Когда пришли в эту сторону Варяжские Князья, вышедшие из Новгорода, то богатейшие и сильнейшие Приднепровские города, не оказали им никакого сопротивления; при занятии этих городов в летописи нет и помину о битвах. Так о занятии Оскольдом и Диром Киева сказано: «Идучи мимо, и узреста на горе градок и упрощаста, реста: чий се градок? Они же реша: была суть три братья, Кий, Щек и Хорив, иже сделаша градок ось, и изгибоша, и мы седим, платяче дань родом их Козаром. Оскольд же и Дир остаста в граде сем, и многи Варяги скуписта, и начаста владети Польскою землею» (Лавр. 9.). Через 19 лет по пути Аскольда и Дира пошел Олег; о его походе Нестор говорит: «Поиде Олег, поим воя многи.... и прииде к Смоленску с Кривичи, и прия град, и посади муж свой, оттуда поиде вниз, и взя Любечь, и посади муж свой. Приидоста к горам Киевским, и увиде Олег, яко Оскольд и Дир княжита,.... и убиша Оскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе… Седе Олег в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русским» (Там же 10.). О занятии же Чернигова и Переяславля летопись даже не упоминает, хотя нет никакого сомнения, что и эти города признавали Олега своим Князем, ибо они упоминаются в договорах его с Греками, наравне с Любечем и Киевом. Таким образом, Нестор ясно свидетельствует, что сильнейшие и богатейшие, города Приднепровья не были завоеваны Варяжскими Князьями, а сами приняли их по взаимному согласию на каких-либо обоюдно выгодных условиях, конечно, не столь стеснительных для Князя, как в Новгороде, который сам приглашал Князей и предлагал им условия; здесь, разумеется, Князь был уже более, или менее самовластен, но, тем не менее, и города имели свой голос, и некоторым образом удерживали свою самостоятельность. Настоящие же завоевания Варяжских Князей начались не раньше, как они утвердились в богатейших Приднепровских городах по взаимному согласию с жителями, и, без сомнения, усилили свои пришлые дружины туземными городскими ратьми, и именно, с того времени, как Олег назвал Киев матерью городов Русских; тут уже и у Летописца начинается ясное свидетельство о битвах и завоеваниях: «В лето 6391 поча Олег воевати Древляны, и примучив и, имаше на них дань по черне куне. В лето 6392 иде Олег на Северяне, и победи Северяны, и взложи нань дань летку, и не даст им Козаром дани платйти, рек: аз им противен, а вам нечему. В лето 6393 посла Олег к Радимичем, река: кому дань даете? они же реша Козаром. И рече Олег: не дайте Козаром, но мне дайте, и ведаша Ольгови по шьлягу, яко же Козаром даяху. И бе обладая Олег Поляны и Деревляны, Северяны и Радимичи, а с Уличи и Тиверци имяше рать.» (Там же 10). Вот здесь уже начались битвы и упорное сопротивление, которые далеко не кончились при Олеге: так Древляне воевали еще с Игорем и Ольгою, а Радимичей решительно покорил уже Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Как относиться к домашнему обучению детей? СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ ОТВЕЧАЕТ СЛУШАТЕЛЯМ РАДИО «РАДОНЕЖ». 31.10.2014 11:37:58 Кульков Сергей Андреевич Радиостанция «Радонеж» вещает в прямом эфире. У микрофона - духовник и старший священник Алексеевской женской обители, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров. - Поздравляем вас, дорогие друзья, с осенним, тихим и радостным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. От самого названия праздника Покрова веет радостью. Этот праздник вселяет в нас надежду на заступничество Матери Божьей, глубоко почитаемой всеми православными народами. Но случилось так, что отмечают его только в Русской и Сербской православной церквях. Почему так сложилось, батюшка? - Тайна промысла Господня. Кажется, все основания у наследников Ромейской державы, II Рима, сохранять в веках благодарную память о чудном видении, дарованном славянину Андрею, Христа ради, Юродивому. Который увидел Пречистую Марию, простершую Свой светоносный покров. Между тем, славянские струги, разметанные бурей, были совершенно уничтожены и, кажется, нужно было бы похоронить в веках этот день. Но смиренный наш народ, в лице пращуров, склонил свою гордую выю пред величием смиренной Девы. И по принятии крещения Аскольдом и Диром, языческая Русь семимильными шагами двинулась во след апостолов, к свету христову. «Наказуя, наказал нас Господь, смерти же не предаде нас». Так словами царя Давида можно выразить идейную сущность содержания этого праздника. «Бог в наказаниях Его милостив, кого любит - того и биет». Так апостол Павел передает ветхозаветную речь пророка. И для нас, христиан третьего тысячелетия, так отрадно собираться в этот день Покрова под сводами божьего храма! И ощущать себя малыми детьми, которые чистым сердцем и смиренною душою славят Царицу неба и земли и просят Ее заступления, помощи в эти лукавые дни, когда вселенная страждет. Страждет и православный люд в тех странах, где безнаказанно действуют злые силы, ополчаясь супротив церкви божией. - В русском языке, в русском сознании закреплено заступничество Божией матери в таких выражениях, как «Дом Пресвятой Богородицы», которым называют нашу родину, или «Пояс Пресвятой Богородицы», «Слезы Пресвятой Богородицы» - все это живет в народном сознании и выражает наше мироощущение.

