Киевская Русь приняла частичное крещение в 867 году при князе-христианине Николае и при константинопольском патриархе Фотии, который известил об образовании русской епархии все другие патриархаты. Славянское обширное племя Русь было в двух местах: Карпатах, где помимо этого общего названия жители еще именовались рутени, и на юге Балтийского моря у Поморов, где они от острова Ругена назывались, помимо Руси, " Руги " . Рюрик был наместником своего отца князя Годлова на этой Руси до призвания новгородцами, которые позвали внука князя Гостомысла (по материнской линии) на княжение. Не все Ободричи – полабские славяне – были в то время христианами, не был христианином и Рюрик, а его воевода Аскольд принял христианство и предпочел быть наместником Рюрика в Киеве, где киевляне избрали его своим князем. Но попытка Аскольда обратить киевлян в христианство не имела успеха. Аскольд построил в Киеве на Подоле храм в честь " Громовержца " – пророка Илии. Дружина Аскольда была недовольна и при первой же возможности предала его язычнику Олегу, норманну, брату жены Рюрика – Эфанды. Вот вкратце все новые сведения о доисторической Руси. Это совсем не означает, что неолитической культуры не было нигде, кроме Швейцарии и прилегающих районов. Частично она была и в других местах Европы. Кроме того, разделение на периоды условно, точных границ времени нет. Как нет строгих временных границ в Месопотамии и Палестине, где одновременно пользовались и орудиями из грубого камня (в Европе это орудия классического Палеолита) и шлифованным камнем (как в Неолите), там же найдены медь и железо – все одновременно Часть IV. История человечества от Адама до Авраама. Первоначальная Ветхозаветная Церковь Бронзовый и Железный века в Европе представляют для нас большой интерес потому, что в это время образовались и сформировались основные европейские национальные группы. В них заключена предыстория каждой нации в отдельности. Общая западно-иафетическая группа ко времени Бронзового века, весьма продолжительного, уже настолько размножилась, что вышла из пределов современной Швейцарии и расселилась в местах, примыкающих к ней; а отделившиеся племена вскоре отправились и дальше в развитые страны На какой высокой стадии развития находились люди того времени, можно судить по многочисленным коллекциям изделий знаменитой Детенской и Гальштатской культур Бронзового и начала Железного веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Закрыть itemscope itemtype="" > Июль – крещенский месяц Руси-России Размышления ветерана войны и труда Геннадия Колдасова 21.07.2022 506 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Из «Повести временных лет» желающие могут узнать: «Пошли Аскольд и Дир войной на греков. Осадили Царьград двумя сотнями кораблей. Царь же греческий всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне. Вынесли они с песнями Божественную ризу Святой Богородицы, и омочили в море её полу... Тут внезапно поднялась буря с ветром, встали огромные волны, разметало корабли русских язычников и переломало их, так что не многим из них удалось вернуться домой». Это был мощный духовный толчок для русских к осознанию истинного Бога. Аскольд и Дир с частью своего народа крестились, и из Царьграда на Русь был направлен епископ. Так состоялось согласно летописи первое крещение Руси-России. Православный человек, конечно, отдаст должное князьям Аскольду и Диру. Наше второе крещение произошло при великой княгини Ольге. Княгиня прибыла в Царьград с большой свитой, не как противник греков, но как посол большого славянского царства на севере. Ольга счастливо там окрестилась, Сам Константин Багрянородный был её крестным. Он с готовностью приял её в Православное царство Христа. Так породнилась со Святою Троицей Русь через Ольгу! Княжна Гостомысловского рода опиралась в своём духовном устремлении и на духовно-государственные деяния князей Аскольда и Дира. Она заявила о себе, как дщерь великого православного народа, заложившего духовные и общественно-государственные основы своего будущего общественного развития. Базарно-западный мир княгиня Ольга научилась правильно понимать с юных лет не понаслышке, как и его лживость почти во всём: в улыбках, договорах, словах и передышках и церемониях. Внемли сосед, брат, внук, соратник православной мудрой Ольги. Торги, сладкие слова, деланные дружелюбие и игры с Западной ордой страшнее, чем игра с огнём. Нам хранить Христову Веру Ольга завещала! Все козни ворогов нещадно сокрушала. Чтоб в нужной форме боевая руссов сила прибывала, и Русский дом всё боле креп историей побед и веры всё боле украшаясь!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/21/iy...

