Блаженный Епиктет пресвитер подвизался аскетом и усердно учил других путям спасения. К нему случайно пришел молодой сын сенатора Астион и столько пленился наставлениями его, что принял от него крещение, но с тем, чтобы удалиться из своей страны. Учитель и ученик пришли к славянам в малую Скифию и стали жить в уединенной хижине близ города Алмириса 61 . Строгая жизнь, благотворительная любовь, беседы кроткие стали собирать к ним слушателей. Богатая женщина приносит к Епиктету сына, пятнадцати лет, немого, глухого, иссохшего. «Назореи, слышала я, исцеляют больных именем Христа Иисуса, – исцелите моего сына», – говорила жена. «Если будешь веровать, – отвечал Епиктет, – в Единого Бога и Христа Иисуса, сын твой будет здоров». Затем, исцелив отрока, спросил его: «В кого ты веруешь?» «Надобно веровать в Христа Иисуса: Он столько благотворит людям», – отвечал отрок. Жители Алмириса, увидав такое чудо, крестились, всего до тысячи человек обоего пола. Блаженный Астион, вышедши на Дунай за водою, встретился с бесноватым и, помолившись о нем, исцелил его. Исцеленный и родители его также крестились. Воевода Скифии Латрониан (это было при Диоклетиане, 284–306 г.) потребовал к суду Епиктета и Астиона. «Кто вы таковы?» – спросил воевода. «Христиане», – отвечали блаженные. «Из какой страны?» – «Из царства Христова, где не покланяются бездушным идолам». По приказанию воеводы долго били исповедников, палили огнем, потом бросили в тюрьму. Один из служителей, исполнявших бесчеловечную волю воеводы над страдальцами, уверовал во Христа Иисуса, выслушав наставление в тюрьме у исповедников, и здесь же крестился. Целые 30 дней продолжались разные истязания мученикам, и наконец они лишены были глав. Родители Астиона, известившиеся о нем от очевидца страданий, прибыли в Алмирис после кончины страдальцев. Блаженный Евангелл, епископ Томисский, совершил над ними крещение. В начале гонения скрывался он от гонителей для пользы своей паствы. Наконец Господь призвал и его к мученическому концу. Древняя эпиграмма говорит о нем:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мультимедиа: Представлены диски: Архимандрит Иоанн ( Крестьянкин ). Слово со крестом. Духовные поучения 1990-1998 годов. – Мультимедийное издательство «Деоника». Формат CD-ROM (mp3). - 2008 год/Представляет Всеволод Бучирин //Фома. - – апрель 2008. – С.126. – (рубрика « Мультимедиа »). Диск содержит аудиозаписи живых бесед, проводившихся архимандритом Иоанном ( Крестьянкиным ) по окончании Литургии и получивших название «Слово со крестом». Записи сделаны по благословению отца Иоанна и охватывают период 1990-1998 годов. Время звучания 15 часов 2 минуты. Русское богословие Х V –Х VII веков. - (серия «Памятники богословской мысли». Выпуск 2). – СПб.: Астион эстин. Формат CD-ROM, 2008 год/Представляет Виталий Каплан //Фома. - – апрель 2008. – С.126. – (рубрика « Мультимедиа »). Издательство «Астион эстин» продолжает серию электронных изданий отечественного богословского наследия. Диск состоит из трех частей: обзорные работы ученых XIX - начала ХХ столетия; собственно тексты указанного периода: труды преподобных Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, старца Филофея, святителя Петра (Могилы); статьи и исследования современных богословов: архимандрита Макария (Веретенникова), протоиерея Валентина Асмуса, игумена Андроника (Трубачева) и других. Александр Солодовников . Я не устану славить Бога. Стихи. Документы. Архивы. – Мултимедийное издательство «Деоника». Формат CD-ROM (mp3), 2008 год/Представляет Елизавета Киктенко //Фома. - – апрель 2008. – С.126. – (рубрика « Мультимедиа »). Диск представляет творчество поэта Александра Солодовникова (1893-1974), оставившего яркий след в русской духовной поэзии ХХ века. В советский период он провел в общей сложности девятнадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. Был реабилитирован в 1956 году, но не дожил до времени, когда его творчество вышло из самиздатовского подполья. В издание включены: поэтический сборник «Слава Богу за все» (читает народный артист России Рафаэль Клейнер), песни, стихи и домашний спектакль «Духи дома» в авторском исполнении, рисунки поэта, архивы его личных вещей, фотоархив, биография, написанная его сестрой и др. Общее время звучания – 6 часов 36 минут.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-60-a...

