351 ...а от нашего князя Ивана Михайловича Репни... – Князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, известный воевода времени правления Ивана III и Василия III. Во главе московского войска ходил против ордынского хана в 1491 г.; командовал передовым полком в походе против шведов 1496 г.; был воеводой в русско-литовской войне; ходил под Казань. С 1509 по 1510 г. – наместник великого князя в Пскове. Псковичи прозвали его Найденом, так как приехал он к ним не «по старине», без их согласия и приглашения; они встретили его враждебно и жаловались на князя, «лютого до людей», Василию III. Политика, проводимая в Пскове И. М. Репней, послужила непосредственным поводом для вмешательства великого князя в дела Пскова. И. М. Репня был отозван великим князем, но судя по тому,что он не лишился доверия Василия III (вместе с Василием Ивановичем он ходил в большом полку к Смоленску в 1513 г.), последний не был в гневе на своего наместника за его действия в Пскове. 352 Пригород – младший город, находящийся в определенной административной зависимости от старшего города – Пскова. 353 ...а не учал добра хотть Святей Троицы... – Патрональной святыней Пскова, его главным храмом был Троицкий собор. «Святая Троица», «Дом Святой Троицы» – синонимы Пскова. 355 И посла князь великий своего дьяка Третьяка Долматова... – Дьяк Василий Третьяк Долматов пользовался особым доверием Ивана III и Василия III. Во время нашествия татар в 1480 г. он хранил казну великого князя, приводил к присяге Ивану III жителей Твери, выполнял посольские поручения в Литве и Дании, участвовал в составлении целого ряда правовых актов. Не случайно именно ему, опытному дипломату и политику, Василий III поручил передать псковичам свои требования и снять вечевой колокол. 356 ...спустиша вечной колокол... повезоша его на Снетогорской двор к Ивану Богослову... – Псковский вечевой колокол висел на колокольне у Троицкого собора. После снятия его вывезли из Кремля на подворье Снетогорского монастыря, которое находилось поблизости, за Довмонтовой стеной, в Среднем городе, при спуске к реке Пскове. На подворье стояла церковь Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под лежачий камень вода не течёт, как место для массового паломничества олимпийская часовня слишком незаметна - первых прихожан духовнику сборной пришлось набирать буквально вручную. Знакомиться, общаться, радоваться общим знакомствам и не бояться беседовать о самом насущном: «Я подстроюсь под ваши тренировки, только приходите...». Говорить о Боге напрямик и открыто - трудно, и, пожалуй, только личное обаяние и огромный опыт общения могут позволить выполнять миссию служения столь свободно, независимо от того, кто перед тобой: работница штаба или Владислав Третьяк. Со спортсменами контакт выстраивался довольно быстро: многие из них по возрасту ещё дети. Как дети, они учились брать благословение и радовались подаркам - бумажным иконкам и атласным лентам с цитатами из Евангелия. «А Вы нас водичкой покропите?», «А у меня мама верующая», «А мне ужастики снятся!». Приглашали, даже упрашивали своего духовника прийти на выступление они тоже как-то по-детски доверчиво. Полнокровное течение жизни не останавливалось ни на минуту: тут было и освящение «колесниц», и решение вопросов московского прихода. Молебны порой чередовались с панихидами, литургия - с повечерием, и так все восемнадцать дней: нижняя деревня, верхняя деревня, медцентр, 805-й корпус, КПП, трибуны, морозный воздух и пронизывающий ветер Восточного моря. Остаться верным самому себе, а также начавшемуся посту, литургиям, Покаянному канону... И обязательно - белый воротничок, некогда так озадачивший журналиста Андрея Колесникова. «Мы все - одна команда» Представление о присутствии священника на соревнованиях как о гарантии безусловной победы ошибочно: возможно, в этом кроется свойственная человеку вера во внешнюю обрядовость. Происходит смешение категорий как таковых: отвечая за души своих подопечных, священник не может отвечать за их игру. Поэтому, когда после проигрыша российских хоккеистов сборной Словакии на телефон отца Андрея стали поступать московские SMS: «Батюшка, что случилось?», духовнику лучших спортсменов России пришлось прокомментировать этот вопрос, поместив ответ на страницах собственного дневника. Записи, которые он ежедневно выкладывал на сайте своего прихода, полны интересных наблюдений за жизнью спортсменов, являющих пример силы духа для каждого верующего христианина. Непрестанные тренировки, умение слушать тех, кто играет с тобой плечом к плечу, преодоление отвлекающих мелочей в целях достижения высшей цели, истинная аскеза - всё это не может не впечатлять.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/02/...

