9. Она же говорила: не отказывайся от поста под предлогом болезни, ибо и не постящиеся часто подвергались таким же болезням. Начал ты доброе дело? Не отступай же назад. Пусть враг силится воспрепятствовать тебе, но он падет перед терпением твоим. Предпринимающие плавание сперва пользуются попутным ветром, а потом, распустив паруса, встречают и противный ветер. Но, несмотря на противный ветер, плаватели не разгружают корабля, а или останавливаются на короткое время, или вступают в борьбу с бурею и продолжают плавание. Так и мы, когда враждебный дух станет нападать на нас, распрострем крест вместо паруса и будем безопасно совершать наше плавание. 10. Мать Синклитикия говорила: собирающие земное богатство, подвергаясь трудам и опасностям на море, хотя бы и много приобрели, желают еще большего; за ничто почитают то, что имеют, а стремятся к тому, чего не имеют. А мы, руководясь страхом Божиим, ничего такого приобретать не желаем, хотя бы не имели и необходимого. 11. Мать Синклитикия говорила: подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем. Возлюби кротость Моисееву, чтобы каменное сердце твое обратилось в источники вод. 12. Говорила она: опасно учить тому, кто неопытен в деятельной жизни. Если кто живет в ветхом доме, то, принимая к себе странников, может погубить их в случае падения его дома. Так и те, которые сами прежде не научились добру, погубляли приходящих к ним за наставлением. Ибо словами они призывали ко спасению, а худою жизнью более вредили своим последователям. 13. Еще говорила: хорошо – не гневаться; но если ты разгневаешься, то знай, что не к послаблению страсти твоей назначил меру дня сказавший: солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4, 26). А ты ожидаешь, пока пройдет все это время! Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному. 14. Также говорила: чем более успевают подвижники, тем с сильнейшим врагом вступают в сражение. 15. Также говорила: и враг установил свое подвижничество; и его ученики подвизаются. Чем же различить нам божественное и царское подвижничество от демонского и мучительного? Явно, умеренностью. Во всю жизнь свою неизменно сохраняй правило поста. Не постись четыре или пять дней с тем, чтобы потом разрешить на множество яств. Ибо неумеренность всегда гибельна. Ты юн и крепок – постись, ибо придет старость, а с нею и немощь. Итак, пока ты в силах, собирай сокровище от пищи, чтобы, когда ослабеешь, найти тебе покой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

86) Говорила также: сатана есть вервеплетец, и сколько доставляешь ему нитей, столько и плетет он. Это говорила она о помыслах. Значит, если мы перестаем воспоминать о мирских вещах, то диавол не столько вредит нам. 87) Блаженная Феодора говорила еще: если Бога ради отреклась ты от плотских свойственников, – для чего клятвопреступно опять имеешь к ним чрезмерную привязанность? Или не слышишь, что говорит Господь: любяй отца или мать или другое что от мира, паче Мене, несть Мене достоин? – Кто же не окажется достойным Христа, того часть во аде с демонами. И – горе таковому! 88) Она же говорила: есть два основных делания – великих и крепких, и сохранивший их, благодатию Божиею, избавится от всех страстей. Это говорила она о безмолвии и мо литве. 89) Блаженная Феодора спросила св. Синклитикию: в чем состоит возделывание души? – И она отвечала ей: по моему, возделывает душу безмолвие с молчанием и постом. Кто будет постоянно держать сии три подвига со страхом Божиим, тот благодатию Христовою, скоро обогатится всеми добродетелями. 90) Блаженная Феодора говорила: безмолвие, молчание и молитва скоро приводят ум в исправность. И как не возможно видеть своего лица в мутной воде, хотя оно и весьма красиво: так и душа, без безмолвия, молчания и многаго воздержания, не может увидеть грехи свои и не может спастись. 91) Сказала также: как нельзя построить корабля без гвоздей; так невозможно спастись без молчания, безмолвия и смирения. 92) Блаженная Феодора спросила св. Синклитикию: почему так сильно борят нас демоны? Потому, отвечала святая, что мы отвергаем мать всех добродетелей, т. е. безмолвие с молчанием и терпением. 93) Св. Синклитикия говорила: если скажешь со смирением в каком бы ни было падении: прости, – будет тебе прощено. 