Остается нам теперь показать, в следимых доселе нами судьбах Церкви, светлое отражение и проявления Боголепной славы самой Божией Матери, – какое было провидено —439— Апостолом Тайнозрителем, послужившим Ей сыновним попечением после распятия, воскресения и вознесения Христова. Солнцеобразная слава Богоматери проявлялась, пред временем просвещения России, действительно, в попрании луны магометанского владычества, начинавшего в то время блистать и внешним образованием; говорим о чудодейственных заступлениях Константинополя от Сарацинов, о которых уже выше был случай упомянуть. Но особенно знаменателен подобный же случай Богоматернего заступления Царя-Града от нашествия наших предков, еще язычников, Россов. Вот, что говорит о сем История: «Блаженный патриарх Фотий, столько заботившийся о лучшей судьбе Славян, был первоначальным орудием просвещения Киевских Руссов. Аскольд и Дир, с дружиной языческою, на 200 вооруженных судах подступили к Царю-Граду и заставили трепетать столицу Империи. Благочестивый Патриарх обратился с молитвами к Богу; во Влахернском храме (Богоматери) совершено было всенощное пение; сам Царь Михаил, рассеянный в счастии, молился с народом; блаженный Фотий взял из храма ризу Богоматери; погрузил ее в волны залива, и закипевшее бурею море разбило суда Россов. Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали в карающего их Господа». «Россы – писал именно о сем случае святейший Фотий – преложили нечестивое языческое суеверие на чистую и неблазненную веру и… ведут себя, как послушные дети и друзья» 713 . И, таким образом, во всех этих обстоятельствах открывается или внятно слышится не столько гневное на Россов прещение Взбранной Воеводы, к которой прибегали Греки, сколько Материнский вопль Богоматернего ходатайства о порождении начатков христианства в Руси, – как то назнаменовано в Апокалипсисе. Бывшее немного после (при конце IX или начале X века) явление, во храме Влахернском, Пресвятой Богородицы, окруженной Святыми Апостолами, Пророками и Ангелами, молящейся за христиан и простирающей Над находившимися в храме видимый Покров, ясно соответ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. особое описание во 2 части Иерархии стр. 1 и след. Киево-Подольский Греческий Екатерининский монастырь Мужской. См. Греческий Екатерининский. Киево-пустынно-Николаевский или Киево-Николаевский монастырь 1 класса мужской Киевской Епархии. Находится в губернском городе Киеве по правую сторону Печерской крепости в пространном её предместье, лежащем к Подолу и Старому Киеву, на горе над самым Днепром, на том самом месте, где по свидетельству Киевского Синопсиса погребён был Князь Аскольд (Осколд). Начало монастыря сего относят к самой глубокой древности; а именно, по мнению одних якобы положено основание оному, недалеко от нынешнего места ещё в 955 году Св. Княгиней Ольгой, построившей оный в память Князю Аскольду, принявшему Святое крещение в 867 году. А другие уверяют, что в 1113 году заложил этот монастырь Киевский Князь Мстислав Владимирович, сын Мономахов построением каменной во имя Св. Николая Чудотворца церкви близ Печерского монастыря в вертограде, и что, де, церковь сия есть та самая, которая известна ныне под именем Николая Столбовского и присоединена к Пустынно-Николаевскому монастырю деревянной оградой. А иные первоначальной церковью монастыря сего почитают деревянную во имя Св. Николая, стоящую также на горе близ Днепра, якобы на том самом месте, где погребён Аскольд. На нынешнем же месте монастырь устроен в исходе XVII столетия по грамоте Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича в 1690 году, Июля 7, при Игумене сего монастыря Иоасафе Кроковском, иждивением Гетмана Ивана Мазепы, который соорудил и ныне ещё существующую церковь каменную во имя Св. Николая Чудотворца с трапезой. Великий лес, находящийся около монастыря и соборная церковь были поводом к наименованию монастыря сего Пустынно-Николаевским. В настоящее время в монастыре и вне его здания следующие: А) в монастыре: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Чудотворца, построенная, как выше сказано, в 1690 году, с тремя приделами: а) во имя Св. Иоанна Предтечи; б) Преподобных Антония и Феодосия Печерских;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В одно время со св. Кириллом и Мефодием в Моравии проповедовали католические проповедники; но, не имея успеха, подобного успеху св. братьев, позавидовали им и