В 1715-м году приходные книги фиксировали 6.300 рублей: 6.000 рублей из казны, 255 рублей за погребальные места и 45 рублей вкладов от разночинцев на строение. В 1716-м году цифра поступлений крайне понизилась: 229 рублей из казны и 100 рублей за погребальные места. В 1717-м году из казны ничего не было отпущено, весь приход – 446,80 рублей – был «за погребальные места». 1718-ый год принес некоторое разнообразие в статьи прихода: за погребальные места 300 рублей; от крестьян села Валдая Петра Карпова и Дмитрия Шилы «в строение с откупного Зимнегорского кабака» 200 рублей; от стольника Феодора Лукина Мартемьянова «в строение» 1.150 рублей; от Царицы Екатерины Алексеевны «по благоверной блаженные памяти царевне Наталии Алексеевне в поминовение во всякое монастырское строение» 3.000 рублей; из Канцелярии Тайных Дел «в поминовение в сорокоуста по царевиче Алексее Петровиче» 20 рублей и от архимандрита Феодосия «в поминовение и на строение по нем же, царевиче», 80 рублей; – всего 4.750 рублей 744 . В 1718-м году Петр отдал на строение Александро-Невского Монастыря деньги и имущество, оставшиеся после скончавшегося Астраханского митрополита Сампсона. Ходатайствуя, в письме 17-го апреля 1719-го года, о высочайшем указе на приведение этого в исполнение, архимандрит Феодосий вместе с тем испрашивал высочайшего повеления, чтобы «и прочих епархий преставляющихся архиереев келейные деньги и вещи собирать, для поспешения строения», в Александро-Невский Монастырь «в помощь государственной казны, понеже суммы немалой для великого и регулярного и поспешного строения помянутой Монастырь будет требовать» 745 . В апреле 1720-го года архимандрит Феодосий вновь писал Царю: «По твоему Царского Величества именному указу созидается гошпиталь Святой Троицы и Александра Невского. А по рисунку на оное создание надобно денег немалое число. А после бывшего епископа Ростовского Демида ростриги платье и пожитки его да 400 золотых червонных взято в Москву в Монастырской Приказ. Да бывший же Дионисий, архиепископ Вятский, который ныне живет в Москве в Данилове Монастыре, имеет при себе и по разным местам, а именно: в Москве, в доме своем, что у Серпуховских ворот, в котором ныне живет вдова сына его, Дионисеева, бывшего дьяка, Яковлевская жена Давидова, да в доме ж Алексея Чоглокова многое богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

сост. Александр Ратшин Астраханской губернии МОНАСТЫРИ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2-го класса, в губернском городе Астрахани. Основан в 1597 году. Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Казанской Божией Матери, с приделом Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; 2) над св. вратами, Зосима и Савватия, Соловецких чудотворцев; 3) в Восточной башне, всех Святых. Монастырь сей до 1677 года был приписан к дому Святейшего Патриарха. Ныне здесь имеют пребывание астраханские архиереи. – Обитель находится под управлением архимандрита, который вместе с тем и Ректор помещающейся здесь же с 1777 года семинарии. ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ, муж. заштатный, в губернском городе Астрахани. О времени основания его не известно. В нем три церкви: 1) Соб. Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 2) Иоанна Воина, 3) Сретения Господня, с приделом Рождества Иоанна Крестителя. БОЛДИНСКИЙ, или ОБЛОНДИНСКИЙ, муж. заштатный, близ Астрахани, на Болдинском острове, образуемом реками Болдою, Катумою и Волгою. Когда основан, неизвестно. Здесь соборная церковь Воскресения Христова, существующая с 1768 года. ЧУРКИНСКАЯ пуст. муж. называемая также и Спаским-Николаевским монастырем, в 60 верст. от Астрахани, на устье реки Чурки, впадающей в Волгу, которая тут образует плес, именуемый Чуркинские воды. Обитель эта построена в 1731 ходу архимандритом Мефодием. Здесь церковь Николая Чудотворца. