КПЦ трактует данное правило, как указание на наличие некого первенства власти во вселенском Православии. Однако, если мы внимательно присмотримся к тексту данного правила, то увидим следующие: Во-первых, отцы Собора ссылаются на 3-е правило II Вселенского Собора: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Как мы видим, речь в нем четко идет о первенстве чести, а не о первенстве власти. Если вдруг, вопреки тексту канона, мы признаем, что почему-то речь идет о первенстве власти, то вслед за этим нам придётся признать, что обладал им епископ Рима, а значит и претензии римских пап на первенство власти были обоснованы, что отвергнуто Церковью, в том числе Константинопольской. Во-вторых, отцы обоих Соборов четко определяют причину этого первенства чести: «потому что град оный есть новый Рим», «поелику то был царствующий град», «да град получивши честь быти градом царя и синклита». То есть приведена вполне четкая политическая причина того времени: перенос столицы Империи из Рима в Константинополь, что делает кафедру Константинопольского епископа столичной. Напомним, что во времена как Второго, так и Четвертого Вселенских Соборов, все автокефальные Церкви находились в приделах и на рубежах Византийской империи. Но в 1924 году уже нет Византийской империи. Константинополь уже не город «царя и синклита». Более того, это уже даже не столица Турции, а в 1930 году Константинополь исчезнет и вовсе, будучи переименован в Стамбул. В-третьих, если стать на точку зрения Фанара и счесть, что данный канон неизменен в своей актуальности вне зависимости от исторического контекста, то придётся эту оценку применить ко всему тексту канона. Именно ко всему тексту, а не только к той его части, которая нравится Константинопольским патриархам. А ведь в тексте канона мы видим четкое определение границ КПЦ: «Токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви».

http://pravoslavie.ru/135607.html

Великая подвижница желала быть безвестной в своем уединении. Но Господь судил иначе. Добродетельная жизнь преподобной привлекла многих дев и жен, которые приходили к ней за назиданием. Святая долго одним молчанием отвечала на их просьбы, но, наконец, уступила настойчивости ревнующих о душевном спасении. Так образовалось при ней общежитие инокинь, и она была матерью-наставницей многих. Подобно святому Антонию Великому , который явился основателем отшельнической жизни, святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. Духовная мудрость ее наставлений оказалась столь велика, что их записывали для назидания потомству. Вот некоторые из поучений преподобной Синклитикии. «Много трудов и подвигов предстоит приходящим к Богу, но потом ожидает их радость. Желающие развести огонь сперва задыхаются от дыма и плачут, а потом достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами». «Враг нападает сперва объедением, негою и любодеянием. Эти ветры дуют особенно на молодой возраст. Когда душа воздержала чрево, победила чистотою чувственные удовольствия, является гордость или сребролюбие; в уме являются мысли о первенстве, учении, дарованиях, заслугах. Отшельница, если придут к ней такие помыслы, пусть идет в киновию». Заботы святой Синклитикии о вверившихся ей душах никогда не ослабевали. Одних она обращала к добру строгостью, других поддерживала материнской любовью. В конце жизни, в 80-летнем возрасте, преподобная потерпела от искусителя то же, что претерпел некогда праведный Иов: все ее тело было истощено и покрыто струпьями. Святая безропотно переносила мучительную болезнь, сохраняя радостную приветливость. Так она страдала три года и шесть месяцев. За три дня до смерти святая Синклитикия предсказала день и час своего разлучения с телом и открыла инокиням бывшее ей видение: святые Ангелы и лик светлых дев призывали ее в райские селения. В назначенный час блаженная преставилась ко Господу (†ок. 350). Последование часов, певаемых в навечерии Просвещения

