Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Патриаршего совета по культуре 27 марта 2013 г. 19:25 27 марта 2013 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Патриаршего совета по культуре . Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом . Затем Святейший Патриарх вручил высокие церковные награды: во внимание к трудам в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и в связи с 60-летием со дня рождения президент Федерации хоккея России, депутат Государственной Думы ФС РФ, член Патриаршего совета по культуре В.А. Третьяк был награжден орденом святого благоверного князя Димитрия Донского II степени; во внимание к вкладу в деле сохранения национальных святынь, памятников истории и русской культуры и в связи с 85-летием со дня рождения прозаик, литературовед, общественный деятель, заслуженный работник культуры РФ Д.А. Жуков был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени; во внимание к многолетним трудам в деле сохранения и развития традиций русского национального хорового искусства и в связи с 40-летием со дня создания Московского государственного академического камерного хора художественный руководитель и главный дирижер МГАКХ, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных В.Н. Минин был награжден орденом «Славы и чести» III степени; во внимание к выдающемуся вкладу в музыкальную жизнь страны и в связи с 60-летием со дня рождения художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Ю.А. Башмет удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени; во внимание к многолетним трудам в деле сохранения и развития отечественной музыкальной культуры и в связи с 75-летием со дня рождения член Союза композиторов и Союза кинематографистов РФ, президент Российской ассоциации электроакустической музыки Э.Н. Артемьев был награжден орденом святителя Макария, митрополита Московского, III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/2873896.ht...

Василий Буслаев, по новгородским былинам, с шести лет учился четью-петью церковному – чтению с помощью пения по той же Псалтири, закладывавшей основы не только грамоты, а всего настроя души по высочайшим образцам молитвенной поэзии псалмов. Правда, вырос из него типичный новгородский ушкуйник. «Я не верую, Васенька, ни в сон, ни в чох, а я верую в свой червленый вяз» – таков его « символ веры ». Иным предстает в былинах Илья Муромец, обращающийся к богатырям с призывом: «Вы постойте-тко за веру, за отечество,/Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град». Илья Муромец, а не Василий Буслаев погребен в Ближней пещере Киево-Печерской лавры и причислен к лику святых. Но сохранилась былина «Василий Буслаев молиться ездил» о паломничестве новгородского богатыря в Святую землю со словами: «Смолоду бито, много граблено, под старость надо душу спасать». Тема искупления грехов – одна из центральных в русской молитвенной поэзии. В основе пушкинского стихотворения «Отцы пустынники» – покаянная молитва Ефрема Сирина . К таким же покаянным принадлежат многие молитвы Кирилла Туровского , «Слово, написанное на утешение себе» Максима Грека , «Канон Ангелу Грозному Парфения Уродливого» – так подписал свое покаяние Иван Грозный. Мы знаем Ивана Грозного по его, как он сам выражался, кусательным посланиям к князю Андрею Курбскому – блестящим образцам православной