Басенок, Басенковы : Федор Васильевич Басенок, воевода вел. кн. Василия Темного; его сын Никифор Басенков, окольничий вел. кн. Ивана III, 1485 г. [см. Брех, Верещага] Баса – краса; басенок – красавец; ср. басалай, басена и басиха (Даль) Басины Гаврила Григорьевич и Тимофей Васильевич, 1587 г., Тула Басиха Степан Сергеев, крестьянин, 1490 г., Переяславль Басиха – 1) басалай, 2) лекарка, баба-шептунья (Даль) Баскаковы , в XV в. и позже несколько служилых родов в разных уездах Московского государства [см. Албыч, Будай, Залешепин, Кудаш, Севрин, Тутан] Баскалин Григорий, крестьянин, 1624 г., Курмыш Баско , крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басков Иван, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Баскрыга Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басман, Басмановы : Данило Андреевич Басман Плещеев [см. Плещей], взят в плен под Оршей в 1514 г.; от него – Басмановы; Басман Григорьевич Кислянский [см. Кисленский], 1596 г., Тула Басман – дворцовый, казенный хлеб; в Москве Басманная слобода дворцовых пекарей; басман – круглый хлеб с басмой (отпечатком) на верхней корке; ср. «вяземские пряники» Басневы Гридя [см. Гридя] и Гавриил, крестьяне, 1496 г., Обонежье Басовы : Александр Третьяков [см. Третьяк], недельщик, г., Новгород; Василий Рудаков [см. Рудак], г., Тула; в XVI–XVII вв. Басовы – несколько родов в Туле, Новгороде и Дмитрове Бастановы : Власий Володин Бастанов, холоп кн. Ивана Юрьевича Патрикеева, 1499 г.; Бустман [см. Бустман] Бастанов, Адаш [см. Адат] и Бедырь [см. Бедырь] Тутмановы-Бастановы, помещики, 1564 г., Новгород [см. Енаклыч, Темеш, Тутман] Бастрыга Еремеев, крестьянин, 1584 г., Заонежье Бастрык, бастрюк – 1) приблудный сын, 2) дрюк, притуга для воза сена (Даль) Басун Василий, крестьянин, 1545 г., Ярославль Батаванов Петр Власьевич, умер в 1580 г., Торжок Батаков Семен, торговый человек, 1638 г., Вологда Батало , крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий Баталов, подьячий, 1614–1617 гг., Тотьма [Ср. Боталов] Батальщик Якушка, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

21. Лиепа Андрис Марисович, народный артист России 22. Лупан Виктор Николаевич, глава редакционного совета газеты «Русская мысль» 23. Мазуров Алексей Борисович, ректор Коломенского государственного педагогического института, доктор исторических наук 24. Нарочницкая Наталия Алексеевна, руководитель Европейского института демократии и сотрудничества (Париж), председатель Фонда исторической перспективы 25. Немов Алексей Юрьевич, четырехкратный олимпийский чемпион 26. Нестеренко Василий Игоревич, народный художник России, действительный член Российской академии художеств 27. Пахмутова Александра Николаевна, композитор-песенник (по согласованию) 28. Петренко Алексей Васильевич, народный артист РСФСР 29. Поветкин Александр Владимирович, олимпийский чемпион (по согласованию) 30. Пузаков Алексей Александрович, заслуженный артист России, регент Московского синодального хора 31. Распутин Валентин Григорьевич, писатель, сопредседатель Союза писателей России 32. Рахманина Любовь Тимофеевна, руководитель Национальной школы балета города Хельсинки 33. Рыбников Алексей Львович, композитор, народный артист России 34. Сарабьянов Владимир Дмитриевич, реставратор высшей квалификации, кандидат искусствознания 35. Соколов Александр Сергеевич, профессор, ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского 36. Спиваков Владимир Теодорович, народный артист СССР, руководитель Национального филармонического оркестра России 37. Толочко Петр Петрович, председатель Украинского общества охраны памятников истории и культуры, профессор, академик НАНУ, директор Института археологии НАН Украины 38. Третьяк Владислав Александрович, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, президент Федерации хоккея России 39. Тухманов Давид Федорович, композитор, народный артист России 40. Федосеев Владимир Иванович, народный артист СССР, главный дирижер и художественный руководитель Большого Симфонического оркестра имени П.И.Чайковского 41. Хоркина Светлана Васильевна, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, двухкратная олимпийская чемпионка

http://patriarchia.ru/db/text/2873896.ht...