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

2-е Положение ризы Пресвятой Богородицы Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет. Никифор Каллист, св. братья Галвий и Кандид, высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение святым местам, обрели там в доме одной Еврейки девицы ризу Пресвятой Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы Еврейки, была хранима ими с великим благоговением и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой. Удостоверясь свидетельством людей благочестивых и чудодейственной силой ризы, что она точно есть риза Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, набожные путешественники приобрели её себе и, по прибытии в Константинополь, сначала хранили в своей домовой церкви. Когда же о святыне, хранимой ими, узнали многие по благодатным от неё знамениям, Галвий и Кандид объявили о своей драгоценности императору и патриарху Геннадию (458–461). По общему совету риза принята и с великою радостью и торжеством положена в 458 году во храме Божией Матери, построенном императором Маркианом и Пульхерией в Константинополе, на берегу залива, называемом Влахернским: отчего и сам храм называется Влахернским. В этом храме риза Богоматери, говорил Никифор Каллист в XIV веке, «и доселе сохраняется, как непреодолимая и всегдашняя защита для града, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Со времени положения ризы Богородицы во Влахернском храме Церковь ежегодно 2 июля празднует положение честные ризы Пресв. Владычицы нашей Богородицы, благодаря св. Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение». В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали Персы и Авары, в 673 и 716 годах Сарацыны; а в 866 году Аскольд и Дир, витязи Русские. Во время осады Царьграда Аварами, Сарацынами, Аскольдом и Диром чудотворная риза Богоматери при молитвах многочисленного народа носима была по стенам города, и буря, при этом случае поднявшаяся, сокрушила флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, Промыслом Божиим покорены были Иисусу Христу, приняли веру христианскую и под сенью её окончили земную жизнь свою. В IX веке Иосиф Студит написал канон на день положения ризы Богородицы, ныне поемый Церковью в этот день. Первоначальные буквы канона, или краегранесие, заключают в себе речение: «ризу почитаю Пречистые Девы», и между прочими похвалами ризе он взывает: «честней ризе прикоснемся, еюже Владыку объемши, яко отроча носила». Апостол на литургии в день положения ризы Богоматери Церковь произносит о скинии и её принадлежностях, прообразовавших Пресв. Деву Марию ( Евр.9:1–9 ); а Евангелие общее дням Богородичным ( Лк.10:28–42,11:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

КИЕВСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Настоятели Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить КИЕВСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Киевский Ильинский храм на Подоле Киевский храм во имя Илии Пророка (на Подоле) Киевской епархии Престолы: пророка Илии (главный), Усекновения главы Иоанна Предтечи (северный придел) Адрес: Украина , 04070, Киев , ул. Почайнинская, 2 Тел.: 416-23-68, 416-23-71 Проезд: ст. м " Контрактовая пл. " На карте: Яндекс.Карта , Google-kapma Ильинский храм – первый православный храм в столице Киевской Руси . По преданию, он выстроен киевскими князьями Аскольдом и Диром . В « Повести временных лет » говорится, что в 945 г., при заключении мирного договора между Русью и Византией , было совершено богослужение " в церкви Святаго Илии, яже есть надъ ручаемъ ... се бо бе соборная церковь, мнози бо бе Варязи хрестеяны " . Ильинский храм находился у берегов Днепра и Почайны, к 988 году был единственным в городе, и крещение Руси могло совершаться у его стен. Первоначальный храм был деревянным, а в 1692 году на прежнем месте был выстроен каменный. В первой половине XVIII веке была выстроена двухъярусная колокольня . В 1930-е годы храм был закрыт и превращен в склад зерна. В годы войны открылся и более не закрывался. При храме действует воскресная школа. Баптистерий храма позволяет осуществить крещение полным погружением – в соответствии с древней традицией Церкви. Наиболее древняя часть храма - северный придел, престол которого освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи . Настоятели ... Андрей Печник (упом. в нач. 1980-х - 1991) Виталий Косовский (с 1991) Использованные материалы " Храм Пророка Илии (на Подоле) " , архив сайта Украинской Православной Церкви: http://archiv.orthodox.org.ua/page-1114.html

http://drevo-info.ru/articles/11356.html

Сортировать по Исключить новости Рожденный под Покровом Богородицы Это чуть ли не единственный в Киеве баптистерий (купель, которая позволяет в соответствии с древней традицией осуществить крещение полным погружением). А потому, что служит в нем Роман Косовский — батюшка, по-детски искренне радующийся каждому новому ребенку в церкви. 10 мая, 2012 Это чуть ли не единственный в Киеве баптистерий (купель, которая позволяет в соответствии с древней традицией осуществить крещение полным погружением). А потому, что служит в нем Роман Косовский — батюшка, по-детски искренне радующийся каждому новому ребенку в церкви. Ильинская церковь Киева — пожалуй, самая древняя на Руси. Построена она еще Аскольдом и Диром. По Нестору, в 945 году в «Ильинке» уже совершались богослужения. Но киевлянам нынешним этот храм более известен под названием «детский». И не только потому, что здесь чуть ли не единственный в Киеве баптистерий (купель, которая позволяет в соответствии с древней традицией осуществить крещение полным погружением). А потому, что служит в нем Роман Косовский — батюшка, по-детски искренне радующийся каждому новому ребенку в церкви. Но и о таких искренних Христос сказал, что «таковых (как дети) есть царство небесное». Да и сам батюшка параллельными курсами ведет к Богу как беспризорников из подольского приемника-распределителя, так и фронтовиков из ветеранских организаций Киева. Но если первые по своей детской наивности еще способны открываться любому доброму взгляду, то вторые, как правило, воспринимают всякую попытку поколебать устоявшееся мировоззрение, как покушение на ценность всей прожитой жизни. Такие верят только «своим». А у «приходящего попа» — 13 боевых наград! 14 октября (в день своего ангела-хранителя — святого Романа-сладкопевца) батюшке исполнилось 85. Из действующих священников Киева он самый старший и, можно сказать — достопримечательность Подола. Когда надо что-то освятить — первым делом просят прислать «дедушку из Ильинки». Ну а к 1 сентября директора подольских школ наперебой зовут его на первый звонок. Потому что никто не скажет ребятишкам такого напутственного слова, как отец Роман.

http://pravmir.ru/rozhdennyj-pod-pokrovo...

