Святой старец после этих слов Астиона, грозно взглянув на него, сказал: «Зачем же ты без благословения моего вышел из келлии? Зачем без благословения иерея Христова за водой ходил ты? Неужели ты доселе не знал, что благословение начальствующего юным есть стена необоримая, и броня крепкая, и оружие непобедимое на диавола?» Сказав это, Епиктет велел Астиону стать на молитву и сам стал с ним, и оба молились довольное время. По молитве же, когда они окончили ее, Астион увидел беса, который бежал от него и кричал: «Исповедание твое, Астион, сломило сегодня крепкие мои силы, и молитва вас обоих сделала меня безоружным». Итак, из приведенного повествования открывается как то, что благословение начальствующего молодым инокам подлинно есть стена необоримая, броня крепкая и оружие непобедимое на диавола, так равно и то, что, наоборот, отсутствие этого благословения отдает молодого инока во власть бесовскую. Так, вышел Астион из келлии без благословения старца, и диавол тут как тут, раскаялся Астион и дал обещание впредь ничего не делать без благословения своего руководителя в жизни духовной, и диавол сейчас же бежал. Поэтому, юные монахи, не пренебрегайте благословением настоятельским и помните, что с ним неразрывно связано и благословение Божие. Кто поставил над вами пастырей ваших? Не кто иной, как Сам Бог , «Он, – сказано, – поставил... пастырями» ( Еф.4:11 ). А если так, то лишаясь благословения пастырей, т.е. настоятелей ваших, очевидно, вы лишаетесь вместе с тем и благословения Божия. Так говорит и Господь: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). «Седите же, – скажем в заключение словами св. Василия, – в благословении настоятеля и не положите себе устава, глаголя: немощно сотворити сего или оного. Яко аще не сотворите благословения, суда не убежите» (Прол. Ноябр. 3, слово св. Василия). 8-й день 317. О непобедимой силе Креста Христова на брани (Из жизни св. великомученика Прокопия. Чет. Мин. июля 8) К вам, воины боголюбивые, будет слово наше, и вот что мы скажем вам. В каноне Честному Кресту между прочим читаем мы, что Крест есть для верных крепость и держава, избавитель и предратник на врагов, победа и утвержение; что он есть щит и стена нератуема; что он есть оружие великое Христово и непобедимое победительство всесильное; что он есть мужества знамение и противных в землю попирает; что он есть врагов губитель, и лук, и оружие, и меч; и что он, наконец, есть оружие непостыдное и сила непобедимая. Из этого, как видите, конечно, открывается то, что, по словам канона, Крест должен иметь великую силу для брани и должен быть страшным для врагов. Но это, однако, только, скажете, по словам канона, а так ли это на самом деле? Да, знайте, воины, что это так и на самом деле, и в этом сейчас мы и постараемся убедить вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

— Я не знаю, откуда ты пришел, но верю, что если ты захочешь, то можешь исцелить моего сына. По-видимому, ты ученик Назарянина, о Коем мы слышали много чудесного и удивительного. Если ты действительно Его ученик, то помоги нам и научи нас познать Его, чтобы и нам сделаться Его рабами. Святой же сказал ей: — Если ты, женщина, уверуешь от всего сердца, что един есть Бог истинный, Который создал для нас небо и землю и всё видимое, то будет исполнена твоя просьба. Сказавши это, он повелел поднять отрока с земли и, три раза плюнув в немые уста его, спросил: — Скажи нам, чадо, в какого бога нужно веровать? В кумиры ли, которых изготовляют люди, или в Иисуса Христа распятого, Который тебя ныне исцеляет? Отрок громким голосом воскликнул: — Нужно веровать, честный отче, в Иисуса Христа, являющего всегда столь великие благодеяния людям! Видя это чудо, Алмирийские граждане прославили Бога, и в тот день более тысячи душ обоего пола уверовало во Христа, Спасителя