Хотел бы также сообщить вам, что Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви 9 сентября 2015 года принял Концепцию Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. На основании этого документа и будет строиться работа Русской Церкви по взаимодействию с казачьими обществами на всех уровнях. В заключение я хотел бы всем вам пожелать плодотворной работы, полезных и интересных бесед, а также помощи Божией в ваших добрых делах и начинаниях, чтобы Господь силой Своей помог вам соединить вашу любовь к Отечеству, к казачьим традициям с живой верой. И чтобы помощь Божия, которая была явлена в древнем Константинополе, когда Сама Божия Матерь помогла людям спастись, чтобы эта помощь Божия была вами воспринята как реальность, а не как просто чьи-то красивые слова. Пока у человека нет реального религиозного опыта, он не является человеком верующим. А реальный религиозный опыт приходит через молитву и через общение с Богом. Начните с того, чтобы каждый день утром обращаться к Богу, начните каждый свой день с молитвы. И вы почувствуете, как будет меняться ваша жизнь, как постепенно благодать Божия будет проникать в ваше сознание, в вашу работу, в ваши семьи, устанавливая реальную живую связь с вашими замечательными предками. Благословение Господне и Покров Царицы Небесной да пребывают со всеми вами неизменно. Рейтинг: 2 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ставрополь, заседание Совета при Президенте РФ по делам казачества 10.09.2014, из выступления первого замминистра образования России Натальи Третьяк. Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах; Примерная программа традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах; Устав воспитанника православного кадетского казачьего корпуса. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей

http://pravoslavie.ru/86816.html

Рагоза – 1) ссора, свара, 2) сварливый человек В Псковской летописи под 1391 г.: «Смущением диаволим бысть рагоза новгородцам со псковичи». Рагозинин Ташлык [см. Ташлык] Васильевич, 1596 г., Тверь Рагозка , крестьянин, 1564 г., Обонежье Рагуил Добрынин [см. Добрыня], тысяцкий в Киеве, XI в. 72 Рагуй Иван, иконник, конец XV в., Новгород Радил , тысяцкий в Вышгороде, X в. 73 Радилов Василий, 1483 г., Москва; Радиловы, XVI–XVII вв., Можайск, Верея и Тула Радища , чернец Мирожского монастыря, около 1475 г., Псков Радищев Кунай [см. Кунай] Елизарович, 1627 г., Малый Ярославец; Радищев, 1604 г. 74 Радомские , бояре, XV в., Новгород; помещики, XVI–XVII вв., Нижегородский уезд; Юрий Федорович, 1608 г. Радостный Безносов [см. Безнос], ямщик, 1607 г., Муром Радцов Дмитрий, дьяк Стрелецкого приказа, 1614 г. Раевские Федор и Андрей Ивановичи, 1543 г. Разводов Якут, посадский человек, 1565 г., Псков Развозов см. Розвозов Раздеришин см. Роздеритин Раззевака ( Роззевака ) Василий, крестьянин, 1620 г., Белев Разум Дмитрий (Митька), крестьянин, 1627 г., Белев Ракита, Ракитины : Ракита, крестьянин, 1495 г., Новгород; Григорий Иванович Ракитин, 1551 г., Кострома Раков : Иван Михайлович Колтыря [см. Колтыря] Раков, дьяк, 1532 г., Псков; Борис Третьяков [см. Третьяк], 1562 г.; Раковский Иван, подьячий, писец, 1625 г., Тула и Крапивна Раменский Рахманин [см. Рахманин], помещик, 1590 г., Арзамасский уезд Раменьев Дубрава [см. Дуброва], землевладелец, первая половина XV в., Переяславль Рапсак Иванович Норов, крещеный татарин, 1578 г., Коломна Раскоряка Василий, крестьянин, 1500 г., Кострома Расловский Федор Тимофеевич, 1578 г., Арзамас Распопа Афанасий, посадский человек, 1580 г., Новгород Распута см. Роспута Расстрига, Расстригин ( Розстригин ): кн. Дмитрий Андреевич Расстрига Волконский, первая половина XVI в.; Василий Юрьевич Расстригин, 1580, 1592 гг., Арзамас Раст Пилюгин [см. Пилюга], помещик, конец XVI в., Арзамас Растиславль Мещерин [см. Мещерин], 1499 г., Деревская пятина Растиславские , своеземцы, XV–XVI вв., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Николаевский храм в Купянске деревянный, существовавший до 1824 года, построен в 1705 году. При соборном храме 99 десятин земли. По переписи 1732 года видим в Купянске при Покровском храме школу и другую при Николаевском, церковный двор и гошпиталь (богадельню); старшины и казаков 199, подпомощников 1073, работников 155, всего 1428 душ мужских; в Дисковке 137 подданых сотника Григория Ивановича Дисского; в слободе Смородской 35 подданых вдовы сотника Феодора Смородского; всех же вообще 1597 душ мужских. Писарь Григорий Гаврилов Соболь и Городничий Дмитрий Гаврилович Соболь, их братья – Иван и Марк; в числе подворков – подворок сотника Романа Любицкого. В 1800 году в трех приходах города Купянска (Покровском, Николаевском и Петропавловском) считалось 4278 душ мужского, 4217 женского. После того число прихожан уменьшилось от того, что Петропавловский храм перенесен на берега Оскола в Гнилицкий хутор, где образовалась слобода Петропавловка, а некоторые прихожане вошли в состав Новоольшанского прихода. Самую большую часть прихожан храмов города Купянска поныне составляют казенные черкасы. Купянск, находясь на краю губернии, вдали от проезжих больших дорог, есть один из самых скромных городов. Герб города сурок в золотом поле – символ степняков. Жители Купянска, особенно при той особенности, что значительная часть прихожан Купянских храмов живут по хуторам, соблюдают добродушие степных обитателей. СЛОБОДА ПРИСТЕН Пристен – на правом берегу заливов реки Оскола, в 14 верстах от Купянска. Название Пристена произошло от крутой стены горы, стоящей над рекой Осколом. На этой горе был дремучий лес, по отвесному обрыву горы это место и ныне называется Пристеном. Первый храм построен здесь не позже 1690 года. В 1728 году под выбором сборщика церковной казны подписался Пристенский Николаевский священник Ефимий, а в слушании указа 1732 года подписался «села Пристена Николаевский поп Иаков Черноморец». Ныне существующий храм построен и освящен во имя Казанской Божьей Матери в 1777 году. Возобновление его в 1817 году совершил крестьянин Федор Третьяк трудами сынов своих. Три его сына, владея плотничным и кузнечным мастерством, принесли в дар Господу труды искусства своего, а отец помог деньгами, купив лесу и железа. Прекрасный подвиг семьи!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