Из тех же бесед патр. Фотия мы узнаем о множестве диких жестокостей над населением, оставшимся за стенами города, и о беспощадном погроме высадившихся варваров. Академик Ламанский говорит, что «беседы патр. Фотия имеют значение моментального фотографического снимка и составляют один из мрачнейших документов и вместе достовернейших источников нашей первоначальной истории». Во второй своей беседе патр. Фотий дает чрезвычайно любопытные для нас детали о том русском народе, который вдруг как бы из политического небытия сложился в государственную и военную силу, способную вдруг нанести такой опасный удар самой столице мировой империи. Фотий пишет: «Народ неименитый, народ не считаемый ни за что ( a " na " rifmon) народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства. Народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как морская волна». Кто эти руссы, нападавшие на Царьград при патр. Фотие? Предшествующие эпизоды набегов руссов на византийские пределы дали нам право видеть в них военные кучки, исходившие из прибрежных областей северного Черноморья. В данном случае сама Летопись, правда взятая со всеми ее нарощениями уже к XVI в., связывает данный поход с князьями Аскольдом и Диром, возглавлявшими около этого времени Киевскую область, сердцевинный центр слагающегося русского государства. Но вся сумма данных позднего летописного текста, говоря о походе Аскольда, все-таки ничего не говорит о последовавшем за ним крещении. Из летописи мы узнаем только о смерти Аскольда и Дира от руки нового вождя, пришедшего с севера, Олега (по летописной хронологии около 882 г.). И у византийских историков, в отличие от этого загадочного молчания Киевской летописи о крещении вождей, хотя и кратко, но многократно повторяется сообщение о мирных переговорах только что воевавших с Византийцами руссов, о принятии ими крещения, епископа и заключения союза с Византией.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Княжение Аскольда и Дира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 11, верх) Княжение Аскольда и Дира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 11, верх) По древнерус. преданию, отразившемуся в «Повести временных лет» и в предшествовавшем ей летописном своде кон. XI в., присутствие варягов на Руси первоначально ограничивалось сбором дани со слав. племен кривичей и словен и с фин. племен чуди (вероятно, эстов, води и др. племен юж. побережья Финского зал.), мери и, быть может, веси. В результате восстания эти племена избавились от даннической зависимости, но начавшиеся внутренние раздоры заставили их призвать в качестве князей варягов Рюрика и его братьев. Правление этих князей, однако, было обусловлено, по всей видимости, договором. Часть варяжской дружины Рюрика во главе с Аскольдом и Диром ушла на юг и осела в Киеве. После смерти Рюрика его родич кн. Олег , с малолетним сыном Рюрика кн. Игорем на руках, захватил Киев и объединил новгородский север и киевский юг, создав, т. о., гос. основу Д. Р. В целом нет оснований не доверять этому преданию, но ряд его деталей (Аскольд и Дир - дружинники Рюрика и др.), вероятнее всего, был сконструирован летописцем. Плодом далеко не всегда удачных вычислений летописца на основании греч. хронографических источников стала и хронология событий (852 - изгнание варягов, призвание Рюрика, вокняжение в Киеве Аскольда и Дира; 879 - смерть Рюрика; 882 - захват Киева Олегом). Договор кн. Олега с Византией, заключенный осенью 911 г., заставляет отнести появление Олега в Киеве примерно к рубежу IX и X вв., а призвание Рюрика - к непосредственно предшествовавшему времени, т. е. к посл. четв. IX в. Более ранние события восстанавливаются по данным иностранных источников и археологии. Археология позволяет относить появление сканд. этнического компонента в фин. и (или) слав. окружении на севере Вост. Европы к периоду от сер.- 2-й пол. VIII в. (Ст. Ладога) до сер.- 2-й пол. IX в. (Рюриково городище в верховьях Волхова, Тимерёво, Гнёздово на верхнем Днепре и др.), что в целом (за исключением Гнёздова) совпадает с очерченным в летописи первоначальным ареалом варяжской дани.

