Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТАФЬЕВ Рака для мощей прп. Сергия Радонежского. Мастер Третьяк Астафьев. 1585 г. Рака для мощей прп. Сергия Радонежского. Мастер Третьяк Астафьев. 1585 г. Третьяк, серебряных дел мастер, работал в Москве в XVI в. В 80-х гг. XVI в. в числе др. 14 мастеров делал по велению Ивана Грозного серебряную чеканную золоченую раку для мощей прп. Сергия Радонежского . Чеканная надпись, выполненная вязью по фризу верхней части, сообщает, что рака была изготовлена 25 июля 1585 г. для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры на 2-й год царствования Феодора Иоанновича (в наст. время закрыта поздним ограждением, крышка сделана в 1835). Древнюю деревянную раку, в к-рой мощи прп. Сергия почивали 165 лет, «повеле государь царь розняти на образы...». На одном из них, «Явление Богородицы прп. Сергию» (СПГИАХМЗ), исполненном Евстафием Головкиным в 1588 г., на лицевой стороне дано подробное изложение событий перенесения новой раки из Москвы в лавру и положения в нее мощей чудотворца Сергия, совершившегося «в лето 7093 (1585) года августа в 14 того ж году и месяца в 5 день, праздник Пречистыя Богородицы честнаго Ея Успения». Рака имеет профилированный цоколь внизу и антаблемент в верхней части, к-рый поддерживается пилястрами с базами и капителями. Ее стенки богато украшены рельефным чеканным орнаментом, на фоне к-рого выделяются крупные клейма с чеканными надписями вязью из Жития прп. Сергия (по 3 клейма на передней и задней стенках и по одному - на боковых). В описи Троице-Сергиевой лавры за 1641 г. (Л. 501-502) указано, что ранее на верхней крышке серебряной раки находился чеканный образ прп. Сергия с позолоченным изображением Св. Троицы над его головой и 2 резными иконками на яшме. Позолочены также были чеканный венец преподобного с накладным крестом, 20 дробниц на полях с образами святых, выполненными в технике черни. Рака была украшена многочисленными драгоценными камнями, жемчужной обнизью, крупными жемчужинами на спнях (на проволочных штифтах), каменными резными иконками, черневыми надписями. В 1585 г. московскими мастерами была сделана подобная серебряная рака в Успенский собор Московского Кремля к мощам свт. Ионы, митр. Московского. Лит.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до XVII ст. СПб., 1853. С. 112; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего серебра Троице-Сергиевой лавры (до XVIII в.). Серг. П., 1926. С. 23, 256-259; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 137. В. В. Игошев Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ)

http://pravenc.ru/text/76714.html

Сотоварищ Третьяка Лукьянчикова писец Третьяк Пешков был женат на Варваре Пешковой, которую я упоминал в предыдущих статьях: она вышила пелену «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью». Оба Третьяка жили рядом с Александро-Свирским монастырем. Они вполне могли быть лично знакомы с преподобным Александром (упокоился в 1533 году). Третьяк Лукьянчиков имел большой двор в Великом Новгороде, а в Обонежской пятине – в селе Люговичи – владел землей и крестьянами, рыбными ловлями на реке Оять. Пешков и Лукьянчиков жили неподалеку от того места, где в конце XIV века явилась Тихвинская икона Божией Матери (Имоченицы), от того места, где появились на свет и жили родители преподобного Александра – преподобные Варвара и Сергий (Мандеры), а в XIX веке эти места стали родовой усадьбой художника Василия Поленова, который запечатлел их во многих картинах (Окулова гора). После того как были казнены Пешковы, земли Обонежской пятины отошли в опричнину; были конфискованы и земли Третьяка Лукьянчикова. Они не были возвращены ему с ликвидацией опричнины. Об этом говорит тот факт, что, согласно «Книге копий и жалованных грамот Новгородского Софийского собора 1574–1624 годов», поместье Лукьянчикова в Люговичах оказывается отданным архиепископскому казенному дьяку Бакаке Павлову сыну Литвинову . Точно так же и в Дозорной книге Софийской стороны Великого Новгорода дозора князя Василия Кропоткина 1586 года мы встречаем «место пустое нетяглое Третьяковское Лукьянчикова» с огородом и яблонями . Интересно, что, несмотря на казнь целого ряда представителей рода Пешковых, их ближайших родственников, живущих в Обонежской пятине, опала не коснулась. В соседнем с Люговичами Тервеничском погосте на Хмелеозере жил праправнук Федора Сабура Петр Михайлович Мусин Пешков. Он был тысячником и при наделе землей в Московском уезде получил одинаковый с Силой Лукьянчиковым надел – 100 четвертей. Кроме того, он владел землями в современной Ивановской области, где ему принадлежал родовой монастырь Пешковых – «святой Егорий» в селе Астафьевском.