Димитрию Ростовскому, поместившему под этим числом в своих Минеях-Четьих пересказ Мученичества Е. и А., вероятно, на основании издания Л. Сурия ( Surius L. De probatis vitis Sanctorum. Coloniae Agrippinae, 1618 - последнее издание), а не болландистов, как полагал архиеп. Сергий (Спасский). Свт. Димитрий Ростовский называет святыми и родителей А., чьи имена (Александр и Маркеллина) упомянуты в конце Мученичества, а также крестившего их еп. Евангела. Ист.: BHL, N 2568; ActaSS. Iul. T. 2. P. 538-555; Mai. T. 5. P. 248-249; Vita Patrum/Ed. H. Rosweydus//PL. 73. Col. 393-414; MartHieron. Comment. P. 268; MartRom. Comment. P. 202-203; ЖСв. Июль. С. 140-158. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 204; Т. 3. С. 258; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 273-274; Les martyrs Épictète et Astion//Bull. de la section historique/Académie Roumaine. 1928. T. 14. P. 1-5; Sauget J.-M. Epitetto e Astione//BiblSS. Vol. 4. Col. 1276. Д. В. Зайцев Археологические исследования на предполагаемом месте расположения Алмириды ведутся с 1981 г. В 2001 г. археологи М. Захариаде и М. Фелпс приступили к исследованию руин храма, расположенного в центре города. Храм был возведен в 1-й пол. IV в. и представлял собой 3-нефную базилику с нартексом. Под алтарем была обнаружена крипта из 2 помещений. По лестнице можно было спуститься в камеру со следами настенных росписей, из камеры через дверной проем - в крипту, сводчатое помещение (2×1,85 м). Выступы у боковых стен предназначались, вероятно, для хранения останков мучеников. Помещение было расписано (сохранились фрагменты на вост. стене). Там же обнаружены остатки греч. надписи, содержавшей слова «мученик Христов» и «Астион». Под обломками рухнувшего свода в обоих помещениях были обнаружены разрозненные человеческие останки. Захариаде предположил, что они принадлежат Е. и А. В VII в. Алмирида была заброшена, вероятно из-за угрозы слав. или булгарского вторжения, а память о захоронении мучеников утрачена. При исследовании останков антропологом Н.

http://pravenc.ru/text/190023.html

7-е Преподобного Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Пр. Фома был прежде воином, славился силой и храбростью; потом оставил мир и всё в нём и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона), где вёл подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в X веке. Преп. Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна, был учеником некоего Синайского старца, весьма грубого и злонравного, часто наносившего ему раны и огорчения. Пожив у старца девять лет в терпении и послушании, скончался молодым ещё около 550 года. Когда же зверонравный тот старец донёс некоему великому подвижнику о смерти Акакия, то он не поверил и, придя к могиле (уже через пять дней по погребении), возгласил: «брат Акакий! умер ли ты?» И послышался ответ: «не умер я, отец; послушливому невозможно умереть». Тогда покаялся тот старец в своей жестокости и, уединившись близ гроба Акакиева, провёл там остальную жизнь в слезах (см. Лествица, стр. 4). † Страдание св. Евангелла, епископа Томского, Епиктета пресвитера и Астиона Блаженный Епиктет пресвитер подвизался аскетом и усердно учил других путям спасения. К нему случайно пришёл молодой сын сенатора Астион и столько пленился наставлениями его, что принял от него крещение, но с тем, чтобы удалиться из своей страны. Учитель и ученик пришли к Славянам в малую Скифию и стали жить в уединённой хижине, близ города Алмириса 92 . – Строгая жизнь, благотворительная любовь, беседы кроткие стали собирать к ним слушателей. Богатая женщина приносит к Епиктету сына, пятнадцати лет, немого, глухого, иссохшего. «Назореи, слышала я, исцеляют больных именем Христа Иисуса, – исцелите моего сына», говорила жена. «Если будешь веровать», отвечал Епиктет, «в единого Бога и Христа Иисуса, сын твой будет здоров». Затем, исцелив отрока, спросил его: «в кого ты веруешь?» «Надобно веровать в Христа Иисуса: Он столько благотворит людям», отвечал