нашего. И благодать Божия совершала чудеса не только чрез святого Епиктета, но чрез святого Астиона. Так однажды, когда он вышел почерпнуть воды к реке Дунаю, его встретил бесноватый. Астион осенил бесноватого крестным знамением, и бес тотчас же бежал из того человека, взывая: — О, Астион! Вера твоя и чистота твоего сердца возымели, по воле Божией, великую власть над нами! В другое время, будучи куда-то послан старцем, Астион во время путешествия увидел человека, упавшего с высокого здания на землю и лежавшего на земле как мертвый, тогда как родители его плакали по нем. Умилосердившись над ними, блаженный Астион помолился тайно такими словами: — Господи, Иисусе Христе! Ты некогда чрез Апостола Твоего Павла возвратил от врат смертных к жизни Евтиха, упавшего с окна третьего жилья (Деян.20:9–12), и Энея от восьмилетнего расслабления восставил чрез Апостола Твоего Петра (Деян.9:33–34), а также чрез того же святого Петра, человеку, родившемуся хромым, укрепил ноги и голени и дал ему силу ходить! (Деян.3:2–8) Так и теперь поставь этого человека живым и здоровым через меня, Твоего недостойного раба!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В царствование Диоклитиана св. Епиктет был пресвитером. Он вел строгую подвижническую жизнь и общее убеждение приписывало ему дар чудес и исцелений. Рассказывают, что он исцелил пятнадцатилетнюю дочь одного сановника, которая три года лежала в расслаблении, возвратил зрение слепой и исцелил одного бесноватого. Эти чудеса увеличивали число верующих во Христа. Однажды в убогое жилище Епиктета из простого любопытства зашел молодой язычник, по имени Астион. Святой принял его весьма ласково, расспросил о родителях и узнал, что отец его богатый и знатный вельможа, правитель города, а мать – дочь сенатора. Речи святого произвели такое глубокое впечатление на Астиона, что на другое утро он тайно от сверстников ушел в его хижину. Епиктет спросил, взошли ли семена, посеянные вчерашнею беседою в сердце юноши, и узнал, что Астион всею душою уверовал в истины христианства, но что любовь к родителям удерживает его явно исповедать Христа. Он просил Епиктета приготовить его к крещению, чтобы потом вместе покинуть родину и идти туда, где ему не пришлось бы видеть слез огорченных родителей. Преподобный одобрил слова Астиона, начал наставлять его в вере и наконец крестил. Потом они вместе отправились в город Алмирис, расположенный у устья Дуная, и, найдя вблизи уединенное место, поселились в кельи. Святая жизнь подвижников и дар исцелений, которым славился Епиктет, привлекли к их убежищу много народа. Рассказывают, что одна знатная женщина привезла своего глухого и расслабленного пятнадцатилетнего сына. Святой обратился к нему с следующим вопросом: «скажи нам, в кого должно веровать: в идолов или в Распятого Христа, Который ныне исцеляет тебя?» Отрок громко воскликнул: «в Распятого Христа». Это чудо обратило ко Христу более тысячи человек. Астион также удостоился дара чудес. Но нашлись у святых и недоброжелатели, которые обвинили их в волшебстве. Праведников схватили, заключили в темницу и затем повели на суд. На вопрос об имени и звании, они отвечали одним словом: христиане. Их подвергли мукам: били, строгали острым железом, опаляли горящими свечами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сами мучители, видя терпение мучеников, обращались ко Христу и громко исповедовали свою веру в Него. Так сделал Вигилантий. Епиктет и Астион были брошены в темницу, но через пять дней выведены для новых пыток. Старые, еще незажившие, раны были натерты солью, политы уксусом, но и это не поколебало твердости мучеников. Они снова были брошены в темницу, где их в течении тридцати дней морили голодом. Между тем родители Астиона, после долгих поисков, узнали наконец о местопребывании и судьбе своего сына. Они