Ориген Гомилия на книгу Бытия, 1—4. Цель аскезы заключается, следовательно, в освобождении от давящего духовного бремени, растворении в крещаль–ной, слезной воде коросты сердца, чтобы оно стало бесконечно чувствительным, бесконечно уязвимым органом восприятия красоты мира, страданий людей, Бога–Любви, побеждающего древом креста. Духовная грязь есть бремя, которым зло гнетет ум. Евагрий Понтийский Сотницы 4, 36. Аскеза — не абстрактное повиновение некоему категорическому императиву. Она высвобождает глубинный динамизм человеческой природы, ее устремленность к Богу. Благодаря ей человек переходит из «противоприродного» в «согласное природе» состояние, то есть состояние, согласное человеческой (и космической) материи, «нераздельно» и «неслиянно» соединенной во Христе с Божеством. Об этом свидетельствует отец западною монашества св. Бенедикт и амма, мать–пустынница, св. Синклитикия, учение которой, отмеченное чисто женской созидательностью, всегда близко к конкретности. Если справедливость требует преодоления некоторых препятствий для исправления пороков и сохранения любви, не следует, испугавшись, сразу же покидать путь спасения, куда входят лишь через тесные врата. Ведь но мере продвижения в святой жизни и в вере сердце расширяется, и в невыразимой любовной сладости вступает человек на путь заповедей Божиих. Бенедикт Нурсийский Устав, пролог, 47—49. Амма Синклитикия говорила: Кающихся ждут великие тяготы и жестокая борьба, но вслед за ними — несказанная радость. Кто хочет развести огонь, поначалу терпит беспокойство от разъедающего дыма, но в конце концой получает то, что желал. Ибо написано: Бог наш есть огонь пожирающий. Мы должны зажигать в себе Божественный огонь в тяготах и слезах. Апофтегмы, амма Синклитикия, 2. Все совершается во Христе: Он направляет и поддерживает наши усилия. Аскеза — это ответная любовь, деятельная самоотдача, позволяющая Христу очистить нас, как «золото в огне». Ибо Он — ювелир, огонь же — пламя Духа Святого. Во Христе я причастен всему: телу и Духу, кресту и Воскресению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Чины первых двенадцати степеней входили в состав сената или синклита, так что сенаторы от других чиновников отличались внешним образом, титулами, а не занимаемыми должностями. Но что такое был сенат – не совсем ясно из книги г-на Скабаллановича. Он сам же говорит на с. 138, что Лев Мудрый совершенно уничтожил значение сената, а в другом месте (С. 363) называет синклит «высшим правительственным учреждением при императоре, на собраниях которого находили себе выражение административные и судебные функции». Но он ничего не говорит об этих функциях, не указывает нигде на компетенцию сената, и едва ли синклит, не имевший такой компетенции, заслуживает названия учреждения. Автор говорит в разных местах своей книги о совместных действиях сенаторов и сановников; но разве были сановники вне сенаторов? Из одного места, указанного в разбираемой книге (С. 233), где сенат противополагается народу, довольно ясно следует то заключение, которого не вывел автор, что синклит не более как собирательное имя для обозначения всей совокупности сановников, что сенатор и титулованный чиновник – синонимы. Ругу, которая выдавалась сенаторам, автор называет пенсией (С. 161) и, кажется, считает ее присвоенной исключительно чиновникам, но ругой называется вообще жалованье, например, содержание, которое ежемесячно выдавалось солдатам. 3158 Покончив с табелью о рангах, за составление которой автор несомненно заслуживает благодарности, переходим к той части третьей главы, которая посвящена должностям. Говоря о попытках превратить государственные должности в наследственную собственность, автор рассказывает (С. 164), что места постоянно выхлопатывались для родственников; но ведь в этом нет и тени наследственного права, а заметно только кумовство, которое существует до сих пор. В очерке придворных должностей и секретов, или приказов, сделанном довольно полно и вообще хорошо, коечто кажется нам недостаточно выясненным. Протовестиарий, по мнению автора, заведовал императорским гардеробом и исполнял обязанность обер-церемониймейстера; но не был ли он вместе с тем начальником секрета вестиария, о котором не упомянул автор? Что секрет вестиария это не то же, что приказ сакеллария, видно из новеллы Алексея Комнина от 1082 г.; 3159 а βεστιριον было не только местом, «в котором хранились утварь, одежды и ценные ткани» (С.