От этого, в высшей степени осторожного вывода преосв. Евгений, по-видимому, отказался впоследствии. В своем «Описании Киево-Софийского собора» (1825 г.) он, передав рассказ Нестора и сообщение Оригена и Евсевия о проповеди Андрея в Скифии, прямо пишет: «Как бы то ни было, но церковь российская приняла уже сие мнение, и на месте, где почитается св. Андрей водрузившим крест, издавна в память его существовала деревянная церковь во имя Воздвижения Честного Креста, построенная в 1212 г. в. к. Мстиславом Романовичем» (стр. 1–2). Мы сказали выше «по-видимому» Евгений отказался от своего первичного вывода в том предположении, что у него не было никаких оснований отказываться на самом деле, так как он и в том и в другом случае пользовался исключительно одними и теми же источниками; и если в печатном своем труде высказался за общий голос российской церкви, то, нам кажется, просто из-за нежелания но каким-либо соображениям разногласить с ним и подкапывать веру в «предание старины глубокой». (§ 15). Время второй проповеди, «полагающейся в Болгарии», относится к 841 или 845, а по Нестору к 858 и 869 г. (время окончательного обращения болгар в христианство по Нестору же). К Россам, по словам греческих историков Кедрина и продолжателя Константинова, она проникла в период 867–886 г. г., когда к ним «якобы послан был митрополит Михаил, чудом не сгоревшего Евангелия обративший многих». Свидетельство это и вместе самый факт Евгению кажутся не совсем вероятными. «Разве (может быть) сие разуметь должно за тоже, что Кедрин, Куроналат, Фотий и Степенная книга 651 повествуют о Куманах – Руссах или понтийских Руссах, с Оскольдом в 866 г. ходивших в поход к Константинополю и, по скончании похода, крестившихся». Может быть, некоторые из этих Куманов, «наемных в Оскольдовом войске, имели поселение в Киеве и с собою принесли туда христианство» 652 . И вот, из 13 и 14 ст. Игорева договора мы уже видим, «что еще до крещения Ольгина были в славенорусском войске, многие из варяг христиане». Даже сам Аскольд, как полагает Татищев на основании Иоакимовой летописи, была, христианин по имени («якобы» – Описание Киево-Софийского собора, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (о перенесении мощей см. 9 мая ). Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.

http://patriarchia.ru/db/text/908632.htm...

