Мы видели, что в 1580 году жители города Хлынова просили царя, чтоб у них был основан монастырь; теперь, в 1599 году, жители вятского же города Слободского били челом, что у них много людей желают постричься, но нет монастыря, а которые уже постриглись, то волочатся без пристрой между дворов, отца духовного у них близко нет и они помирают без покаяния и причащения; есть монастырь Успенский в Хлынове, но далеко, да посадским людям и волостным крестьянам постригаться в нем трудно: архимандрит и старцы просят много вкладу, по десяти, пятнадцати и двадцати рублей, с убогого человека меньше десяти рублей не берут, а кому случится постричься у себя на подворье, то они без пяти рублей не постригут. Поэтому слобожане просили, чтоб патриарх позволил им построить монастырь у себя в городе, а строителя уже они выбрали; патриарх согласился. В Верхотурье монах Иона построил монастырь по своему обещанию. Мы видели, какой дан был наказ поповским старостам в 1594 году; но в 1604 году патриарший тиун Чортов доносил Иову, что старосты и десятские поповские в поповскую избу не приходят, попов и дьяконов от бесчиния не унимают: безместные попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и перед литургиею правила не правят, садятся у Фроловского моста и бесчинства делают большие, бранятся скаредно, а иные играют, борются и на кулачки бьются; а которые нанимаются обедни служить, те идут в церковь , не простившись с теми из своих братий, с которыми бранились; служат обедни не вовремя, рано, без часов; приезжие попы ему, тиуну, ставленных грамот своих не кажут, его не слушают, бранят и позорят. Патриарх подтвердил прежний наказ поповским старостам. При вступлении своем на престол, собирая войско против хана, Борис объявил, чтоб воеводы были без мест. Но местничество при нем не ослабевало. В этом отношении любопытна переписка с царем Михаилы Глебовича Салтыкова, посыланного в Иван-город навстречу принцу Иоанну датскому. В Иван-городе было трое воевод: князь Василий Ростовский, Третьяк Вельяминов и князь Петр Кропоткин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

инока Аверкия что был дружина романовской . инока Васиана. Генадия. инока Еуфимия поморец . инока Мисаила что был кривой клобук . инока Игнатия болоцкой крестьянин . инока Инокентия из болшей болницы слепой . священноди….. Аммона волжанин . инока… князя инока Иону воротынской 1238 … Феодорита слободкин . инока изсо . …инока Зосимы… инока Иванна чемесов . инока Иева колязинец . инока Симона. инока Иора. инока Константина. инока Еуфимия. инока Иора. инока Христофора. инока Акинфия. инока Никона. инока Иону. инока Тихона. инока Тимофея. инока Иоасафа. инока Иону. инока Гаврила. инока Серапиона. инока Кирьяка. инока Пахнотия. инока Геласию. Симона. Иону макаров . Мисаила бодинец . Филофея головушка слепой . Иону безрукой . Леанида с горы . Арсенья поморца . инока Гаврила малон . Софония боледа кузнец . Аврамия полестовал . Висариона озерецкой хромой . инока Филофея сииской . Инока Иосифа третьяк корела . инока Герасима Гаврило кожевник . инока Леанида. инока Измаила. Антония. Вавилу. инока Виктора головщич . Левкия болдинец . Феофи… князя инока Деонисия Голицын ….. Капитона. Еуфи…ефонта. Анофрея… Козму. Феодосья. 1092 Только некоторые лица, занесенные в синодик этот, умерли же в Кириллове монастыре, во зачислены сюда как бывшие его иноки. (См. напр. ниже об епископе Филофее Пермском). 1093 В начале рукописи Кир. библ. 754–1011, л. 9 не достает нескольких имен (сравнительно с рукописью 759–1016); «и послушников и иноков. Спиридона. Филофея. Никодима. Филофея». Вероятно, что имена игумена Кирила и друг, до имени Спиридона – позднейшая прибавка. 1096 Здесь разумеется, быть может, Лука Соловаров, о котором сохранились заметки в Рукоп. Соф. библ. 1468, на л. 177 обор.: «Тоеж-осеин (т. е. 6987 года) постригл Нифонт Луку Соловарова, сентября 9 " … «В лето 6991 (1483) апреля 10 преставися Лука Соловаров. жил в чернцех 4 лета и 7 месяць». 1097 Игумен Серапион, вероятно, – кирилловский. По словам П. М. Строева, он был настоятелем в 1482–1484 годах (Списки иерархов, е. с. стб. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Мария Городова. Отзывы о книге: Владислав Александрович Третьяк, троекратный чемпион Олимпийских игр, многократный чемпион мира и Европы, Председатель комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Государственной Думы РФ, Президент Федерации хоккея России. «Яркая, увлекательная книга, которую можно читать всей семьей. Для спортсмена, да вообще для человека, который хочет чего-то добиться в жизни, крепкая семья – это его «тыл», это очень важно. Ведь как мы, спортсмены, живем? Я, например, семнадцать лет на Новый год не был в Союзе, семнадцать лет. С четырнадцати лет все праздники – вне дома. Вся молодость так прошла, и ты завидовал людям, которые едут в трамвае домой, в семью, а ты с командой в автобусе, на сборы… Но ведь иначе не было бы наших побед. Постоянные разлуки, работа – а как мужчине без нее? – способны разъединить близких, поэтому я рано научился ценить все то, что людей в семье объединяет. И хорошая, настоящая книга поможет сплотить семью, станет ее центром. Книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит» как раз такая, мы читали ее все вместе, вслух, с детьми и внуками, и каждому было интересно. Это книга, которая дарит вам чувство тепла, дома и семьи». Георгий Михайлович Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. «Знаете, на седьмом десятке лет я стал анализировать свою жизнь. И я понял, что у меня было столько возможностей ее потерять — и саму жизнь, и ее смысл, что то, что я жив и невредим — это нарушение законов теории вероятности. Я пять раз тонул, три раза падал с мотоцикла, несущегося на большой скорости. А война, а оккупация, а голод? Помню, как погиб от разрыва снаряда мой товарищ, как ранило других ребят из моего окружения. А я, стоявший ближе всех, остался невредим. Были и другие передряги. И вот когда я анализирую все это, то понимаю, что есть нечто большее, чем математические законы. Что все произошло вопреки им: я верю, что был рожден для того, чтобы стать космонавтом, это было предопределено. И когда я — по наивности ли, по молодой горячности, по легковерию, да и просто по глупости — сворачивал с этого пути, то бывал наказан, доведен до отчаяния. Но мой Ангел Хранитель каждый раз возвращал меня на мой жизненный путь. Распознать замысел Божий о себе, может быть, самое важное в этой жизни. Книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит» и об этом тоже».