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Преп. Синклитикия употребляла хлеб из отрубей в тех случаях, когда ее мучил дух блуда и чревоугодия (эти страсти находятся между собою в связи, последняя подготовляет почву первой). Ей, следовательно, нужно было для их подавления добиться двух вещей: лишить вкушаемую пищу приятности, сделать ее невкусной и в то же время легко перевариваемой, чтобы она, быстро проходя по кишкам, не задерживалась в них и тем самым не усиливала деятельности половых желез. Как известно, при переваривании жирной, сытной пищи появляется возбуждение, происходит прилив крови не только к брюшным местам, но и к лицу, щекам (особенно «раскраснеются» люди, когда при этом еще и выпьют), и, следовательно, выражаясь по – святоотечески, воспаляется в связи с этим и подчревность. Наука в настоящее время доказала, что Синклитикия, желая добиться, чтобы этого не было, своим переходом на отрубяной хлеб поступала как нельзя более правильно. Дело в том, что нынешний обычный, культурный, способ изготовления муки отнимает у зерна как раз те необходимые питательные свойства, которые Бог премудро вложил в хлебные плоды для поддержания здоровья человека, и оставляет те, которые наиболее удовлетворяют лишь вкусовым ощущениям и нежат, а вместе с тем и портят, желудки. Для приготовления хлеба употребляют различные сорта муки, обыкновенно пшеничную или ржаную. Хлебные зерна сперва подвергаются размолу, то есть растираются жерновами в порошок, и затем мука просеивается. Посредством такой процедуры от чистой муки отделяются отруби. Что это значит в переводе на язык химии и физиологии? Современные исследования показали (по Леренкраузу: Die Prof. Dr. G. Jagerschen Lebens und Genussmittel), что в зернах наших хлебных злаков питательные вещества распределяются неравномерно. Так, пшеничное зерно состоит из мучнистой центральной части и пяти покрывающих ее оболочек. Из этих пяти оболочек три составляют наружный слой и две – внутренний, прилегающий к мучному ядру. Верхнюю оболочку наружного слоя составляют, главным образом, волокна древесины. Под нею лежат важнейшие питательные вещества: белки, служащие для образования тканей и соков (крови), и фосфаты, необходимые питательные соли, питающие мозг и нервы и придающие костному составу нашего тела требуемую плотность. Белая сердцевина мучного ядра содержит преимущественно крахмал (в ней также содержится немного клейковины, приблизительно в пять раз меньше крахмала), следовательно, такое питательное вещество, которое является для нашего организма, так сказать, только горючим материалом, топливом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

— Мне отсеките голову, меня казните! Дунаан не мог прийти в себя от изумления при виде этого бесстрашия, спрашивая, каки-ми чарами мог околдовать людей этот Галилеянин, что они смеются над смертью и сами лезут ей в пасть. До царя дошел слух о молодой христианке знатного происхождения. Ее звали Синклитикия. Рано лишившись мужа, она посвятила себя благочестию и воспитанию дочерей. Призвав ее к себе, царь, отдав должное ее красоте, разуму и добродетели, стал уговаривать ее отречься от Христа. Она отказалась подчиниться его воле. Тогда царь велел снять покрывало с ее головы, что в той стране считалось позором, и вместе с дочерьми водить по городу. Все знали благородную вдову. Женщины рыдали, смотря на ее позор и унижение, а она просила их успокоиться, говоря о том, с каким счастьем принимает она муку за Христа. Когда Синклитикия снова