– Получает баню возрождения Ермоген, во имя Отца и Сына и Святого Духа 8284 . Так был крещен пред всем народом судия, и все люди прославляли Христа Бога. Крестилось и множество народа и была во всем городе великая радость, так как верующие люди веселились о Господе Боге своем. Через несколько дней Ермоген был поставлен епископом города Александрии, – всё свое имение он раздал при этом нуждающимся. Вместе со всем своим духовным стадом он начал решительную борьбу с диаволом: в короткое время разорил бесовские капища, уничтожив идолов, а на месте их основал церкви и крестил бесчисленное множество эллинов, обращал их ко Христу. Призыванием имени Христова и осенением Его святого Креста, он исцелял всякие болезни и изгонял из людей нечистых духов; он учил всех людей благочестию и чистоте, смирению и любви, кротости и другим добродетелям, подавая пример стаду и своим собственным житием. Когда все это происходило, некий жестокосердный Еллин, по имени Рустик, один из членов царского синклита 8285 , отправившись к царю, рассказал ему обо всем случившемся в Александрии: о том, как епарх Ермоген, последуя учению Мины, стал христианином, и о том, как весь народ Александрийский последовал за Ермогеном и Миною, приняв ту же самую веру. Царь Максимин, услыхав об этом, сильно разгневался не только на Ермогена и Мину, но и на весь город Александрию; немедленно собравшись, он отправился в Александрию, взяв с собою 10 тысяч вооруженных воинов. Прибыв в город, он тотчас же схватил Мину и Ермогена, и как только было приготовлено место для суда, приказал собраться на площадь всем жителям города, а сам занял место судьи. Когда святые приведены были к нему на суд и притом, по приказанию его, обнаженными, мучитель, увидав их, громко воскликнул: – О, боги! Что это значит, что те, которым оказана была с нашей стороны особенная честь, добровольно презрели ее, а избрали себе жизнь презренную и недостойную и стали по виду своему как бы какие-нибудь скоморохи? Затем он начал говорить Ермогену: – Скажи мне, несчастный, для чего я поручал тебе власть над всей этой землей и морем, как не для того, чтобы и сам ты оставался верным нашим богам и нам, а Мину, совратившегося в заблуждение, возвратил бы к отечественной религии; ты же не только не вернул его от заблуждения, но и сам стал единомышленником его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поэтому Господь и говорит богоречивому Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи . Дальше апостол объясняет: И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор 12,9). «Немощами» он называет восстания против него врагов Креста Христова, которые в то время часто были направлены против него и против святых, чтобы они, как он сам говорит, не превозносились чрезвычайностью откровений (Ср.: 2 Кор 12,7) перед противниками и лучше всего пребывали бы в состоянии совершенства по смирению, с которым нужно относится к окружающим обидам, и тщательно хранили таким образом этот божественный дар совершенства. А мы теперь называем «немощами» просто лукавые помыслы и телесные недомогания. Ведь в те моменты, когда тела святых подвижников, сражавшихся с грехом, предавались смертоносным истязаниям и многим другим скорбям, подвижники были выше всех страстей, которые вторгаются в человеческую природу из–за греха. А так как теперь мир о Господе наполняет церкви, следует, чтобы наше тело постоянно страдало от частых болезней, и лукавыми помыслами испытывались тела подвижников благочестия. Только тогда они будут далеки от всякого тщеславия и самопревозношения и смогут понести в своих сердцах, как я уже говорил, благодаря премногому своему смирению, печать божественной красоты. Как сказал пророк, яви нам светлица Твоего, Господи (Пс 4,7). Следует с благодарностью терпеть Божие решение. Ведь тогда постоянные болезни и брань с бесовскими помыслами будут засчитаны нам не меньше мученичества. Дьявол, который в прошлом говорил устами беззаконных правителей, требуя от мучеников отречься от Христа: «вожделейте житейскую славу», то же самое навязывает Божьим рабам и сейчас, но уже собственными устами. Тогда он наставлял последователей своих клеветнических помыслов мучить тела праведников и крайне унижать честных учителей, а теперь он сам внушает различные страсти исповедникам благочестия с множеством унижений и издевательств. Поэтому нам следует твердо и терпеливо являть свидетельства нашей совести перед Богом. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне (Пс 39, 2). 3. Из жития святой Синклитикии

