§ 11. Покорение Астрахани; восстановление христианства на Кавказе; успехи Евангелия в Рязанской епархии В 1557 г. покорено было Москве царство Астраханское. Тогда же крестилась в Москве одна из цариц астраханских с сыном. В следующем году послан был в Астрахань игумен Кирилл для устроения монастыря и церквей. «И крестишася, – говорит современник, – мужие и жены, старии и юношы, от крымских и астраханских орд». Игумен Кирилл обучал детей грамоте и закону Божию. В 1573 г. построены были в Астраханском кремле монастырь с храмом во имя Святой Троицы, храм Свят. Николая и тёплая церковь Введения Божией Матери. На первый раз астраханский и терский край оставлен был в ведении казанского архиепископа, но не надолго 104 . Победы христианского царства над мусульманством оживили любовь к христианству на Кавказе, где теснила его тьма мусульманская 105 . В конце XV и начале XVI века, черкесы, ещё не лишенные свободы ни персами, ни турками, исповедовали веру греческую и, как слышал Герберштейн в России, отправляли богослужение на славянском языке 106 . В 1557 г. прибыли в Москву князья горские – почти все мусульмане; некоторые из них крестились и крестили детей в Москве, оставив здесь последних получать христианское образование 107 . В 1559 г. прибыл в Москву посол черкесских князей и просил от имени их послать к ним священников, а для защиты от мусульманского хана Тавриды – воеводу с войском. Царь послал двух воевод – одного в Черкесию, другого в Кабарду, и при каждом – по нескольку священников 108 . Служители св. веры частью основали новые храмы, частью возобновляли древние, но павшие; многих из горцев крестили, иных утвердили в вере. Князь Димитрий Вишневецкий, предводитель главного отряда, впоследствии пострадал как мученик от мусульман, а теперь действовал как жаркий проповедник св. веры 109 . По единству веры греческой и по соседству, говорит современник-иностранец, черкесы считали после того царя московского своим покровителем 110 . В обширной Рязанской епархии язычество ещё было весьма сильно между мещеряками и мордвой. При м. Фотии жители Мценска и его окрестностей приняли Евангелие. Святитель Иона, во время управления своего Рязанской епархией, много трудился для распространения св. веры, и Господь наградил труды его обращением множества иноверных, – что предсказал ещё о юном послушнике Ионе святитель Фотий 111 . III. Состояние православного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Свято-Троицкий собор (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий собор был построен в 1576 году и вначале был деревянным. Выбрал место для главного монастырского собора игумен Кирилл – один из первых православных миссионеров в крае. Собор расположен на территории Астраханского кремля, ранее входил в комплекс бывшего Троицкого монастыря. Содержание История [ править править код ] Троицкий собор (Астрахань) начинает свою историю еще с 1576 года, когда игумен Кирилл был послан Иоанном Грозным в астраханские земли для построения им храма Николы Чудотворца. Игумен Кирилл – первый православный миссионер в астраханском крае, сам выбрал место под строительство монастырского собора. Об этом свидетельствует грамота Царя Ивана Васильевича, в которой написано, что игумен Кирилл «в монастыре общую обитель построил, и храм Живоначальной Троицы поставил новый, да прирубил трапезу шести сажен, да поставил двенадцать келий, да хлебню, да поварню и ограду круг монастыря досками огородил». Также игумен Кирилл соорудил храм Пречистыня Введения и храм Николы Чудотворца. В 1603 году при игумене Ионе на средства монахов Троицкого монастыря в Астрахани был построен каменный