Господь удостоил их обоих дара исцелений. Однажды знатная женщина привела к Епиктету своего глухонемого и расслабленного сына. Святой обратился к нему с вопросом: «Скажи нам, в кого должно веровать: в идолов или в распятого Христа, Который сейчас исцелит тебя?» Глухонемой тотчас ответил: «В распятого Христа». Это чудо обратило весьма многих ко Христу. Но нашлись такие, которые обвинили святых в волшебстве. Их судили, мучили и заключили в темницу. Потом вывели из темницы, натерли солью и полили уксусом старые, еще не зажившие раны; но и это все не поколебало твердости мучеников. Тогда начали морить их голодом. Наконец родители Астиона узнали о местопребывании его и отправились в Алмирис, но уже не застали его в живых. Сын их был убит вместе с Епиктетом. Перед смертью Астион просил одного из христиан научить родителей его вере во Христа, и они крестились. Перед крещением видели сына-мученика в дивном свете, и он обнимал их и говорил: «Хорошо, что вы пришли сюда, ученики Христовы». Возвратившись домой, родители вели жизнь благочестивую и все, что имели, раздавали бедным. Мученица Кириакия пострадала в IV веке в Никомидии. После истязаний, осужденная на смерть, она скончалась на месте ожидавшей ее казни. Мученики: Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман пострадали во II веке в Македонии. Император Траян утопил их в море. Мученик Евангел усечен мечом за Христа при императоре Диоклетиане. Влахернская икона Пресвятой Богородицы находится в Москве, в Успенском соборе. Она сделана из восковой мастики и сначала находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий с этою иконой поразил персов. В последствии времени она была перенесена на Афон, а в 1654 г. поднесена нашему царю Алексею Михайловичу. С этой иконы сделаны слепки и находятся: один в Высокопетровском монастыре, в Москве, другой в селе Кузьминках, близ Москвы, и третий в селе Деденеве, близ г. Дмитрова, Московской епархии. 8-е число Св. Прокопий юродивый подвизался в г. Устюге. Он был иностранным купцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Воевода Скифии Латрониан (это было при Диоклитиане, 284–306 г.) потребовал к суду Епиктета и Астиона. «Кто вы таковы?» спросил воевода. «Христиане», отвечали блаженные. «Из какой страны?» – «Из царства Христова, где не покланяются бездушным идолам». По приказанию воеводы долго били исповедников, палили огнём, потом бросили в тюрьму. Один из служителей, исполнявших бесчеловечную волю воеводы над страдальцами, уверовал во Христа Иисуса, выслушав наставление в тюрьме у исповедников, и здесь же крестился. Целые 30 дней продолжались разные истязания мученикам, и наконец они лишены были глав. Родители Астиона, известившиеся о нём от очевидца страданий, прибыли в Алмирис после кончины страдальцев. – Блаж. Евангелл, епископ Томский, совершил над ними крещение. В начале гонения скрывался он от гонителей для пользы паствы своей. Наконец Господь призвал и его к мученическому концу. Древняя эпиграмма говорит о нём: Евангелла признавай ангелом, Он идёт на небо, ссеченный мечом 93 . В одном западном мартирологе замечено, что св. Епиктет и Астион пострадали в 290 г. По мартирологам видно, что во время св. Евангелла в Томах явилось много мучеников, проливших кровь свою за учение Христово. В мартирологе Иеронима и Раба на Июля 5-го «в Томах мученическая кончина и (dies natalis) Стратона, Марина, Феодора, Родефии, Секунда, Фомы, Макрина»; июля 9 «в Томах – святых Зенона, Мены, Виталия, Руфины, Евангелла, Уриса (Уроша), Агнессы»; июля 10-го «в городе Томах страдание Марциала, Домна, Тромеда, Иоанна, Сесина, Емилиана и других 36». Во всех западных мартирологах под 20 ч. июня записано: «в городе Томах» мученически скончались «святые Павел и Кириак, Фома и Феликс, Мартирия и Фелициана, Виталий и Криспин»; 27 августа пострадали «в городе Томах» Маркеллин трибун и жена его Маннея, сын его Иоанн, клирик Серапион и воин Пётр. В некоторых списках прибавлено о последних такое сведение: «они при презесе Кульчиане, после укрощения лютых зверей, после погашения огня, посекаются мечом, а тела их сжигаются». Трибун Маркеллин с супругой конечно сослан из Рима в Томы; но из прочих страдальцев большая часть, если не все, принадлежали Скифии и по роду своему были Славяне. † Преставление благов. Евдокии – Евфросинии, великой княгини Московской