265 Агаряне – название мусульманских народов. Оно восходит к представлениям о происхождении их от Агари – наложницы библейского праотца Авраама. Сын Агари звался Измаил, отсюда и другое название мусульман – измаилтяне. В данном случае речь идет о войне византийцев с арабами. 268 Суд – залив Золотой Рог, на юго-западном берегу которого расположен Константинополь. Во время войн залив перегораживался массивной цепью, препятствовавшей проникновению вражеских судов. 269 Фотий – константинопольский патриарх в 858–867 гг. С его именем связывают предание о крещении какой-то части русов; некоторые исследователи без достаточных оснований связывали это крещение с походом Аскольда и Дира (См.: Творогов О. В. Сколько раз Аскольд и Дир ходили на Константинополь?//Славяноведение. 1992. 2. С. 54–59). 270 ...церкви святий Богородици Вълахерни ...омочиша. – Церковь находилась в районе Константинополя, примыкавшем к заливу Золотой Рог; раку с ризой Богородицы во время нашествия русичей перенесли в храм святой Софии. 271 ...абье буря с втром въста... – В византийской историографии существуют две версии избавления столицы: согласно одной (отразившейся в Хронике Амартола), русский флот разметала буря, согласно другой – русичи сняли осаду и ушли неотомщенными (см.: Сахаров. Дипломатия Древней Руси. С. 48–59). 274 Умршю же Рюрикови ...молодъ велми. – Это сообщение крайне сомнительно. Некоторые источники начинают династию киевских князей непосредственно с Игоря. Если допустить, что Олег был регентом при малолетнем Игоре, то недееспособность последнего растянется на три десятилетия, что трудно объяснимо. Вероятнее всего, что Олег был самостоятельным князем, а наследовавший ему Игорь не был сыном Рюрика. 275 Любеч – город на Днепре, к северо-западу от Чернигова. Д. С. Лихачев допускает, что сообщение о взятии Любеча Олегом вставлено летописцем задним числом, исходя из упоминания города в договоре Олега с Византией (Комментарии. С. 250–251). 277 И вдаша Олгови по щелягу... – Д. С. Лихачев полагает, что «сбор дани с радимичей и вятичей польской монетой “щелягом”, очевидно, домысел летописца» (Лихачев. Комментарии. С. 254), так как о хождении таких монет у названных племен нет сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да и где было искать учителей желающему всецело посвятить себя Господу? Русская земля еще только начинала просвещаться светом истины Христовой. Да, были по городам и церкви, начали появляться монастыри. Но: духовенство, пришедшее с первым митрополитом Михаилом, – греческое язык и обычаи славянские им чужды, да и само назначение в далекий и холодный скифо-варяжский край могло восприниматься многими миссионерами как ссылка. Здесь требовалась либо кирилло-мефодиевская ревность о Господе либо любовь к отеческому краю. И Господь взрастил Своих проповедников, сеятелей слова Божиего на не тронутой еще правдой земле. Одним из первых был Антипа: упорный, крепкий, противящийся (как и переводится само имя его с греческого) всему языческому, мерзкому, тленному, неистинному. Афон – этот небольшой отросток Халкидонского полуострова, который в свое время с евангельской проповедью обошла Сама Богородица и на котором издавна селились отшельники, – начал складываться в своеобразную монашескую республику, а точнее, в настоящую иноческую житницу лишь к исходу первого тысячелетия христианской эры. Первый монастырь – Великая лавра – был основан там в 961/962 году Афанасием Великим. И стало их вскоре – двадцать больших обителей и десятки маленьких скитов, келий и пустынек. А на Руси к тому времени уже откняжил и «сходил» набегом на Царьград (860) Аскольд, соприкоснувшийся там с волей Царицы Небесной, испытавший на себе Ее Влахернское чудо и крестившийся. Уже крещена была и княгиня Ольга († 969). Когда к IX веку на пути всемирной проповеди Христовой стеной встали ислам и иудаизм, стало складываться, расти и укрепляться озаренное светом Православия Русское государство. И представляется, что непоколебимый, пламенный и животворящий святогорский оплот Православия возник едва ли не в поддержку созидающейся Русской Церкви строящегося православного царства. И суждено им было впоследствии питать, обогащать, укреплять и спасать друг друга. Маленький полуостров в Эгейском море и громадная держава, раскинувшаяся посреди иноверцев на двух континентах, – материк Православия. И оба – под покровительством Божией Матери. А перенесено оно было, это покровительство, немощным человеком, затерянным во мгле веков, но великим пред Господом.