отправились в Алмирид, но им не суждено было видеть сына в живых: вместе с Епиктетом он был убит язычниками до их прибытия (ок. 290 г.). Перед смертью Астион просил Вигилантия принять его родителей, если они прибудут, успокоить их относительно судьбы сына и научить св. вере. Вигилантий исполнил просьбу юноши. Убежденные им, родители Астиона познали истинного Бога и прибывший в Алмирид епископ Евангелл крестил их. Рассказывают, что, когда они, незадолго до крещения, ночью стояли вместе с Вигилантием на молитве, им было следующее видение. В дивном свете, который осиял их дом, они увидели свв. Епиктета и Астиона. Астион обнял свою мать, целовал ее и сказал: «хорошо, что ты пришла сюда, ученица Христова». С подобными же словами обратился Епиктет к отцу Астиона. Возвратившись домой, родители Астиона продали имение, деньги отдали нищим и жили богоугодно до самой кончины. (Четьи-Минеи). Всеми дарами природы была украшена благоверная княжна Евдокия, но мудрость и благочестие превосходили красоту ее лица. И счастлив был Димитрий, связав на всю жизнь свою судьбу с судьбою Евдокии! Княжна была супругою нежною, кроткою, набожною и вместе с своим мужем заботилась о спасении души, не предаваясь стремлению чувственности. He малую поддержку благочестивого расположения молодых супругов оказывали современные им угодники Божии. Святитель Алексий был мудрым отцом и руководителем для брачной четы. Святой Феодор, племянник преп. Сергия и игумен Симоновский, был духовником князя и княгини; сам преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грозно посмотрел на него святой старец и сказал: — И зачем ты, без моего повеления, вышел из дверей келлии? Зачем без благословения иерея Христова ходил ты? Разве ты не знаешь, что благословение начальника для юношей есть непреоборимая стена, крепкая броня и непобедимое оружие против диавола? Сказавши это, старец повелел Астиону простереться на земле крестообразно для совершения молитвы, причем то же самое сделал и сам, и оба вместе со слезами стали молиться Богу. Довольно помолившись, они встали с земли и Астион в это время увидел какого-то черного юношу с горящею сечею, который бежал от него со словами: — Исповедь твоя, Астион, посрамила ныне мою великую силу, и молитва ваша сделала меня безоружным. Так жили там преподобные отцы и много душ человеческих обратили ко Христу Богу от идольского обольщения. В то время в город Алмирис пришел правитель той страны, по имени Латрониан. Когда решал он разные государственные и народные дела, идолослужители донесли на этих двух святых мужей, что они будто бы волшебники, прельщают много народу своими чародеяниями и отвращают людей от принесения жертвы богам. Правитель тотчас велел схватить их и бросить в темницу. Находясь в узах, святые непрестанно молились и пели псалмы Давидовы. Однажды старец сказал своему ученику: — Возлюбленное мое чадо! Если нас выведут на допрос и будут спрашивать о имени, роде и отечестве нашем, то ничего не станем отвечать им кроме того, что мы — христиане, что это наше имя, род и отечество и что мы рабы истинного Бога. На утро правитель повелел приготовить посреди города место для производства суда и собрать сюда же через глашатаев народ. Он сам пришел сюда в третьем часу дня, сел на седалище своем послал в темницу за святыми. Когда они явились пред ним, он, взглянув на них, пришел в ужас, так как увидел какой-то чудесный свет Божией благодати, просвещавший их лица, и оба они вообще внушали почтение своим внешним видом. Святому Епиктету было в то время шестьдесят лет. Он был высок ростом и имел длинную бороду, украшенную сединами. Точно так же и святой Астион был высокого роста и прекрасен лицом, особенно блистая красотою целомудрия. Лет ему от рождения было тридцать пять. Взирая на них, правитель почти целый час времени молчал, не