Для умонастроения того времени характерно, что ростовчане отнюдь не бросились на помощь своему воеводе или на защиту городских стен, но при первом известии об опасности стали собираться бежать в Ярославль, умоляя Филарета последовать с ними. Вскоре к этим просьбам присоединился и разбитый в поле воевода Третьяк Сеитов, говоривший о столь плачевном состоянии укреплений, что можно было считать, будто «в Ростове града нет». Жители Ростова, как отмечали и напавшие на них переяславцы, и скорбевшие о падении главного города епархии устюжане, были беспечны. А заставить их выйти на общественные работы, как показывают многочисленные примеры по другим городам в Смуту, означало почти наверняка подвигнуть ростовчан перейти в противный лагерь (Всенародное ополчение поднялось, когда горожане убедились, что «тяготы» им творит любая власть). Так что и воевода, и жители, не позаботившиеся о крепости города, вели себя логично, предпочитая удариться в бега, пока захватчики будут увлечены грабежом. Филарет же повел себя героически, то есть крайне неблагоразумно с точки зрения здравого смысла. Собственно, Ростовский митрополит поступал как положено, как должно, но даже в панегирическом описании «Нового летописца» выступление Филарета на фоне реальных условий выглядит нелепо. Ростовчане, по словам летописца, «пришли всем городом к митрополиту Филарету и начали его молить, чтобы им отойти в Ярославль. Он же, государь великий, адамант (алмаз. — А. Б.) крепкий и столп непоколебим, на то приводил и утверждал людей Божиих, чтоб стояли за веру истинную христианскую и за государево крестное целование, чтоб стать против тех злодеев. И многими их словами утверждал, глаголя: Если мы и побиты будем от них — и мы от Бога венцы восприимем мученические! Слышав же воевода и все люди, что им не повелевает города покинуть, молили его, чтобы он с ними пошел в Ярославль. Он же им всем сказал: Если прийдется — многие муки претерплю, а дома пречистой Богородицы и Ростовских чудотворцев не покину! Услышав же они от него такие слова — многие побежали в Ярославль».

http://sedmitza.ru/lib/text/439760/

Есть неправильныя окончания, наприм: инока Паисею, Закхею, Саватею. Немало имён древних, вышедших из употребления: Гридя, Ждан, Зомятия, Истома, Невежа, Одолей, Томила, Третьяк, Утеша, и т. п.; есть несколько имён уменьшительных: Гриша, Ларя, Петруша, Проня, Тиша, etc. В названиях местностей обращает внимание Трубческ (откуда трубченин). Написание это выдержано, кроме лишь одного позднейшего случая, когда встречается нынешняя форма: Трубчевск. Фамилии переданы здесь в их подлинном написании, и только в редких случаях начертание их применялось к позднейшему, установившемуся. Впрочем все выдающияся особенности Синодика сохранены. Первые три листа Синодика чистые, если не считать обычных заметок на них, как пробы пера (наприм.: «стоит град на пути, а пути к нему нет; идет посол нем – несет грамоту неписаную»... etc.). На лл. 4–6 отрывок из чипа погребения: «Помилуй нас Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся »... и проч., до «молитвы втай: Боже духом и всякоя плоти»... и т. д., после чего следует отпуст: «Иже живыми и мертвыми обладаяй»... Собственно Помянник начинается с л. 7: «Помяни, Господи, душа усопших, раб своих преже почивших века сего, светейших вселенских патриярх, православных царей, и цариц, преосвященных митрополит. благоверных великых князей, и вликых княгин, боголюбивых архиепископов, и епископов, преподобных архимаригов и игуменов, и всего чина священнического, и иноческого. И всех православных христиан. И инокинь»: 1 . Помяни, Господи, святейших вселенских патриарх и московских всея России: святейшего патриарха Иева, святейшего патриарха Ермогена, святейшего патриарха Филарета, святейшего патриарха Иасафа, святейшего патриарха Иосифа. 