—152— Русью тех же готов. Но где в Поднепровье искать жительство готов, Васильевский не указывал. В сущности, если возможно поддерживать предположение о тожестве руссов с готами крымскими или тмутараканскими, то ничто не мешает возвратиться к решению Е.Е. Голубинского с той лишь поправкой, что черноморская русь была не варяжская, а готская по крови. К сожалению, и предположения В.Г. Васильевского не свободны от серьезных недоумений. Не говоря уже о том, что готы Матархи тоже были давно крещены и потому приходилось бы или искать, как в Крыму, рядом с ними готов язычников, или же перемещать готов к Поднепровью, трудно усмотреть в варварах, грабивших Амастриду, Сурож и Пропонтиду, готов. По свидетельству Прокопия, крымские готы были мирные земледельцы 2713 ; как они превратились, три века спустя, в свирепых пиратов? И почему их нападения становятся известными только с IX века? А между тем характеристика варваров в амастридском житии и у Фотия так ярка и определенна, что трудно не сопоставить ее с западными рассказами о кровавых подвигах норманнов, как и с позднейшими известиями о походах киевских руссов в Грецию, и не заподозрить в руссах их близких родичей норманнов 2714 . Затруднения, на какие наталкивается всякая попытка привязать к определенному географическому и этнографическому пункту крещенную Фотием русь, вызвали новые усилия реставрировать старую теорию, по которой при Фотии была крещена киевская русь Аскольда и Дира. Предпринявший эту попытку В. Ламанский 2715 выставил ряд следующих тезисов. Руссы и готы отнюдь не тожественны. При Фотии крещены киевские руссы, с Аскольдом и Диром во —153— главе, нападавшие на К-поль в 860 г. и через посольство просившие крещения; крещены они не кем иным, как свв. братьями Кириллом и Мефодием во время их хазарской миссии. Отправляясь в Хазарию, братья уже несли с собой сделанный ими в 855 г. славянский перевод евангелия и псалтири; этот перевод они и читали в Крыму руссам, о чем паннонское житие превратно передает, будто Константин нашел в Крыму славянские письмена. После путешествия к хазарам, братья могли быть в Киеве и здесь основать церковь с славянским богослужением и греческим епископом, присланным Фотием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

366 Попова обзор р. хронографов 11, 15. По мнению г. Попова значительная часть древнего перевода Зонары уцелела в копии XVII в. в рукописи Ундольского. 367 Паралипоменон издан Бодянским в чтениях общ. ист. и др. 1847. 1. Церковно-юридический труд Зонары (толкование церковных правил) еще ранее исторического сделался достоянием славянской письменности. Около 1260 г. русский митрополит Кирилл просил и получил от болгарского деспота Иакова Святослава Кормчую Зонары с следующим подписанием: «написана же бысть сия Зонара в лето 6670-е (т. е. 1262-е) 5 индикта в дни благоверного царя Константина предержаща стол болгарский, повелением же и по цене великого господина Якова Святислава деспот блгарского..» Переписчиком был «худоумный многогрешный Иоанн зовом Дрогослов». Болгарский подлинник кормчей Зонары конечно предшествовал копии, списанной Иоанном Дрогословом, и – быть может – несколькими десятилетиями. – Достойно замечания, что болгарский деспот просил русского митрополита не снимать копию с Зонары, а удерживать ее в одном экземпляре, «понеже тако подобно есть сей Зонаре во всяком царстве единой быть на соборе, якоже св. отцы уставиша и упредаша нам. «(Послание Иакова Святослава к м. Кириллу в известиях ак. наук X. 203–4 и в «историч. хрестоматии Аристова» 268). 369 По хронологии Муральта обмен болгарской принцессы на Феодора Куфару происходил в 844 году, а крещение болгарского князя – хотя и не по тем побуждениям, какие указывает Зонара – в 859 г. Muralt. Essai chronol. byzant. I 428. 436. 371 По хронологии Муральта нападение россов на Византию относится к 865 г., крещение их к 866 г., следовательно оба события – к царствованию Михаила III-ro (Muralt Essai chronol. Bys. I, 439–40; 444). Но у Зонары крещение Руссов отнесено к царствованию Василия Македонянина и конечно в этом случае допущена хронологическая неточность, усвоенная, впрочем, – как увидим далее, – нашими предками. 