94) Она же говорила: если стяжесь какия добродетели благодатию Христовою, не возносись сердцем своим и не говори: такия и такия я совершила добродетели. Но хотя бы ты сотворила их и все, говори: как раба, я исполнила то, что повелено. Если будешь всегда так помышлять в сердце своем, то Господь пошлет тебе помощь от святаго жилища Свое го, и избавит от сетей вражиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9 . Она же говорила: «Не отказывайся от поста под предлогом болезни: ибо и не постящиеся часто подвергались таким же болезням. Начал ты доброе дело? Не отступай же назад. Пусть враг силится воспрепятствовать тебе; но он падет пред терпением твоим. Предпринимающие плавание сперва пользуются попутным ветром, а потом, распустив паруса, встречают и противный ветер. Но несмотря на противный ветер, плывущие не разгружают корабля, а или останавливаются на короткое время, или вступают в борьбу с бурею и продолжают плавание. Так и мы, когда враждебный дух станет нападать на нас, распрострем крест вместо паруса, и будем безопасно совершать наше плавание». 10 . Мать Синклитикия говорила: «Собирающие земное богатство, подвергаясь трудам и опасностям на море, хотя бы и много приобрели, желают еще большего; за ничто почитаю то, что имеют, а стремятся к тому, чего не имеют. А мы, руководясь страхом Божиим, ничего такого приобретать не желаем, хотя бы не имели и необходимого». 11 . Мать Синклитикия говорила: «Подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем. Возлюби кротость Моисееву, чтобы каменное сердце твое обратилось в источники вод». 12 . Говорила она: «Опасно учить тому, кто неопытен в деятельной жизни. Если кто живет в ветхом доме, то, принимая к себе странников, может погубить их в случае падения его дома. Так и те, которые сами прежде не научились добру, губили приходившись к ним за наставлением. Ибо словами они призывали ко спасению, а худой жизнью более вредили своим последователям». 13 . Еще говорила: «Хорошо не гневаться; но если ты разгневан, то знай, что не к послаблению страсти твоей назначил меру дня сказавший: солнце да не зайдет во гневе вашем ( Еф. 4:26 ). А ты ожидаешь, пока пройдет все это время! Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному». 14 . Также говорила: «Чем более успевают подвижники, тем с сильнейшим врагом вступают в сражение». 15 . Также говорила: «И враг установил свое подвижничество; и его ученики подвизаются. Чем же различить нам божественное и царское подвижничество от демонского и мучительного? Явно, умеренностию. Во всю жизнь свою неизменно сохраняй правило поста. Не постись четыре или пять дней с тем, чтобы потом разрешить на множество яств. Ибо неумеренность всегда погибельна. Ты юн и крепок – постись, ибо придет старость, и с нею и немощь. Итак, пока ты в силах, собирай сокровище от пищи, чтобы, когда ослабеешь, найти тебе покой».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Издевательства в этом патриаршем послании сменяются пастырскими молитвами о единении Церкви Христовой, а о признании Феодора царем и вообще о нем не сказано ни слова. Хоматиан отвечал пространно и в тоне более достойном. «Мы оказали, – пишет он, – братское уважение, подобающее твоему сану, а ты ответил бранью и поношением, свойственным извозчикам. Нет между нами общего, кроме правой веры. Ты нас оскорбил и счел достойными церковного наказания за венчание на царство нашего самодержца господина Феодора Дуки и счел это за величайшую дерзость, так как мы будто бы захватили твое право и так как никогда не получались венцы из рук святителей Болгарии... Твое письмо не есть продукт патриаршего суждения, мнения и соглашения. Разве лишь предположим, как писано о патриархе Иакове, что говорила надлежащая власть, а писала рука помощника секретаря твоей святости. Мы не разрушители основ. Но так как в светских делах произошел такой беспорядок, какой, думаю, никогда еще, даже в настоящий век, не гулял с наглостью по земле ромэев, – так что находится в опасности и изувечена непорочная вера наша учением и обычаями народов, осквернивших великую Ромэйскую империю, – уцелевшие на Западе члены синклита и иерархи, да и все бесчисленное войско возбудили вопрос о возведении в царское достоинство названного государя Феодора Дуки и о венчании его теми средствами, и которые были под рукою, так как на содействие извне надежды не было. Ибо восточный удел едва может справиться со своими делами и окружающими его затруднениями, и было нужно, чтобы окружающие нас недруги уступили царскому имени и сану, будучи прогнаны бесчисленными трудами державного и святого царя нашего; и нужно было это для поддержания дисциплины в подданных и особенно в войске. Ибо вызываемый царским