Состоял председателем епархиального комитета Православного миссионерского общества и распорядителем епархиального Кирилло-Мефодиевского братства. Г. проявлял заботу о миссионерских пунктах в Калмыцкой степи, по его распоряжению были изданы «Инструкция для миссионеров» и «Миссионерский сборник». Для укрепления миссии в 1910 г. была учреждена кафедра викарного епископа Царёвского. Г. устроил первую в России плавучую ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Она использовалась в населенных пунктах волжской дельты, где не было храмов, и принесла Г. широкую известность. Особое внимание уделял противосектантской деятельности. Не жалел средств на издание и безвозмездное распространение среди народа поучений, посланий и брошюр. По инициативе Г. во всех благочиниях епархии в 1904 г. были открыты б-ки, в 1908 г. в Астрахани начали работу богословские курсы. В епархии было открыто более 40 церковных школ, перестроено епархиальное жен. уч-ще, начато расширение Астраханского ДУ, организована касса братской взаимопомощи для духовенства. За время пребывания Г. на кафедре Астрахань 4 раза посещал прот. прав. Иоанн Кронштадтский , он сослужил Г. при освящениях в 1902 г. ц. во имя блгв. кн. Владимира, в 1903 г. Знаменской ц., в 1904 г. придела свт. Алексия, митр. Московского, во Владимирском храме, в 1906 г. собора во имя Св. Троицы в Воскресенском Мироносицком мон-ре. Также в епархии были построены соборная колокольня, церкви Казанская, во имя свт. Михаила Цареградского, прп. Сампсона странноприимца, вмч. Екатерины в Болдинском Покровском мон-ре, Петропавловская на о-ве Болдинском. 9 мая 1911 г. Г. освятил Иоанно-Предтеченский Романовский скит Чуркинского Высокогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. Г. активно помогал Обществу Красного Креста в сборе пожертвований для раненых и больных воинов. Во время революционных событий 1905 г. Г. особенно часто совершал молебны. 23 окт. 1905 г. состоялся крестный ход на кремлевскую площадь и молебен, владыка произнес патриотическую проповедь, призывая народ к молитве за царя, братолюбию и порядку.