публицистики, тоже, кстати говоря, ритмизованной. Менее известен Иван Грозный в монашеской ризе, создавший певческую академию, в которую собрал лучших церковных распевщиков, композиторов, гимнографов. Федор Крестьянин, братья Потаповы, Третьяк Зверинцев, Савлук Михайлов, Иван Каломнитин, крестовые дьяки Андреев и Иван Юрьев-Нос – вот далеко не полный список тех, кто вместе с царем сочинял церковные гимны, музыку к ним и потом исполнял их в александровской «хоровой капелле». Среди гимнографов был и сын Ивана Грозного царевич Иван, убитый им в 1581 году в порыве гнева в той же Александровской слободе. Сохранился его Канон Антонию Сийскому, приуроченный к канонизации святого в 1579 году. В предисловии царевич Иван сообщает подробности о созданном им Житии и Каноне: «... Любовию распаляем ко святому и, образ его изыскав от тех самовидцев и неложных свидетелей, и, еже слышах у отца моего о подобии лица его и возраста, и от вельмож знаем бяше был преподобный всеми, – часто прихожаше во град Москву; и от тех от всех испытно испытав, и напечатать повелел подобие воображения, а сам Канон изложи от житиа его, елико вразуми мя Бог и в разум мой прииде».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Известный американский кардиохирург Майкл Дебейки (1908–2008), именем которого назван Кардиологический центр в Хьюстоне и Международное хирургическое общество, был первым, кто начал оперировать на открытом сердце. Он создал уникальный метод аортокоронарного шунтирования, широко применяемого сегодня. Причину своей трудоспособности до 99 лет и огромного успеха в своей области Дебейки объяснял умеренным образом жизни и молитвой к Богу. Он был православным христианином, любившим посещать храмы. Николай Пирогов (1810–1881), знаменитый хирург-практик, впервые применивший в России анестезию при операциях писал: «…никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа». Настоящий прогресс человечества Пирогов видел в том, чтобы люди по духу своему приблизились к Евангелию, стали добрыми, правдивыми, чистыми сердцем, бескорыстными и милосердными. И в атеистические, советские времена люди в нашей стране верили в Бога и молились. Читатели узнают о том, что маршалы Георгий Жуков, Александр Василевский и Василий Чуйков были верующими людьми. Народные артисты СССР, певцы Иван Козловский и Дмитрий Гнатюк пели в церкви. Однажды на концерте в Большом зале Московской консерватории Козловский спел романс Рахманинова «Христос воскрес». Публика устроила овацию, а директор зала получил выговор по партийной линии. Веруют в Бога космонавты Алексей Леонов, Павел Попович, Виктор Савиных. Верующими были писатели Евгений Шварц и Александр Грин. От своих верующих матерей усвоили веру в Бога Владислав Третьяк, Василий Шукшин, Никита Михалков. Василий Шукшин, по свидетельству его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, хотя и был коммунистом, атеистом не был. Супруги тайно крестили двух своих дочерей. Большая заслуга в том, что Шукшин был верующим, принадлежит его маме — Марии Сергеевне, которая всю жизнь молилась о своем сыне. Знаменитый конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев, по свидетельству летчика-космонавта Владимира Аксенова, однажды негромко спросил нового сотрудника, верит ли тот в Бога. Сотрудник ответил, что верит. Королев сказал: “Ну и правильно”».