372 Io. Zonara ed. cit. II р. 162. Слич. Паралипоменон Зонары 101; А. Попова обзор хронографов I, 169. Никон. лет. IX. 13. В русских переделках Зонары Руссы называются Куманами, живущими во Евксинопонте, и русские князья Аскольдом и Диром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании. На Руси Праздник Успения Пресвятой Богородицы издревле стал одним из самых почитаемых. В «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца рассказывается о том, что в 866 году Русские языческие дружины, предводительствуемые киевскими князьями Аскольдом и Диром, потерпели поражение под Константинополем. Это произошло следующим образом. Поначалу Русские корабли потопили множество греческих кораблей, и город был осажден. Император вместе с Патриархом Константинопольским Фотием всю ночь молились во Влахернском храме. Затем с песнопениями вынесли погребальную ризу Богоматери и омочили ее в море, после чего внезапно поднялась буря и разметала корабли. Для первых Русских христиан это событие знаменовало победу христианства над язычеством и потому стало одной из причин особого почитания ризы Богоматери и Ее Успения на Руси. Изначально праздник Успения оказался связанным с почитанием Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Этому празднику посвящались многочисленные храмы. В Киево-Печерском патерике есть сказание об основании преподобными Антонием и Феодосием Успенского храма в созданной ими обители, что сопровождалось чудесами (место для храма, а также его размеры были указаны свыше). В последующие времена киевские монахи, основатели монастырей, по примеру Киево-Печерской Лавры, посвящали их главные храмы Успению. Успению Пресвятой Богородицы посвятил святой великий князь Владимир деревянный храм во Владимире (992 год), на его месте в XII веке был построен Успенский собор святым князем Андреем Боголюбским. Успению были посвящены соборы XII века в Смоленске и Суздале. Успенским стал главный собор Московского Кремля, основанный в 1326 году при великом князе Иоанне Калите святым Митрополитом Петром как залог процветания Московского княжества. Успению посвящены также собор Почаевской Лавры, заложенный в 1237 году киевскими иноками, спасавшимися от татар, освященный чудесным явлением Богоматери в 1240 году. Кафедральный Успенский собор в Ростове Великом также построен, по преданию, святым князем Владимиром. Переяславльский храм, соборы Троице-Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монастыря и множество других больших и малых храмов Русской земли посвящены этому празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Действительно, третий зафиксированный историей набег русских был на Царьград. Установлено, что это произошло 18 июня 860 года [II, 3, т. II, с. 229; II, 12, с. 290; II, 14, с. 50 – 51; II, 4, с. 111]. Русский флот в 200 кораблей подошел к Константинополю, нападавшие во главе с князьями Осколдом (Аскольдом) и Диром разгромили и разграбили предместья византийской столицы и близлежащие острова. Это уже было определенно нападением Русского государства, о возникновении которого, впрочем, в Византии в то время еще ничего не знали. Хотя народ «рос» (или «рус») был известен там уже давно, его считали «диким», «варварским», живущим где-то далеко на севере, в пределах Хазарии, иногда руссов отождествляли со скифами, или тавроскифами. Достоверные и довольно подробные сведения о Киевской Руси как государстве появились только после этого набега и связанных с ним событий и нашли отражение в договорах Руси с Византией 911, 944 годов и в трактате Константина Багрянородного «Об управлении государством» (948) [II, 12, с. 318 – 325]. Тогда же, в 860 году, набег Руси был для Византии совершенной неожиданностью. Вновь обращает на себя внимание то, как точно было рассчитано нападение... В это время император Михаил III вместе со своим фаворитом Василием Македонянином (который после убийства Михаила в 867 году сам стал императором – Василием I) отправились в поход на арабов. По некоторым данным, Михаил, узнав о нападении русских, успел вернуться в столицу, но, по- видимому, без войска, так как город не видел возможности защищаться человеческими средствами и все упование возложил на Божию помощь и заступничество Богоматери. Очевидец события и первый, кто описал его, Патриарх Фотий, незадолго до этого возведенный на первосвятительский престол, вместе с императором после усердного моления взяли Ризу Богородицы (омофор) из Влахернской церкви, обнесли вдоль городских стен и омочили край ее в водах бухты Золотой Рог. После этого, 25 июня, русские внезапно сняли осаду и, по выражению Патриарха Фотия, «так же неожиданно удалились, как и пришли».