http://pravenc.ru/text/Древняя Русь.html

Неточности в отдельных годах ничему не мешают, и сам составитель свода придавал своим годам условное, гадательное значение. Встречая в древней Повести ряд тесно связанных между собою событий и не умея каждое из них пометить особым годом, он ставил над их совокупностью ряд годов, в пределах которых они, по его расчёту, должны были произойти. Так, изгнание варягов, бравших дань с северных племён, усобицы между этими племенами, призвание князей, смерть братьев Рюрика через два года по призвании и уход Аскольда с Диром в Киев он пометил суммарно тремя годами, 860, 861 и 862, и мы плохо понимаем его, приурочивая все эти события, и в том числе призвание князей, к одному последнему 862 г. Заслуга составителя свода в том, что он, располагая сбивчивыми данными византийских источников, умел уловить начальный конец нити отечественных преданий – данничество северных племён варягам, и на расстоянии двух с половиной столетий, ошибаясь на 6 – 7 лет, прикрепить этот конец к верно рассчитанному хронологическому пункту, к половине IX в. СПОСОБ ОБРАБОТКИ Сцепив весь свод одной хронологической основой и набросив летописную сеть на его нелетописные части, Сильвестр внёс в своё произведение ещё более единства и однообразия, переработав его составные статьи по одинаковым приёмам. Переработка состояла главным образом в том, что по всему своду проведены исторические воззрения хронографа Георгия Амартола. Этот хронограф служил для него не только источником известий, касавшихся Руси, Византии и южных славян, но и направителем его исторического мышления. Так, в начале Повести временных лет он поставил заимствованный у Амартола очерк разделения земли между сыновьями Ноя и эту географическую классификацию, или таблицу, пополнил собственным перечнем славянских, финских и варяжских племён, дав им место в Афетовой части. Для объяснения важных отечественных явлений он ищет аналогий у того же Амартола и таким образом в их изложение вносит сравнительно-исторический приём. Характерное место Повести о нравах и обычаях русских славян он пополнил извлечением из Амартола о нравах сириян, вактириян и других народов и к ним от себя прибавил заметку о половцах, о которых неизвестный автор Повести едва ли имел какое-нибудь понятие: они стали известны на Руси после Ярослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Среди достаточно многочисленных сообщений вост. авторов о русах (росах) начиная еще с IX в. (Ибн Хордадбех) выделяются 3, к-рые соотносятся в историографии с деятельностью О. В кн. «Золотые копи и россыпи самоцветов» (ок. 947-948, переработана в 956) аль- Масуди упомянул 3 «царей (малик) ас-Сакалиба»: ад-Дира (к-рого сопоставляют с кн. Диром - соправителем кн. Аскольда в Киеве (см. в ст. Аскольд и Дир )), al-‘.w.n.g - аль-Олванга (аль-Аванджа; аль-Алунджа; возможны и др. прочтения имени по разным рукописям) и ат-Турка. Второй из них, по сообщению аль-Масуди, имел многочисленное войско и воевал с ар-Румом (Византия), аль-Ифранджем (Франкия) и ан-Нукубард ( Ma oudi. 1864. Р. 64; перевод текста см.: Новосельцев. 2000. С. 472; Абу-л-Хасан aл-Mac(?)lsquo; уди. 2018). Имя этого правителя сопоставляется нек-рыми исследователями с именем О. ( Новосельцев. 2000. С. 742), а название ан-Нукубард (традиционно интерпретируемое как «лангобарды») - с Новгородом ( Vasiliev. 1951. Р. 178-180; ср.: Кузенков. 2011. С. 33). Согласно гипотезе А. П. Новосельцева, сообщение аль-Масуди можно интерпретировать как отголосок столкновения северного и южного княжеств ( Новосельцев. 2000. С. 472). Однако ненадежность чтения и неясность времени, к к-рому относится это сообщение, вызвали иные отождествления этого «малика славян», в т. ч. с блгв. кн. Чешским Вячеславом ( Абу-л-Хасан aл-Mac(?)lsquo; уди. 2018). От отождествления аль-Олванга с О. отказалась и Т. М. Калинина, не поместившая соответствующий текст аль-Масуди в свод известий вост. писателей о Др. Руси (Древняя Русь. 2009. С. 117). На конец правления О. приходится неск. сообщений о нападениях русов на юж. побережье Каспийского м. ( Коновалова. 1999): рассказ ибн Исфандийара в «Истории Табаристана» (1216-1217) о 2 походах - 909/10 и 911/2 гг. (на основании более поздних источников, походы можно датировать временем до 914; см. подробнее: Она же. 2013. С. 212-213, там же перевод текста); обстоятельный рассказ аль-Масуди в кн. «Золотые россыпи» о крупномасштабном походе русов на южное и западное побережья Каспийского м., отнесенный ко времени после 912/3 г. (при этом автор отметил, что точно не помнит дату похода, но указал его продолжительность - 2 года). Получив разрешение хазар. правителя, русы на 500 кораблях (по 100 чел. на борту каждого) прошли из Волги в Каспий, ограбили Табаристан, Гилян, Дейлем и др. области, захватив огромную добычу. На обратном пути они послали, согласно договору, хазар. царю половину награбленного, но в низовьях Волги подверглись нападению хазар. мусульман, стремившихся отомстить за гибель единоверцев; уцелевшие русы попытались спастись, поднявшись вверх по Волге, но были перебиты буртасами и волжскими булгарами ( Ma oudi. 1864. Р. 18-24; Древняя Русь. 2009. С. 115-116).