Император Михаил III отправился со всем войском в поход против сарацин, поэтому в городе просто не осталось людей, которые могли бы противостоять набегу врага. «Жизнь наша догорала с последними лучами солнца,— вспоминал об этом событии святитель Фотий,— а заря бытия нашего поглощалась глубоким мраком смерти… вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только у Бога». Жителям Константинополя оставалось уповать только на чудо — и Господь сотворил такое чудо по молитве верного Ему Патриарха. Святитель Фотий обошел стены города крестным ходом, непрестанно молясь об избавлении от опасности Божией Матери. Затем молящиеся подошли к морю и опустили в волны край Ризы Пресвятой Богородицы. Сразу после этого на море поднялась сильная буря, которая опрокинула несколько кораблей неприятеля. Испуганные россы отступили, а через некоторое время обратились в Константинополь с просьбой о Святом Крещении, что и было исполнено. Так состоялось первое крещение славян, которое вошло в историю под названием «Фотиево крещение». В сообщениях греческих хронистов не указывается, кто были эти воинственные россы, однако из других источников известно, что киевские князья Аскольд и Дир с боярами приняли крещение от византийского епископа в начале или середине 860-х годов, а значит, есть все основания предполагать, что Аскольд и Дир были среди тех россов, которые так и не смогли войти во врата Константинополя. Славянский вопрос Воинственные славянские племена необходимо было христианизировать. Этот вопрос требовал системного решения на государственном уровне, и здесь интересы Константинополя вновь пришли в конфликт с интересами Западной Церкви. На западе, в Великой Моравии, славянские просветители Кирилл и Мефодий столкнулись с гонениями со стороны немецкого епископата. А на юге, в Болгарии, возникла ситуация, вследствие которой самому святителю Фотию пришлось вступить в богословскую полемику с представителями папского престола. Положение дел в Болгарии было сложным.