В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством. В 1862 году сюда прибыл святитель Игнатий (Брянчанинов). В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г). В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан. Возрождение обители началось в 1987 году. 26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день. 29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия. В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри). 25 сентября 1988 года во время Божественной литургии в Спасском храме архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) была возведена в сан игумении. На сентябрь 2010 года в обители несут монашеское послушание 119 сестер, в том числе: На территории монастыря действуют следующие храмы: Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых. Краткая летопись Толгского монастыря 1314 — явление святителю Трифону иконы Толгской Божией Матери и основания монастыря

http://patriarchia.ru/db/text/1269339.ht...

Месяц июнь. Приход деньгам. Приходила из Гор в монастырь старица царица Парасковья молитца, дала на молебен рубль 16 алтын 4 деньги. Приезжал с Москвы в монастырь государевь дворянин Федор Супонев, дал на молебен гривну. Кирилова монастыря постриженик старец Иона что в миру был Июда, дал 2 гривны написати в сенанак 2 имени. Бывшеи келарь старец Иван Леонтьев отдал поминошных денег своего збору 3 рубля 7 алтын; да он же дал вкладу 10 рублев денег. На чюдотворцову памят Кирилову принесли с чюдотворцова гробу молебенных денег 19 рублев 29 алтын 2 деньги. Тогож месяца июня в 19 день келар старец Феодосеи Борков, старец Иларион Конанов, старец Исаия Кирьяков, старец Христофор Чюдовскои выдали денег на казенной росход 226 рублев. Старец Варлам огородник отдал огородных денег, что продавал с огорода капусту и росаду, итого 3 рубля денег. Кирилова монастыря слуга Третьяк Полиехтов постригся, в черньцах Иона. Продано платья ево всякого и мелъкоя рухляди, денег взято 12 рублев 2 алтына 3 деньги. Да денег осталося после его 2 рубля. Кирилова ж монастыря слуга Ондреи Лобанов постригся, в черньцох Анфилофеи. Продано платья ево и рухляди всякой мелкой, денег взято 17 рублев 15 алтын з деньгою. Приезжал с Москвы в монастырь торговои человек, Федором зовут, дал на молебен полтину денег. И всего в приходе денег в ыюне месяце 295 рублев 30 алтын 4 деньги. Месяц июль. Приход деньгам!.. Из Гор прислала старица Парасковья царицы на понахиду по старце Мисаиле да по Еуфимье полтину денег. Приезжал в монастырь государевь дворянин Костромитин Богдан Сногин, на молебен дал 2 алтына 4 деньги. Продано на швалню ложесному мастеру Ондрею Ферапонтовскому шапка, верх бархат черн ветох, исподишко соболье ветхо ж, слуги Третьяка Вязметина да руба красная ветха слуги Третьяка Полиехтова, а денег взято за шабку и за рубаху рубль денег. Приезжал с Вологды в монастырь Никифе Васильевич Трохониев, на молебен дал 5 алтын 2 деньги. С Москвы на Белоозеро ехал государевь клюшник Григореи Лобанов, на молебен дал гривну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Муром. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Подворье Спасского монастыря Карта и ближайшие объекты На месте Сретенской церкви существовала церковь Дмитрия Солунского известная с 1574 года, подробно описанная в описи 1636 года, в которой указано, что главными зачинщиками  её строительства выступили московские купцы " Смирнов да Третьяк Микитины Судовщиковы " . В 1676 году в приходе церкви Дмитрия Солунского насчитывалось 22 двора. В конце 18 века при Дмитриевской церкви соорудили небольшой тёплый деревянный храм во имя Сретения Господня. В 1795 году на средства муромского купца 1-й гильдии Ивана Никифоровича Зворыкина возвели новую кирпичную Сретенскую церковь. В 1801 году к Сретенской церкви приписали приход древнего храма Архистратига Михаила, находившегося ранее в самом центре Мурома - внутри бывшего деревянного кремля (ныне территория Окского парка). Однако вскоре этот приход упразднили, а в память о нём в 1829 году в Сретенской церкви соорудили придел во имя Архистратига Михаила. С 1888 по 1892 гг. в храме проводились большие строительные работы: трапезную храма разобрали и устроили вновь в больших размерах. Храм закрыли в 1929 году. В конце 1990-х годов храм вернули Владимиро-Суздальской епархии. Источник: Чернышев В.Я. " Муром " , 2012. Постройка каменной церкви с главным престолом в честь Сретения Господня относится к концу XVIII ст., а до того времени на другом месте было две деревянных церкви: холодная во имя св. вмч. Димитрия Солунского и теплая в честь Сретения Господня. Дмитриевская церковь упоминается в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи Бартенева 1637 г. значится: «в Дмитриевской улице по конец посаду церковь вмч. Димитрия Солунского древяна с папертью, да в приделе в одном Петр митрополит, а в другой придел Алексея митрополита… на колокольнице 2 колокола невелики. А церковь и в церквах образы, книги и все церковное строенье Смирнова да Третьяка Судовщикова. На церковной земле двор попа Прокофья…» Замечание описи об именах строителей Димитриевской церкви дает основание предполагать, что она незадолго до 1637 г. была построена вновь; в противном случае о строителях церкви едва ли бы сохранилась память.