http://pravoslavie.ru/58844.html

Загибалов Потап, крестьянин, 1636 г., Устюг Заглуздин Семен, 1624 г., Нижний Новгород Загорский Лаврин, помещик, 1606 г., Арзамас Загоска, Загоскин : Загоска, крестьянин, 1545 г., Новгород [см. Тихомир] Загреба Тарас, крестьянин, 1498 г., Новгород; Гаврило Загреба, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Загребин Иван, 1595 г., Арзамас Загряжские , известны со второй половины XV в.; несколько человек на поместье в Бежецкой пятине 41 [см. Ашихта, Бекляш, Копос, Курбат, Мижуй, Мосол, Паскуха, Полосуха, Саврас, Худяк] Загуста, Загустин : Загуста, крестьянин, 1539 г., Новгород; Ефим Загустин, 1638 г., Тихвин Загуста – заваруха, крутая саламата, ржаная каша (Даль) Задонский Василий, подьячий, 1601 г., Новгород Задора, Задорин : Иван Задора, староста, 1634 г., Белоозеро; Задорины, московские гости, XVII в. Зажигало , крестьянин, 1570 г., Дмитров Зажога, Зажогин : Андрей Михайлович Зажога Меликов [см. Мелик], начало XVI в.; Васюк Зажогин, крестья нин, 1564 г., Олонец Зазирка, Зазиркин : Парфений Зазирка, слуга митрополита, середина XV в.; Давид Зазиркин, великокняже ский подьячий, 1536 г.; Зазирка Тимофеевич Ошанин [см. Ошаня], 1675 г. [см. Тургень] Зазирка – от глагола «зазрить», «пристыдить» Заиграев Юрий, царский ситник, 1573 г.; Заиграев Иван, подьячий, 1613 г., Москва Заика, Заикин : Никита Константинович Заика Вельяминов, вторая половина XVI в.; Алексей Нежданов [см. Неждан] Заикин, помещик, 1587 г., Тула Зайков Афанасий, 1537 г., Кострома Зайцевы см. Заяц Закала Иван Григорьевич Бутурлин [см. Бутурля], конец XV в., Новгород Закалихин Якуня, крестьянин, 1579 г., Шуя Заколотка Иван, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Закоркин Мартин, посадский человек, 1630 г., Гремячий Закуса , крестьянин, 1545 г., Новгород Закусиха Третьяк [см. Третьяк], посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород Залеж Сысоев, приказный, 1587 г., Новгород Залесский Степан Астафьевич, иноземец, 1621 г., Углич Залешенин Никифорович Волохов [см. Волох], 1583 г., воевода; Залешенин Иванович Баскаков [см. Баска ковы], 1596 г., Кострома [см. Френев]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Редриковы , с начала XV в. и позже, Переяславский уезд, где существовало селение Редриковы Горы [см. Самосадский] Редрик – рыжий бычок Редров Асташ Дементьевич, бывший холоп, 1495 г., Новгород Редрый – рыжий, буроватый Редька, Редькины : Редька Андреевич Семичев [см. Семичев], 1564 г.; кн. Владимир Васильевич Редька Мещерский, середина XVI в. [см. Горох] Резановы , помещики, несколько человек, 1568 г., Ярославль Резаный Александр Федорович Дмитриев, середина XVI в. Резвецов Иван, помещик, 1542 г., Московский уезд Резвый Иван Ефимов, пушкарь, 1640 г., Углич Резуев Иван Степанович, 1608 г., Нижний Новгород Ремезов Семен, крестьянин, 1495 г., Новгород; Армении [см. Армении] Иванович, 1578 г., Москва Ремез – мелкая птичка юрок, дубровка или синичка Ременников Суббота [см. Суббота] Яковлевич, 1568 г., Ярославль; Кирилл Ременников, крестьянин, 1564 г., Олонец Ренев Степан Михайлович, дворянин, 1636 г. Репа Федор Семенович, крестьянин, 1524 г., Кострома Репей, Репьев : Дмитрий Иванович Репей Плещеев [см. Плещей], 1644 г.; Третьяк [см. Третьяк] Григорьевич Репьев, 1594 г.; Константин Васильевич Репьев, 1539 г., Ростов; Репьевы, XVI в., Муром и Новгород Репех, Репеховы : Иван Репех, землевладелец, 1425 г., Углич; Алексей Матвеевич Репехов, подьячий, 1562 г. Репников Иван, 1608 г., Нижний Новгород Репня, Репнины : кн. Иван Михайлович Репня