2. Благоверных великых князей: великого князя Владимера, великого князя Ярослава, великого князя Романа, инока великого князя Льва, великого князя Михаила Черниговского, болярина его Феодора, великого князя Романа 24 , Дмитрия, Василия, Василия, Всеволода нареченного во святом крещении Гаврила; Владимира Мономаха ; Георгия, Андрея Боголюбского, Дмитрия Всеволода, Александра Киевского, Данила, Георгия, Ивана, Василия, Ивана, Симеона, Ивана, Дмитрия, Василия, Ивана, Ивана, Дмитрия, Василия во иноцх Варлама; благоверного Царя и великого князя Ивана во иноцех Иону; благоверного царевича Дмитрия; благоверного царевича Василия; благоверного царевича князя Ивана; благоверного царя и великого князя Феодора; благоверного царевича Ивана; благоверного царевича Василия младенца; благоверного царя и великого князя Михаила; благоверного царевича Дмитрия младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Кем же на самом деле был Захария Чет? С одной стороны мы знаем, что он был исконно русским человеком, боярином, владевшим на костромской земле обширными землями (1). С другой стороны, человек появился словно ниоткуда, и ему сразу дали во владение очень много земель, а когда его потомки переехали в Москву , их сразу же приблизили к великокняжескому двору. Откуда такая честь? Это долгое время оставалось загадкой! Давайте разбираться. Существует икона XVI века «Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету». Сразу обращает на себя внимание то, что хотя святые Филипп и Ипатий - почитаемые угодники Божии, но это малоизвестные святые, храмы которым на Руси практически не строили. Откуда же взялся такой образ? Завесу тайны помогает приоткрыть церковный календарь. Только не всякий церковный, а именно старообрядческий. Если открыть новообрядный календарь, вы увидите, что память апостола Филиппа приходится на 27 ноября, а священномученика Ипатия на 29 ноября. Но по-старому не так: Филипп и Ипатий празднуются в один день - 27 ноября, в заговенье на Рожественский пост, который в народе традиционно именуется Филиппками. Итак, дни памяти Филиппа и Ипатия празднуются в один день. Для того чтобы понять, что нам это дает, нужно вспомнить о том, как на Руси давали имя младенцу. Как правило, ребенку давали не одно, а два-три имени! Одно имя давалось в честь того святого, в день которого ребенок родился или чья память приходилась на 8 день его жизни. Другое имя давали в честь умершего предка, - предполагалось, что его традиции он должен продолжить. Первые два имени были христианскими, из святцев, но третье могло быть простонародным. Его, как правило, давали от обратного, чтобы сбить с толку те силы, которые вредят людям. Так появлялись Некрасы (некрасивые), Нежданы (дети, которых якобы не ждали), Басурмане (то есть не христиане) и тому подобное. Иногда третье имя было числительным - Первой, Третьяк, Шестак, Семой и т.д. Традиции имянаречения на Руси были очень богатыми. Так все Рюриковичи имели два-три имени, а постригшиеся в монахи, так и все четыре. Четыре имени было у Ивана Грозного - Иван, Тит, Смарагд и Иона.