http://sobory.ru/article/?object=01327

А князь великий велел боярам своим делать все так, как они задумали. И те начали говорить нашим посадникам и остальным людям: «Посадники псковские, и бояре, и челобитчики, государь велел вам всем до единого собраться на государев двор; а если кто не пойдет, то пусть боится государева наказания, ибо государь хочет разобрать все ваши дела». И псковские посадники и бояре, все до единого, пошли после освящения воды на двор владыки. И спросили бояре посадников: «Все ли уже собрались?» И увели посадников, и бояр, и купцов в палату, а младшие люди остались на дворе. И вошли все в палату, и сказали бояре посадникам, и боярам, и купцам псковским: «Задержаны вы Богом и великим князем Василием Ивановичем всея Руси». И сидели тут посадники до прибытия своих жен, а младших людей переписали и распределили по улицам, приказав новгородцам стеречь и содержать их до суда. Известие о пленении своих псковичи получили от Филиппа Поповича, псковского купца: он ехал в Новгород и остановился у Веряжи, и, услышав злую весть, помчался в Псков, оставив товар, и сказал псковичам, что великий князь посадников наших, и бояр, и всех челобитчиков схватил. И нашел на всех страх и трепет, и губы пересохли от скорби: много раз немцы приходили к Пскову, но такой беды и напасти не бывало. И, созвав вече, начали думать, выступить ли войной против государя или запереться в городе? Однако вспомнили крестное целование – нельзя поднимать руку на государя, – и то, что посадники, и бояре, и все лучшие люди у него. И послали псковичи к великому князю своего гонца, сотского Евстафия, со слезами бить челом великому князю от всех псковичей – от мала и до велика, – чтобы: «Ты, государь наш великий князь Василий Иванович, помиловал свою отчину старинную». А у великого князя своя мысль: ради того он и приехал из Москвы в Великий Новгород, чтобы установить в Пскове свои порядки. И послал великий князь своего дьяка Третьяка Долматова, и псковичи обрадовались, ожидая подтверждения от государя старых порядков. А Третьяк им на вече передал просьбу великого князя, первое новое установление: «Если вы, отчина моя, посадники псковские и псковичи, еще хотите по-старому пожить, то должны исполнить две мои воли: чтобы не было у вас веча, и колокол бы вечевой сняли долой, и чтобы в Пскове были два наместника, а в пригородах по наместнику, – и тогда вы еще поживете по-старому. А если этих двух повелений государя не примете и не исполните, то будет так, как государю Бог на сердце положит; а у него много силы готовой, и тогда прольется кровь тех, кто государевой воли не исполнит. И еще государь наш великий князь хочет приехать на поклон к Святой Троице в Псков». И, проговорив это, сел на ступени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