http://pravoslavie.ru/38498.html

Благоговейный ужас вызывает расправа Трифона с елью Здесь образ преподобного временно обретает черты просветителя иноверцев: Трифон начинает проповедовать остякам; вооружившись молитвой и постом, срубает идоложертвенную ель, которая прежде карала смертью всякого прикасавшегося к ней, обращает в христианство дочерей остяцких князей. Интересна психология инородцев: первое удивление, вызванное видом одинокого чернеца, поселившегося в их пределах и ведущего странный и непонятный для них образ жизни, сменяется неподдельным интересом, а после и наведением справок у представителей гражданской власти. Приказчик Строганова Третьяк Моисеев, к которому обратились язычники, уверяет князя Амбала в благонадежности преподобного: «Аз вем человека оного, о нем же вы глаголете, яко той муж свят есть, и яже учит вы веровати в Господа Нашего Иисуса Христа, вы же от него повеленная вам вся творите». Благоговейный ужас вызывает расправа Трифона с елью. Кажется, часть того пиетета, который аккумулировало на себе священное древо, перешел в глазах князей Амбала и Зевендука на срубившего его Трифона: «И рече князь Амбал святому не яко поношая или укоряя, но тихим гласом и кротостию святаго вопрошая, глаголя сице: “Дивлюся, старче, твоему делу, како ты возможе сие древо//(л. 103) сокрушити, его же отцы наши и по них мы, аки Бога, почитахом”». Однако благоговейное почтение детей природы в скором времени сменяется подозрительным предположением о возможном соглядатайстве со стороны преподобного, которое побуждает их в условиях приближающегося похода черемисов искать его гибели. «Тако бо им умыслившим о животе наказующаго их», – скорбно замечает агиограф в этом фрагменте. Впрочем, Господь чудесно укрывает своего угодника от рук убийц, а в скором времени к преподобному приходят монахи Пыскорского монастыря с просьбой вернуться в оставленную им и осиротевшую без него обитель. Что же послужило причиной прихода к преподобному с повинной части братии? Раскаяние о содеянном и скорбь о разлучении с духовным отцом, подобная той, которая охватила насельников Троицкого монастыря по уходе Сергия в Киржач? Однако ни раскаяния, ни скорби не было, было же – сознание своей экономической несостоятельности и материальный дефицит: слава преподобного Трифона привлекала в монастырь не только толпы страждущих богомольцев, просивших у него молитв, но и богатые приношения, поток которых с уходом Трифона иссяк. В довершение бед безнадежно засорилась соляная труба – важнейший источник монастырского дохода. Положение складывалось удручающее – приходилось спасать хозяйство, без которого монастырь жить не будет. Вот почему спесивым любителям указать малолетнему (ведь Трифону не было и 30) святоше его истинное место пришлось приберечь проявления своего гонора до лучших времен… И Трифон вернулся, починил трубу, вновь начал исцелять слепых и увечных – ровно до тех пор, пока утихшие было страсти не разгорелись с новой силой.