собор. Однако в 1623 году пожар обрушился на территорию Астраханского кремля, в том числе, выгорел почти весь Троицкий монастырь (Астрахань). После пожара собор был полностью восстановлен, а на 17 век приходится настоящий рассвет Троицкого собора в Астрахани. Недолго Троицкий собор (Астрахань) находился на пике своего рассвета, после реформ, проведенных Петром 1, он приходит в упадок. С 1700 года в течение 64-х лет Троицкий собор в Астрахани находился в ведении Троице-Сергиевской Лавры. С 1765 по 1807 год собор находился под управлением Приказа Общественного призрения. Троицкий монастырь был местами разломан и разобран, когда же настала очередь церквей, архиепископ Анастасий Братановский сумел их сохранить. В 1819 году этот архитектурный памятник был восстановлен на средства купца Л.Ф. Абезьянина. К концу 19 века церковь представляла собой комплекс из двух трапезных палат и трех церквей: Троицкой, Сретенской и Введенской. К 1930-му году иконостас собора был все же уничтожен, иконы сожжены, однако само здание уцелело, так как оказалось вполне годным для складского помещения. Восстановление Троицкого собора в Астрахани началось только в 70-е годы 20-го века, в рамках реставрационных работ всего Астраханского кремля. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Конечно, здесь у Н.Б. Голиковой имеется некоторое несоответствие, так как первоначальными жителями этих слобод были московские стрельцы, которые были вывезены из Астрахани после знаменитого стрелецкого «свадебного» бунта 1705-1706 годов. Лишь после 1707 года здесь стали расселять на постоянное жительство солдат. Отчего и слободы, прежде называвшиеся Симбирской и Балахонской, слились в одну и стали именоваться просто Солдатской. За неимением собственного храма стрельцы стали ходатайствовать о его построении и вскоре получили разрешение от астраханского митрополита Сампсона. Так появился новый приходской храм, названный в честь Святой Троицы. По преданию, деревянная Троицкая церковь была выстроена благодаря старанию и на средства астраханских купцов Скворцовых, и первое упоминание о ней относится уже к 1709 году. В 1728-29 годах прихожанин церкви поручик князь Михаил Ураков в благодарность за избавление от бушевавшей незадолго перед тем в Астрахани эпидемии чумы построил при Троицкой церкви небольшой деревянный храм в честь Великомученика Харлампия. Этот храм был освящён 23 мая 1729 года архимандритом Иоанно-Предтеченского монастыря Иларионом. В 1796 году этот придельный храм был перенесён на Иванчуговский учуг и переименован в честь Пресвятой Троицы. Сама астраханская Троицкая церковь в декабре 1797 года была перестроена из-за ветхости. В трапезе её с южной стороны был устроен придел в честь Святителя Василия Парийского на средства астраханского купца Василия Андреевича Попова. Троицкая церковь была освящёна архиепископом Платоном (Любарским) 20 декабря 1797 года, а придел им же – 13 февраля 1799 года. Постепенно, уже в начале XIX века число прихожан Троицкой церкви стало заметно уменьшаться. На территории прихода стали селиться большей частью инославные: армяне, лютеране – и мусульмане: татары и персы. Слобода утеряла своё прежнее название – Солдатская – и стала именоваться уже Армянской. Недалеко от Троицкого храма в скором времени появились армянская церковь, лютеранская кирха, католический костёл и персидская мечеть. В 1831 году из-за оскудения прихода Троицкая церковь по указу Святейшего Синода была приписана к Ильинской церкви. В 1873 году из Святейшего Синода было прислано новое расписание приходов, по которому Троицкий храм снова становился самостоятельною приходскою церковью.