http://pravoslavie.ru/2432.html

Слава о святителе Николае была так велика, что в 882 году в Киеве, на могиле князя Аскольда, была построена Николаевская церковь. Аскольд принял крещение и был назван Николаем в честь чудотворца во время своего похода в Византию. В последний год правления великого князя Всеволода митрополитом всея Руси Ефремом в 1092 г. 9 мая (по старому стилю) было объявлено праздником перенесения мощей святителя. Греческая и Армянская Церкви не признали праздника, поскольку считали, что перенесение произошло насильственным путем, из православного города Миры в православный Бари. Всеволод стремился установить хорошие отношения с католическим миром (две дочери Всеволода были замужем за католическими королями), и утверждение праздника это подтверждает. Не являясь исконно русским святым, святитель Николай приобрел такую популярность и любовь на Руси, что, по свидетельству иностранцев, его называли “русским Богом”. По наблюдениям Бориса Успенского, собравшего огромный документальный этнографический материал в своей книге “Филологические разыскания в области славянских древностей”, Николай-угодник – единственный святой, который может занимать место Иоанна Предтечи в трехфигурной деисусной композиции, помещаясь по левую сторону Христа, выражая таким образом идею предстательства за род христианский (Даль в своем сборнике пословиц записывает: “Проси Николу, а он Спасу скажет”). На имя Святителя Николая выдавался “пропуск”, или подорожная, то есть, как свидетельствуют этнографы, “разрешительная молитва” на имя св. Николая, что такой-то умер в православии. Об этом же свидетельствуют и записи иностранцев с XVI по XVIII век: русские кладут в гроб препоручительную грамоту святого Николая, которого считают небесным привратником. Святитель Николай может выполнять функции не только апостола Петра, но и архангела Михаила, являясь покровителем ратного дела, а также умертвителем змей, что соответствует восприятию архангела Михаила как змееборца. Николай-угодник, фигурируя в народном сознании как второе лицо после Бога, выступает как крестьянский и вообще как народный святой. Он – помощник и в ратном и в крестьянском деле: “Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает”. Избавитель от всяких зол, кроме того, он является в народном сознании устроителем брачных уз и супружеского счастья, “на всякий час помогает”, “Николай на пороге – помогай мне в дороге”. Праздник Николая-угодника, отмечаемый 19 декабря и 22 мая, раньше назывался Никольщиной и вошел в массу пословиц и поговорок: “Красна Никольщина пивом да пирогами”.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

