Я остановлюсь лишь на одном пункте, который имеет непосредственное отношение к предложенному вопросу. И дерзну утверждать, что приношение монаха «страждущему обществу» весьма велико! Я дерзну утверждать, что монах – всякий монах (разумеется, монах истинный) – есть миссионер! Я сказал «всякий монах», потому что не хочу ограничивать миссионерство только теми монахами, которые, имея благодать священства, выходят из своих священных оград и, с разрешения местного епископа, обходят, уча и исповедуя, города и села; а также теми, которые, наделенные писательским талантом, подчас редкой силы, издают чудесные книги и ими назидают тысячи душ, причем в целых поколениях, как, например, преподобный Никодим Святогорец. Я, братья, убежден – и не считайте, что я говорю парадоксами, потому что я обосную это свое убеждение, – что миссионерами являются и те монахи, которые никогда не покидали ограды своего монастыря и не написали не единой строчки. «Ты имеешь в виду молитву?» – скажет кто-то из вас. Конечно, я имею в виду и молитву, но не только молитву. Сила молитв, и особенно молитв тех, которые имеют «жизнь очищенную или очищаемую для Бога» , людей, «многое к Богу стяжавших дерзновение», всесильна. Одна «сердечная слеза» святого человека может привести к таким результатам, для которых бы потребовались многие проповеди и многие книги. Молитва творит чудеса. «Много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5: 16–18). Я сейчас обращаюсь не к неверующим или индифферентным к вере; я обращаюсь к верующим. Поэтому мне незачем в данном случае распространяться. Все мы принимаем силу молитвы, все знаем о ее спасительных действиях. Поэтому все должны смотреть на молитвы монахов как на величайшее приношение миру. Молитвы монахов – величайшее приношение миру, и нет минуты, когда б не восходили эти горячие молитвы к Господу

http://pravoslavie.ru/133305.html

13. Некий монах Фивейский имел дар служения Бога, чтобы каждому из приходящих служить на пользу. Случилось же ему некогда в некотором селении раздавать христианскую милостыню. И вот пришла к нему принять милостыню некая жена, одетая в рубище. Увидевши ее, что она одета в рубище, монах опустил руку, чтобы подать ей много; но сжалась рука его, и взяла немного. Вот пришла и другая, хорошо одетая; и видя одежды ее, монах опустил руку подать немного; но простерлась рука его, и взяла много. И спросил он о той и другой женщине, и узнал: что носящая хорошие одежды, происходя от знатного рода, обнищала, и только для виду имела такие одежды; а другая вдова, имея достаточное состояние, нарочито облеклась в рубище. 14. Был некий монах, имея мирского брата - убогого, и если что вырабатывал, подавал ему. Но насколько подавал ему, настолько сей более обнищивал. Брат, пришедши, возвестил это некоторому старцу. Старец же сказал ему: если ты хочешь послушать меня, то не подавай ему более; но скажи ему: брат! когда я имел, то подавал тебе, а теперь ты, что получишь от работы твоей, приности ко мне; и если он когда принесет, то возьми от него, и где увидишь странника или нищего, подай ему, и умоли, чтобы о нем сотворили молитву. Возвратясь, брат так и поступил. Когда пришел мирской брат его, он сказал ему, как заповедал ему старец; и тот отошел печальным. И вот в первый день, взявши из огорода своего мелкую траву, принес ему. Взявши это, брат роздал старцам, упросил их помолиться о нем, - и мирской, получив благословение, возвратился в дом свой. После сего принес ему огородного растения и три хлеба. Брат, взявши это, сделал как прежде, - и мирской, опять благословленный, возвратился. Пришедши же в третий раз, мирянин принес на большую цену и вина и рыбы, и брат, видя его, удивился. Он призвал нищих и успокоил их. Брату же своему сказал: не имеешь ли нужды в немногих хлебах? Он сказал: нет, господин; ибо, когда я принимал от тебя милостыню, то как бы огонь входил в дом мой и истреблял все, что в нем есть. С тех же пор, как ничего не беру от тебя, я изобилую, и Бог благословляет меня. Пришедши, брат возвестил все сие старцу. Старец же говорит ему: не видишь ли, что дело монахов есть огонь, и куда оно приходит, сожигает? А брату твоему полезнее то, чтобы творил милостыню от труда своего, и принимал молитву от святых, и таким образом благословлялся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Авва Даниил рассказывал: " Когда авва Арсений жил в Скиту, был там монах, который воровал у старцев корзины. Авва Арсений взял его к себе в