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же придется день св. равноапостольных Константина и Елены во время Пятидесятницы, то чтение Апостольское бывает из Книги Деяний апостольских ( Деян.26:1–5:12–20 ) о явлении Иисуса Христа ап. Павлу, сотворити его слугу и свидетеля, яже видел он и яже явлено ему будет. Чтением же Евангелия Церковь благовествует о свойствах истинного пастыря, который входит дверьми во двор овчий: овцы глас его слытат и по нем идут. А дверь есть Христос Господь, Коим аще кто внидет, спасется ( Ин.10:1–9 ). В песнопениях своих в день памяти равноапостольных, как и чтением Апостольским, Церковь уподобляет Константина ап. Павлу. «Креста Твоего образ на небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи» и проч. Господь дал ему «апостольское православие». Таким образом, Церковь взирает на христианские подвиги царя Константина как на подвиги апостола и пастыря. День св. равноапостольного Владимира 15 (28) июля Начатки христианства в России По преданию, сообщаемому отцом русских летописей – преподобным Нестором, вера христианская проповедана была в России еще ап. Андреем Первозванным 1236 , который из Синопа через Корсунь Днепром доходил до Киевских гор. Потом насаждаема варяжскими князьями Аскольдом и Диром в IX веке, около 866 года принявшими Св. Крещение от Церкви Греческой 1237 , и по смерти их – князьями Олегом и Игорем 1238 . Распространяема блаженною российскою княгиней Ольгой, которая, желая лучше ознакомиться с христианством, сама прибыла с многочисленною свитою в Константинополь, и здесь в 957 году крестилась и наречена Еленой, по имени древней равноапостольной царицы. По крещении Ольги патриарх Константинопольский в духе пророческом сказал ей: «Благословенна ты в женах русских: благословити тя имут сынове рустии». По словам летописей, благоверная княгиня Ольга была для России «яко денница пред солнцем, аки заря пред светом, молящися за сына и за люди по вся дни и нощи». Она часто говорила сыну своему Святославу: «Аз познах Бога и радуюся». «Она много руссов ко Христу обрати и в Киеве первую церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Козары, которых греки называли хазарами, а римляне газарами, были известны под общим именем скифов. Они говорили славянским или российским языком и жили близ Меотийского или Мертвого (Азотского) озера, в которое впадает река Дон, отделявшая (в древнее время) Европу от Азии. В этой стране сначала жило племя первого сына Иафета Гамера, называемое гемеры, по-гречески кимеры, а по-русски цимбры и от них устье Меотийского озера, впадающее в Понт Евксинский (Черное море), называлось Босфор Кимерийский, т.е. узкое место в Кимерийском море. Когда цимбры ушли в полночные страны (к северу) и смешались с различными народами, называясь литвою, жмудью, готфами и др., тогда на их месте около Меотийского озера или Киммерийского Босфора стало обитать одно из скифских племен тюркского происхождения по имени аланы (от Аланских гор), получившее впоследствии название козары (от р. Козары). Это племя сильно размножилось и стало обитать по обоим берегам реки Дона: в Азии – до Волги, впадающей в Каспийское или Хвалынское море, в Европе – до Днепра, впадающего в Черное море, и даже далее – до Паннонии, но уже называясь другими именами: аварами, гуннами и др. Козары имели грубые нравы и с виду были некрасивы. Они, как народ кочевой, жили в палатках, переходя с места на место. Питались они более овощами и полусырым мясом, чем хлебом, на войне были очень храбры и всем страшны. Правитель у козар назывался «каган» (хаган или хаян), как у нас царь или князь. О храбрости этого народа есть много указаний у греческих и римских летописцев. Много горя козары причинили Царьграду в царствование Ираклия, в патриаршество Сергия, когда были чудесно побеждены непобедимою силою Пречистой Богоматери, Которая защитила Свой город от поганых козар и соединившихся вместе с ними персов, как пространно описано это событие в Синаксаре, в 5 субботу Великого поста. Долго спустя греческий царь Лев Исаврянин, желая жить в мире с козарами, женил своего сына Константина (Копронима) на дочери кагана козарского, которая по крещении была названа Ириной. У них был сын Лев, который по матери назывался Казарин или Хазарис (этот Лев имел жену Ирину, которая по смерти мужа восстановила православие, отвергши иконоборческую ересь на VII Вселенском соборе). После этого брака греки стали жить в мире с козарами, и последние стали знакомиться с христианской верой. Христианство стало распространяться между козарами главным образом от херсонян (Херсон – греческая колония) и в особенности после свв. учителей Константина и Мефодия. Козары с давних пор брали дань с российских славян: с каждого дома кожу белки и с каждого плуга по шелягу. Эта дань была прекращена Аскольдом и Диром, которые отняли у козар, северян и радимичей. Окончательно разбил козар (европейских) Святослав, отец св. Владимира, который взял их город Белую Вежу и наложил на них дань, азиатские же козары (жившие между Доном и Волгой) были завоеваны половцами и печенегами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мария Магдалина Св. Мария Магдалина, постоянная спутница И. Христа, среди его