Артема, Ап. из 70-ти, 4 января и 30 октября. Артема муч. III в., 29 апреля. Артемий великомуч. 362 г., 20 окт. Артемий Веркольский † 1545 года, 20 октября и 23 июня. Артемия мучен. † около 306 года, 7 июня. Артемон Селевкийский I в., 24 мар. Артемон Лаодикийский † 303 г., 13 апреля. Архипп, Ап. из 70-ти, 4 января 19 февраля и 22 ноября. Архипп св. IV в., 6 сентября. Арчил 2, царь Иверский, 22 июня. Асинкрит, Ап. из 70-ти, 4 января и 8 апреля. Асклипиодота муч. † IV в., 15 сент. Асклипий, пуст. Сирийский, † V в., 27 февраля. Астерий мученик † 284 г., 20 мая. Астерий синклитик † 260 года, 7 августа. Астерий муч. † 285 т., 29 октября. Астерий, еписк. Амасийский, † около 404 г., 30 октября. Астион муч. † 290 г·, 7 июля. Африкан муч. † около 250 года, 10 апреля. Аффопий муч. † около 345 г., 2 нояб. Афанасий Коментарисий, исп. IV в. 22 февраля. Афанасий Пателарий † 1654 г., 2 мая. Афанасий Великий † 373 г., 2 мая и 18 января. Афанасий муч. 306 г., 20 июня. Афанасий Афонский † 980 г., 5 июля. Афанасий муч. (с Флором и Лавром), 18 августа. Афанасий Брестский † 1648 г., 5 сент. Афанасий Солунский † 1774 г., 8 сент. Афанасий Высоцкий старший † около 1401 г., 12 сентября. Афанасий Высоцкий младший † 1395 года, 12 сентября. Афанасий Череповский – 1382 г., (в житии Сергия 25 сентября) 5 июля. Афанасий, затворник Печерский, XII в, 28 августа. Афанасий, патр. Конст., † XIV в., 28 октября. Афанасий муч. † 598 г., 7 ноября. Афанасий другой Печерский † 1176 года, 2 декабря. Афанасия (с Киром и Иоанном) муч. 311 г., 31 января. Афанасия Егинская † 860 г., 12 апр. Афанасия преп. V в., 9 октября. Афанасия, 6 ноября. Афиноген муч. † 311 г., 16 июля. Б енигн муч. † 320 г., 15 сентября (с Фидием). Боголеп (Феопрепий) муч. † 304 г., 22 августа. Бонифатий муч. † 290 г., 19 дек. Бонифатий Ферентийский VI века, 19 декабря. Борис князь, убитый в 1015 г., 2 мая и 24 июля. Борис-Михаил, кн. Болгарский, † 906 г., 2 мая. Боян князь, муч. в Болгарии, 829 г., 28 марта. В авила, свмчн. Антиохийский, † 250 г., 4 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

палестиский, 19 дек.     Ариадна, (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент.     Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек.     Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня.     Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта.     Аркадий, преп. палест., 26 янв.     Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.     Арпила монах, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Арриан, муч. египетский, 14 дек.     Арсений (мужественный, греч.), великий, преп. египетский, 8 мая.     Арсений, преп. латрский, 13 дек.     Арсений, архиеписк. керкирский, 10 янв.     Арсений, еп. сербский, 28 окт.     Арсений, еп. тверской, 2 марта.     Арсений, пр. коневский, 12 июня.     Арсений, пр. комельский, 24 авг.     Артема, ап. из 70, 30 окт.     Артема (здравый и свежий, греч.), муч. кизический, 29 апр.     Артемий (здравый, греч.), муч. антиохийский, 20 окт.     Артемия (здравая, цветушая, греч.) царевна, дочь Диоклитиана, муч. римская, 7 июня.     Артемон, (парус, брамсель, греч.) еписк. Селевкии писидийския, 24 марта.     Артемон, пресв. лаодикийский, муч. кесарийский, 13 апр. Архелая (начальница людей, греч.), преподобномуч. салернская, 6 июня.     Архилий иерей, муч., 6 апр.     Архипп (господин лошадей, греч.), ап. из 70,19 февр. и 22 ноября.     Архипп преп., живший в Хонах, 6 сент.     Асинкрит (несравнимый, греч.), ап. из 70, 8 апр.     Аскалон (Аскла), муч. антинойский, 20 мая.     Асклипиад (эскулапов — врача, греч. αδχελς πιος постоянно благоприятный, врачующий), муч. смирнский, 11 марта.     Аскипиодота муч., 19 февр.     Асклипиодот (данный эскулапом, греч.), 3 июля.     Асклиада, муч. фракийская, 15 сент. (она же Асклипиодота 19 февр.)     Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды, греч.) синклитик, муч. кесарийский в Палестине, 7 авг.     Астерий, муч. римский, 6 июля.     Астерий, муч. киликийский, 20 мая.     Астерий, муч. момпсвестийкий, 29 окт.     Астий (городский, греч.), еписк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