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, жен. 3-го класса, в губернском городе Астрахани; за белым городом, против Вознесенских высот. Основан в 1754 г. архимандритом Мефодием на иждивение Епископа Астраханского Иллариона. Здесь соб. церковь Благовещения Богородицы. МОНАСТЫРИ УНИЧТОЖЕННЫЕ: ТР0ИЦКИЙ, муж. в губернском городе Астрахани. Здесь церковь Живоначальной Троицы, с приделом Введения во храм Богородицы, построена 1602, а освящена 13 сентября 1611; придел же освящен в 1620 году. О времени основания монастыря сведений нет, а известно только, что в конце XVI в. он уже существовал. – Из настоятелей этой обители известны архимандриты: Кирилл, уважаемый за благочестивую жизнь (который здесь и погребен) и Иосиф, бывший потом, с 1659, митрополитом в Астрахани и принявший мученическую кончину от сообщников бунтовщика Стеньки Разина. – В общей братской могиле погребен пострадавший вместе с Преосвященным Иосифом, воевода Астраханский, князь Иван Семенович Прозоровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1955 году здание было разрушено. В наши дни на его месте установлены камень и поклонный крест с лампадой. Церковь Зосимы и Савватия После закрытия монастыря церковь была разрушена. В 1950-е годы на ее месте было построено трехэтажное здание. Церковь Иоанна Предтечи Эта церковь построена не на горе, как остальные саровские храмы, а под горой. Основанием храма служат своды, под которыми находился источник первоначальника Иоанна с чистой родниковой водой. Родник был сильный, вода в нем как бы кипела. Из источника вытекал ручей, бегущий в Сатис. Первое здание, стоящее на источнике, было построено в 1752 году. В 1821–1826 годах церковь перестраивается на средства астраханского рыбопромышленника Федорова, получившего в Саровской пустыни исцеление от недугов. Строился храм в стиле зрелого классицизма. Стены были украшены росписями. Ныне храм полностью восстановлен. Храм преподобного Серафима Заложили эту постройку по проекту архитектора А. С. Каменского в 1897 году еще до канонизации Серафима Саровского. Первоначально собор строился в честь Пресвятой Троицы. Его возводили над кельей, где старец жил последние годы. Поэтому у храма было и другое название – «храм над кельей Серафима Саровского». Освящен он был в ходе саровских торжеств 1905 года, когда Серафим Саровский был причислен к лику святых. Это первый храм преподобного Серафима в России и в мире. В храме был установлен простой иконостас. Келия преподобного Серафима, как дорогое сокровище, находилась внутри храма. Ее можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи преподобного. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. Она стала походить на часовню. К храму Серафима Саровского примыкает здание монастырской трапезной, которую построили в 1828 году. Пологий купол большого светлого зала трапезной украшен росписью на евангельскую тему о насыщении народа пятью хлебами. Храм Всех Святых Кладбищенскую церковь Всех Святых, предназначенную для отпевания монахов и паломников, выстроили в 1832–1834 годах в классическом стиле. Церковь с кладбищем была окружена арочной каменной оградой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

за правым клиросом образ Спасителя, седящего на троне с предстоящими пред Ним Богоматерию и двумя Архангелами; ризы и венцы сребрённые, одежда на Спасителе и три венца позлащены (весу 9 фунтов); 6. за левым клиросом образ Просительной Богоматери, на коей ризы и венец среброзолочённые, чеканные, в венце четыре сердолика, одна финисса, а вверху изумруд, осыпанный 10 яхонтами; убрус низан по алому атласу мелким жемчугом с простыми камешками (сребра 8 фунт.); 7. над царскими вратами образ Спасителя, за стеклом, на коем риза и венец сребрённые, чеканные (весу 2 ½ фунт.); 8. образ Тихона Амафуитского и Алексея Божия Человека, на коих два венца среброзолочённые (весу в них 15 зол.); 9. в трапезе над красными дверьми