шествия по св. земле. По воскресении Господа она первая удостоилась узреть Его в Вертограде, беседовала с Ним и первая возвестила о воскресении Его апостолам. Она путешествовала в Рим, там проповедовала и, по преданию, осмелилась предстать пред императора Тиверия, возвестила ему о воскресении Сына Божия и обвиняла Пилата в неправедном убиении Господа. При этом она, прибавляет предание, поднесла императору красное яйцо, как символ воскресения. Она скончалась в Ефесе. Мощи ее при императоре Льве Философе перенесены в Константинополь. Св. Равноапостольные цари Константин и Елена Отец Константина Великого , Констанций Хлор, хотя был язычником, но к христианам питал искреннюю любовь. Пример отца, внушения благочестивой матери Елены, особенно же–тайное водительство Божие обратили сердце Константина к гонимым христианам, и он, пока управлял частью Римской Империи, покровительствовал христианам, жившим в его области, но потом, когда увидел на небе знамение креста и силою креста получил победу над Максентием; он объявил Христианскую веру господствующею в Римской империя. Сделавшись христианином, Константин стал покровительствовать христианам всеми мерами и, кроме разных указов в пользу Церкви, собрал пастырей Христова стада со всей своей империи в Никею для умирения Церкви, смущенной ересью Ария, отвергавшего Божество Сына Божия. Св. Елена, мать Константина, также особенное прилагала попечение о Церкви, она путешествовала по святым местам и на свое иждивение построила несколько храмов на местах, освященных событиями из жизни И. Христа. В Иерусалиме она, после долгих усилий, отыскала честный крест Христов и предложила его на поклонение всем посетителям гроба Господня. К концу жизни, в 337-м году по Рожд. Христове, Константин принял крещение от епископа сильвестра. Скончался в Никомидии, откуда тело его впоследствии перенесено в Константинополь, и положено в церкви св. апостолов. Св. Равноапостольный князь Владимир Вера Христова, признанная нашими князьями Аскольдом и Диром, принесенная в отечество блаженною Ольгою, окончательно утверждена у нас святым Владимиром, внуком Ольги, сыном Святослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очевидно, опасность перехода славян в православие чувствуется в Австрии близкою, когда съезд в настоящем случае не пощадил и политического интереса Австрии, требующего подавления всякого национального порыва, не пощадил в пользу церкви, лишь бы удержать народ от его склонности к вере предков. Представляем это великое дело, дело перехода славян в православие Вышней воле правящего судьбами народов Промысла, влиянию времени, развитию образования и славянского самосознания и ослаблению обаяния папской власти. В. Заслуги Фотия для христианства России Если где глубоко, широко и неизгладимо отпечатлелось в славянском мире просвети- тельное действие Фотия, так это в нашем любезном отечестве, в нашей православной России. Припомним неудачный поход Аскольда и Дира в 866 году, как по молитвам глубоко – верующего патриарха, при погружении ризы Влахернской Божией Матери, вдруг дотоле тихое и покойное море взволновалось и потопило множество враждебных судов; как потом вразумленные этим необыкновенным явлением Руссы, видя в нем поборающую своим чтителям руку христианского Бога, отправили к Фотию посольство с просьбою о присылке им просвещенного мужа, который бы ознакомил их с правилами и догматами новой веры; как присланный к ним епископ чудом не сгоревшего в огне евангелия обратил еще колебавшихся язычников к Христовой вере и как вследствие того торжествующий Фотий, приглашая восточных патриархов на соборе, с радостью извещал их о обращении Руссов к святой вере. Таким образом мы видим, что первый просвет христианства для России произошел от светоносного Фотия и сопровождался построением церквей, одной, посвященной имени св.Николая, принятого при крещении Аскольдом, а другой имени пророка Ильи, принятого при купели Диром. Нет сомнения, что когда явились церкви, то надобно было быть при них и служителям и таким образом явиться начаткам разностепенной иерархии. Из окружного послания Фотия к епископам известно, что первый, присланный им для обращения руссов, епископ явился в Киев в сопровождении потребного причта.