Между ними были христиане не только в IV, но и в III веке: в это время были уже христианские храмы в Дакии, Скиоии, Сарматии, Фракии и других местах, где среди разных народов жили и славяне. Между ними некоторые были даже причислены к лику святых, напр. во II веке мученики Енен, Нирин и Пень, в III веке Ириней, епископ сремский, Евсевий, епископ кивальский (в Панонии), чтец Пуллий, Евангел, епископ томский, Епиктет пресвитер и Астион, в IV веке Димитрий дабудский, Ермил и Стратоник белоградские 17 и пр. Таков в общих чертах был быт древних славяп. В настоящее время из славян только русские и частию поляки живут в России, прочие же, за исключением черногорцев, сохраняющих независимость, живут под чуждою властию или в Европейской Турции или в Германии 18 . В Европейской Турции живут сербы с их отраслями– черногорцами, босняками и герцеговинцами, болгары и румыны; в Германии, и преимущественно в австрийской империи живут славяне разных наименований, напр. чехи, моравы и пр. – Наша речь будет о славянах, населяющих европейскую Турцию, а потом о славянах, живущих в австрийской империи. I.Cлabяhe, населяющие Европейскую Турцию В европейской Турции живут, как мы уже сказали: А) сербы с их отраслями-черногорцами, босняками и герцеговинцами, Б) болгары и В) румыны. 2 Все эти слова значат: почтенные, любезные, достохвальные. Некоторые Венеды еще в 186 г. по Р. Хр. подчинились Римуи с тех пор перестали уже принадлежать славянскому миру, потому что усвоили себе латинский язык и римскую народность. От них произошли знаменитые мужи – поэт Вергилий и историк Тит Ливий. (Вестн, Евр. 1868 г. сент. стр. 154, 155, 195– 196; 198). 4 От того одни писатели производят это название от «слово», и утверждают, что их должно называть Слованами или Словенами. (Шаф. Слав. Древн. т. II. кн. I. стр. 55, 56); другие же от «слава», и утверждают, что их следует называть славянами или славенами, наприм. Классен, ссылаясь на то, что 1) почти у всех латинских и греческих писателей преобладает в этом названии буква а, а не о, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

108. Модест Можей, 60 л. 110. Иоанникий Суворов, 60 л. 111. Мелетий Глущенко, 51 г. 112. Никодим Сморчков, 50 л. 113. Маркелл Щедрин, 69 л. 114. Нектарий Стрельников, 48 л. 115. Мефодий Спиридонов, 53 л. 116. Евсевий Ломакин, 51 г. 117. Герман Чернов, 49 л. 118. Левкий Жирнов, 55 л. 119. Астион Коршунов, 49 л. 120. Елевферий Исаев, 46 л. и т.д. до 189. Далее в списке шли: послушники (NN 190–217), певчие мальчики (NN 218–247), Анна Кузнецова, состоявшая при Крестовской часовне, служители при богадельне (NN 249–255). Из списка в 189 насельников в отпуску в июне было 56 монашествующих, т.е. почти одна треть (отъехали домой или на приходы). Из 28 послушников – в отпуску отмечено двое. Всероссийские съезды монашествующих, бывшие в Лавре в 1909 и 1917 гг. и их итоги Оживление церковной и общественной жизни в начале XX века в России позволило поставить на очередь вопрос и об устранении некоторых негативных явлений в русском монашестве. Начало положил известный тогда писатель на бытовые темы А. Круглов, который в октябрьском номере «Душеполезного Чтения» за 1902 год напечатал статью «На службе миру – на службе Богу». В этой статье он, по словам проф. МДА А. Спасского, «в робких словах осмелился напомнить Христову заповедь о любви к ближним и обязательности деятельного осуществления ее и для избравших иноческий образ жизни...» Однако эта статья вызвала, как ни странно, отпор со стороны архимандрита Никона (Рождественского) , провозгласившего «личное спасение», воспитание в себе «святого эгоизма» через молитву, единственной задачей монаха. Редактор упомянутого журнала проф. МДА А.