отрок. Жители Алмириса, увидав такое чудо, крестились, всего до 1000 человек обоего пола. – Блаж. Астион, вышедши на Дунай за водой, встретился с бесноватым и, помолившись о нём, исцелил его. Исцеленный и родители его также крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые южных славян. Описание жизни их «Святые южных славян. Описание жизни их» свт. Филарета (Гумилевского) — кажется, до сих пор уникальная работа. Свт. Филарет — не только канонизированный духовный писатель, но и прекрасный историк. Иными словами это не только собрание житий, составленное Святым Отцом, но и исторически проработанные тексты. Свт. Филарет предпосылает Житиям южнославянских святых следующие слова: «святые южных славян рождены и воспитаны одною и тою же благодатию Христовою, которая воспитала святых христиан греческих. Потому естественно, что некоторые из них также велики и дивны, как и великие греческой церкви. Как величие характеров, итак величие благодати Божией, явившаяся в святых славянских вполне достойны изучения. Для славян изучение жизни святых славян особенно нужно: в жизни святых славян евангельское благочестие приложено к условиям славянской жизни, к тем условиям, которые редко встречаются для грека и неизбежны для славянина; святые славянские – преимущественные руководители в жизни для христиан славянских. И как много этих небесных руководителей по земному пути! Далеко более, чем думают иные при неблизком знакомстве с предметом.» Хронологический указатель святых, жития которых вошли в эту книгу: II в. М. Енен, Нирин и Пень, янв. 20. III в. Евсевий, еписк. паннонский, мар. 26. Евангелл, еписк. томский, Эпиктет и Астион, июл. 8. Ириней, еписк. сремский и Пуллий, мар. 26, 304 г. IV в. Димитрий дабудский, нояб. 15, 307 г. Ермил и Стратоник белградские, 13 янв., 315 г. Филей, Зотик, Лукиян и Илия томские, 13 сент., 321 г. Емелиан силистрийский, июл. 18, 362 г. Ветран и Феотим томские, апр. 20. V в. Никита еписк. июн. 24, 423 г. VI в. Управда – Юстиниан царь, нояб. 14, 562 г. IX в. К. Боян, иереи Парод и Петр, мар. 28, 827 г. Михаил воин, окт. 22, 866 г. Кирилл и Мефодий, апр. 6, 885 г. Ангеляр, Горазд и Савва, июл. 27, 887 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Евангелла признавай ангелом, Он идет на небо, ссеченный мечом 62 . В одном западном мартирологе замечено, что святые Епиктет и Астион пострадали в 290 году. По мартирологам видно, что во время святого Евангелла в Томах явилось много мучеников, проливших кровь свою за учение Христово. В мартирологе Иеронима и Рабана июля 5-го «в Томах мученическая кончина (dues namalis) Стратона, Марина, Феодота, Родефии, Секунда, Фомы, Макрина»; июля 9 «в Томах – святых Зенона, Мены, Виталия, Руфины, Евангелла, Уриса (Уроша), Агнессы»; июля 10-го «в городе Томах страдание Марциала, Домна, Тромеда, Иоанна, Сесина, Емилиана и других 36». Во всех западных мартирологах под 20 числом июня записано: «в городе Томах» мученически скончались «святые Павел и Кириак, Фома и Феликс, Мартирия и Фелициана, Виталий и Криспин»; 27 августа пострадали «в городе Томах» Маркеллин трибун и жена его Маннея, сын его Иоанн, клирик Серапион и воин Петр. В некоторых списках прибавлено о последних такое сведение: «Они при презесе Кульчиане, после укрощения лютых зверей, после погашения огня, посекаются мечом, а тела их сожигаются». Трибун Маркеллин с супругою конечно сослан из Рима в Томы; но из прочих страдальцев большая часть, если не все, принадлежали Скифии и по роду своему были славяне. Преставление благоверной Евдокии – Евфросинии, великой княгини Московской Благоверная Евдокия, дочь Димитрия Константиновича князя Суздальского, в 1367 году стала супругою великого князя Димитрия Иоанновича 63 . «Земля Русская рада была этому браку», говорит древний повествователь 64 , и было о чем радоваться. Союз дочери князя Димитрия Суздальского с князем Димитрием Иоанновичем служил залогом прекращения борьбы Суздальского князя с князем Московским, пролившей много крови