соляные промыслы, а также запретил забирать в стрельцы и на государеву службу бежавших из плена, из Ногайского и Крымского ханств, выходцев из России, поселившихся рядом с мон-рем. В 1624 г. обитель получила также денежный и хлебный оклад и право беспошлинно собирать соль на озерах в 2 раза больше, чем прежде, монастырские крестьяне были освобождены от казенных работ. В 1628 г. астраханский воевода пожаловал в откуп мон-рю учуг Вешняк и протоку Василиску. В 1672 г. царь лишил астраханское духовенство ряда льгот и возложил на него часть гос. расходов - А. м. начал платить пошлины с рыбных ловель, астраханский воевода вывел в посад из монастырской слободки 56 чел., в 1704 г. рыбные ловли мон-ря были отданы астраханскому в честь Преображения Господня мон-рю . Эти меры привели к резкому ухудшению экономического положения мон-ря и недовольству братии, принявшей активное участие в астраханском бунте 1705-1706 гг., инициатором к-рого был игум. А. м. Рувим. После подавления бунта А. м. был упразднен, на его территории разместился астраханский в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь .

http://pravenc.ru/text/76748.html

Arhiva La 26 i 27 septembrie a avut loc vizita de Întâi sfinit ierarh a Sanctitii Sale Patriarhul Chiril la Mitropolia de Astrahan 27 septembrie 2017 21:42 26-27 сентября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Астраханскую митрополию , приуроченный к празднованию 300-летия Астраханской губернии. 26 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Ахтубинскую епархию . В г. Ахтубинске Святейший Владыка посетил кафедральный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери и духовно-просветительский центр, также возложил цветы к мемориалу «Крыло Икара», посвященному летчикам-испытателям, и посетил часовню при мемориальном комплексе, где совершил литию по погибшим летчикам-испытателям. В тот же день, по прибытии в Астрахань, Святейший Патриарх Кирилл посетил строящийся храм Святой Живоначальной Троицы в микрорайоне им. Бабаевского и совершил чин освящения накупольного креста для Свято-Троицкого храма. Затем Предстоятель посетил  Каспийский институт морского и речного транспорта в Астрахани, где совершил чин освящения закладного камня в основание храма святителя Николая Чудотворца. Вечером 26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Владыка совершил всенощное бдение в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Астрахани. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Церкви возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля. По окончании богослужения состоялся прием от имени губернатора Астраханской области А.А. Жилкина по случаю визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по завершении которого Святейший Владыка в сопровождении губернатора Астраханской области А.А. Жилкина и  митрополита Астраханского и Камызякского Никона   посетил Покровский кафедральный собор Астрахани и расположенное рядом с собором епархиальное управление Астраханской епархии. В тот же день Предстоятель Русской Церкви осмотрел бывший Благовещенский Новодевичий женский монастырь г. Астрахани.  В завершение визита в Астраханскую митрополию Святейший Патриарх Кирилл посетил Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова, расположенный в селе Началово Астраханской области. На плацу Кадетского корпуса Святейший Владыка освятил накупольный крест для строящегося Донского храма Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5019525...

К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной. Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.