http://pravoslavie.ru/101154.html

Надо сказать, что Хазарский каганат был чуть получше, хазары, по крайней мере, сами многое производили, там была большая ремесленная культура. Южные земли Руси жили лучше, северным было совсем плохо¸- варяги ничего не производили, они только грабили – это была их норма жизни – продавали награбленное. В худшем случае, когда уж совсем нечего грабить, нанимались сами в дружины к тем или иным правителям. Это был путь тупиковый. В этой ситуации мы видим первые ростки христианства. По преданию, еще до изгнания варягов, варяги первого круга, которые выгнали хазар из Киева, Аскольд и Дир, по преданию, уже Аскольд был христианином. Среди потомков Рюрика, мы знаем, что жена Игоря, видимо, славянская девушка из Пскова, кривичка по племени, принявшая варяжское имя Хельга-Ольга (модно было быть варягом, например, мать князя Владимира, которую полоцкая княгиня Рогнеда, варяжка, уничижительно называет рабыней Малушей, сама себя именую Марфедой – вот этот двойной мир)… так вот Ольга крестится, неизвестно где, скорей всего на Руси, не в Константинополе, но не исключено, что в болгарских землях, которые в то время были уже христианизированы. Интересно, что в середине 10 века в дружине князя Игоря половина воинов, которые безобразно напали на Византию и разграбили перед К-полем, обычные норманнские бесчинства, среди них были и славяне, но возглавляемые норманнами. Потом заключили торговый договор, ведь надо торговать, разграбить-то хорошо, но потом куда-то надо сбывать рабов и воск, значит, надо заключать торговый договор. В торговом договоре половина клянется старыми языческими богами, а половина целует крест в церкви св. Илии. Сын Ольги и Игоря Святослав – мать просит его креститься – говорит: «Не могу, надо мной дружина будет смеяться». То есть мы видим это отношение, дружина живет обычным старым, бандитским, языческим в том смысле, что всё для меня, религия для меня, молиться, чтобы удачней совершить воровской поход. О каком крещении может идти речь? Мы видим, что количество христиан растет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот почему мы остановимся теперь на описании священных памятников славы и благоговейного почитания святителя и на повествовании о чудесах небесного величия и милосердия угодника, явленных через них. Предметом нашего внимания будут – храмы, обители, часовни имени святителя, части его святых останков, чудеса его, образа его, особенно чудотворные иконы его и чудеса и история их. Летопись преподобного Нестора, первого русского бытописателя, свидетельствует, что в Киеве, матери городов русских, еще в 882 году была построена церковь во имя святителя Николая на могиле князя Аскольда. Сохранившееся предание объясняет, что убиенные Олегом князья Киевские, братья Аскольд и Дир, первоначально язычники, после того, как во время одного нападения на Византию по молитвам православных греков были отражены чудесной силой Божией, приняли святое Крещение. Аскольд был назван Николаем в честь Чудотворца. Поэтому-то и церковь над его могилой сооружена была во имя святителя. Вот первые известия об угоднике Божием в нашей стране. Тихие и благочестивые мысли навевает это место на паломника-богомольца. Первый русский христианин-князь! Первое на Руси христианское имя! Почти первый храм Богу истинному и первый след древнейшей славы великого угодника Божия!.. Итак, с самого начала истории Руси святитель Николай участвует в судьбе нашей страны. В начале XI века, по свидетельству того же преподобного Нестора, в Киеве был уже не только храм, но и монастырь в честь святого Чудотворца. В житии преподобного Феодосия мы читаем, что преподобный Антоний Печерский, услышав от преподобного Феодосия о желании его матери принять иноческий сан, «впусти ю в монастырь жонескы, именуемь святого Николу». При этом летописец замечает, что эта обитель находилась также на Аскольдовой могиле. В XII в. женская обитель была переделана в мужскую, а еще позже переведена в другую часть города. Но это не все памятники древней славы святителя в Киеве. В соборе Святой Софии долгое время находился чудотворный образ святителя Николая, известный под именем «Мокрого». Силой этого образа святитель Мирликийский явил на Руси первое чудо своего могущества и милосердия – дивно спас утопшего в Днепре младенца, откуда и идет название образа «мокрым». В древнерусских рукописях об этом событии рассказано так.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сподобившийся лицезреть это преславное чудо блаженный Андрей был родом славянин. Услышав в юности зов Господень, он принял на себя один из труднейших подвигов – юродство Христа ради. Облекшись в рубище, святой Андрей благодушно переносил холод и голод, насмешки и побои от единоверцев. Он собирал милостыню и раздавал ее другим нищим, неустанно пламенел в молитве и любви ко Господу. Смиренная Царица Небесная благосклонно взирала на смирение и терпение блаженного подвижника и наконец соизволила Сама явиться ему во славе. Милость Свою простерла Владычица и на народ, из которого происходил святой Андрей. Казалось бы, ничто не предвещало просвещения языческой Руси Светом Христовым. Дважды Богородица чудесным Своим заступничеством отражала от стен христианского Константинополя набеги славян. Отношения между Русью и Православной Византией долго оставались неприязненными. Расположившаяся в устье Волги иудаистская Хазария, не столько сильная, сколько искусная в политических интригах, всячески разжигала вражду между славянами и Византийской империей. Однако в военных стычках между ними славянам было впервые ниспослано вразумление от Милосердной Матери Божией. В 860 году русские воины под предводительством князей Аскольда и Дира «простерли мечи» на Константинополь. Город не имел сил обороняться, и тогда православные его жители после всенародного молебна по благословению святителя Фотия, патриарха Константинопольского , обошли крестным ходом городские стены и опустили в воды Босфора край святой Ризы Богородицы. И Царица Небесная, услышав моления, коснулась Своей благодатью сердец воинственных русичей и умиротворила их, и они отступили. Вскоре между Византией и Русью был заключен договор «любви и мира», а князь Аскольд и большая часть его дружины приняли Святое Крещение. Однако язычество на Руси в ту пору было еще слишком сильным, благие начинания князя в христианском просвещении народа окончились неудачей, а сам Аскольд, крестившийся с именем Николай, стал жертвой предательства и принял мученическую кончину.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Что представляли из себя русы в то время? Общество, в котором кровная месть – дело святое, в котором грабёж – род необходимых занятий (чем русы хуже благородных рыцарей?), в котором приносить в жертву идолам младенцев – дело житейское. И вдруг это общество всколыхнула буря, случившаяся в Золотом Роге. Вернее, общество не всколыхнулось, а вдруг как бы застыло в недоумении и – отказалось от своей дикости. Предводители того похода – Аскольд и Дир – стали христианами. Заметим: такие вожди, возглавляющие воинственные народы, со страху не принимают скоропалительных решений, и уж веру, как портянки, не меняют – это точно. Кроме, как чудом, смену настроений в обществе после того похода на Царьград невозможно объяснить. Ещё не случилось Крещение Руси, но зародилась уже Русская цивилизация, которая в водах Золотого Рога смыла свою дикость и добыла себе главное сокровище Византии – её духовную мощь. Стремление к красоте, к Богу – вот что наследовала Россия от Византии, и вот что делает нас Третьим Римом, и вот, что лежит в основе нашей культуры. Но Третий Рим был разграблен, и наше наследие бессовестно растащено по европам грабителями. Мы с Петром Первым заимствуем у Европы не европейское, а своё византийское, цареградское. Петр Первый подал почин всей России по крупицам, по крохам, по осколочкам, как Кай из сказки «Снежная королева», собирать по Европе наше византийское наследие, чтобы сложить из этих собранных осколочков слово «БОГ». Ещё равноапостольные Кирилл и Мефодий не приходили с проповедью Евангелия, ещё не было Крещения Руси, ещё и русского государства, как такового, не было, а цивилизационный выбор Руси был уже сделан двумя отважными и честными воинами. Вот вам, так сказать, «роль личности в истории». Интересно, что, по сути, эти первые русские святые, Аскольд (по крещении Николай) и Дир до сих пор не причтены к лику святых… Впрочем, наша вера сильна, быть может, даже не столько прославленными святыми, сколько непрославленными… Матушка Фотиния Сафронова , Кировская область