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святые отвечали: — Мы — христиане, а не бесы и именем Христовым изгоняем бесов из тел людей. О, если бы и ты пожелал освободиться от пребывающего в тебе беса! Мы изгнали бы его из тебя силой Христа, Бога нашего! Тогда правитель разъярился и повелел бить святых мучеников камнями по устам, а потом, подвергши их наказанию палочными ударами, осудил их на усечение мечом. Когда святых вывели за город на место казни, они испросили себе у совершителей казни время для молитвы и, ставши к востоку, воздели к небу свои руки, возвели очи горе и долго молились Богу. После этого святой Епиктет попросил, чтобы сначала казнили Астиона, но этот последний сказал ему: — Тебе, отче, сначала следует принять эту честь — увенчаться венцом мученичества, ибо ты пресвитер Господень, отец и учитель мой, а я уже пойду за тобою! Святой Епиктет отвечал: — Семнадцать лет, чадо, по благодати Божией, я сохранял тебя в чистоте и непорочности. Ужели же теперь решусь погубить труд стольких лет и оставить тебя одного, без меня? Разве ты не знаешь, что коварство врагов очень хитро и незаметно на вид? Я опасаюсь того, что ты, увидевши мою смерть, испугаешься и станешь предметом посмеяния для врага. Нет, чадо! Пусть я уподоблюсь Аврааму, приносящему в жертву Исаака. Ты иди впереди меня и первым прими мученический венец. Я верую, что святой Михаил с прочими ангелами, Авель с пророками, Петр с Апостолами, Даниил с исповедниками вышли навстречу тебе и ждут принять тебя и с торжественными песнями вести к престолу Христа, Спасителя нашего. Святой Астион сказал: — Да будет, святой отче, воля Господня и твоя! После этого он оградил себя крестным знамением и сказал: — Ты, Господи, защитник мой! В рук Твои предаю дух мой! С этими словами он преклонил под меч свою голову и скончался Святой же Епиктет, припавши к телу ученика своего, умолял палачей, чтобы они убили его в таком положении. И тогда он от удара мечом умер за Христа. Все же бывшие там язычники и христиане увидели, что честные тела их стали сиять как бы солнечными лучами, и необычайное благоухание распространялось там.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Евангелла признавай другим ангелом, Он идет на небо, ссеченный мечем 344 . В одном западном мартирологе замечено, что св. Эпиктет и Астион пострадали в 290 г. По мартирологам видно, что во время св. Евангелла в Томах явилось много мучеников, проливших кровь свою за учение Христово. В мартирологе Иеронима и Рабана июля 5 «в Томах мученическая кончина (natalis) Стратона, Марина, Феодота, Родефии, Секунда, Фомы, Макрина; июля 9 " в Томах – святых Зенона, Мены, Виталия, Руфины, Евангелла, Уриса (Уроша), Агнессы»; июля 10 «в городе Томах страдание Марциала, Домна, Тромеда, И oa нн a , Сесина , Емилиана и других 36». Во всех западных мартирологах под 20 ч. июня записано: «в городе Томах» мученически скончались «святые Павел и Кириак, Фома и Феликс, Мартирия и Фелициана, Виталий и Криспин»; 27 августа пострадали «в городе Томах» Маркеллин трибун и жена его Маннея, сын его Иоанн, клирик Серапион и воин Пётр. В некоторых списках прибавлено о последних такое сведение: «они при презесе Кульчиане, после укрощения лютых зверей, после погашения огня, посекаются мечем, а тела их сожигаются». Трибун Маркеллин с супругою конечно сослан был из Рима в Томы; но из прочих страдальцев большая часть, если не все, принадлежали Скифии и, по роду своему, были славяне. В тоже 8 ч. Преставление преп. Феофила мироточивого Родители преп. Феофила – македонские славяне из местечка Сичева 345 , добрые и благочестивые христиане, дали сыну прекрасное воспитание. Сын, с юных лет, учившись успешно, не любил весёлости и рассеяния и любил разговаривать с умными и добрыми людьми. Большую часть времени посвящал он чтению христианских книг и любил обогащать ум свой познаниями. Став известным, как по доброй жизни, так и по познаниям христианским, он посвящён был в священника; в этом сане он ревностно сеял семена благочестия в христианских сердцах и для этого сеяния переходил из одного места в другое. Ревность к совершенству духовному сблизила его с ранданским епископом Акакием и Феофил остался жить при нём, для душевного назидания. Конст. патр. Нифонт получает письма из Египта с известиями о чудесах, совершенных александр. патриархом Иоакимом, в посрамление иудеев, и по поручению патриарха епископ Акакий с Феофилом и другими отправляется в Египет, для личного сношения с патриархом. С посланными отправлено послание константинопольского патриарха к александрийскому с изъявлением радости о