http://pravenc.ru/text/164277.html

В настоящее время на содёржание Покровоболдинского монастыря в год получается из Казначейства: а) милостынной 171 р. сер., б) прибавочной вместо угодий 285 р. 7О к сер., из Архиерейского Дома Куракинских 68 р. 56 к. сер., из Спасского монастыря 285 р. 71 1 / 2 к. сер.,. а всего 710 р. 97 1 / 2 к сер. Церковные здания В Покровской обители в разное время воздвигнуты три храма: 1-й во имя Покрова Божьей Матери; 2-й во имя Св. Мефодия Патриарха Царя-града; 3-й во имя Преподобного Отца нашего Илариона Великого. 1) Храм во имя Покрова Божьей Матери одноэтажный в два света, пирамидальный, оригинальной архитектуры; он занимает средину монастырской площади; наружная, лицевая длина его с папертью, устроенную под колокольнею, 19, ширина 3, а вышина 14 саженъ. Свод на нем веден уступами до самого верха в несколько четвероугольных ярусов; по уступам симметрически расставлены вазы, небольшие пирамиды. Таким образом купол храма не имеет нужды в крыше. К южным и северным дверям пристроены в 1854 году купцом Макаровым каменные крыльца под балдахином. Высота трапезы церковной, над которой устроена Архиерейская зала, – 6 сажень 2 четверти. Колокольня одинаковой архитектуры с соборною церковью, устроена над папертью западной стены и дверей храма; высота её от осиования паперти 13 саженъ. Колоколов на ней 10, в большом 64 пуда 12 фунтов. 2) Каменная теплая церковь Св. Мефодия Патриарха Цареградского устроена к северо-восточной стороне монастырской ограды. Лицевая длина сей церкви имеет 4 сажени, без алтаря, который сделан в сопредельной башне, имеющей в своем полукружии 6 сажень, ширина также 4 сажени, а вышина 6 саж. Крыша тесовая. 3) Каменная церковь Св. Илариона В. примыкает к юго-восточной стене монастырской; лицевая длина и ширина сей церкви 4 сажени, а вышина 6 саженъ; алтарь устроен в юго-восточной башне. Обе сии церкви построены Епископом Мефодием 11 . Внутренности храмов а) во имя Покрова Вожжей Матери. Внутри соборного храма три отделения: а) довольно пространная трапеза, где в средине свода в круге изображена Матерь Господа на воздухе, держащая омофор; б) настоящая церковь в два света; в верху купола изображены: блогословляющий Бог Отец и Дух Свягый; в) алтарь довольно пространный и светлый; на своде его над горним местом изображение Пресвятой Троицы. Все части храма выкрашены масляной голубой краскою под мрамор. Иконостасы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIV веке книжное просвещение распространялось на обширных русских землях благодаря проповеди свт. Стефана Великопермского (1396). Святитель посвятил свою жизнь обращению и просвещению языческого народа пермской земли. Для новокрещенных зырян святителем была устроена школа, где обучались и взрослые и дети. Всех крещеных он наставлял учить изобретенную им зырянскую грамоту, а также «читать часослов, осмогласник, псалтирь и прочие книги. В зависимости от успехов он поставлял кого в священники, кого в дьяконы, чтецы и певцы, «писать научая их пермские книги, и сам помогая им» 25 . Так вместе с Христовой верой в языческой стране зажегся очаг христианской культуры. В XVI веке широко известны монастырские школы при четырех обителях, основанных святителем Гурием Казанским (1563) и его учениками в Казани и Астрахани. Монастыри были основаны с целью развития миссионерского дела, чтобы «иноки, не отвлекаясь житейскими попечениями, занимались обращением неверных и обучением детей» 26 . В школе Зилантова Казанского монастыря, устроенной свт. Гурием, монахи обучали детей «читать, писать и правильно понимать священные книги» 27 . Сотрудник свт. Гурия архимандрит Герман согласно воле святителя основал и устроил в казанском крае свияжский монастырь, где также «иноки занимались обучением детей и обращением неверных» 28 . Имел школу и Спасо-Преображенский монастырь в Казани, основанный помощником свт. Гурия архимандритом Варсонофием. Игуменом Кириллом в 1568 году была основана школа для детей, обучавшихся грамоте в Астраханском монастыре во имя Пресвятой Троицы и святителя Николая 29 . Устраивая монастыри, свт. Гурий просил Государя Иоанна Грозного дать для их содержания вотчины, чтобы монахи были свободны от других забот и занимались только насаждением слова Божия в душах детей. Царю очень понравилось такое намерение, и он отвечал святителю: «чернецы должны уподобляться апостолам, которых Гсподь послал учить и крестить людей неведущих. Учить же детей надобно не только читать и писать, но и право разуметь читаемое, чтобы они могли научить и других» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Обитель держалась за счет государства: по документам 1710 и 1720 годов, архимандриту с братией было положено на всех 20 рублей в год да по 20 четвертей ржи и овса, а ещё 8 рублей на свечи и ладан. Это жалованье выдается до 1725 года, а после выплаты прекращаются. Тяжело жилось монахам в Царицыне, но всё же основные тяготы для монашеской жизни проистекают не от материальных забот, а от близости заманчивых светских развлечений. В начале XVIII века царицане часто собирались на гуляния в устье реки Царицы, где пили водку, плясали и дрались. Бывало, что и монахи, молодые священники и дьяконы присоединялись к этим кутежам и забывали о богослужении. Поэтому в 1717 году протоиерей Кондрат Иларионов, бывший настоятелем Воскресенского собора и надзирающий за духовным благочинием в городе, пожаловался на ослушников астраханскому архиепископу... В 1722 году Царицынским духовным приказом управляет уже иерей Троицкого монастыря Захарий. Приказ тогда размещается в келье обители, своего помещения он не имел. На 1720 год за монастырём числятся архимандрит и только 3 инока. В 1722 году архимандрита переводят в Астрахань, и обитель остаётся без настоятеля. В 1738 году Троицкий монастырь сгорел, и вскоре его переводят в Астрахань. Имя Петра Алексеевича вновь оказывается тесно связанным с историей Троицкого храма. Отправившись на войну с Персией, он дважды посещает Царицын в 1722 году. По сообщениям краеведов, Петр I служит обедню в Троицкой церкви, сам читает «Апостол» (по другим данным, он был на службе в Иоанно-Предтеченском храме, третьи указывают на Воскресенский собор, в котором должен был побывать царь при посещении города). Вместе с Петром в Царицын приезжает архимандрит Лаврентий (Горка) — будущий астраханский архиепископ. Напротив церкви стоял большой каменный двухэтажный дом, который ранее находился на монастырском подворье. Во время посещения Царицына здесь останавливались архиереи. Принадлежали храму также кирпичный дом для духовенства на Набережной улице и церковно-приходская школа в затоне за Волгой, в которой обучались дети служащих пароходств и заволжских жителей.