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/su...

 Следующее крещение Руси было при князе Ярополке. Это брат князя Владимира. Его княжение -это 972-980 гг. И потом уже было крещение в дни князя Владимира, это 988 год. В каждом из этих случаев, когда крестилась Русь, было достаточно массовое обращение людей. Тому подтверждением можно считать договор, который в 907 году князь Олег заключил с Византией. По этому договору дружинники Олега, если они язычники, то клялись на оружии, а если они христиане, то они клялись на кресте и Евангелии. Если даже в дружине Олега были христиане, тем более было значительно больше простых жителей киевской Руси.  Так же был договор князя Игоря. Договор Олега -это 907 год, а договор князя Игоря- это 941 год. Когда заключают мир с Византией, по этому договору опять же воины Игоря Рюриковича давали клятву -язычники на оружии, а христиане целовали крест и Евангелие. Или шли в церковь. Уже уточняется, что шли в церковь. Там давали присягу. То есть как минимум и до крещения Ольги уже существовали храмы. Известен путь из варягов в греки. Это был путь, по которому христианство проникало на нашу землю. И на этом пути находят варяжские кресты. Я в Витебске видел такой варяжский крест. Он датировался VII-VIII веком. Это такое очень грубое изображение Христа с огромными руками. Называется «варяжский крест». Варяги принимали православие, когда нанимались к грекам на военную службу. Пораженные красотой православного богослужения, они принимали эту веру. И потом, возвращаясь на Русь, если они с Руси приходили в Византию, они эту веру передавали другим. Или когда они шли в свои земли, в Скандинавию, они тоже эту веру туда приносили.  Первомученики, возможно, это были Аскольд и Дир. Потому что Аскольдова могила -это место, на котором был построен православный храм. А это традиция древняя: на костях мучеников строить храм. Аскольд и Дир, возможно, возглавляли христианскую партию в Киеве. И были убиты Олегом, который возглавлял языческую партию, когда вступил в Киев. Братья князя Владимира, Ярополк и Олег Святославичи. Вполне возможно, что они были оглашенные, только некрещеные. Откуда мы можем это предположить? Ярослав Владимирович, сын Крестителя Руси, нашел кости Ярополка и Олега и повелел их крестить. Исходя из того, что они были оглашенные, но по независящим от них обстоятельствам, были убиты. Олег был убит в древлянской земле, когда Ярополк пошел войной на древлян, а сам Ярополк, князь киевский был убит, когда Владимир входил в Киев.

http://radonezh.ru/text/kak-mozhet-odin-...

