По переписным книгам 1678 г. вотчина кн. Д. М. Пожарского значится за кн. Юрием Ив. Пожарским; в 1688 году находилась во владении князя Ал. Андр. Голицына и в том же году перешла к князю Мих. Ив. Куракину. В 1678 г. в вотчине кн. Пожарского было 91 дв. крестьянских и 28 бобыльских с населением в 825 душ муж. пола. Что касается монастырских владений в Холуе, то они оставались в ведении Троице-Сергиева и Спасского монастырей до 1764 года. Из отметки в писцовых книгах, что Троицкая церковь в Холуе есть строение вотчинниково, можно заключить, что эта церковь построена уже после 1618 г. кн. Пожарским. В 1746–50 г. вместо этой деревянной церкви построен в Холуе существующий ныне каменный храм. В построении этого храма принимал деятельное участие преосвящ. Мефодий, епископ Астраханский, который был родом из с. Холуя; он дал для этого средства и заботился о благополучном совершении постройки, что видно из сохранившихся в церковном архиве писем его к кн. Куракиной, бывшей тогда помещицей Холуя. В 1775 году при этой церкви построена другая отдельная теплая церковь . Престолов в холодной церкви два: во имя Живоначальные Троицы и св. муч. Флора и Лавра; в теплой церкви также два престола во имя Введения во храм Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами н богослужебными книгами церкви снабжены достаточно. В двух напрестольных крестах и Смоленской иконе Божией Матери имеются частицы св. мощей. Сохранились в церкви следующие вклады преосвящен. Мефодия: 1) Толковое Евангелие Феофилакта, епископа Болгарского, с подписью: «1742 г. Астраханского Спасова монастыря архимандрит Мефодий отдал сию книгу в Холуйскую слободу в Троицкую церковь свою келейную ради поминовения родителей наших. . . и подписал своею рукою. 2) Напрестольное Евангелие (изд. 1753 г.) в серебряном окладе. 3) Кадило серебряное. 4) Серебряный ковш для подаяния теплоты (приложен в 1764 г.). 5) Местный образ Рождества Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе. 6) Образ Свенские Печерские Божией Матери; в этом образе врезана панагия еп. Мефодия и литое изображение св. в.-муч. Георгия. 7) Образ Казанской Божией Матери. 8) Болотная персидской ткани фелонь и набедренник с словами: pvo fide, rege et lege». 9) Черная бархатная фелонь и 10) голубая обьяринная фелонь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Так были построены храм и обитель. Приблизился конец жизни его. Собираясь ехать в Каргополь, по нуждам обители, преподобный собрал братию и убеждал проводить жизнь иноческую; а старцу Прохору сказал: «уже нам с тобою здесь не видаться: если Богу угодно, увидимся в будущем веке». И точно, прибыв в Кагополь, он заболел здесь, приобщился св. Таин и мирно скончался 27 ноября 1633 года. Он погребен был здесь под церковию: но ученик его Прохор, спустя два года, перевез нетленное тело его в обитель, где похоронено оно было на южной стороне храма св. Троицы. Подле него найдено было духовное завещание его, где строго заповедал он братии отнюдь не держать в обители ничего хмельного. Мощи его погребены в Троицком храме бывшей обители его, ныне приходским. Память его 27 ноября (Филарет, «Рус. Св.», ноябрь, стр. 294–298. Ратшин, стр. 424). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием надсед изжелта, брада аки Сергиева, ризы преподобническия и в схиме» (Филимонов, стр. 65). Житие преподобного представляет любопытные данные для истории монашества Поморского края в XVII веке (Ключевский, стр. 326–327). 343. Преподобныя Отцы Серапион и Антоний иже бысть на Кожерозере в Каргопольской веси новыя чудотворцы преставишася в лето 7000 месяца июня в 27 день В числе Казанских пленных татар, принявших св. крещение, был молодой мурза Туртас Гравирович, принявший при купели имя Сергия. Он жил в доме боярина Захария Ивановича Плещеева, женившегося на Астраханской царице Кльякше, в крещении Иулиании. Сергий так искренно, так глубоко полюбил св. веру, что решился расстаться с миром, чтобы выполнять самые высокие правила новой веры. Обойдя иноческие пустыни, на пустынном острове озерв Кожи, встретил он отшельнка Нифонта, пленился жизнию его и остался жить с ним. Это было в 1560 году. Пищею для отшельников служила трава и частию ягоды; Сергий со всею точностию выполнял наставления Нифонта и просил старца постричь его в иночество; старец, видя искренность и чистоту желаний его, назвал его при пострижении Серапионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Обитель держалась за счет государства: по документам 1710 и 1720 годов, архимандриту с братией было положено на всех 20 рублей в год да по 20 четвертей ржи и овса, а ещё 8 рублей на свечи и ладан. Это жалованье выдается до 1725 года, а после выплаты прекращаются. Тяжело жилось монахам в Царицыне, но всё же