http://pravenc.ru/text/168281.html

В 1554 г. к Московскому царству было присоединено Астраханское ханство. Вскоре местные жители, в том числе и татары, стали переходить в православие. Так поступила бывшая ханша Ельякши, которая прибыла в Москву и крестилась (приняв имя Иулиания) вместе с новорожденным сыном. В Москве она вышла замуж за именитого боярина Плещеева. В 1568 г. в Астрахань был послан игумен Кирилл, который основал в городе миссионерский монастырь Пресвятой Троицы и школу при нем. Епархия была открыта только в XVII в., при св. Патриархе Иове. После падения Казанского и Астраханского ханств князья Кавказа и Сибири стали просить покровительства у русского государя. В частности, сибирский князь Эдигер поздравил царя Иоанна со взятием Казани и Астрахани (1555) и сам предложил платить царю дань. В 1552 г. черкесские князья просили принять их в подданство и защитить от крымских татар. Впоследствии, приезжая в Москву со свитой (1555—1558 гг.), некоторые из них принимали крещение и оставались на службе у царя. Так, например, в 1559 г. в Москву прибыл мурза Чюрак с просьбой крестить всех черкесов, и государь послал на Кавказ священников и своего воеводу Вишневецкого. Спустя время такая же просьба пришла со стороны кабардинцев, и к ним также были посланы священники и воевода Черемисинов. Теперь в пределах государства оказались различные племена и народности. Финские племена вотяков (удмурты), черемисов (мари), мещеры изначально придерживались язычества — шаманизма, но уже находились под влиянием либо ислама, либо христианства. Так, в среде черемисов (мари) уже в XVI в. заметно исламское влияние. Финское племя мордва оказалось под христианским и русским влиянием с XIV в.: будучи землепашцами, мордвины быстро усвоили русский язык и обычаи, приняли христианство, однако и язычество у них отчасти сохранялось. Тюркские племена — потомки волжских булгар чуваши — придерживались шаманизма и уже начинали переходить в ислам, а среди башкир в начале XVI в. мусульманство приняли многие. До завоевания Казанского и Астраханского ханств эти народы, кроме мордвинов, были почти незнакомы с христианством, разве только через русских пленников. Напомним, что, взяв Казань, Иван Грозный освободил около 60 тыс. (по др. данным — 120 тыс.) русских пленников. Все эти народы предстояло просветить верой Христовой, и святители казанские были, по существу, первыми просветителями этого края.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Икона священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского (†1919) Почитание На иконе написанной по случаю прославления Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году на десятом клейме владыка Митрофан был изображен с нимбом святого , участвующим в историческом Астраханском крестном ходе, организованном им же в 1918 году. Архиерей изображен в центре группы верующих, смело движущихся навстречу нацеленных на них винтовок большевистских солдат. В декабре 2001 года архиепископ Астраханский Митрофан был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. 14 апреля 2002 года в Астраханском Покровском кафедральном соборе , по благословению архиепископа Астраханского Ионы , состоялось торжественное прославление нового угодника Божия. Был оратор, считался редким талантливым человеком, блестяще совершал богослужение. Имел резкий характер. Молитвословия Тропарь, глас 4 , в конец вечерни От юности твоея заповеди Господни добре сохраняя,/Богови во всяком долготерпении благоугождал еси,/ревнуя о благоустроении и процветении Церкве Православныя,/да прославится Отец Небесный во чадех ея,/и в годину лютых гонений на веру святую исповедник безстрашен явился еси,/за Христа мученическую кончину прияв,/и ныне предстоя Престолу Святыя Троицы/молися, святителю отче Митрофане,//о всех любовию чтущих святую память твою. Ин тропарь, глас 3 , на Бог Господь: Подвигом добрым яко святитель Христов подвизался еси,/веру Православную непорочно соблюд,/во время гонения лютаго мучителей прещения не убоялся,/священномучениче Митрофане,/яко первомученик Стефан,/убивающим тя рекл еси: Господь да простит вас./Сего ради уготовал ти венец правды,/егоже да воздаст Господь, молитвами твоими//всем почитающим тя. Ин тропарь, глас тот же , на Бог Господь на Слава: Воронежския земли прозябение,/во иночестве святителю Митрофану тезоименитый,/страну Белорусскую труды своими украсивый,/слова Божия проповедниче велегласный,/Собора Поместнаго уста богодухновенная,/Патриарха Тихона соработниче верный,/во граде Астрахани священномученика Иосифа прославивый,/егоже преемник на престоле и в страданиих явился еси,/отче наш Митрофане,/моли Христа Бога//о спасении всех почитающих тя.