начали противодействовать им. Католики распространяли в народе мнение, что слово Божие можно читать только на тех трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом, т. е. на еврейском, греческом и латинском. За то, что св. Кирилл и Мефодий проповедовали на славянском языке, называли их еретиками, и наконец принесли на них жалобу папе. Папа пожелал видеть славянских проповедников, и св. Кирилл и Мефодий, уважая Папу как одного из патриархов, отправились в Рим, неся с собою и переложенные ими на славянский язык свящ. книги. Папа Адриан принял святых проповедников благосклонно, одобрил и даже освятил на престоле Древнейшей Церкви славянские книги их. Но в Риме св. Кирилл занемог и в 869 г. скончался. Св. Мефодий снова возвратился в Моравию и был там архиепископом. Впоследствии после Моравии христианство проникло и в другие славянские страны: Богемию и Польшу. Только не все из славянских народов удержали принятое ими православие. Большая часть их усилиями латинских проповедников были отторгнуты от Греческой Церкви под власть Римского Папы, в католичество. Начало православной веры в России. Князья Аскольд и Дир Просвещение наших предков, русских людей христианской верой началось в 9 столетии при киевских князьях Аскольде и Дире. Аскольд и Дир – это князья, прибывшие в наше отечество в 862 г. с первым князем Рюриком. Из Новгорода, куда пришли первоначально, отправились они набегом на Греческое царство. Дорогой завладели Киевом. Подступили к столице Греческого царства Константинополю. Греция тогда была уже слаба силами. Чувствуя свою слабость, греки обратились с молитвою к Пресв. Богородице, которая неоднократно спасала их от бед. С крестным ходом вынесена была из Влахернского храма к морю, где стояли неприятельские суда, риза Пресв. Богородицы и здесь погружена в море. Море до сих пор было тихо и спокойно, но после погружения вдруг закипело бурей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

А тому, что наши русские братья особо почитают Богородицу, думаю, есть и особые причины, помимо наших общих, а именно: русские многократно получали от Нее помощь во времена самых судьбоносных государственных и церковных событий. Когда языческие русские князья Аскольд и Дир двинулись в поход на Цареград, они не только не смогли разорить его, но даже приняли крещение. Цареградские христиане молились о спасении города; патриарх Фотий вынес икону Богородицы, и крестным ходом народ направился с ней к морю. Вдруг море разбушевалось и потопило все русские корабли. Аскольд и Дир едва добрались до берега и, узнав причину бури и своего спасения, приняли крещение и вернулись на Русь христианами. Когда возводилась Киево-Печерская Лавра, колыбель русского христианства, Богородица явила Свою чудесную помощь при строительстве монастыря и при написании для него икон. Владимирская икона Божией Матери прославляется трижды в году. Три праздника посвящены ей в ознаменование трех великих побед, одержанных русскими над татарским войском. При окончательном освобождении Руси от татар царь Uoahh III с Владимирской иконой двинулся навстречу врагу. На реке Угре несколько месяцев стояли два войска друг против друга. Просто стояли, без битвы. Наконец, когда русские подняли икону вверх и запели величание Богородице, татары развернулись и бежали. Русская победа была одержана без единой капли крови, заступничеством Пресвятой Владычицы. Эти и другие выдающиеся события, в которых участие Богородицы было решающим, глубоко запечатлелись в душе русского народа. И чувство благодарности передается из поколения в поколение. Мир тебе и милость от Господа. Письмо 63 художнику Павлу И., на вопрос о том, как узнать православную икону Пресвятой Богородицы К своему письму ты приложил фотографию картины, которая распространяется в народе с именем Пресвятой Богородицы. На картине изображена молодая веселая женщина, с распущенными волосами до плеч, с полным лицом, яркими устами, в пестрых одеждах. Без младенца на руках. Ты и сам понял, что это не православное изображение, но спрашиваешь, как человек может сразу узнать православное изображение Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