нерукотворённый образ Спасителя за стеклом, на коем ризы и венец сребрённые (весу 2 фунта 10 зол.); 10. по правую сторону царских врат образ Живоначальной Троицы, в трёх венцах среброзолочённых (весу 24 зол.); 11. образ Смоленской Богоматери в резном иконостасе с 12 праздниками, на коей риза и венец сребропозолочённые, чеканные, убрус низан мелким жемчугом с разными простыми камнями (сребра 24 зол.); 12. образ Казанския Божия Матери, на коей риза золотой материи, венец среброзолочённый (весом 10 зол.); убрус низан мелким жемчугом с простыми камешками; 13. образ Иоанна Богослова в киоте, на коем риза сребряная, чеканная, венцы среброзолочённые (весу 83 зол.); 14. образ Казанския Богоматери в створах, Николая Чудотворца и Иоанна Воина, на них венцы среброзолочённые, риза сребряная, а убрус низан мелким жемчугом с разными простыми камешками, в створах на разных святых 14 венчиков, из коих 10 сребряные (сребра во всём 70 зол.); 15. над западными дверьми образ коронования Богоматери в киоте, на коем три венца и корона сребряные, чеканные (весу 12 зол.); 16. по левую сторону образ Благовещения Богоматери, на ней венец сребрённый золочённый; в венце три камня; убрус низан средним жемчугом, в коем три камня, риза шитая по малиновому бархату, местами мелким жемчугом; вверху образ Господа Саваофа и Архангела Гавриила, на первом венец сребрённый, а на втором среброзолочённый, риза сребряная, чеканная, оклад такой же (сребра во всём 4 фун.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

60 зол.); 30. плащаница в золотых рамах, шита по малиновому бархату золотом и серебром, вокруг венца мелким жемчугом, обшита вокруг сребрённою бахрамою, с десятью кистями. Паникадило медное об четырёх ярусах. Пред всеми упомянутыми образами больших, средних и малых медных 24 лампады. Сверх сего в 1848 году пожертвована медная лампада разными доброхнодателями и висит посреди храма Благовещения Пресв. Богородицы. В 1850 году от монахини Марии поступили: а. Казанский образ Богоматери величиною в полуаршина, обложенный среброзолочённым окладом, с таковым же венцем, одежда малинового бархата, вынизан жемчугом, убрус украшен бриллиантовою короною с изумрудной звездой; б. образ Скорбящей Богоматери, величиною 5 четвертей обложенный сребрённым окладом с среброзолочённым венцем; в. в том же 1850 году пожертвован Игуменьею Аполлинариею медный, посребрённый трёхсветильник, находящийся за престолом главной церкви. В придельной церкви Св. Мученицы Параскевы в олтаре образа следующие: 1. по правую сторону образ Живоначальныя Троицы, на коем окладе сребрённый (весу 12 зол.); 2. на горнем месте Нерукотворённый Образ; оклад и венец медные; 3. образ Благовещения Богоматери; на нём три венчика и оклад сребрённые (весу 16 зол.); 4. образ усекновения Главы Иоанна Предтечи, на коем венец сребрённый, чеканный (весу 12 зол.); 5. образ Св. Пророка Ильи, на коем венец и оклад сребрённые (весу 11 зол.); 6. образ Преподобного Феодосия Тотемского, на коем риза, венец, оклад, а также и на Спасителе венчик сребрённые, чеканные (весу 20 зол.); 7. по левую сторону образ Успения Богоматери, на ней и на Спасителе венцы сребрённые (весу 5 зол.); 8. за престолом образ распятия Господня, на коем венец среброзолочённый (весу 9 зол.); 9. образ Знамения Богоматери, убрус низан мелким жемчугом с разными простыми камнями; 10. образ Смоленския Богоматери, на коей риза низана по малиновому полубархату средним и мелким жемчугом с разными камешками, поля шиты сребром, на нём два венца сребрённые, чеканные (весу 13 зол.); 11. образ Святителей Алексея, Петра, Ионы и Филиппа Московских Митрополитов, а вверху образ Вседержителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, риза сребрённая, чеканная (весу 1 ф. 70 зол.).