И. Введенский сначала было поддержал позицию Никона. В дискуссию вступили и ректор Академии епископ Евдоким и целый ряд профессоров во главе с проф. Н. Ф. Каптеревым , отстаивавшим необходимость развития деятельного монашества (в области просвещения, ухода за больными, миссионерства и т.д.), другие, в основном монашествующие во главе с Никоном, отстаивали созерцательный тип монашества. Позиция архимандрита Никона 117 оказалась очень уязвимой и прежде всего, как отметил Каптерев в одной из своих статей, тем, что сам Никон являл собой пример именно деятельного монаха, как, впрочем, и некоторые из его собратьев по монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Евсевий Ломакин, 51 г. 117 . Герман Чернов, 49 л. 118 . Левкий Жирнов, 55 л. 119 . Астион Коршунов, 49 л. 120 . Елевферий Исаев, 46 л. И т.д. до 189. Далее в списке шли: послушники 190–217); певчие мальчики 218–247); Анна Кузнецова, состоявшая при Крестовской часовне; служители при богадельне 249–255) Из списка в 189 насельников в отпуску в июне было 56 монашествующих, т.е. почти одна треть (отъехали домой или на приходы). Из 28 послушников – в отпуску отмечено двое. Всероссийские съезды монашествующих, бывшие в Лавре в 1909 и 1917 гг., и их итоги Оживление церковной и общественной жизни в начале ХХ века в России позволило поставить на очередь вопрос и об устранении некоторых негативных явлений в русском монашестве. Начало положил известный тогда писатель на бытовые темы А Круглов, который в октябрьском номере «Душеполезного Чтения» за 1902 год напечатал статью «На службе миру – на службе Богу». В этой статье он, по словам проф. МДА А. Спасского, «в робких словах осмелился напомнить Христову заповедь о любви к ближним и обязательности деятельного осуществления ее и для избравших иноческий образ жизни...» Однако эта статья вызвала, как ни странно, отпор со стороны архимандрита Никона (Рождественского) , провозгласившего «личное спасение», воспитание в себе «святого эгоизма» через молитву, единственной задачей монаха. Редактор упомянутого журнала проф. МДА А.И. Введенский сначала было поддержал позицию Никона. В дискуссию вступили и ректор Академии епископ Евдоким и целый ряд профессоров во главе с проф. Н.Ф. Каптеревым , отстаивавшим необходимость развития деятельного монашества (в области просвещения, ухода за больными, миссионерства и т. д.), другие, в основном монашествующие во главе с Никоном, отстаивали созерцательный тип монашества. Позиция архимандрита Никона 117 оказалась очень уязвимой и прежде всего, как отметил Каптерев в одной из·своих статей, тем, что сам Никон являл собой пример именно деятельного монаха, как, впрочем, и некоторые из его собратьев по монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 Весьма замечательным образом сохранилась память о Траяне у русских Славян. Знаменитого римского императора они превратили в своего национального весьма знаменитого героя. Как такового, они сделали его патроном своей земли, включив его в число своих богов или полубогов (см. ниже), и по этой причине называли свою землю «землею Троянею» (Слово о полку Игореве). Славные времена своего мнимого Трояна они называли веками Трояновыми («вечи Трояни»); о совершении доблестных дел они выражались «рискати в тропу Трояню», т. е. идти по следам Трояна; они вели от времени императора Траяна, превращённого ими в своего национального Трояна, приблизительное летосчисление своих времён доисторических («на седьмом веце Трояни» – Слово о полку Игореве. Если не ошибаемся, подобное тому, что у нас, случилось с императором Траяном у Румын, Болгар и Сербов).