Подобным же образом Зинаида и Филонида, родственницы того же апостола Павла, который, как видно из Свящ. Писания ( 1Кор. 7, 7–8, 26, 32–34, 40 ) и Свящ. Предания 353 везде всегда и всех учил и влек к безбрачному житию и сам был девственником, – «оставльше своя стяжания и всего отрекшеся мира... в некоем вертепе житие свое провождаху» 354 В конце первого же века начала подвизаться инокиней св. преподобномученица Евдокия. Житие ее очень ценно в этом отношении. Здесь мы видим, что в этом периоде были уже благоустроенные женские и мужские монастыри 355 хотя еще сравнительно небольшие и редкие. Так что, хотя и можно (да и должно, конечно!) принципиально вести происхождение монашества от апостолов, но не будет греха начало его как широко развитого, прочного и славного института 356 считать собственно с четвертого века. Второй век В этот период можно уже много насчитать святых монахов и монахинь. Иночество ширится, захватывает своей благодатной волной людей всякого чина и звания и предвещает в недалеком будущем свой величайший расцвет. Вот преп. Астион, юноша-монах, чудное житие которого св. Церковь предлагает нам в седьмой день июля месяца; вот не менее дивная преп. Евгения 357 св. Наркисс, епископ Иерусалимский, оставивший архиерейскую кафедру и удалившийся навсегда в пустыню для стяжания высшей чистоты и бесстрастия; св. Параскева, св. Фронтон и другие. Третий век Опуская подробности жизни преподобных Никона 358 Галактиона и Епистимы 359 Анастасии Римляныни 360 и других 361 перейду к общепризнанным основателям пустынножительства и общежительного монашества. 250 г. – Юный египтянин по имени Павел, знакомый с сокровищами греческой и римской образованности, двадцати двух лет удаляется в страшную Фиваидскую пустыню; достигнув 113 лет, он скончался в ней 362 270 г. – Начало подвигов св. Антония Великого . В возрасте 18 лет удаляется он из мира, раздавши доставшееся ему после смерти богатых родителей все свое имение нищим, предварительно испросив на сие совет у святого старца 363

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Кирик и Иулитта, мучч. в Тарсе. 15 июля. 284–305.       Хрисогон, муч. Аквилейский при Диоклетиане и Максимиане Геркулии. 22 дек. Епитект пресв. и Астион монах, мучч. Алмиридские. 7 июля. Мучч. Аназарвские: Марин старец. 18 окт. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий. 5 февр. Валент муч. Анкирский. 18 мая. Аскалон, муч. Антинойский. 20 мая. Мучч. Антиох. в Писидии: Александр, Алфей, Марк, Никон, Неон, Илиодор, Зосима и 30 воинов. 28 сент. Марина. 17 июля. Диодор и Родопиан, мучч. Афродисийские. 29 апр. Филикс, муч. Варкинонский. 22 авг. Мокий пресв., муч. Византийский. 11 мая. Феодотия с тремя чадами и прочими до 120, мучч. Вифинская. 29 июля и 22 дек. Автоном, еп. Италийский, муч. Вифинский. 12 сент. Иулиан и 40 другов его, мучч. Галатские. 12 сент. Никандр врач, муч. Египетский. 15 марта. Параскева, великомученица Иконийская. 28 окт. Анастасия, великомученица Иллирийская и другие. 22 дек. Аза н 150 воинов, мучч. Исаврийские. 19 ноября. Капетолина и Еротинда, мучч. Каппад. 27 окт. Евпл диакон, муч. Катанский 11 авг. Дорофея дева, и жены: Христина и Каллиста, и Феофил, мучч. Кесарийские в Каппадокии. 6 февр. Сисиний, муч. Кизический. 23 ноября. Мучч. Киликийские: 284–305.             Косма и Дамиан, Аравляне, врачи безмездные, и с ними Леонтий, Анфоим и Евтропий. 17 окт. 3осима пустынник. 19 сент. Афанасий комментарисий 4 янв. Феодор еп., и жены: Лукия, Иароя, Киприлла и др. мучч. Киринейские. 4 июля. Александр еп. и другие мучч. Команские. 12 авг. Мина воин, великомуч. Котуанский. 11 ноября. Вит отрок, Модест пестун и Крискентия питательница, мучч. Луканийские. 15 июня. Мучч. Мелитинские: Еодоксий, Зинон, Макарий и др. 6 сент. Иерон, и дружина его, 33 мучч. 7 ноября. Мучч. Никомидийские: Аникита и Фотий. 12 авг. Филетер. 30 дек. Мучч. Никейские: Диомид врач. 16 авг. Антонина. 1 марта. Феврония, преподобномуч. Писивийская. 25 июня. Десять мучч. в Перге Леонтий, Аттий и проч. 1 авг. Епихария, мученица Римская. 27 сент. Святые жены Римские: Прискилла и Лукина. 7 июня. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномучч. Салернские. 6 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