http://sobory.ru/article/?object=50856

Жизнь в царицынском монастыре остаётся тяжкой, на что и жалуется архимандрит Антоний с братией царям в 1691 году: «живут де они в монастыре Живоначальныя Троицы многие годы, а великих государей жалованья им годового окладу денег 20 рублей и тем де им прокормица нечем». Они просят разрешить им сгребать соль, как это практиковалось в астраханских монастырях. Несколько поправляется экономическое состояние обители после указа царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича (будущего Петра I) от 5 августа 1691 года, в котором монахам позволяется «згребать соли против Астраханского монастыря по 15 тысяч в год беспошлинно, а если бы собрали соли больше, то царицынский голова Левонтей Камышников должен был брать пошлину». Архимандрит Троицкого монастыря Антоний и царь Петр Алексеевич сталкиваются во время азовского похода 1695 года. Направившись с воинским обозом из Царицына на р. Дон, Петр проходил через казачьи городки Паншино и Качалино и без благословения Астраханского митрополита Сампсония послал за Антонием, требуя, чтобы тот освятил новые храмы в этих городках. Но архимандрит «учинился силен и не поехал освящать церковь, так что пришлось взять его силой». От царя факт неповиновения был скрыт воеводой Голицыным, который также попросил митрополита Сампсона не наказывать ослушника. Троицкий монастырь постепенно приобретает всё более основательный вид. Он становится каменным, грозно глядя на окрестности в узкие бойницы окон. Как и Иоанно-Предтеченская церковь, возводимая из белого камня развалин старой татарской столицы Сарай-Берке, главный храм Троицкой обители строится из этого же материала. По некоторым сведениям храм, возведённый 18 августа 1701 года, был первой царицынской каменной церковью. В таком случае именно его наблюдал с борта корабля и зарисовывал голландский путешественник и живописец Корнелий де Бруин, проплывавший мимо Царицына в 1703 году. Он писал: «Главная церковь каменная, но недостроенная еще, остальные церкви деревянные, едва видны». Впрочем, на эту запись также претендуют Иоанно-Предтеченская и Воскресенская церкви.

http://sobory.ru/article/?object=36718

Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь (Зубовка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 26 апреля 2015 года, в день, когда Церковь празднует день святых Жен Мироносиц, состоялось архиерейское богослужение, приуроченное к началу возрождения Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря . На этот момент монастырь еще не имел даже помещения для проживания насельниц. В настоящее время обитель имеет статус подворья Христорождественского женского монастыря. Содержание История [ править править код ] В 1910-1912 годах в Золотозубовке был построен Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. Женщин в монастыре было около 300 человек, занимались животноводством, огородом, садом, шитьем. При монастыре был детский приют. После революции и гражданской войны монахини разъехались, на территории монастыря был организован детский дом. В 50-х годах XIX века в соседней с селом Зубовка Старицкой станице возникла женская община под руководством надзирательницы калмыцкого приюта, послушницы Астраханского Благовещенского монастыря Ксении Полиевктовой. В 1884 г. на средства, оставшиеся от умерших родителей, Ксения приобрела участок земли для общины, представлявший собой имение с плодовым садом, огородом, капустными плантациями, заливными лугами и рыбным озером. В 1887 г. Ксения подала прошение об открытии монастыря. Но решение откладывалось в связи с её репутацией неблагонадежной. В 1887 г. в общине был освящен первый храм в честь святых Жен Мироносиц. К 1897 г. на территории бывшего имения были возведены следующие постройки: двухэтажный каменный корпус, флигели, избы для рабочих, конюшня, тёплый погреб, баня. Была построена церковь в честь Жён Мироносиц. 8 сентября 1902 г. состоялось официальное открытие монастыря. При этом событии присутствовали епископ Астраханский и Енотаевский Георгий и благотворители общины - купцы Иван Губин, Георгий Куликов и Иван Цветков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский трижды посещал монастырь: 11 июля 1902 г. благословил место, выбранное под храм Святой Живоначальной Троицы, ровно через год принял участие в церемонии закладки храма, а в 1906 г. освятил вновь построенный храм. Монастырский храм в честь Святой Живоначальной Троицы пятиглавым, высотой почти 35 метров. Храм был построен в византийско-русском стиле. К 1908 г. в монастыре была построена колокольня. В 1922 г. был разрушен монастырский собор. До наших дней сохранилась часть монастырской стены, сестринские корпуса и церковь в честь святых Жен Мироносиц, в которой в советское время располагался сельский клуб.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенско-М...