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Алтарь довольно пространный. На восточной стене алтаря изображены Спаситель, Царица Небесная и Иоанн Креститель; на южной–моление о чаде; на северной изображены: а) видение Моисеем купины несгораемой, и б) свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: се Агнец Божий, вземляй грехи всего мира. – Вся внутренность церкви выкрашена масляными красками. Иконостас Иконостас трехъярусный, вызолоченный довольно чисто на полимент. Иконы Сорок семь икон в сей церкви, в сребряных чеканных ризах две: за пре-столом в киоте икона Божьей Матера Смоленская; за левым клиросом икона Воскресения Христова, с изображением на ней дванадесятых праздников, 3 четверти длины и две с половиной ширины серебряные ризы без пробы. С серебряным венцем и окладом одна икона у жертвенника, представляющая храм, поддерживаемый семью столпами, куда вложен серебряный вызлащенный крест чеканной работы 4 вершка длины и 5 ширины. Поверх храма на воздухе изображен Триипостасный Бог; воздух и венцы на первом и втором лице Св. Троицы сребряные. По сторонам храма в постепенном возвышении лики Святых. Оклад всей иконы серебряный без пробы. Икон с серебряными вызолоченными венцами 5. Местные иконы: Спасителя, Богоматери, Святителя Николая, Патриарха Мефодия; Пятая икона Иерусалимской Божьей Матери за правым клиросом; на ней два венца сребропозлащеные; на Спасителе венец украшен простыми камнями, венцы все значительной величины; на Богоматери убрус низан по фольге мелкими раковинными зернами, местами жемчугом и бусом с 4 крупными раковинными зернами. В венце три звездочки из разных цветных камней. Церковь Преподнобного Илариона Храм сей беден украшениями. На южной, западной и северной странах изображены: Спаситель в темнице, Иаков Алфеев, первомученик Стефан и Ап.. Прохор . Алтарь довольно пространный, над престолом изображение в пояс благословляющего Спасателя, окруженного Херувимами. Иконостас трехъярусный с мелкою резьбою, вызолочен на полимент. Из 31 иконы нет ни одной ни в серебряной ризе, ни в серебряных окладах или венцах; все очень посредственной греческой живописи. Церковная утварь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порфирий 560 , извещу вас об успехах своих поисков» 561 . Живший в Перми, месте проповеди св. Стефана, Стефан Егорович Мельников писал А. В-чу 562 , что, занимаясь археологическими и археографическими исследованиями, познакомился с учителем приходского училища и «получил сведение об особе вашей». Он предлагал А. В-чу свои услуги – справиться о здешних местностях, ознаменованных проповедью св. Стефана Пермского, предлагал достать одну вновь вышедшую книгу и в свою очередь просил указаний по истории и справок в академической библиотеке. Из Казани упомянутый Григорий Елисеев сообщал А. В-чу 563 , что из двух рукописей, интересовавших Горского, одна – «Жизнь преосвященных Вятских», не прислана сюда из Астраханской семинарии, другая же – «Житие Никона патриарха » с примечаниями Феофана архиеп. Новгородского, находится теперь у него. «Примечания сии я приготовляю для вас, – добавлял он. – Не знаю только, как означить для вас текст, против которого сделаны примечания. У нас есть здесь житие Никона-Шушерина, изданное в 1817 году. Есть ли оно у вас и можно ли по сему изданию означить страницы текста?» Смотритель Суздальских училищ иеромонах Амфилохий 14-го ноября 1846 г. посылал А. В-чу копию Суздальского летописца, а 25-го мая 1850 года писал ему 564 : «Если попадутся как-нибудь древние рукописи, то я первой своей обязанностью сочту списать их и переслать к вам. Я очень твердо помню последнее ваше приказание относительно сего». В Могилеве для А. В-ча собирали номера «Губернских Ведомостей», в Рязани ему готовили точную и проверенную копию «Керженских ответов». 