предстала перед Дунааном, и он начал угрожать ей, ее младшая дочь, которой едва исполнилось двенадцать лет, подойдя к царю, плюнула ему в лицо. Царские слуги, обнажив мечи, на месте казнили ее и старшую сестру. Дунаану пришла в голову дикая мысль. Он велел собрать кровь казненных девушек и насильно влить ее в уста матери. — Господи, — воскликнула Синклитикия, когда ее языка коснулась кровь дочери, — славлю Тебя, что Ты сподобил меня вкусить кровь дочерей моих, за Тебя пролитую. Прими от меня эту жертву. Я была матерью этих отроковиц, которые в мученических венцах вошли в чертог Твой. Вслед за тем и она была казнена. Потом царь принялся за старейшин, и за первого из них — Арефу. Долго пламенными речами обличал Арефа царя и был казнен над большой могилой, где были сложены тела ранее отошедших мучеников. С ним были казнены еще триста сорок человек, и многие из христиан обмакивали свои пальцы в кровь обезглавленного тела мученика Арефы и помазывали ею себе чело. На месте казни находилась одна христианка. Она держала за руку своего маленького сына, которому было не более пяти лет. Среди других она обмакивала свои пальцы в мученическую кровь и помазывала этой кровью себя и своего сына. Вид обезглавленных мучеников возбудил в душе ее святое негодование, и она громко воскликнула:

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

Во дворце среди других патрициев, считавших своим долгом находиться при особе императора, были также племянники императора Анастасия, Ипатий и Помпей. Вечером в пятый день восстания Юстиниан потребовал, чтобы они удалились, и настоял на этом, несмотря на их протест. В их упорстве Юстиниан увидел подтверждение своего подозрения против них. Была уже ночь, когда они вернулись в свои дома. 212 На следующий день, в воскресенье, 18 января, Юстиниан сделал рискованную попытку воздействовать на настроение взбунтовавшегося населения. Окруженный чинами синклита и военной охраной, он сделал выход на ипподром, взошел на кафизму и, держа открытое Евангелие в руках, клялся, что не будет никого карать за все происшедшие ужасы, так как виноват он один, не вняв просьбам народа о помиловании на ристаниях 13 января. Ответные крики некоторых венетов: «Юстиниан август, твоя победа» (tuvicas), были заглушены другими: «Ты лжешь! Осел! Ты даешь ложную клятву!» Между прасинами и венетами началась свалка, пошли в дело камни. Вернувшись во дворец через крытый ход, Юстиниан считал все потерянным. Он отпустил окружавших его придворных сановников, советуя им разойтись и охранять свои дома. 213 Когда бунтарям стало известно, что Ипатий находится в своем доме, к нему нагрянула толпа и овладела им. Тщетно жена Ипатия умоляла оставить ей мужа и не вести его на смерть. Толпа увела его на Форум Константина. Там облекли его в пурпурное императорское одеяние, захваченное из дворца Плацидии, вознесли на колонну Константина и приветствовали радостными кликами как императора. С Ипатием был его брат Помпей, бывший префект юрода Юлиан и несколько членов синклита. После первых приветствий пошел спор о том, что делать дальше, и было решено идти на ипподром. Ипатий сам поддерживал это решение. Его провели на кафизму, посадили на трон, и толпа, наполнившая ипподром, возглашала славу новому императору и поношение Юстиниану и Феодоре. Ипатий среди кликов в свою честь думал о другом. Он послал во дворец доверенного человека, кандидата Ефремия, сказать императору, что он привел его врагов на ипподром, где он может с ними справиться. Ефремий встретил во дворце асикрита Фому, и тот сказал ему, что Юстиниан бежал. Судьба, казалось, отдавала трон тому, кого хотел одно время видеть своим преемником Анастасий. 