117 Киринеянин (Σμων о Κυρηναος, из Кирены или Киринаики в Египте) – упоминается в Евангельской истории; о нём в Евангелии сообщается: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:32 ); «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк.15:21 ); «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Согласно Священному Преданию имел двух сыновей: Руфа – апостола от 70-ти, и Александра – священномученика, пострадавшего в Карфагене. 118 Синклитикия Александрийская (για Συγκλητικ, III-IV вв.). Святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. Сохранились наставления и поучения преп. Синклитикии. (Житие – см. «Жития святых подвижниц Восточной Церкви». – СПб., 1885). Память – 5 января по ст. ст. 119 «Что же нам делать, чтобы избежать этих козней диавольских? Мы должны стать мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 ), то есть мы должны употребить благоразумие против тех ловушек, какие нам готовит диавол. Христос заповедал нам быть мудрыми, как змии, чтобы мы могли различить все козни диавольские. Простота голубя указывает на чистоту наших дел, поскольку каждое доброе дело отсечёт зло и не смешается с ним». (Свт. Афанасий Александрийский «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской »). 120 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобнови- телей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

– Почему вы, сестры, думаете, что я, грешница, делаю или говорю что-либо стоящее? У нас всех есть один общий Учитель – Господь, и все мы слушаем Священное Писание , – возразила им Синклитикия. – Мы знаем, что Господь – наш Учитель, и все слушаем Священное Писание . Но ты, неусыпно подвизаясь, преуспела в добродетелях, посему подобает тебе давать советы более молодым сестрам. Ведь и Господь наш то же самое заповедует, – не унимались они. Тогда блаженная Синклитикия сжалилась над ними и, зная, что сказанное не станет поводом для восхваления ее, но послужит к великой пользе сестер, начала так: – Чадца мои, все мы знаем, как спастись, но по причине небрежения нашего упускаем свое спасение. Вначале нужно исполнять то, что нам стало известным по благодати Господней: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим всею душею твоею… и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк 10: 27 ). С помощью этих двух заповедей соблюдается Закон ибо на них почивает полнота благодати, в них заключается великая и беспредельная сила: все, что служит к пользе душевной, опирается на них. Ведь, по свидетельству божественного апостола Павла, «исполнение убо закона любы есть» ( Рим. 13,10 ). Какие бы полезные слова не говорили люди по благодати Святаго Духа, все они начинаются с любви и в ней имеют свое завершение. Поэтому спасение и есть эта двойная любовь. Но к этому необходимо добавить следующее, что также проистекает от любви: пусть каждая из вас сумеет возжелать самое великое. Разве вы не знаете притчу о зерне, которую рассказывал Господь, что одно принесло плод «во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» ( Мф. 13:8 ). Сто крат – это наш, монашеский чин, шестьдесят – те, кто воздерживаются от брака, а тридцать – кто живет в браке целомудренно. Хорошо, когда из тридцати восходит кто-нибудь к шестидесяти, а из шестидесяти в сто. Поскольку это и полезно – продвигаться от меньшего к большему. Сходить же от большего к меньшему – опасно, потому что тот, кто один раз склонился на худшее, не может устоять в малом, но как бы срывается в ров погибельный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

