Еще в книге «Рассмотрение книги лжепопа Механикова» Е. Антонова, стр. 21: «Вот наступает роковой 1653 год... Пред самым наступлением великого поста патр. Никон рассылает по московским церквам послание, так наз. «Память»... Эта-то «Память» и делается причиною разделения русской церкви» (слова лжепопа Маханикова). А так наз. «полемические» книги напечатаны или написаны гораздо позднее 1653 года, например «Увет» патр. Иоакима издан 20 сентября 1682 года; «Розыск» св. Димитрия Ростовского 1709 года был разослан в списках, а напечатан в 1745 году; «Обличение» Феофилакта Тверского напеч. в 1745 году; «Пращица» Питирима в 1721 году; «Ответы» Никифора Астраханского в 1790 году; «Жезл Правления» издан от лица собора 1667 года и напечатан в 1668 году – см. «Сборник протоколов» ч. 2, стр. 365, примеч. Следовательно полемические книги, а отсюда и мнимые порицания, никак не могли быть причиной к отделению старообрядцев от православной церкви, а это и главное. § 3. Характер мнимых порицаний Старообрядцы, когда указывают эти порицания из «Ответов» Никифора Астраханского. нередко и неправильно выдают их за его собственные. Но эти порицания находятся в 9 вопросе старообрядцев: «В нынешних же новопечатных книгах пишут о двоеперстном сложении инако, и нарицают то двоеперстное сложение таким образом: арианством и т. д. (стр. 335–336, по изд. 1851 г.). И затем попутно указаны книги, где будто бы так и порицается двуперстное сложение. Разберем здесь некоторые из них: 1) Арианством (Скрижаль л. 15) названо не сложение перстов, а возможное мышление соответственно величины пальцев и о Лицах св. Троицы. Патриарх Никон в «Отвещательном слове» сказавши предварительно о «зазирании» ему восточных овятителей, приведя потом слова преп. Максима Грека (л. 5 и об.), говорит: «Всякому познати мощно, яко не праве сказует обоя таинства. Ни в триех бо перстах, во двою глаголю малых, и в великом пальце, исповедуется добре святыя Троицы таинство, ниже во дву, указательном глаголю и виликосреднем извещается употребительне таинство воплощения Божия Слова, яко в трех убо предреченных перстах по егο мудрованию велие неравенство обрящется Святыя Троицы: и како слышите: яко аще кто великий палец вознепщует быти в место отча лица, всяко возмнится посему Отец быти болий Сына и Духа». И на л. 15 заметил: «еже два малыя перста последния соединити с великим пальцем, ими же неравенство св. Троицы показуется, и есть арианство».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории кремля в Астрахани. Основан в 1567/68 г. игум. прп. Кириллом , к-рый был послан из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным для создания при первой астраханской деревянной ц. во имя свт. Николая (построена в 1558-1560) общежительного мон-ря. К 1573 г. из дерева, привезенного из Казани, были построены храм во имя Св. Троицы, трапезная, келарская, 12 келий, неск. хозяйственных построек, ограда, возводились церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. В мон-ре жили 25 чел. братии и более 20 слуг. На содержание обители Иоанном Грозным была установлена денежная и хлебная руга, определены рыбные ловли на Волге, Бузане, на о-ве Чурка с протоками, пожалован Колмановской учуг, а также дано право беспошлинной торговли. Последние упоминания об игум. Кирилле относятся к 1576 г., его преемниками были игумены Ферапонт ( 25 авг. 1584), Иосиф (1584, 1588-1589), при к-ром А. м. было дано право беспошлинной добычи соли, затем, возможно, Пимен, известный по вкладной надписи на напрестольном кресте 1592/93 г. В 1600 г. игуменом А. м. был св. Феодосий, в 1602 г. ставший первым Астраханским архиереем. Троицкий собор астраханского во имя Св. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг. Троицкий собор астраханского во имя Св. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг. Каменное строительство в А. м. началось в 1592/93 г. с возведения Троицкого собора (освящен 13 сент. 1602, в соборе существовал придел во имя святых Бориса и Глеба), при сооружении к-рого использовали кирпич разобранной для этого Зеленой мечети на Ахтубе. Строительство в А. м. было прервано событиями Смутного времени , когда мон-рь был разграблен. Работы возобновились в кон. 10-х гг. XVII в. при игум. Рафаиле: ок. 1620 г. были сооружены каменные Святые врата с ц. в честь Входа Господня в Иерусалим, к 1623 г.- каменная ц.-колокольня во имя свт. Николая Чудотворца. Деревянная трапезная двухпрестольная ц. в честь Введения во храм Богородицы и Происхождения Честных Древ Креста Господня сгорела во время пожара 1623 г., уничтожившего также все хозяйственные постройки мон-ря и братские кельи, от огня пострадали собор и колокольня с ц. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/76744.html

