Так, авва Антоний Великий говорит, что всякий подвиг, совершенный без рассуждения – ведет в погибель и удаляет от Бога. Рассуждение, означает дар различения того, что полезно и что вредно, оно очень важно в отношении к другим людям (ср.Авва Миос, 2), оно заключается в способности различения истины и лжи (Авва Никон 1). Тот, кто обладает этим даром от Бога, все что делает и говорит, делает и говорит с одной целью – духовной пользы и спасения ближнего. Рассуждение, суть которого – мудрость и разум, Авва Пимен сравнивает с секирой в опытных руках, легко секущих дерево (Авва Пимен, 52). Человек имеющий дар рассуждения всегда знает, когда говорить, а когда молчать, он подражает Богу и в речах и в молчании (ср.Авва Пимен 147), в трезвости и мудрости, в нахождении меры во всем. Аскеза без рассуждения, не знающая меры, становится тиранической бесовской аскезой, которую следует отличать от божественной «царской» аскезы, основанной на умеренности и рассуждении (Мать Синклитикия, 13). Другими словами, рассуждение должно быть свойством всякой добродетели, оно должно «управлять душой» (Мать Синклитикия, 17) и всеми поступками человеческими, стать внутренним мерилом всей жизни. 8 . В изречениях Отцов о духовной жизни особое значение придается – безмолвию . Сами эти изречения – плод долгих подвигов и молитвенного молчания, во многих из них сконцентрирован опыт десятилетий духовной жизни, а иногда и вся богатая трудами и ревностью по Богу, жизнь. Потому они так сжаты и кратки, потому содержат в себе великие истины, выраженные несколькими словами. Для пустынников слово – святыня. Оно не может быть пустым звуком, бесплодной и бессодержательной болтовней. Слово для них всегда – зрелый плод духовного опыта, который не может не оплодотворить ту душу, в глубину которой упадет, и не какой-то видимой красотой, внешним эффектом, но внутренним благодатным содержанием и исходящим от него духовным благоуханием. Отцы-пустынники дают великий урок нашему болтливому времени, в котором, более всего, обесценилась именно эта святыня слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

– Как не может быть, чтобы крайне порочные люди не имели хотя бы искорки добра, так невозможно, чтобы весьма добродетельные не имели какого-нибудь греха. И так всегда: в крайне порочных обретается некая часть добра, а в добродетельных – часть греха. Очень часто можно встретить примеры, когда исполненный всяких постыдных страстей милостив, а постник, целомудренный и аскет, – клеветник и сребролюбец. Вот поэтому никому не следует пренебрегать малым, как будто оно не может ему повредить, ибо капля камень точит. Великие блага приходят к человеку от Божественной благодати, но с малыми страстями мы должны бороться своими силами. Кто борется с большой страстью, по благодати Божией, и пренебрегает малыми грехами, получит большой вред. Когда мы начинаем ходить, Господь, как Истинный наш Отец, протягивает нам, духовным своим детям, руку, чтобы мы не упали. Избавляя нас от великих опасностей, Он оставляет нас одних справляться с малыми. Так он показывает нам величину нашей свободы и возможности нашей силы. Ибо тот, кто побеждается малыми страстями, как сможет уберечь себя от больших? – проповедовала Синклитикия, боримая тяжелой болезнью. Тогда диавол напал на преподобную с еще большей силой поразил у святой органы речи, чтобы таким образом помещать ей говорить. Бес думал, что теперь сестры перестанут ходить к блаженной. Но даже и в таком положении, лишив инокинь возможности слышать слова преподобной, он стал виновником их великой пользы: видя болезни преподобной, сестры еще более укреплялись в добродетели, телесные язвы святой исцеляли их уязвленные души, а мужество души и терпение стали для видящих ее предостережением и лекарством. Враг не достиг своей цели и поразил преподобную другим способом: у нее заболел зуб, и от него тотчас же загнила десна, так что зуб сам собой выпал. Заражение распространилось на всю челюсть, так что все мягкие ткани стали гнить. За сорок дней сгнила вся челюсть, а через два месяца образовалось отверстие, вокруг которого все почернело. От всего тела стало исходить ужасное зловоние, и сестры, служившие ей, страдали от него больше, чем сама больная. Большую часть времени святая находилась одна, потому что сестры не могли выносить этого нестерпимого запаха. Когда же возникала необходимость подойти к преподобной, монахини возжигали большое количество ладана и только после этого заходили в келью. Оказав услугу, они тотчас удалялись. Однако чаще блаженная Синклитикия сама не разрешала сестрам помогать ей, так как ясно видела врага, воюющего с ней. Так