Назидательная кончина Амме Синклитикии исполнилось уже 80 лет, когда ее постигла страшная болезнь. Началась она с изнурительной лихорадки. Болезнь томила и без того истощенную подвигами старицу более трех лет. Сильный внутренний жар мучил ее и не давал ни на минуту покоя. К этому прибавилась новая беда: от загнившего зуба стали гнить у преподобной десны. Гниение перешло на всю щеку. Через 40 дней стали видны кости. Зловонная едкая жидкость распространилась по всему телу. Запах от больной был так нестерпим, что сестры, которые прислуживали из чувства сильной любви к старице, едва переносили его. И вот, лежа в таких – то мучениях и страданиях, святая игумения нисколько не думала об их облегчении. Терпение ее было безгранично. Но сестры не выдержали. Пригласили врача. Когда тот явился, она спросила: – Для чего вы хотите остановить полезную для меня борьбу? 3 – Мы вовсе не думаем, – ответил врач, – ни облегчать ваши страдания, ни исцелять вас, хотим только умастить 4 отмершие члены вашего тела, чтобы остановить в них заразу. Она опасна для прислуживающих вам. – Если это не для меня, то пусть будет по – вашему 5 , – тотчас успокоилась страждущая. Так она постоянно отсекала свою волю. Еще более трех месяцев мучилась святая. Только силою Божиею держалась ее душа в теле: человеческих сил, очевидно, не могло бы хватить для этого. За время болезни никакой пищи амма не могла принимать. Спала только по несколько минут. Наконец однажды сказала: – Чрез три дня я буду разлучена с моим ничтожным телом. Это случилось после бывшего ей видения святых ангелов и лика пресвятых дев, призывавших ее к себе. Показаны были Синклитикии при этом и райские селения. Как предрекла, так и вышло: в назначенный день и час светлейшая паче солнечных лучей душа ее разлучилась с многоболезненным, изъеденным страшными язвами телом и перешла ко Господу, в жизнь неболезненную и нестареемую... От уничижения – к славе. Это произошло около 350 года 6 . 3 Вопросы, кому и когда можно лечиться, выяснены у святых отцов подробно. Они могут решаться по – разному. Синклитикия, как достигшая высших степеней духовной жизни, обладала в этом состоянии совершенной верой, терпением и жаждой злопострадати, яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим. 2:3 ). Поэтому она в болезни и в отказе от ее лечения видела для себя только пользу. Для других – маловерных и малодушных – требуется иногда смириться и искать иного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

2 . Блаженная Сарра говорила: трех вещей боюсь я – когда душа имеет выйти из тела, когда имею предстать Богу и когда изыдет о мне последнее определение в день Суда. 3 . Однажды блаженная Сарра, увидев юную монахиню смеющейся, сказала ей: не смейся, сестра, ты этим отгоняешь от себя Страх Божий и подпадаешь посмеянию дьявола. 4 . Преподобная Пелагея говорила о бесстыдной вольности (или смелости) – родительнице всякого зла: вольность, как огонь пламенеющий, поедает все плоды души. Начало падения монаха – смех и вольность. Одна монахиня спросила ее: «Что мне делать, госпожа моя, с грехами моими?» Преподобная Пелагея ответила: «Желающий избавиться от грехов своих безмолвием, молчанием и плачем избавляется от них». 5 . Блаженная Феодора сказала: «Люби молчание больше, чем хорошую беседу; молчание есть сокровище монахов, беседа же иждивает богатство их». 6 . Святая Синклитикия говорила о преподобной Феодоре, что всю четыредесятницу она довольствовалась семью литрами чечевицы и одним кувшином воды. «Если ты победила любодеяние грубое, – говорила святая Синклитикия, – то враг влагает любодеяние (более тонкое) в чувства твои. Когда воздержишься и от сего любодеяния, то он воздвигнет невежественную брань, припоминая пригожие лица, непристойные одежды, соблазнительные разговоры». Еще говорила: «Дело врага одеваться в чужие одежды, а свое оружие держать под покровом». 7 . Блаженная Сарра говорила: «Человек не должен принимать двух помыслов – блуда и осуждения ближнего». О блаженной Сарре говорили, что она с 15 лет сильно была борима демоном блуда, и за это время никогда не просила Бога, чтобы Он избавил ее от брани, но только говорила: «Боже, укрепи меня». 8 . К блаженной Матроне пришла сестра и спросила: – «Что мне делать? Меня смущает блудный помысел». Она ответила: «Прости меня, я никогда не была борима демоном блуда». Сестра соблазнилась и сказала: «Мне кажется, что это выше естества. Поясните мне это, мать моя». Блаженная Матрона улыбнулась и сказала: «Прости меня, с тех пор, как я стала монахиней, я не пресыщалась ни хлебом, ни водой, ни сном».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

