При этом, как видим, Вещий Олег выглядит прямо противоположно тому значению, какое он имел в истории Руси. Уже убедительно доказано, что Олег Вещий предпринял убийство Аскольда и Дира не ради богатства Киева, а потому, что эти князья подпали под влияние хазар, были проводниками их политики, тем самым, угрожая и Северной Руси. Но историки с давних времен и до сего дня видят таинственную смерть «от коня своего» Олега Вещего как месть ему за язычество, а не за христианство. На самом же деле причина оказывается прямо противоположной. Не за христианство Олег расправляется с Аскольдом и Диром, а за то, что они уклонились от христианства и стали «служить иным богам». Разумеется, А.С. Пушкин не знал о двух Олегах, так как историческая наука того времени еще не объяснила столь странные и значительные пропуски в летописи. А потому в его балладе «царьградская броня», то есть христианская вера относится к одному Олегу, а «щит на вратах Цареграда», то есть воинственность к Византии – относится к другому Олегу. Но великий поэт писал ведь не историю, но трагедию человека принявшего смерть «от коня своего», поменявшего верного коня на другого, то есть поменявшего свою веру на иную. А в том, что смена коня здесь символизирует смену веры сомневаться не приходится. В русской литературе смена веры выражалась и через смену одежды, как в «Тарасе Бульбе» Н.В. Гоголя: «Бульба остолбенел: – Зачем же он надел чужое одеянье? – Потому что лучше, потому и надел…» Напомню, что удивлённому, остолбеневшему Бульбе столь велеречиво объясняет появление его сына в лагере противника некто Янкель… А еще «Песнь о вещем Олеге» – баллада об обмане, об искушении, которого князь не выдержал. Но это не имеет отношения к выдающемуся князю Олегу Вещему. Можно даже сказать, что пушкинская баллада – о трагедии Олега «второго», а не о Вещем Олеге, хотя в ней и помянуто его имя… Это и прозрел великий поэт в своем творении, что само по себе должно было бы убедить исследователей и читателей в некоем преимуществе художественного, образного, целостного восприятия мира перед другими формами его постижения – исторической, публицистической, идеологической – которые оказываются зачастую легко «управляемыми» в угоду каким-то преходящим соображениям, причём, не считаясь с фактами.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

Собрав шестьдесят тысяч 57 сильных воинов, кроме находившихся при охранении тяжестей ополчения, он повел свое войско против Мисян, вместе с Патрицием Калокиром, которого любил, как друга и брата» 58 . Этот многословный рассказ греческого летописца заменяется у русского лаконическим известием, под 967 г. «Иде Святослав на Дунай на Болгары» 59 . О причинах этого похода летописец наш не намекает ни словом, вследствие чего некоторые толкователи русских древностей готовы принять, что «нападение на Болгарию было первоначально нечто другое, как обыкновенный набег варяжский, для получения добычи и, сверх того, тем менее обдуманный и приготовленный, что великий князь действовал тут не от своего лица, а как наемник, получивший уже вперед плату за грабеж, который, кроме того, Руссы имели еще в виду» 60 . Полагают также, что цифра войска Святославова, 60,000, выставленная Львом диаконом, значительно преувеличена, – с чем вполне соглашаемся и мы. Во всяком случае, Святослав, отправляясь в Болгарию, разумеется, водою, должен был следовать по дороге, проторенной еще Аскольдом и Диром, потом Олегом и Игорем, известной и до них под названием пути «из Варяг в греки», т. е. он должен был спуститься Днепром, миновать все семь порогов, выплыть лиманом в Черное море, которым и войти уже в устья Дуная. На такое плавание, особенно при неблагоприятном ветре и необходимости защищаться от Печенегов, нападавших обыкновенно у четвертого днепровского порога (тогда неясыть, теперь ненасытецкий), потом у Крарийского перевоза (за мысом Кичкасом), надо было полагать не меньше 3 месяцев 61 . Узнав об экспедиции руссов, когда Святослав плыл уже Дунаем, Болгары, в числе 30 тыс. чел., собрались на своем берегу, чтоб воспрепятствовать высадке неприятеля, где бы она ни обозначилась. «Но Тавры, – повествует Лев диакон, – стремительно вышли из своих судов, закрылись щитами и, обнажив мечи, напали с ожесточением на Мисян, которые, не выдержав натиска, побежали с поля битвы и заперлись в Доростоле (укрепленном городе Мисян) 62 , доказав тем свое малодушие» 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Здесь, среди славянского племени полян, плативших дань козарам, в городке Киеве, Аскольд и Дир