http://sobory.ru/article/?object=36718

Так были построены храм и обитель. Приблизился конец жизни его. Собираясь ехать в Каргополь, по нуждам обители, преподобный собрал братию и убеждал проводить жизнь иноческую; а старцу Прохору сказал: «уже нам с тобою здесь не видаться: если Богу угодно, увидимся в будущем веке». И точно, прибыв в Кагополь, он заболел здесь, приобщился св. Таин и мирно скончался 27 ноября 1633 года. Он погребен был здесь под церковию: но ученик его Прохор, спустя два года, перевез нетленное тело его в обитель, где похоронено оно было на южной стороне храма св. Троицы. Подле него найдено было духовное завещание его, где строго заповедал он братии отнюдь не держать в обители ничего хмельного. Мощи его погребены в Троицком храме бывшей обители его, ныне приходским. Память его 27 ноября (Филарет, «Рус. Св.», ноябрь, стр. 294–298. Ратшин, стр. 424). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием надсед изжелта, брада аки Сергиева, ризы преподобническия и в схиме» (Филимонов, стр. 65). Житие преподобного представляет любопытные данные для истории монашества Поморского края в XVII веке (Ключевский, стр. 326–327). 343. Преподобныя Отцы Серапион и Антоний иже бысть на Кожерозере в Каргопольской веси новыя чудотворцы преставишася в лето 7000 месяца июня в 27 день В числе Казанских пленных татар, принявших св. крещение, был молодой мурза Туртас Гравирович, принявший при купели имя Сергия. Он жил в доме боярина Захария Ивановича Плещеева, женившегося на Астраханской царице Кльякше, в крещении Иулиании. Сергий так искренно, так глубоко полюбил св. веру, что решился расстаться с миром, чтобы выполнять самые высокие правила новой веры. Обойдя иноческие пустыни, на пустынном острове озерв Кожи, встретил он отшельнка Нифонта, пленился жизнию его и остался жить с ним. Это было в 1560 году. Пищею для отшельников служила трава и частию ягоды; Сергий со всею точностию выполнял наставления Нифонта и просил старца постричь его в иночество; старец, видя искренность и чистоту желаний его, назвал его при пострижении Серапионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Судя по послесловиям богослужебных книг, изданных в этот период, Патриарх Иов особенно заботился о том, чтобы они рассылались в новопросвещенные земли и через них распространялись истины веры . С этой же целью митрополит Гермоген, по благословению Патриарха Иова, написал повесть о Казанской иконе Божией Матери и Житие первых святителей Казанских Гурия и Варсонофия . Другое бывшее мусульманское ханство, Астраханское, требовало не меньшей заботы со стороны Московского Первоиерарха. Вначале Астраханская земля, в гражданском и церковном отношении, была присоединена к Казани. В 90-е гг. Астрахань по-прежнему входила в состав Казанской епархии и находилась в ведении митрополита Гермогена. Между тем интересы Церкви и государства подсказывали иное. Одному архиерею было очень трудно следить за новокрещенным населением такой обширной епархии. В Москве это прекрасно понимали, как понимали и то, что укрепление этого отдаленного края Московского государства не только военными крепостями, но и силой христианского просвещения обеспечивало внутреннее и внешнее спокойствие как русскому правительству, так и Православной Церкви. В 1602 г. Патриарх Иов благословил игумену астраханского Троицкого монастыря Феодосию освятить каменный собор во Имя Пресвятой Троицы. Это был отнюдь не первый храм одного из самых далеких от Москвы русских городов . После освящения собора, по обычаю, Феодосий отправился в Москву со святой водой. Эта дальняя поездка, несомненно, ускорила открытие Астраханской епархии. Игумен Троицкого монастыря мог лично подтвердить Патриарху, насколько велика была нужда пастырей и паствы, находившихся за сотни верст от епархиального центра, в создании особой Астраханской епархии с кафедрой в городе Астрахани. На нее в конце 1602 или начале 1603 г. и был посвящен игумен Феодосии . В состав Астраханской епархии включены города Саратов, Царицын, Самара. С этого времени начала свое историческое бытие седьмая архиепископия Русской Церкви. Насколько Патриарх Иов не ошибся в выборе Астраханского архиерея, показала дальнейшая история. Архиепископ Феодосии во время правления Лжедимитрия засвидетельствовал свою любовь к Православию и истинный патриотизм.