Если последнее предположение верно, то митрополит Стефан, называя главой церкви Христа, а не патриарха, который являлся с 1589 г. законной главой русской поместной церкви, демонстративно относит себя к сторонникам политики царя, признавая ненужность упраздненного Петром патриаршества. Одновременно эта фраза может быть истолкована и как подчеркнутый отказ самого проповедника от каких-либо личных притязаний на патриаршую власть, и как грозное предостережение тем, кто в ней может быть заинтересован. Это весьма интересный штрих, характеризующий воззрения молодого С. Яворского, которого мы традиционно привыкли считать противником отмены патриаршества на Руси. Слова проповеди 1702 г. разрушают этот сложившийся стереотип. В то же время, признавая все-таки две равноценные силы в Российском государстве, – власть монарха и власть церкви (возглавляемой Христом), проповедник не готов еще к радикальному шагу, который сделал Феофан Прокопович в 1718–1720 гг.: полностью упразднить самовластие церкви, подчинив ее всецело неограниченной власти монарха, утверждая, что «Государь в Государстве своем есть воистину Епископ Епископов». Большое внимание в проповеди 1702 г. уделяется символическому истолкованию трех венцов над орлом. Исторически они появились на российском гербе при Борисе Годунове и знаменовали завоеванные Россией при Иване Грозном Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Ст. Яворский предлагает более широкое, многозначное толкование венцов. Во-первых, венец – это «знамение победы», которое дается России за военные подвиги и труды, за победы «над супостатами». Но самое главное, тричисленный венец – это символ св. Троицы, «тройческой православной веры», за которую подвизались и подвизаются православные российские монархи (л.4об.). В этой связи проповедник перечисляет те различные «царства», которых гораздо больше, чем три (казанское, сибирское, астраханское, касимовское, иверское и прочие) и которые были завоеваны русскими православными монархами, «веры святыя троические апостольские восточные великими ревнителями и расширителями и хранителями» (л.5).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Ректор семинарии взял на себя безплатно редактирование и цензуру Епархиальных Ведомостей; преподаватели семинарии изъявили готовность участвовать в издании своими трудами. Таким образом найдены были и средства на издание Епархиальных Ведомостей, и сотрудники. По представлению еп. Хрисанфа, указом Св. Синода от 28 мая 1875 г., разрешено было издание Астраханских Епархиальных Ведомостей, и 1 их вышел 1-го сентября того же года под редакцией ректора семинарии, архимандрита Александра. Основанные еп. Хрисанфом Астраханские Епархиальные Ведомости вот уже около 25-ти лет служат органом местной епархиальной жизни и проводником мероприятий Епархиального Начальства. Особенно же еп. Хрисанфа занимало дело просвещения светом христианской веры инородцев-язычников и обращение заблуждающихся – раскольников и сектантов, и в этом отношении им сделано многое. «В виду малонаселенности г. Царева и недостатка в нем людей образованных», основанное здесь в 1873 году Братство Св. Троицы, для лучшего достижения своих миссионерских целей, переведено в г. Астрахань и учреждено при кафедральном соборе. Устроен миссионерский стан в Улан-Эрге с церковью, освященной 13 октября 1877 г. и с причтом. 30 декабря 1875 года открыта при Чуркинской пустыни школа с приютом для детей киргиз-кайсаков. 18 августа 1876 года открыт в селе Вахромеевке приют-школа для обучения калмыцких мальчиков, чтобы из среды самих калмыков приготовить миссионеров. При обозрении епархии еп. Хрисанф посещал кочевья крещеных калмыков, внушал им ходить в храм Божий, исполнять христианские обязанности, раздавал им крестики и т. п. Для воздействия на раскольников и сектантов открыты при Христорождественской церкви г. Астрахани публичные по воскресным дням собеседования. В августе 1877 года учреждена должность особого миссионера, на содержание которого изыскано по 1259 руб. ежегодно. В начале 1877–1888 учебного года при Астраханской семинарии открытъ класс для преподавания учения о молоканской секте и расколе, на каковой предмет монастыри, по предложению Преосвященного, изъявили согласие жертвовать ежегодно по 150 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство , первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) . 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство , в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство . В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва . В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости» . В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан . Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва .