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Также неразрывно связано с безмолвием и смирение. Как нельзя без гвоздей построить корабль, так без молчания, безмолвия и смирения «невозможно спастись» [с. 66].    Определяется смирение тайным совершением добра без возношения в своем сердце [с. 54, 60]. «Если стяжешь какие добродетели, учит святая Синклитикия, – не возносись сердцем своим и не говори: такие и такие я совершила добродетели. Но хотя бы ты сотворила их и все, говори: как раба я исполнила то, что повелено» [с. 66]. Если случилось падение – должно просить прощения со смирением; предстоит время поношения – надо искупать его опять-таки смирением [с. 66, 90]. «Если будешь всегда так помышлять в сердце своем, – делает вывод святая Синклитикия, – то Господь пошлет тебе помощь от святого жилища Своего, и избавит от сетей вражиих» [с. 66]. В ином случае: Те, кои делают напротив, терпят великий ущерб. Ибо у тех отнимается и то, что они думают иметь (Лк. 8:18) [с. 54].    Проявляется безмолвие в терпении, в спокойном перенесении любых обид, оскорблений [с. 68].    Блаженная Матрона рассуждает: «Терпение монахини обнаруживается в безмолвии и молчании. Ибо претерпевый до конца, той спасется, сказал Господь» (Мф. 24:13) [с. 46—47]. На вопрос блаженной Феодоры: почему демоны сильно борят нас? Святая Син-клитикия отвечала: «Потому, что мы отвергаем мать всех добродетелей то есть безмолвие с молчанием и терпением» [с. 66].    Пример дивного терпения, которое славили Ангелы и перед которым трепетали демоны, явила святая матерь Сарра. Келия святой находилась на берегу реки. Шестьдесят лет она провела здесь в безмолвии и за все время ни разу не наклонилась к реке, чтобы на нее посмотреть [с. 47].    Безмолвие и молчание «рождают» целомудрие [с. 45]. Благоговейной подвижнице дается совет: «Та, которая хочет сохранить тело свое в целомудрии и ум свой представить Богу чистым, должна проводить дни свои в блаженном безмолвии, сидя в келии своей» [с. 76, 77].    Целомудрие состоит не просто в победе грубого и вещественного любодеяния, но в очищении и самих чувств [с. 40]. «Принявшим звание» подобает иметь «крайнее целомудрие» [с. 41]. Им не следует выходить на места публичные. Если считается стыдом смотреть на обнаженных близких родных, то тем более на людей незнакомых в непристойной одежде, к тому же говорящих дерзкие слова. «Но и сидя дома, не должно дремать» [с. 40]. Молодым монахиням дерзновенно сидеть с мужчинами, говорить с ними, принимать пищу. Старицы им завещают: «Всячески блюстись от мужеских лиц, хотя бы то были братья» [с. 43]; не иметь сношений с мирянами, не шутить с отроком [с. 58]. «Монахиня, дружащаяся с мирянами или монахами, лишается дружества с Богом, и находится на стороне демонов. Потому и называется она монахинею, что имеет любовь и стремление к единому только Богу» [с. 48]. Если же в мыслях появится красивое лицо, то рекомендуется вспомнить, что оно станет трупом и уйдет в землю. «Но более всего должно укрощать чрево» [с. 43].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таково было мнение, высказанное патриархом, и совет согласился с ним, присоединился к нему и сам паракимомен Иосиф, но отнюдь не по доброй воле, а под сильным давлением синклита Собравшиеся обязали Никифора страшной клятвой никогда не отвергать власть малолетних государей и не замышлять ничего нечестивого против их правления. В свою очередь [члены синклита] поклялись не смещать и не назначать никого из стоящих у власти на высшие должности без его согласия и управлять государством, сообразуясь с его советами, по общему разумению. Никифор был провозглашен стратигом-автократором Азии, после чего собрание закончилось, и все, выйдя из дворца, разошлись по домам. КОММЕНТАРИИ: 1. Лев по обыкновению не приводит дат. Речь идет е зиме - 6469 г., 4 индикта (960-961 гг.). 2. Хамвдан - Абуль Хасан Али ибн Хамдан (ок. 910-967) из арабской династии Хамданидов - эмир Алеппо, известный в истории Ближнего Востока как Сейф-ад-Даула ( " меч царства " ), неутомимый воин, враг Византии и наиболее опасный ее сосед. Его владения распространялись на Сирию, часть Армении, Верхнюю Месопотамию, Киликию (Хонигман. 1935, 93). Набеги Сейф-ад-Даулы на территорию Византии (особенно в середине 950-х годов) наносили большой ущерб населению. Императоры, опасаясь могущества Хамдана, старались вооружить против него багдадского халифа. Только победы, одержанные полководцами из семейства Фок, значительно потрясли государство Сейф-ад-Даулы (Канар. 1951; Васильев. 1950). 3. Киликия - область, занимавшая большую часть северо-восточного побережья Средиземного моря. В Х в. была в руках арабов и стала ареной упорных боев между византийцами и арабскими эмирами (Хонигман. 1935, §8, и ел.). После завоевания ее Никифором Фокой превращена в фему. 4. Выражение " живущих по соседству с Киликией агарян " могло быть заимствовано Львом из литургического текста, воспевавшего перенесение в Константинополь святынь Мембиджа (Алькен. 1963, 256). Эта служба была написана в 967-969 гг. и содержала невероятные славословия Никифору.