— Почему вы, сестры, думаете, что я, грешница, делаю или говорю что–либо стоящее? У нас всех есть один общий Учитель — Господь, и все мы слушаем Священное Писание, — возразила им Синклитикия. — Мы знаем, что Господь — наш Учитель, и все слушаем Священное Писание. Но ты, неусыпно подвизаясь, преуспела в добродетелях, посему подобает тебе давать советы более молодым сестрам. Ведь и Господь наш то же самое заповедует, — не унимались они. Тогда блаженная Синклитикия сжалилась над ними и, зная, что сказанное не станет поводом для восхваления ее, но послужит к великой пользе сестер, начала так: — Чадца мои, все мы знаем, как спастись, но по причине небрежения нашего упускаем свое спасение. Вначале нужно исполнять то, что нам стало известным по благодати Господней: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим всею душею твоею… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10: 27). С помощью этих двух заповедей соблюдается Закон ибо на них почивает полнота благодати, в них заключается великая и беспредельная сила: все, что служит к пользе душевной, опирается на них. Ведь, по свидетельству божественного апостола Павла, «исполнение убо закона любы есть» (Рим. 13,10). Какие бы полезные слова не говорили люди по благодати Святаго Духа, все они начинаются с любви и в ней имеют свое завершение. Поэтому спасение и есть эта двойная любовь. Но к этому необходимо добавить следующее, что также проистекает от любви: пусть каждая из вас сумеет возжелать самое великое. Разве вы не знаете притчу о зерне, которую рассказывал Господь, что одно принесло плод «о сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8). Сто крат — это наш, монашеский чин, шестьдесят — те, кто воздерживаются от брака, а тридцать — кто живет в браке целомудренно. Хорошо, когда из тридцати восходит кто–нибудь к шестидесяти, а из шестидесяти в сто. Поскольку это и полезно — продвигаться от меньшего к большему. Сходить же от большего к меньшему — опасно, потому что тот, кто один раз склонился на худшее, не может устоять в малом, но как бы срывается в ров погибельный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

1041. Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10:18). 1042. Лк. 11–13. 1043. Рим. 4:2–3; Иов. 1:8. 1044. Рим. 4:2–8; Гал. 3:18–26. 1045. Мф. 10:39. 1046. Мф. 16:24. 1047. Слово 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых пред Святым Таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; Таинством Св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование Св. Крещения в Требнике. 1048. Слово 4, гл. 5. 1049. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21, гл. 1. 1050. 16-е поучение преподобного Синклитикия. «Достопамятные сказания». 1051. Ответ на вопрос 210. 1052. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2. Эта цитата полнее приведена в «Слове об Иисусовой молитве». 1053. Беседа 21, гл. 3 и 4. 1054. Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается». [Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает] (Рим. 14:22). Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г. 1055. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих… (Пс. 24:15–20), …избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою (Пс. 21:21), …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26), …спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов (Пс. 21:22), …потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8), …призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Со храни душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24:18–20; Иов. 2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