По диадиму и по животворящий крест архимандритов Троицы Сергиева монастыря, да Чудовского, да Спаса Нового монастыря, да Симонова монастыря. А как они принесли к месту и указал святейший патриарх у них принять митрополитом: Карнилию Новогородецкому и Великолуцкому, Никифору Астраханскому и Терскому, Павлу Сибирскому и Тобольскому, Ионе Ростовскому и Ерославскому. А Мономаховы шапки указал принесть на мисах к месту архимандритом: Андроньевскому да Петровскому, да Савинскому, да Воскресенскому. А как к месту принесли и у них велел принять митрополитом: Маркелу Псковскому и Изборскому, Варсонофью Сарскому и Подонскому, Филорету Нижегороцкому и Олатарскому, Павлу Резанскому и Муромскому. А скифетри велел принесть архимандриту Богоявленскому, да игумну Угрескому, Новинскому, Даниловскому. А у них велел принять архиепископам: Симону Вологоцкому и Белозерскому, Сергию Тверскому и Кашинскому, Никите Коломенскому и Коширскому, Афонасию Колмогорскому и Важскому. А державу велел принесть игуменам: Златоустовскому, Даниловскому, Стретенскому, Данскому. А у них велел принять архиепископу Галасию Устюжскому и Тотимскому, да епископом: Леонтию Танбовскому, Митрофану Воронежскому , да архимандриту Викентию Троицкому. А как на великих государей одежду и диодиму и шапку и животворящий крест возложили и скифетры и державы в руки отдали и стали петь многолетие всем Собором и потом на крылосех и стал светейший патриарх и все власти и бояре и околничие и думные и ближние люди всяких чинов здравствовать им великим государем на их превысочайшем престоле. А как венчали великих государей и на чертежном месте стояли бояре: князь Никита Иванович, князь Яков Никитич Одоевские, князь Василей Васильевич Голицын, князь Иван, да князь Семен Андреевичи Хаванские, Петр Васильевич Шереметев, князь Петр Иванович Прозоровской, Родион Матвеевич Стрешнев, околничей Борис Гаврилович Юшков. А шапки несли, в которых великие государи пришли в Собор и жезлы столники и ближния люди: Алексей Матвеев сын Милославской, Иван Афонасьев сын Матюшкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Казанской епархии. В Казани – Спасо-Преображенский. Свияжск – Богородицкий; Космодамианск – Спасский, что на Волге; Чебоксары – Троицкий; Симбирск – Успенский; Самара – Преображенский, Уфа – Успенский; Оса – Спасский Преображенский; Уржум – Спасский-Чепоцкий; Яранск – Преображенская пустынь; Кукарск – Покровский; Царевококшайск – Мироносицкая пустынь.... Приписные – Троице-Сергиева монастыря: в Казани – Троицкий, в Свияжске – Троицкий; Московского Новоспасского монастыря в Тетюшах – Покровский, в Казанском у. на Каме реке – Ураевская пустынь. Сколько было за каждым монастырем дворов ведалось в приказе казанского дворца. Роспись преосвященного Никифора, м. Астраханского и что в его епархии городов и монастырей. В начале богоспасаемый град Астрахань, а по городу монастырь Живоначальной Троицы, другой – Преображенский, 3-й Вознесенский; г. Терек – Благовещенья Пресвятой Богородицы, а ограды никакой нет – пуст, и которые братья в нем живут и те питаются Христовым Именем. Саратов – Пресвят. Богородицы Казанской, и тот монастырь изволением Божиим и церкви погорели без остатка. Царицын – Живоначальной Троицы, и тот весь оскудел и кормится мирским подаянием. Чернояр, Краснояр, Яик – и в тех городах монастырей ничего не бывало. И крестьян, и бобыльских людей ни единаго человека в Астраханской епархии нет, а сию роспись писал к докладу архиерейского судных и духовных дел подьячишко Ивашко Козлов. Роспись псковских мужских монастырей, сколько их в г. Пскове и на посаде, и в Псковском уезде с пригородами по переписным книгам 187 (1679) г. Псков – в городе Косьмы и Дамиана-Гремецкий, Николаевский-Песоцкий, Златоустовский-Медвецкий, Спасский Надолбин, Святооцкий, что за Псковою рекой, Лазаревский за Псковою рекой, Григорьевский-Путятин. За городом около