http://pravoslavie.ru/107409.html

Диоптра книга, 190–194. Выписки из оной, 46, 88, 122, 154, 170, 201, 747, 750, 758, 766, 802, 807. Диоптра, книга, другого состава, 195. Дождиков Григорий Феодоров, владелец, 332. Довмонта (Тимофея), кн. псковского, житие, 694. Дометиан, иером., биограф Саввы сербского , 686. Домну Кирилла александр. послание, 205, 206. Домника, еп. венацкого, послание патр. Петру, 201. Дорофея, аввы , книга, 163–166, 167–171, 175, 180, 181, 185. Выписки, 657, 661, 767, 768, 771, 794, 799, 802. Дорофей, еп. тирский, 71–73. Дорофей Третьяк, поп, владелец,719. Дорофеи, книгохранители Троиц. Серг. мон., 69, 415, 781. Дорофей, казначей Троиц. Серг. мон., владелец, 651. Досифей, ученик Зосимы, 633, 634. Досифея еп. сарского и подонского, книга, 411. Досифея, архим. киево-печерского, правило, 804. Дулов Никифор, владелец, 767. Дылев Герасим, чернец, малоусолец, 415. Дедковы Иван и Андрей, владельцы, 89. Деяния и Послания св. Апостол см. Библия . Евагрия, мниха, слова, 15, 747, 763, 769, 778, 779, 791, 804, 807. Изречения 704. Евангелие см. Библия. Евангелисты изображены в ркп. 68. Ева см. Адам и Ева. Евгений, папа римский, 765. Евлогию, монаху, Ефрема Сир. наказание, 7, 126–128, 162. Евпраксия, княгиня, инокиня Вознесенского москов. мон., 676, 713. Евреи, Жиды см. Иудеи. Евсевию, епископу, послание, 202, 203. Евсевию убогому, перевод слова испов. Максима, 175, 704, 756, 757. Упом. 669. Евсевия, архиеп. александрийского слова, 11, 12, 91, 142, 143, 160, 202–204, 648, 723, 745, 747, 757, 768, 775, 779, 784, 793, 794, 805. Евсевия, архиеп. памфилийского о Псалтыри, 314, 770 и др. Евсевиевы зачала в Евангелиях, 70, 109. Евстафий, игум. Атталины монастыря, 15, 154. Евтропия защищает И. Златоуст, 167, 680, 681, 749, 754, 775. Евфросин, монах скитский, 804. Евфросин псковский см. Жития и Службы. Отрывок Устава его, 626. Упом. 641. Евфалия, диакона, предисловие к Посланиям ап. Павла, 71–73, 118. Евфимию, патр. иерусалимскому, послание, 211–213. Евфимия, патр. терновского, сочинения, 199, 630, 664, 665, 669, 670, 676, 686, 712, 748, 754, 762.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Иванова Бору Нечяи да Данило Истомины вывезли по записи 100 тесниц, придано к задатку 13 алтын. Куплено 30 доск 2 сажень, дано 9 алтын. Куплено у Кирила у Кулюксина скатерть шитая 20 аршин, денег дано 18 алтын 2 деньги. На швальню дано мастером годовово жалованья до Веденьева дни Тимоше Свахе 23 алтына 2 деньги, Ларе Шестерне сапожному мастеру 16 алтын 4 деньги. Дворовои человек Васка Лодеика ездил из Санникова в Кобаново з грамотами, издержал денег на конскои корм 2 алтына 3 деньги. Куплены 2 тетивы струнные, дано алтын. Деревни Долгово Малышка делал в казну медведно, от дела дано 10 денег. Казак Игнаша валял в казну 10 сукон мирских, а в них 215 аршин, дано от дела 5 алтын. Иван Барсуков купил на Белеозере в казну укладу Ухтозерьсково 5 пуд, денег дано 3 рубля 25 алтын. Костянтину Ростовцу дано жалованья казенново на два годы 2 рубля денег, да брату ево Кирилу Ростовцу ж дано жалованья на год рубль денег. Ездил из монастыря з грамотами к Москве слуга Федор Тверитин, издержал денег на конскои корм и на перевозы и на свои харчь 12 алтын 3 деньги. Куплено у казны сала медвежья пуд 10 гривенок, денег дано 8 алтын. Рыбы сковороднои за вороты куплено на 10 алтын. Нитеи прядено 17 гривенок, дано наиму от пряжи 8 алтын 5денег. Куплено сукон брацких у казны 27 концов, а в них мерою 616 аршин 2 чети, донег дано за сукна 12 рублев 17 алтын 5 денег; 2 сукна мирские, а в них 21 аршин, дано 14 алтын пол 5 деньги; 1318 сажен поясков, дано рубль 10 алтын пол 3 деньги; черни куплено на 7 денег; овчина, дана 8 денег. Рукины слободки Третьяк Денисьев да Никифер Медведев купили заозером жерновы в монастырь