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Сказал авва Зосима: «Когда я был в Святом Граде Иерусалиме, подошел ко мне один христолюбивый муж и сказал: – Так как недавно мы разругались с братом и он не желает помириться со мной, очень прошу, поговори с ним. Я с радостью согласился и, позвав брата, сказал ему все для восстановления любви и мира. Мне казалось, что он со мной согласен. Но потом он сказал: – Я не могу помириться с ним, потому что поклялся перед Крестом. Я улыбнулся и сказал: – Твоя клятва имеет только один смысл: «Клянусь честным Твоим, Христе, Крестом, что не буду хранить Твои заповеди, но буду творить волю врага Твоего дьявола». Мы не только не должны стоять на том, что мы решили во зло, но каяться и скорбеть об этом, и осуждать свою поспешность, чтобы не повторить то же преступление. Если бы покаялся Ирод и не стоял бы на своей клятве ( Мф 14, 7–8 ), то не совершил бы великий грех и не обезглавил Предтечу Христова. Брат умилился от этих слов, принес покаяние перед братом и передо мной, и так по благодати Божией братьев снова связала любовь». Глава 49: О том, что не только нельзя оговаривать другого человека, но нужно пресекать любые сплетни, не перешептываясь и ни на кого не сетуя 1. Из жития святой Синклитикии Блаженная Синклитикия говорила, что злословие – грех чрезвычайно тяжкий и погибельный, но для некоторых он является пищей и отдыхом. Ты же, верующая, не становись копилкой чужого зла, а лучше позаботься о чистоте своей души. Ведь когда ты воспримешь мерзкую нечистоту слов, то осквернишь душу свою и без всякой причины возненавидишь тех, кто с тобой общается. Когда слух твой осквернится осуждением злословов, ты не сможешь здраво рассуждать и будешь считать всех людей скверными. Так глаз, когда долго смотрит на один и тот же цвет, потом все видимое представляет в этом цвете. Нужно хранить язык и слух, чтобы ничего подобного не говорить и не желать даже слышать. В Писании сказано: Не внимай пустому слуху ( Исх 23, 1 ). И еще: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню ( Пс 100, 5 ). И в другом месте: Да не возглаголют уста моя дел человеческих ( Пс 16, 4 ). А мы говорим даже не о делах, а о том, чего не было. Не нужно верить тому, что говорят против других, но и не осуждать говорящих, и да будем делать и говорить так, как нам заповедует пророк: Я как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих ( Пс 37,15 ). 2. Из Отечника

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сказал авва Зосима: «Когда я был в Святом Граде Иерусалиме, подошел ко мне один христолюбивый муж и сказал: — Так как недавно мы разругались с братом и он не желает помириться со мной, очень прошу, поговори с ним. Я с радостью согласился и, позвав брата, сказал ему все для восстановления любви и мира. Мне казалось, что он со мной согласен. Но потом он сказал: — Я не могу помириться с ним, потому что поклялся перед Крестом. Я улыбнулся и сказал: — Твоя клятва имеет только один смысл: «Клянусь честным Твоим, Христе, Крестом, что не буду хранить Твои заповеди, но буду творить волю врага Твоего дьявола». Мы не только не должны стоять на том, что мы решили во зло, но каяться и скорбеть об этом, и осуждать свою поспешность, чтобы не повторить то же преступление. Если бы покаялся Ирод и не стоял бы на своей клятве (Мф 14, 7–8), то не совершил бы великий грех и не обезглавил Предтечу Христова. Брат умилился от этих слов, принес покаяние перед братом и передо мной, и так по благодати Божией братьев снова связала любовь». Глава 49: О том, что не только нельзя оговаривать другого человека, но нужно пресекать любые сплетни, не перешептываясь и ни на кого не сетуя 1. Из жития святой Синклитикии Блаженная Синклитикия говорила, что злословие — грех чрезвычайно тяжкий и погибельный, но для некоторых он является пищей и отдыхом. Ты же, верующая, не становись копилкой чужого зла, а лучше позаботься о чистоте своей души. Ведь когда ты воспримешь мерзкую нечистоту слов, то осквернишь душу свою и без всякой причины возненавидишь тех, кто с тобой общается. Когда слух твой осквернится осуждением злословов, ты не сможешь здраво рассуждать и будешь считать всех людей скверными. Так глаз, когда долго смотрит на один и тот же цвет, потом все видимое представляет в этом цвете. Нужно хранить язык и слух, чтобы ничего подобного не говорить и не желать даже слышать. В Писании сказано: Не внимай пустому слуху (Исх 23, 1). И еще: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс 100, 5). И в другом месте: Да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс 16, 4). А мы говорим даже не о делах, а о том, чего не было. Не нужно верить тому, что говорят против других, но и не осуждать говорящих, и да будем делать и говорить так, как нам заповедует пророк: Я как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих (Пс 37,15). 2. Из Отечника