– Все существующие в Бессарабии валы носят названия Трояновых. А преимущественно называемый этим именем исключительно длинный вал, может быть – возведённый императором Траяном для защиты северной римской границы в нынешней Бессарабии от набегов варварских, тянется более чем на сто вёрст от Днестра до Прута, начинаясь против Тирасполя у первой реки и кончаясь при местечке Леова у второй. 17 См. Le Quien ’ a в Oriens Christian., I, 1217 (мученица Мелитина, память которой 16 Сентября, пострадала в Маркианополе, главном городе Нижней Мизии, при императоре Антонине, занимавшем престол с 138 по 161 год). 18 См. у Le Quien ’ a ibid. I, 1211 (мученики Епиктет и Астион, память которых 7 Июня, пострадали при Диоклетиане в Скифийском городе Алмирисе, в бытность на епископской томийской или томитанской кафедре Евангелика). 19 Император Константин Порфирогенит в книге De administrando imperio сообщает, что в его время на нижнем Днепре видны были развалины шести городов, в которых сохранялись остатки зданий, имевших признаки церквей, и были находимы высеченные на камнях кресты, свидетельствовавшие о существовании в бывших городах христианства, – сар.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В истории христианства мы видим много случаев действия спасительности имени Божия, не только когда язычники его (имя Божие) призывали, но даже только называли, так например: «Св. мученицы Епиктет и Астион биены бяху глаголаху: «Господи Иисусе Учителю наш, Твоя воля в нас да совершается». И еще: «Христиане есмы, буди воля Бога нашего в нас». Един же от мучащих слуг, именем Вишлантий, услышав та святых словеса, яже в страдании непрестанно глаголаша, и мнев быти в тех некую волшебную силу, болезнь телу в муках отъемлющую, нача оная непрестанно в уме своем имети, во дни же и в нощи та размышляти. И по триех днех нача в народе немолчно взывати глаголя: христианин есмь, буди в нас воля Бога нашего. Тек же в темницу к святым, научися от них святей вере, и по малых днях крещения святаго со всем своим домом сподобися» (Ч. М. 7-го июля). Подобных сему случаев находится не мало в Четьи-Минеях, переведенных с греческого языка св. Димитрием Ростовским . Чудное дело! Человек не имел ни веры в Господа Иисуса, ни познания о Нем и призывал (или лучше называл) эти имена не в молитвенном духе, а только с целию корыстною, чтобы получить волшебную силу. И произнося бессознательно эти священные Божественные имена, облагоухался ими и был истинный христианин. …И вот смотрите – насколько не основательно и не согласно с порядком вещей приписывать неспасительность призывания всесвятейшего Имени Божия человеку, быть может, только что вступившему в подвиг своего внутреннего самообразования и духовного приближения к Богу Отцу духов. Поэтому призывание Имени Божия, хотя бы было совершенно несоответ­ствующим своему беспредельному величию, отнюдь не может быть погрешительным и отнюдь нельзя говорить о нем как о неполезном, и тем отвращать ревнителей от благого намерения. Ведь было бы чудом, – не обучившись какому-либо делу, быть сразу в нем искусным мастером. Сего не бывает и в обыкновенных житейских делах, тем более невозможно быть сему в таком возвышеннейшем сокровенном деле, каково приближение к Богу, в чистой к Нему молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/ne-nam...