Начинающее обнаруживаться сближение с восточным православным славянством – по общим вопросам национальным, может возвратить чехов, при помощи Божией, и в высшему крепчайшему единению с восточным православным миром в убеждении религиозном, чего усердно желать и просить у Бога должно искренним сынам православного славянства. 1 Какой был этот перевод, писанный росскими буквами, об этом между учеными славянистами делались различные догадки: одни предполагали, что у славян живших но северному берегу Черного моря, еще до изобретения св. Кириллом общеславянской церковной грамоты, была уже своя письменность (глаголицкая или другая какая) и свой перевод некоторых священных книг. Другие думают, что это был известный перевод епископа Ульфилы, сделанный еще в 1-м веке для готских христиан. Некоторые, наконец полагают, что известие о росском переводе Евангелия, находящееся в жизнеописание св. Кирилла, составленном позднее и вдали от поприща его проповеди между хазарами, вероятно основано на каком либо недоразумении. По недостатку ясных исторических данных, трудно об этом предмете установить какое-либо определенное мнение. 2 Скоро после путешествия св. братьев в Хазарию происходить довольно значительное движение в пользу христианства между южно-русскими славянами. В 866 или 867 году киевский князь Аскольд держал поход на Константинополь. Поход этот оказался неудачен. Буря разбила суда киевлян у берегов Константинополя. Греки и киевляне приписали это событие заступничеству силы Божией, – и вслед затем вызван был в Киев из Константинополя епископ проповедник. Проповедь его имела успех, и с этого времени начинает между русскими славянами более и более распространяться христианство. 3 Относительно этого важнейшего в славянской истории факта, т. е. изобретение славянской письменности и перевода священных книг на славянский зык, есть в науке много спорных не выясненных еще вполне вопросов. 1) Кому из св. братьев главным образом принадлежит это великое дело? Само изобретение азбуки и первые переводы священных книг на славянский язык бесспорно признаются всеми делом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В царствование Льва Исаврянина Сарацины окружили Константинополь, на 1800 судах, в надежде расхитить его. Жители города, взяв всечестное Древо Креста Господа и Спасителя и св. икону Одигитрии, совершили по стенам города крестный ход, со слезами умилостивляя Господа. Флот Сарацинов почти весь погиб от чрезвычайной бури в Егейском море, и едва десять кораблей остались целы; трупы врагов грудами покрывали острова, берега и входы к пристаням 323 . Примечание. Хотя Синаксарь на субботу пятой седмицы Четыредесятницы упоминает об избавлении Константинополя по предстательству Богоматери – только троекратном: но история свидетельствует и о четвертом 324 . Аскольд и Дир, вооружив 200 судов, открыли себе путь в 866 году в Черное море, опустошили огнем и мечем берега, и осадили Константинополь с моря. Император Михаил III, царствовавший тогда в Константинополе, был в отсутствии, воюя на берегах Черной реки с Агарянами. Узнав от епарха или наместника Цареградского о новом неприятеле, спешил он в столицу; с великою опасностью пробрался сквозь суда и, не смея отразить их силою, ожидал спасения от Божией помощи, которую Господь и подал. По сказанию Византийских летописцев, народ обратился с мольбами к Богоматери в славном храме ее Влахернском. Патриарх Фотий с торжеством вынес ризу Богоматери на берег и погрузил в море, тихое и спокойное. Вдруг поднялась буря; рассеяла и истребила флот неприятельский, и только слабые остатки его возвратились в Киев. Нестор согласно с Византийскими историками описывает сей случай. Язычники Российские, устрашенные небесным гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и требовали святого крещения. Грамота патриарха Фотия, писанная в исходе 866 года к восточным епископам, служит достоверным подтверждением сего известия. «Россы, говорит он, известные жестокостию, победители народов соседственных, и в гордости своей дерзнувшие воевать с империею Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Время правления Вещего (то есть ведающего, сиречь знающего будущее) Олега продолжалось затем 30 лет (вплоть до 912 года, прихода опекаемого ним князя Игоря в «совершенный» возраст - возраст Иисуса Христа). Это было время устроения и расширения Русской державы. Подчинения Киеву древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев. Уже не 200 лодеями, как Аскольд, а на 2000 ладей по 40 воинов в каждой сходил он в поход на Царьград. И если в том, предыдущем, 866 года, предприятии, воины с Руси потерпели поражение (по молитвам патриарха Фотия в церкви святой Богородицы во Влахерне, вынесением ризы святой Богородицы и погружением полы её в море внезапно поднялась буря с ветром, «огромные волны разметали корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой»), то теперь силы небесные были, похоже, не на стороне византийцев: попутный ветер понёс поставленные на колёса корабли Олега к городу, греки были напуганы и предложили Олегу мир и дань: по 12 гривен на каждую уключину, и кроме того - особую плату русским городам; главным же достижением стал договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. В знак одержанной победы Олег первым из русских князей прибил свой щит к вратам Царьграда. Таким образом, он стал первым из числа предводителей «варварских народов», победивших Константинополь. Но, в отличие от христиан же - рыцарей Четвёртого крестового похода, в 1204 году захвативших, полностью разграбивших и предавших огню этот самый крупный и богатый город мира, Олег-язычник, объявивший столицу Византии своей добычей (именно таков был смысл прибивания щита), не тронул ни сокровищ её, ни жителей - удовлетворившись положенной данью и договором, сулившим выгоды обоим сторонам, отплыл обратно на Русь. Преемник Олега, после его смерти в 912 году, князь Игорь, правил дольше его - те же самые сакральные 33 года. Но это владычество было гораздо более бесцветным и малосодержательным: поход на хазарские владения в Крыму и на Самкерц (античную Гермонассу, будущую русскую Тмутаракань, современный Краснодарский край) оказался крайне неудачным: тамошний полководец с характерным именем Песах разбил игоревы войска, отнял награбленную добычу, пленных казнил. Хазария принудила Игоря к военному союзу против Византии, что обернулось для него трёхлетней войной с Константинополем (941-944). Первый из походов Игоря на Царьград окончился сокрушительным поражением. Флот русов, который оценивается в разных источниках от тысячи до 10 тысяч лодей (а войско на них, соответственно, от 40 до 400 тысяч человек - явное преувеличение византийского историка, стремившегося возвеличить победу патрикия Феофана, полководца императора Романа I Лакапина) был сожжён у города Иерона, при входе в Босфор, 15-ю хеландиями, оснащёнными установками по метанию «греческого огня». Очень немногим русам удалось тогда уцелеть и вернуться домой...

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/19/...