65 См.: Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века/Сост. прот. Н. Стремский. Кн. 1. Саракташ, 1998. С. 197—226; Кн. 3. Оренбург, 2000. С. 229—262.— Ред. 66 См.: Андрей Безбородов, священник. Годы испытаний: (История Православной Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 год). Калуга, 2001. С. 18; База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ «Мемориал». М.: Звенья, 2004. 282420; Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Т. 1—4. Калуга, 1993—2003. Цит. по: http://www.pstbi.ru. См. также: http://karizha.ru kaluga a_avg.htm (в статье о священномученике епископе Августине (Беляеве).— Ред. 67 Лядвия (ц.-сл.) — мясо на чреслах, мускулы в чреслах, ляжки; внутренние поясничные мышцы около почек (см.: Лев. 3:9; 2 Цар. 2:23; 3, 27).— Ред. 68 Ключарев Феодор Захарович (†21 июля/3 августа 1872) — надворный советник, тульский предводитель дворянства, почетный гражданин г. Козельска, потомственный благотворитель Оптиной пустыни. В скит поступил в 1860 году. Скончался схимонахом Феодором.— Ред. 69 На момент составления жизнеописания, т. е. в начале XX века. Здесь и далее в этой главе при упоминании подобных мелких деталей в описании монастыря и скита следует иметь в виду начало XX века.— Ред. 70 Сице — так, таким образом.— Ред. 71 Формы, иначе стасидии — специальные сидения для братии в манастырских храмах с откидывающимися досками. Распространены в греческих монастырях.— Ред. 72 Темная вода — простонародное название глаукомы.— Ред. 73 Сажалка, садок — запруда, в которую сажают рыбу и разводят ее. Здесь: небольшой пруд на северо-западной стороне скита.— Ред. 74 Инфлуэнца (итал. influenza) — грипп.— Ред. 75 Преподобного Илариона, старца Оптинского.— Ред. 76 Т.е. зимой 1856 года.— Ред. 77 Память преподобного Макария Алтайского празднуется 18/31 мая.— Ред. 78 Преподобного Илариона, старца Оптинского.— Ред. 79 Т. е. на их глазах.— Ред. 80 Монах Астион (Голосов; †6/19 января 1856) подвизался в Оптиной с 1834 г. Исполнял послушания столярного мастера, пономаря, переплетчика книг, трудился в больнице. 20 декабря 1854 г. в связи с неизлечимой болезнью выбыл за штат.— Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Феофил, о нем повесть у Сурия и Скарги, см. Пролог, ч. IV, под 23 июня; 26-го – сказание о свв. иконах Божией Матери Одигитрии и Римляныни (из Московского печатного сборника, см. Четии- Минеи, настоящее число); 27-го – св. Севир пресвитер (по слову в Прологе); в Июле: 1-го – св.м. Потит отрок (из Acta SS. – см. рукоп. л. 468-й: «июля 1-го положити сего»); 3-го – св. Александр первоначальник обители неусыпающих (из Acta SS., см. там же); 6-го – преп. Иулиания Ольшанская, о ней в Прологе заметка: «В сей день положити память пр. Иулиании Печерской» (ч. IV, л. 538, взята из Печерского Патерика); – свв.мм. Марин и Марфа, Аввакум, Кирин, Уалентин и др. (из Acta SS.); 7-го – преп.м. Епиктет и монах Астион, о них в рукописи заметка: Vitis ss. Partum в 8 день июля положено св.м. Епиктета и Астиона, 211, листов 7; положити его под сим числом» (л. 457-й); – св.