Пскова на посаде – митрополичий приписной Николаевский-Кожин, Спасский Мурожский, Дмитревский, Введенский, Обраской из Поля, Никицкий, Климантовский-Завелиевский, Богоявленский-Костельников, Никольский-Люботовский, Петра и Павла Сиротинский; на посаде Саввинского Сторожевского монастыря приписные: Никольский, Волковский, да Степановский луговской – два монастыря; в Псковском уезде: Печерский, Снетогорский, Елизаровский, Юрьевецкий, Святогорский, Великопустынский, Толвицкий; пригород Изборск – в Изборском у. Малский-Рождествен; пригород Гдов – во Гдове на посаде – Николаевский митрополичий приписной, в Гдовском у. Покровский Озерный, Николаевский-Польский; пригород Опочка – в Опочке на посаде – Николаевский монастырь; в пригороде Острове и в Островском уезде мужских монастырей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих. Так продолжалось до 1920 года, когда храм всё же вернули Церкви. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. Так, в докладе о состоянии церквей и культимуществе г. Астрахани за 1928 год, представленном в Астраханский горсовет, говорилось: «В Троицком соборе служба производилась один раз в год, то есть в праздник Троицы, но в этом году территориальное управление не разрешило и этой службы и здание совершенно пустует». В связи с чем горсовет признал «ненормальным функционирование Троицкого собора при военном городке и просил ГИК добиться перед ВЦИКом закрытия последнего». Таким образом, в октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года. В самих помещёниях собора и трапезных палат было размещёно Окрархивбюро. В 50-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 70-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Была разобрана южная парадная лестница, а на её месте построено гульбище, по предположениям ар-хеологов составлявшее первоначальный облик комплекса Троицкого собора. С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей. Сами реставрационные работы затянулись надолго и ведутся по сей день. Если монастырский комплекс внешне уже и приобретает благолепный вид, то внутри предстоят ещё значительные работы. Из древних святынь, составлявших некогда достояние Троицкого монастыря, ничего не дошло до наших дней. Но сам монастырь представляет собой величайшую духовную ценность. Здесь под сводами собора похоронены были первые астраханские архиереи: архиепископы Онуфрий, Макарий и Рафаил. Вокруг собора хоронили братию монастыря, а по преданию к северу от храма в братской могиле были погребены убиенные по приказу Степана Разина астраханцы – числом 441 человек. А самое главное – Троицкий монастырь хранит в себе память о пребывании в нём астраханского угодника Священномученика Иосифа, прошедшего в обители путь от молодого послушника до архимандрита. Статья полностью взята с сайта Астраханско-Енотаевской Епархии  (который на момент внесения статьи в sobory.ru прекратил своё существование - прим. мод.) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18059

При вступлении преосвященного Гавриила на с.-петербургскую кафедру, в С.-Петербурге, кроме Александроневского монастыря, находились следующие соборы: Петропавловский, Троицкий, Исаакиевский, Успенский, Андреевский, Преображенский, Богоявленский. Церкви: Рождества Пресвятые Богородицы (ныне Казанский собор), Владимирская, Входоиерусалимская, Ямская-Крестовоздвиженская, Волковско-кладбищенская, Спасосенновская, Воздвиженская, Николаевская в Николаевской улице. Екатерингофская, Семеновская, Пантелеймоновская, Христорождественская на Песках, Благовещенская, Смоленско-кладбищенская Трехсвятительская и Воскресенская на Васильевском острове; Преподобного Сергия Радонежского при артиллерии, св. бессребреников Космы и Дамиана при артиллерийском лазарете, Троицкая в Галерной гавани, Введенская, Матвеевское, Николы Труни лова на Петербургской стороне, Тихвинская, Сампсониевская, Больше-охтенская