русской. И молодой князь, вступивши в брак, радовал собою всех: «Будучи еще молод, – говорит тот же повествователь, – он прилежал к делам духовным, не любил пустых разговоров, не терпел срамных слов, от худых людей уклонялся, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал Священное Писание , заботлив был о храмах Божиих, мужественно стоял на страже за землю Русскую, злобою был дитя, а умом полный муж» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Другой раз привели к нему бесноватого. Преподобный три дня держал его при себе, подвергая своими молитвами беса страшным мучениям, и бес такими словами выражал свое состояние: — О, горе! о, мучение! зачем я терплю это? Не лучше ли было бы мне оставаться во Фригии в идольском капище, и принимать каждодневно поклонения и жертвы от множества неразумных людей? Теперь же здесь мне приходится без всякой вины терпеть мучения от одного этого человека. Святой пресвитер в третий день положил запрещение на беса и изгнал его из того человека. Опять, в другое время, привели к святому одну благородную и богатую женщину — язычницу, которая, потерявши зрение, напрасно искала исцеления у разных врачей. Она умоляла человека Божия, чтобы он коснулся ее ослепших очей своей десницею, так как она слышала, что его честными руками совершались многие чудеса и подавались исцеления больным. Святой, во внимание к ее усердным мольбам, в которых проявилась ее вера, положил на ее глаза свою десницу, призывая имя Господа Иисуса Христа, и женщина тотчас прозрела, воскликнув при сем: — Слава Тебе, Бог христиан! С этого времени она обратилась ко Христу со всем домом своим. Но слишком много пришлось бы говорить у чудесах сего угодника Божия, а между тем и сказанного достаточно, чтобы видеть его святость; посему время перейти и к другим сказаниям. Из близлежащего города пришел, по-видимому, случайно, гуляя со слугами, к месту, где обитал преподобный, один юноша лет 18-ти, по имени Астион. Он был сын богатого вельможи и язычник. На самом деле Промысл Божий привел его к келлии преподобного. Он захотел узнать, кто живет здесь, и, войдя в келлию, увидел почтенного на вид мужа, который любезно принял его и, посадив около себя, спросил: — Откуда ты, чадо? и кто твои родители? Юноша отвечал: — Отец мой — градоначальник, а мать — дочь сенатора Юлиана. Я у них один и они любуются мною как драгоценнейшею жемчужиною. Святой же сказал ему: — Правильно ты выразился, чадо, что родители твои любуются тобою как драгоценнейшею жемчужиною.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

    Иулиания ольшанская. Дни кончины и обретения мощей ее неизвестны. Обретение мощей было при архимандрите Елиссее Плетенецвом († 1624) в конце или начале века — ранее 1617 года. Мощи ее в пещерах киевских. 7    Пр. Фома Малеин. Время жизни и места подвигов его неизвестно. Судя по месяцеслову Василия он жил непозднее X века. Название Малеин, вероятно, от Малеи. Есть Малея мыс в Пелопонесе и там есть монастырь. Никодим думает, что это место его подвигов; есть Малея мыс на о. Лессбосе. (См. Никодима 7 июля и атлас Шпрунера). В славянском прологе 12 июля в житии Михаила Малеина говорится, что на восточной стороне Афона находится гора Малеон, где и подвизался преподобный Михаил в Киминском монастыре.     Св. Епиктет, Астион, Евангелл. См. об них у Филарета: Южные святые. Алмирис, место их страдания, ныне Рамзян на южном рукаве Дуная. Евангелл у него называется епископом Том, ныне Кюстенджи. Память его чтилась в Царьграде в Сиве месте с Евстафием и Поликарпом. По Мюллеру и Штадлеру, † ок. 290 года.     Влахернская икона Божией Матери. Влахерни — в Царьграде на западном углу города между шестым холмом и заливом. Икона находилась здесь в храме, построенном Пульхериею. Она сделана из воскомастики. Она есть та самая, которую имел царь Ираклий в походе против Персов. В 1653 (по другим в 1654 году) принесена царю Алексию Михаиловичу. Ныне в Успенском соборе в приделе апостолов Петра и Павла. См. Слава Пресв. Владычицы. Ч. III. отд. 2 стр. 47. 