находя что сказать, потом наконец спросил их:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Поэтому он удалился, поклонившись оному достопочтенному мужу. Следующим утром очень рано юный Астион пошел поспешно к тому преподобному старцу один, подобно мудрой пчеле, которая летит снова на то место, где она накануне собирала сладкий мед. Войдя в келлию к пресвитеру Господню, он приветствовал его такими словами: — Здравствуй, Апостол Христов, служитель Нового Завета! Святой же отвечал ему: — Здравствуй и ты, прекрасный юноша! Я вижу тебя носящим мученическую одежду и в венце из дорогих каменьев. Когда начали они, сидя, беседовать, старец сказал: — Что, чадо, прозябло ли семя, какое вчера, по благости Божией, мы посеяли в твоем сердце? Произрастит ли он плод? Или же всё еще сердце твое пребывает во тьме неверия? Астион сказал: — Вчера я сказал тебе, святой отче, что я — единственный сын у своих родителей и очень любим ими. Я боюсь опечалить их; ведь, если я открыто приму христианскую веру, то они, от чрезмерной грусти, или бросятся в море или потеряют рассудок, или другим каким-нибудь образом лишат себя жизни. Но я не хочу, чтобы то, что доставит мне спасение, стало для родителей моих причиною смерти и вечной погибели. Поэтому, если ты соизволишь принять мой совет, отче, — сделай меня христианином в тайне, и теперь приготовь меня к принятию крещения. Когда же совершишь надо мною всё, что полагается по христианскому чину, тогда окажи, прошу, мне милость: возьми меня с собою в какую-нибудь далекую страну, куда тебе укажет путь Господь, чтобы не видели мои очи слез родительских, чтобы моя совесть не поколебалась при виде их печали и чтобы я из любви к ним не повредил делу своего спасения. Услышав такие слова юноши, святой старец возрадовался духом и повелел уму все дни поститься и остерегаться осквернения идоложертвенною пищей, и в то же время заповедал ему воссылать моления Христу Спасителю, истинному Богу. Юный Астион с усердием выполнял эти повеления. Тайно от домашних, он каждый день ходил к старцу и у него учился святой вере. Когда же он хорошо узнал Христа и твердо уверовал в Него, тогда священный старец окрестил его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Много влияли на них обоих современные им угодники Божии: святитель Алексий, св. Феодор, руководитель и отец их духовный, племянник преподобного Сергия, игумен Симоновский, и сам св. Сергий, как восприемник одного из их сыновей. Во всех трудах и скорбях мужа княгиня Евдокия поддерживала его своим участием и молитвой. Вместе с ним молилась перед походом его на Мамая; во время войны молилась о победе над врагами и раздавала милостыню. Вслед за мужем княгиня отправилась в Кострому, когда он уехал туда собирать войско против Тохтамыша, и едва не попала в плен к татарам. Недолго жилось княгине с мужем. Князь 39 лет занемог и скончался. Перед своей смертью он поручил супруге детей, внушил им слушаться матери во всем; ей препоручил и все свои распоряжения, вполне надеясь на ее ум и честность. После смерти мужа, княгиня не поступила в монастырь, но и в мире вела жизнь истинно подвижническую, хотя вовсе не показывала этого, – носила богатые одежды и везде являлась с веселым лицом. Видя ее такой, многие взводили клевету на образ ее поведения; но она нисколько не смущалась людских толков, а еще радовалась, что невинно подвергается бесславию. Все свое имение разделяла на бедных и на храмы. Основала Вознесенский монастырь в Московском Кремле и Горицкий в Переяславле. Архангел Михаил возвестил ей время кончины. Перед смертью она приняла иноческий сан, с именем Ефросинии, в Вознесенской обители. Здесь и скончалась в 1407 году. Тут под спудом и почивают ее мощи. Преподобномученик Епиктет был пресвитером и жил в царствование Диоклетиана, вел жизнь подвижническую и имел дар чудотворения. Однажды из любопытства зашел в его жилище молодой язычник Астион. Святой принял его ласково, узнал, что он сын правителя города, и много рассуждал с ним о вере. На другой день Астион придя к Епиктету и сказал, что он желал бы креститься и затем удалиться куда-нибудь, чтобы ему не видеть слез родителей. Епиктет крестил Астиона, и оба они удалились в г. Алмирис, у устья Дуная, и здесь в уединении начали подвижническую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