Оболенский, боярин, 1513–1523 гг.; от него – князья Репнины Репня – похлебка из репы, тюря Репуй, Репуевы : крестьяне, 1498 г., Новгород Репчук Карпович Клементьев, 1556 г., Кашира [Ср. Чепчуг] Репьяк Семен Яковлевич, крестьянин, 1564 г., Олонец Репьяк – репей, репейник Ресины см. Ряса Ресница ( Рясница ): Иван Игнатьевич Плещеев [см. Плещей], середина XV в.; Иван Игнатьевич Бяконтов [см. Бяконт] Феофанов, середина XVI в. [см. Дорога] Реткин Семен Иванович, 1550 г., Медынь Ретюнский Филипп Астафьевич, 1584 г., Москва Реут, Реутов : Юрий Реут, крестьянин, 1495 г., Новгород; Авксентий Реутов, дворцовый дьяк, 1550 г. [см. Теприцкий] Реут – большой колокол

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

[Ср. Кочебар] Качак Каловский [см. Каловский], помещик, 1608 г., Нижний Новгород Качалкин Евстрат, казначей Ипатьева монастыря, 1604 г. Качало, Качалов : Качало Григорий, крестьянин, конец XV в., Новгород; Харитон Качалов, псковский посол в Москву, 1478 г.; Никита Яковлев Качалов, взят в плен в 1514 г. под Оршей; Данило Качалов, дьяк, 1576 г. [см. Мещеряк, Осталец, Санбар] Качелский Третьяк [см. Третьяк], середина XVI в., Кострома; Пятый Афанасьевич, 1568 г., Ярославль Качиков Лука, 1480 г., Юрьев Польский; Третьяк [см. Третьяк] Петрович, 1560 г., Белоозеро Качкаров Андрей Малафеевич, 1518 г., Вологда Качкар, Кучкар, Кашкар – собственное имя (татар.) [Ср. Кашкар, Кочкар] Качуров Василий Никифорович, 1576 г. Кучур, кочур – селезень Каша, Кашин : Каша Васильевич Огарков [см. Огарок], 1536 г.; кн. Василий Владимирович Каша Оболенский, конец XV в.; от него – князья Кашины [см. Копыря]; Игнат Григорьевич Каша Билибин [см. Билибины], 1634 г., Москва [см. Скок, Суш] Кашаев Михаил Степанович, дворянин, из татарских новокрещенов, 1658 г. Кашевар , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашеня , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашинцев Яков Кузьмич Поляна [см. Поляна], 1506 г., Соль Галицкая; Кашинцевы, отрасль рода тверских бояр Бороздиных (от г. Катина) [см. Борозда, Правоторх] Кашка, Кашкин : Кашка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Никита Акимович Кашкин, 1470 г., Переяславль; Никита Федорович Кашкин, убит в 1552 г. под Казанью; Третьяк [см. Третьяк] Васильевич, дворянин дома св. Софии, 1564 г., Новгород [см. Листов] Кашкала , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашкар, Кашкаров : Михаил Андреевич Кашкар Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], вторая половина XV в.; Иван Григорьевич Кашкар, 1512 г., Кашин; Иван Тимофеевич Кашкаров, середина XVI в., Кашин [см. Кошкодамов] Кашкар, Качкар, Кучкар – собственное имя (татар.) Ср. кашкара – кустарник черногрив (татар.) Кашута, Кашутин : Кашута, крестьянин, 1495 г., Новгород; Пантелей Кашутин, тогда же, там же Кащеев см. Кощеев Каюр Тимофей Федорович Долгово-Сабуров [см. Долгово-Сабуров], 1568 г., Ярославль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но жалея о своем мольбище, они отправились в городок на реке Сылве и жаловались приказчику Иоанну на преподобного — рассказывали ему, как подвижник срубил и сжег священное дерево, и спрашивали: «Он проповедует нам Христа Бога и велит креститься, мы же не знаем, что сделать с этим человеком?» В городке тогда случился другой приказчик Строгановых Третьяк Моисеев, который знал преподобного. Слыша слова остяков, Третьяк сказал им: «Я знаю этого человека, о котором вы говорите. Он муж святой. Исполните все, что он говорил вам: учение его ведет к бессмертной жизни». Остяки не знали, как им быть, как отомстить