http://sedmitza.ru/lib/text/433416/

127 Преподобная Синклитикия Александрийская († ок. 350 г., пам. 5/18 января) родилась в Александрии в знатном благочестивом семействе. С ранней юности она избрала для себя жизнь ради Христа, тайно подвизаясь в посте, трудах и бдениях. После смерти родителей, раздав имущество нищим, приняла постриг и, удалившись в пустынные места, с еще большим усердием продолжила аскетические подвиги. Вскоре к ней начали стекаться спасающиеся за душеполезными советами и наставлениями, так что впоследствии она стала основательницей женской монашеской обители. Сохранились ее духовные поучения в изложении святителя Афанасия Великого . В восьмидесятилетнем возрасте преподобную постигло суровое испытание, длившееся три с половиной года, вплоть до самой ее кончины: она подверглась тяжелейшей болезни, изъязвившей тело и внутренности, доставлявшей ей непереносимую боль. Заживо гниющая плоть источала смрад, так что служившие преподобной с трудом могли к ней приближаться. Все страдания блаженная Синклитикия переносила с необыкновенным терпением, не малодушествуя и не унывая, являя тем самым всем окружавшим ее поразительный образец мужества и одновременно смиренной покорности Божественному Промыслу. 138 Очевидно, что это не следует понимать как совет не оказывать помощи страждущим ради, будто бы, большего им за то снисхождения или воздаяния от Бога. Помощь нашим ближним, когда они находятся в телесном или душевном страдании, является нашим неотложным долгом. Здесь старец, возможно, утешает родственников, которые почему-либо не смогли оказать эту последнюю милость своему больному брату, и указывает им, в чем заключался в данном случае премудрый Промысл Божий. 145 «Обязывается», конечно же, нельзя понимать в прямом смысле. Отец Ефрем имеет в виду, что благость и справедливость Божии не оставят терпящего скорбь покорно и с благодарением, но Господь обязательно утешит такого страдальца. Читать далее Источник: Отеческие советы/архимандрит Ефрем Святогорец ; перевод с новогреческого [иерея Василия Петрова]. - Изд. 2-е. - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2017. - 517 с. ISBN 978-5-98599-181-9 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Столь же велика была в нем и умственная трезвенность души и так называемая, на языке подвижников, собранность духа, как в отношении самого себя, так и по отношению к Богу, несмотря на то, что вращался он в кругу людей светских. Живя во дворце и состоя высшим сановником синклита, он ежедневно должен был вести беседы о делах государственных и с царем, и в заседаниях синклита. Несмотря, однако ж, говорю, на такую невыгодную для жизни духовной обстановку, отец Григория столь усовершенствовал в себе эти подвижнические добродетели – трезвенность души и собранность духа, или, сказать иначе, умное делание, что с этой стороны он скоро стал известен не только тем, среди которых вращался, но и посторонним, в особенности, людям высокого ума и проницательным. Не раз, бывало, сам царь, беседуя с ним, по обыкновению, о делах государства, когда замечал, что он забывал сказанное царем и вновь переспрашивал его о том же (что, разумеется, для других всех не прошло бы даром, как оскорбительная невнимательность и невежество), говаривал: «Нет, Палама сегодня забывчив, но не от легкомыслия и недостатка серьезности, а, более, вследствие стремления и напряжения углубиться в самого себя, от умственного делания, от напряжения приковать, так сказать, свой ум к молитве и к Богу». За это он для всех был предметом особенного почитания и уважения, и этим он привязал к себе решительно всех – и архонтов, и судей, и наиболее влиятельных вельмож. Он непременно всегда являлся заступником всех обидимых, как мужчин, так и женщин, и каждый раз избавлял их от бед и напастей. Так, например, Константин, второй из сыновей царя и облеченный поэтому второстепенной властью в управлении государством, употребил во зло предоставленную ему власть в отношении одной бедной вдовы, взявши с нее ни за что, вопреки всякой справедливости, триста золотых. Сведавши об этом, отец Григория пошел к царевичу и, в беседе с ним напомнивши ему о Божеских законах, разъяснил ему и доказал, сколь всевышний праведный Судия не терпит неправды и обиды, как страшно карает Он отвергающих повеления Его, насколько Сам Он есть ревнитель достодолжного исполнения законов и скорый заступник ненавидимых и обидимых, в особенности, бедных и вдовиц, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Точно так же, преимущества Константинопольского престола вытекали не из его древности (Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский престолы были древнее) и не из каких-либо иных церковных предпосылок, а исключительно из политического значения Константинополя как " города царя и синклита " .