Геннадий массилийский писал: «Никита, епископ Ремессианы, сочинил слогом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая о готовящихся к вере; вторая о заблуждениях язычества; третья о вере в Высочайшее существо; четвертая против родословия; пятая о символе; шестая о жертве пасхального агнца. Кроме того издал он книгу о падшей деве, возбуждающую каждого падшего к исправлению»53). – Кассиодор весьма хвалит сочинения св. Никиты за благочестивый дух и за основательное знание54). Сочинения св. Никиты известны и ныне55).   50) Амвросий epist. 9. Weiss Leben d. Heiligen 8, 360. 51) Poema 27. Venisti tandem, quarto mili rebitno anno. Sed grates Christo, quia te ves Sero revexit. v. 373. 345-350. 52) Martyrologia Adonis, Usuardi ad X calend. julii. Бароний поставил того же святого под 7 января. Weiss, Leben d. Heiligen 8, 361. 358. 53) De vir. Illustr. c. 22. 54) Institut. c. 238. 55) Изд. 10 Patrologiae t. LII. Здесь же помещены сомнения о подлинности сих, но вовсе напрасные. Особенно странны объяснения слов Павлина о св. Никите: автор, не зная истории славян, перетолковывает слова Павлина наперекор значению их. Да и никто из славянских писателей доселе не обращал внимания на апостольскую деятельность св. Никиты между славянами, описанную Павлином. ИЮЛЬ – ЧЕРВЕНЕЦ. 8 ч. Страдание св. Евангела епископа томского, ЕПИКТЕТА пресвитера и АСТИОНА. Блаженный Епиктет пресвитер подвизался аскетом и усердно учил других путям спасения. К нему случайно пришел молодой сын сенатора Астион и столько пленился наставлениями его, что принял от него крещение, но с тем, чтобы удалиться из своей страны. Учитель и ученик пришли к славянам, в малую Скифию, и стали жить в уединенной хижине, близ города Алмириса1). – Строгая жизнь, благотворительная любовь, беседы кроткие стали собирать к ним слушателей. Богатая женщина приносит к Епиктету сына, пятнадцати лет, немого, глухого, иссохшего. Назореи, слышала я, исцеляют больных именем Христа Иисуса, - исцелите моего сына, говорила жена. Если будешь веровать, отвечал Епиктет, в единого Бога и Христа Иисуса; сын твой будет здоров. Затем исцелив отрока спросил его: в кого ты веруешь? Надобно веровать в Христа Иисуса. Он столько благотворить людям, отвечал отрок. Жители Алмириса, увидав такое чудо, крестились, всего до 1000 человек

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Но наши противники имени Божия не хотят наравне почитать с иконами, о чём см. журнал «Рус. Инок» за 1913 г. и газету «Колокол». 1913 г., 10 февраля. Но так как Имя Божие, с верою произнесённое устами или написанное буквами, как выражающими внешнюю сторону имени Божия, наравне почитается со св. иконами, то отчего же нельзя и здесь «обожать» его, ибо иконы обожаются, то есть называются «Божественными», да ведь и люди называются «божественными», а поэтому мы без сомнения называем и имя, написанное или с верою произнесённое «Божественным», и думаем, что в этом мы согласно мудрствуем со святыми и блаженными нашими Отцами. Третий Ваш вопрос: «считаю ли я, что Имя Божие спасительно даже для неверующих или для верующих, но произносящих его без внимания и благоговения»? Во-первых, скажу о самом имени Божием, что оно само по себе всегда свято, славно и спасительно; для нас же производит своё действие, смотря по нашему отношению к нему; и вот, если верующий произносит Имя Божие без внимания и благоговения, но делает сие отнюдь не по небрежению к великому и страшному Имени Божию, а единственно по слабости и немощи ума своего; хотелось бы ему достодолжно – в чувствах благоговения, смирения, покаяния и в чистом помысле возносить молитву ко Господу Богу всесвятейшим именем Его, но нет сил, по причине прирождённой нам греховности и ещё более ради необученности его к этому великому делу: то можно ли подумать, – что призывание Имени Божия и в таком случае будет для него неспасительно, когда оно для того и открыто нам Самим Богом, чтобы мы исцелялись всемогущею силою, Ему присущею, от всех своих болезней – душевных и телесных и от своего греховного растления!.. Другое дело, когда