http://sedmitza.ru/lib/text/439788/

В 1735 г., после того как Дербент отошел Ирану, И. и груз. колония отправились в Астрахань. Указом Святейшего Синода от 20 дек. 1736 г. И. и др. груз. священнослужители были поселены в астраханском во имя Святой Троицы мужском монастыре . Представители белого духовенства с семьями были размещены на квартирах. Грузины устроили при мон-ре походную церковь и служили там. В 1738 г. И. писал своему другу, бывш. архиеп. Самебскому и Цилканскому, архим. Юрьева новгородского мужского монастыря , епископу Карельскому и Ладожскому Иосифу : «Здесь весьма много жилищ находится, и грузинцев с 200 дворов поселено» ( Андроникашвили. 1992. С. 63). Вскоре «за неспособным воздухом» и из-за тесноты монастырских помещений И. испросил у еп. Астраханского и Ставропольского Илариона разрешение купить за городом землю и выстроить на ней ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и дом «для жительства своего и свиты своей». 2 июля 1744 г. в С.-Петербурге И. предоставил в Синод отчет о построенных им зданиях, прося зарегистрировать их как обитель. Синод предписал еп. Илариону «означенную церковь именовать домовою его Преосвященства церковию, а монастырем и обителью не именовать» (указ 1854, 1744 г.). И. отправил в Синод новое ходатайство о регистрации мон-ря, указывая на то, что при церкви живут и служат архимандриты, игумены, иеромонахи и по смерти своей он и его спутники хотели бы быть упокоенными здесь как в монастырской усыпальнице. Синод разрешил освятить церковь, но в регистрации мон-ря вновь отказал до представления еп. Иларионом «резонов» (указ 4073; Арх. д. 3470, 1746 г.). Еп. Иларион поддержал И. и в ответе указывал на то, что И. действительно сопровождали мн. духовные персоны, что церковь изначально строилась как монастырская (окружена кельями, в которых монахи живут «неотлучно»). Кроме того, епископ отметил и ту миссионерскую работу, которую проводил И. с «потерявшими христианский закон» грузинами, бежавшими из тур. плена и нашедшими приют при церкви И. Указом от 19 марта 1747 г. Святейший Синод предписывал разрешить возведение церкви и др. строений и именовать их мон-рем, передать обитель в ведение И., устранить Астраханского епископа от вмешательства в дела мон-ря, но обязать И. отправлять Астраханскому архиерею копии присылаемых Синодом указов. Указ был получен 23 июля того же года, однако 30 авг., во время пожара в Астрахани, церковь и др. постройки мон-ря сгорели, уцелели лишь утварь и иконы. Разрешение на постройку новых монастырских зданий местная губ. канцелярия И. не дала, а от др. предложенного места он отказался.

http://pravenc.ru/text/468965.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Дашков; † 17.04.1739, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский. Из старинного дворянского рода. С 8 марта 1706 г. был строителем астраханского во имя Святой Троицы мужского монастыря , вместе с Астраханским митр. Сампсоном участвовал в усмирении в Астрахани стрелецкого бунта 1705-1706 гг. Ум и энергия Г. обратили на себя внимание Б. П. Шереметева , к-рый рекомендовал его царю Петру I Алексеевичу . Г. был вызван в С.-Петербург, где получил назначение в Троице-Сергиев монастырь (впосл. лавра) ключарем, с 15 апр. 1711 г. стал архимандритом. 13 июля 1718 г. в Кронштадте во время освящения ц. ап. Андрея Первозванного состоялась хиротония Г. во епископа Ростовского и Ярославского, к-рую возглавил Рязанский митр. Стефан (Яворский) . В Успенском соборе Ростова Г. возвел «главы железные, полуженныя оловом, и по железной обрешетке кровлю покрыл железом и выкрасил охрою». В честь архиерея в епархии был сочинен егориевский звон, до сих пор исполняемый соборными звонарями. С 1725 г. Г. член Святейшего Синода, с 12 июля 1726 г. архиепископ и 1-й вице-президент Синода. Не отличался ученостью, но был человеком сильной воли и решительного характера. В начале работы в Синоде подал имп. Екатерине I протест против секуляризации имущества мон-рей. Вокруг Г. в Синоде образовалась партия противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) , Г. пользовался благосклонностью кн. А. Д. Меншикова, а затем князей Долгоруких. После смерти имп. Екатерины I вся полнота церковной власти перешла к Г. Он поднял в Синоде вопрос о восстановлении Патриаршества, участвовал в составлении ряда постановлений Верховного тайного совета по церковным вопросам, пересматривавших указы Петра I. В частности, в 1727 г. вышел указ о самостоятельности маловотчинных и безвотчинных мон-рей, прекративший практику приписки их к более крупным. В результате смены придворных влияний при имп. Анне Иоанновне на ключевую позицию в Русской Церкви выдвинулся архиеп. Феофан (Прокопович). На Г., как и на ряд др. архиереев, начались гонения: 21 июля 1730 г. он был уволен из Синода, 28 дек. лишен сана и сослан в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь Вологодской епархии, где содержался под усиленным надзором, в февр. 1731 г. принял схиму с именем Гедеон. Братия мон-ря, местные жители, а также бывш. Коломенский митр. Игнатий (Смола) , князья Долгорукие почитали его как мученика. На новом следствии Г. обвинялся в том, что благословляет по-архиерейски, ведет обширнейшую переписку с друзьями и т. п. К следствию были привлечены и др. лица, в частности Вологодский еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди), обвинявшийся в том, что выпустил Г. из-под стражи. В 1734 г. Г. пытался добиться личной встречи с императрицей, но Синод предложил Анне Иоанновне сослать его в Сибирь как опасного преступника.