святому за истребление священного дерева. Видя, что они замышляют злое, Иоанн и Третьяк сказали им: «Зачем вы гневаетесь на него? И мы его отыскиваем, чтобы принять благословение. Укажите нам, где он поселился». Между тем вскоре разнесся слух, что черемисы идут войной на Пермь, грабят суда по реке Каме, убивают торговых и других людей и собираются идти на остяков. Тогда остяки решили убить преподобного, потому что боялись, как бы он, захваченный черемисами, не указал им остяцкие жилища. В то время у начальника остяков Зевендука находилось несколько русских людей, бежавших из плена от черемис; когда остяки с Зевендуком пошли убивать святого, эти русские люди последовали за ними. Придя на то место, где обитал преподобный, остяки долго искали, но не могли найти его келлии, ибо по воле Божией она осталась для них невидима. Святой же в то время стоял на молитве в своей келлии. Много дивились этому сами остяки, которым не пришлось исполнить своего умысла. С того времени они начали почитать блаженного Трифона и обращаться в христианство. Скоро крестилась дочь остяцкого князя Амбала и дочь вогульского князя Бебяка, а с ними и многие другие обратились в Христову веру. Крещеные остяки приносили святому воск, мед и все потребное. Чтобы не огорчать их, святой принимал приношения и молился за новообращенных христиан. Но не долго прп. Трифону пришлось жить с остяками. Скоро он оставил уединение и снова поселился в Пыскорском монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Настоятельница Толгского монастыря игумения Варвара (Третьяк): Жить в монастыре — великая радость Главное — смиряться, нести послушание и всех любить. 20 августа, 2014 Главное — смиряться, нести послушание и всех любить. 20-21 августа 2014 года в Толгском женском монастыре Ярославской епархии пройдут праздничные мероприятия, посвященные 700-летию со дня основания обители. О жизни монастыря рассказывает настоятельница обители игумения Варвара (Третьяк). — Что было в то время, когда Вы приехали на Толгу? — Шел 1988 год, время празднования 1000-летия Крещения Руси. Мы приехали на руины монастыря и принимали их после того, как выселили тюрьму — еще оставались карцеры. Но это не означает, что мы въехали в более или менее жилые помещения. В зданиях были вырваны окна, не было дверей. Вокруг монастыря тогда располагались дачи, и жители решили воспользоваться временным отсутствием хозяина и взяли все, что могли взять. Нам пришлось все обустраивать с нуля. В самом монастыре не оказалось ни одного строения, пригодного для жилья. Некоторые хозяйственные постройки были разрушены до основания. В плачевном состоянии были храмы. В Крестовоздвиженском не было стены, купола попадали. В свое время там оборудовали клуб, порезали тяги — вот купола и упали. От остальных храмов остались частично стены, ни куполов, ни сохранившейся крыши, на стенах храмов написаны хульные слова. Первое впечатление при встрече с монастырем было такое, что он пережил пожар. Везде вокруг монастыря на ограде можно было наткнуться на колючую проволоку. Только в этом году, к 700-летию обители, при помощи председателя попечительского совета И.Е. Левитина нам удалось доделать ограду и убрать остатки этой проволоки. В начале 90-х в обитель приехал Президент Б.Н. Ельцин. Он пожертвовал на обитель денег, и мы, с Божией помощью, при поддержке организации «Ярреставрация» начали проводить реставрационные работы. Тогда нас чуть ли не каждый день навещал уполномоченный. Смотрел за всем, наблюдал, интересовался, чем сестры занимаются, нет ли каких нарушений. Так и жили.