История познания христианства первыми киевскими князями удивительна. В 860 году россы под предводительством Аскольда и Дира совершили набег на Царьград. Патриарх Фотий, положив упование на помощь Пресвятой Девы, с молитвами обносил по стенам осажденного города чудотворную ризу Богоматери, после чего на море поднялся шторм, и осаждавшие отступили. Спустя некоторое время пришло в Царьград от россов, пораженных чудом, посольство и просило о крещении. На Русь были отправлены епископ и священники для крещения князя и народа. Таким образом, Аскольд стал христианином. Это было так называемое первое крещение Руси. Позже князь Олег, правивший в малолетство Игоря Рюриковича в Новгороде, обманом вызвал Аскольда и Дира за пределы укрепленного княжеского города в Киеве и убил. Над могилой князя Аскольда благочестивый горожанин Олма построил церковь в честь Святителя Николая. Важно заметить, что это была первая известная православная церковь еще за сто с лишним лет до официального Крещения Руси. И, кстати сказать, во имя как раз того святого, который стал любимейшим – Николая Чудотворца. При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 года. Во время осады Киева каменный храм был очень сильно был разрушенен и как и другие храмы уже не поднялся из руин, потому что над ним на возвышенности была крепость защищавшая северные подступы к городу. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила 4000 человек, которую обнаружили при строительстве пивзавода Н.Г. Хрякова по адресу: ул. Кирилловская (Фрунзе) 43-47. Вторая такая же могила расположена на Старокиевской горе. за Отечество и веру Пусть Господь Бог упокоит души безвинных жертв отдавшие жизнь за Отечество и веру православную. Второй период истории Иорданского храма – монастырский – начинается c 1616 года. В это время женский монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма для постройки собственного дома. Особый расцвет монастырь получил, когда его ктитором был Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (известный как Святитель Димитрий Ростовский), написал бесценный труд «Жития святых». Его мать Мария и три сестры – в монашестве: Памфилия, Феврония и Параскева приняли постриг в Иорданском монастыре, в котором поочередно несли послушания игумений. В их подвиге мы видим пример тому, что богатство, соединенное с благочестием – великая сила.

http://sobory.ru/article/?object=43850

Таинственный дух Дый или Див, который " кличетъ врьху древа, велитъ послушати земли незнаеме " , упоминается в " Слове о полку Игореве " Известный исследователь славянских рун В.А.Чудинов считает что был такой славянский бог ДЫ или ДЫЙ, и это, якобы, подтверждается найденным им экслибрисом во Влесовой книге, полный текст которого согласно Чудинову звучит так: " ИЗ КНИГ И СОКРОВИЩ ХРАМА МАКОШИ И ДЫЯ, ВОЛОДИМИР " . Однако, последние два слова вполне могут означать подпись владельца - Дыя Володимира, т.е. жреца или владыки Владимира. Скорее всего, в своем древнейшем значении слово дый использовалось для определения высшего носителя власти и означало что-то близкое по смыслу ко слову вседержитель . Для нашего изложения важно обратить внимание на то, что слог ДЫ присутствует и в современном слове ВЛА ДЫ КО, аналогом которого может быть ВОЛО ДЫ КО, т.е. владетельный господин, и в имени ВЛАДИМИР или в другой более древней его транскрипции ВОЛО ДЫ MIP, т.е. владеющий миром господин. Таким образом, архаичные слова дир, диар, дия, див, деи, деус, де, ды, дыя в разных европейских языках имели одно значение - ВЛАДЫКА. Не означает ли это, что и Дир из Повести Временных Лет - это уважительный титул, а не имя собственное, а если и имя собственное, то не иначе как Владимир в переводе на старо-шведский язык? Тогда, словосочетание " Аскольд и Дир " следует понимать как " невинный и владыка " , " невинный владыка " или, возможно, " невинный Владимир " . Нельзя исключить, что " Невинный " было прозвищем киевского кагана. В. Н. Татищев, пересказывая список летописей советника Андрея Хрущева, цитирует письмо патриарха Фотия (а по версии М.Ю. Брайчевского, скорее всего, папы Римского Николая I датируемое 863 годом, в котором киевский каган прямо так и называется по имени - Владимир. В единственной оригинальной иностранной хронике, в которой фигурирует имя, похожее на Дир - летописи арабского историка Ал-Мусади, жившего вскоре после описываемых событий - также упоминается имя великого правителя славян, весьма созвучное имени Владимир - ал-Дир

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/24/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010