Сохранилось множество свидетельств о деятельности Г. п. д. в качестве писцов. В описи государевой б-ки 1682 г. содержатся сведения о певч. рукописях, написанных: Михаилом Осиповым, Юрием Крюком Букиным, Семеном Денисовым, Богданом Ивановым Златоустовским, Алексеем Ивановым Никифоровым, Григорием Панфиловым Тюнским, Иваном Семёновым, Юрием Фёдоровым, Иваном Никифоровым. Написание певч. книг активизировалось в посл. четв. XVII в. и было связано сначала с переводом певч. репертуара на истинноречие (2-я московская комиссия дидаскалов), а затем с созданием его нотолинейного варианта. Со времени правления Иоанна Грозного до нач. XVII в. сохранились сведения о назначении Г. п. д. «даными приставами» (посредниками в судных делах) над монастырскими и др. церковными владениями и недельщиками (выполнявшими временные поручения по судебным делам). Грамотой 1534 г. игумену Феодосиевой пуст. жаловалось право вершить суд над монастырскими слугами и крестьянами, а по их делам «посылать» царского певчего Артемия Гурьева Протопопова. Согласно росписи от 20 марта 1573 г., в государевом хоре обязанности недельщиков выполняли Василий Потапов и его сыновья Истома, Постник Савлук Михайлов, Третьяк Зверинцев (в 50-х гг. XVI в. был приставом). Нередко Г. п. д. посылались и в дальние поездки. В мае 1663 г. Осип Голчин и Андрей Фёдоров вместе с благовещенским попом Алексием были посланы «до Архангельского города и до Соловецкого монастыря». Как и др. категории служилых людей (напр., приказные дьяки и подьячие), Г. п. д. иногда участвовали в военных смотрах и учениях. В окт. 1694 г. по указу царя Петра недалеко от Преображенского была построена земляная крепость и разработан план ее осады. В число защитников крепости вошла конница из Г. п. д. Лишь с появлением специализации в среде служилых людей происходило постепенно сокращение несвойственных певцам обязанностей до основной - государевой певч. службы. Обучение Г. п. д. выполняли важнейшее в жизни хора дело обучения молодых певцов. В 1617 г. «учили петь маленьких певчих дьяков» большой станицы нижник Иван Фёдоров и вершник Богдан Кипелов и 2-й станицы вершник Иван Семионов и демественник Постник Степанов.

http://pravenc.ru/text/166319.html

Во 2-ой пол XVI в. в Ростове жил Христа ради юродивый Артемий Третьяк. Зимой и летом блаженный носил только одну только рубашку, и, как пишет о нем краткое житие, «все бегал». Он очень мало вкушал пищи: «бегая, ухватит полуденежный калачик и, ухватив зубами, держит его; весь калач исщиплет и размечет, а что во рту – то была его пища». Блаженный творил чудеса и имел пророческий дар. Как-то он два дня пребывал в великой печали, а на третий стал вдруг бегать по городу с воплями: «Стреляй, вешай скорей, скачи, умывайся да ложися!». Как оказалось, в это время в Москве Иван IV Грозный казнил «различными муками» многих из своих приближенных бояр и дьяков. Блаженный Артемий часто молитвенно прибегал к святому Исидору Твердислову, а после своего преставления был положен напротив гроба святого Исидора. В краеведческой литературе XIXb упомянуты еще два подвижника, погребенных при Вознесенском храме: блаженные Стефан и Афанасий. К сожалению, подробных сведений о них не сохранилось. Источник: Священник Александр Парфенов. Святыни Ростова Великого. – М., 2004. с.162-164. Церковь Вознесения Господня в Ростове построена в 1566 году по повелению государя и царя Иоанна Васильевича Грозного на казенный счет. Престолов в ней два: Вознесения Господня и Св. Исидора Блаженного, Ростовского чудотворца, коего святые мощи здесь почивают под спудом. Церковной земли 1 десятина 978 кв. сажень. В приходе 40 домов, душ муж. пола 157 и жен. пола 190. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии». г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г. Вознесенская приходская церковь каменная, одноэтажная, одноглавая и однопрестольная. Построена в 1566 г. по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного вместо деревянной, царскою казною. Придельный храм теплый, пристроен с южной стороны в 1786 г. во имя св. блаж. Исидора ростовского чудотв., почивающего здесь своими мощами под спудом; память его св. церковью празднуется 14 мая. В арке между холодною и теплою придельною церковью - серебряная гробница св.