остановились. Как видно, Киев в то время был притоном варягов, всякого рода искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берлад; видно, и тогда, как после, во времена Константина Багрянородного, Киев был сборным местом для варягов, собиравшихся в Черное море. Аскольд и Дир здесь остановились, около них собралось много варягов; сюда же, по некоторым известиям, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком; Аскольд и Дир стали вождями довольно многочисленной шайки, окрестные поляне должны были подчиниться им; есть известия, что они дрались с степными варварами, с соседними славянскими племенами – древлянами и угличами, с дунайскими болгарами. Если примем известие, что варяги Аскольд и Дир засели в полянском городке Киеве, то не имеем права отвергать приведенные известия: владелец украинского городка необходимо должен был вести войны с степными варварами и с окольными славянскими племенами – и прежде более воинственные древляне и угличи обижали более покойных полян; наконец, столкновения с дунайскими болгарами были естественны по самому пути, которым обыкновенно русь ходила в Грецию. Ставши вождями довольно многочисленной дружины, Аскольд и Дир вздумали сделать набег на Византию, исполнить заветную мысль варяга, с какою они отправились из Новгорода; на 200 ладьях приплыла русь к Царю-граду, но попытка не удалась: буря, вставшая, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступления Богородицы, разбила русские лодки, и немногие из дружины Аскольдовой возвратились с своими князьями назад в Киев. Вслед за этим известием византийцы сообщают другое – о принятии христианства русскими, о посылке к ним епископа из Царя-града; так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории – следствие столкновений Киевской Руси с Византиею. Даже прежде еще Аскольдова похода, обыкновенно относимого к 866 году, мы встречаем известия о нападениях руси на греческие области и о принятии христианства некоторыми из русских вождей: таково известие, находящееся в житии святого Стефана Сурожского, о нападении на Сурож русского князя Бравалина и о крещении его там; известие это относится к началу IX века, подобное же известие находим в жизнеописании святого Георгия, епископа Амастрийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Учив религии Христовой В стране Болгарии суровой, Андрей, Апостол, брат Петра, Местами вольными Днепра, Его широкими водами, Шел в Рим, – и на пути святом, Святый, он там с учениками Остановился под горами На берегу Днепра крутом. И там, восстав зарею ранней, Простер свои он к небу длани, И к ним подняв свой думный взор, Вещал: «На выси этих гор И загремит, и воссияет Святая Божья благодать: Здесь поселится Божья рать, Здесь солнце радостно взыграет, И здесь на диво возгорят Кресты церквей огнем обильным, Творцом воздвигнуты Всесильным!» Вещал – и высь благословил, И крест на ней он водрузил. 11. Аскольд и Дир Двое из дружины Рюрика, Аскольд и Дир, пришедшие в славянскую землю из-за моря вместе с ним, почему-то не получили от Рюрика в удел себе никакой области или города. Они выпросили у Рюрика позволение ехать в греческую землю искать счастья. На дороге в Грецию, на среднем течении Днепра, Аскольд и Дир встретили небольшой городок, Киев, называвшийся по имени Кия, некогда основавшего здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью. Полюбилось местоположение Киева Аскольду и Диру. Порешили они овладеть этим городом. Узнав, что Киевляне платят дань Хазарам, Аскольд и Дир освободили их от Хазар, и сами стали властвовать здесь. Набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в стране Полян. Так явилось новое русское государство на юге, на среднем течении Днепра. 12. Вещий Олег Рюрик, сперва поселившийся в Ладоге, перешел потом в Новгород. Прокняжив 17 лет, он умер, оставив малолетнего сына, Игоря. За малолетством Игоря, стал княжить родич Рюрика – Олег, человек воинственный и предприимчивый. Первым его делом было – подчинить своей власти всех славян, живших вниз по течению Днепра. С этой целью Олег набрал огромное войско из славян, финнов и варягов – и спустился с ним по Днепру. Прежде всего он захватил Смоленск, город Кривичей, затем отнял у Северян их город Любеч и заставил их платить себе дань. Потом Олег пошел к Киеву, где в это время, как сказано выше, княжили Аскольд и Дир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