Аскольд Иванчик: Радость науки – прибавить новый элемент к картине мира А главная проблема христиан – найти в этом меняющемся мире свое место 21 июня, 2017 А главная проблема христиан – найти в этом меняющемся мире свое место О том, отличалась ли структура мышления древних людей от нашей, что археологические раскопки и изучение надписей могут рассказать о жизни первых христиан, «Правмиру» рассказал известный антиковед, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН и французской Академии надписей и изящной словесности Аскольд Иванчик. Аскольд Иванчик – известный российский историк. Он проводит исследования как в России, так и за рубежом. Он – главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель исторического отделения РАНХиГС и Directeur de recherche в Национальном центре научных исследований (Институт изучения древности и средневековья Ausonius, Бордо, Франция). Аскольд Игоревич – член Совета по науке, экспертно-аналитического органа при Министерстве образования и науки, созданного при министре Дмитрии Ливанове и продолжающего работу при министре Ольге Васильевой. Работа Совета востребована как обществом, так и чиновниками. Совет по науке не только публично выступает со своими предложениями по актуальным проблемам науки и образования, но и проводит в закрытом режиме экспертизу внутренних документов Министерства. Когда ты прибавляешь новый элемент к картине мира – Как и когда у вас возникло желание стать археологом? – Это произошло довольно рано, даже уже и не помню, когда. Уже в 8 лет я считал, что стану археологом, и интерес к прошлому был всегда. Для моей семьи мой выбор гуманитарной профессии был неочевиден, так как мои родители оба естественники, отец – физик, мама – биолог. И брат мой стал физиком, поэтому я такой «в семье не без урода», что называется. Но мои родители всегда считали, что главное, чтобы ребенок рос в любви и понимании, и поддерживали наши с братом интересы, поэтому, когда я в 8 лет пошел в третий класс школы, то они меня записали в археологический кружок во Дворце пионеров на Воробьевых горах, куда я до конца школы и ходил.

http://pravmir.ru/askold-ivanchik-radost...

Отсутствие такого предания, по мнению проф. Е. Голубинского , самым решительным образом говорит против вероятности мнения, что Руссы, нападавшие на Константинополь и потом принявшее крещение, были Аскольд и Дир со своей дружиной. 2) Аскольд и Дир пришли из Новгорода в 862 г., а в 866 г., т. е. через 4 года, они нападают, по летописцу, на Константинополь. Возможно ли, сомневается проф. Е. Голубинский , в такое короткое время соединить около себя Варягов, стать сильными и замыслить столь трудный поход!? Однако, нападение на Константинополь отрицать нельзя и Голубинский, согласно греческих историков, признает под этими Руссами – Руссов Азовско-Таврических или Азовско-Крымских, а самое время относит к 860 или 861 году. Если, таким образом, весьма невероятно, что Руссы, нападавшие на Константинополь в правление императора Михаила III и потом принявшее христианство и даже епископа, были наши киевские Аскольд и Дир, то, с другой стороны, нет ничего невероятного и невозможного в том, что христианство впервые появилось в Киеве именно еще при них, подобно тому, как в Новгороде оно могло явиться еще при Рюрике. Аскольд и Дир, княжившее в Киеве в продолжении 20 лет (862–882), совокупили около себя, как говорит летописец, многих Варягов. Но между этими Варягами могли быть и христиане. За пространство времени от начала государства до общего крещения Владимиром всей страны, христианство довольно долгое время, не менее полувека, непрерывно существовало в России, как вера частная, о бок и рядом с господствующим язычеством. История нашего государства началась тем, что, быв призваны добровольно, или недобровольно приняты, пришли владеть нами Варяги-Руссы. Эти Варяги довольно долгое время представляли собою особо стоявшую толпу иноплеменных находников, среди коих и были первые христиане. Очень может быть, что первые христиане между Варягами явились еще при Рюрике и Олеге, и одновременно с Рюриком при Аскольде и Дире. Со своей родины, Нормандии, Варяги ходили служить в Константинополь и могли там принимать христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010