келию, желая исправить его и успокоить старцев. Говорит он монаху: " Чего ты ни захочешь, я все тебе дам; только не воруй " . И дал ему золота, денег, одежду и все, что нужно было для него. Но монах ушел от него и опять начал воровать. Старцы, видя, что он не перестал воровать, выгнали его. Они говорили: " Если найдется брат, который имеет грехи слабости, такого должно терпеть. Но если он будет воровать, то изгоните его, ибо он и душу свою губит, и беспокоит всех живущих с ним " " . Плати за зло добром так, что если кто тебя ударит в правую твою щеку, обрати ему и другую. Осрамит тебя или унизит кто-либо, ты, настроенный мыслью быть полезным ближнему, обращать грешника от заблуждения пути его, подай новый добрый пример смирения и унижения себя словом или делом. Авва Иоанн сидел однажды против церкви; братия окружили его и спрашивали о своих помыслах. Один из старцев увидел это и, искушаемый завистью, говорит ему: " Сосуд у тебя, Иоанн, полон яда " .– " Да, авва,– отвечает ему Иоанн,– и ты сказал это, видя одну только наружность, а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность " .Авва Даниил рассказывал: " В Вавилоне у одного знатного человека была дочь, одержимая бесом. Отец ее любил одного монаха. Тот сказал ему: " Никто не может исцелить дочь твою, кроме пустынников, которых я знаю; но если ты будешь просить их, они не захотят этого сделать по своему смирению. А вот что мы сделаем: когда они придут на рынок, вы притворитесь, будто хотите купить у них корзины; и как придут получать деньги за них, то мы скажем им, чтобы они сотворили молитву, и надеюсь, что дочь твоя выздоровеет " . И так они пошли на рынок и нашли одного из учеников сих старцев, который сидел и продавал их корзины. Взяли его с корзинами к себе, будто для того, чтобы отдать ему деньги за них. Когда монах вошел в дом, пришла бесноватая и дала ему пощечину. Монах, по заповеди Господа, обратил и другую ланиту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Был у нас в монастыре послушник, который упал с дерева при сборе маслин, и отнялись у него ноги. Когда он лежал в больнице в Преображенском корпусе, умер монах, лежавший рядом с ним, на соседней кровати. Служитель стал приготовлять тело умершего к погребению, и попросил больного послушника подержать иголку. Больной ответил: «Что ты меня беспокоишь?» Но после этого слова душа его стала немирна, и тогда позвал он духовника и исповедал ему свой грех преслушания. Мудрый поймет, почему душа монаха стала немирна, а немудрый скажет, что это пустяки. 1-го июля 1932 г. пришел ко мне со Старого Русика отец Пантелеймон. Я спросил его, как он поживает, и он с радостным лицом отвечает: - Очень я радуюсь. - Почему же ты радуешься, - спрашиваю его. - Все братья меня любят. - За что же они тебя любят? - Я всех слушаюсь, когда меня кто куда пошлет,- говорит он. И подумал я: легок путь в Царствие Божие. Он обрел покой через послушание, которое творит ради Бога, и потому на душе его хорошо. Иеромонах отец И… мне рассказывал, что у нас на Крумнице стал помирать один схимонах, и не может помереть. Ему говорят: «Ты не исповедал грехов своих, и потому не помираешь». Он говорит: «Я дважды исповедался, но думаю, что грехи мне не прощены, и я хочу исповедаться у игумена Макария». По его желанию так и сделали: приехал из монастыря игумен Макарий и исповедал схимонаха, и тогда тот спокойно и в мире скончался. Отец иеромонах И… спросил меня, почему это так, и я ответил ему, что хотя он и исповедался, но не было у него веры, что грехи прощены, и по его душевному расположению, т.е. по неверию его, так и было. Но мы должны иметь крепкую веру, что в Церкви нашей все установлено Духом Святым, и тогда по вере своей человек получает от Господа благодать. Молодой монах Молодой монах БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, Господи, что сегодня Ты прислал мне раба Твоего, молодого монаха, имя которого скрою, чтобы не пал он от тщеславия, и обесценится тогда его святая жизнь. Этот молодой монах, в беседе по любви, сказал мне, что он за тридцать лет своей жизни никогда никого не оскорбил. Я смотрел на него, и душа моя смирилась в прах пред ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Все эти пять высших духовных авторитетов были монахами. Так кто же из них выражает более распространенное мнение? Чтобы хотя бы отчасти ответить на этот вопрос, обратимся к Apophthegmata Patrum . Здесь, как и в более ранних источниках, есть рассказы, в которых прямо