человек, произвольно имея презрительное отношение к Имени Божию, произносит его не благоговейно, кощунственно, насмешливо, тогда Имя Божие бывает для него огнём поядающим ( Евр. 12:29 ). В истории христианства мы видим много случаев действия спасительности имени Божия, не только когда язычники его (имя Божие) призывали, но даже только называли; так, например: «св. мученицы Епиктет и Астион биены бяху глаголаху: «Господи Иисусе, Учителю наш. Твоя воля в нас да совершается». И ещё: «Христиане есмы, буди воля Бога нашего в нас». Един же от мучащих слуг, именем Вишлантий, услышав та святых словеса, яже в страдании непрестанно глаголаша, и мнев быти в тех некую волшебную силу, болезнь телу в муках отъемлющую, нача оная непрестанно в уме своём имети, во дни же и в нощи та размышляти. И по трёх днех нача в народе немолчно взывати глаголя: христианин есмь, буди в нас воля Бога нашего. Тек же в темницу к святым, научися от них святей вере, и по малых днех крещения святаго со всем своим домом сподобися» 363 . Подобных сему случаев находится немало в Четьих Минеях, переведённых с греческого языка св. Димитрием Ростовским .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Преподобномуч. Астион шел из реки почерпнуть воды; на пути встретил его бесноватый человек, которого он перекрестил – и бес убежал от человека, взывая: «о Астион, чрез веру твою и чистоту сердца твоего ты принял от Бога против нас великую власть!» Сила благословения святого и исповедания пред ним Однажды св. Астион, без благословения старца, пошел к реке зачерпнуть воды, – вдруг попущением Божиим вторгнулись в него скверные помыслы и смутили юную душу. Астион, по возвращении стыдился те помыслы исповедовать отцу своему духовному, и побеждаемый боролся с ними три дня: постился, молился со слезами и измождал трудами плоть свою, однако, никак не отступали от него нечистые мысли, которыми, как стрелами, невидимый ратник уязваял его. Старец, увидев его смущенного и лицом прискорбного, сказал ему: «что это, чадо, что я вижу тебя необыкновенно смущенным? Такая печаль, какую я вижу, не есть печаль святых, пекущихся о спасении и являющих на лице духовное сетование; но думаю, что твоя печаль смертоносна, как и та, которая убила Ахитофела, советника Авессаломова (2. Цар. 15, 12), и которая убила Иуду предателя Христова». Астион начал исповедоваться, говоря: «три дня тому назад ты беседовал, отче, с честными мужами о небесных таинствах, а мне нужда предстояла сходить по воду; я постыдился принять от тебя благословение при тех мужах, и, не желая прервать беседы вашей, без ведома твоего благословения сходил за водою, и на пути нашел на меня темный облак помышлений, – вот третий день борюсь с ними и не могу их отогнать от себя, – от того и смущен.» Сделав ему строгий выговор, старец сказал, что благословение начальствующего иерея Христова – для юных есть стена необоримая, и броня крепкая, и оружие непобедимое на диавола. Потом они стали оба молиться, простершись на земле крестообразно – со слезами. После усиленной молитвы, когда они встали с земли, блаж. Астион увидел некоторого отрока черного со свечою горящею, бежащего от него и говорящего: «исповедание такое, Астион, великие мои ныне стерло силы, а молитва ваша обезоружила меня». Светлый вид святых

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Христиане! Если бы Милосердный Бог не указал несчастному старцу святой обители, то мирская жизнь увлекла бы его невозвратно; если бы Бог не вложил в сердце гостеприимной братии требовать от него «слова спасения», то не умилилась бы душа его. Да веруем, итак, что не хотящий смерти грешников употребляет все возможные средства, «еже обратитися» нам. Мы сами виновны, что не употребляем надлежащего внимания, чтобы их увидеть и воспользоваться ими. Всё, что мы по неразумию или по одной привычке называем случаем, есть не что иное, как действие благодеющего Промысла. Свыше вдохновенное любопытство Восемнадцатилетний отрок, по имени Астион 311 , сын знатных родителей, однажды с приятелями вышел для прогулки за город. Наслаждаясь