http://pravenc.ru/text/2578285.html

Академик Владимир Иванович Ламанский, внимательно прочитавший единственный исторический источник, относящийся к деятельности святых братьев,- так называемые Паннонские жития,- обратил внимание на то, что их проповедь в Хазарии была обращена вовсе не к хазарам, а к славянским князьям и их дружине, находившимся в Хазарии; выражаясь современным языком, на своей военной базе. Таким образом, первое Крещение Руси, которое в исторической литературе часто называется Фотиевым, начавшееся с принятия христианства Киевскими князьями Диром и Аскольдом, стало прямым результатом проповеди Кирилла и Мефодия. Заметим, что совершилось это великое историческое событие в хазарской столице Итиль, городе, располагавшемся неподалеку от современной Астрахани, то есть совсем недалеко от Саратова. И хотя это первое Крещение славян не завершилось полной христианизацией древнерусского государства, само событие вошло в историческую память народа. Неслучайно первая русская летопись «Повесть временных лет» начинает отсчет русско-славянской государственности с 862 года, то есть с начала проповеди Кирилла и Мефодия на хазарской земле. Византийские летописи сообщают, что в это время происходит обращение руссов, под которыми теперь уже можно подразумевать восточных славян, к православной вере. Различные источники позволяют говорить о том, что около 862 года создается первая русская епископия, епархия с центром, который мог находиться в различных городах юга России, например, в Таматархе (славяне звали ее Тмутараканью; ныне - Тамань) или в Фанагории (нынешняя Керчь). Северо-восточные границы этой епархии вполне могли достигать пределов нынешнего саратовского края. На этом деятельность равноапостольных братьев не завершилась. Их слова ожидали южные и западные славяне. Приблизительно в это же время к христианской вере обращается болгарский царь Борис. По приглашению Моравского князя Ростислава братья Кирилл и Мефодий отправляются с проповедью Евангелия к западным славянам. В Моравии, а затем и в Паннонии дело шло так же успешно, как и на востоке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010