http://sobory.ru/article/?object=00593

(1630 г. 10 января). Письмо второе Святыя обители Пресвятыя Богородицы честныя и славныя ея Похвалы Черногорскаго монастыря честнейшему отцу, великому господину игумену Макарию Георгий Третьяк Лыткин челом бьет. Вели, господине, ко мне писати о своем спасенном пребывании, как вас милосердный Господь сохраняет и пожалуешь, господине, про ваше суетное житьишко спросишь, и мы в Ярославле скитаемся ваших ради молитв, июня по 12 день дал Бог живы, а впредь на Божию милость уповаем. Послал есми, господине, в дом Пречистыя Богородицы и честныя и славныя ея Похвалы на Черную гору с прикащиком своим Карпом Догадовым евангелие престольное московская печать, переплет доброй, по обрезу золочено, обложено все серебром, распятие Господне и евангелисты серебряные золочены, в красной оплечки резь пестрая, а угольники и застежки резь белая, подклейка бархат травчатой. А стала мне та книга евангелие со всем окладом и делом тридцать семь рублей; – да три пелены: на одной вышит образ Преевятыя Богородицы, опушка оберь червчатая, да две пелены налойных, средина камка алая, а опушка тафта зеленая, цена всем пеленам три руб. Тебе бы, господине, та посылка у Карпа принять и держать святое евангелие на престоле у Пречистыя Похвалы в дому безотлучно и безотъимочно во веки, а пелену образ Пречистыя шитую приложить бы тебе к чудотворному образу Пречистыя Богородицы Одигитрия, а две пелены налойных держать бы тебе в крестном хождении одна под евангелием, другая на блюде под крест. Да с Карпом же послал свещник точеный деревянный вызолочен, цена 2 рубля, и тот свещник поставить бы вам пред Пречистыя же образ Одигитрия, свечи местныя, да сей же, господине, весны послал я Пречистыя Богородицы в дом Черныя горы монастыря с казначеем старцом Александром образ местной Пречистыя Богородицы, промену дано за тот образ четыре рубли, да ему же шесть рублев денег дано на хлебную покупку. И всей, господине мой, посылка в нынешнем 7139 году Пречистыя Богородицы Похвалы в дом с казначеем старцем Александром и с Карпом обоего на пятьдесят на два рубли.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Настоящих духовных старцев всегда немного. Мне приходилось слышать, что сейчас даже на Афоне есть только несколько человек, у которых идет настоящая молитва . Я об этих высоких вещах судить не могу, но думаю, что отец Павел был настоящим духовным человеком, стяжавшим подлинную молитву, крепкую веру и нелицемерную любовь. Я верю, что и сейчас он имеет дерзновение молиться за нас, грешных, и поддерживать нас на нашем многотрудном пути. Игуменья Варвара (Третьяк), Свято-Введенский Толгский монастырь Впервые с великим старцем отцом Павлом я встретилась в Толгском монастыре в 1987 году, когда была благочинной обители. Батюшка шел по монастырю с матерью Пиамой и отцом Евстафием и, увидев меня, спросил: «Кто это такая?» Ему ответили: «Это мать Варвара, благочинная». Тогда он сказал: «Ох, а какая быстрая, какая быстрая!» Приходилось быть быстрой, потому что в монастыре в то время все было разрушено, как после войны. Жили мы тогда в двухэтажном здании, где сейчас останавливаются паломники. Одна келья там была более-менее сохранившейся, а все остальное было в полном разорении. В то трудное время каждый батюшкин приезд очень нас воодушевлял; но особенно помогали его молитвы. А чаще всего, конечно, мы сами ездили к нему в Верхне-Никульское, а потом в Тутаев, где он служил. Однажды случилось так. Мы ехали к отцу Павлу, и вдруг нам навстречу вылетел грузовик – прямо лоб в лоб. Мы только ахнули – ведь были буквально на волосок от смерти! Приехали к батюшке перепуганные, рассказали все. А батюшка, провожая нас, сказал, воздев к небу руки: «Архистратиже Михаиле! Промети игумении Варваре дорожку!» Мы поехали – и не встретили по дороге ни одной встречной машины! Это чудо случилось по его молитве. Батюшка много рассказывал о годах, проведенных им в лагере. За его доброе сердце его любили не только заключенные, но даже и сами тюремщики. Рассказывал, как потерял там зрение. Во время допросов прямо в глаза направляли яркий свет. Отворачиваться и закрывать глаза не разрешали – сразу начинали бить.