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Нимало не смутившись результатом своей проповеди, Филарет направился в собор, облекся как подобает и причастился, утешая решивших укрыться с ним в храме. Тем временем воевода Третьяк Сеитов с немногими оставшимися с ним людьми три часа защищал город, но был разбит вторично; не успевшие бежать в Ярославль ростовцы пробирались в собор, надеясь в нем спастись. Врата храма захлопнулись перед врагом, первый приступ был отбит, но защитники собора начали изнемогать. Тогда Филарет, возмущенный тем, что храм штурмуют свои же православные, «подошел к дверям церковным и начал переяславцам говорить от Священного писания, чтоб помнили свою православную веру, от литовских людей отстали и к государю (В. И. Шуйскому. — А. Б.) обратилися. Они же, переяславцы, как волки свирепые, возопили великим гласом, и начали к церкви приступать, и выбили двери церковные, и стали людей сечь, и убили множество народа. Митрополита же взяли с (архиерейского) места, и святительские ризы на нем ободрали, и одели в худую одежду, и отдали его за караул. Раку же чудотворца Леонтия златую сняли и рассекли на доли, казну же церковную всю, и митрополичью, и городскую разграбили и церкви Божий разорили... Митрополита же Филарета отослали к Вору (Лжедмитрию II. —А. Б.) в Тушино» [ ] . Поведение Филарета настолько не укладывается в новейшие представления о прозорливом политике, что заставляет говорить о его душевном смятении и даже «раздвоении». «Очевидно, — написала недавно В. Г. Вовина, — именно в результате этой (Филаретовой) проповеди многие не успели бежать из города и были убиты» [ ] . Однако это лишь кажущаяся очевидность, вызванная непониманием нравственной невозможности для личности, подобной Филарету, вслед за большинством вострепетать перед опасностью и склониться перед неправедной силой. История русская, и времен Смуты в частности, знает немало примеров, когда воодушевление горожан или даже части их спасало города от многократно превосходящего неприятеля. Грабительские же шайки, наподобие напавшей на Ростов, имели обычай ретироваться при малейшем признаке упорного сопротивления. 11 октября 1608 г. ростовчане оказались лишь более деморализованными, чем переяславцы и казаки; мы вряд ли можем судить, сколько не хватило Филарету убедительности, чтобы переломить ход событий.

http://sedmitza.ru/lib/text/439760/

П.В. Долгоруков Глебовы Есть несколько фамилий имени Глебовых: из них две принадлежат к древнейшему русскому дворянству. Одна из этих двух фамилий, вписанная в бархатную книгу, происходит от касожского князя Редеги, убитого, в 1022 году, князем Мстиславом Владимировичем Тмутараканским. Мстислав, взяв в плен двух сыновей Редегиных, окрестил их под именами: Романа и Юрия: от Юрия Редегича род не пошёл, а Роман Редегич женился на дочери князя Мстислава Владимировича, внуке Святого Владимира Равноапостольного, и от него происходят многие дворянские роды. В старинных родословцах сказано, что у Романа Редегича были: сын Василий, внук Юрий, и правнук Михаил, по прозвищу Сорокоум. Таким образом Михаил Сорокоум, живший в четырнадцатом веке, был-бы потомком в пятом колене князя Редеги, убитого в 1022 году! Тут явная ошибка. Происхождение Михаила Юрьевича Сорокоума от князя Редеги было принято за достоверное в древней России, и потому мы оное вовсе не отрицаем, и признаём вполне, но вместе с тем мы уверены, что в восходящей поколенной линии Сорокоума пропущено несколько поколений. – В следствие этого мы начинаем нисходящую поколенную роспись с самого Сорокоума. отцовский КОЛЕНО I: Михаил Юрьевич Сорокоум, потомок князя Редеги КОЛЕНО II: Яков Михайлович Сорокоумов-сорока Глеб Михайлович Сорокоумов КОЛЕНО III: Михайло Яковлевич Сорокоумов Кузма Яковлевич Сорокоумов Никифор Яковлевич Сорокоумов Василий больший Глебович Сорокоумов Кузма Глебович Сорокоумов Иван Глебович Сорокоумов Илья Глебович Сорокоумов Василий меньший Глебович Сорокоумов КОЛЕНО IV: Василий Михайлович Сорокоумов Григорий Васильевич Глебов-криворот