милостях небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После этого он отпустил их с миром. Другой раз привели к нему бесноватого. Преподобный три дня держал его при себе, подвергая своими молитвами беса страшным мучениям, и бес такими словами выражал свое состояние: — О, горе! о, мучение! зачем я терплю это? Не лучше ли было бы мне оставаться во Фригии [ 5 ], в идольском капище, и принимать каждодневно поклонения и жертвы от множества неразумных людей? Теперь же здесь мне приходится без всякой вины терпеть мучения от одного этого человека. Святой пресвитер в третий день положил запрещение на беса и изгнал его из того человека. Опять, в другое время, привели к святому одну благородную и богатую женщину — язычницу, которая, потерявши зрение, напрасно искала исцеления у разных врачей. Она умоляла человека Божия, чтобы он коснулся ее ослепших очей своей десницею, так как она слышала, что его честными руками совершались многие чудеса и подавались исцеления больным. Святой, во внимание к ее усердным мольбам, в которых проявилась ее вера, положил на ее глаза свою десницу, призывая имя Господа Иисуса Христа, и женщина тотчас прозрела, воскликнув при сем: — Слава Тебе, Бог христиан! С этого времени она обратилась ко Христу со всем домом своим. Но слишком много пришлось бы говорить у чудесах сего угодника Божия, а между тем и сказанного достаточно, чтобы видеть его святость; посему время перейти и к другим сказаниям. Из близлежащего города пришел, по-видимому, случайно, гуляя со слугами, к месту, где обитал преподобный, один юноша лет 18-ти, по имени Астион. Он был сын богатого вельможи и язычник. На самом деле Промысл Божий привел его к келлии преподобного. Он захотел узнать, кто живет здесь, и, войдя в келлию, увидел почтенного на вид мужа, который любезно принял его и, посадив около себя, спросил: — Откуда ты, чадо? и кто твои родители? Юноша отвечал: — Отец мой — градоначальник, а мать — дочь сенатора Юлиана. Я у них один и они любуются мною как драгоценнейшею жемчужиною. Святой же сказал ему: — Правильно ты выразился, чадо, что родители твои любуются тобою как драгоценнейшею жемчужиною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святые отвечали: — Мы — христиане, а не бесы и именем Христовым изгоняем бесов из тел людей. О, если бы и ты пожелал освободиться от пребывающего в тебе беса! Мы изгнали бы его из тебя силой Христа, Бога нашего! Тогда правитель разъярился и повелел бить святых мучеников камнями по устам, а потом, подвергши их наказанию палочными ударами, осудил их на усечение мечом. Когда святых вывели за город на место казни, они испросили себе у совершителей казни время для молитвы и, ставши к востоку, воздели к небу свои руки, возвели очи горе и долго молились Богу. После этого святой Епиктет попросил, чтобы сначала казнили Астиона, но этот последний сказал ему: — Тебе, отче, сначала следует принять эту честь — увенчаться венцом мученичества, ибо ты пресвитер Господень, отец и учитель мой, а я уже пойду за тобою! Святой Епиктет отвечал: — Семнадцать лет, чадо, по благодати Божией, я сохранял тебя в чистоте и непорочности. Ужели же теперь решусь погубить труд стольких лет и оставить тебя одного, без меня? Разве ты не знаешь, что коварство врагов очень хитро и незаметно на вид? Я опасаюсь того, что ты, увидевши мою смерть, испугаешься и станешь предметом посмеяния для врага. Нет, чадо! Пусть я уподоблюсь Аврааму, приносящему в жертву Исаака. Ты иди впереди меня и первым прими мученический венец. Я верую, что святой Михаил с прочими ангелами, Авель с пророками, Петр с Апостолами, Даниил с исповедниками вышли навстречу тебе и ждут принять тебя и с торжественными песнями вести к престолу Христа, Спасителя нашего. Святой Астион сказал: — Да будет, святой отче, воля Господня и твоя! После этого он оградил себя крестным знамением и сказал: — Ты, Господи, защитник мой! В рук Твои предаю дух мой! С этими словами он преклонил под меч свою голову и скончался [ 9 ]. Святой же Епиктет, припавши к телу ученика своего, умолял палачей, чтобы они убили его в таком положении. И тогда он от удара мечом умер за Христа. Все же бывшие там язычники и христиане увидели, что честные тела их стали сиять как бы солнечными лучами, и необычайное благоухание распространялось там.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пуст. и жертвователями обители. Картина. 1847 г. Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пуст. и жертвователями обители. Картина. 