3-го марта 1848 года назначенный на должность учителя Могилевской семинарии кандидат Стефан Крымский писал А. В-чу 565 : «По приезде в Могилев я тотчас занялся собиранием «Могилевских Губернских Ведомостей», в которых по временам помещаемы были довольно любопытные статьи о белорусской Церкви и собранные мною листы «Могилевской Газеты», представляющие сведения о белорусской Церкви, я поспешу препроводить к вам с воспитанниками Могилевской семинарии, отправляющимися в Академию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре по принятии крещения и возвращения в калмыцкие степи еще Петр Тайша просил императрицу Екатерину разрешить построить для его жительства городок близ Астрахани, а в нем храм для моления и «ради пользы и умножения святые церкви». В противном случае, писал Петр Тайша «вера наша, то есть христианская, будет в ослаблении»... При этом он счел нужным прибавить, что все калмыцкие владельцы и прочий народ ненавидят их за то, что они крестились. 344 Но у русского правительства составился несколько иной план, оно решилось обособить крещеных калмыков от их языческих соплеменников и построить город не близ Астрахани, как просил покойный Тайша, а по близости к коренным русским селениям. По указу Коллегии Иностранным дел, от 31 октября 1737 г., в 1738 г. была построена Ставропольская крепость, где ныне г. Ставрополь (Самарский) на северной излучине р. Волги. В сентябре 1738 г. сюда прибыла вдова Тайши, княгиня Анна, с ней 2104 души крещеных калмыков и весь штат калмыцкой миссии. С этого времени Ставрополь делается главным центром калмыцкой миссии. Таким удалением центра калмыцкой миссии от кочевьев калмыков объясняют ничтожность успеха самой миссии среди астраханских инородцев. 345 К этому нужно прибавить еще и то, что калмыцкая миссия, открывшаяся в пределах Астраханской епархии, при непостоянстве тамошних архиереев в начале XVIII вв., передана была в ведение казанских владык, у которых и без того было много дела с своими инородцами. 346 Но иначе не могло быть. Ставропольская крепость, где в 1739 году был заложен каменный пятиглавый храм во имя Св. Троицы, построена в пределах Казанской епархии. Четыре другие церкви, сооруженные за казенный счет в калмыцких слободах, вместе с Ставрополем, также поступили в ведомство Казанской епархии. Правда, ставропольские миссионеры разъезжали по отдаленным калмыцким улусам и обращали в христианство , по все просвещенные и крещеные ими калмыки переводились в Ставропольское ведомство и селились близ Ставрополя. По рапорту Ставропольской канцелярии в 1754 г. крещеных калмыков мужского и женского пола насчитывалось 8635 душ. 347 Таким образом, как в начале так и впоследствии калмыцкая миссия нисколько не сказалась на увеличении числа христианского населения и храмов в Астраханской епархии и не сделала Астраханской кафедры завидной для тогдашних архиереев при тягловом отношении духовенства и приходов к местной кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А. В. Дубаков Иконография Сщмч. Иосиф, митр. Астраханский. Икона. 1958 г. (ц. св. Иоанна Предтечи, Астрахань) Сщмч. Иосиф, митр. Астраханский. Икона. 1958 г. (ц. св. Иоанна Предтечи, Астрахань) И. начала складываться в Астрахани в 10-х гг. XX в., в период подготовки канонизации святителя. Попытка создать иконописный образ святого была предпринята в 1903 г., к торжествам 300-летия Астраханской епархии. Городская дума заказала московскому ювелиру, поставщику имп. двора И. П. Хлебникову икону И. в серебряном позолоченном окладе с эмалями, в киоте, (размер 0,7×1,1), с лампадой, с памятной надписью от Астраханского городского об-ва (ГА Астраханской обл. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 20416). Однако этот проект не был осуществлен, вместо образа И. была заказана икона Св. Троицы. Очевидно, на иконах воспроизводился живописный портрет святителя из портретной галереи архиерейского дома в Астраханском кремле, к-рая начала формироваться с кон. XVIII в. попечением Платона (Любарского), архиеп. Астраханского и Кавказского ( Марков. 