Иван Васильевич Глебов-ощера, окольничий † 1486 Пётр Васильевич Глебов-третьяк Полуехт Васильевич Глебов-море Дмитрий Васильевич Глебов-бобр, окольничий Леонтий Васильевич Глебов Алексей Васильевич Глебов-бурун Семён Васильевич Глебов-голова Василий Васильевич Глебов-кокошка, родоначальник Кокошкиных Андрей Кузмич Глебов-дурный Борис Кузмич Глебов-крюк Яков Кузмич Глебов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: Техника, 1998 г. От Екатерининской церкви следует пройти через древний третьяк к Елецкому монастырю, расположенному на западном отроге горы. Когда точно основан монастырь - неизвестно. Литературная традиция относит его основание к 1060 г., когда, как сообщает Иоаникий Галятовский, писатель XVII в., игумен Елецкого монастыря, «Святослав Ярославич мурованную церковь пресвятой Богородицы Елецкой збудува», и, далее, «як в Кыеве Печерская, так в Чернигове Елецкая церковь докола каплицями была оточена, що давняя от початку ее форма и диспозиция на мури ученена показует», и «что она была четырехглавой», «покрыта оловяними таблицами» и «расписана внутри «фресками». Хотя черниговская летопись не сохранилась и нет поэтому точных указаний на время постройки елецкой Успенской церкви, но основание монастыря Святославом Ярославичем (ум. 1073) не вызывает сомнения. Едва ли тогда же была построена Успенская церковь. Наиболее вероятная дата ее сооружения - XII век, и, скорее всего, — его вторая половина, о чем свидетельствует характер княжеских знаков на кирпичах церкви, очень похожих на знаки, встречающиеся на кирпичах двух других памятников Чернигова - Пятницкой и Благовещенской церквей. Последняя, как известно, датируется 1183-1186 г.г. История Успенской церкви несложна. Во время татаро-монгольского нашествия она была ограблена и сожжена. Когда ее восстановили, точно неизвестно, но есть косвенные указания на какие-то строительные работы, которые велись в 1445 г. при князе Иване Можайском. На юго-восточной апсиде под кровлей XVIII в. видны следы кровли XVII в., а под ними пазы крыши, вероятно, XV в. В XV-XVI в.в. Елецкий монастырь был окружен палями (частоколом), как и укрепления детинца и города. На Успенской церкви тогда было много верхов (куполов) каменных, как указывает Галятовский: «…но покрытие не оловом, а дубовыми досками, осмоленные смолою; около церкви были кельи, в монастыре был колодец, и большие колокола висели на двух столбах, а малые на колокольне». В 1642 г. Чернигов был во время нападения польско-шляхетских войск сожжен. «Тогда, - пишет Галятовский, - верхи мурованные над хором и по бокам упали, на остаток и великий верх мурованный в засклепеню ся проламал и упал, и учинил грамот великий, который по всем Чернигове люди чули». В 1668 г. была начата «репарация» собора. Восстановление храма подвигалось очень быстро и в 1670 г. закончилось; были возведены еще три новых купола: один - над центральной апсидой и два над нартексом. В таком виде здание сохранилось до нашего времени. Тогда же был сделан новый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01653

3322. АНТОНИЯ (ФИЛЬКИНА), игумения. (Настоятельница Флоровского Вознесенского монастыря)/Прот. Л. Рохманюк. – 1987, 2, 18. 3323. АНТИПА (МИХАЙЛОВ), архим. (Успенский Псково-Печерский монастырь). Некролог. – 1989, 11, 30. 3324. АФАНАСИЯ, игумения. (Свято-Никольский женский монастырь в г. Мукачево).Некролог/Архим. Василий. – 1985, 4, 23. 3325. БОРИС (БАЛЕН-ДЕ-БАЛЮ), архим. (Одесский Успенский мужской монастырь).Некролог. – 1988, 9, 63. 3326. БОРИС (НИКИТЮК), архим. (Одесский Успенский мужской монастырь).Некролог/Игум. Иннокентий. – 1987, 3, 32. 