http://drevo-info.ru/articles/1673.html

Троицкий храм (Октябрьский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий храм построен в 2009 году по инициативе местных жителей, первый за все время существования поселка Октябрьского, упоминаемого в летописях с XIV века как поселение под названием Балятино, расположенного на Астраханском тракте. Содержание История [ править править код ] Духовская церковь прихода Троицкого храма, находится в поселке Октябрьский Люберецкого района Московской области, который располагается по дороге, ведущей из Москвы в старинный город Коломну. Поселение нынешнего Октябрьского, упоминается в летописях уже с XIV века как поселение под названием Балятино, расположенного на Астраханском тракте. В конце XIX начале XX веков Балятино стало значительным промышленным поселком. Здесь располагалась суконная мануфактура, в которой трудилось население окрестных деревень. В революционные годы рабочий поселок стал революционным центром, а после посещения в 1923 году уже переименованного поселка Октябрьский вождем мирового пролетариата Лениным, он становится культовым для большевиков местом. Православной церкви в поселке никогда не было. В 2004 году, в поселке Октябрьский, была создана православная община, во главе с протоиереем Дмитрием Мурзюковым, благочинным церквей Люберецкого округа Московской (областной) епархии. Администрацией поселка Октябрьский, был выделен земельный участок, предназначенный для строительства храма, расположенный в красивом месте в сосновом бору вдоль федеральной трассы «Урал», неподалеку от поселкового кладбища. С этого момента началось строительство храма в честь Святого Духа, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а храм Святой Троицы, в честь которой был зарегистрирован сам приход, планировалось построить в будущем. Возникшие трудности с подрядной организацией, которая вела строительство храма, не позволили начать строительство в запланированный срок. Работы возобновились с новой строительной подрядной организацией. Были произведены земляные работы под заливку бетона, залиты стены цокольного этажа будущего храма, завезен необходимый строительный материал и собрано несколько венцов деревянного сруба. Завершение нулевого цикла работ, позволило совершить чин закладки (зарубки) храма, который состоялся 16 ноября 2008г., и был совершен благочинным Люберецкого округа протоиереем Дмитрием Мурзюковым, в присутствии глав районной и поселковой администрации, при стечении народа – жителей поселка Октябрьский.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

Подробнее... Храм Феодора Ушакова (Астрахань) [ править править код ] 15 октября 2012 года была произведена закладка храма. Надпись на закладном камне гласит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа осповася сия церковь в честь и память святого праведного воина Феодора Ушакова, при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, при святительстве Высокопреосвященнейшего Ионы архиепископа Астраханского и Енотаевского. В лето от сотворения мира 7520, от Рождества же но плоти Бога Слова 2012 октября месяца в 15 день». 12 июня 2013 года состоялся обряд освящения колоколов, которые были выполнены мастерами из Каменец-Уральска. Они украшены словами благодарности жертвователям и ликами святых. 27 июля 2013 года, в канун 1025-летия Крещения Руси, в стенах строящегося храма прошла праздничная служба, ознаменовавшая окончание основных строительно-монтажных работ. 22 января 2015 года состоялось торжественное освящение куполов и креста, изготовленных в Волгодонске. В этот же день был установлен малый купол на колокольню. 21 мая 2017 года в храме прошла первая архиерейская служба. К Рождеству 2018 года были окончены внутренние работы в храме. Адрес : 414018, Россия, Астраханская область, Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 60 Официальный сайт храма Подробнее... Храм Святой Живоначальной Троицы (Астрахань) [ править править код ] Возведение храма Святой Живоначальной Троицы началось в 2009 году. В 2017 году накупольный крест колокольни нового храма освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Астрахань. Собор Живоначальной Троицы представляет собой двухэтажное двенадцатипрестольное сооружение с нижним ярусом и встроенной колокольней. Общая площадь храма 1500 квадратных метров, он может вместить до полутора тысяч прихожан. Над внутренней росписью церкви работали палехские мастера. Трёхъярусный иконостас в точности повторяет творения художников-иконописцев 12 века. Адрес : Россия, Астраханская область, г. Астрахань, пер. 1-й Сенной, дом 11 Телефон: +7 (8512) 550671

http://azbyka.ru/palomnik/Астрахань_(хра...