При этом на голову провозглашаемого возлагалась шейная цепь офицера-кампидуктора (torques). Раздавались выкрики: «Такой-то, ты побеждаешь (tu vincas)!» Новый император раздавал солдатам донатив – денежный подарок. С 457 г. в коронации начал принимать участие константинопольский патриарх (см. «Лев I»). Позже участие церкви в коронации стало более активным. Церемония поднятия на щите отошла на второй план (по мнению Г. Острогорского с VIII в. вообще исчезла). Ритуал провозглашения усложнился и стал начинаться в палатах Большого дворца. После нескольких переодеваний и приветствий придворных и членов синклита кандидат входил в митаторий – пристройку к храму св. Софии, где облачался в парадные одежды: дивитисий (род туники) и цицакий (разновидность плаща – хламиды). Затем он вступал в храм, проходил к солее, молился и вступал на амвон. Патриарх читал молитву над пурпурной хламидой и надевал ее на императора. Затем из алтаря выносили венец, и патриарх возлагал его на голову новоиспеченного василевса. После этого начинались славословия «димов» – представителей народа. Император сходил с амвона, возвращался в митаторий и принимал там поклонение членов синклита. С XII столетия вновь возродился обычай поднимать кандидата на щит, и в чин поставления на трон добавилось миропомазание 8 . Но смысл первого обряда изменился. Кандидата поднимали на щите уже не солдаты, а патриарх и высшие светские сановники 9 . Затем император шел в св.Софию и участвовал в богослужении. После молитвы патриарх крестообразно мазал голову василевса миром и провозглашал: «Свят!»; этот возглас трижды повторяли иереи и представители народа. Затем диакон вносил венец, патриарх надевал его на императора и раздавались крики «Достоин!». К воцарившемуся императору подходил мастер с образцами мрамора и предлагал ему выбрать материал для гроба – в напоминание того, что и правитель богохранимой Империи ромеев тоже смертен. Несколько иначе было обставлено провозглашение «младшего» императора-соправителя (бумвабилеус).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Слово по порядку 63 принадлежит гневу, то есть речь пойдет о гневе. Поучает мать Синклитикия: «Хорошо не гневаться. Но если случится предаться гневу, то знай, что не к послаблению страсти твоей назначил меру дня сказавший: солнце да не зайдет во гневе вашем ( Еф. 4:26 ). А ты ожидаешь, пока пройдет все это время! Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному» 64 . Здесь две главных мысли. Прежде всего, надо тотчас же, как пришлось согрешить гневом (например накричать на кого – либо), попросить у обиженного нами прощения. Нельзя дожидаться, когда тот сам придет к нам кланяться. Свойство страстей таково, что со временем они укрепляются. Пропустил первый момент – через час очень трудно будет исправить дело. Пословица «куй железо, пока горячо» очень хорошо учитывает это обстоятельство. Действительно, после того, как ревность первого раскаяния прошла, демоны употребят все средства, чтобы не дать нам совершить добродетель. И стыд будут внушать, и мысль, что соблазним своим поступком окружающих и что, может быть, еще более рассердим того самого, кто нами оскорблен. Но, конечно, их слушать не надобно. Как согрешил, так тут же и поклон в землю: «Прости меня, брат, Христа ради...» Вторая мысль преподобной состоит в том, что нам, собственно, и гневаться – то на людей нет никаких оснований. Странно было бы преследовать бранью и бешеным криком отравившегося и забывать совершенно об отравителе. Конечно, человек виноват, что он нажил страсть, но гневаться на него за то, что эта страсть в его сердце приведена в движение диаволом, по меньшей мере, странно. Наоборот, оскорбивший нас человек, как больной – ибо всякая страсть есть болезнь души, достоин всякого сострадания и любовного с ним обращения. Даже если он не сознает худости своих поступков, то и это не может служить извинением для нашего ответного гнева. Часто и физически больные просят себе во вред чего – либо, иногда и делают недозволенное, а иногда совершают проступки против совести и спокойствия ближних, но это не вызывает обиды со стороны последних. У гневающихся же при вспышке гнева ум весь ослепляется страстью. Иногда даже сознание потухает 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Как и апостолы Христу говорили: Се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом: что убо будет нам? ( Мф. 19:27 ) В подобном вопрошании нет ничего дурного и соблазнительного. Прекрасна добродетель добровольной нищеты и всяческих лишений, но ее исполнение – тяжкий крест. Несущие его, как выражается Синклитикия словами апостола, «имеют скорбь по плоти» (ср.: 1Кор. 7:28 ); у них должна быть «крепкая душа». Идущим крестным путем нужны и утешения, и подкрепление, и напоминания о скором конце здесь и вечном воздаянии и блаженстве там. Однако таковые получают выгоду, приобретение от нищеты еще и на грешной земле: «живущие в нищете... спокойны душою», «крепкая душа чрез произвольную нищету еще более укрепляется». Свое положение о том, что нестяжатели наслаждаются полным душевным миром и спокойствием, преподобная развивала в другой раз еще таким образом. «Собирающие земное богатство, – говорила она, – подвергаясь трудам и опасностям на море, хотя бы и много приобрели, желают еще большего (таково свойство страсти любостяжания и сребролюбия! – Еп. Варнава); за ничто почитают то, что имеют, и стремятся к тому, чего не имеют. А мы, руководясь страхом Божиим, ничего такого приобретать не желаем, хотя бы не имели и необходимого» 23 . Итак, страх Божий в силах даровать человеку спокойствие даже в том случае, если он нуждается в какой – либо вещи и не получает ее. А сколько в каждой общине (и в любом обществе) неудовольствий следующего рода: «У меня нет такой – то вещи, а тому или той дали ее» или «У меня нет того – то, а я без него жить не могу», и так далее вплоть до ропота на Бога, а не только уже на старших и ближних. Страха Божьего в нас нет, вот отчего все это... О послушании Особенно необходима в монастыре – да и не только в монастыре – добродетель послушания. Когда монашество только начинало свое существование, оно было на такой высоте, о которой мы теперь не можем составить и понятия. Ухо нынешних людей, считающихся даже благочестивыми и числящихся у иных учителями, не может вынести тех вещей, которые тогда не возбуждали ни в ком соблазна, а разве лишь изумление перед рачительностью послушников.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

(“бэ’апи”), не скажут уста мои неправды...» ( Иов. 27:3 .) После таких столкновений плач еще более увеличивается, человек начинает плакать уже не только о себе, но и о других. Молится, чтобы других просветил Господь. Ведь и он когда – то думал так же, как они... И если человек укрепит в себе этот плач, то увидит горний свет еще здесь, на земле. Дивные тайны откроются ему. Он приблизится к Богу, и Бог к нему ( Иак. 4:7 – 10 ). Но есть и другой плач и иная печаль. Модница плачет о том, что у нее нет новой весенней шляпки и вышли из моды ботинки, что такой – то стал ухаживать за такой – то, а та более красива или счастлива, чем она; молодой человек печалится о малом количестве карманных денег, которые он может потратить на удовольствия; жена плачет из – за обиды, что изменяет муж, а муж, в свою очередь, – что имеет неудачи по службе; врач, инженер, адвокат – все недовольны, что мало зарабатывают, все им мало; купец приходит в отчаяние от понесенного убытка, и так далее, и тому подобное. Все плачут и печалятся, даже живя в роскоши и богатстве, но сокрушаются – о тленных вещах. Не имеют чего – либо или теряют что – то, вот и печалятся. Иногда от такой печали иссыхают, заболевают и даже умирают ( 2Кор. 7:10 ). Эта печаль бесовская. Враг рода человеческого навевает ее. Мучится, стонет человечество, пытается сделать жизнь беспечальной, но без Бога ничего не может. А культура 74 и усовершенствования только заменяют один вид печали другим. И у спасающихся, и у монахов бывает греховная печаль (навеянная «слева»). Если они скорбят, что пища у них плоха, одежда груба и бедна, послушания тяжелы, помещения тесны, то, понятно, ничем не разнятся от вышеуказанных обычных людей. Но иногда подвизающиеся унывают по другой причине или, вернее, без всякой причины. Это обволакивает их тот род демонской печали, о котором говорила выше преп. Синклитикия. Какое – то «утомление» от спасительных трудов. Делается невыносимо скучно. Безотрадно. «Все одно и то же, одно и то же...» (разумеется в деле спасения). Словно какая – то чугунная плита лежит на сердце. Кругом ни единого проблеска, все постыло, уныло, неинтересно. Молитва не движется, не согревает. Духовное чтение претит. Охватывает острое чувство полного одиночества. Нет, кажется, никакого выхода из положения...