основные тяготы для монашеской жизни проистекают не от материальных забот, а от близости заманчивых светских развлечений. В начале XVIII века царицане часто собирались на гуляния в устье реки Царицы, где пили водку, плясали и дрались. Бывало, что и монахи, молодые священники и дьяконы присоединялись к этим кутежам и забывали о богослужении. Поэтому в 1717 году протоиерей Кондрат Иларионов, бывший настоятелем Воскресенского собора и надзирающий за духовным благочинием в городе, пожаловался на ослушников астраханскому архиепископу... В 1722 году Царицынским духовным приказом управляет уже иерей Троицкого монастыря Захарий. Приказ тогда размещается в келье обители, своего помещения он не имел. На 1720 год за монастырём числятся архимандрит и только 3 инока. В 1722 году архимандрита переводят в Астрахань, и обитель остаётся без настоятеля. В 1738 году Троицкий монастырь сгорел, и вскоре его переводят в Астрахань. Имя Петра Алексеевича вновь оказывается тесно связанным с историей Троицкого храма. Отправившись на войну с Персией, он дважды посещает Царицын в 1722 году. По сообщениям краеведов, Петр I служит обедню в Троицкой церкви, сам читает «Апостол» (по другим данным, он был на службе в Иоанно-Предтеченском храме, третьи указывают на Воскресенский собор, в котором должен был побывать царь при посещении города). Вместе с Петром в Царицын приезжает архимандрит Лаврентий (Горка) — будущий астраханский архиепископ. Напротив церкви стоял большой каменный двухэтажный дом, который ранее находился на монастырском подворье. Во время посещения Царицына здесь останавливались архиереи. Принадлежали храму также кирпичный дом для духовенства на Набережной улице и церковно-приходская школа в затоне за Волгой, в которой обучались дети служащих пароходств и заволжских жителей.

http://sobory.ru/article/?object=36718

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Дашков; † 17.04.1739, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский. Из старинного дворянского рода. С 8 марта 1706 г. был строителем астраханского во имя Святой Троицы мужского монастыря , вместе с Астраханским митр. Сампсоном участвовал в усмирении в Астрахани стрелецкого бунта 1705-1706 гг. Ум и энергия Г. обратили на себя внимание Б. П. Шереметева , к-рый рекомендовал его царю Петру I Алексеевичу . Г. был вызван в С.-Петербург, где получил назначение в Троице-Сергиев монастырь (впосл. лавра) ключарем, с 15 апр. 1711 г. стал архимандритом. 13 июля 1718 г. в Кронштадте во время освящения ц. ап. Андрея Первозванного состоялась хиротония Г. во епископа Ростовского и Ярославского, к-рую возглавил Рязанский митр. Стефан (Яворский) . В Успенском соборе Ростова Г. возвел «главы железные, полуженныя оловом, и по железной обрешетке кровлю покрыл железом и выкрасил охрою». В честь архиерея в епархии был сочинен егориевский звон, до сих пор исполняемый соборными звонарями. С 1725 г. Г. член Святейшего Синода, с 12 июля 1726 г. архиепископ и 1-й вице-президент Синода. Не отличался ученостью, но был человеком сильной воли и решительного характера. В начале работы в Синоде подал имп. Екатерине I протест против секуляризации имущества мон-рей. Вокруг Г. в Синоде образовалась партия противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) , Г. пользовался благосклонностью кн. А. Д. Меншикова, а затем князей Долгоруких. После смерти имп. Екатерины I вся полнота церковной власти перешла к Г. Он поднял в Синоде вопрос о восстановлении Патриаршества, участвовал в составлении ряда постановлений Верховного тайного совета по церковным вопросам, пересматривавших указы Петра I. В частности, в 1727 г. вышел указ о самостоятельности маловотчинных и безвотчинных мон-рей, прекративший практику приписки их к более крупным. В результате смены придворных влияний при имп. Анне Иоанновне на ключевую позицию в Русской Церкви выдвинулся архиеп. Феофан (Прокопович). На Г., как и на ряд др. архиереев, начались гонения: 21 июля 1730 г. он был уволен из Синода, 28 дек. лишен сана и сослан в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь Вологодской епархии, где содержался под усиленным надзором, в февр. 1731 г. принял схиму с именем Гедеон. Братия мон-ря, местные жители, а также бывш. Коломенский митр. Игнатий (Смола) , князья Долгорукие почитали его как мученика. На новом следствии Г. обвинялся в том, что благословляет по-архиерейски, ведет обширнейшую переписку с друзьями и т. п. К следствию были привлечены и др. лица, в частности Вологодский еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди), обвинявшийся в том, что выпустил Г. из-под стражи. В 1734 г. Г. пытался добиться личной встречи с императрицей, но Синод предложил Анне Иоанновне сослать его в Сибирь как опасного преступника.