И в то мгновение, когда им предстояло быть казненными, возник между ними похвальный спор о преимуществе и чести в том, кому из них первому наклонить свою голову под меч: Епиктет был уже сединами украшенный старик, лет шестидесяти, изъявил свое согласие, чтобы предпослать к Богу Астиона, а потом и самому склонить голову под меч. Ни мало не прекословя, Астион возгласил: " о возлюбленный отец, честный иерей (священник) Божий, пусть будет воля Божья и твоя " и с этими словами наклонил свою голову под меч. Святой же Епиктет упал на тело ученика своего, и, с любовью обняв и поцеловав его, затем охотно склонил и свою голову под меч. Таким образом оба богоугодно скончались. Предание себя воле Божией - лучше жертвоприношений. Вот два зеркала (т.е. святые Епиктет и Астион), в которых отчетливо отразилось благочестивое согласие человеческой воли с Божественной при трудных обстоятельствах. Это - примеры достойные подражания для каждого человека-христианина при находящих на него искушениях впасть в противоречие с Божественной волей. В таких случаях каждый укрепляй себя краткой, но беспрестанной молитвой: " я христианин, да будет во мне воля Божья (а не моя воля); хотя это искушение неудобное для перенесения и трудное для меня, но да будет во мне воля Божья; хотя я и не предвидел и не ждал такой печали, но буди воля Божья; хотя этот человек по злому умыслу причинил мне зло, будь воля Божья во мне. " Сильный вождь Израильский Ииуй написал письма к Самарийским начальникам и старейшинам города и послал в город Самарию для исполнения по ним. Они же, не делая ни малейшего промедления, избрали мужей и послали их к Ииую с таким ответом: " Мы рабы твои, и что скажешь нам, то и сделаем " (4 Царств 10:5). О как Бог часто многократно и многообразно изъявляет нам Свою волю в Священном Писании для исполнения ее, чтобы мы поступали согласно ей! И мы обязаны добровольно следовать воле Божьей, повторяя выше приведенные слова: " Мы рабы Твои, и что скажешь нам, то и сделаем, " и что Тебе угодно, то и сделай с нами. Поэтому святой Антоний Великий, часто повторял: если мы всегда и все дела наши будем предоставлять в руки Божьи, то ни один демон (злой дух) не в состоянии будет вступить в единоборство с нами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Июль-червенец 8 ч. Страдание св. Евангелла епископа томского, Епиктета пресвитера и Астиона Блаженный Епиктет пресвитер подвизался аскетом и усердно учил других путям спасения. К нему случайно пришёл молодой сын сенатора Астион и столько пленился наставлениями его, что принял от него крещение, но с тем, чтобы удалиться из своей страны. Учитель и ученик пришли к славянам, в малую Скифию, и стали жить в уединённой хижине, близ города Алмириса 343 .– Строгая жизнь, благотворительная любовь, беседы кроткие стали собирать к ним слушателей. Богатая женщина приносит к Епиктету сына, пятнадцати лет, немого, глухого, изсохшего. Назореи, слышала я, исцеляют больных именем Христа Иисуса,– исцелите моего сына,– говорила жена.– Если будешь веровать,– отвечал Епиктет,– в единаго Бога и Христа Иисуса; сын твой будет здоров. Затем исцелив отрока спросил его: в кого ты веруешь?-Надобно веровать в Христа Иисуса. Он столько благотворил людям,– отвечал отрок. Жители Алмириса, увидав такое чудо, крестились, всего до 1000 человек обоего пола.