м. Евангел, о нем в Четиих-Минеях: «В великой Минеи-Четье, сего месяца и дня, на л. 129-м, воспоминается Евангел и сказуется, яко мечем за Христа скончася» (ч. IV, 7-го июля); 9-го – св. Кирилл еп. Гортинский (по Макарьевским Четиим-Минеям, где ему в этот день синаксарь, см. заметку в Четии-Минее 9 июля); – свв. Патермуфий и Коприй (из Vitis ss.pp. см. рукоп., л. 457-й); 13-го – св. Иулиан еп. Кеноманийский (из Acta SS., см. ту же рукоп., л. 468-й); 16-го – св.м. Иулиа (из Acta SS., там же, л. 472-й); 18-го – св. преп. Памва (из Vitis ss.pp., там же, л. 459-й); 28-го – св.м. Иулиан (из Acta SS., там же, л. 469-й: «написахом июля 28-го»); 29-го – св.м. Серафима (из книг Сурия, см. там же, л. 459-й); 30-го – св. Уалентин еп. и иже с ним (из Acta SS., там же, л. 470-й); – св.м. Полихроний и иже с ним (из Acta SS., там же); в Августе: 5-го – св.м. Понтий (из Acta SS.); 7-го – преп. Пимен многоболезненный (из Патерика, рукопись, л. 462); 8-го – свв.мм. Елевферий и Леонид (из Martyrol. Roman., где им память под тем же числом); – св. Григорий Синаит , о нем в Прологе: «В реестру, на концу Пролога написано Григория Синаита » (ч. IV, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Да, все это поистине ужасно. Но ведь и все это, братие, еще в сей жизни. А что будет за гробом? О, тогда, конечно, святотатцы скажут горам: «Падите на нас» – и холмам: «Покройте нас», – но уже это будет поздно, ибо после смерти покаяния нет. Спаси же всех вас Господи становиться на погибельный святотатственный путь. Как видите, путь сей есть путь ужасный и неминуемо ведет человека и к временной и к вечной погибели. Аминь. 7-й день 316. К молодым инокам о том, что они ничего не должны делать без благословения настоятеля и старцев (Из жизни преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха. Чет. Мин. июля 7) Для чего это, молодые иноки, вашими монастырскими уставами заповедано вам начинать всякое дело не иначе как с благословения настоятеля или старцев? Знайте, что это установлено для того, чтобы не допускать к вам диавола и избавлять вас от злых его козней. «Благословение начальствующего, – учит преподобный Епиктет, – юным есть стена необоримая, и броня крепкая, и оружие непобедимое на диавола». И эти слова преподобного, а равно и то, что мы сказали вам о благословении настоятельском выше – все это оправдывается и самым делом. Упомянутый преподобный Епиктет взял себе в ученика благочестивого юношу Астиона и жил с ним. Раз в некорый день Астион без благословения старца ушел за водой и за это поплатился. Дорóгой враг напал на него скверными помыслами и смутил его благочестивую душу. Воротившись домой и стыдясь открыть свои помыслы Епиктету, Астион три дня боролся с ними, постился, молился со слезами, изнурял трудами плоть свою, но скверные помыслы не оставляли его. Между тем преподобный, видя ученика изменившимся в лице и скорбным, сказал ему: «Что это значит, сын мой, что я вижу тебя смущенным необычайно? Ведь твоя печаль мне кажется подозрительной, и я думаю, что она в тебе от диавола. Будь осторожен». Астион отвечал: «Когда, отче, три дня тому назад, ты беседовал с пришедшими к тебе мужами о небесных таинствах, я, не желая прерывать беседу вашу и стыдясь мужей тех, без благословения твоего ушел за водой и вот дорóгой темный облак скверных помышлений нашел на меня, три дня никак я не могу избавиться от них, а потому ты и видишь меня смущенным».