http://pravenc.ru/text/164261.html

В XIV веке книжное просвещение распространялось на обширных русских землях, благодаря проповеди святителя Стефана Великопермского († 1396). В этот период развивались монастырские школы Чудова монастыря в Московском Кремле, Никольского, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей в Москве, Троице-Сергиева монастыря (будущей Троице-Сергиевой Лавры). В этих обителях помимо начатков образования – арифметики и церковнославянского языка, монахи и ученики занимались переписыванием книг. Известны монастырские школы при четырех обителях, основанных в XVI веке святителем Гурием Казанским († 1563) и его учениками в Казани и Астрахани. Монастыри были основаны с целью развития миссионерского дела, чтобы «иноки, не отвлекаясь житейскими попечениями, занимались обращением неверных и обучением детей» с. 533]. В школе Зилантова Казанского монастыря монахи обучали детей «читать, писать и правильно понимать священные книги» [там же]. Сотрудник и ученик святителя Гурия архимандрит Герман (впоследствии святитель, Казанский чудотворец), согласно воле святителя, основал и устроил в Казанском крае Свияжский монастырь, где «иноки занимались обучением детей и обращением неверных» с. 191] и появилась первая монастырская типография для печати Священных книг 6 . Имел школу и Спасо-Преображенский монастырь в Казани, основанный помощником святителя Гурия архимандритом Варсонофием. В Астраханском монастыре во имя Пресвятой Троицы и святителя Николая преподобным Кириллом Астраханским, учеником преподобного Антония Сийского, в 1568 году была основана школа, где дети обучались грамоте [см.: 34, с. 192]. Устраивая монастыри, святитель Гурий просил царя Иоанна Грозного дать для их содержания вотчины, чтобы монахи были свободны от других забот и занимались только насаждением слова Божия в душах детей. Царю очень понравилось такое намерение и он отвечал святителю: «Чернецы должны уподобляться апостолам, которых Гоподь послал учить и крестить людей неведущих. Учить же детей надобно не только читать и писать, но и право разуметь читаемое, чтобы они могли научить и других» с. 190–191].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Кирилл Астраханский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Кирилл Астраханский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Кирилл Астраханский, прп. Кирилл Астраханский (+ ок. 1576), архимандрит, преподобный. Память 18 марта. Прп. Кирилл был архимандритом Троицкого монастыря в Астрахани. Имя его и краткие сведения содержатся в русских рукописных святцах. По присоединении Астрахани к Московскому государству первый астраханский воевода Серебряный (Оболенский) просил царя Иоанна Грозного прислать «человека святого — монаха, чтобы он учил добру и в крещеную веру загонял, как разум достанет». В 1558 г. игумен Кирилл с царскою грамотой, в которой ему повелевалось устроить в Астрахани мужской монастырь во имя Николая Чудотворца, прибыл в город. Из челобитной царю известно, что игумен построил храм Живоначальной Троицы, храм Введения Богородицы и храм Николая Чудотворца. Преподобный, пользуясь покровительством царя, ревностно занимался просвещением Астраханского края и своею кротостию и благочестием заслужил уважение даже у магометан, называвших его Кара-Дауд (Черный Давид) в отличие от святого пророка царя Давида. Скончался преподобный около 1576 года, память о нем сохраняется как о святом и чудотворце. Так, в рукописном житии сообщается о спасении от потопления некоего Емельяна старцем, назвавшимся Кириллом. В память об этом Емельян Парфентьев написал образ преподобного. Обретению мощей преподобного препятствуют сведения о его уходе из Астрахани — это засвидетельствовал часовой, стоявший на воротах кремля. Якобы преподобный назвал свое имя и ушел из города, потому что упало благочестие в Астрахани и усилилось магометанство, и это вынудило его оставить могилу и уйти в Киев. Житие святого было составлено в 1790 году, известны тропарь и кондак ему. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Кирилл Астраханский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2669