357 ...приехаша воеводы великого князя с силою: князь Петръ Великой, Иван Васильевич Хабар, Иван Ондревич Челяднин... – Политику великого князя в Пскове осуществляли наиболее близкие к Василию Ивановичу бояре и воеводы (И. М. Репня, дьяк Третьяк Долматов). Иван Андреевич Челяднин и Иван Васильевич Образцов Хабар-Симской были воеводами в русско-литовской войне 1507–1508, 1512–1522 гг., участвовали в походах против крымских и казанских татар, возглавляли русские посольства. Князь Петр Васильевич Шестунов занимал придворную должность окольничего великого князя. Он был псковским наместником в 1507–1509 гг., т. е. до И. М. Репни, затем отозван великим князем в Москву. Вновь назначен псковским наместником в 1511 г. Псковичи, как сообщают летописи, встретили его с радостью. 358 Похаша... на Дубровно... – Дубровно – село в 24 верстах от Порхова на границе новгородских и псковских земель по дороге из Пскова в Новгород. 359 ...приехал владыка коломеньской Васьян Кривой... – В 1510 г. коломенским епископом был Митрофан. Московские и общерусские источники верно передают имя епископа, сопровождавшего Василия III. 360 ...у Образа святого в Поли... – Спасский Нерукотворного образа с Поля монастырь находился приблизнтельно в трех километрах на юг от Пскова. 361 ...и сртиша его... на Торгу... а сам князь великий слз с коня во Всемилостиваго Спаса... – Старый торг в Пскове находился в Среднем городе за Довмонтовой стеной; после перенесения торга на новое место здесь образовалась площадь. Церковь Всемилостивого Спаса на Торгу построена в 1435 г., находилась недалеко от ныне сохранившейся церкви Михаила-архангела. 362 ...и житьим людем... – «Житии люди» – землевладельцы менее высокого ранга, чем бояре, представители городского патрициата. 367 ...и посади намстники на Пскове: Григорья Федоровича да Ивана Ондревича Челяднина, и дьяком Мисюра Мунохина, и другим дьяком ямским Ондря Волосатого... – Так же как и И. А. Челяднин, Григорий Федорович Челяднин – один из верных сподвижников Василия III; долгое время был окольничим великого князя, стоял во главе русского войска в походах против шведов и Литвы, возглавлял посольство в Литву. Мисюрь Мунехин занимал должность дьяка при псковском наместнике с 1510 по 1528 г., он ведал административными, политическими и военными делами Пскова. Это был образованный человек своего времени, путешествовавший на Восток, интересовавшийся астрологией, состоявший в переписке с известными деятелями XVI в. – старцем Филофеем, Николаем Булевым, Дмитрием Герасимовым. Функции другого дьяка Андрея Волосатого заключались в том, чтобы писать «полные грамоты и докладные».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из «Сказания об иконе Казанской Богоматери и основании Казанского монастыря», повествующем о событиях «смутного времени», следует, что в 1609 г. ярославский земский староста Василий Лыткин с братом Третьяком перенес выкупленный у поляков «чудотворный образ Пречистыя Богородицы в церковь, честныя Ея Похвалы, во своем приходе, зовомом Дмитриевском, на посаде, в Занетечке». Деревянный храм Похвалы Богородицы в I-oй пол. XVII в. был двухалтарным. О втором престоле св. Георгия сообщает «Благословенная грамота» ростовского митрополита Варлаама, датируемая 1645 годом. В этой грамоте, адресованной священнику Дмитриевского прихода идет речь о разборке старой Похвальской церкви и подготовке участка для нового церковного строительства. «В нынешнем (1645) году апреля в КЕ (25) день – писал митрополит – бил нам челом ты поп Иван да Третьяк Лыткин и все дмитриевские прихожане, чтоб нам благословить по вашему обещанию в Ярославле в приходе страстотерпца Христова Димитрия старую церковь – два престола, престол Похвалы Пречистой Богородицы, да престол страстотерпца Христова Георгия разобрать и на том же месте сделать новую церковь… И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б поп Иван…, тое старую церковь велел разобрать и во едино место скласти и огородить и…, новую церковь, а в ней два престола престол Похвалы Пречистые Богородицы, да престол страстотерпца Христова Георгия велел обложить на старом церковном месте». Из книги Е. Черняева и В. Шилова «Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле»: «Здесь, на берегу Нетечи, на средства служилой аристократии, скорее всего в самом начале XVI в., в память о погибших в сражениях и скончавшихся от ран воинах были поставлены два деревянных храма – церковь Димитрия Солунского и церковь Похвалы Богоматери с приделом Георгия Победоносца. Посвящение придела Похвальского храма святому мученику в контексте общей идейной программы вновь образованного прихода, выглядит вполне логичным. Почитание св. Георгия в воинской среде было столь же распространенным явлением, как и почитание св.