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Поздним вечером вышеупомянутый Вигилянций с своими домашними и с прочими христианами взял тайно тела мучеников и, обвивши их чистыми плащаницами и намастив ароматами, на избранном месте похоронил с честью. В ту же ночь в правителя Латрониана вошел злой демон, и правитель встав рано поутру и, по обычаю, явившись в палату, где разбирались государственные дела, начал как безумный говорить разные нелепости, а потом схвативши меч, бросился на бывших там с ним и начал их рубить и наносить им раны. Они же, увидя его в таком бешенстве, схватили его и, вырвавши меч из рук его, стали его бить, а потом связали ему руки и ноги и заперли в небольшую комнату, где он спустя два дня скончался страшною смертью, будучи задушен демоном. По кончине святых мучеников, родители Астиона водным путем приблизились к городу Алмирису. В это время святой Астион явился Вигилянцию и сказал: — Отец мой и мать моя ныне придут сюда искать меня. Окажи мне любовь свою, брат, — выйди на пристань, возьми их к себе в дом, успокой их и утешь: они истомились из-за меня великой печалью. Кроме того, научи их спасительной вере и открой пред ними величие истинного Бога. Вигилянций тотчас же пошел к пристани и там увидел приставший к берегу корабль, с которого сошли родители Астиона. Они спрашивали встретившихся им там людей, не видел ли кто молодого человека, по имени Астиона. Вигилянций подошел к ним и сказал: — Я видел его и хорошо с ним знаком. Пойдемте сначала ко мне, отдохните в моем доме, и я вам расскажу о нем. С великой радостью родители Астиона пошли к пригласившему их Вигилянцию, который всячески заботился об их успокоении. Когда же они умоляли его, чтобы он рассказал им об их сыне, то Вигилянций сказал им, что Астион недавно был в этом городе и только несколько дней тому назад ушел отсюда с одним почтенным старцем в очень далекую страну, будучи позван с честью славнейшим царем принять участие в его славном царствовании. Итак мало-помалу Вигилянций раскрыл пред ними учение об иной, вечной жизни, о райских обителях, о Царстве Небесном и о Бессмертном Царе, Христе Господе, об ангелах и ликах святых, соцарствующих Христу, к коим теперь причтен и Астион, их сын.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда преподобномученики Епиктет и Астион явились пред лице князя идолопоклонников, он, взглянув на них, ужаснулся, ибо увидел некоторый чудный свет благодати Божией, лица их осиявающий. Сила слов «буди воля Божия» Преподобномучеников Епиктета и Астиона, повешенных, ногтьми железными строгали и опаляли Горящими свечами. Они, однако, говорили: «мы христиане, да будет в нас воля Бога нашего.» Один из слуг мучителя – Вигилий, думая, что в этих словах заключается какая либо волшебная сила, отнимающая в муках болезнь – стал в уме своем непрестанно повторять те слова днем и ночью, – и на третий день всенародно произнес их – и крестился со всем домом своим. Мучитель повелел уксусом с солью растирать прежние раны Епиктета и Астиона и бросил их в котел с кипящей смолою, где они пребыли невредимы; потом они находились в темнице без пищи тридцать дней, питаясь единым словом Божиим и укрепляясь благодатью Св. Духа. Святые и после смерти пекутся о своих присных После смерти мученической, Астион явился Вигилантию, чтобы он встретил его прибывших родителей; а потом и сам явился им в сиянии неизреченной красоты и долго беседовал с ними, склонял принять святое крещение, которое они и приняли от епископа. 8. Св. великомуч. Прокопий Обращение в христианство подобное Павлову Неаний (или Прокопий) послан был Диоклитианом в Александрию гнать христиан. Однажды ночью, после громов и молний, он услышал с неба глас: «Неаний! куда идешь и на кого восстаешь?» Он отвечал, что послан царем убивать всех верующих в Распятого. И опять к нему был с неба голос: «О, Неаний! и ты ли на меня идешь?» Неаний отвечал: «ты кто, Господи, – не могу Тебя знать?» И в это самое время является на воздухе пресветлый крест, как бы кристалловидный, с которого был услышан голос: «Я Иисус, распятый Сын Божий!» Когда же Неаний стал возражать против таинства воплощения и страданий Христовых, голос с креста сказал: «ради рода человеческого подъял Я страдания, чтобы избавить грешников от власти диавольской, погибших взыскать и мертвых воскресить. И если бы Я не был Сын Божий, как бы после смерти жив был и говорил с тобою?» После этих слов крест поднялся на небо и был голос с высоты: «сим знамением, которое видел ты, побеждай врагов твоих, и мир Мой будет с тобою». Превращение идолов в воду