История ризы Пресвятой Богородицы неразрывно связана и с русской историей. 18 июня 860 года русский флот князя Аскольда подступил к Константинополю. Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу и всю ночь молился в храме Влахернской Божией Матери. По мере того как опасность приближалась, было принято решение спасать церковные святыни, прежде всего святую ризу Богородицы. После всенародного молебна ризу обнесли с крестным ходом вокруг городских стен, погрузили с молитвой в воды Босфора и перенесли в храм Святой Софии. Вскоре произошло настоящее чудо: Аскольд заключил перемирие и снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную ризу Божией Матери торжественно возвратили в раку Влахернского храма. Это было уже вторым положением святой ризы во Влахернах — и снова 2 (15) июля. Читайте также: Покров. Праздник побежденных После перемирия русским еще предстояло заключить договор «любви и мира» с Константинополем, в котором нашло отражение и желание Аскольда принять крещение. Для этого в 861 году Патриарх Константинопольский Фотий направил в Киев православную миссию во главе с греческим епископом. Вскоре Аскольд принял крещение, а с ним крестилась и его дружина. И хотя сама Русь крестилась только более века спустя, можно смело утверждать, что чудо ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах стоит у истоков Крещения Руси. Не менее известна и Влахернская икона Божией Матери, которая хранилась в том же храме, что и чудотворная риза. Сам образ очень необычный. Икона рельефная, как бы объемная, выполнена с использованием воскомастики, сделанной «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». Считается, что именно перед этой иконой молились во время явления Покрова Богородицы. С XII века начали появляться свидетельства о чуде, которое совершалось во Влахернском храме каждую неделю: в пятницу покров, который закрывал икону, сам поднимался и оставался в таком положении до субботы. Влахернская икона не раз терялась из виду: ее пришлось укрывать во время иконоборческих гонений и нашествия крестоносцев.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

Вслед за Болгарией, блеснул свет от светоносного патриарха (Фотий от греческого φς свет, светлый, светящий) и на наших предков Россов, сидевших в непроглядной тьме язычества. Фотий сам, приглашая восточных патриархов на собор для опровержения нововведений в Римской церкви, в соборном послании своем к ним так говорит о том, вслед за сказанием о Болгарах: «И не только этот народ (Болгары) променял первое нечестие на веру во Христа, но даже и многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собою, так называемые Руссы (τ Ρς), которые, поработив находящихся кругом себя и отсюда помыслив о себе высокое, подняли руки и против Римской державы, в настоящее время даже и сии променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных (ν υπηκων τξει) и друзей (наших), вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго. И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают святыни (ϑρησκεματα) христиан с великим усердием и ревностью». Что же это за народ, зовомый Руссы или Россы, о обращении которых в христианство говорит с таким удовольствием Фотий? Греческие летописцы не говорят какой это был народ, называя его только по имени τ Ρς и отзываясь только о его жестокости и варварстве, но не говорят прямо, откуда, из какой страны он пришел и сделал нападение. Но наш летописец, Нестор, приняв во внимание совпадение по времени похода Аскольда и Дира на Константинополь с описываемым греческими историками нападением Россов на столицу Империи, прямо говорит, что то были Варяго – Руссы, с которыми Аскольд и Дир, пришедшие вместе с Рюриком в Новгород и не получившие себе там уделов, отправились искать счастья в Константинополе и, встретив на пути Киев и нашедши в нем единоземцев, остановились в нем, прогнав властвовавших там козар. Вот как Нестор говорит об этом в своей летописи: «В лето 6374 (866), иде Аскольд и Дир на Греки и приидоша в 14 лето Михаила цесаря. Цесарю же отшедшю на Огаряны и дошедшю ему Черные реки, весть епарх посла к нему, яко Русь на Царьгород идеть, и вратися царь. Си же внутрь суду шедше, много убийство крестяном сотвориша и во двоюсту людей Константин град оступиша. Царь же, дошед, в град вниде и с патриархом Фотием сущии в церкви святыя Богородица во Влахернах всенощную мольбу сотвориша... Таже Божественную ризу святыя Богородица с песнями износяща в море скут омочивши, тишине же сущи и морю укротившуся, абие буря с ветром веста и волнам великим засобь безбожных Русси ладья возмете, и к брегу привержени и избиени, яко мало от них таковыя беды избегнути, в свояси с побежением возратишася».