2004. С. 106). На портрете И. был представлен почти поколенно, вполоборота вправо, в саккосе, в омофоре, с палицей, в митре, на груди - панагия и крест; ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой - архиерейский посох без сулока. И. средних лет, с крупными чертами лица, густыми темными волосами до плеч и окладистой округлой бородой. Иконы такого извода, отличающиеся по рисунку деталей и художественному исполнению, хранятся в Астраханском гос. объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике, в храмах и частных собраниях Астрахани. Поясные или поколенные изображения святителя выполнены в живописной манере темперой или маслом. Поля икон и нимб нередко украшены цветочным орнаментом, имитирующим эмаль, а золотой фон - тиснением или гравировкой по левкасу (напр., 2 иконы 10-х гг. XX в. из Астраханского гос. объединенного историко-архитектурного музея-заповедника). В надписях И. именуется митрополитом Астраханским. Если на иконах нач. XX в. И. изображался, как правило, человеком преклонных лет, с редкой проседью в бороде, то начиная с сер. XX в. и в совр. иконописи - седобородым старцем. Таков его образ на иконе 1958 г. в ц. св. Иоанна Предтечи в Астрахани. Святой представлен в рост с атрибутами, присущими архиерейскому сану (в митре, в омофоре, с посохом, на груди - панагия), однако облачен не в саккос, а в мантию. В 1998 г. была изготовлена новая деревянная резная рака для мощей И., на ее крышке - образ святого в рост. Над ракой, находящейся в нижнем храме Успенского кафедрального собора, тогда же была выполнена роспись со сценой из Жития И., где он изобличает окруживших его изменников. В росписи ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани (2000-2002) И. включен в композицию с образами Астраханских святых.

http://pravenc.ru/text/578416.html

В 1999 г. епархиальный совет учредил «Просветительский центр имени сщмч. Иосифа, митрополита Астраханского». В нояб. 1999 г. в Астрахани работала межрегиональная конференция «Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе», на к-рой было создано «Астраханское православное педагогическое общество». В задачи об-ва входит оказание помощи в подготовке светских педагогов и воспитателей для преподавания основ Православия. В июне 2000 г. состоялся 1-й выпуск из прошедших в об-ве переподготовку 54 учителей, к-рые начали преподавать в школах курс «Основы православной культуры». В мае 2000 г. в Астрахани прошла конференция, посвященная 2000-летию христианства. А. и Е. е. в лице Астраханского еп. Ионы (Карпухина) за благотворительную деятельность удостоена губернаторской грамоты «Благодетель губернии». Еп. Иона является председателем созданного в 2001 г. Астраханского областного межконфессионального совета. Мон-ри В 2001 г. в А. и Е. е. был 1 действующий мон-рь: астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. (основан в 1689, упразднен в 1723, восстановлен в 1727, закрыт в 1919, возобновлен в 1995). В XVI - нач. XX в. на территории епархии существовали мон-ри: астраханский в честь Св. Троицы (муж., основан в 1568, передан в ведение Троице-Сергиева мон-ря в 1700, упразднен в 1764), астраханский в честь Преображения Господня (муж., основан ок. 1578, упразднен в 1873), астраханский в честь Вознесения Господня (муж., основан в 1604, упразднен в 1705), астраханский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (жен., впервые упом. в 1614, закрыт в 1922), астраханский в честь Сретения Господня (муж., основан в 1623, упразднен в 1721), астраханский в честь Покрова Богородицы (муж., построен в 1708, упразднен в 20-х гг. XX в.), Болдинский в честь Воскресения Господня, на р. Болде (муж., основан в 1708, упразднен в 1823), Чуркинская Высокогорская во имя свт. Николая Мирликийского пуст. в устье р. Чурки (муж., построена в 1731, закрыта в 20-х гг. XX в.), Воскресенско-Мироносицкий в дер.

http://pravenc.ru/text/76736.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010