В 1949 году большая часть монастыря была передана Астраханскому облвоенкомату, который до сих пор в них и располагается. В части одноэтажных деревянных келий, располагавшихся в северной и восточной части обители, сейчас находится частный жилой фонд. Под квартирою находится и сохранившаяся часовня Святителя Николая. Сохранилась и большая часть монастырской стены, хотя состояние её оставляет желать лучшего. Часть северной стены монастыря в начале 1990-х годов упала. Её начали было восстанавливать, но была поднята лишь одна треть стены, на остальное средств не хватило. Оставшуюся часть северной стены, готовую в любой момент рухнуть, подпёрли бетонными блоками, и о реставрации её, к сожалению, речи не ведётся. Информация с сайта Астраханско-Енотаевская епархия Астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь находился в Астрахани близ кремля (на пересечении совр. улиц Советская и Морской Сад). В 1604 г. по благословению первого Астраханского архиеп. свт. Феодосия (Харитонова) «за острогом, на бугре, у убогаго дома» иером. астраханского во имя Св. Троицы мон-ря Мисаил построил деревянную церковь, рядом с к-рой хоронили странников. 25 мая 1620 г. церковь была освящена в честь Вознесения Господня, вокруг храма собралась монашеская община. Вскоре близ мон-ря возникла небольшая слобода для монастырских служек, к 1630 г. насчитывавшая до 70 дворов. В 1641 г. игум. Герасимом было начато строительство в А. м. каменной Знаменской ц., прекратившееся после его смерти, в 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел завершить строительство храма за счет казны, в 1699 г. он был возведен и освящен в честь Благовещения. Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал мон-рю денежную ругу и рыбные ловли на р. Кутум, в 1617 г. царь Михаил Феодорович взамен руги предоставил мон-рю пошлинные льготы на рыбные ловли и соляные промыслы, а также запретил забирать в стрельцы и на государеву службу бежавших из плена, из Ногайского и Крымского ханств, выходцев из России, поселившихся рядом с мон-рем. В 1624 г. обитель получила также денежный и хлебный оклад и право беспошлинно собирать соль на озерах в 2 раза больше, чем прежде, монастырские крестьяне были освобождены от казенных работ. В 1628 г. астраханский воевода пожаловал в откуп мон-рю учуг Вешняк и протоку Василиску. В 1672 г. царь лишил астраханское духовенство ряда льгот и возложил на него часть гос. расходов - А. м. начал платить пошлины с рыбных ловель, астраханский воевода вывел в посад из монастырской слободки 56 чел., в 1704 г. рыбные ловли мон-ря были отданы астраханскому в честь Преображения Господня мон-рю. Эти меры привели к резкому ухудшению экономического положения мон-ря и недовольству братии, принявшей активное участие в астраханском бунте 1705-1706 гг., инициатором к-рого был игум. А. м. Рувим. После подавления бунта А. м. был упразднен, на его территории разместился астраханский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=24141

Казанское и Астраханское царства оставались по-прежнему в составе одной епархии по проекту 1589 года, когда почти во всех более или менее обширных княжествах великого Московского государства предполагалось открыть новые епархии 348 . Между тем интересы церкви и государства подсказывали иное. Одному казанскому и астраханскому владыке не представлялось никакой возможности следить за церковной жизнью и успехами христианства среди мусульманского поселения на обширной южной окраине своей епархии. У него находилось дело поближе. Около Казани в Казанском и Свияжском уездах христиане из татар жили совсем не по-христиански. Известное послание митр. Гермогена царю и патриарху об отступниках из новокрещенцев ярко рисует печальную жизнь новых казанских христиан в конце XVI в. 349 . В столице все знали и понимали, как трудно казанскому владыке править своей обширнейшей епархией. Вот почему из Москвы не переставали непосредственно следить за церковной жизнью низового Поволжья, в частности в Астрахани, откуда лучи христианского света скорее и ближе могли попасть в мир оседлых и бродячих прикаспийских мусульман. П. Иов лично в 1602 году велел игумену астраханского Троицкого монастыря Феодосию освятить каменную соборную церковь во имя Пресв. Троицы. После освящения собора, по обычаю или приглашению патриарха, Феодосий отправился в Москву со святой водою. Эта дальняя поездка, несомненно, ускорила дело открытия Астраханской епархии. Очевидец печальной участи церкви в низовом Поволжье мог лично объяснить, что не насилие над мусульманством, но польза христианской церкви и государства, нужды – пастырей и паствы, брошенных на сотни и тысячи верст от епархиальных центров, требовали безотлагательного учреждения особой епархии в Астраханском царстве, с кафедрой в столичном городе Астрахани. Трудно было не согласиться с требованием настоятельной нужды, тем более тогда, когда церковно-правительственная власть особенно старалась об успехах христианской церкви на окраинах России. Оно не забывало даже православной Грузии, принятой (1588 г.) под покровительство России 350 . Умный или хитрый политик и общественный деятель