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Arhiva În ziua când a împlinit 60 de ani, mitropolitul de Sanct-Petersburg i Ladoga Varsonofii a oficiat Liiturghia la catedrala icoanei Maicii Domnului de Kazan în capitala de nord a Rusiei 4 iunie 2015 11:30 3 июня 2015 года, в среду 1-й седмицы по Пятидесятнице, память Владимирской иконы Божией Матери и святых равноапостольных Константина и Елены, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии, совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . В этот день владыке исполнилось 60 лет. Его Высокопреосвященству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Смоленский и Рославльский Исидор , митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир , архиепископы Петергофский Амвросий , Пятигорский и Черкесский Феофилакт , епископы Выборгский и Приозерский Игнатий , Царскосельский Маркелл , Кронштадтский Назарий , Краснослободский и Темниковский Климент , Павлодарский и Экибастузский Варнава , Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , Гатчинский и Лужский Митрофан , Армавирский и Лабинский Игнатий , Щигровский и Мантуровский Паисий , а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов, духовенство епархии, гости в священном сане из епархий Русской Православной Церкви, прибывшие на торжества в честь юбилея владыки. За богослужением молились монашествующие, в том числе настоятельница Толгского монастыря Ярославской епархии игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). Вместе с приходским хором богослужебные песнопения исполнили хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии и смешанный хор духовных школ.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4110170...

м. м. 1684 г. с позднейшими добавлениями (содержит 39 актов за 1547-1684, из которых 22 относятся к периоду с 1547 по 1613) (Там же. С. 288-289). Значительная часть документов Н. м. м. хранится ныне в ОПИ ГИМ (Ф. 596), куда был передан формировавшийся с 20-х гг. XX в. архив музея «Новодевичий монастырь». Библиотека Библиотека монастыря формировалась с момента основания обители, однако в XVI - нач. XVII в. неоднократно страдала от пожаров и разорений. В XVII в. в ней хранилось большинство новых изданий московского Печатного двора , Верхней типографии в Московском Кремле, труды правосл. церковных писателей XVII в. (Петра (Могилы), Иоанникия (Галятовского), Иннокентия (Гизеля) и др.). По заказу мон-ря создавались рукописные, украшенные миниатюрами сборники Житий и нотные Ирмологионы. Благодаря анализу вкладных записей удалось выделить издания, составлявшие б-ку богослужебной лит-ры, собранную «кутеинскими» старицами и перевезенную из Орши в Москву (82 издания московской и киевской печати). Книги покупались старицами «на общу», приносились в дар представителями династии Романовых (в т. ч. царем Феодором Алексеевичем, царевной Софией Алексеевной), покупались старицам их духовниками ( Шведова. 1986. С. 86-88). Б-ка серьезно пострадала во время пребывания в обители наполеоновских войск в 1812 г. Святыни и достопримечательности Ризница Н. м. м. в основе своей состояла из предметов, являвшихся царскими и княжескими вкладами, а также вкладами и пожалованиями духовных лиц. Среди наиболее ранних: икона Божией Матери «Ярославская» (Новгород, Панфил Третьяк, 1564 г., ныне в ГИМ; считается вкладом царя Иоанна IV Васильевича Грозного) и водосвятная чаша (Москва, 1582 г., ныне в ГИМ; поминальный вклад царя Иоанна IV по сыну, царевичу Иоанну Иоанновичу); серебряное церковное блюдо (сер. XVI в.) с записью о принадлежности инокине Александре (кнг. Ульяне (Иулиании) Димитриевне; ныне в ГИМ). После смерти царицы Ирины Феодоровны (в иночестве Александры) царь Борис Феодорович Годунов пожаловал в Н.