1847 г. В Рославльских лесах М. и мон. Антоний получили возможность работать со святоотеческим наследием прп. Паисия (Величковского), рукописные переводы к-рого хранились у старца Афанасия (Степанова). Делая выписки из рукописей, братья составили неск. сборников, в к-рых последовательно изложили правила христ. жизни, особенно монашеской: «О подвижничестве иноков», в 3 книгах (Там же. Опт-600, 601 и 645), «О покаянии и спасении души» в 3 книгах (Там же. Опт-589-591, 606, 607), «Уединенное поучение» в 2 книгах (Там же. Опт-592, 593; Опт-629), «Душевная пища вседневного употребления» (Там же. Опт-642). М. и прп. Антоний писали сборники четким, ровным полууставом, нередко оставляя после статей место для последующих дополнений. Большинство сборников переписаны рукой М., а о. Антоний иногда помогал брату. Нередко М. просил его переписать назидательные отрывки, к-рые могли относиться и к самому мон. Антонию (Путилову). Напр., в 1-й книге сб. «О подвигах иноческих» о. Антонием написана только гл. «О вреде делания без благословения старцева». В выписке из Четьих-Миней говорилось о прп. Астионе, к-рый пошел на реку за водой без благословения и потом утаил это от старца, за что оказался борим различными помыслами. После искренней исповеди прп. Астион ощутил облегчение брани и получил напутствие старца. Сборники, составленные для собственного келейного пользования и назидания, позже были принесены в Оптину пуст. и служили духовным ориентиром как для самих старцев, так и для их учеников. Это, в частности, небольшая рукопись прп. Антония (Путилова) «Нравоучительные статьи, беседы, молитвы» (Там же. Ф. 213. К. 57. Ед. хр. 2), составленная им для келейного употребления и содержащая чин исповедания грехов перед старцем, и др. «Дневниковые записи», к-рые М. вел в Рославльских лесах, содержат свидетельство его постоянной духовной работы над собой. 16 нояб. 1819 г. он отмечал: «По духовном собеседовании с братом А. о пользе души усмотрел после в мысли своей за необходимо нужное помнить следующее.- Не начинать никогда говорить брату о пользе души о всяком исправлении. Также и выслушивать объяснения его, без обращения прежде ко Господу ума своего с требованием себе и брату вразумления его.- И говорить потом с воображением присутствия Божия» (Там же. К. 86. Ед. хр. 3. Л. 2 об.).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

вере. Через несколько дней он принял крещение вместе с домочадцами. Прошло 5 дней после первой пытки, и мучеников бросили в котел с кипящей смолой, но святые остались невредимы. По приказу Латрониана Е. и А. 30 дней морили голодом в темнице, затем избили камнями и казнили. Тела мучеников, усеченных мечом, излучали сияние и благоухание, Вигилянций с честью похоронил Е. и А. Вскоре в Латрониана вселился демон, правитель помутился рассудком, набросился на собравшихся в претории и многих ранил мечом. Его связали и заперли в маленьком помещении, через 3 дня демон задушил его. Во время публичного допроса А. узнал его земляк и рассказал родителям мученика Александру и Маркеллине, что видел их сына, к-рого схватили и пытали за исповедание Христа. Родители, мн. годы скорбевшие о потере сына, немедленно отправились в Алмириду, но уже не застали А. в живых. Мученик явился Вигилянцию с просьбой позаботиться о них. Вигилянций встретил их на речной пристани, рассказал о мученической кончине сына и наставил в христ. вере. Ночью в келье мучеников, куда пришли Александр и Маркеллина, явившийся А. обнял и утешил их. Затем Вигилянций привел супругов к Евангелу (впосл. мученику), еп. г. Томы (ныне Констанца, Румыния), и тот совершил над ними таинство Крещения. Александр и Маркеллина, вернувшись на родину, отдали свое имение бедным и остаток жизни провели в постах и молитвах. Учитывая сведения о возможности беспрепятственного захоронения мучеников и свободе действий еп. Евангела, можно предположить, что речь идет о «частном» мученичестве, которое произошло до начала общего гонения на Церковь (303-305). Мученичество написано после донатистского раскола и арианских споров IV в., т. к. бес, изгнанный Е., сознается, что именно он возбудил ересь Ария и донатистский раскол. Болландист Д. Папеброх отметил, что многочисленные повествования о чудесах, длинные дискуссии мучеников с судьями, содержащие стандартное обличение почитания идолов, вставки произносимых мучениками молитв, а также особенности композиции сближают это Мученичество с Житиями, написанными прп.