114. (Некто спросил any Петра, ученика апы Лота, говоря: «Когда я сижу в келье, то душа моя покойна, но если приходит ко мне брат и начинает говорить мне посторонние слова, то душа моя возмущается». Петр отвечает ему: «Ключ твой отпирает дверь твою». Брат говорит ему: «Что значит это слово?». Апа отвечает: «Если кто приходит к тебе, ты говоришь ему: «Как ты живешь? Откуда пришел? Как живут братья? Имеют ли общение с тобою?». И тогда ты не отпираешь ли дверь брату и не слушаешь ли то, чего не хочешь?». Тот говорит: «Да, это так. И что же сделать, если придет брат?». Старец отвечает: «Плач всему научает, где же нет плача, там невозможно уберечься)». Сказал он ему: «Когда я в келье, плач со мной. Если же ктонибудь приходит ко мне или я вышел из моей кельи, я не нахожу его». Сказал он ему: «Он не подчинялся тебе никогда, но это как бы в долг». Сказал он ему: «Что значит это слово?». Сказал он: «Если человек потрудится в какомлибо деле во (всю) свою силу, он найдет его в любое время, когда возымеет нужду в нем». 115. Когда апа Силуан жил на горе Синайской, пошел его ученик Захария на служение (и) (сказал ему: «Спусти воду и полей сад». Он же, вышед, закрыл лицо свое куколем и смотрел только себе под ноги. В это время шел к нему брат и, увидя его издали, подумал про себя: «Что он делает?». Потом, по- дошедши, брат говорит ему: «Апа! Скажи мне, для чего ты закрыл лицо свое куколем и так поливал сад?». Старец отвечает: «Для того, чадо, чтобы глаза мои не видели деревьев и ум мой не отвлекался ими от делания Божия»). 116. Говорила еще (святая Синклитика): «Нет у нас в этом месте беззаботности, ибо сказало Писание: «Тот, кто стоит, пусть смотрит, чтобы он не   . Мы плаваем в неизвестности, ибо эта жизнь — море, сказано нам псалмопевцем Давидом   . Но (в море то находятся подводные камни, то исполнено оно бывает большими животными, то сохраняет тишину. Мы думаем о себе, что плаваем в тихой части моря, а мирские — в опасных. Мы плаваем днем, руководимые солнцем правды, а они блуждают в ночи неведения. Но часто и мирскому, в буре и опасности находящемуся, когда он возопиет и будет бодрствовать, возможно спасти свой корабль, а нам, сущим в тишине, случается идти ко дну от нерадения, когда мы оставляем кормило правды»).

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

18 . Император повелел взять книгу. А я сказал: «что это ты вводишь среди нас?». Он сказал: «послание патриарха Льва». И я взял книгу из рук нотария, бросил ее на землю и сказал ему: «не вводи между нами богохульств этого человека; иначе, право, я наложу отлучение на всю столицу и уйду домой». А императрица Пульхерия сказала мне: «как ты смел сделать это?! Был другой гордец в твоем роде, Иоанн, архиепископ этого города; но мать моя отправила его в ссылку, там он и умер 419 . Или у меня теперь нет власти – сослать и тебя, как его?» А я сказал ей: «А что Бог сделал с нею? Не открылась ли в ее седалище фистула, выделявшая червей? И съели бы черви все ее тело, если бы она не притекла к мощам этого святого Иоанна. И ты не боишься, видя все, что случилось с нею? Делай и со мною что угодно. Но, кажется, из того зла, которое твоя мать сделала св. Иоанну, сослав его, до сих пор не вышло ничего хорошего. Однако скажите мне, в чем я погрешаю против веры. Не греши, государь, против Бога, в руках Которого твое дыхание! Я сын людей православных и могущественных. Прочь от меня, ты, мирянин! Не оскверняй места, на котором пребывает Бог, чтобы не пасть тебе скоро. Не стеснюсь я пристыдить тебя, хотя бы убили меня за веру. Я помышляю о небе, где пребывает Христос». 19 . Феодорит сказал в ответ: «мы, христиане, веруем, как отец наш Лев. А он говорит, что божество было отделено в то время, когда Он страдал и терпел мучения; затем: что божество Его наполняло Его тело, когда Он творил все чудеса». А я отвечал ему: «Отец мой Кирилл говорит: как железо, брошенное в огонь, раскаляется, но если ударить по нему молотом, то огонь нимало не страдает от этого удара, так божество Христово и Его человечество соединились и однажды [навсегда] нераздельным единением и в страданиях, которые Он претерпел, и в чудесах Его». Когда я сказал это, поднялись с мест архиепископы, и епископы, и весь синклит и воскликнули: «поистине хороша вера Диоскора, и никакого порока нет в ней. Лесть – вера Флавианова. Мы веруем, как отец наш Диоскор».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