http://pravmir.ru/nastoyatelnitsa-tolgsk...

Горбунов Алеша, пристав вел. кн., 1532 г. Горбуша, Горбушины : Евдокия Горбуша, старица свиты кн. Евдокии Старицкой, казнена в 1569 г.; Сидор Горбушин, пушкарь, 1640 г., Белоозеро [см. Корсак] Гордый вел. кн. московский Симеон Иванович, умер в 1353 г.; кн. Василий Григорьевич Ромодановский, умер в 1642 г. Гордюша Гавриил, холоп, 1595 г., Новгород Горезин Илья, откупщик, кадашевец, 1640 г., Москва Горемыка, Горемыкины : Горемыка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Парамон [см. Парамша] Иванович Горемыкин, 1582 г., Новгород Горенкин Никита Федорович, 1550 г., Ростов Горихвостов Товарищ [см. Товарищ] Федорович, 1555 г., Новгород Горкавый Асташ, крестьянин, 1500 г., Новгород Горкун Федор, крестьянин, 1495 г., Новгород Горлищев Григорий Трифонович, 1572 г. Горло, Горловы : кн. Третьяк [см. Третьяк] Иванович Горло Вяземский; Андрей Горлов, великокняжеский охотник, 1533 г. Горностай , холоп, 1495 г., Новгород; Горностаев Любим [см. Любим], помещик, 1610 г., Арзамас Городецкие Мирослав [см. Мирослав] и Михаил Григорьевичи, помещики, 1571 г., Нижний Новгород Городчиков Кропот [см. Кропот], городовой приказчик, 1519 г., Тверь Горончаров Кирилл, холоп, 1596 г., Новгород Горох, Гороховы : Редька [см. Редька], Капуста [см. Капуста] и Горох Андреевичи Семичевы [см. Семичев], помещики, 1582 г., Новгород; Гороховы, XVI в. и позже, Арзамас и Мещера [см. Лук] Горошковы , бояре, XV в., Новгород Горсткины : Семен Горсткин, воевода в бою с татарами под Белевом, 1436 г.; Федор Федорович, 1604 г., Белая Горталовы ; Павел, солевар, 1436 г., Соль Галицкая; Самойло Фокин, посадский человек, 1600 г., там же Горчак, Горчаковы : кн. Григорий Иванович Горчак Морткин [см. Мортка], конец XVI в.; кн. Иван Федорович Горчак Перемышльский, вторая половина XVI в.; от него – князья Горчаковы; Горчак Третьяков Обернибесов [см. Третьяк, Обернибесовы], помещик, 1602 г., Новгород Горчак – 1) несколько родов трав, 2) рыба речная Горшок, Горшковы : Константин Горшок, холоп, 1603 г., Новгород; Казарин [см. Казарин] Петрович Горшков, 1550 г., Переяславль; Горшковы, бояре, XV в., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  Интервью номера: Владислав Третьяк , трехкратный олимпийский чемпион. «Молебен был нам нужен» . Об Олимпиаде, молитве за спортсменов и национальной гордости. Беседовал Александр Ткаченко . Фото Владимира Ештокина, «РИА Новости» и фото, предоставленные пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – апрель 2010. – С.8-11. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется краткая биографическая справка « Владислав Третьяк » (С.9).   Тема номера. Пасха: (В оформлении материалов рубрики использованы фрагменты фресок Джотто, до 1305 года. Фотографии фресок Russian Look)   Момент истины. Вступление от Редакции //Фома. - – апрель 2010. – С.12-13. – (рубрика « Тема номера. Пасха »).   Сергей Земсков , катехизатор собора Феодоровской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург. Вход Господень в Иерусалим //Фома. - – апрель 2010. – С.14. – (рубрика « Тема номера. Пасха »).   Игумен Петр ( Мещеринов ). Великий Четверг //Фома. - – апрель 2010. – С.15. – (рубрика « Тема номера. Пасха »).   Сергей Худиев , публицист. Страстная Пятница //Фома. - – апрель 2010. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера. Пасха »).   Протоиерей Максим Козлов . Воскресение Христово //Фома. - – апрель 2010. – С.17-18. – (рубрика « Тема номера. Пасха »).   