688-692 Храмовый комплекс: церкви Троицы и Введения, 18-19 вв. Расположен в центре поселка, на левом (северном) берегу Тезы. Состоит из летней Троицкой и зимней Введенской церквей и сторожки, окруженных оградой с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами. Церковь Троицы построена в 1748-50 гг. вместо прежней деревянной на средства прихожан и пожертвования астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя. Его же " иждивением " в 1775 г. рядом сооружена зимняя церковь Введения. На рубеже 18-19 вв. комплекс обнесен металлической оградой на каменных столбах с угловыми башенками и двумя воротами с востока и запада. Во 2-й пол. 19 в. у западных ворот возведена часовня-сторожка, а расширившийся за счет кладбища участок получил новую ограду с западной, северной и восточной сторон — с двумя часовнями на юго-западном и северо-восточном углах. Часть восточной стороны ограды была заменена на рубеже 19-20 вв. В плане территория комплекса образует неправильный четырехугольник. В ее южной части, обращенной к реке и обширной ярмарочной площади, находящейся на другом берегу, расположены основные постройки, а северную занимает кладбище. Вытянутый вдоль южной стороны ограды летний Троицкий храм чуть сдвинут с главной оси, которую определяют поставленные почти друг против друга восточные и западные ворота. Его объем - более крупный, обладающий выразительным силуэтом, - полностью господствует над невысокой и приземистой церковью Введения, расположенной за ним, на территории кладбища. Хорошая сохранность, сочетание в архитектуре традиций 17 в. с барочными формами, делают комплекс одним из наиболее интересных в области. ВГВ. 1855. 2, с. 13; 7, с. 2; 1864. 27, с. 154; 1867. 52, с. 476-477; Голышев, 1868а; Голышев, 18686; Березин, Добронравов, 1898, с. 408-412; Глебов, Зайцева и др., 1958, с. 92; Шлычков, 1983, с. 146-147. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 692-696 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06172

– Ты назвал книгу Никифора Астраханского ответами: так? – Да; так. – Кому же принадлежат вопросы? Старообрядцам или православным? – Ну, конечно, старообрядцам; они, значит, испрашивали вашего архиерея Никифора, а он им отвечал. – Итак, смотри же, вот тебе стр. 274: читай вопрос 9-й. (Читает): «Первенствующие, Греко-российской святой Церкви, учители в вышеописанных св. книгах пишут и свидетельствуют о двуперстном сложении тако: что взято де от Христа, Апостол и св. отец. В нынешних же новопечатных книгах пишут о двуперстном сложении инако и порицают то двуперстное сложение таким образом: 1). Арианством, Скрижаль, лист 15. 2). Несторианством, тоя ж, лист 16. 3). Македонианством. 4). Злобожным разделением, тоя ж, л. 796. 5). Армянством, тоя ж, лист 11. 6). Ариевой пропастью, тоя ж, лист 796. 7). Армянским кукишем, Облич. лист 9. 8). Армянской ересью, Увет, л. 68 и 119. 9). Адовыми вратами. 10). Волшебным знамением. 11). Демоноседением, Розыск, лист 188. 12). Чертовым преданием, Обличение, лист 26. – Итак, сие вышеописанное ругательство и поношение на двуперстное сложение, в новопечатных книгах писанное, справедливо или не справедливо? И аще справедливо, то почему справедливо? – Вот весь вопрос. Ну и я теперь, значит, тебя, отец, спрошу: справедливо ли так гаждается двуперстное сложение? Если ты, мой друг, прочитал весь вопрос, то надобно читать и весь ответ, сряду положенный. – Видишь, вопрос то одна страница, а ответ, погляди-ка, эна! Два листа слишком. Нет, ты мне сам разъясни, хоть не все порицания: я от тебя хочу знать. Дело будет покороче; а то мне еще много делов то в Москве. – Изволь. Вот книга «Скрижаль». Указание старообрядцев имеет в виду речь патр. Никона к собору, бывшему при нем в лето 7164 или по нашему календарю в 1656 году. Он представил собору основания, по которым надобно изображать крестное знамение сложенными вместе первыми тремя перстами… – А как велят слагать персты св. Мелетий и св. Феодорит? – Позволь, ты не перебивай меня новым вопросом. В сложении первых трех перстов есть указание на равенство и единосущие Св. Троицы. А по слову, приписываемому блаж. Феодориту и по учению преп. Максима грека надобно знаменоваться двумя перстами, а не тремя; причем указание на Св. Троицу заключается в перстах не первых, а в двух последних малых, сложенных с великим, «ими же, говорит патриарх, неравенство Св. Троицы показуется». Возражать против этого не следует; ибо для всякого очевидно, что большой палец и мизинец никак не равны. Принимая во внимание это видимое неравенство, патриарх о нем, т. е. о неравенстве и выразился «есть арианство». Понятно ли, что не сложение перстов есть арианство, а неравенство в их сложении, что тогда могло казаться неправым мудрованием о неравенстве лиц Св. Троицы, подобным арианству, ибо Арий не считал Сына Божия равным Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010