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Средства борьбы со страстью    Главные средства борьбы с сребролюбием — нестяжание, милостыня, укрепление веры в Промысел Божий и память смерти.    1) Одним из сильнейших средств борьбы со сребролюбием является добродетель нестяжания, овладение которой необходимо всем христианам, а монахи вообще дают обет нестяжания.     Переносящий произвольную нищету имеет скорбь по плоти, но спокоен душой: Спросили однажды блаженную Синклитикию: «Нестяжание есть ли совершенное благо?» Она отвечала: «Точно, оно совершенное благо для могущих перенести. Ибо переносящие нестяжание, хотя имеют скорбь по плоти, но спокойны душою. Как твердое белье, когда его мнут и сильнее полощут, вымывается и очищается, так и крепкая душа чрез произвольную нищету еще более укрепляется». (Древний патерик. 1914. С. 19. 3)».    2) Раздавай милостыню, сначала начиная с того, чего тебе не жалко отдавать, а потом научишься отдавать и большее. Господь чрезвычайно важное значение придавал милостыне: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:1-4).    3) Прп. Иоанн Лествичник говорит, что сребролюбие — дщерь неверия. Поэтому, чтобы бороться со страстью сребролюбия, нужно укреплять веру в Промысел Божий.     Садовник, оставивший дела милосердия и начавший копить деньги, был наказан неизлечимой болезнью; когда он осознал свою вину и принес покаяние, Ангел исцелил его: Старцы рассказывали о некоем садовнике, который, обрабатывая свой сад, все заработанное раздавал на милостыню, а себе оставлял только необходимое для пропитания. Впоследствии сатана вложил в его сердце помысел: накопи себе сколько-нибудь денег, чтоб было тебе на твои нужды, когда состаришься или заболеешь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Чтобы успешнее бороться нам со своей гордостью, мешающей прощать обиды и оскорбления, мы должны почаще взирать на пример Спасителя нашего, Который, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал ( 1Пет. 2:23 ), но возносил за Своих врагов и распинателей молитвы к Отцу Небесному. Так поступали и святые апостолы, и святой первомученик архидиакон Стефан. «Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека, — говорит преподобная мать Синклитикия, — не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному». Заканчивая беседу нашу, обратим к самим себе слова святого апостола Павла: Не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром. Будьте в мире со всеми людьми. Солнце да не зайдет во гневе вашем (ср. Рим. 12:21,18 ; Еф. 4:26 ). Прощайте — и прощены будете и соделаетесь наследниками Царствия Божия! Аминь. Гордость: что ее питает и куда она ведет Да, есть, дорогие братия и сестры, такой порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, но который, однако же, все мы в большей или меньшей степени имеем: это гордость и тщеславие. Но, чем менее примечаем мы его в себе, тем большая нужна с нашей стороны против него бдительность. По этой причине, пользуясь настоящим случаем для взаимного назидания, и побеседуем об этом пороке. Это особенно благовременно, потому что приближается пост, время покаяния и очищения нашего сердца, и еще потому, что мы предстоим пред ракою мощей смиренного Сергия. Предметы, которые наиболее возбуждают и поддерживают нашу гордость, — это богатство, красота и крепость телесная, слава и мудрость и, наконец, жизнь добродетельная. Поэтому один гордится своим богатством и положением, другой — своей физической силой и красотой, третий — своим умом, отличиями, заслугами или своими добродетелями, гражданскими или христианскими. Гордый услаждается мыслью, что всё это — его собственность, и тем более надмевается и превозносится, чем тверже в нем такое убеждение. Но убеждение это, без сомнения, ложное и неправильное. Ни богатство, ни слава, ни крепость, ни красота, ни почести, если не будет в человеке истинно благочестивой настроенности, не дадут ему ничего, кроме одного суетного обольщения и надменности в душе, ибо не приносят они душевного мира и счастья, но, напротив, умножают душевные скорби и лишают душу будущей вечной жизни. Всё это, всё скоро разрушается от обстоятельств, времени или болезней, потому что всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Пет. 1:24 ).