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

На другой день после первого их допроса судьей Латронианом, они были по его же повелению приведены в народное собрание для дальнейшего испытания их. Судья, приняв теперь манеры лисицы, с хитрою ласкою спросил св. мучеников: «Почитаете ли вы теперь народных богов наших или еще остаетесь при своем неразумии?». На этот вопрос ответил св. Епиктет: «Напрасно ты, Латрониан, трудишься, мы адских страшилищ не почитаем: ты скорее можешь лишить нас здоровья и жизни, чем исповедания Христа, Бога нашего». При этих словах мучитель воскипел гневом, и, рыкая подобно льву, вскрикнул на своих рабов: «Подать сюда самого крепкого уксуса и соли! – Пусть узнают эти нечестивцы, что они имеют уже раны, а вы не щадите своих трудов, натирайте их израненные члены покрепче уксусом и солью». При всем этом св. мученики не произнесли ни одного слова, противного своему вероисповеданию. При всех мучениях оставаясь невредимыми, они опять заключены были в темницу, но по истечении 30 дней их опять представили на суд совершенно здоровыми: здесь сокрушали им уста и зубы камнями и жестоко били палками; они же все одно и то же возглашали всенародно: «Господи Боже наш, буди св. воля Твоя в нас», – и это продолжалось многократно, пока наконец не был произнесен смертный приговор, осуждавший их на смертную казнь через отсечение головы. Быв ведены на место казни вне города, св. мученики взаимно укрепляли друг друга терпением и великодушно восхваляли Господа, возглашая: «Хвалите имя Господне за то, что сбылась на нас воля Божественная», – и достигши места казни, воспели песнь св. трех отроков: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки: ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и суды... истинны» ( Дан.3:26, 27 ); «благодарим Тебя, что не воля человека, но Твоя воля во всем совершилась в нас». И в то мгновение, когда им предстояло быть усеченными во главы, возник между ними похвальный спор о преимуществе и чести в том, кому из них первому наклонить свою голову под меч: Епиктет был уже сединами украшенный старик, лет 60-ти, он изъявил свое согласие, чтобы предпослать к Богу Астиона, а потом и самому склонить голову под меч. Нимало не прекословя, возгласил Астион: «О, возлюбленный отец, честный иерей (священник) Божий, пусть будет воля Божия и твоя», – и с этими словами наклонил свою голову под меч; святой же Епиктет, падши на тело ученика своего, с любовью обнял и поцеловал его, а затем охотно склонил и свою голову под меч. Таким образом оба богоугодно скончались. («Московск. простр. месяцеслов», под 7 июля, см. кн. « Илиотропион , или сообразование человеческой воли с Божественною волею» Иоанна Максимовича , митр. Тобольского, Киев, 1890 г., стр. 186–190).