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Толгская икона была обретена в 1314 году. Тогда епископ Прохор, возвращаясь из монастыря Кирилла Белозерского в Ярославль, заночевал на правом возвышенном берегу Волги. Ночью в шатер владыки проник яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу у устья речки Толги, где в те времена был дремучий бор. Столп отражался в реке световой дорожкой. Пав на колени и помолившись, владыка, опираясь на свой жезл, ступил на эту дивную дорожку и перешел по ней реку как посуху. На другом берегу святитель увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Владыка стал молиться перед этим образом. После молитвы владыка вернулся в шатер, а утром обнаружил, что оставил свой святительский жезл на месте молитвы возле иконы. Вернувшись, святитель обрел и жезл, и икону. Епископ сразу же захотел принести Пресвятой Богородице хоть самые малые труды — он принял решение строить деревянный храм на этом месте и до тех пор, пока его не построит, в город не возвращаться. Узнавшие о чуде Божией Матери и о решении владыки ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Так к полудню храм был уже возведен. Вскоре на этом месте возник монастырь, а Толгская икона прославилась многими чудесами. Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. В 1926 году монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение обители проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из Ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с того времени пребывает в монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

Святый пророче Божий, Науме, вразуми ми и накажи своею Милостию и благодатию, добре руководство навыкати Обычай этот заимствован у греков, которые Косму и Домиана также почитали помощниками в обучении, и есть свидетельство, что для испрошения этой помощи, приходили именно в храм этих святых. В сочинении Дюканжа: Constantinopolis christiana, lib. III, p. 122 помещены следующие стихи, написанные Иоанном епископом евхаитским ко храму Космы и Домиана: Κθ ν μον σνεισιν ο γεγραμμνοι Ανργυρος μεν τρπος τοζ συγγνοις, Τχνη δατρο, θαυματονρηο τε πλον, ν ον θλεις μισθον ξαιτο χριν. θια γσ γγς υτυχς δε κα τχνη. Обычай служить молебен пророку Науму пред началом ученья детей и доселе ведется между крестьянами. Думая научить сына грамоте или какой-нибудь механической работе, крестьянин идет спрашивать церковного причетника: когда бывает день пророка Наума! Узнавши, он служит в тот день молебен пророку Науму, и потом ведет сына к учителю. Отсюда образовалась простонародная поговорка: «один пророк Наум наводит на ум». Восточно-византийская санктология напечатлелась не только на всем житейском миросозерцании древне-русских людей, но и на самых именах их. До крещения Руси, имена давали или волхвы, ведуны, или как хотела родители назвать свое дитя, так и называли. Имена давались в роде таких: Богдан, Бажен, Ждан, Второй, Третьяк, Месоед, Подрог и другия, которые после обратились в прозвища (Опис. рукоп. рум. муз. стр. 2, 6–7). Природные или самопроизводные славянорусские имена большею частию выражали качества и предметы естественные и бытовые. Но со времени крещения Руси Владимиром великим, имена стали давать в честь святых. Впрочем, многие из простого народа до позднейшего времени носили детей своих к волхвам и чародеям, и те нарекали им имена. Так особенно было на финском севере, где сельские жители, в XVI в. призывали к себе чудских колдунов арбуев, которые и давали имена новорожденным. В казанском краю тоже, в XVI веке и после, новокрещенные чуваши, черемисы и вотяки призывали к родильницам и к детям не попов, а баб; тоже было в XVII веке в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Думаю, здесь имеется определенная проблема, с которой вам, профессиональным спортсменам, нужно бороться – то есть приучать спортивных болельщиков к некой общечеловеческой этике, которая должна быть им присуща так же, как она присуща другим людям. Перед началом передачи Вы сравнили стадион с театром или концертным залом. Но все-таки люди, которые