она в очередной раз доказала свое мужество. Хотя сестры просили ее ради собственной немощи помазать больные места миром, она не соглашалась, потому что рассуждала: «Если я приму помощь от людей, то уклонюсь от славной битвы с врагом». Она не соглашалась ни на какое лечение, однако врач все же убедил ее в необходимости принять некоторые меры:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Необходимо нам, монахиням, со всяким рассуждением управлять душами своими, и если мы находимся в общежительном монастыре, то да не ищем своей воли, и не следуем собственному разуму, но подчинимся нашей духовной матери - игумении. Мы предали себя изгнанию, поскольку вышли из предела вещей мира сего, и да не ищем их опять; там, в мире, мы были славимы, здесь да будем терпеть поношение; там имели множество яств, здесь да будет у нас недостаток и в хлебе; там, в мире, те, кто провинился, помещаются в темницы, и мы здесь да заключим сами себя добровольно ради грехов наших в темницу, чтобы избежать будущих мучений. Если постишься, то не разрешай поста под предлогом немощи, ведь и те, кто не постится, впадают в те же немощи. Начала творить добро? Не оставляй его из-за препятствий вражьих, но терпи, чтобы изгнать диавола своим терпением. Ведь и те, кто начинает путешествие, когда дует попутный ветер, расправляют паруса и плывут, а когда поворачивает противный ветер, они не тотчас опускают паруса, но или терпят, или борются с бурей и продолжают путь. Так и мы, когда приключится буря, да поднимем Крест, как паруса, и да продолжим безбоязненно путешествие " . Таковы были поучения, а вернее сказать, и дела блаженной Синклитикии. И многие другие дела и слова узнали мы от нее, на пользу слышавшим и видевшим, которые так многочисленны, что все их и не перескажешь. Ненавистник добра диавол, не вынося такого обилия добра, был снедаем желанием затмить светлость ее подвигов. И наконец, по Божественному попущению, он восстал на сию мужественнейшую девственницу с такой силой, что не просто стал уязвлять ее тело, но, уязвляя, причинял ей сильную внутреннюю боль, которую не могли облегчить человеческие средства. И сперва он повредил ее легкие - нужнейший орган жизни. Немного спустя он излил свою злобу на преподобную через такие гибельные болезни, что они могли в короткое время вызвать смерть, но проклятый кровопийца злобствовал, продлевая болезни и увеличивая язвы. Он понемногу извел ее легкие, так что она выплевывала их наружу с кровью. Она страдала и от сильного жара, который иссушил все ее тело. Ей было восемьдесят лет, когда она перенесла страдания Иова, но за более короткий срок, и ей тяжелей было их переносить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1217...

Этим обличается лживость этой хитрости. И если так было в те времена, когда наиболее процветали науки и учения внешней еллинской премудрости, которые достигли у них самой высокой степени, то в нынешние времена, когда вид этого учения, равно как и прочие еллинские науки, совсем погасли и дошли, так сказать, до последнего издыхания, будучи ослаблены силою воплотившегося Бога Слова,—она тем более окажется ложною. И об этом, равно как и о многом другом, было также предсказано пророками: погублю, говорит, премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю (Исаия 29, 14). Павел же яснее взывает, говоря: где премудр; где книжник; где совопросник века сего; не обуи ли Бог премудрость мира сего; (I. Кор. 1, 20)? Если же знание это изобличено, как ложное, и Богом показано, как безумие, как говорит Апостол, то значит, что оно уже стало ненужным для благочестивых царей, чтобы, посредством сего узнавать будущее, ибо оно оказалось ложным и безумием у Бога. Во-вторых, утверждаем, что для внешних благочестивых царей нет никакой настоятельной необходимости последовать обычаям древних римских царей. Ибо многие из еллинских обычаев вместе с царями получили право гражданства у благочестивых, так как цари изначала не могли сразу все оставить. И это ясно доказывается тем, что Великий Феодосий долго упрашивал членов синклита, чтобы они приняли веру во Христа и оставили бы поклонение еллинским богам, но не возмог убедить их. Затем он вторично просил их, чтобы они, так как не хотят принять веры во Христа, то хотя согласилась бы отменить те расходы, которые установлены по еллинскому обычаю на празднества и жертвоприношения, ибо этим расходом, говорил он, отягощается царская казна, тогда как для содержания войска требуются большие средства. Но и в этом члены синклита его не послушались. Видите ли, как пагубный обычай тогда еще держался между приближенными благочестивых царей. Поэтому нет ничего