http://pravmir.ru/kniga-arxiepiskopa-ioa...

Шесть лет назад я был в Санкт-Петербурге. Мы зашли с супругой в монастырь Святого Иоанна Кронштадтского . Стою, молюсь, вспоминаю команду. Ко мне подходит монахиня и говорит: «Владислав, я так рада Вас видеть в церкви! А можно я Вам что-то подарю?» И она мне дала четки, которые с тех пор я всегда ношу с собой. Вы знаете, через две недели после того, как она мне их подарила, мы уехали в Канаду на чемпионат мира. И финальный матч выиграли у канадцев. Они выигрывали первый период, а мы у них выиграли со счетом 5:4! Я не знаю, как повлиял подарок монахини на исход матча, но верю, что произошло какое-то чудо. От хоккея все время требуют побед. Особенно сегодня. И мне от этого бывает очень тяжело. Когда я прихожу в церковь , я всегда молю Бога, чтобы Он помог собрать силы, чтобы была удача. Но самое главное сегодня – донести до молодежи через исторические фильмы правду о наших корнях. Я считаю, что сегодня мы должны больше в этом плане делать. Как Вы думаете, Владыко? Митрополит Иларион: Мы должны уделять больше внимания воспитанию молодежи. Гармоничная личность – это такая личность, которая развивается и духовно, и интеллектуально, и физически. В этом отношении, конечно, Церковь и мир спорта – союзники. Тема воспитания молодого поколения для нас ключевая и первоочередная. Когда мы говорим о спорте как о занятии для людей разных профессий, как о хобби, мы имеем в виду систему оздоровляющих мероприятий, тренировки, упражнения на тренажере, гимнастику и так далее. А профессиональный спорт несет в себе определенную опасность. Для достижения результата требуется такое напряжение физических сил, которое изнашивает организм и, в долгосрочной перспективе, приносит спортсмену не здоровье, а болезнь и преждевременную смерть. Кроме того, существует и проблема допинга, который профессиональные спортсмены иной раз принимают, потому что им нужно добиться победы любой ценой. В. Третьяк: Вы совершенно правы. Сегодня, чтобы достичь успеха в большом спорте, уже с 5−6 лет нужно полностью погрузиться в тренировки. Но, надо сказать, таких профессионалов не так уж и много. Сегодня главная задача государства и его руководителей – сделать здоровый образ жизни частью внутренней культуры каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Знают в обители, что бродивший в округе разбойник Аким Третьяк принес на икону алмазный перстень, прислал настоятельнице с запиской. Не принял монастырь дара, но записал в свой список, как «чудесное оказание». Шумит нескладная подмонастырная ярмарка, кумачами и ситцами кричат пестрые балаганы. Горы белых саней и корыт светятся и в дожде, и в солнце – на черной грязи. Рядком стоят телеги с желтой и синей репой и алой морковью, а к стенам жмутся вываленные на солому ядреная антоновка и яркий анис. Не меняет старая ярмарка исконного вида. И рядками, в веночках, благословляют ручками-крестиками толпу Миколы Строгие. Нищая калечь гнусит и воет у монастырских ворот. И ходит-ходит по грязной, размякшей площади и базару белоголовыми девушками несомая Неупиваемая Чаша. Радостно и маняще взирает на всех. Шумят по краям ярмарки, к селу, где лошадиное становище, трактиры. Там красными кирпичами кичится богатая для села гостиница Козутопова, «Метропыль», славящаяся солянкой и женским хором – для ярмарки, когда собирается здесь много наезжих – за лошадьми. Бродят эти певицы из хора по балаганам и покупают «ярославские сахарные апельсины», сладкий мак в плиточках и липовые салфеточные кольца. Смотрят, как валится народ под икону. Смотрят и дачники, и горожане. Выбирают местечко повыше и посуше – отсюда вся ярмарка и монастырь как на ладони – и любуются праздником. Отсюда берут на холст русскую самобытную пестроту и «стильную» красоту заезжие художники. Нравится им белый монастырь, груды саней и белого дерева, ряды желтой и синей репы и кумачовые пятна. Дачники любят снимать, когда народ валится под «Упиваемую Чашу». Улавливают колорит и дух жизни. Насмотревшись, идут к Козутопову есть знаменитую солянку и слушать хор. Пощелкивают накупленными «кузнецами», хрустят репой. Спорят о темноте народной. И мало кто скажет путное.   Ноябрь 1918 г. Алушта notes Примечания 1 «Сейчас зима, но ваши глаза, малышка, пробуждают в моем сердце весну!» (фр.) Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