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Глава I. Первые проявления христианства на земле Русской. – Аскольд и Дир. – Святая княгиня Ольга. – Первые мученики – Варяги. – Святой равноапостольный князь Владимир. – Святые страстотерпцы Борис и Глеб. – Преподобный Ефрем Новоторжский. «Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, – говорит один недавно почивший знаменитый архипастырь, 1 – в ином народе оно совершается ранее, в другом позднее, в одном быстро, в другом медленно». Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильменя, а оттуда в Рим. 2 Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси. Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых Гетов или Даков носят за собой походные храмы». Из этих слов видно, что под именем холодной Скифии нужно разуметь ту, которая простиралась от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельству древних, еще с I века по Р. Х. обитали славяне. 3 У Гетов, или Готфов, живших в нынешней Бессарабии вместе со славянами, еще при Константине Великом образовалась епархия. О распространении веры между Готфами и Скифами более всех заботился святой Иоанн Златоуст . Он посылал миссионеров к скифам, жившим за Дунаем, и для Готфов посвятил епископа Унилу. Но Гунны, Авары и Болгары, одни за другими, опустошали Скифию, и христианство , еще слабое между скифами, пожиналось войною или гонением язычества. На севере Русской земли, где славяне, жившие при впадении Волхова в озеро Ильмень, призвали к себе на княжение Рюрика с братьями (около 862 года), почти не было слухов о христианстве. Двое из сподвижников Рюрика, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В противном случае, что могло бы расположить их к такому предприятию? Когда прибыл в Киев епископ, Аскольд и Дир сами приказали созвать вече, сами присутствовали на нем и, подобно другим, видели чудо несгоревшего Евангелия – кому же прежде всего, как не им, естественно было и последовать гласу Евангелия? Они были главными действователями во всем и, очевидно, с искренним усердием искали истины, без которого ничто не могло бы заставить их действовать – как же они могли отказаться от нее, когда она открыла себя их взору? И если бы они не крестились, то, можно сказать, и никто бы в Киеве не крестился. Народ и вельможи не решились бы открыто на такое предприятие без примера князей из одного уже страха. Как на более прямое доказательство крещения Аскольдова справедливо указывают 469 на то, что первые наши христиане над могилою сего князя имели церковь святого Николая, быть не может, чтобы они согласились построить христианский храм над могилою язычника. Вероятна и та догадка, что Аскольд в крещении назван был Николаем, потому что у нас, точно, существовал обычай созидать церкви над могилами князей в честь святых, им соименных. Слова летописи Иоакимовой, называющей Аскольда блаженным, могут служить новым доказательством его крещения для признающих подлинность этой летописи 470 . Не оставили нам византийские писатели почти никаких сведений и о епископе, крестившем наших предков. В наших домашних известиях он постоянно называется Михаилом. Откуда заимствовано это имя? Оно встречается не только в сочинениях или изданиях позднейшего времени, как то: в печатной Кормчей книге, в предисловии к Киево-Печерскому Патерику и в Чети-Минеи (июля 15), но, по словам одного историка, имевшего у себя много древнейших рукописей, оставшихся для нас неизвестными, оно встречается и в некоторых древних русских списках 471 , находится также в летописи Иоакимовой 472 . Что ж думать о его происхождении? Не перешло ли это имя в наши древние рукописи из устного предания, сохранявшегося целые века, или из хроники какого-либо летописца греческого или болгарского, еще неизвестного нам, как долго оставался неизвестным болгарский список хроники Амартоловой, который один только и упоминает об именах Аскольда и Дира при описании нападения руссов на Константинополь в царствование Михаила? По крайней мере, отвергать помянутые свидетельства о нашем первом епископе мы не имеем никакого основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По этому зову три брата, князья Рюрик, Синеус и Трувор, со