удивительного, если, в силу древнего обычая, по какой-нибудь надобности при них имелись и астрологи. Но это не продолжалось и при следующих царях, когда самое, царство достигло в совершенство возраста и разума о Христе, когда все древние обманы были отвергнуты и установлен благочестивыми царями закон, по которому воспрещено было преподавать народу часть математики, называемую астрологией, в которой излагается учение о гаданиях при рождении, как воспрещенную святыми отцами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Тогда старец проводил ее до обители девственниц и вверил ее амме, сказал: — Приими сестру сию и не возлагай на нее ига. сиречь заповеди, как на прочих сестер; но чего пожелает, дай ей, и как восхощет, позволь ей обретаться. И едва прожила она там немного дней, молвила: — Я грешница и хочу вкушать пищу раз в два дня. И еще через немного дней молвила: — Много на мне грехов; хочу держать пост сорок дней. И еще через немного дней призывает она амму свою и говорит ей: — Поелику много опечалила я Господа беззакониями моими, сотвори мне милость, дай мне уйти в затвор, и пусть подают мне через окошечко толику хлеба и рукоделие. И сделала амма по слову ее; и благоугождала она Богу все прочее время живота своего. АММЫ СИНКЛИТИКИ Сказала амма Синклитика: — Приступающим к Богу поначалу борение предлежит и труд великий, после же радость неизглаголанная; и сие подобно тому, как желающий разжечь огонь поначалу плачет от дыма и через это исполняет желание свое. И ведь сказано, что Бог наш есть огнь поядающий (Второзак. 4, 24). Так и нам должно возжигать божественный огонь со слезами и трудами. Была спрошена блаженная Синклитика, есть ли нестяжательность благо совершенное; и сказала она: — Весьма совершенное для имеющих силу. Ведь кто приемлет сие на себя, хоть для плоти своей и скорбь получает, для души же утешение. Ибо как крепкие плаши, попираемы будучи и скручиваемы, очищаются, так и душа сильная, терпя добровольную бедность, в большую силу приходит. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЭПИЛОГ ИОАНН МАЛАЛА СЛОВО ВТОРОЕ По кончине Гефестовой правил египтянами сын его Гелиос дней четыре тысячи четыреста семь, сиречь годов двенадцать и еще дней девяносто семь; но во времена те ни египтяне, ни прочие народы не умели еще счет вести, но одни числили за годы обращения луны, иные же обращения дневные. Счисление же по двенадцати месяцам измышлено было после того, как нареклись человеки у царей подданными. Оный Гелиос, сын Гефестов, славолюбив был и могуществен. Узнал он от кого–то, что жена некая египетская, в достатке и чести живущая, возымев вожделение к мужу некоему, впала с ним в блуд; прослышав же сие, искал Гелиос уличить ее по законоположению Гефестову, дабы не ушла она от кары. Дознавшись о часе блудных ее свиданий и взяв воинов из дружины своей, ворвался он к ней в отсутствие супруга ее и обрел ее возлегшей с любодеем своим. Захватив ее, повелел он немедля со срамом водить ее по всей земле Египетской; и сделалось со времени того целомудрие великое в пределах египетских. Любодея же того казнил он и тем благодарность себе стяжал. О деле сем повествует поэтически Гомер стихотворец баснословя, будто уличил Гелиос Афродиту, смесившуюся в ночи с Аресом; Афродитой же назвал он вожделение блудное, от царя Гелиоса изобличенное. Истину же, нами выше изложенную, Палефат записал, летописец премудрый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Из выделенной части правила следует, что Константинопольскому архиепископу предоставляется право поставлять митрополитов трех соседних с Константинополем митрополий: Понтийской, Никомидийской и Фракийской, а также епископов «у иноплеменников вышереченных областей». Между тем, в греческом тексте правила запятая стоит не после фразы «вышереченных областей», но после «и так же епископы у иноплеменников» (См.: Раллис-Потлис, Синтагма Божественных и Священных правил (на греч. языке), т. 2, Афины, 1852-1859. 169-170.) Таким образом получается, что Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях) не лишь указанных трех епархий, но вообще. Между тем такая трактовка текста (а именно о трактовке издателей мы можем говорить в данном случае, потому что, как известно, тексты канонов писались в эпоху, когда знаков препинания еще не было) противоречит структуре фразы, которая превращается в следующую нелепицу: «Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви». Но даже если принять такое истолкование текста канона и согласиться с тем, что Константинопольский патриарх имел право на Церкви за пределами Византийской империи, это все равно не дает ему права в современных условиях претендовать на ту же роль в Церквах диаспоры, потому что права, предоставленные Константинопольскому епископу Отцами Собора, были обусловлены политическим значением столицы Византии: «…престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем.» Следовательно, с момента, когда Константинополь перестал быть «градом царя и синклита», Константинопольский архиепископ также утратил многие свои права, в том числе, если таковое допустить, право на Церкви в «варварских землях».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