саном страх и стыд не только бодрят и радуют подданных, но и сдерживают враждебные настроения». «Мы совершили помазание не по собственному почину, но по решению всех, ради старшинства нашей кафедры. Греческий Запад, кроме того, поступил по примеру Востока; ведь в обход древних константинопольских обычаев провозглашен царь и избран патриарх в епархии Вифинской по нужде обстоятельств; и когда было слышно, чтобы один и тот же архиерей правил в Никее и назывался Константинопольским патриархом? И это состоялось не по постановлению всего синклита и всех архиереев, так как после взятия столицы и сенат, и архиереи бежали и на Восток, и на Запад. И я думаю, – пишет Хоматиан, – что на Западе находится большая их часть».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Там, у стен российского шрастра, разыгралась одна из величайших битв. Сил Синклита России и её демиурга оказалось недостаточно. На помощь устремились ангелы, даймоны и многие просветлённые из других метакультур. Некоторое время врывавшегося удерживал у самого входа в Друккарг великий человеко-дух того, кто был на земле Авраамом Линкольном. Наконец послышался топот белого всадника, устремлявшегося с высот Синклита Мира сюда, в шрастр. Узурпатор был окутан волевым оружием Александра Благословенного и передан блюстителям кармы. Вопль, сотрясавший столько дней чуть не половину Шаданакара, стал глохнуть и глохнуть, пока не умолк совсем. Это спускаемый вниз внедрился в сверхтяжёлые магмы и стал погружаться дальше и дальше, на одномерное Дно» (2,496-497). Жутью веет от этой картины. Но одновременно: трудно читать всерьёз об Аврааме Линкольне и Александре I, белом всаднике, топот которого раздаётся даже в потустороннем мире. Странное смешение запредельных и земных реалий. Точность датировки той битвы также наводит изумление. Андреев же предстаёт здесь как ближайший свидетель происходившего. В «Железной мистерии» этот эпизод, нужно признать, передан с большей поэтической мощью.   Обдумывая конкретную историю, Андреев оказался во многом провидцем. Так, он ясно предрёк, что после освобождения от советской деспотии народ может ожидать всеобщее одичание, разрушение, растерянность, отчаяние. В жестоко гротескной форме отображает поэт свои предвидения. Вот обыденная бытовая сценка:   ШПАНА, слоняясь с гармошкой по пустырям   Господа-товарищи, Не хнычь по теплу: Вон— на пожарище в золу! Стен больше нету, Любись, где лежишь: Впоказ белу свету, как шиш.   ПРОСТИТУТКА   Улица-обочина Бомбой разворочена, Да мне-то В воронке обласкаю Хоть— трёх, хоть стаю,   ЖЕНЩИНА— визгливым голосом   Я милого-хорошего Изрезала на крошево Да в печь молодца.   Любил борщок с ветчинкою, Да сам стал мертвечинкою, Вкусней холодца.   Хохот, трёхпалый свист. (3,236)   Разумеется, не обходится без претензий к Богу:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

7. Мать Синклитикия говорила: «Много коварных сетей у диавола. Не успел поколебать душу бедностью — он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями — вооружается на нее похвалами и славою. Не возмог обольстить душу удовольствиями — он покушается сокрушить ее невольными трудами. Если человек побеждает диавола крепостью телесною, диавол посылает на него болезни. Испросив себе позволение, он поражает тяжкими болезнями, с тем чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему–то тело иногда страждет сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты грешник, то, страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после Суда, не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предадемя (Пс 117,18). Ты — железо, и огонь очистит твою ржавчину. Если ты праведен и подвергаешься болезням, то чрез сие от великого переходишь ты к большему. Ты — золото и чрез огонь делаешься чище. Плоти твоей дан ангел сатаны (2 Кор 12,7) — торжествуй; смотри, кому ты уподобился? Ты удостоился части Павловой. Ты искушаешься горячкой? Наказуешься простудой? Но Писание говорит: пройдохам сквозе огнь и воду, и извел ecu ны в покой (Пс б5,12). Достиг ты первого — ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: нищ и боляй есмъ аз (Пс 68,30). Сия двоякая скорбь соделает тебя совершенным. Ибо Псалмопевец говорит: в скорби распространил мя ecu (Пс 4,2). В сих училищах нужд и страданий будешь образовывать свою душу подвигами. А враг у нас пред глазами». 8. Мать Синклитикия говорила: «Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди их воссылать благодарственные песни к Богу».