2 . Авва Петр говорил о старце Исаии, что когда я посетил его в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя мою о нем печаль, сказал мне: что за страдания, когда есть надежда успокоения! Но вот меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится мне на помощь, и не будет никакой надежды мне на успокоение. 3 . Преподобный Исаия говорит: горе мне, что я облечен именем Твоим, Господи. Но я работаю врагам Твоим и более слушаю их, чем Тебя. Горе мне, горе мне, что я делаю то, чем гнушается Бог мой, и потому Он не врачует меня. Как я могу предстать пред Господом и святыми Его, потому что враги мои не оставили во мне ни одного члена моего чистым пред Богом. 4 . Однажды братия долго упрашивали авву Макария, чтобы он пришел к ним и сказал им слово о спасении души. Авва Макарий долго не шел, но как братия умоляли его, он пришел и заплакал, потом сказал: «Будем плакать, братия мои, пусть очи наши проливают слезы, прежде нежели отойдем туда, где слезы наши будут жечь тела наши». И все заплакали, падши на лица свои и сказали: «Авва, отче, помолись о нас». 5 . Рассказывает авва Пимен про авву Диоскора, что он всегда плакал в келии своей. Ученик жил в другой келии, приходит он к авве Диоскору и видит его плачущим. «Отче, о чем ты плачешь?» – спрашивает ученик авву. Авва Диоскор ответил: «О грехах своих плачу, чадо». Ученик говорит ему: «Ты не имеешь грехов, авва». Но старец ответил ему: «Уверяю тебя, сын мой, если бы можно было бы мне видеть грехи свои, то мало было бы еще четырех человек, чтобы вместе со мною оплакивать их». Вот поистине, добавил авва Пимен, что авва Диоскор познал самого себя. 6 . Мать Синклитикия говорила своим сестрам, что много подвигов и трудов предстоит перенести приходящим к Богу, но за ними – неизреченная радость, ибо как желающие воспламенить огонь сперва задыхаются от дыма и испускают слезы, так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами, пока не возгоримся мы. 7 . Просили братья старца Феликса, чтобы он сделал им поучение. Авва Феликс сказал: «Нет вам моего слова». «Почему же, отче?» – спросили его братья. «Потому, что ныне только слушают слово, – ответил авва Феликс, – а исполнять его не хотят. Вот потому я и не знаю, что говорить вам». Братья услышали это, вздохнули и сказали: «Отче, тогда ты помолись о нас Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

32. Брат спросил авву Пистимона: что мне делать, отче? Я смущаюсь и не имею покоя при продаже рукоделия своего. Старец сказал ему в ответ: и авва Сисой и другие отцы продавали рукоделие свое, – в этом нет вреда, но когда продаешь, скажи однажды цену вещи – малое нечто, если же захочешь сбавить цену – в твоей власти. И таким образом найдешь покой. Брат опять спросил его: если я имею все нужное откуда бы то ни было, советуешь ли мне заботиться о рукоделии? Старец ответил: сколько бы не имел ты, не оставляй рукоделия своего, – сколько можешь, делай, только не с тревожностию. 33. Говорили об авве Силуане: однажды вышел ученик его Захария без него и, собрав братий, разломал ограду сада и сделал ее пространнее. Когда старец узнал об этом, то взял милоть свою и, выйдя, сказал братиям: молитесь о мне. Увидев его, они пали старцу в ноги, говоря: скажи нам, что имеешь ты, отче? И он ответил: не войду внутрь и не сойдет с меня милоть, пока не перенесете ограды на прежнее ее место. Тогда братия переставили ограду, сделав так, как было, и старец вернулся в келлию свою. 34. Авва Силуан сказал: я – раб, и господин мой сказал мне: делай дело мое, и я буду питать тебя. Сам ли я что имею, или буду воровать, или брать взаймы, – ты об этом не спрашивай, а только работай; и я буду питать тебя. Итак, если я работаю, то питаюсь от платы за труды мои, а если не работаю, то питаюсь милостынею. 35. Брат просил авву Серапиона сказать ему слово, и старец ответил: что мне сказать тебе? Взял ты принадлежащее вдовам и сиротам и положил на окно сие, ибо видел, что оно было полно книг. 36. Блаженную Синклитикию спросили: нестяжание есть ли совершенное благо? Она сказала в ответ: решительно совершенное – для могущих нести, ибо терпящие его, хотя имеют скорбь по плоти, но в душе покойны. Как жесткое платье, когда его вымывают, то мнут и сильно выжимают, так и крепкая душа нищетою, наипаче произвольною, укрепляется. 37. Авва Иперехий сказал: сокровище для монаха – произвольное нестяжание. Брат, сокровиществуй на небеси! Ибо некончаемы веки упокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010