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Спустя немного времени, ночью оба они ушли оттуда, причем Астион захватил с собою немного денег в путь. Подойдя к пристани морской, они нашли там корабль, который отправлялся к скифским странам, и, взявши себе места на этом корабле, они сели на него. Довольно долгое время проведя в плавании, они сошли на берег и вошли в город, называемый Алмирис стоявший в скифских пределах, при реке Дунае. Они нашли около этого города удобное для жительства уединенное место и там, построивши себе небольшой дом, поселились. Родители Астиона, не видя своего любезного сына, начали его повсюду отыскивать и, не находя, много плакали и рыдали, напрасно призывая сына по имени. Отец восклицал: — Астион, милое мое чадо, где ты теперь? Астион, любезнейший, единственный сын мой! Что сталось с тобою? Зверь ли какой нежданно съел тебя или глубина водная приняла тебя? О, опора моей старости и свет очей моих! Где теперь искать тебя, не знаю, и в какую страну послать за тобою рабов моих — недоумеваю! Также и мать Астиона, разрывая на себе одежды и ударяя себя рукой в грудь, рыдала и говорила: — Кто разлучил меня с тобою, милое мое чадо, Астион! Думаю, не Бог ли христианский, послав кого-нибудь, прельщением отвратил тебя от нас. Горе мне, несчастной! Горе мне, — я вся полна скорбию бесконечной. Пропали напрасно все мои труды и болезни, которые я претерпела при твоем рождении и воспитании! Погиб плод чрева моего, погибла надежда и слава моя! Я сижу как опустевший город. Доселе я была матерью, а теперь уже не мать, потому что лишилась единственного своего любимого чада! Так всё время неутешно плакали родители Астиона. Епиктет же и Астион, рабы Христовы, проводили жизнь около города Алмириса в постнических подвигах. Их святое, добродетельное житие не осталось тайной, так как святым пресвитером Епиктетом творились многие исцеления, и к ним начал стекаться народ, принося больных. Однажды одна знатная женщина пришла к ним с своим сыном, которого несли ее слуги, так как он был нем, глух и расслаблен. Ему было около пятнадцати лет от роду. Положив сына своего к ногам святого старца, женщина сказала сему последнему:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИКТЕТ И АСТИОН [лат. Epictetus et Astion], преподобномученики Алмирисские (пам. 7 июля, пам. зап. 8 июля). Согласно лат. анонимному Мученичеству, Е. и А. пострадали в г. Алмирида, примерно в 2 км к юго-востоку от совр. сел. Муригёл (Румыния). Кончина мучеников отнесена ко времени правления имп. Диоклетиана (284-305). Мученичество В неких вост. землях Римской империи жил пресв. Е., имевший дар чудотворения, исцеления и изгнания демонов. Он обращал ко Христу мн. язычников. Однажды к нему пришел 18-летний А., сын градоначальника и дочери сенатора. После наставления Е. юноша стал христианином. Однако, опасаясь расстроить этим родителей, он предложил Е. вместе с ним покинуть родину и переселиться туда, куда им укажет Господь. Они сели на корабль, к-рый привез их в рим. пров. М. Скифия (совр. Добруджа, Румыния и Сев.-Вост. Болгария), в г. Алмириду. Автор Мученичества описывал их аскетическую жизнь в этом городе и даже назвал А. монахом, что является очевидным анахронизмом, как и содержание беседы А. с Е. об унынии в духе «Apophtegmata Patrum» егип. отцов. На новом месте Е. продолжал исцелять больных, к нему приходили местные жители, к-рые, выслушав его наставления, принимали христианство. Однажды, когда А., также стяжавший дар исцеления, отправился за водой на реку без благословения Е., на него напал демон, ввергший его в уныние и нечистые помыслы. После исповеди и совместной молитвы с Е. демон в образе черного юноши с горящей свечой оставил подвижника. Правитель города и окрестных земель, некий Латрониан, притеснял христиан и, услышав о Е. и об А., которым было 60 и 35 лет, приказал арестовать их как чародеев. При допросе они отказывались назвать свои имена, заявив, что они христиане. Их пытали; претерпевая мучения, они непрестанно молились. Помощник палача Вигилянций, пораженный стойкостью мучеников, проник в темницу, куда они были отправлены после истязаний, и попросил наставить его в христ.

http://pravenc.ru/text/190023.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010