В 860 году русский князь-язычник Аскольд на кораблях с большим войском осадил Константинополь и напал на него. «Город едва не был поднят на копье», – говорил потом святой патриарх Фотий. Византийский император Михаил пал ниц во Влахернском храме и молился всю ночь, а святой патриарх Фотий в проповеди призвал паству каяться и усердно молить Пресвятую Богородицу о заступничестве. Все большая опасность с каждым часом грозила Константинополю, и тогда решили спасать церковные святыни, а первой – святую ризу Богородицы, тем более, что она находилась в храме на берегу моря, откуда исходила главная опасность. После молебна святую ризу обнесли вокруг городских стен, с молитвой опустили ее край в морские воды – и прежде спокойное море вдруг взволновалось, началась буря, разбившая корабли «безбожных руссов». По легенде, князь Аскольд, увидев такое чудо, решил принять крещение. Чудотворную ризу укрыли в храме Святой Софии, в центре Константинополя, а через несколько дней после ухода руссов ее торжественно вернули во Влахернский храм. Это возвращение святитель Фотий приурочил к тому дню, когда риза впервые была положена во Влахерны, – ко 2 июля. Тогда же и было установлено постоянное празднование этого события. Но риза Божией Матери простерлась не только над Константинополем, но и над Русью. И предание, и научные данные свидетельствуют, что после этого похода Аскольд решил креститься и просил у греков наставников в вере, после чего патриарх Фотий отправил в Киев епископа и создал русскую епархию при Константинопольском Патриархате. С этого момента христианство стало проникать на Русь, которая со временем все больше и больше предавала себя под покровительство Богородицы. Таким образом, праздник Ризоположения связан с началом христианского просвещения Руси и со становлением ее третьим уделом Божией Матери – Домом Пресвятой Богородицы. Смутные предания донесли до нас весть, что князь Аскольд крестился с именем Николай, став первым русским князем-христианином, и возвел в Киеве первую на Руси христианскую церковь во имя Илии Пророка. Потом святая княгиня Ольга возвела над могилой убиенного князя Аскольда Никольский храм. Аскольд был убит в 882 году князем-язычником Олегом, по прозвищу Вещий, и свет Православия воссиял над Русью только еще через 100 лет. Но первые его огоньки, первая христианская свеча на Руси была возожжена в том далеком IX веке, когда руссы впервые склонили свои буйные головы перед чудом ризы Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/553.html

Еще в I веке апостол Андрей Первозванный прошёл с проповедью Евангелия будущую землю Руси от юга до севера. На Киевских горах он установил крест и предсказал: – На сих горах воссияет благодать Божия, и город великий будет создан здесь, и церкви многие воздвигнет в нём Господь. По древней рукописи «Оповедь», апостол Андрей, пройдя будущие Смоленские земли, дошёл до Ладоги, где на ладье доплыл до Валаама. И по всему пути воздвигал он в суровых землях кресты каменные, крестя народ и свергая идолов. Самыми первыми из князей-русичей приняли Святое Крещение Аскольд и Дир. А было это так… В 866 году князья возглавили поход с хазарами на Византию. Тогда основные силы греков были заняты войной с сарацинами и защищать столичный Царьград было некому. Всю ночь греки молились в храмах, а утром, обойдя Крестным ходом город, вышли к морю и опустили в воду ризу Пресвятой Богородицы. Внезапно налетевшая буря разметала флот осаждавших, это и спасло греков. Вернувшись в Киев, Аскольд и Дир позвали к себе греческого епископа, духовно окормлявшего христианские общины города, и попросили его рассказать о «своём Боге». Епископ так вдохновенно благовествовал им о едином Боге, творящем чудеса ( Пс. 71:18 ), что князья тут же потребовали чудесного знамения, обещая креститься. Владыка смирено помолился «своему Господу», а затем взял самое дорогое, что у него было – Евангелие – и бросил в огонь…Однако бушевавшее пламя не смогло даже опалить «Слово Божие». Аскольд и Дир, будучи не только храбрыми воинами, но и людьми разумными, уверовали во Христа и крестились. Для совершения богослужений князья построили в Киеве Соборную церковь Илии Пророка. В 882 году Аскольд и Дир были злодейски убиты язычником Вещим Олегом. Захватив Киев, Олег стал единовластным правителем как северной, так и южной части Киевской Руси, сохраняя княжение для племянника своего – малолетнего Игоря, сына Рюрика. Достигнув юношеского возраста, наследник увлекся охотой. По делам управления страной он вместе с Олегом бывал то в Киеве, то в Новгороде. Однажды во время охоты молодой Игорь оказался в пределах веси Выбуцкой (в тех местах, где ныне находится Псков). Чтобы переправиться через реку, он подозвал кого-то, плывущего на лодке. Это казалась удивительной красоты девушка по имени Ольга. Любуясь ею, княжич разгорелся похотью. На середине реки он стал прельщать девицу блудными словами. Она же решительно пресекла Игоря, схватившись за весло. – Неисполнимое дело замышляешь, князь! – воскликнула Ольга. – Подави в себе эти нелепые позорные помышления, которых нужно стыдиться. Если ты сам, побеждённый низменной страстью, будешь совершать злодеяния, то как же удержишь от них других? А как станешь ты суд праведный чинить над своими подданными, когда сам так близок к беззаконию? Игорь опешил. Девушка продолжала:

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Мефодий. Несмотря на клеветы в Риме, куда он должен был отправляться в другой раз и где был принят так же, как и в первый, и рукоположен в архиепископа Моравии, несмотря на двухлетнее заключение в темнице, он неутомимо продолжал начатое дело. Ho со смертью (885 г.) Мефодия его дело было разрушено латинским духовенством. Богослужение введено опять латинское, книги славянские запрещены, а ученики изгнаны из Моравии. Они основались в Болгарии и сюда принесли с собою плоды своих многолетних трудов. Крещение Руси. Аскольд и Дир. Равноапостольные кн. Ольга и кн. Владимир. Наше отечество было одною из стран, которые удостоились слышать проповедь св. апостолов. По свидетельству древнего предания, св. ап. Андрей проповедовал, между прочими странами, на северных берегах Чёрного моря, поднимался вверх по Днепру, достиг до нынешних Киевских гор, провел ночь на этих горах и на другой день, рано утром, поставил на них крест и сказал своим ученикам: «На этих горах воссияет благодать Божия, тут будет город великий со многими памятниками истинной веры, потому что Бог хочет просветить крещением всю эту землю». Пророчество апостола сбылось. Киев, мать русских городов, стал для Руси колыбелью православной веры и просвещения. Киевские князья Аскольд и Дир первые приготовили путь христианству в России. В 866 году они с войском на 200 судах спустились вниз по Днепру, проплыли Черное море и подступили к самому Константинополю. Объятые ужасом, жители всю надежду возложили на Господа Бога и Пречистую Деву. Целую ночь молились во Влахернском храме, и на другой день патриарх Фотий вынес из храма ризу Богоматери и погрузил ее в море. В это мгновение поднялась буря и разбила большинство русских судов. Аскольд и Дир с немногими спасшимися дружинниками познали всемогущего истинного Бога и приняли св. крещение. После Аскольда и Дира не видим замечательных обращений до св. Ольги. Ольга была супругою второго Русского князя Игоря и по смерти его, за малолетством сына своего Святослава, управляла Русскою землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Были у Рюрика два мужа: Аскольд и Дир, и отправились они служить в Царьград, куда всегда ходило так много варягов. И пошли они по Днепру, увидели на горе городок и спросили: «чей городок?», им отвечали: «были три брата: Кий, Щек и Хорив, построили город и умерли, а мы теперь платим дань казарам». Аскольд и Дир остались в Киеве, созвали к себе варягов и сделались князьями той земли. Отсюда задумали они идти уже не служить в Царьград, а громить его: знали, что у царя греческого много денег и надеялись, что он даст им богатый выкуп. Собрали они двести лодок, а лодки тогда делали такие легкие, что как дойдут до порогов Днепровских, то берегом переносили их на себе. Собравши лодки, пошли на них Днепром в Черное море, а οτтуда в Царьград. Царя в то время не было в столице; к нему послали весть, что пришли враги к самому городу. Царь воротился, и вместе с патриархом взяли ризу Богородицы из Влахернской церкви и погрузили ее в море: сделалась буря, разбила суда русские и Аскольд и Дир едва воротились в Киев. Говорят, что после того они крестились. Дело возможное, потому что около этого времени переведено было на славянский язык св.Писание. Перевели его св. Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. Они были братья, родились в македонском городе Солуне (теперь в Турции); так как в тех местах было много славян, a грамоту они еще не знали, то св. Кирилл, в 855 p., составил для них азбуку по образцу греческой; a каких букв у греков не достало, те взял от других народов. Проповедь свою св. братья начали с соседних дунайских болгар. Болгаре были народ сродственный туркам и татарам; они завоевали славян и назвали их болгарами; а так как их было мало, то они приняли язык славянский и сами сделались славянами. Мефодий крестил их князя Бориса. О Кирилле говорят, что он ходил проповедывать к казарам, которые держались веры еврейской; переспорил тамошних ученых евреев, но все-таки, не обратил казар. Главный же подвиг их был в Моравии. Тамошние славянские князья: Святополк, Ростислав и Коцел владели не только Моравиею (теперь принадлежит Австрии), но и большею частью Венгрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Почему именно это место было выбрано для строительства храма? — По церковному преданию здесь апостол Андрей ступил на горы киевские. В каком конкретно месте это случилось, сказать трудно. Существует мнение, что это было недалеко от храма Андрея Первозванного в центре города, о котором уже шла речь. Исследователи сходятся во мнении, что именно там высадился на берег апостол. Но ведь ничто не мешает нам считать, что ученик Христа мог бывать и на наших холмах, — место это достаточно известное. Недаром здесь существовали и храм святого Николая, и монастырь. К слову, неподалеку отсюда был убит Аскольд — первый русский князь, принявший христианство. О нем мы также помним как об одном из первых русских мучеников, пострадавших за Христа. — Кажется, когда-то поднимался вопрос о его канонизации… — На мой взгляд, эта тема весьма неоднозначна. На сегодняшний день сохранилось слишком мало достоверных сведений, а канонизация, обоснованная фактами, которые не опираются на достоверные источники, была бы неправильной. Да, до революции князь Аскольд, равно как и место его убиения, почитались людьми, сюда даже совершались крестные ходы. Тогда же поднимался вопрос и о дате первого крещения Руси. Ведь Русь, по мнению церковных историков, крестилась в три этапа — начатки при князе Аскольде, расцвет при княгине Ольге и окончательное торжество христианства при князе Владимире. Именно это крещение, когда уже весь народ со своим правителем, а не отдельные представители, как это было при Аскольде или Ольге, приняли веру Христову, стало окончательной победой над язычеством. Князь Аскольд положил начало нашей христианской истории, это была хорошая закваска для всецелого, полного утверждения христианства. Но на данный момент существует много неясных и нерешенных вопросов, которые не дают возможности говорить о канонизации. Не сомневаюсь, что если Богу будет угодно, то она обязательно состоится. — Рядом с вашим храмом находится греко-католический храм святого Николая. Как относитесь к такому соседству?

http://pravmir.ru/ne-govori-bogu-ya-slab...

А между тем, мы видим, что такового предания в Киеве вовсе не было. Летописец знает об Аскольде и Дире из местных преданий только то, что они пришли в Киев из Новгорода, и более ничего. Найдя в греческом летописце, бывшем у него под руками, рассказ о нападении Руссов на Константинополь, он относит его к Аскольду и Диру, потому что за неимением других, известных ему, Руссов это представляется ему совершенно вероятным. Но он не имел под руками тех греческих летописцев, которые говорят о крещении Руссов, нападавших на Константинополь, а потому он ничего и не говорит о крещении Аскольда и Дира. Подобное совершенное отсутствие в Киеве предания о таких важных событиях, как крещение князей и получение своего епископа, по нашему мнению, весьма и самым решительным образом говорит против· вероятности мнения, что Руссы, нападавшие на Константинополь и потом принявшие крещение, были Аскольд и Дир со своей дружиной. В том обстоятельстве, что на Аскольдовой могиле во времена летописца (как это он сообщает 74 ) некий Олма поставил церковь – видеть указание, что в век летописца и этого Олмы Аскольд слыл за христианина, нет никакого основания. Если бы это было так, то летописец и не преминул бы прямо сказать это. Если же, несмотря на представлявшийся случай, он этого не говорит, то ясно, что никаких преданий о христианстве Аскольда не знает. Что же касается до Олмы, то он поставил домовую церковь на могиле Аскольда просто по той причине, что последняя приходилась на его дворе, о чём прямо говорит летописец, и что, представляя собой холм или возвышенную площадку, каковы были могилы древних князей, она оказывалась удобным местом для поставления церкви 75 . Аскольд и Дир пришли из Новгорода в Киев в 862 году, а в 866 году, т. е. через четыре года, они нападают, по летописцу, на Константинополь. Возможно ли допустить, чтобы в четыре года они успели настолько совокупить около себя Варягов и вообще стать настолько сильными, чтобы замыслить это нисколько нешуточное нападение? Ясно, что дело-крайне сомнительно, но главное вовсе и не в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010