http://pravenc.ru/text/190023.html

Симеоном Метафрастом. Однако этот текст, вероятно, следует датировать не позднее рубежа VI и VII вв., когда в результате слав. колонизации придунайских областей и массового оттока романского населения из этого региона память о Е. и А. полностью исчезла. Видимо, переселенцы из М. Скифии принесли текст Мученичества на Запад, возможно в Италию. Неизвестно, было ли Мученичество изначально написано на латыни или переведено с греческого. Поздние визант. писатели не упоминают о Мученичестве Е. и А. Мученичество отличается простотой стиля и обращено к широкому кругу читателей или слушателей. Автор зачастую неточен в цитатах и аллюзиях на Свящ. Писание. Он уделяет большое внимание символизму числа 3: бес уныния мучил А. 3 дня, через 3 дня после прибытия в Алмириду Латрониана ему донесли о Е. и А. и т. п. Автор стремится придать тексту назидательный характер, вкладывая в содержание беседы Е. с А. и Вигилянция с Александром и Маркеллиной сведения об основах христ. веры и монашеской аскетики. Память мучеников помещена в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 23 мая, однако запись сохранилась в искаженном виде с древности. Видимо, название Алмирида было воспринято как обиходное от названия Эмерита (Эмерита Августа, ныне Мерида, Испания) и поэтому было заменено, т. о., местом мученичества оказался город в Испании. Кроме того, имя Е. дважды передано в форме Епиктит, имя А.- трижды в формах Аптон и Аст. В каролингских мартирологах IX в. мученики не упоминаются. Их память присутствует лишь в поздних добавлениях к Мартирологу Узуарда в рукописях XV в. и ранних изданиях нач. XVI в. под 8 июля, согласно указанной в Мученичестве дате кончины. В XVI в. кард. Цезарь Бароний при составлении Римского Мартиролога был введен в заблуждение указаниями более ранних церковных календарей и под 23 мая отметил фиктивную память епископа «Епиктатия (взято из искаженной рукописной формы) и Василия в Испании». В визант. синаксарях и слав. прологах память Е. и А. отсутствует. В календарь РПЦ память мучеников была внесена под 7 июля благодаря свт.

http://pravenc.ru/text/190023.html

В скит поступил в 1860 году. Скончался схимонахом Феодором.— Ред.    На момент составления жизнеописания, т. е. в начале XX века. Здесь и далее в этой главе при упоминании подобных мелких деталей в описании монастыря и скита следует иметь в виду начало XX века.— Ред.    Сице — так, таким образом.— Ред.    Формы, иначе стасидии — специальные сидения для братии в манастырских храмах с откидывающимися досками. Распространены в греческих монастырях.— Ред.    Темная вода — простонародное название глаукомы.— Ред.    Сажалка, садок — запруда, в которую сажают рыбу и разводят ее. Здесь: небольшой пруд на северо-западной стороне скита.— Ред.    Инфлуэнца (итал. influenza) — грипп.— Ред.    Преподобного Илариона, старца Оптинского.— Ред.    Т.е. зимой 1856 года.— Ред.    Память преподобного Макария Алтайского празднуется 18/31 мая.— Ред.    Преподобного Илариона, старца Оптинского.— Ред.    Т. е. на их глазах.— Ред.    Монах Астион (Голосов; †6/19 января 1856) подвизался в Оптиной с 1834 г. Исполнял послушания столярного мастера, пономаря, переплетчика книг, трудился в больнице. 20 декабря 1854 г. в связи с неизлечимой болезнью выбыл за штат.— Ред.    Или 20 октября/2 ноября.— Ред. Глава VI. Окрыленные Оптиной    «Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих наших отец Льва, Макария, Амвросия… Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не престают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно тех, которые приходят в Оптину на поклонение их св останкам».    Преподобный Иосиф Оптинский (Из письма к монахине Агриппине (Кишкинкиной), насельнице Каширского Никитского монастыря, от 1 мая 1904 года//Житие иеросхимонаха Иосифа. М., 1993. С. 275)    Многие подвижники, приходившие в Оптину пустынь, Промыслом Божиим были переводимы потом в другие монастыри или даже на архиерейские кафедры. А в результате закрытия и разорения пустыни в 20-х годах XX века оптинские насельники были вынуждены покинуть стены родной обители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010