мельнишние большие, денег дано и с провозом до монастыря рубль 3 алтына 2 деньги. Вымянил 3 образы Пречистые Богородицы на золоте у черново дьякона у Трифана промену, денег дано 10 алтын. Даваны деньги слугам нежаловальным и дворовым людям за великоденьские рубахи. Статья 8 алтын. Михаилу Ухтомскому, Ивану Колкацкому, Роману Колкацкому, Ивану Волоцкому, Семену Огородному, Коротыге Куностьскому, Иеву Семенову, Кручине Иванову, Семену Ершу, Василью Розмолоде, Ивану Куролгинскому, Осипу Сусане, Самоилу Шелоху, Титу Наугородцу, Ивану Чернушке, Олексею Шабалде, Семеике Глазуну, Ивану Тихоновскому. Завьялу Санниковскому, Якову конскому мастеру, Юрману Черному, Федору Гвоздеву, Рышку Вогнемскому, Третьяку Глухому, Богдану Оплеуху, Василью Озерецкому, Ждану Кулебякину Грише Гвоздырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В то время, когда Федор Мстиславский владел филевской вотчиной, здесь появилась деревянная Покровская церковь с приделом в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы. Храм был основан в 1619 году не только Мстиславскими, но и тщанием недавно воцарившегося Михаила Федоровича в честь памятного и благодатного для Москвы и России события: в праздник Покрова, 1 октября 1618 года, войска польского королевича Владислава, призванного в период Смуты на русский престол, и польского гетмана Сагайдачного, попытавшиеся приступом взять Москву, были решительно отброшены русскими. Это было фактическое окончание Смутного времени. В этой победе москвичи увидели явное покровительство Богородицы, и тогда в Москве появились несколько новых Покровских церквей (в царских резиденциях Рубцове и Измайлове и в Медведкове – вотчине князя Пожарского) в том числе и в Филях. И хотя храм был устроен тщанием первого Романова, Мстиславские обустраивали храм, обеспечив его иконами, утварью и колоколами. Появление же Зачатьевского придела было связано с тем, что Федор Мстиславский оставался бездетным – все его чада умирали в младенчестве, а он страстно хотел иметь наследника и в молении соорудил этот придел. И все же он остался без потомства. После его смерти в 1622 году филевская вотчина перешла его сестре Ирине, инокине Вознесенского монастыря. Поскольку обитель она не покинула, все дела в имении вел управляющий Третьяк Резанцев. В деревянном Покровском храме хранилась икона мученицы Ирины в честь тезоименитства владелицы. Лишь после смерти монахини, последовавшей в 1639 году, вотчину забрали в казну, и в ней было заведено дворцовое хозяйство. А духовенство в Покровский храм назначал сам патриарх ввиду дворцового статуса Филей. Царь Алексей Михайлович бережно относился к далекой вотчине, ибо любил здесь «тешиться», то есть охотиться на птицу и всякого зверя, наказывая беречь «Хвильские болота» и никого туда не пускать. Уже в 1646 году Алексей Михайлович пожаловал это владение Ивану Даниловичу Милославскому, отцу своей первой жены Марии Ильиничны. Всем была памятна былая бедность Милославских, когда его дочери продавали на базаре собственноручно собранные в лесу грибы, но он умело использовал свое новое положение при дворе и после соляного бунта 1648 года возглавил правительство. Государственное управление ему явно не удалось: во время следующего – медного бунта 1662 года Милославский был обвинен восставшими москвичами в измене. Тем не менее, он благополучно дожил до смерти в 1668 году, а в следующем году умерла и его венценосная дочь. Филевское имение перешло к племяннику покойной царицы, знаменитому Ивану Михайловичу Милославскому – будущему зачинщику стрелецкого бунта 1682 года и главе антинарышкинских настроений. Последние годы опальный боярин доживал в другой своей вотчине – Всехсвятской, что на Соколе, но лишь после его смерти в 1685 году филевские земли снова отошли в казну.