3327. ВАРВАРА (ТРЕТЬЯК), игумения. (К назначению настоятельницы Толгского Введенского монастыря). – 1988, 12, 25. 3328. ВАРЛААМ (ЯКОВЕНКО), схиигум. (Почаевская Успенская Лавра). Некролог. – 1989, 10, 32 3329. ВИССАРИОН (МАТИЧИН), архим. (Курская епархия). Некролог. – 1987, 11, 44. 3330. ВЛАДИМИР (СТРИНАДКО), архим. (Черновицкая епархия). Некролог. – 1989, 5, 30. 3331. ГАЛАКТИОН (КАПАЦЫН), иером. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1988, 1, 29. 3332. ГЕОРГИЙ (ТЕРТЫШНИКОВ), архим. (Троице-Сергиева Лавра). Некролог/Архим. Макарий (Веретенников) . – 1998, 12, 33. 3333. ГЕОРГИЯ (ЩУКИНА), игумения. (К назначению Настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме). – 1991, 8, 20. 3334. ГЕРАСИМ (ПРОКОФЬЕВ), архим. (г.Москва). Некролог. – 1987, 8, 43. 3335. ГЕРМАН (КРАСИЛЬНИКОВ), архим. (Московская епархия). Некролог/Прот. В. Смирнов. – 1986, 5, 24. 3336. ГЛЕБ (ЛЕГЕЙДА), игум. (Ярославская епархия). Некролог. – 1988, 2, 32. 3337. ДАНИИЛ, игум. (Новгородская епархия). Некролог. – 1991, 3, 45. 3338. ДИМИТРИЙ (КРАСУЛЯ), архим. (Ворошиловградская епархия). Некролог. – 1990, 3, 46. 3339. ДИМИТРИЙ (ПОДЛЕСНЫХ), архим. (Ярославская епархия). Некролог. – 1985, 6, 26. 3340. ДОМЕТИАН (ТИРОН), иером. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1985, 5, 29. 3341. ЕВГЕНИЯ (ОЗЕРОВА), игумения. (Аносинский Борисоглебский монастырь под Звенигородом). Некролог. – 1995, 11, 76. 3342. ЕФРЕМ (КЛЕНИН), иером. Последний ризничий Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря/А. Любавин. – 1998, 8, 34.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воспитанница Пюхтицкой обители. С 30 июня 1990 г. настоятельница Николо-Вяжищского монастыря. Статус ставропигии обитель получила в октябре 1995 г. Монастырь небольшой, на сегодняшний день в нем числится полтора десятка насельниц. В марте 2012 г. определением Синода при Синодальном отделе по монастырям и монашеству учреждена коллегия, в состав которой входят еще несколько игумений женских монастырей. Игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Введенского Толгского женского монастыря. Игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Ефросиниевского женского монастыря (Белорусский экзархат). Игумения Маргарита (Феоктистова), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы. Монастырь не является ставропигиальным, в нем располагается резиденция Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Игумения Параскева (Казаку), настоятельница Параскевинского Хынковского женского монастыря, представительница Молдовы. Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга. В списке отсутствует настоятельница ставропигиального монастыря Казанской Амвросиевской женской пустыни, потому что после кончины в 2012 г. игумении Никоны (Перетягиной) в обители пока есть лишь исполняющая обязанности настоятельницы монахиня. 6. К нашему списку можно отнести еще несколько персон. Игумения Николая (Ильина), настоятельница Никольского Черноостровского женского монастыря. Обитель в Малоярославце известна своей работой с детьми: с 1993 г. при монастыре действует приют-пансион " Отрада " для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью. В нем проживает 58 воспитанниц. Приют " Отрада " стал своего рода образцово-показательным социальным проектом, реализованным монастырем при государственной поддержке и активном участии крупных благотворителей. Редкий случай для епархиального монастыря: его посещали не только оба последних Предстоятеля Русской Церкви – Патриарх Алексий II (дважды: в августе 2005 г. и в июле 1999 г.) и Патриарх Кирилл (в октябре 2012 г.), но даже Патриарх Болгарский Максим – в 1998 г.