250 прасинов явились с Форума Константина в полном боевом вооружении и собирались возглавить ход во дворец, чтобы водворить там Ипатия. Дело Юстиниана казалось погибшим. На схолариев и экскувитов нельзя было уже полагаться. Не примыкая к восставшим, они выжидали исхода событий. В тесном кругу ближайших людей Юстиниан обсуждал план бегства морем. Но Феодора заявила, что она не покинет дворца, так как для императора его порфира есть и саван. Твердость Феодоры придала бодрости Юстиниану. Он прошел с чинами синклита через крытый ход (кохлею) в прилегавшее к кафизме помещение, называвшееся латинским словом пульпита. Отсюда было слышно и видно все, что делалось на ипподроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Патриарх шел к св. престолу, а император отправлялся по правой стороне солеи в мутаторий с чинами кувуклия. Сняв хламиду, император оставался в мутатории до времени целования любви. Когда наступало время для целования, Патриарх посылал к императору референдария сообщить об этом ему через церемониария и препозита. Снова император надевал хламиду и шествовал, в сопровождении чинов кувуклия и чинов синклита, к солее и останавливался у алтарной преграды на том месте, где был переносный столик, так называемый антиминс, с которого потом Патриарх причащал Св. Таин императора. Когда император подходил к алтарной преграде, Патриарх выходил из алтаря и совершал целование любви с императором; за Патриархом подходили к императору для целования высшие духовные чины. Затем император отходил от алтарной преграды и совершал целование с чинами своего синклита. Они подводились рефендиарием, кланялись императору в землю (кроме праздника Пасхи, когда преклонение совершалось до колен), затем император опять удалялся в мутаторий, где оставался до Св. Причащения. Ко времени причащения, в том же одеянии и в том же сопровождении, император шел опять на солею, где останавливался Перед алтарем у столика, на котором Патриарх ставил вынесенные из алтаря Тело Христово на дискосе и Кровь Христову в чаше. Император приобщался под обоими видами раздельно по чину священническому. После причащения император удалялся в мутаторий, снимал хламиду и переходил в прилегавшую к мутаторию палату, где он вкушал завтрак вместе с 12 или 14 сановниками. Это было остатком древнехристианской трапезы любви, сохранившимся только для императора; по окончании завтрака все вкушавшие вставали; препозит возглашал «повелите», пелось многолетие и все удалялись. Император после ухода их облачался в хламиду, приглашал Патриарха, который кланялся императору, целовал его и беседовал. Оба они, сопровождаемые чинами кувуклия, отправлялись в помещение Св. Кладезя. На пороге двери в Св. Кладезь император раздавал кошельки с деньгами низшим церковнослужителям и бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Когда это было исполнено, и епископ оказался там, где сильнее всего бушевало пламя, ко всеобщему изумлению, оно остановилось, словно показывая, что не пойдет дальше. Огонь пожара, замерев в одном месте, затем вдруг сам собой погас повсюду, не тронув больше ни одного здания. Представляешь, Петр, насколько благочестив был этот человек, что, будучи беспомощным и даже не в силах стоять на ногах, своей молитвой смог погасить огненную стихию. Петр: Представляю и весьма изумляюсь! 4. Из жития святой Синклитикии Когда ненавистник добра дьявол увидел, что блаженная Синклитикия молча обходит все расставленные им западни (и не только названную, но и многие другие) и своими делами и поучениями открыто провозглашает победу над ним, решил дать ей последний бой. Нечистый поразил тяжелой болезнью ее внутренние органы, прежде всего легкие, так необходимые для жизни, и начал жестоко мучить блаженную неыыносимой и неутихающей болью, чтобы поскорее лишить ее жизни. Дьявол, получив над ней власть, мог бы довольно быстро умертвить ее. Но этот кровожадный изувер по временам ослаблял удары, чтобы раны по прошествии времени не болели так жестоко. Затяжными болезнями и тяжкими муками враг рода человеческого стремился склонить святую к отречению. Ее легкие медленно разрушались, и бедняге приходилось выплевывать их кусками. Порой больную терзал неукротимый жар, и ее многострадальное тело горело и сохло, как на сковородке. Так иногда