– Блаж. Астион, вышедший на Дунай за водою, встретился с бесноватым и помолившись о нём исцелил его. Исцелённый и родители его также крестились. Воевода Скифии Латровиан (это было при Диоклетиане, 284–305 г.) потребовал к суду Епиктета и Астиона.– Кто вы таковы?– спросил воевода.– Христиане,– отвечали блаженные.– Из какой страны?– Из царства Христова, где не поклоняются бездушным идолам. По приказанию воеводы долго били исповедников, палили огнём, потом бросили в тюрьму. Один из служителей, исполнявших безчеловечную волю воеводы над страдальцами, уверовал во Христа Иисуса, выслушал наставление в тюрьме у исповедников и здесь же крестился. Целые 30 дней продол­жались разные истязания мученикам и наконец они лишены были глав. Родители Астиона, известившиеся о том от очевидца страданий, прибыли в Алмирис после кончины страдальцев.– Блаж. Евангелл епископ томский совершил над ними крещение. В начале гонения скрывался он от гонителей для пользы паствы своей. Наконец Господь призвал и его к мученическому концу. Древняя эпиграмма говорит о нём:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  1) Гиерокл, признаваемый за современника имп. Юстиниана (ум. 562 г.) показывает следующие города в Малой Скифии: «в области скифской, подлежащей воеводе, 15 городов: Томис, Дионисополис, Акры, Каллатис, Истр (Дунаец), Константина, Зелдепа, Тропей, Аксиуполь, Капидава, Карс, Тросмис, Новиодун (Новый Дунаец), Эгиссон, Алмирис». Тоже у Константина в Мисс. Porphyrog. ed. Niebur. t. 3. p. 391. 47. 292. 293. 409. 410. Иорнанд (около 552 г.): «славяне (Sclavini) живут от города Новитунского (Novietunense) и озера, называемого музианским (musianus) до Днестра и на север по Висле». Шафарик (прилож. к древ. стр. 35) полагает, что озеро Musianus то же, что озеро Мирис, у города Алмириса, ныне Рамзина, на южном рукаве Дуная; а город новитунский – иначе называется Новиотун, ныне Исакчи. Итак жители Алмириса – славяне. обоего пола. – Блаж. Астион, вышедший на Дунай за водою, встретился с бесноватым и помолившись о нем исцелил его. Исцеленный и родители его также крестились. Воевода Скифии Латровиан (это было при Диоклетиане, 284-305 г.) потребовал к суду Епиктета и Астиона. Кто вы таковы? спросил воевода. Христиане, отвечали блаженные. Из какой страны? Из царства Христова, где не поклоняются бездушным идолам. По приказанию воеводы долго били исповедников, палили огнем, потом бросили в тюрьму. Один из служителей, исполнявших бесчеловечную волю воеводы над страдальцами, уверовал во Христа Иисуса, выслушал наставление в тюрьме у исповедников и здесь же крестился. Целые 30 дней продолжались разные истязания мученикам и наконец они лишены были глав. Родители Астиона, известившиеся о том от очевидца страданий, прибыли в Алмирис после кончины страдальцев. – Блаж. Евангелл епископ томский совершил над ними крещение. В начале гонения скрывался он от гонителей для пользы паствы своей. Наконец Господь призвал и его к мученическому концу. Древняя эпиграмма говорит о нем: Евангелла признавай другим ангелом, Он идет на небо, ссеченный мечом2). В одном западном мартирологе замечено, что св. Эпиктет и Астион пстрадали в 290 г. По мартирологам видно, что во время св. Евангелла в Томах явилось много мучеников, проливших кровь свою за учение Христово. В мартирологе Иеронима и Рабана июля 5 «в Томах мученическая кончина (natalis) Стратона, Марина, Феодота, Родефии, Секунда, Фомы, Макрина»; июля 9 «в Томах – святых Зенона, Мены, Виталия, Руфины, Евангелла, Уриса (Уроша), Агнессы»; июля 10 «в городе Томах страдание Марциала, Домна, Тромеда, Иоанна, Сесина, Емилиана и других 36». Во всех западных мартирологах под 20 ч. июня записано: «в городе Томах» мученически скончались «святые Павел и Кириак, Фома и Феликс,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010