7 . Мать Синклитикия говорила: «Много коварных сетей у диавола. Не успел поколебать душу бедностью, он уловляет ее богатством. Не одолеть ее оскорблениями и поношениями – вооружается на нее похвалами и славою. Не возмог обольстить душу удовольствиями – он покушается сокрушить ее невольными трудами. Если человек побеждает диавола крепостью телесною, диавол посылает на него болезни. Испросив себе позволение, он поражает тяжкими болезнями с тем, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Потому-то тело иногда страждет сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты грешник, то, страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после суда, не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй прекрасное изречение: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя ( Пс.117:18 ). Ты – железо, и огонь очистит твою ржавчину. Если ты праведен, и подвергаешься болезням, то через это от великого переходишь ты к большему. Ты – золото и через огонь делаешься чище. Плоти твоей дан ангел сатаны ( 2Кор.12:7 ) – торжествуй; смотри, кому ты уподобился? Ты удостоился части Павловой. Ты искушаешься горячкой? Наказываешься простудой? Но Писание говорит: проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой ( Пс.65:12 ). Достиг ты первого – ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: нищ и боляй есмь аз ( Пс.68:30 ). Эта двоякая скорбь сделает тебя совершенным. Ибо Псалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси ( Пс.4:2 ). В этих училищах нужд и страданий будешь ты образовывать свою душу подвигами. А враг у нас пред глазами». 8 . Мать Синклитикия говорила: «Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, а и пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают эти страсти, то не о чем заботиться. Великий подвиг – терпеливо переносить болезни, и среди их воссылать благодарственные песни к Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Младенец Димитрий, удельный князь Угличский, отправлен был в княжение своё с подобающими почестями: «с таким священно-лепным чином и украшением, – говорит летописец, – якоже подобает царскому сыну, и с дароношением велиим всего синклита и самого царя, со кресты честными и со святыми иконами, с литиею и со святители и со всем причтом и со всенародным множеством всего царствующаго града в торжестве великом, и при нем бысть и матерь его благоверная царица Мария, и еще дароваша ему ради управления княжескаго престола его и пестунов и от синклита царска сановных мужей и боляр доброродных и богобоязненны не мало, котории идоста с ними ради чести царския провождающе и до —351— стольного его града Углича. 2638 Кроме того, за Царевичем следовали: кормилица, мамка, постельница, дети боярские, стольники, чашники, повара, помясы, конюхи, сторожа и «для охраны и ради Царския чести» четыре приказа стрельцов: приказ Московских, да приказ конных, да два приказа пеших. Древний Углич, куда направлялся Царевич Димитрий, был «в то время велик и многонароден, пространен же и славен и всеми благами изобилова паче иных градов в державе Русской сущих княжении престолов почтенных и властительскии государства украшена». 2639 По свидетельству Угличских летописей, он имел 150 церквей, в том числе три собора: Спасо-Преображенский, Успенский и Благовещенский, двенадцать монастырей, из них три девичьих и девять мужских; пятнадцать церквей находились на левом берегу р. Волги. Вокруг города со всех сторон, а особенно по дорогам рассеяны были слободы на большое расстояние, так что окружность его считали в 24 версты. В Угличе считалось 17,000 тяглых домов, несущих все повинности и оброки. Всех же жителей было в Угличе, 40,000 обоего пола и всех сословий вообще. Дьяков, подьячих, писцов, стрельцов, или вообще всех военных и гражданских чинов высших и низших, которые служили в Угличе, считалось 9,000 человек. 