http://sobory.ru/article/?object=38075

Самоквасов Д.Я. «Архивный материал», т.1, М.1905г, отдел второй, стр.79; ор: РГАДА, Ф.1209, Оп. 3, 16931, лл. 158,159 В деревне Ктины в 1573 году церковь мученика Дмитрия деревянная, с 1763 г. каменная . Была еще одна церковь, название пока не известно. Ктины находятся на территории Плюсского благочиния Сельцо Хтины 1571. Сц Хтина, а в селе церковь Велики мученик Дмитрей да на полатех Сергий Чюдотворец (НПК 1905: 554). 1573. 21.03. В село Хтина у озера у Хтина, а в селе церковь великомученик Дмитрей да на полатех Сергей Чюдотворец… ... (в поч) в Болота, дан к церкви вмч Дмитрея 1584. Село Хтино над озером над Хтином, а в нем храм Дмитрей Селунский, да на полатех придел Сергия Радонежского Чюдотворец, церковь древяная, церковного причету: (в) поп Иван Кондратьев, (в) дьячек Филя Онтипов сын, (в) пономарь Третьяк Иванов сын, (в) проскурница Огафья Григорьева дочь... 1593/94. А отписные книги писал Дмитрея святого дьячок с Хтина Филипко Онтипов. 1612. 27.08. Село Хтино над озером над Хтином, а в нем храм Дмитрей Вселунский, а в селе был двор помещиков, сожгли немецкие люди, да два двора люцких пусты, розвалились, да два места дьячка церковного да проскурни пусты. 1628/29. Село Хтина над озером над Хтином, а в нем церковь Дмитрея Селунского древяна клетцки да на полатех предел Сергия преподобного, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и всякое церковное строение помещиково… 1652, февр. Лятского погоста на Ктине у Дмитриевского попа с причетники... 1660. На Ктинах церковные дани... деньги платил поп Федор Иванов (НМ 1660: 36об). 1678. В том же погосте выставка Ктина, а в ней церковь Дмитрия Селунского, да в той же выставки дворы церковных причетников: двор попа Артамона Филимонова, двор дьячка Ивашка Иванова. 1703, дек. К сему выбору Выставки Ктино Дмитреевской поп Андрей Е(впле?)в руку приложил 1720. В выставке Хтина по скаске 720 г.: поп Федосей Ефимов 47 У него дети: Иван 7 Никифор 6 понамарь Иван Яковлев 37 1748. Того ж Лятцкого погоста выставки Хтин при церкви святого великомученика Дмитрия приходских 105 дворов (НМ 1748а: 130об)