говорится о том, как монаху открылось, что где-то живет некий человек – мужчина или женщина – равный ему по святости. Монах, подогреваемый любопытством, тут же отправляется исследовать этот вопрос Как соотносятся в этих рассказах город и пустыня? За исключением отдельных случаев, в Apophthegmata Patrum приводятся такие, например, сравнения: «Авва Силуан, сидя однажды с братиею, пришел в исступление и пал на лице свое. По долгом времени, встав, он заплакал. Братия спросили его: что сделалось с тобою, отец? Он молчал и плакал. Когда же братия побуждали его сказать, он отвечал: я восхищен был на суд и видел, что многие из нашего монашеского звания иноческого чина шли на муку, а многие из мирян шли в царство небесное» Нечего и говорить, что тема «монах в аду, а мирянин – в раю» весьма распространена в монашеской литературе Каковы бы ни были преимущества монашеского образа жизни, они отнюдь не обеспечивают ему спасения и особого отношения на Страшном Суде. Однако авва Силуан подробно не останавливается на том, почему именно мирянину, а не монаху отдается предпочтение. Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует обратиться к рассказам, в которых сравниваются отдельные люди. В большинстве этих историй имя мирянина неизвестно. Давайте, однако, обратимся к одному из, несомненно, самых замечательных повествований в этом жанре, в котором, напротив, имя мирянина известно, а монаха – нет Некий монах сорок лет жил в пустыне за Иорданом. За это время он не видел ни одного человека, обитал среди диких животных, был наг и как boskos («пасущийся» – Прим. пер. ) питался тем, что находил в пустыне. Однажды он спросил Бога: «Скажи мне, кому я равен по святости». И к своему изумлению услышал: «Императору Феодосию». Тогда старец сказал себе с печалью: «Все эти годы я провел в пустыне, днем – под палящим солнцем, ночью – страдая от холода; я не видел ни одного человеческого лица; сорок лет я не ел хлеба, испытывал голод и жажду; проводил ночи под открытым небом, не имея покрова. И после всех этих трудов и лишений меня ставят на одну доску с человеком, который живет в миру, женат и проводит время в праздности, купаясь в роскоши».

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

Господь Бог дал этот образец покаяния мытарева нам. Так будем же и мы все свое внимание обращать на себя. Будем внимательно вглядываться не только в свои поступки, но и в помыслы, и сознавать себя величайшими грешниками. И надеясь на милосердие Господа, будем взывать к Нему: «Боже, милостив буди ко мне, безответному грешнику». Но, к сожалению, мы не относим к себе этот пример покаяния. Нам более близок не образец покаяния мытаря, а другой пример – гордости фарисея. Этот фарисей стоял впереди храма и перечислял свои добрые дела: он и на церковь подавал, и молился, и постился, и грехов не творил. Он молился так: Боже, благодарю Тебя за то, что я не таков, как прочие человеки... или как этот мытарь. Я молюсь, пощусь, обладаю многими добродетелями... Но Господь Иисус Христос говорит, что фарисей был менее оправдан, чем мытарь, ибо он был горд и позволил себе присвоить то, что принадлежит Господу Богу, – осуждение (см.: Лк.18:11–14 ). Ведь Господь Сам сказал: Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Вспоминается мне из Пролога один рассказ. В одном монастыре, на Афоне был один монах, по имени Иоанн. Этот монах был весьма благочестивый. Приходит к нему другой монах, из соседней обители. Зашел разговор об одном нерадивом монахе. Иоанн и спрашивает: «А что, исправился ли он?» «Нет, все еще коснеет в своих грехах», – отвечал другой. Тогда Иоанн осудил его, сказав: «Горе ему». И вот ночью он видит видение. Видит он крест, на котором висит Господь Иисус Христос, а рядом с Ним распяты два разбойника. И бросился он к ногам Христа. Но Христос отвергает его и говорит: «Отойди, ты не достоин поклоняться Мне, потому что ты присвоил себе то, что не принадлежит тебе, ты осудил брата своего». И почувствовал он, как Иисус Христос снимает с него мантию. Семь лет этот монах молился, прося прощения у Господа. И вот через семь лет он снова увидел Христа Спасителя, Который возвратил ему его мантию. Так видите, как велик грех осуждения. А кто из нас не повинен в этом грехе? Не правда ли, с каким злорадством мы поносим честь наших ближних, стараемся опорочить, очернить людей благородных и даже святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Если мы верим… Пронзительный крик “Монах! На спорткаре! НА СПОРТКАРЕ! МОНАХ!”