http://pravenc.ru/text/164261.html

Астраханская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский кафедральный собор (Астрахань) Астраханская область — субъект Российской Федерации, относится к Южному федеральному округу. Граничит с Волгоградской областью — на севере, с Калмыкией — на западе, с Казахстаном — на востоке, на юге — омывается Каспийском морем. Административный центр области — город Астрахань . Содержание Православие в Астраханской области [ править править код ] Территория Астраханской области совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в которой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. монастырь, Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастыря. Православие на территории Астраханской области появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона которого находилась в рус. войске. В 1568 г. игумен прп. Кирилл, присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным, основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. монастырь, сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей монастыря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе . . Населённые пункты [ править править код ] Астрахань Святыни Астраханской области [ править править код ] Множество значимых религиозных сооружений раскидано по самой области. Каждый из районов может похвастаться наличием объектов культурной важности. В Володарском районе, например, располагается Церковь Казанской иконы Божьей Матери (Ильинка) , в стенах которой хранится чудотворная икона «Всем скорбящим радость» с проявляющимся ликом Божьей Матери. Икона эта мироточивая, наделённая поистине чудотворной силой. Храм Александра Невского, что в селе Разино, — настоящий кладезь мироточивых икон, среди которых и икона «Успение Божьей Матери», наполняющая души прихожан благодатью и дарящая исцеление от тяжких недугов. Удивительно наследие и расположенного в с. Большой Могой Чуркинского мужского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Астраханская_о...

Волгоград. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен 1932 год.Справа Иоанно-Предтеченский храм. За несколько месяцев (дней) до уничтожения. Фото сделано с колокольни Успенского собора. Сергей Ковров ?? Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Свято-Троицкая церковь построена была в 1720 г., неизвестно кем; каменная, двухэтажная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, два: в верхнем этаже в приделе – в честь иконы Казанской Божией Матери и в нижнем этаже – во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежит дом для духовенства, он обложен кирпичом и покрыт железом. Ближайшие церкви: соборная Успенская и Иоанно-Предтеченская. Имеется церковно-приходская школа, в затоне, за Волгой; открыта она для детей служащих на пароходах и жителей в той местности. Церковно-приходское попечительство существует с 1886 г. Земли при церкви усадебной имеется под церковными домами и дворами 374 кв. сажени. Дом у причта церковный, построенный на церковной усадебной земле. Священник, протоиерей Александр Соколов, диакон Иоанн Тихонравов и псаломщик Павел Беляков. Прихожан: дворян, купцов, мещан и цеховых, военных, прочих городских обывателей, крестьян, раскольников обоих полов 1519 душ, дворов 259. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В каждом русском городе стояла Троицкая церковь. Её название содержало указание на триипостасность Божества и на радостный летний праздник — Пятидесятницу, украшенную цветами, травами, зелёными ветвями. Часто имя Святой Троицы носили монастыри — средоточие православной мысли, место молитвы и высокой аскезы. Вспомним величественную обитель, основанную преподобным Сергием Радонежским, которая ныне стала главным монастырём Русской православной церкви. С небольшого монастыря начиналась и царицынская Троицкая церковь. Имена основателей и первых насельников обители до нас не дошли. Первые упоминания о ней относятся ко второй половине XVII века. В одном из документов 1658 года предписывается " по челобитью черного попа Макария с братиею давать из царицынских доходов». В грамоте из приказа Казанского дворца астраханскому воеводе Ивану Андреевичу Хилкову от 13 июня 1667 года упоминается «Троицкий строитель старец Александр», посланный 10 мая того же года вместе с попом Андреем к Стеньке Разину с приказом от царицынского воеводы Андрея Унковского. Воевода передал через священнослужителей наказ сторонникам атамана разойтись по родным донским станицам и хуторам, а не бунтовать. Однако из-за сильного разлива Дона попасть в Паньшинский городок, где были казаки, посланцы не смогли.

http://sobory.ru/article/?object=36718

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010