Борис Годунов, занявший окровавленный царский престол, и патр. Иов, не упустили удобного случая. Не откладывая дела, они открыли самостоятельную архиерейскую кафедру в Астрахани. На нее в конце 1602 или начале 1603 г. был посвящен троицкий игумен Феодосий, прибывший из Астрахани; им начинается ряд астраханских и терских архиепископов 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В XIV веке книжное просвещение распространялось на обширных русских землях благодаря проповеди свт. Стефана Великопермского (1396). Святитель посвятил свою жизнь обращению и просвещению языческого народа пермской земли. Для новокрещенных зырян святителем была устроена школа, где обучались и взрослые и дети. Всех крещеных он наставлял учить изобретенную им зырянскую грамоту, а также «читать часослов, осмогласник, псалтирь и прочие книги. В зависимости от успехов он поставлял кого в священники, кого в дьяконы, чтецы и певцы, «писать научая их пермские книги, и сам помогая им» 25 . Так вместе с Христовой верой в языческой стране зажегся очаг христианской культуры. В XVI веке широко известны монастырские школы при четырех обителях, основанных святителем Гурием Казанским (1563) и его учениками в Казани и Астрахани. Монастыри были основаны с целью развития миссионерского дела, чтобы «иноки, не отвлекаясь житейскими попечениями, занимались обращением неверных и обучением детей» 26 . В школе Зилантова Казанского монастыря, устроенной свт. Гурием, монахи обучали детей «читать, писать и правильно понимать священные книги» 27 . Сотрудник свт. Гурия архимандрит Герман согласно воле святителя основал и устроил в казанском крае свияжский монастырь, где также «иноки занимались обучением детей и обращением неверных» 28 . Имел школу и Спасо-Преображенский монастырь в Казани, основанный помощником свт. Гурия архимандритом Варсонофием. Игуменом Кириллом в 1568 году была основана школа для детей, обучавшихся грамоте в Астраханском монастыре во имя Пресвятой Троицы и святителя Николая 29 . Устраивая монастыри, свт. Гурий просил Государя Иоанна Грозного дать для их содержания вотчины, чтобы монахи были свободны от других забот и занимались только насаждением слова Божия в душах детей. Царю очень понравилось такое намерение, и он отвечал святителю: «чернецы должны уподобляться апостолам, которых Гсподь послал учить и крестить людей неведущих. Учить же детей надобно не только читать и писать, но и право разуметь читаемое, чтобы они могли научить и других» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

И действительно, древнейшие казанские монастыри – Зилантов и Спасо-Преображенский открывали школы для детей, принимали татар для научения христианской вере и для крещения. Таков же и Свияжский Успенский монастырь, устроенный св. Германом. При обращении в христианство Астраханского края московское правительство очевидно воспользовалось мыслью св. Гурия о просветительном значении монастыря. Подчинив себе Астраханское царство «правительство наше не сочло нужным немедленно учредить там особую епископскую кафедру, а только послало туда в 1568 г. игумена Кирилла, чтобы он устроил в Астрахани монастырь во имя Пресвятой Троицы и святителя Николая. В 1573 г. в монастыре этом было уже три храма и 25 человек братии, кроме слуг и детей, вероятно обучавшихся грамоте» 197 . Итак, по мысли св. Гурия Казанского монастырь есть превосходное миссионерское и просветительное учреждение. И мы полагаем, что мысль св. Гурия имеет значение и для нашего времени. Устройство таких монастырей – миссионерских пунктов в Сибири сильно помогло бы делу насаждения христианства, обрусению инородцев, сохранению их от вымирания лечением от повальных болезней, помощью во время голода, защитой от бессовестных эксплуататоров; но все это, конечно, при том условии, если братия предполагаемых монастырей не будет разделять односторонних воззрений арх. Никона на монашество. В общежительных монастырях есть должность больничных старцев, обязанных ходить за больными иноками. Их мы встречаем и в древнерусских монастырях, например, в Печерском и Троице-Сергиевом. Без сомнения, их приходилось освобождать от постоянных церковных служб, когда в монастыре были тяжко больные или умирающие. Но раз от церковных служб освобождали больничных старцев ради больного инока, то почему же не освобождать их и для больных мирян? Преп. Сергий заповедал инокам ходить за больными бедняками и может быть сам посещал больных. В книге самого же арх. Никона, «Житие и подвиги преп. Сергия» изображен подвижник, посещающих больных, а в объяснении к рисункам сказано: «Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010