. Тут крик очень важен — чтобы не дать Вам задуматься — ну монах-то большой грешник, но как от этого слова Господа делаются ложными? Как грех этого монаха — за который он понесет осуждение, если не раскается — спасет Вас от Ваших грехов? 2 мая, 2013 Пронзительный крик “Монах! На спорткаре! НА СПОРТКАРЕ! МОНАХ!”. Тут крик очень важен — чтобы не дать Вам задуматься — ну монах-то большой грешник, но как от этого слова Господа делаются ложными? Как грех этого монаха — за который он понесет осуждение, если не раскается — спасет Вас от Ваших грехов? Великий Четверг — это тот день, который обозначает разницу между  теоретическим согласием и  спасительной верой. В самом деле, мы можем соглашаться  потому, что нам лень спорить. Вы говорите, что компас изобрели китайцы, а не португальцы? Ну, может быть, мне-то какое дело? Что изменится  в моей жизни в зависимости  от того или другого ответа на этот вопрос? Ничего. Это слишком маловажный вопрос, чтобы тратить время на споры. Вы говорите, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых? Ну да, воскрес, если Вы так настаиваете, зачем я буду спорить? Что это  меняет? И в самом деле, чисто теоретическое согласие — ну да, воскрес — не меняет ничего. Разница между таким согласием и спасительной верой примерно такая же, как между согласием с тем, что автобус идет в город и решением ехать в этом автобусе. Я не окажусь в городе, просто согласившись с тем, что автобус существует; если я хочу туда попасть, я должен войти в дверь и занять свое место. Я не окажусь в раю, просто не возражая против того, что Христос воскрес; чтобы оказаться там, надо занять свое место в Ковчеге Спасения, который Он основал — в Церкви. А принадлежность к Церкви знаменуется Таинствами — мы входим в нее через Крещение и прибываем через Евхаристию. Таково установление нашего Господа. Как пишет Апостол Павел, “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1Кор.11:23-26)” Апостол пишет это в 54-57 году новой эры, спустя 25-30 лет после евангельских событий, и у Церкви уже есть четкая идентичность — это община, которая “сие творит в Его воспоминание”.

http://pravmir.ru/esli-my-verim/

Затем монах попросил: — Отче, помоги мне и дай залог пути спасения. — Чадо, — сказал анахорет, — немощен я для этого и сам нуждаюсь в руководстве. — Не откажи мне в помощи, мои господин и отец, — умолял гость — Ибо я был вполне извещен о тебе и дал себе слово принять любой твой совет. Но тот отказывался, объясняя: — Все равно ты меня не послушаешься, и поэтому не дам тебе совета. Но юноша продолжал упрашивать его и пообещал: — Что ни повелишь мне, послушаюсь тебя, как ангела. Тогда старец сказал: — Возьми свой кошелек, пойди в город и купи десять хлебов, десять секстов вина и десять фунтов мяса и принеси сюда. Монах опечалился, но так как он дал слово анахорету исполнить все, что он скажет, то отправился в город. По дороге у него возникало множество помыслов: «Зачем старцу все это понадобилось, и как я все это куплю? Для мирян будет соблазном, если увидят меня с такими покупками». Так он шел (по дороге), весь в слезах и горько рыдая. И от стыда купил хлеб и вино не сам, а через одного человека. И сказал: «Горе мне, убогому! Как же теперь покупать мясо, самому или через кого–нибудь другого?» Со стыдом, но со спокойствием душевным он нашел мирянина, которому отдал деньги, и тот купил ему мясо. Монах взял покупки и отнес к старцу. Анахорет спросил: — Ты не забыл, что дал мне слово: все, что повелю тебе, исполнишь? Возьми все это, пойди в свою келью и с молитвой вкушай один хлеб, один секст вина и один фунт мяса каждый день. И через десять дней опять приходи ко мне. Услышав это, монах не осмелился возразить и ушел, подавленный и весь в слезах: «Я же был великим постником, а он что мне велит? Слушаться его или нет? Если не послушаюсь, прогневлю Бога. Ведь я дал слово сделать все, что старец ни скажет, поэтому приму, как сказанное от Бога. И теперь, Господи, призри на смирение мое и помилуй меня, прости прегрешния мои, ибо сейчас я вынужден поступать вопреки своему всегдашнему стремлению к воздержанию». И так в слезах, он пришел к себе в келью и сделал все как велел анахорет. Молитва его стала еще более сильной и когда он садился за еду, то обливал ее слезами и говорил: «Господи, неужели Ты оставил меня?