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В минуты брани с диаволом блаженная, в начале славословия, призывала на помощь Владыку Христа, ибо не довольствовалась одним лишь физическим подвигом, заграждась от львиного натиска диавола. Тотчас же с молитвой приходил Господь, а враг убегал. Но иногда враг подолгу восставал на нее, а Вседержитель оставлял подвижницу, чтобы еще более закалить ее добродетельную душу. Преподобная же убеждалась, что продолжительная брань становится причиной больших дарований, и еще более укреплялась на врага. Она умерщвляла себя не только через воздержание от большого количества пищи, но отказалась от всего, что доставляет удовольствие: хлеб вкушала только из отрубей, воду очень часто совсем не употребляла, спала на голой земле, и то совсем немного. Синклитикия употребляла подобное оружие до тех пор, пока продолжалась брань. Она постоянно ограждала себя молитвой, как щитом и верой, соединенной с надеждой и любовью, как шлемом. Вера крепко обнимала всю ее душу, а, кроме того, преподобная была весьма милостивой, не всегда в действии, но всегда в произволении. Когда враг был побежден, и брань утихала, преподобная давала себе отдых от чрезмерного подвига. Делала она это для того, чтобы члены тела не отторгнулись от мышц, что стало бы признаком поражения. Ведь когда повреждается оружие воина, на что другое ему еще надеяться, как тогда победить в брани? Некоторые повредили себе немыслимым постом выше силы, и таким образом как бы уклонились от битвы с врагом, погубив самих себя. Но блаженная Синклитикия все делала с рассуждением: когда начиналась брань, она воевала с врагом молитвой и упражнениями, а когда прекращалась – снова начинала заботиться о теле. Так поступают моряки. Когда их настигает буря, они ничего не вкушают, а все свое искусство употребляют на борьбу с опасностью, когда же опасность минует, они начинают заботиться о поддержании телесных сил, обычно пользуясь штилем для отдыха от прежних трудов. Однако даже и в затишье они не проводят время без забот, не предаются глубокому сну. Только что выдержав испытание бурей, они снова думают о буре грядущей, и хотя шторм и прекратился, но море не уменьшилось, хотя ветер и утих, но воздух, порождающий его, присутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И потому возникают какие-то действия людей против меня и в отношении ко мне. Есть множество духовных реальностей, понятий, направлений жизни, и мы можем знать о них, но помним ли мы их в данный момент, действуем ли мы в соответствии с этими координатами, с этими реальностями? Или мы выпадаем в осадок, как труднорастворимые соли? Как их там ни размешивай, потом, как только прекратили разбалтывать, они осаждаются. То есть наше обычное состояние и наша обычная реакция на окружающий мир, на ближнего - это прежде всего плотская реакция. Потом, если мы очнемся, вспомним, что мы христиане, то пытаемся сделать что-то духовное, помолиться и прочее. К сожалению, долго находиться в состоянии внимания могут только монахи, живущие на Афоне. Как говорит архимандрит Софроний (Сахаров), там монахи двадцать пять часов в сутки находятся во внимании. В схиме они живут в присутствии Божием, смотрят, какие бесы на них нападают, какие помыслы борют, какие чувства входят в их сердце, и как надо защищаться, что надо делать, чтоб не поддаться, чтобы не быть пораженным и умерщвленным. Мы же в миру обычно устремляемся к большему удовольствию, к большему покою, к большему наслаждению. Как Паисий Афонский говорит: «Если миряне двое сидят, дадут им десять персиков, они делят пополам. А если человек духовный, то берет один персик и говорит: мне достаточно, я наелся». Или как святая Синклитикия, у которой собрались отцы, и она взяла один персик, а один из отцов говорит: посмотрите, Синклитикия - настоящая пустынножительница. Спрашивают: почему она взяла самый гнилой персик? То есть она действовала не по плотскому мудрованию. Давайте посмотрим, что мы себе берем? Самое худшее или самое лучшее? Кто выбирает в нас? Каким образом мы тут действуем? Мы действуем как христианин или как язычник? Значит, соответственно, можно быть христианином и в малом. Это зависит от меры нашего внимания, от нашего мировоззрения, от того, что мы ищем: утешить себя, усладить, упокоить, или понудить себя, распять плоть со страстьми-похотьми, пожертвовать чем-то, потрудиться как-то Господу, побороться с падшим духом.

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/10/...