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Помолившись напоследок с горячим усердием в св. обители Печерской, богомольцы спешат в так называемый Старый Киев. По пути, вправо, на северо-запад от Лавры, в недалеком от нее расстоянии, находится древнейшая в Киеве церковь – Спаса на Берестове. «Берестовым» названо это место от берестового леса, покрывавшего в древности всю ту местность. При св. Владимире здесь была церковь св. апостолов и загородный летний княжеский двор, в коем жил св. равноапостольный князь Владимир. Священник этой придворной церкви преп. Иларион, «муж добрый, книжный и постник», любя уединение, ходил по временам из Берестова на дальний холм (где ныне Дальние пещеры), ископал себе пещеру, отпевал в ней часы и молился Богу втайне. В 1051 году вел. князь Киевский Ярослав поставил пресвитера Илариона митрополитом Киеву, и пещера на холме осталась незанятою. Но вскоре после этого на Печерские горы пришел с Афона преп. Антоний и избрал пещеру Илариона местом молитвенных своих подвигов. Таково начало Печерской обители. Минуя Спасскую церковь , богомольцы идут по Большой Никольской улице, на правой стороне которой стоит Военный Никольский собор, а далее, рядом с ним, монастырь Малого Николая, или пустынного Николая. При этом последнем находится кладбище с церковью, издревле носящее название «Аскольдовой могилы», по имени Киевского князя Аскольда, княжившего вместе с Диром в Киеве, еще задолго до принятая русскими христианства, и вместе с ним же убитого Русским князем Олегом. Есть предание, что Аскольд был христианин, и в память его, получившего при крещении имя Николая, воздвигнута была церковь на его могиле. Продолжая путь, странники проходят Крещатик, самую большую и красивую улицу города, взбираются по крутому подъему на гору и, наконец, достигают ограды Михайловского Златоверхого монастыря, главный храм которого во имя св. архистратига Михаила построен в 1108 году вел. кн. Киевским Святополком-Михаилом. В левом приделе этого храма, пред иконостасом, стоит на большом амвоне, под серебряным балдахином, увенчанным св. крестом, сребропозлащенная рака с мощами св. великомученицы Варвары, принесенными из Царьграда в начале XII века. Гробница и балдахин устроены графиней Орловой-Чесменской. Св. великомученица Варвара не раз спасала Златоверхую обитель от губительной заразы. Посему, не только весь православный мир чествуете св. великомученицу, но и иноверцы прибегают к молитвенному ее заступничеству в опасностях своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

С момента поступательного и степенного Таинства Крещения Руси Святым Апостолом Андреем Первозванным, Князьями Киевскими Аскольдом-Николаем и Диром, Святой Равноапостольной Великой Княгиней Ольгой-Еленой и, наконец, Святым Равноапостольным Великим Князем Владимиром Святославичем, Империя Русского мipa - это огромная Вселенная, в которой вся жизнь вращается по восходящей к Раю спирали вокруг единого центра этой системы - вокруг её Солнца, вокруг Государя Красного Солнышка, вокруг Главы земного Царства, живой иконы Царя царей (Откр.19:16) и « Солнца Правды » (Мал. 4: 2) . Есть в нашей Вселенной свои «звезды» - прославленные и неизвестные мipy Святые; есть «планеты» и «спутники», члены этого уникального антропоморфного образования, составляющие единый государственный организм - народ. Народ, собранный духом одной правой Веры в единое Тело, центром которой является Сама Жизнь - Богочеловек, Глава Вселенской Церкви-Царства - Сам Иисус Христос, однажды и навсегда изменивший смысл и вектор существования этого мipa. И как вселенский, географический, церковный, наконец, антропоморфный священный символ, все вышеперечисленное имеет четко очерченный образ - границу. Иначе они не были бы символами! О существовании границы соприкосновения духовного и материального мipob говорит Сам Господь: « Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих » (Ис.66: 1). Под Небом в Священном Писании подразумевается Царство Святой Троицы - царство духовных реальностей - невидимых и безплотных. Тогда как под землею - совокупность символов этих реальностей, видимых и материальных, и сама Земля, таким образом, - это символическое изображение Неба. Из этого следует вывод, что вся видимая Вселенная, в том числе и Земля, как единая часть целого, представляет собою образ (икону) вещей невидимых. Но пересечь границу духовного мipa и войти в сакральную среду Пакибытия намного сложнее, чем получить визу в сопредельное государство. Без правой Веры это практически невозможно. Однако, сакральную границу, как и обычную, можно попытаться пересечь и незаконным путем. Этому помогают ложные и неверно трактуемые современные символы и термины. Они, как «левые» визы и поддельные паспорта, используются их владельцами для самочинных проникновений в мip Святыни. Эти действия имеют конкретный и определенно злой умысел: подменить собою, заместить и незаконно занять чужое место, разбалансировать и, наконец, перевернуть мip добра и жизни, сделать его обителью смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/4/g...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010