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

– Я не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил». 219 . Один (из отцов) рассказывал, говоря: «Когда клирики приносят святые дары (в Скиту), орел слетает на просфору, и никто, кроме клириков, не видит его. В некий день один брат попросил диакона об одной вещи, и сказал тот: „Мне недосуг“. Когда же они пошли на приношение даров, не слетел орел по обычаю. И сказал пресвитер диакону: „Что это такое? Не слетел орел по обычаю. Или дело во мне, или в тебе. Отступи же, чтобы я увидел, что он не сошел из-за тебя. Если нет, то из-за меня». (И когда отступил диакон, тотчас сошел орел). Сказал пресвитер диакону: „Скажи мне, что ты сделал? «. Он же сказал: „Я не сознаю, что я согрешил, кроме брата: он пришел ко мне и попросил об одной вещи, и я сказал ему: „Мне недосуг“. Сказал пресвитер ему: „Итак, он не сошел из-за тебя, потому что брат огорчен из-за тебя». Диакон же пошел и покаялся брату». 220 . Пришел однажды апа Захария, ученик апы Силуана, к нему и нашел его в экстазе, причем его руки простерты были к небу. И он затворил дверь, и ушел. Он приходил еще во время шестого и девятого часа и находил его снова в том же положении. Когда наступило время десятого часа, он постучал к нему и вошел, и нашел его отдыхающим. И сказал он ему: «Что с тобой сегодня, мой отец?». Он же сказал: «Мой сын, сегодня я болен». Он же обхватил его ноги, говоря: «Я не оставлю тебя, если ты не расскажешь мне, что видел». Сказал старец ему: «Я был восхищен на небо и видел славу Божью, и я стоял там до сих пор и отпущен теперь». 221 . Говорила святая Синклитика: «Будем мудры, как змеи, и чисты, как голуби, будем проницательны к ловушкам и колебаниям помыслов, ибо Он сказал: „Будьте (мудры), как змеи» 92 , чтобы мы не забыли о нападениях и хитрости диавола, ибо подобное подобным быстро узнается. Чистый же, как голуби, являет чистоту деяния». 222 . Один каялся однажды и перестал. Случилось же тотчас так, что он упал на камень и поранил ногу, она источила кровь, и он ослабел и отдал свою душу. Пришли же демоны, препятствуя его душе подняться на небо. Сказал им ангел: «Посмотрите на камень, и вы увидите его кровь, которую он пролил ради Господа.». И когда это было сказано, освободилась душа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Я уж не называю вас рабами, а друзьями...— не вполне точная цитата из Иоанн 15, 15. 573 ...не сменили одежды... — т.е. не приняли монашескую схиму. 574 Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою.— Матф. 20, 26. 575 ...яд древнего змия...— подразумевается змий, соблазнивший Еву отведать плодов с древа познания добра и зла. 576 ...за зло мы привыкли воздавать добром, а не злом.— ср. Рим. 12, 17. 577 Кто Бог так великий, как Бог наш! —Пс. 76, 14. 578 Он открывает глубокое и сокровенное.— Дан. 2, 22. 579 Уловляет мудрых в лукавстве их.— I Коринф. 3, 19. 580 Стола — верхняя одежда, доходящая до пола. 581 Вот на Небесах свидетель мой...— Иов. 16, 19. 582 Антонин Пий (138—161) действительно известен своей лояльностью к христианам. Под Севером, очевидно имеется в виду Александр Север (222—235), поскольку Септимий Север (193—211) отличался враждебной политикой по отношению к христианам; автор, приурочив начало своего повествования ко временам Коммода, не смущается тем, что героиня, по-видимому еще не старая, продолжает действовать при Валериане (253—259) и Галиене (260—268). 583 Императоры — упоминание об императорах далеко не всегда свидетельствует о наличии двух императоров или даже императора и регента. 584 Исион — храм Исиды в Александрии. 585 Анфипат — здесь проконсул, или правитель провинции, т. е. должность римской администрации. 586 Викарий — гражданский правитель диоцезов, областей, на которые разделялись префектуры поздней Римской империи. 587 Синклитик — член синклита (сената), т. е. высший чиновник. 588 Корнилий — римский епископ (251—253); умер в изгнании. 589 Валериан и Галиен, императоры — см. примеч. к стр. 472. 590 Ибо страшно, право, страшно впасть в руки истинного царя и Бога живого.— Не вполне точная цитата из Евр. 10, 31. 591 ...как воск... они тают и гибнут от лица огня.— Ср. Пс. 67, 3: “Как тает воск от огня, так нечестивые погибнут от лица Божия”. 592 Тибр — река в Риме. 593 ...родили беззаконие...— фраза подсказана Пс. 7, 15: “Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь”. 594

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