После этого, лукавый Сантаварин сказал тайно царю Василию: — Сын твой Лев хочет внезапно убить тебя, чтобы царствовать одному. Доказательством его злого умысла послужит тебе следующее: когда ты отправляешься на охоту, и он с тобою, то он носит спрятанный в сапоге при ноге меч, приготовленный для того, чтобы в удобное время внезапно ударить тебя и убить. Если хочешь в том убедиться, испытай на деле — ступай на охоту, взявши и его с собою и, когда придешь на поле, вели осмотреть, что он имеет в сапоге. Вскоре царь Василий, взяв юного царя, сына своего, отправился на охоту и, будучи на поле, повелел осмотреть, что имеет царь Лев в сапоге, и там найден был спрятанный небольшой обоюдоострый меч. И воспылал тотчас Василий пламенем неизреченной ярости и гнева на сына своего, считая за правду поведанное Сантаварином, будто сын хотел убить его. — Для того он и меч приготовил, — сказал он. Лев же, будучи ни в чем невиновен, уверял, что носил меч не для смерти отца, а для сохранения жизни его. Но, сильно разгневанный, отец, не желая слушать ни единого его слова, тотчас заключил его, а также и супругу его, блаженную Феофанию, в некотором, бывшем в царских палатах, тайном помещении, и приставил к ним крепкую стражу. Так лукавый волхв Сантаварин отомстил царю Льву; самым же ужасным при этом было то, что, по внушению того же Сантаварина, отец хотел сыну выколоть и вынуть очи. И сие дело непременно бы совершилось, если бы патриарх и весь синклит не удержали царя. Более трех лет безвинный царь Лев и блаженная Феофания, не сделавшие никакого зла, пробыли в заключении. Там они ни в чем ином не упражнялись, как только в молитве и посте, скорбя о своем заключении и призывая Всевидящего Бога во свидетели своей невинности. Несколько раз синклит хотел просить царя за сына, но не находил удобного времени. Наконец, выпал случай, когда можно было обратиться с таковой просьбой. Это произошло так. В царской палате была птица, попугай, наученная произносить человеческим голосом некоторые слова и своим произношением забавлявшая царя и других, кто слышал попугая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Вот с этого-то рокового дня свадьбы и началось злоключение всей жизни Андрея Александровича. Из церкви, после венчания, молодые приехали благополучно домой, где их и всех многочисленных свидетелей нового супружеского счастья ожидал обильный пир: Андрей Александрович не жалел издержек, чтобы как можно торжественнее отпраздновать праздник своего сердца. Но Бог судил иначе, и праздник обратился в горе, а веселие — в плач, и на плечи молодому свалилась такая скорбь, которой наши горожане в патриархальности своих обычаев не только не видывали, но о которой даже и слухом-то не слыхивали. По приезде из храма после венчания домой, молодые супруги были встречены толпой поздравителей разного пола, звания и возраста. Полилось шипучее искрометное вино; раздались шумом восклицания, поцелуи, приветствия: в общем приветственном гуле и суматохах смешалось все — и поздравители, и новобрачные. Затем веселая и шумная толпа разделилась на группы и разъединила новобрачных… А искрометная влага хлопала пробками, и рекой разливалось по бокалам шампанское… Молодой сиял радостью увенчанной любви, но непродолжительно было его счастье… Распорядитель брачного пира пришел приглашать новобрачных и гостей к обеденному столу, стали соединяться разрозненные группы приглашенных, и тут заметили, что самой виновницы торжества нет ни в одной из собравшихся групп гостей. Раздались по всему дому восклицания: — Синклитикия Платоновна, где вы? А Синклитикии Платоновны и след простыл. Искали ее по всему дому, обыскали, можно сказать, все мышиные норки: бегали в сад, искали по двору, во всех дворовых хозяйственных постройках… С молодым обморок сделался; а молодая как сквозь землю провалилась, — так и не нашли Синклитикии Платоновны. Тут всем стало ясно, что сотворилось что-то неладное, настолько что-то необычайное, чему жители нашего города сгоряча даже и названия подобрать не сумели. Что же вышло? А вышло то, что Синклитикия Платоновна для отвода только глаз заглянула в квартиру мужа и вслед, воспользовавшись поздравительной суматохой, под каким-то благовидным предлогом вышла из залы, прошла на крыльцо, где уже стоял дорожный экипаж и укатила в направлении к выезду из города. Все это, как потом оказалось, видели соседи и ахнуть не успели, а понять-то уже только потом поняли, когда дознались, что Синклитикия Платоновна сбежала с одним молодым местным помещиком. Узнал об этом и несчастный молодой, но горю своему уже не мог ничем помочь: и молодая, и ее соблазнитель скрылись бесследно из нашего города.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010