всею Русью пришли в наше отечество в 862 г. Прибывшие варяжские князья начали соединять славянские племена и водворять среди них государственный порядок. Славяне-русские, под властью варяго-русских князей начавшие вести жизнь государственную, входят в деятельные сношения с крымскими греческими колониями и с столицей православия – Константинополем. Эти сношения, военные и мирные, знакомили русских с христианством и проложили путь ко всеобщему крещению русского народа. По свидетельству истории, в 866 году киевские князья Аскольд и Дир с многочисленною дружиной предприняли поход в Царьград. Приплыв на 200 судах к Константинополю, они привели в ужас население столицы. Патриарх Фотий, после усердной молитвы, с крестным ходом вынес из Влахернского храма чудотворную ризу Богоматери и погрузил её в море. Поднялась сильная буря и стала топить суда руссов. Поражённые силою Бога христианского, Аскольд и Дир уверовали во Христа. Фотий послал в Киев епископа, который в присутствии князей возвестил собравшемуся народу о Спасителе и рассказал о чудесах, совершённых Богом в ветхом завете. Руссы объявили проповеднику, что они уверуют, если сами увидят чудо, подобное чуду с тремя отроками в пещи вавилонской. По их просьбе епископ положил Евангелие в огонь, и оно осталось невредимым. Тогда князья и многие из народа приняли крещение. В то самое время, когда последовало первое крещение русских в Киеве, св. братья Кирилл и Мефодий юго-западным славянам проповедовали слово Божие на славянском языке и учредили у них славянское богослужение. Понятная для наших предков славянская проповедь вскоре раздалась и в России и много облегчила успешное распространение Христовой веры среди русских 4 . Число христиан в России более и более увеличивалось. После окончания войны Олега с греками, русские чаще стали бывать в Царьграде и, проживая здесь, знакомились с Христовой верой. Когда в 912 году послы Олега прибыли в Царьград для заключения мира, то там показывали им христианские святыни и учили св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

На берегу Днепра они увидели городок и завладели им: это был Киев. Отсюда в 866 году они предприняли поход к Царьграду с языческой дружиной на 200 вооруженных судах, открыли себе путь в Черное море и в самый Босфор Фракийский (Константинопольский пролив), опустошили берега Пропонтиды (Мраморного моря) и заставили трепетать столицу империи. Блаженный Патриарх Фотий, столько заботившийся о просвещении славян, вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и погрузил ее в море, тихое и спокойное. Вдруг оно закипело бурею и разбило суда руссов. 4 Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали во Христа. Повествуют, что по возвращении с остатками флота в Киев Аскольд принял на вече народном епископа, присланного от Патриарха Фотия. Стали рассуждать о вере своей и христианской и спросили епископа: чему он хочет учить их? Епископ открыл Евангелие и стал говорить им о Спасителе мира и земной Его жизни, говорил и о разных чудесах, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая проповедника, сказали: «Если и мы не увидим чего-нибудь подобного тому, что случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить». Служитель Божий не поколебался; он смело отвечал им: мы ничтожны перед Богом, но скажите, чего хотите вы? Они просили, чтобы брошено было в огонь Евангелие, и обещали обратиться к христианскому Богу, если оно останется невредимым. Тогда епископ воззвал: «Господи! Прослави имя Твое перед сим народом», – и положил книгу в огонь. Евангелие не сгорело. Видя это, князья и многие язычники, пораженные чудом, приняли крещение. 5 Спустя 15 лет, Олег, принявший на себя правление в Новгороде, по смерти Рюрика и в малолетство сына его Игоря, предпринял поход на юг. Оставив позади войско, он прибыл на ладьях к Киеву, вызвал к себе обманом Аскольда и Дира и умертвил их. Местность и удобство Киева пленили Олега; он сказал: «Да будет он матерью городов русских», и поселился на берегах Днепра. Оттуда с огромной ратью, собранной из всех подвластных ему племен, на 2000 легких судах, он пустился к югу и осаждал Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010