В каком виде принесена в Красногорский монастырь св. икона, это видно из описания ее, сделанного в письме Егора Лыткина. «1629 года августа 22 дня Пречистой Богородицы Похвалы в дом поставил образ Пречистой Одигитрии, что из-за моря, из Персидской земли вывезен, письмо греческое, обложен образ весь серебром резью, венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным золотом, а подложен тот образ канвой алой, цена всему окладу четырнадцать рублей». Величина иконы длиной 10-ть и шириной 7 вершков. Новгородский митрополит Киприян, по поводу принесения в Красногорский монастырь св. иконы Грузинской, в грамоте поповскому старосте рождественскому попу Иерефею писал: «Ведомо нам учинилось, что в прошлом 7137 (1629) году августа 22 дня, в Холмогорском уезде на реке Пинеге на Черной горе, у Пречистой Богородицы Похвалы поставил Георгий, прозванием Третьяк Лыткин, образ Пречистой Богородицы чудотворной иконы Одигитрия, греческое письмо, обложен серебром, венцы, гривна, поле резью позолочены, оклад весь почестным золотом. К нему же тот образ Пречистой Богородицы вывез из-за моря, из Персидской земли приказчик Степан Лазарев; в 1626 году в Персидскую землю тот образ Пречистой Богородицы зашел. В то время Персидский царь Аббасшах воевал Грузинскую землю, что исстари слыла Иверская, и в то же время шаховы персидские Ассириане в Грузинской земле Божии церкви разорили и многие чудотворные иконы, а иные вывезли из Грузинской в Персидскую землю шаховы люди. Как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы от себя писал на Черную гору в монастырь Пречистой Богородицы к игумену и братии и велел бы ты пред образом Пресвятой Богородицы Одигитрии во вся недели по вторникам петь молебны». Преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский и Важеский, во время пребывания своего в Москве по делам церковным, в 1697 году заказал для той чудотворной иконы серебряную чеканной работы ризу, которая в том же году и построена серебряных дел мастеров Василием Клюкиным ценой 48 р. 5 алтын. По возвращении преосвященного из Москвы, новая риза руками его наложена на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Стены Екатерининской церкви сложены из кирпича, а центральная глава церкви возвышается над четырьмя остальными. Особую роль в архитектурном убранстве Екатерининской церкви имеет обрамление порталов и оконных проемов, для которого был использован лекальный кирпич. http://obshe.net/posts/id619.html Третья часть древнего Чернигова – Третьяк, где в 1715 г. было завершено строительство церкви Екатерины – в честь побед казачьих войск над турками под Азовом. Петр I «мужество казацкое зело похвалял», а патриарх Адриан прислал гетману Мазепе похвальную грамоту «для достопамятной армии казацкой славы». Во время азовского похода при казачьих полках «неотступно находился муж, в добродетели и военных трудах искусный, гетман казацкий приказный Яков Лизогуб». Для храма – мемориального памятника – наиболее приемлема была центрическая композиция, и мастер избрал именно крестный девятидольный с пятью куполами тип постройки. Массы лишены горизонтальных членений; поэтому движение вертикальных линий безудержно и мощно. Только в карнизе он прекращается, чтобы потом еще быстрее взлететь в легких линиях бань. Центричность композиции обусловила схожесть фасадов, отличающихся лишь незначительными подробностями. Небольшие дверные проемы имеют изысканный декор порталов, украшенных наличниками и фланкированных полуколонками с фронтончиками. Объединенные в одну композицию с архитектурой верхних частей лобных граней и объединенные краеугольными пилястрами, они придают входам парадности. В интерьере также ведущим мотивом является торжественность, раскрытие внутреннего пространства в высоту. Хоров нет, и ничто не мешает движению линий вверх. Логвин Г.Н. «По Украине». – М.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского. В конце XVII ст. центром Чернигова оставался бывший детинец – территория так называемого внутреннего замка. Тогда здесь было построено два сооружения, ставших наиболее интересными образцами украинской архитектуры: церковной – храм Святой Екатерины – и общественно-жилой – полковая канцелярия. Оба эти достопримечательности архитектуры связаны с именем черниговского полковника Якова Лизогуба (об усыпальнице которого в Елецком монастыре рассказывалось).