61 После того как Ивана Неронова лишили священнического сана, духовен­ство Казанского собора стало чинить препятствия участию Аввакума в бого­служении в этом храме. Из-за этого Аввакум в день проводов Ивана Неронова в ссылку служил полунощницу в церкви св. Аверкия. Когда же и тамошний поп перестал, видимо, пускать его в свой храм, Аввакум решил служить всенощную в «сушиле», сарае на дворе Ивана Неронова. Поп Казанского собора Иван Дани­лов донес Никону о «сушильной» всенощной Аввакума. Сам Аввакум в письме к Ивану Неронову писал, что он решился «побдети в сушиле», «помянув изгна­ние великого светила Иоанна Златоустаг о»; это произошло в первое воскресе­нье после отъезда Ивана Неронова. Среди заутрени в сарай ворвались стрель­цы, принялись бить Аввакума в епитрахили, потоптали ногами книги, по которым велась служба. Вместе с Аввакумом схватили и стоявших за службой людей. 62 До Спасо-Андроникова монастыря, находившегося в Москве близ Рогож­ской заставы, на берегу р. Яузы; основан в XIV в. митрополитом Алексеем; пер­вым настоятелем монастыря был ученик преп. Сергия Радонежского Андроник. 63 Протопоп из г. Мурома Логгин, член кружка ревнителей благочестия, был репрессирован Никоном одним из первых. Уже в июле 1653 г. Никон созвал собор против Логгина и осудил его; в то время за Логгина заступался еще не арестованный Иван Неронов. 1 сентября 1653 г. Логгин был проклят на соборе и расстрижен, о чем и рассказывает Аввакум. 64 Богоявленский монастырь, основанный в конце XIII в., находился в Москве в Китай-городе, где ныне Красная площадь, между Никольской и Ильинской улицами. 65 В Московском государстве XVII в. административное управление соверша­лось особыми учреждениями – приказами, они заведовали разными отраслями или отдельными областями государства; таким был и Сибирский приказ. 66 Дьяк (т. е. должностное лицо, чиновник) Сибирского приказа Третьяк Васильевич Башмаков в конце 1640-х – начале 1650-х гг. находился на службе в Тобольске и покинул этот город незадолго до отправки туда протопопа Авва­кума. После 1653 г. (когда именно – точно не известно) он постригся в монахи в Чудовом монастыре, приняв имя Савватий. В 1660 г. он обратился к царю с челобитной, в которой обличал работу справщиков церковных книг (эта чело­битная не сохранилась), и за это был сослан в Кирилло-Белозерский мона­стырь, откуда написал еще одну челобитную царю, где подробно разбирал мно­гочисленные исправления в текстах богослужебных книг и обосновывал их ненужность. На соборе 1666 г. каким-то образом привлекалась к рассмотрению челобитная старца Савватия, но документы нам неизвестны. Дальнейшая судь­ба Савватия неясна.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

На рубеже 60-х г.г. рядом с монастырем развернулось строительство. Бывший его хозяйственный двор с постройками и гостиницей и большая луговина на левом берегу речки Толги были обнесены бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Так началось создание исправительной колонии малолетних преступников. Для персонала построили рядом каменный двухэтажный дом. Есть сведения, что на его фундамент брали каменные памятники с уничтоженного монастырского кладбища. Впоследствии там вырос поселок, куда переселялись из монастырских зданий работники колонии. Летом 1986 г. в Ярославской области побывал член Политбюро ЦК КПСС, уроженец Ярославля Александр Николаевич Яковлев. Во время этой поездки он посетил и Толгский монастырь. Как он вспоминал впоследствии, уже тогда он решил предпринять шаги для возвращения монастыря Церкви. Последние квартиранты, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 г. В 1987 г. расформировали колонию. Решением Совета Министров СССР находившиеся в аварийном состоянии храмы и постройки были переданы Русской Православной церкви. 7 декабря 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель. Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности. Большая часть построек пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам. 26 мая 1988 г. возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие - обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX в. - святителя Игнатия (Брянчанинова). 29 июля во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена праздничная Божественная литургия архиерейским чином. 25 сентября за Божественной Литургией в Спасском храме благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) Высокопреосвященнейшим Платоном Архиепископом Ярославским и Ростовским была возведена в сан Игумении.