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Здесь мы уже вплотную приблизились к основной части выступления, в которой поговорим о монашестве как высшей ступени христианского совершенствования, о монашестве как служении Церкви и о некоторых проблемах современного монашества. Монашество как высшая ступень христианского совершенствования Цель восхождения христианина одна — таинственная встреча с Богом, вступление в богообщение. Но к этой вершине ведут различные пути: один из них более пологий и длинный — это брак, другой более крутой и короткий — это монашество. Жизнь Предтечи и некоторых апостолов Христовых, а также некоторые эпизоды Евангелий и Павловых посланий говорят о возможности скорейшего достижения этой цели в безбрачии. Да и земное служение Спасителя могло осуществляться только необремененное обыденными семейными заботами. На монашеском постриге читается Евангелие, составленное из двух отрывков, заключающих в себе всю «философию» монашеской жизни: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 10, 37-38; 11, 28-30). Желание «быть совершенным» включает условие — «раздай все имение своё нищим и следуй за Мной» (ср. Мф. 19, 16-22). Каждый христианин призван к добродетельной жизни, но только монаху вменяется в обязанность безраздельное стремление к совершенству. Каждый христианин призван жить по Евангелию, но только монах воплощает евангельский идеал в жизнь наиболее радикальным образом, стремясь во всем подражать Христу. Каждый христианин в крещении дает обет верности Богу, но только монах обещает Богу следовать по пути полного нестяжания, целомудрия и послушания. Каждый христианин призван приносить покаяние, но только для монаха плач должен стать непрекращающимся и ежедневным подвигом. Если семейному человеку Господь заповедует соблюдать целомудрие в браке, не прелюбодействовать и не смотреть на женщин с вожделением, то от монаха Он требует полного одиночества и полного воздержания от супружества. Если мирянину Господь повелевает не накапливать сокровища не земле, но прежде всего заботиться о Царствии Божием, то монах должен вообще отрешиться от всякого земного стяжания, не иметь ничего своего, но все свое и всего себя отдавать Богу. Если мирянину заповедано «не любить мира и того, что в мире», то монах призван полностью отречься от мира и возненавидеть его.

http://patriarchia.ru/db/text/1322613.ht...

И вот проходит время и опять приходит к нему диавол, теперь уже в образе мирского молодого человека, начал осматривать его с головы до ног и говорить: это он самый! Потом снова стал осматривать его. Брат спросил его: с чего ты так смотришь на меня? Он отвечал: думаю, что ты не узнаешь меня. Впрочем, как и узнать после столь продолжительного времени! Я – сосед отца твоего, сын такого-то. Как же! Твой отец не так ли-то называется? А имя матери твоей не такое ли было? Сестра твоя так-то называлась; твое прежнее имя было такое. Матерь и сестра твоя умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только что ныне и сделал тебя наследником своим, говоря: кому мне оставить имущество мое, как не сыну моему, мужу святому, который оставил мир и проводит отшельническую жизнь ради Бога. Ему предоставляю все блага мои. Потом просил нас найти сына его и известить, чтобы ты пришел и принял имущество и раздал нищим за свою душу и за его. Многие искали тебя и не нашли, а я, пришедши сюда по делам своим, узнал о тебе. Не медли! поди, продай все и исполни волю отца твоего. Брат отвечал: мне не следует возвращаться в мир. Диавол сказал: если не пойдешь, имущество пропадет, а ты дашь ответ пред Богом. Что говорю тебе худого, когда говорю: поди и раздай имение нищим и сиротам, как благой распорядитель, чтоб блудницы и развратные люди не расхитили оставленного бедным?.. – и так, такими речами обольстив брата, диавол возвратил его в мир; он проводил его до города и тут оставил. Монах хотел войти в дом отца своего, как уже умершего, и вот! сам отец его выходит к нему навстречу. Увидев его, отец не узнал и строго спросил его: ты – кто? Монах смутился и не мог отвечать ничего. Начал отец его допрашивать, тогда монах в смущении сказал: я сын твой. Отец возразил на это: по какой причине ты возвратился сюда? Монах постыдился объяснить истинную причину своего возвращения, но сказал: любовь к тебе заставила возвратиться меня, потому что я очень жалел о тебе. Он остался в отцовском доме; по прошествии некоторого времени впал в любодеяние и подвергся тяжкому наказанию от отца своего. Несчастный! он не обратился к покаянию, но остался в мире» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010