2640 Кроме, того, что Углич был в то время обширен, богат, он был и очень красив; он еще хранил все признаки стольного города бывшего удельного княжества. На правом берегу Волги возвышался в нём «Кремль», обнесенный крепкою стеною с башнями, вооруженными пушками, пищалями и самопалами и окопанный глубоким рвом, примыкавшими своими концами к Волге. Чрез ров, наполненный водою из Волги и из впадающих в неё маленькой речки Шелковки и Каменного ручья, устроены были деревянные мосты против кремлевских ворот, ведущих к Волге, и в города; эти ворота находи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но затем идут разногласия. Лигарид упоминает еще только об одном заседании 1 декабря, где и происходит все предшествующее окончательному решению в присутствии Никона; официальные же протоколы (некоторые) дробят предшествующее (5-му декабря) разсмотрение дела на 2 заседания – 1 и 3 декабря, или соединяют все в одно заседание. На основании этого и Соловьев, и Каптерев, и Гюббенет, и Митрополит Макарий размещают все дело в эти же числа, с той, однако, разницей, что Соловьев умалчивает об отсутствии на втором из них самого Никона, а Каптерев отмечает его отсутствие, так же Гюббенет и митрополит Макарий, 148 что очень важно, ибо на заседание, относимое ими на это число, падает, по их же утверждению, предъявление важнейших доказательств в обличении Никоном Царя и всего синклита и всего народа в еретичестве из за следования за Лигаридом, а равно и представление писем Никона с подписью «бывший Патриарх» (для доказывания наличности отречения, Никон в другое время объяснил, что это не было отречение, а признание, что для Царя он не Патриарх, то есть «что Царь не почитает его Патриархом). Напротив, Пальмер это деяние выделяет в особое заседание, на которое Никон не был приглашен, и которое происходило, по его мнению, 4 декабря, а все предшествующее было поделено между заседанием 2 и 3 декабря, – когда и произошло предъявление Никону обвинения в отречении и уходе, и читалась грамота Никона к Константинопольскому Патриарху в качестве нового обвинения, предъявленного впервые ему на заседании в оскорблении Царя и всего синклита в приобщении к костелу. Разногласие о том, было ли первое заседание с участием Никона 1 или 2 декабря, для характеристики дела не имеет значения; не имеет особого значения и то, было ли заседание без Никона 3 или 4 декабря, ибо разногласие об этом не приводит к разногласию о том, что происходило в отсутствии Никона. Каптерев, Соловьев Гюббенет, Пальмер, Митрополит Макарий – все согласны в том, что именно происходило в его отсутствие, и разногласие относится к распределению предшествующего разбирательства на разные числа дней, что не так важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

163. Два старца, великие отшельники из пределов Пелусиотских, идя к матери Сарре, сказали друг другу: смирим старицу сию. Потом говорят ей: смотри не возгордись помыслом своим и не скажи: вот отшельники приходят ко мне – жене. Мать Сарра ответила им: я жена естеством, но не помыслом. 164. Мать Сарра говорила: если помолюсь Богу, чтоб все люди были мирны со мною, то должна буду находиться у дверей каждого с покаянием. Но лучше помолюсь, чтоб сердце мое было непорочно со всеми. 165. Она же сказала братиям: я – муж, а вы – жены. 166. Святая Синклитикия говорила: собирающие чувственное богатство среди трудов и бедствий мирских всегда ищут большего, ни во что вменяя то, что имеют, и стремясь к тому, чего не имеют. А мы, ничего не имея и из того, что необходимо для нас, ничего не желаем приобретать страха ради Божия. 167. Опять сказала: есть печаль спасительная и есть печаль тлетворная. Дело спасительной печали состоит в том, чтоб воздыхать или о своих собственных грехах, или о болезнях ближних, или о том, чтоб не отпасть от намерения своего, или чтоб сподобиться совершенного милосердия. Есть и вражия скорбь, полная безумия, которую некоторые называют и унынием. Дух сей должно отгонять молитвою, особенно же псалмопением. 168. Она же сказала: опасно учить тому, кто деятельною жизнию не возведен к этому. Ибо как тот, кто имеет ветхий дом, принимая странников, губит их в случае падения своего жилища, так и сии, не устроив прежде самих себя, губили и приходивших к ним: словами призывали ко спасению, а худостию нрава более оскорбляли борцов. 169. Опять сказала: хорошо не гневаться; когда же случится сие, то знай, что срока и одного дня не дал тебе на страсть сию сказавший: солнце да не зайдет во гневе вашем ( Еф. 4:26 ), а ты ждешь, пока зайдет все время жизни твоей. Зачем же ненавидишь ты так того, кто оскорбил тебя? Не он оскорбил тебя, а диавол. Возненавидь болезнь, а не болящего. 170. Мать Синклитикия еще сказала: есть подвижничество, учрежденное врагом, ибо и его ученики делают то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010