и Мало-охтенская на Выборгской стороне, Воскресенский женский (Смольный) монастырь, церкви Всемилостивого Спаса при конюшенном дворе, Введения в Семеновском полку, св. Троицы в Измайловском полку, Благовещения в лейб-гвардии конном полку, церкви в полках Астраханском, Ингерманландском пехотном, Великодушном, Суздальском, лейб-Кирасирском, Преображенская в Невском пехотном полку (Колтовская), в Нотебургском полку, церковь Захарии и Елисаветы при полиции, Захарьинская при запасном дворце, Воскресения Христова в Инженерном корпусе, церкви при корпусах сухопутном шляхетном и морском шляхетном, церкви сухопутного госпиталя Петропавловская, морского госпиталя Вознесенская, кладбищенская госпитальная Иоанна Богослова на Выборгской стороне, св. праведных Захарии и Елисаветы в Адмиралтействе, Воскресенская, что за Литейным двором, Невско-приходская. Сюда нужно прибавить еще церкви Александро-невского монастыря: Лазаревскую-Благовещенскую, Духовскую, Феодоровскую, церкви в старом и новом дворцах и наконец 27 церквей в домах вельмож. По тогдашнему населению столицы, простиравшемуся до 50-ти тысяч, число церквей было весьма достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

8 Этот очерк – первая публикация Свенцицкого в царицынских повременных изданиях после двухгодичного перерыва. 10 В России тогда существовало три православных Благовещенских братства: в городах Вологда, Лихвин (Калужская губ.) и Супрасль (Гродненская губ.). 11 На 1910 в Православной Российской Церкви числилось более 60 тыс. священников и диаконов, более 10 тыс. монахов. 13 Мраморнов Василий Иванович (1871–?) – окончил Саратовскую ДС (1892), священник хр. Живоначальной Троицы в посаде Дубовка Царицынского уезда с 1896, настоятель хр. Воздвижения Креста Господня в Царицыне с 1909, окружной миссионер. 22 августа 1911 переведён еп. Гермогеном в прежний храм, а на его место назначен лояльный иером. Илиодору иерей; вернуть любимого пастыря прихожанам удалось лишь в марте 1912. После 1917 неоднократно судим за «контрреволюционную деятельность». 14 Егоров Михаил Андреевич – иерей, настоятель хр. Святой Троицы в Русском посёлке металлургического завода «ДЮМО»; в 1912 переведён в Симбирск. 15 «Клирики [Царицына] фактически были поставлены перед выбором: или сотрудничать с иеромонахом Илиодором и его поклонниками, или вести себя честно и достойно, но попасть под угрозу неожиданной опалы» (Мраморнов А. Указ. соч. С. 184). 18 Поссе Владимир Александрович (1864–1940) – публицист, с 1898 ред. ж. «Жизнь», организатор I Всероссийского кооперативного съезда (1908), с 1909 изд.-ред. ж. «Жизнь для всех». Вторую лекцию в Царицыне «Типы человеческой души в творчестве Ф. М. Достоевского» прочёл 5 октября 1912. 19 «Конкордия» – театр-кабаре и увеселительный сад в долине р. Царицы вблизи Астраханского моста, центр разгула местных прожигателей жизни и заезжих купцов. В 1907 при населении в 90 тыс. человек в городе было 10 легальных домов терпимости, 25 тайных притонов и 30 поднадзорных одиночек (Весь Царицын на 1911. С. 55). 22 По назначению еп. Гермогена, с 1 марта 1908 иером. Илиодор заведовал Царицынским архиерейским подворьем. 24 «На дворе монастыря иеромонах соорудил картонного пятисаженного дракона – «гидру революции». По окончании проповеди , он пронзал её копьем, наподобие Георгия Победоносца и отрубал одну голову, которая за ночь вырастала» (Стремоухов П. Моя борьба с епископом Гермогеном и Илиодором//Архив русской революции. Т. 16. М., 1993). 15 августа 1911 после зачтения вины из семи смертных грехов соломенное чучело с огненными крыльями, зубами и жалом было сожжено. Другое развлечение: вооружившись малярной кистью (квачем) и ведром дёгтя, Илиодор и его приспешники мазали встреченных на улицах Царицына «интеллигентов»: людей в очках, с газетой или портфелем, стриженых учительниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010