http://sobory.ru/article/?object=00217

В храме Христа Спасителя состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта Июн 10, 2018 Взаимоотношения с общественными организациями , Новости Москва, 10 июня . В среду, 6 июня 2018 года в Красном зале кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, которая была учреждена решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года (журнал 107). Заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В заседании приняли участие А.Д. Жуков, первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ, с 2010 года по 2 мая 2018 года — президент Олимпийского комитета России; епископ Североморский и Умбский Митрофан; П.В. Новиков, заместитель министра спорта Российской Федерации; В.Р. Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; протоиерей Димитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы; В.И. Старшинов, российский хоккеист, заслуженный мастер спорта; В.А. Третьяк, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи, президент Федерации хоккея России, заслуженный мастер спорта; А.А. Карелин, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам, заслуженный мастер спорта; С.С. Журова, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, заслуженный мастер спорта; Б.И. Скрынник, президент Федерации хоккея с мячом России; Н.С. Валуев, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи, чемпион мира по версии Всемирной боксерской ассоциации, заслуженный мастер спорта; А.В.

http://sinfo-mp.ru/v-hrame-hrista-spasit...

«Велик Бог христианский, Он сильнее богов наших», – воскликнули остяки. Тем не менее они отправились в местечко Сылву к начальнику городка. «Инок христианин, – говорили они, – в худой одеже поселился в лесу, срубил и сжег мольбищное дерево наше и, проповедуя Христа, велит нам креститься; что делать нам с этим человеком»! Приказчик Строгановых Третьяк Моисеевич, уже слышавший о преподобном Трифоне, сказал князю Амбалу: «Я знаю человека, о котором вы говорите; он человек добрый: если он учил вас веровать во Христа Господа, делайте то, что приказывает он вам; слушаясь святого человека, получите жизнь вечную». Остяки изъявили негодование на истребление их бога, но после увещаний несколько успокоились. Между тем новое обстоятельство вызвало неудовольствие у остяков против Трифона. Стало известно, что черемисы грабят по Каме суда и идут воевать с остяками. Это узнали от русских, бежавших к остякам от черемисов. Остякам пришло на мысль, что Трифон откроет черемисам жилья остяков по неудовольствию за их нерасположение к нему. Зевендук и другие положили убить Трифона. Они пришли на место пребывания его, но по милости Божией не отыскали Трифона, хотя он стоял в своей келлие на молитве. После того малопомалу появилось в остяках сперва уважение к человеку Божию, потом к проповедуемому им учению. Прежде других приняли христианство дочери остяцкого князя Амбала и вогульского Безяка. Вслед за ними крестились и многие другие. Крестившиеся стали приносить Трифону мед, воск и кое-что другое. Радуясь обращению к святой вере, Трифон с любовью принимал приношения и обращал их то для прославления имени Божия, то на помощь бедным. Памятниками обращения мульских остяков к святой вере служат Никольский храм в Верхних Мулах и две часовни Нижних Мулов, известные по писцовой книге 1624 года 640 . Братия Пыскорской обители, услышав о славных подвигах Трифона, пожелали видеть его в своей обители; они просили приказчика Строгановых доставить к ним отца Трифона. Преподобный, против воли прибыв к ним в обитель, провел здесь немного времени, но и в короткое время успел обратить ко Христу остяков, живших около Соликамска, в том числе богатого землевладельца Иртега, которого потомки Иртеговы живут еще поныне 641 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010