На путь спасения и на покаяние да наставит тебя Господь и поможет тебе исправиться. Молись, и проси у Господа помощи, и сама понуждайся на все доброе. Больше смиряйся и не осуждай других, но себя хуже всех считай. Надо молитву Иисусову творить, когда находят помыслы нехорошие. Мир тебе и Божие благословение.             462. Если пост провела нерадиво, то надо покаяться и исправляться Христос Воскресе! Послушница Синклитикия! За поздравление с праздником спаси Господи. Пишешь, что пост нерадиво провела, – надо покаяние приносить Господу, да старайся теперь жить исправнее и больше смиряйся. Родителя твоего Владимира и послушниц Анастасию, Евфимию и Татиану да благословит Господь. Мир тебе и Божие благословение.             463. Понуждайся исправляться и жить по–монашески М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Послушница Синклитикия Колюжная! За поздравление с праздником спаси Господи. 1 рубль получил от тебя, и родителей твоих, Владимира и Дарию, поминаем о упокоении. Господь да подаст им Царство Небесное. В грехах да простит тебя Господь и поможет тебе исправляться в жизни. Проси у Господа помощи и понуждайся исправляться и жить по–монашески. Пятисотницу надо справлять. Мир тебе и Божие благословение.             464. Хорошо, что Господь привел отца умереть на Афоне М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Послушница Синклитикия Колюжная! Письмо твое получил. В прегрешениях Господь да простит. Старайся исправляться и просить у Господа помощи. Больше смиряйся и себя укоряй. Родителю твоему Царство Небесное да подаст Господь. Молись за упокой души его, видно, он умер. Это хорошо, что привел Господь на Афоне умереть. Мир тебе и Божие благословение. 465. Когда бранят, смиряйся и проси прощения, а не оправдывайся М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Послушница Синклитикия Колюжная! Письмо твое получил и исповедь видел. Господь да простит согрешения твоя и поможет тебе исправляться и жить по заповедям Божиим. Надо и отцу духовному каяться на исповеди и просить помощи Божией ко исправлению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Диавол любит эти минуты. Они – его рук дело. В лучшем случае, когда видит, что человек – мужественный борец и имеет стойкое сердце, он только советует ему развлечься, внушая, что тот не иначе может избавиться от своей тоски и уныния, как отправясь к другу, к близкому человеку, в гости, в театр, наконец. (Мирских он часто, даже при легкой скуке, посылает в театр, кино, клуб и т. п.) В худшем же случае, когда добьется того, что под гнетом уныния душа человека склоняется к полному отчаянию и безнадежию, толкает на самоубийство. Но как бы то ни было, слушать его, конечно, нельзя. Мы будем говорить о первом, чаще встречающемся случае. Преп. Синклитикия, мысль которой я развиваю, учит, что в это время надо не уступать врагу, а насильно ломать себя и подвизаться против него молитвой и псалмопением 75 . По – видимому, странное средство – из многих вещей выбирать именно ту, которая опротивела, но это средство единственное! Иначе враг не отойдет. Разве только тогда, когда мы одну страсть променяем на другую. Перепродадим себя другому бесу – например блудному. Тогда уныние отойдет, и, хотя бы мы были в одиночестве, нам не будет скучно. Человек найдет для себя дело... Лучше ли ему будет от этого – пусть каждый решит сам. О некоторых бесовских искушениях. О болезнях «Много коварных сетей у диавола, – говорила мать Синклитикия. – Не успел поколебать душу бедностью – он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями – вооружается на нее похвалами и славою. Не возмог обольстить душу удовольствиями – он покушается сокрушить ее невольными трудами. Если человек побеждает диавола крепостью телесною, диавол посылает на него болезни» 76 . Любой из нас может попасться в одну из этих сетей или даже во все сразу. Кто внимательно следит за своими помыслами и желаниями, а равно старается исследовать, «откуда ветер дует», то есть при находящем искушении допытывается, что явилось причиной последнего и кто виноват в том, он ли сам или соблазн со стороны пришел, – тот, при наличии определенного опыта, вскоре начнет познавать, что за многими внешними вещами невидимо для глаз, но видимо для сердца скрывается мохнатая лапа врага рода человеческого. Даже за один день трезвения, или, грубо выражаясь, внимательной «слежки», человек отметит у себя последовательность самых невероятных помыслов, к которым он как будто и не причастен. Все равно что со стороны на них смотрит. То ему обидно, что у него во всем нехватка, и отсюда поднимается ропот; если же посчастливилось получить деньги, созываются гости, покупаются вещи, шьются ненужные обновы. Вот пришли домашние от обедни (может быть, даже от св. причастия), не поспел самовар, и нас за это бранят, и нам обидно, хотя мы ясно видим, что брань не к месту; но вот, наоборот, все у нас готово, «ни сучка ни задоринки», нас хвалят, и мы не можем сдержать улыбки. И не видим, как бес записывает про нее в свою «записную книжечку», чтобы после нашей смерти предъявить нам «счет» (обвинение в тщеславии) на мытарствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010