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Радуйся, в нуждах наших обращатися к Богу научающий; радуйся, помощниче наш, Богом нам дарованный. Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Кондак 4 Восхотев тобою обратити языки от пути нечестия и открыти им путь истинный, ведущий в живот вечный, си есть веру истинную, веру православную, даже до Рима и Компсады приведе тя Господь, да и в чертогах царских проповеси Бога и тамо многия научиши пети Ему: Аллилуиа. Икос 4 Хотяй обратити многия на путь спасения, попусти Господь демону вселитися в дщерь цареву, и жестоко мучити и ввергати ю многочастне во огнь и воду. Врачеве ничтоже успеваху и ничимже страдания дщери царевой утолити возмогоша. Егда же и сильнии мира сего и всякую врачебную хитрость ведущии ничтоже возмогоша и исповедаху немощь свою, тогда велением Божиим проглагола диавол, яко един есть, иже изгнати его имать, и се есть Трифон. Тогда прилежно искаху и обретоша его в Компсаде. Грядущу же ему и еще далече от Рима сущу, во зопи гласом велиим диавол и изыде, и исцеле девица. Видящии сия дивляхуся и глаголаху: Радуйся, Трифоне, еще далече сущий в бегство диавола обративый; радуйся, яко диавол безсилие свое пред тобою исповеда. Радуйся, молящимся тебе скорый помощниче; радуйся, недугов силою Божиею целителю. Радуйся, оставленных врачами на свои руце приемлющий; радуйся, печали на радость пременяющий. Радуйся, печальным утешение и скорбящим радование посылающий. Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Кондак 5 Видеша вернии, иже в Риме, чудо, пришествием твоим бывшее, укрепишася в вере своей и воспеша Богу, победившему адскаго змия и дарующему верующим в Него таковую силу: Аллилуиа. Икос 5 Уверения ища, тебе пришедшу в Рим, святый Трифон, яко ты еси той, егоже убо яся демон, моли тя император Гордиан, да явиши и ему, и синклиту его, и людем в чувственнем виде диавола, и не отрек лся еси, но, возложив на ся пост, помоли ся Господу дний шесть. В день же седмый, пришедшим царю, синклиту и людем, во зопил еси: «Тебе глаголю, душе нечистый, во имя Господа моего Иисуса Христа явися семо и покажи свой демонский образ зде сущим, и безсилие свое исповеждь…» И бысть тако. И зряху вси безобразие демон ское и дивляхуся вере святаго, вопиюще:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Юноши и старцы, девы и старицы отсекали друг перед другом свою волю, и молодые преклоняли свою выю под иго Христово, не страшась даже смерти. Не бывало такого, чтобы послушник или послушница переспрашивали о приказании с тайной мыслью в сердце: не переменит ли приказывающий послушание сообразно с их собственным желанием? Не говорили бесстыдно в глаза старшим: «А не лучше ли сделать вот так – то?», потому что им и на ум не могло прийти, чтобы они могли понимать дело лучше своих начальников. В то время, исполняя послушание, не переиначивали его по – своему, хотя бы тому, кто делал его, и казалось, что лучше сделать по – иному. И если, для испытания того, насколько полно ты отсек свою волю, велели поливать сухой сук или сажать растение корнем вверх, делали то, не противясь и не переспрашивая. И, конечно, в ответ на приказание сделать что – либо, нельзя было услышать: «Мне некогда» или хотя бы «Сейчас, только вот доделаю». И тем более нельзя было увидеть, чтобы игумен поручал братии одно, а они склоняли его на другое, заставляя слова свои брать обратно. Если и были исключения, то о них записывалось, в назидание потомству, в монастырских летописях как о чем – то выдающемся, наподобие тех поразительных сверхъестественных чудес и деяний, которые совершались великими отцами. В общей массе тогда были все послушны. Патерики, отечники, сборники изречений старцев (γεροντικν), сказания о подвижничестве древних отцов, жития святых переполнены примерами того, как в древности исполняли эту божественную добродетель ( Ин. 6:38 ; Флп. 2:8 ). Исполняли ее художественно и в женских монастырях. Преп. Синклитикия, как мы видели в житии ее, сама достигла совершенства не иначе, как чрез отсечение своей воли, даже пред младшими, даже на смертном одре. Это особенно поучительно, ибо больные, не в пример прочим, с давних пор приобрели себе право на то, чтобы их желания удовлетворялись. Послушанию же она учила и своих сестер. Она знала, что чрез него они скорее всего победят в себе страсти. Она знала из собственного опыта, что не подвиги, не сухоядение или совсем неядение отгоняют от