Священник Игорь Фомин , клирик Казанского собора на Красной площади, Москва . Светлая седмица //Фома. - – апрель 2010. – С.18. – (рубрика « Тема номера. Пасха »).   Реклама : С.19.   ВЕРА (раздел). – С.20-37.   Сергей Худиев. О христианской надежде. Говорят, люди придумали Бога себе в утешение //Фома. - – апрель 2010. – С.20-23. - (раздел « Вера »).   Пятнадцать ступеней к Пасхе . О смысле и внутренней логике пятнадцати паримий (отрывков) из Ветхого Завета, которые читаются в храмах на богослужении в субботу перед Пасхой. Подготовил Андрей Десницкий . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – апрель 2010. – С.24-25. – (раздел « Вера »).   Монолог: Марк Фужерон , доктор лингвистики Университета Парижа – Сорбонна, почетный доцент Университета им. Ш. Де Голля в Лилле, член совета Союза приходов Русской Православной Церкви во Франции, бывший староста Трехсвятительского храма в Париже. Самшитовое воскресенье. Чему я учу русских семинаристов . Фото Дениса Маханько//Фома. - – апрель 2010. – С.26. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-84-a...

«Как зеницы не выпали у них вместе со слезами? Как сердце не оторвалось от корня своего?» – говорит летописец. Думать псковичам было нечего; день прошел в плаче, рыданиях, стонах; бросались друг к другу на шею и обливались слезами. Задержанные в Новгороде посадники и бояре писали к ним, что дали Василию крепкое слово своими душами за себя и за всех псковичей исполнить государево приказание; писали, что общая гибель будет следствием сопротивления великому князю, у которого многочисленное войско. На рассвете другого дня позвонили к вечу; Третьяк приехал, и псковичи сказали ему: «В летописях наших написано, с прадедами, дедами и с отцом великого князя крестное целование положено, что нам, псковичам, от государя своего, великого князя, кто бы ни был на Москве, не отойти ни в Литву, ни к немцам; отойдем в Литву или к немцам или станем жить сами собою без государя, то на нас гнев божий, голод, огонь, потоп и нашествие поганых; на государе великом князе тот же обет, какой и на нас, если не станет нас держать в старине; а теперь Бог волен да государь в своей отчине, городе Пскове, и в нас, и в колоколе нашем, а мы прежней присяге своей не хотим изменять и на себя кровопролитие принимать, мы на государя рук поднять и в городе запереться не хотим; а хочет государь наш, князь великий, помолиться живоначальной Троице и побывать в своей отчине, во Пскове, то мы своему государю рады всем сердцем, что не погубил нас до конца». 13 января 1510 года сняли вечевой колокол у св. Троицы и начали псковичи, смотря на колокол, плакать по своей старине и по своей воле, и в ту же ночь Третьяк повез вечевой колокол к великому князю в Новгород. За неделю до приезда великого князя приехали воеводы его с силою и повели псковичей к крестному целованию, а посадникам сказали, в какой день великий князь будет во Псков: посадники, бояре, дети боярские и посадничьи и купцы поехали в Дубровно встречать государя, который приехал во Псков 24 января. В тот же день рано приехал владыка коломенский и объявил духовенству, что великий князь не велел встречать себя далеко; духовенство осталось, а псковичи встретили его за три версты от города и ударили челом в землю; государь спросил у них о здоровье, они отвечали: «Ты бы, государь наш, князь великий, царь всея Руси, здрав был».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010