После же того, как единство между Западной и Восточной Церквами в XI веке было нарушено, первенство чести среди Православных Церквей как бы автоматически перешло к Константинопольскому Патриарху. Это первенство сохранилось за ним и после того, как Константинополь в середине XV века прекратил быть " городом царя и синклита " и Византийская империя перестала существовать. Во времена Оттоманской империи Константинопольский Патриарх обладал привилегиями " этнарха " греческой нации и фактически возглавлял все православное население этой империи. Однако за пределы Оттоманской империи его власть не распространялась. Формирование в XIX-XX веках национальных государств на территориях, некогда подвластных туркам, привело к возникновению новых автокефальных церквей вне юрисдикции Константинополя.В настоящий момент существует 15 Поместных Православных Церквей, каждая из которых является полностью самостоятельной в вопросах внутреннего управления и никоим образом не подчиненной Константинополю. Данная структура управления порождает целый ряд неудобств, одним из которых является отсутствие верховного арбитра в тех случаях, когда возникает разногласие или конфликт по церковно-политическим вопросам между двумя или несколькими Поместными Церквами. В православной традиции не существует механизма, который обеспечивал бы урегулирование подобного рода разногласий. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос решается по-разному: иногда созывается некое межправославное совещание, решения которого, впрочем, имеют лишь консультативный характер и не обладают обязательной силой для той или иной Поместной Церкви; в других же случаях две Церкви, находящиеся в состоянии конфликта, ищут решение путем двусторонних переговоров или привлекают посредника.Еще одним неудобством, порождаемым отсутствием единой административной системы управления в Православной Церкви, является невозможность урегулировать вопрос о пастырском окормлении так называемой " диаспоры " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1299...

Любовь моя к вам имеет любовь Господню, чем более вы любите Господа, тем более и я люблю. Чем меньше любите Его, тем меньше и я люблю вас. Значит, желающая любви моей об одном и только да позаботится, как любить Господа, и любовь ко Господу влечет к ней и мою любовь, ибо мы связаны с Господом. Обо мне не заботятся и не думают по-человечески, что должны иметь ко мне любовь. Любовь ко мне да будет не только результатом мысли и причиной моей любви к вам, но преизбытком любви Господней: она должна истекать именно из общего союза любви. Самая любовь есть чистая в духе любовь, которую не в силах обработать лукавый и коварно искать превратить ее мало-помалу в любовь человеческую и обычную. Таковая любовь, когда только в одном лице развивается, рождает в другом любимом ненависть. Когда в обоих развивается, то рождает эротическую любовь. Посему в любви друг ко другу или к одноплеменникам или особенно к лицам, склонным к эротической любви, мы должны ежедневно исследовать, вытекает ли наша любовь от союза любви, то есть Христовой, или не истекает от полноты любви. Бдящий над своею любовью и хранящий ее непорочной, не смешанной с человеческой, сохраняется и от сетей лукавого, который старается внушить человеческую любовь к любимым лицам и превратить в эрос, обманывая во сне любящие человеческую любовь лица, и в котором, любимое лицо, соединенное с любовью Господней, ненавидит любящее по-человечески лицо: тогда лукавый представляет его терзаемого сердцем от эротической любви. Отсюда необходимо большое внимание в любви друг ко другу и еще в любви вашей ко мне и ко всякому иному, да не впадете в сети лукавого. Из этого вы можете уяснить цель, ради которой я написал так строго Синклитикии. Я хотел привести ее в чувство, ибо почувствовал, что сердце ее охладело к Господу, что начала развиваться в сердце ее любовь человеческая, которая могла перейти в эрос, если бы я попустительствовал ей или бы сделал ей приятное. Лукавый начал прельщать ее во сне. Через письмо я хотел вывести ее из прелести, обратить ее внимание и снова привести к любви Господней. Уж вы Госпожа Геронтисса Ксения, письмо мое Синклитикии не давай, часть же письма моего о любви прочитай и остальным сестрам, если рассудишь. Скажи Синклитикиии, что я получил ее письмо, и что составление письма моего сего произошло из текста ее письма, и что душа моя охлаждается к ней, когда