http://sobory.ru/article/?object=01654

Опыт духовного жизнеописания. 539 . Оноприенко В. И. Флоренские. – М.: Наука, 2000. – 349 с. О свт. Игнатии – с. 60:540. Степанова С. С. К. П. Брюллов и о. Игнатий Брянчанинов . Штрихи к характеристике личности и творчества художника//Тезисы докладов научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К. П. Брюллова/Гос. Третьяк. галерея. – М., 2000. – С. 14–17:541. Тыжненко Т. Е. Алексей Горностаев//Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начало XX века/Сост. В. Г. Исаченко. – СПб., 2000. – С. 325–340: ил. Свт. Игнатий и арх. А. Горностаев – с. 337:542. Чинякова Г. П. Епископ Игнатий Брянчанинов о духовной культуре русских монастырей//Монастыри России: Материалы VII Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария. – Можайск, 2000. – Вып. 7. – С. 282–291: портр. – Загл. обл.: Макарьевские чтения. 542 . Бекорюков А. Франциск Ассизский и католическая святость. – М.: Сретен. монастырь, 2001. – 63 с. Свт. Игнатий о Франциске Ассизском – с. 12, 14, 20, 31–32, 37–38, 51–52, 55–56, 58:543. Степанова С. С. Два письма. Штрихи к портрету «великого Карла»//Рус. галерея. – 2001. – 1. – С. 35–40: портр. Свт. Игнатий Брянчанинов и К. П. Брюллов. На ил.: портрет архим. Игнатия, гравированный Л. Е. Дмитриевым-Кавказским. Вологодский период (1807–1833) 544 . Лопотов монастырь Вологодской епархии//Прибавл. к Вологод. епарх. вед. – 1875. – 18. – С. 322–329; 19. – С. 333–342; 20. – С. 343–347. – Из содерж.: Список настоятелей. Игумены: Игнатий 2-й Брянчанинов. – С. 346–347:545. Автограф Дмитрия Брянчанинова: [На книге М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию…» – СПб., 1805]/Публ. Н. Беловой//Лад. – 1993. – 4. – С. 30–31: ил. 546 . Белова Н. Святитель Игнатий (Брянчанинов) : Вологод. страницы жизни//Лад. – 1993. – 4. – С. 4–11: портр. 547 . Бриленков А. Вологодский кафедральный Воскресенский собор//Благовестник. – Вологда, 1995. – 3. – С. 8. Отмечена дата пострига послушника Димитрия (28 июня 1831 г.). 548 . Святители Стефан и Игнатий, молите Бога о нас!//Благовестник. – Вологда, 1996. – 2. – С. 1: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