http://pravenc.ru/text/76736.html

Рубрики Коллекции 15 загадок древнего Кремля: астраханская молодежь посостязалась в интеллектуальном квесте 23 февраля в древних стенах Астраханского Кремля прошел увлекательный и познавательный «Кремлевский квест», в котором приняли участие молодежные команды с различных уголков Астраханской области. 28.02.2020 В Астрахани дети рассказали о родных, защищавших страну в годы Великой Отечественной войны 20 декабря актовом зале Астраханского Государственного Университета состоялась церемония награждения призеров и победителей ежегодного областного конкурса «”Андреевские чтения: Великая Победа: наследие и наследники”» – детская секция регионального этапа Международных Рождественских чтений. 23.12.2019 Метеориты и телескоп на территории храма в Астрахани На территории Свято-Троицкого храма Астрахани прошла открытая просветительская акция «Взгляд в телескоп: светила небесные» 20.05.2019 Квест-игра «Спаси библиотекаря» 24 марта молодежное движение «Андреевцы» подготовило и провело для детей прихожан храма апостола Андрея Первозванного интерактивную поучительную квест-игру «Спаси библиотекаря», приуроченную Дню православной книги. 26.03.2019 " Добрый колобок " и " Ангельский мир " в школе-интернате В Астрахани 25 февраля в школе-интернат им. Степана Здоровцева для детей с особенностями развития показали кукольный спектакль «Добрый колобок» и провели интерактивную познавательную игру «Ангельский мир». Школу-интернат посетили священник храма апостола Андрея Первозванного иерей Димитрий Давыдов, сотрудник Отдела религиозного образования Астраханской епархии Чернов Максим, руководитель добровольческой организации оказания социальной помощи организации «Силы добра» Александр Засорин,… 01.03.2019 В Астрахани прошла благотворительная акция «Подстрижём ребенка к школе!» Стилист-парикмахер подарил красивые прически детям из многодетных и малообеспеченных семей – прихожан храма апостола Андрея Первозванного. 11.01.2019 19.11.2018 24.09.2018 Астраханские школьники приняли участие в мастер-классе по росписи стен храма 20 сентября в Астрахани в рамках сотрудничества храма апостола Андрея Первозванного и МБОУ «СОШ для учеников казачьего класса школы организовали экскурсию в храм Святой Живоначальной Троицы. 21.09.2018 Астраханская молодежь сыграла в футбол с заключенными исправительной колонии Братья из молодежного движения при храме апостола Андрея Первозванного в составе сборной команды Православной молодежи Астраханской епархии посетили исправительную колонию 10. 13.06.2018 Юных астраханцев обучили стрельбе и военному делу Мероприятие в астраханском храме апостола Андрея Первозванного было приурочено ко Дню защиты детей. 04.06.2018 29.03.2018 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/authors/chernov-maksim

Нет, я никуда не уеду от своей паствы, на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии». После получения офиц. разрешения патриарха и Синода на 24 мая 1919 г. было назначено торжественное прославление сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Первоначально центром торжеств предполагалось сделать Успенский собор. Однако 23 мая военные власти закрыли для верующих доступ в кремль. Тогда М. благословил провести торжественное богослужение в близлежащем к кремлю Знаменском храме. 24 мая по окончании литургии верующие крестным ходом направились к Успенскому собору, где покоились мощи сщмч. Иосифа. Близ Пречистенских ворот кремля красноармейцы встретили крестный ход огнем из винтовок и пулеметов. 7 июня 1919 г., в канун праздника Св. Троицы, М. служил в Троицкой ц. и после всенощной остановился на ночь у настоятеля, намереваясь провести утром в этом же храме литургию. В 1-м часу, когда он делал наброски к проповеди, в кабинет настоятеля ворвались вооруженные красноармейцы и арестовали архиепископа. В ту же ночь был арестован и еп. Леонтий. Архиереев обвинили в организации контрреволюционного заговора с целью отравить цианистым калием высшее военное командование и личный состав воинских частей. Несмотря на ходатайства клира и прихожан неск. храмов об освобождении М. на поруки и надуманность обвинений, большевистское руководство во главе с председателем Астраханского временного революционного комитета С. М. Кировым вынесло обвиняемым смертный приговор. В ночь на 6 июля 1919 г. М. и еп. Леонтий были расстреляны во внутреннем дворике Астраханской ЧК (в наст. время в здании Кировского райвоенкомата). Верующим удалось тайно выкупить тела казненных, их похоронили за городом близ Покрово-Болдинского мон-ря. Панихиду отслужил прот. Димитрий Стефановский. На могиле сначала сделали маленький холмик, позднее соорудили небольшой памятник из кирпича. В 1930 г. памятник по решению властей был разрушен, чтобы пресечь паломничество верующих астраханцев, после этого могила М. была утрачена. В 90-х гг. ХХ в. предпринимались попытки отыскать место захоронения, но они не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/2563414.html