слышу, что она хочет мирского и когда чувствую, что сердце ее удаляется от Христа, и когда вижу гордость и превозношение и отсутствие смиренномудрия и ненависть, развиваемую к сестрам и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Таким образом она примечала бесовские приражения и не дозволяла себе склоняться к телесным желаниям. Как садовник, что отрезает с дерева побеги, мешающие обильному плодоношению, так и преподобная отсекала от ума начатки страсти посредством поста и молитвы. И если какая–либо страсть укоренялась и возрастала, блаженная вырывала ее с корнем безжалостными к себе злостраданиями и трудами, усмиряющими тело, и мучила себя не только голодом, но и жаждой. К огда преподобная Синклитикия подвергалась какой–либо брани, то прежде всего в молитве призывала на помощь Христа Господа, не полагаясь только на свои подвиги в борьбе с зверообразным диаволом, и по ее молению Господь сразу же ниспосылал Свою помощь, и враг убегал. Но часто враг боролся с ней продолжительное время и Господь попускал ему это, чтобы возрос ее духовный опыт в добродетели. Держа в уме, что длительность брани подаст ей б!ольшие духовные дары, она еще мужественней сражалась с врагом. Преподобная не только изнуряла себя постом, но и не позволяла себе подумать о приятных кушаньях, питаясь хлебом из отрубей и часто вообще не употребляя воды, а спала она на земле. Итак, когда брань возрастала, она использовала эти орудия, облачалась в молитву, как в кольчугу, и, как в шлем, в веру, соединенную с надеждой и любовью. Она старалась сотворить и милостыню — молитвою и произволением. Когда же враг был побежден этими средствами и брань прекращалась, преподобная давала себе отдых от чрезмерных подвигов. Она так поступала, чтобы члены ее тела не ослабли окончательно, что было бы поражением. Ведь когда разбиты доспехи воина, как он может надеяться победить в сражении?! Итак, неразумно поступают те, кто необдуманно налагает на себя чрезмерный пост, и по мере того, как они чувствуют облегчение в брани, у них растет гордость. Блаженная Синклитикия так не поступала, ведь она делала все с рассуждением: она боролась с врагом молитвой и подвижничеством, а когда брань проходила, она вновь заботилась о своем теле. Так, захваченные жестокой бурей, моряки даже не думают о еде, но прилагают все свое умение, чтобы спастись от гибели; но когда шторм проходит, они отдыхают, заботясь и о своих телах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Зонара обращает внимание на такое толкование и доказывает безосновательность его, сначала в комментарии на 3 правило II вселенского собора, а затем в комментарии и на это правило. " Кто так думает, говорит он, неправильно думает... Ибо выражение: " имеющий равные преимущества " ( οε εε) употреблено ради царской власти и синклита... Таким образом, сии св. отцы говорят, что, поелику этот город, как и древний Рим, получил честь быть городом царя и синклита, он должен быть почтен и в церковных преимуществах, как тот, и должен иметь предпочтение пред всеми другими церквами, но быть вторым по нем (ευ ε " ε ου). Ибо не возможно, чтобы он был удостоен равных прав во всех отношениях " ... И чтобы показать почему это так, отсылает читателя к своим толкованиям 3 правила II вселенского собора, в котором, приведя несколько замечаний общего характера и CXXXI новелллу Юстиниана об отношении между первопрестольными епископами, продолжает: " Итак отсюда ясно видно, что предлог ε означает умаление и уменьшение (ο ). Да иначе и невозможно было бы сохранить тождество чести между обоими престолами. Ибо необходимо, чтобы, при возношении имен предстоятелей их, один занимал первое, а другой второе место, и в кафедрах, когда они сойдутся вместе, и в подписях, когда то будет нужно. Итак, то объяснение предлога ε, по которому этот предлог указывает только на время, а не на умаление (υο), насильственно и выходит не из правой и доброй мысли (ο ο ευε, υ " ) " . И дальше - в комментарии на данное правило по тому же вопросу: " Ибо предлог ε понимать, согласно с говорящими, в смысле указания на последовательность времени устроения столицы царства в сих городах, не дозволяет 36 правило Трулльского собора, когда поставляет престол Константинополя вторым после престола древнего Рима и прибавляет: " после оного да числится престол великого града Александрии, потом престол антиохийский, а за сим престол града Иерусалима " . Ибо как по отношению к другим престолам предлог после (ε) означает понижение (υο); в таком же смысле он поставлен и по отношению к престолу Константинополя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010