СОХРАННОСТЬ Нити шитья потемнели, ткани местами секутся, утрачен жемчуг, которым были зашиты все бармы, а также дробницы, на которые указывают обрывки нитей. С правой стороны в косом разрезе часть ткани фона заходит на подкладку и пришита небрежно. Ткани сильно выцвели. ИКОНОГРАФИЯ В отличие от более ранних сохранившихся шитых барм (кат. 51) на этих бармах кроме традиционного Деисуса, тезоименных святых и вселенских святителей изображены и московские митрополиты. Иконография святых традиционная. АТРИБУЦИЯ Изображение среди фигур Деисуса преподобного, очевидно, Михаила Малеина – патронального святого царя Михаила Федоровича, а также в круглом клейме Алексия Человека Божия – небесного покровителя Алексея Михайловича – дают возможность отнести изготовление барм ко времени после рождения у Михаила Федоровича наследника царевича Алексея (1629), что подтверждает запись в делах Царицыной мастерской палаты под 10 декабря 1639 г. «иконники Марко Матвеев да Сидорко Осипов знаменовали (7 дней) государеву деадиму» 706 . Надо думать, что работа была закончена в следующем году. Эти бармы («деадима» или «диадима») упоминаются после четырех роскошных «диадим» («первого» и «в торого» наряда, «причастной» и «золотой греческого дела») в описи царской утвари и платья царя Федора Алексеевича: «Диадима, шиты образы всемилостивого Спаса и пресвятыя Богородицы и Предтечи и Архангельские и Апостольские и святительские и иных святых золотом и серебром с розными толки, по таусинному отласу, травы и меж святых каймы низаны жемчугом, подложена отласом червчатым» 707 . ВЫСТАВКИ 1991 Бремен; 1995 Санкт-Петербург – Топика (США). Р. 45. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 1, 77, ил.; Древности 1849. Отд. 2. Рис. 32; Савваитов 1896.-Отд. V. С. 79; Забелин 1901. С. 725. Регалии российских государей 1997. Ил. нас. 22. 94. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ С ПРАЗДНИКАМИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Третьяк Гаврилов, 1639–1640 Камка (XVII в., Италия), тесьма (XVII в., Восток), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг, изумруды, серебро; ткачество, шитье, низание, позолота, резьба, чернь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

— Толгскую икону передали в монастырь спустя некоторое время. Уже десять лет она у обители. Святейший Патриарх Алексий II принимал тогда участие в передаче иконы. До этого икону приносили в обитель, но только на три дня, на Толгин день. Все встречали икону с большой радостью. А когда увозили ее обратно в музей, у сестер и у прихожан были слезы на глазах. — Все в монастыре делается по благословению игумении. Но возможно ли усмотреть за всеми делами? — Со временем приходит опыт. Начинаешь понимать, что нужно в первую очередь сделать, с чем можно и повременить. — Современным молодым сестрам тяжело нести послушание? — Сейчас сестры к нам приходят из верующих семей или от духовников. Отцы присматриваются в первую очередь к тому, сможет ли она понести послушание. Конечно, люди приходят слабые физически и духовно. Но большинство из них остается. Ведь в монастыре жить — это великая радость. — Чего должны в первую очередь искать сестры, приходящие в монастырь? — Спасения. Монастырь — это тихое прибежище, где можно молиться и трудиться для Бога. Без труда, как пишут святые отцы, нельзя спастись. — Каков ритм жизни монастыря? — Молитва и труд. Сестры же — как пчелки. Получается так, что день сестры равномерно делится на время, когда она молится и когда она выполняет закрепленные за ней послушания. Утро начинается с молитвы в храме, когда служится Божественная литургия с правилом. Вечером также совершается богослужение в храме, правило, сестры выполняют и келейное правило — читают пятисотницу (молитвенное правило, состоящее из 300 молитв Иисусовых, 100 — Божией Матери, 50 — Ангелу-хранителю и 50 — всем святым. — Ред.) и Евангелие. В промежутках между правилом сестры выполняют послушание и отдыхают. — Под силу ли современным людям монашество? — Господь во все времена один и тот же. А жизнь человека зависит от его внутреннего устроения и настроения. Не от характера, не от места, где родился. Если человек хочет спастись и жить в монастыре, он будет это делать. Если хочет вести богоугодную жизнь, но в миру, то возможно и это. Надо только искать этого спасения, желать быть с Богом. На этом пути можно советоваться с умудренными опытом священниками, можно руководствоваться святоотеческой литературой.

http://pravmir.ru/nastoyatelnitsa-tolgsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010