приходят на концерты или в театр, ведут себя, как правило, прилично. Они стараются одеться соответствующим образом. Существует определенный этикет, культура. Я думаю, что очень важно воспитывать такую культуру и у спортивных болельщиков. В. Третьяк: Я с Вами полностью согласен, мы все вместе должны работать с болельщиками. Конечно, больше проблем в футболе. На хоккей у нас приходят мамы, дети. Не боятся. Почему? Потому что здесь больше контроля. На футболе наши болельщики позаимствовали самое плохое у своих английских коллег. Они приходят для того, чтобы выплеснуть эмоции. С ними должны работать и спортивные организации, и клубы, и кумиры, которых они уважают. Для них слово чиновника ничего не значит, но если к ним выйдет знаменитый хоккеист или футболист и скажет свое слово – будет совсем другая реакция. Митрополит Иларион: Сегодня Церковь активно взаимодействует с миром спорта, в том числе создавая на многих приходах спортивные секции. Не так давно я посещал наш приход в Монголии, в Улан-Баторе. Представьте себе, это большая территория с храмом, приходским домом, художественной школой и огромным спортзалом, в котором люди занимаются борьбой, айкидо, другими видами спорта. Причем приходят туда и монголы – юноши и девушки. Это одна из возможностей для христианской миссии. Мы не соединяем занятия спортом с проповедью, но мы помогаем людям становиться на ноги и физически развиваться. Монголы, которые приходят на эти спортивные занятия, может быть, никогда не станут христианами, но они на всю жизнь сохранят доброе отношение к Церкви. Они будут вспоминать батюшку, который ничего с них не брал, а просто предоставлял им возможности для тренировок. Очень важно, чтобы таких примеров было все больше и больше. Церковь и интеллигенция. Беседа с В. Молчановым (8 июня 2013 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Коромолин Юрий Булгаков [см. Булгак], 1565 г., Рязань Коромола, крамола – заговор, измена присяге Коромысло , крестьянин, 1495 г., Новгород Корондышев см. Карандышев Короставый Василий, псковский посадник, 1435 г. Короста – чесотка; короставый – чесоточный Коростелев Третьяк [см. Третьяк] Леонтьевич, 1568 г., Ярославль; Панкрат и Лева Епихины, 1579 г., Ряжск Коротай, Коротаев : Никита Михайлович Коротай, 1497 г.; Коротай Ермолин Шишкин [см. Шишка], 1559 г.; Иван Ильич Коротаев, 1594 г., Новгород [см. Глазатый] Коротай – куцый кафтан, телогрея-безрукавка Коротень, Коротнев : Коротень Васильевич Путилов [см. Пустило], 1490 г.; Василий, Матвей, Кушник [см. Кушник] и Третьяк [см. Третьяк] Коротневы, казнены в опричнине в 1570 г. [см. Шугарь] Короткие Ноги Семен Давидович Данилов, вторая половина XV в. Коротопол кн. Иван Иванович Рязанский, 1340 г. Коротыга, Коротыгин : Коротыга, крестьянин, 1545 г., Новгород; Степан Коротыгин, крестьянин, 1579 г., Шуя Корсак, Корсаковы : Корсак, литовский род, во второй половине XV в. и позже Корсаковы в Московской Руси; Горбуша [см. Горбуша] Васильев Корсаков, подьячий, 1480 (1485? – С. В.) г., Переяславль; Василий Михайлович, дворянин, 1495 г. [см. Варкалап, Кабат, Кайдаш, Милославские] Корта Петр Савинович Бурунов [см. Бурун], 1578 г.; Алешка Корта, крестьянин, 1534 г., Бежецкий Верх Ср. корта – кортавый Кортач Ефрем, псковский посадник, убит в 1407 г.; Арист Кортачевич, воевода, тогда же, Псков; Степан Аристов Кортачев, посадник, 1455 г. Корташ Иван, крестьянин, 1610 г., Муром; Якутка, крестьянин, 1630 г. Кортелев Иван, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Корулин Степан, крестьянин, 1498 г., Новгород Корцов Сутыря [см. Сутыря], 1565 г., Казань; Алеша и Иван Истомины [см. Истома] Корцовы, помещики, середина XVI в. [см. Омена] Корчагин Игнатий Семенович , 1556 г., Кашира Корчага – чугун или большой кувшин Корчемка Василий Михайлович Бутурлин [см. Бутурля], середина XVI в.; Путило [см. Пустило] Корчемкин, царский сытник, 1573 г. Корчома Васильевич Яцкий [см. Яцкий], 1571 г., Катин

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010