человека блудного беса, а смирение, которое приобретается послушанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Памятозлобие, в свою очередь, рождает новую страсть – злословие. Все равно как цепочка: потянул за одно кольцо – поднимутся за ним другие. Страсть эта – поистине бич всего человечества. Люди, кажется, только и делают, что злословят и осуждают друг друга: в научных трудах, литературе, театре, кино, в гостях, на базаре, на службе, дома, в бане. Не изъяты из общего правила – если можно здесь употребить это слово – даже монастыри. Преп. Синклитикия обличала этот порок в своих сестрах: «Подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем». «Не слушай речей злословия, – говорила она, – чтобы не быть вместилищем чужих пороков. Если примешь в себя нечистые речи, положишь пятно на твою молитву. Наслушавшись худых отзывов, на всех будешь смотреть косо и ненавидеть без всякой причины. Люби врагов, не презирай беспечных и нерадивых. Истинно добродетельные, подражая Господу, евшему с мытарями и грешниками, заботятся о спасении грешников и употребляют все средства наставлять их на путь спасения. Впрочем, тому, кто сам не испытал деятельной жизни, опасно приниматься за научение» 68 . И слушать дурное о ближнем нехорошо, а распускать самому дурные сплетни еще хуже. Нечего и говорить о том, что в обоих случаях это недуг души, неспособной к любви. Я хочу здесь указать на практическую невыгоду этого порока. Доводы о пользе или вреде чего – либо всегда производят на нас большее впечатление, чем идейные соображения. Слушать сплетни невыгодно в том отношении, что они незаметно оседают в душе в виде ржавчины и разъедают наше доброе устроение. Редкая душа – и едва ли существует такая, если она не очистилась от страстей, – может не изменить своего отношения даже к другу или любимому близкому человеку, после того как выслушает о нем нечто худое. Ведь ко злу мы восприимчивы с младых лет ( Быт. 8:21 ), все нехорошее (пусть даже незначительное) сейчас же находит в душе нашей отклик, потому что мы сами страстны. Ты – то не хочешь верить дурному о ближнем и, может быть, долго не веришь, но нажитые навыки в конце концов возьмут над тобой верх. Нельзя около огня не обжечься, стоя в воде – не замочиться. Так расстраивались и великая дружба, и страстная любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Зонара обращает внимание на такое толкование и доказывает безосновательность его, сначала в комментарии на 3 правило II вселенского собора, а затем в комментарии и на это правило. " Кто так думает, говорит он, неправильно думает... Ибо выражение: " имеющий равные преимущества " (τν σων πολαειν πρεσβειων) употреблено ради царской власти и синклита... Таким образом, сии св. отцы говорят, что, поелику этот город, как и древний Рим, получил честь быть городом царя и синклита, он должен быть почтен и в церковных преимуществах, как тот, и должен иметь предпочтение пред всеми другими церквами, но быть вторым по нем (δευτραν μετ " κενην πρχουσαν). Ибо не возможно, чтобы он был удостоен равных прав во всех отношениях " ... И чтобы показать почему это так, отсылает читателя к своим толкованиям 3 правила II вселенского собора, в котором, приведя несколько замечаний общего характера и CXXXI новелллу Юстиниана об отношении между первопрестольными епископами, продолжает: " Итак отсюда ясно видно, что предлог μετ означает умаление и уменьшение (ποβιβασμν χα λπωσιν). Да иначе и невозможно было бы сохранить тождество чести между обоими престолами. Ибо необходимо, чтобы, при возношении имен предстоятелей их, один занимал первое, а другой второе место, и в кафедрах, когда они сойдутся вместе, и в подписях, когда то будет нужно. Итак, то объяснение предлога μετ, по которому этот предлог указывает только на время, а не на умаление (υποβιβασμν), насильственно и выходит не из правой и доброй мысли (διανοας οχ ευθεας, υδ " αγαθς) " . И дальше - в комментарии на данное правило по тому же вопросу: " Ибо предлог μετ понимать, согласно с говорящими, в смысле указания на последовательность времени устроения столицы царства в сих городах, не дозволяет 36 правило Трулльского собора, когда поставляет престол Константинополя вторым после престола древнего Рима и прибавляет: " после оного да числится престол великого града Александрии, потом престол антиохийский, а за сим престол града Иерусалима " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010