там благорастворением воздуха, они отходили далее и далее от города и наконец незаметно очутились в лесу перед низкой и ветхой хижиной. Вдруг Астиона объяло какое-то тайное желание узнать, кто тут обитает. И хотя товарищи говорили, что это жилище дровосека или лесного сторожа, но Астион (так сердце его возбуждала благодать Божья!) непременно хотел войти в хижину. Спутники рассмеялись над его любопытством и сели на траву. Астион постучался в дверь и немедленно был встречен достопочтенным старцем, который принял его ласково, посадил подле себя и начал спрашивать, откуда он и чей сын. Астион, объявив о себе и о своём роде, примолвил, что родители чрезвычайно любят его. Тогда старец сказал: «Они и должны любить тебя больше нежели родительской любовью, ибо блаженная душа твоя любезна и Самому Христу, Спасителю нашему, Который избрал её, как вижу, Себе в служение». Астион, хотя был воспитан в идолопоклонстве, но при имени Иисуса Христа оказал благоговение. Тогда обрадованный Епиктет (имя старца) отверз свои уста и начал вкратце объяснять: какой был предвечный совет Триипостасного Бога о человеке; как Сын Божий воплотился и пострадал; какие жизнь и блаженство ожидают истинных богопочитателей; как, любя своих родителей по плоти, больше всего должно любить Отца Небесного; как Христова Церковь крещением рождает в бессмертие чад своих. Благоразумный юноша слушал с великим усердием, всему веровал, дал клятву быть почитателем Христовым и расстался с мудрым Епиктетом не прежде, как спутники начали его кликать.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Помолившись таким образом, Астион подошел к лежавшему и произнес Апостольское слово: — Во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи! (Деян.3:6). И взявши его за правую руку, поднял его живым и здоровым. Исцеленный же, вместе с родителями своими, тотчас пошел к келлии святых, взывая и говоря: — Один только есть Бог — Бог Епиктета и Астиона! Поистине, один есть только Бог — Бог христианский! Я не уйду отсюда, — ныне же сделайте христианами и меня и моих родителей. Священник Господень Епиктет, огласив и поучив их, повелел им поститься и готовиться к принятию того святого дара, и чрез несколько времени просветил их святым крещением. Диавол же, видя, что его посрамляет не только старец, но и юноша, и что его лишают душ человеческих, которые были прежде его добычею, терзался завистью и вооружался против них всячески своим коварством, хотя и безуспешно. Впрочем, он нашел случай повредить юноше. Однажды, без благословения старца, Астион вышел к реке почерпнуть воды. Враг, увидя Астиона, не защищенного благословением старца, тотчас, по попущению Божию, навел на него некоторые греховные помыслы и смутил душу юноши. Астион, воротившись в келлию, постыдился исповедать пред отцом своим духовным эти помыслы и в течение трех дней подчинялся им, не будучи в силах побороть их. Он постился, молился со слезами и измождал трудами плоть свою, но нечистые мысли все-таки не отступали от него, как будто какой невидимый стрелок уязвлял его ими как стрелами. Старец же заметив его смущенный и грустный вид, сказал ему: — Что это значит, чадо, что я вижу тебя необычно смущенным? Ибо та печаль, какую я вижу в тебе, не есть печаль святых, заботящихся о своем спасении, и потому на лице своем отражающих некоторое внутреннее сетование. Думается мне, что это печаль смертоносная, подобная той, какая погубила советника Авессаломова Ахитофела и Иуду, предателя Христова. Тогда Астион исповедался пред старцем в таких словах: — Дня три тому назад, когда ты беседовал с почтенными мужами о небесных тайнах, мне нужно было сходить за водой. Мне стыдно было получить от тебя благословение при тех мужах и притом я не хотел прерывать вашей беседы. Итак, без твоего ведома, без твоего благословения, я пошел за водой и в это время по дороге меня окутало мрачное облако дурных помыслов. Вот прошел уже третий день, как я борюсь с ними и не могу их изгнать из себя — поэтому-то я и пребываю в смущении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010