http://religare.ru/2_100120.html

Некоторые из них приобретали в свое время известность, даже славу. Во дни Uoahha III более всех славились иконописцы Митрофан инок и Дионисий, расписавшие в 1466 г. главный храм в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. Через пятнадцать лет этот самый Дионисий, а с ним поп Тимофей, Ярец и Коня написали «чудно вельми» три яруса в иконостасе (деисус, праздники и пророки) нового московского Успенского собора получив за труды сто рублей от Вассиана, архиепископа Ростовского. Еще через пять лет тот же Дионисий вместе с двумя сынами своими Владимиром и Феодосием, старцем Паисием и двумя племянниками преподобного Иосифа Волоколамского – старцем Досифеем и старцем Вассианом (который впоследствии был епископом Коломенским) расписали новый каменный храм в Иосифо-Волоколамском монастыре. При Василии Иоанновиче известны были своим искусством иконописцы: а) в Москве – сын Дионисия Феодосий и Феодор Едикеев, расписавшие в 1508 г. придворный Благовещенский собор, а также митрополиты Симон и Варлаам: от первого доселе сохранилась икона Божией Матери Владимирской, им писанная, а последний в 1518 г. поновил собственными руками две старые иконы – Спасителя и Богоматери, принесенные из Владимира; б) в Новгороде и его области – Андрей Лаврентьев и Иван Дермоярцев, дописавшие в 1509 г. деисус и праздники в иконостасе Софийского собора; иеромонах Антониева монастыря Анания, писавший «дивныя иконы многих св. чудотворцев» (1521), и преподобный Антоний Сийский, писавший также «многая св. иконы»; в) в Пскове – Алексей Малый, «муж благочестивый житием и богобоязливый», написавший в 1521 г. образ Успения Богородицы для Псково-Печерского монастыря. При царе Грозном в числе иконописцев встречаются два митрополита: Макарий, не раз поновлявший святые иконы, которые приносимы были для того в Москву из других мест, и Афанасий, писавший многие иконы; протоиерей Андрей, сотрудник Макария при поновлении икон; преподобный Адриан, игумен Пошехонский, писавший многие иконы; псковские иконники – Останя, да Яков, да Михайла, да Якушка, да Семен Высокий Глаголь с товарищами, участвовавшие в расписании Благовещенского собора в Москве после пожара 1547 г.; московские иконники – Ларион, да Третьяк, да Федор Никитины, родом ярославцы, расписавшие в 1564 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вот список этих приобретений: 10 мая 1617 (7125) года прикащик вологодских ямских слобод Мартын Иванов Страхов дал по обещанию в Кириллов монастырь свой двор с хоромами на Вологде внутри города у каменной стены, смежный с кирилловским двором и оцененный в 30 рублей 1358 . 17 мая 1617 года ненокшане Третьяк и Василий, Матфеевы дети Борисова сына Житково, продали кирилловскому старцу Феодосию, прикащику ненокоцкого промысла, дворище земли (мерою: в длину – 13 сажен ручных, а поперег – три сажени) и огородец позади дворища (мерою в длину: восемь сажен ручных, а поперег – три сажени), находившегося в межах с кирилловским двором («а спреди дворища с Петровские стороны с улицы полчетверты сажени») за 26 алтын и четыре деньги 1359 . 3 июля 1617 года кирилловский прикащик Ненокоцкого промысла старец Лазарь купил, за 10 рублей московских у ненокшан Иван и Павла, Ивановых детей Костылева, пожни на Верхней реке «повыше купца от кирилловских пожен за рекою, а верхняя межа по ручейку сверху от Соловецких пожен, да на другой стороне реке на Ненокоцкой стороны от верху от Вепревых пожен от бору вниз по реке да до Кенозерцова ручья» 1360 . 16 сентября 1617 года Иринья Савельева дочь, а Фатеевская жена, со своим сыном Ульяном дали в Кириллов монастырь «за вклад, за восмь рублев» свой двор в Неноксе с поддворною землею и хоромами (в межах с дворами: Федора Пермякова и Нестеровской жены) и поженьку у среднего озера остожье (в межах от Ивана Дерягина пожни») а, также разную рухлядь 1361 . 14 ноября тогоже года вологжанин посадский человек Иван Агафонников сын Дьяконова продал за 50 рублей московских старцу Кириллова монастыря Трифону Гречанину свой двор с хоромами на Вологде, на реке Золотухе у среднего большого моста 1362 . В том же 7126–1617 – 8 году была куплена за 20 рублей у Осипа Давидова сына Кондратьева и у Первоя Богданова сына Малиева лавка их с местом на Белоозере в городе в большом ряду 1363 . В следующем 1618 году было заключено 7 крепостей на Ненокоцкие и Турчасовкие владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010