http://pravoslavie.ru/597.html

– Шах Персидский, Тамас, хотел быть другом Иоанну, который, желая заключить с ним тесный союз против Султана, в Маие 1569 года посылал в Персию чиновника Алексея Хозникова. Сибирь платила нам дань: около 1563 года новый Князь ее, Шибанский Царевич Едигерь, убил там нашего данщика, за что Государь остановил в Москве Посла Сибирского, но скоро освободил его из уважения к ходатайству Исмаила, Ногайского Владетеля, и в 1569 году торжественным договором с новым Сибирским Царем, Кучюмом, утвердил сию землю в подданстве России. Иоанн взял Кучюма под свою руку, в оберегание, с условием, чтобы он давал ему ежегодно тысячу соболей, а Посланнику Государеву, который приедет за данию, тысячу белок. Боярский сын, Третьяк Чабуков, (в 1571 году) отвез в Сибирь жалованную Иоаннову грамоту, украшенную златою печатаю. – Россия внутри бедствовала – от язвы, голода и тиранства – но торговля ее процветала. Цари Абдула Шамаханский и Бухарский того же имени, Сеит Самаркандский, Азим Хивинский присылали дары в Москву, чтобы Иоанн дозволял их подданным купечествовать не только в Астрахани и в Казани, но и в других городах наших. Несмотря на явную вражду Султана, Россияне еще торговали в Кафе, в Азове, а Турки в Москве вместе с Армянами. Сам Государь из казны своей отправлял за Каспийское море меха драгоценные и купцев Московских в Антверпен, в Лондон, даже в Ормус. Ганза не преставала искать милости в Иоанне и менялась с нами товарами в Нарве, завидуя Англичанам, которые пользовались благосклонностию Царя и правами исключительными в России, особенно с восшествия на престол Елисаветы: ибо сия знаменитая Королева, одаренная и великим умом и любезными свойствами, снискала его дружбу. Лондонское Российское Общество дарило Царя алмазами; Елисавета писала к нему ласковые письма. Три раза Посланник ее, Дженкинсон, был в Москве; ездил оттуда в Персию и с усердием исполнил тайный наказ Государев к Шаху. Следствием было то, что в 1567 и в 1569 году Иоанн дал новые выгоды купцам Английским: дозволил им ездить из России в Персию, завести селение на реке Вычегде, искать железной руды и плавить ее, с условием выучить Россиян сему искусству, а при вывозе железа в Англию платить деньгу с фунта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Новгородский митрополит Киприян по поводу принесения в Красногорский монастырь св. иконы Грузинской, в грамоте поповскому старосте рождественскому попу Иерофею писал: «Ведомо нам учинилось, что в прошлом 7137 (1629) году августа 22 дня, в Холмогорском уезде на реке Пинеге на Черной горы, у Пречистыя Богородицы Похвалы поставил Георгий, прозванием Третьяк Лыткин, образ Пречистыя Богородицы чудотворной иконы Одигитрия, греческое письмо, обложен серебром, венцы, гривна, поле резью позолочены, оклад весь почестным золотом. К нему же тот образ Пречистыя Богородицы вывез из-за моря, из Персидской земли приказчик Степан Лазарев; в 1626 году в Персидскую землю тот образ Пречистыя Богородицы зашел. В то время Персидский царь Абасс-шах воевал Грузинскую землю, что исстари слыла Иверская, и в тоже время шаховы персидские Ассириане в Грузинской земли Божии церкви разорили и многие чудотворные иконы, а иные вывезли из Грузинской в Персидскую землю шаховы люди. Как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы от себя писал на Черную гору в монастырь Пречистыя Богородицы к игумену и братии и велел бы ты пред образом Пресвятой Богородицы Одигитрии во вся недели по вторникам петь молебны». Преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский и Важеский во время пребывания своего в Москве по делам церковным, в 1697 году заказал для той чудотворной иконы серебряную чеканной работы ризу, которая в том же году и построена серебряных дел мастером Василием Клюкиным ценою 48 р. 5 алтын. По возвращению преосвященного из Москвы, новая риза руками его наложена на св. икону в крестовой церкви 21 марта 1698 года, в понедельник на третьей недели великого поста. Рассматривая лик её, преосвященный Афанасий нашел, что чудотворная икона Грузинская (Божией Матери) письма древнего греческого или грузинского, писана по сусальному золоту на плотной дубовой доске с выемкою посредине и выдавшимися плоскою рамкою полями; в середине нижнего конца лицевой стороны вышиблен жеребий с начертанием ноги Богомладенца, кверху заострённый, самая же доска расколота до верха от удара нанесённого неверными персами, – ругавшимися над святынею, – копьем или иным каким орудием. Когда и кем скреплена и исправлена св. икона, неизвестно; заметно только, что она писана была на цельной доске, и уже расколотая, как показано выше, скреплена впоследствии двумя липовыми нарвами, а вышибленное место заделано такою же вставкою и поправлено живописью. В тоже время преосвященный Афанасий своими руками чудотворную икону от пыли очистил и по краям обветшалые места исправил и, укрепивши серебряную с венцем ризу, другую сторону иконы покрыл золотом.

http://sobory.ru/article/?object=23774

По внутренней архитектуре Спасский собор - четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары. О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас. В 1563-1564 г.г. собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, - самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях - в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI в. в полном цикле. Тогда же возвели для собора первую башню из камня - Святые ворота - и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых). В XVI в. выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х г.г. XVI в. от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде. Продолжил традицию дарения и сын Грозного - Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением. Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 г., братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.

http://sobory.ru/article/?object=00216

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010