http://sobory.ru/article/?object=04137

4, гл. 4), с чего и в христианстве, яко чин, до веры ненадлежащий, чрез долгое время удержан. Ибо о подстригании Георгия, сына В. Кн. Иоанна Васильевича, в его жизни написано, что по прошествии семи лет его на седле со стрелами подстригали и на конь посадили притом же люди знатные, власно как при крещении кумовья бывали. Сие хотя о Государях, сколько мне известно, более не упоминается, но в моей памяти между знатными еще употреблялось». Прежде всего отмечаем последнее заявление Татищева: обряд постригов сохранялся в аристократии вплоть до его времени – в аристократии, потому что она всегда крепче держится старинных традиций. Далее, замечательно указание на 7-й год жизни постригаемого: в это время он переходит от детства к отрочеству, теряет невинность и вообще переживает острый перелом во всех отношениях, как физиологических, так и психологических. Поэтому, мне кажется, не имеет существенного значения указание на то, что постриги совершались не всегда на 7-м году младенца, но иногда на 4-м, на 3-м и на 2-м году 622 , потому что эти отступления могли обусловливаться неполным пониманием смысла постригов. Но постриги, будучи посвящением в культ общины, предполагают предварительное посвящение в культ семьи, и нужно думать, что этот прием в семью совершался вскоре после рождения (например на 8-й день) и связан с малорусским обычаем «разлывок» 625 , т.е. обрядового очищения рук повивальной бабки, принимавшей младенца. Во всяком случае, должен был существовать определенный акт религиозного усыновления младенца. По мнению Добнера и Колляры 626 , имя давалось отцом. Но «наши алфавитники или азбуковники дают нам право заключать, что у славян иногда давали имя младенцу волхвы, которые сопровождали это наречение известными чародеяниями и волхвованиями. Так составители алфавитов, в введении своем к этим алфавитам, говорят между прочим: «Славяне, еще суще погани, неимяху книг и неразумеяху писания и того ради и детем своим даяху имена, якоже восхощет отец или мать детищя, якоже суть имена: Богдан, Божан, Второй, Третьяк и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Тушебино, урочище. Храмовый комплекс. Церкви Собора Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:не ранее 1735. Адрес: Россия, Костромская область, Галичский район, урочище Тушебино (0,5 км к востоку от деревни Семеновское). Координаты: 58.459083, 42.594622 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Тушебино имело и другое название: «что в Соборе в реках». Оно было центром древнего Тушебина стана и известно с 1534 г., когда чухломской наместник Третьяк-Катенин собирал дань со стана для московского великого князя. В 1617 г. была Тушебинская волость, принадлежавшая Ксении Ивановне Романовой — матери царя Михаила Федоровича Романова. В 1723 г. село Тушебино было у Я.Г.Сытина, и он писал в Патриарший приказ: «В прошлых годах в Тушебином стане была приходская церковь, а ныне на том месте желаю построить каменную». Каменная зимняя церковь Собора Божьей Матери с колокольней построена в 1735 г., а летняя церковь, каменная, построена в 1792 г. Находившаяся еще в хорошем состоянии деревянная церковь отсюда была перевезена на погост Игнатово. После окончания Северной войны, когда еще войска нельзя было демобилизовать, их отвели во внутренние губернии России и создали здесь так называемые дистрикты — военно-административные районы, на жителей которых было возложено содержание войск. В Тушебине в 1723 г. был создан Тушебинский дистрикт, в который вошли Волежская и Тушебинская волости. Источник Соборо-Богородицкая церковь с. Тушебино каменная, зимняя с такою же колокольнею; построена в 1735 г. на средства прихожан. При ней Вознесенская, каменная летняя, построена в 1792 г. Оба храма обнесены каменною оградою. Кладбище примыкает к церковной ограде с восточной стороны и обнесено деревянной оградой. В Богородицкой церкви 3 престола: а) в честь Собора Пресвятой Богородицы, б) преп. Авраамия Чухломского и Макария Унженского чудотворцев и в) Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. В Вознесенской церкви также 3 престола: а) в честь Вознесения Господня, б) святит. Николая Чудотворца и в) св. мчч. Флора и Лавра. Достопримечательная местная святыня - напрестольный крест с частицами Гроба Господня и св. мощей угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=30859

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010