палачи, когда хотят подольше помучить свои жертвы, не разжигают огонь слишком сильно и пытают их медленно, постепенно лишая последних сил. Так и дьявол, распалив огонь внутри блаженной Синклитикии, медленно сжигал и истреблял ее тело, не прекращая мучений ни днем, ни ночью. Мужественная подвижница три с половиной года билась с врагом, с благодарностью переносила тяжелейшие муки и стойко отражала удры. Она не допускала себе даже мысли о том, чтобы сдаться врагу. Тем яростнее нападал на нее дьявол. А наносимые им многочисленные раны блаженная врачевала своими поучениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Таким образом, когда гневаемся на ближнего, мы повинны в тяжком грехе. Ведь он такой же член тела Христова, как и мы ( 1Кор. 12:27 ). Но, поучает дальше преп. Синклитикия, «гнев еще меньшее зло; самое тяжелое зло – злостное памятование о зле». Зло, так сказать, в квадрате. «Гнев, на короткое время встревожив душу, проходит, а злопомнение делает ее лютее зверя» 66 . Злопамятность, прямое порождение гнева, есть червоточина души. Скрытая на самом дне ее, она часто делает человека, по виду кроткого, со скромно опущенными глазами, на самом деле, то есть внутри, – лютее зверя. И точит памятозлобие эту свою лютость на других иногда годами. Кто может проникнуть взором в эти глубины сатанинские? Кто поймет, каким образом в одно и то же время в душе человека уживаются противоположные чувства: горечь и наслаждение – горечь от нанесенной обиды, услаждение от представляемой за нее мести, хотя бы только в виде тайного презрения? Беды от злопомнения неисчислимы. Молитва пропадает и уже недейственна, ибо злопамятный не может даже Оше наш до конца прочитать не в осуждение себе. В сердце таятся всякие преступные возможности, сам человек не может заранее поручиться, в какую форму выльется его отмщение. И что всего удивительнее, при этом человек иногда увещевает других прощать и забывать обиды. И опять новое бесовское кознодейство, едва ли понятнее прежних: любовь духовную, ради Христа, злопамятный не в силах оказать оскорбившему его, а плотскую, блудную, с удобством может с ним поддерживать. Но нужно всеми силами бороться с этой страстью. Насильно смирять себя перед ненавидимым нами. Пусть это смирение будет только сперва на словах, следовательно, лицемерием, но чрез это появится у нас надежда достигнуть истинной любви: долговременное лицемерие более или менее чувствительную совесть приводит в стыд и жжет ее как огнем. А отсюда уже недалеко и до примирения и совершенного освобождения себя от памятозлобия. Впрочем, «не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от этой гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение, душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься» 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Так, авва Антоний Великий говорит, что всякий подвиг, совершенный без рассуждения — ведет в погибель и удаляет от Бога. Рассуждение, означает дар различения того, что полезно и что вредно, оно очень важно в отношении к другим людям (ср.Авва Миос, 2), оно заключается в способности различения истины и лжи (Авва Никон 1). Тот, кто обладает этим даром от Бога, все что делает и говорит, делает и говорит с одной целью — духовной пользы и спасения ближнего. Рассуждение, суть которого — мудрость и разум, Авва Пимен сравнивает с секирой в опытных руках, легко секущих дерево (Авва Пимен, 52). Человек имеющий дар рассуждения всегда знает, когда говорить, а когда молчать, он подражает Богу и в речах и в молчании ( ср.Авва Пимен 147), в трезвости и мудрости, в нахождении меры во всем. Аскеза без рассуждения, не знающая меры, становится тиранической бесовской аскезой, которую следует отличать от божественной «царской» аскезы, основанной на умеренности и рассуждении (Мать Синклитикия, 13). Другими словами, рассуждение должно быть свойством всякой добродетели, оно должно «управлять душой» (Мать Синклитикия, 17) и всеми поступками человеческими, стать внутренним мерилом всей жизни. 