Архив Пн 26-27 сентября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Астраханскую митрополию 27 сентября 2017 г. 21:42 26-27 сентября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Астраханскую митрополию , приуроченный к празднованию 300-летия Астраханской губернии. 26 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Ахтубинскую епархию . В г. Ахтубинске Святейший Владыка посетил кафедральный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери и духовно-просветительский центр, также возложил цветы к мемориалу «Крыло Икара», посвященному летчикам-испытателям, и посетил часовню при мемориальном комплексе, где совершил литию по погибшим летчикам-испытателям. В тот же день, по прибытии в Астрахань, Святейший Патриарх Кирилл посетил строящийся храм Святой Живоначальной Троицы в микрорайоне им. Бабаевского и совершил чин освящения накупольного креста для Свято-Троицкого храма. Затем Предстоятель посетил  Каспийский институт морского и речного транспорта в Астрахани, где совершил чин освящения закладного камня в основание храма святителя Николая Чудотворца. Вечером 26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Владыка совершил всенощное бдение в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Астрахани. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Церкви возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля. По окончании богослужения состоялся прием от имени губернатора Астраханской области А.А. Жилкина по случаю визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по завершении которого Святейший Владыка в сопровождении губернатора Астраханской области А.А. Жилкина и  митрополита Астраханского и Камызякского Никона   посетил Покровский кафедральный собор Астрахани и расположенное рядом с собором епархиальное управление Астраханской епархии. В тот же день Предстоятель Русской Церкви осмотрел бывший Благовещенский Новодевичий женский монастырь г. Астрахани. 

http://patriarchia.ru/db/text/5018591.ht...

Как только Владыка узнал об этом, он отслужил молебен перед привезенной из Астрахани иконой нового угодника, не дожидаясь общесоборного молебна по этому случаю. Поместный Собор выпустил особое деяние, которое и было оглашено позже во всех храмах города Астрахани. День официального прославления святителя Иосифа был назначен только на 11 мая 1919 года, в связи с тревожной обстановкой как по всей стране, так и в Астрахани. 20 апреля, на пятой седмице Великого Поста, закончилась вторая сессия Поместного Собора, и епископ Митрофан выехал в свою епархию. К празднику Светлого Христова Воскресения он получил большой подарок: постановлением Священного Синода Владыка был возведен в сан архиепископа. Не менее важным делом для архиепископа Митрофана, кроме его благочестивых трудов на Поместном Соборе, стало сохранение своей епархии от расколов и нестроений. 11 мая 1918 года Владыка совершил прославление святителя Иосифа, митрополита Астраханского. Торжественное богослужение происходило в Знаменском храме. Была попытка организовать крестный ход в Успенский собор, к мощам святителя, но власти не допустили этого. 8 июня произошло скорбное событие, которого со страхом ожидали верующие астраханцы: архиепископ Митрофан был арестован. Случилось это накануне праздника Святой Троицы в доме настоятеля Троицкого храма протоиерея Григория Степанова. Владыка Митрофан был арестован в два часа ночи. В ту же ночь в Иоанно-Предтеченском монастыре был арестован викарий Астраханской епархии епископ Леонтий. Священноисповедников обвинили в причастности к белогвардейскому заговору и даже причислили к его руководителям. Хранящееся в архиве дело о контрреволюционной деятельности Астраханского святителя дает истинную картину происходившего: на самом деле никакого заговора не было, а его существование задумано специально для оправдания ряда карательных мероприятий. Собравшийся в Троицком храме народ был крайне смущен и глубоко опечален непонятным арестом архиепископа. Предполагая, что Владыка взят для каких-либо допросов, так как собственной его вины за ним никто не находил, народ с нетерпением ожидал возвращения его для назначенного служения 9 июня на кладбище, но и туда он не был отпущен.

http://pravicon.com/info-2955

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010