8     Св. великомуч. Прокопий. В Деяниях св. (Iul. II. 551) после исторического исследования помещены самые акты его, согласные по содержанию с жизнеописанием в славянской минее, которая следует Метафрасту и Великой четье минее. Поелику Евсевий говорит только о мучении Прокопия чтеца и заклинателя в гонение Диоклитиана (см. 22 ноября у нас и в греч. минеях), и умалчивает о Прокопие вожде; поелику по их исследованию сказание о его мучении написано после времен Юлиана и содержит нечто невероятное, например: мученик в одну ночь дошел из Апамеи до Скифополя; то они полагают, что был один только мученик Прокопий чтец, а бытие и акты Прокопия вождя подвергают сомнению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

11. Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды), муч., мая 20, июля 6, авг. 7, окт. 29. Астий (городской), муч., июня 4. Астион, муч., июля 7. Аттий (нападающий, лучший), муч., авг. 1. Аттик (афинский, греческий), муч., ноябр. 3. Африкан (африканский), муч., мар. 13, апр. 10, окт. 28. Аффоний (независтливый, щедрый), муч., ноябр. 2. Ахаз (владетель), прав., апр. 1. Ахаик (ахийский), ап., янв.4. Ахиллий (Ахиллесу принадлежащий), еп., мая 15. Ахия (брат, друг Господень), прор., ноябр. 12. Афанасий (бессмертный), муч., янв. 4, мар. 9, апр. 23, июня 20, ноябр. 7; александ. янв. 18 и мая 2; испов., фев. 22; афонск. июля 5; тарс. авг. 22; брестск. сент. 6; высоц. сен. 12; цареград. окт. 24; пр. окт. 26; печер. дек. 2. Афиноген (от Афины–Минервы происходящий), свящ. муч., июля 16. Афинодор (царь Афины, т. е. Минервы), муч., дек. 7. Борис, кн, мая 2, июля 22 и сент. 5. Вавила (смешение), муч., янв. 24; свящ. муч. и муч. никодим., сент. 4. Вадим, пр., апр. 9. Вакинф (Иакинф), муч., июля 3 и 18, дек. 24. Вакх (бог виноделия), мч, мая 6, окт. 7. Валентин (сильный), муч., апр. 24. Валент (сильный), муч. (диакон), фев. 16, мар. 9, июля 6; свящ. муч. июля 30. Валериан (на города Валерии или Валерианов), муч., июня 1, ноябр22; см. еще Уалериан. Валерий (добрый, крепкий), см. Уалерий. Ваптос (погруженный), мч., фев. 10. Варадат, пр., февр. 22. Варахисий, муч., мар. 28. Варахий (благословенный Богом или снабженный жабами), муч., нбр. 7. Варвар (иноземец, грубый), муч. и правед., мая 6. Варипсав (недотрога), муч., сент. 10. Варлаам (сын народа), преп. шенк. июня 19; хутын. ноября 6; муч. и пр. ноябр. 19. Варнава (сын утешения), ап., янв. 4; аи. и пр.июня 11. Варсава (сын Савы), ап., янв. 4. Варсанофий (Иоанн) еп. дам. ф. 29. Варсис, испов, авг. 25. Варсонофий, преп., фев. 29; еп. твер. мар. 2, апр. 11 и окт. 4. Варул (раб Божий), муч., ноябр. 18. Варух (благословенный), прор., сент. 28. Варфоломей (сын Толомея, т. е. брадатого), ап., июня 11 и 30 и авг. 25. Василид (царицын), муч., янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Миритоем было установлено, что они принадлежат 2 мужчинам в возрасте 60-70 и 35-40 лет. На останках сохранились следы пыток и отсечения головы. В исследовании мощей принимала участие церковная комиссия, созданная по указанию архиеп. Томисского Феодосия (Петреску). В дек. 2001 г. святыни были переданы Румынской Православной Церкви и помещены в кафедральном соборе г. Констанца. В сел. Дунавэцу-де-Жос близ руин Алмириды ведется строительство мон-ря в честь Е. и А., где предполагается поместить их мощи. Лит.: Suceveanu A. et al. Halmyris: Monografie arheologica. Cluj; Napoca, 2003; Miritoiu N., Soficaru A. D. Analiza antropologic osemintelor umane descoperite în cripta bazilicii de la Halmyris (Murighiol, judetul Tulcea)//Peuce Tulcea, 2003. T. 14. P. 531-580; iidem. Osteobiographical Study of the Human Remains Discovered in the Crypt of Murighiol (antique Halmyris) Basilica//Il Mar Nero. R., 2005. T. 5; Zahariade M. The Halmyris Episcopal Basilica and Martyrs " Crypt//Ibid. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)

http://pravenc.ru/text/190023.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010