8. В изречениях Отцов о духовной жизни особое значение придается — безмолвию . Сами эти изречения — плод долгих подвигов и молитвенного молчания, во многих из них сконцентрирован опыт десятилетий духовной жизни, а иногда и вся богатая трудами и ревностью по Богу, жизнь. Потому они так сжаты и кратки, потому содержат в себе великие истины, выраженные несколькими словами. Для пустынников слово — святыня. Оно не может быть пустым звуком, бесплодной и бессодержательной болтовней. Слово для них всегда — зрелый плод духовного опыта, который не может не оплодотворить ту душу, в глубину которой упадет, и не какой–то видимой красотой, внешним эффектом, но внутренним благодатным содержанием и исходящим от него духовным благоуханием. Отцы–пустынники дают великий урок нашему болтливому времени, в котором, более всего, обесценилась именно эта святыня слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Также неразрывно связано с безмолвием и смирение. Как нельзя без гвоздей построить корабль, так без молчания, безмолвия и смирения " невозможно спастись " [с. 66]. Определяется смирение тайным совершением добра без возношения в своем сердце [с. 54, 60]. " Если стяжешь какие добродетели, учит святая Синклитикия, - не возносись сердцем своим и не говори: такие и такие я совершила добродетели. Но хотя бы ты сотворила их и все, говори: как раба я исполнила то, что повелено " [с. 66]. Если случилось падение - должно просить прощения со смирением; предстоит время поношения - надо искупать его опять-таки смирением [с. 66, 90]. " Если будешь всегда так помышлять в сердце своем, - делает вывод святая Синклитикия, - то Господь пошлет тебе помощь от святого жилища Своего, и избавит от сетей вражиих " [с. 66]. В ином случае: Те, кои делают напротив, терпят великий ущерб. Ибо у тех отнимается и то, что они думают иметь (Лк. 8, 18) [с. 54] [ 3 ]. Проявляется безмолвие в терпении, в спокойном перенесении любых обид, оскорблений [с. 68]. Блаженная Матрона рассуждает: " Терпение монахини обнаруживается в безмолвии и молчании. Ибо претерпевый до конца, той спасется, сказал Господь " (Мф. 24, 13) [с. 46-47]. На вопрос блаженной Феодоры: почему демоны сильно борят нас? Святая Син-клитикия отвечала: " Потому, что мы отвергаем мать всех добродетелей то есть безмолвие с молчанием и терпением " [с. 66]. Пример дивного терпения, которое славили Ангелы и перед которым трепетали демоны, явила святая матерь Сарра. Келия святой находилась на берегу реки. Шестьдесят лет она провела здесь в безмолвии и за все время ни разу не наклонилась к реке, чтобы на нее посмотреть [с. 47]. Безмолвие и молчание " рождают " целомудрие [с. 45]. Благоговейной подвижнице дается совет: " Та, которая хочет сохранить тело свое в целомудрии и ум свой представить Богу чистым, должна проводить дни свои в блаженном безмолвии, сидя в келии своей " [с. 76, 77]. Целомудрие состоит не просто в победе грубого и вещественного любодеяния, но в очищении и самих чувств [с. 40]. " Принявшим звание " подобает иметь " крайнее целомудрие " [с. 41]. Им не следует выходить на места публичные. Если считается стыдом смотреть на обнаженных близких родных, то тем более на людей незнакомых в непристойной одежде, к тому же говорящих дерзкие слова. " Но и сидя дома, не должно дремать " [с. 40]. Молодым монахиням дерзновенно сидеть с мужчинами, говорить с ними, принимать пищу. Старицы им завещают: " Всячески блюстись от мужеских лиц, хотя бы то были братья " [с. 43]; не иметь сношений с мирянами, не шутить с отроком [с. 58]. " Монахиня, дружащаяся с мирянами или монахами, лишается дружества с Богом, и находится на стороне демонов. Потому и называется она монахинею, что имеет любовь и стремление к единому только Богу " [с. 48]. Если же в мыслях появится красивое лицо, то рекомендуется вспомнить, что оно станет трупом и уйдет в землю. " Но более всего должно укрощать чрево " [с. 43].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010