Для русских летописцев существенными были как твердая уверенность в отсутствии прочного христианства на Руси до Владимира, так и молчание Продолжателя Георгия Амартола. Создатель «Повести временных лет» интересовался только дипломатическими документами княжеского архива: в летопись включены три договора с Византией, но нет ни Русской правды, ни церковных Уставов, ни дарственных грамот его собственному Печерскому монастырю. Таким образом, известие о крещении Руси при патриархе Фотии ускользнуло от летописца. Благодаря переводу в XIV в. южными славянами «Хроники» Иоанна Зонары, использовавшего Продолжателя Феофана, а в конце XV в. Окружного послания Фотия, 513 русские летописцы узнали о крещении Руси до Владимира. Составитель Хронографа 1512 г. пользовался сокращенной переработкой Зонары, так называемым «Паралипоменом», где читались рассказы о нападении русов на Константинополь при Михаиле и об их крещении при Василии I. Выписки составителя Хронографа 1512 г. перешли в Никоновскую летопись. Там история правления Аскольда, ходившего на Царьград, была существенно расширена, вероятно, домыслами летописца. 514 Рассказ о крещении русов из Хронографа 1512 г. был озаглавлен «О князи рустемъ». В Никоновской же летописи прибавлено «Осколд », из чего следует, что летописец считал его первым князем-христианином. Гипотеза русских историков XVI в. о крещении Аскольда получила большую популярность начиная с В. Н. Татищева. Особенно много об этом писали во второй половине XX в., когда Аскольд стал представляться как глава мощного славянского государства в Поднепровье середины IX в. При этом реальная история сложения рассказа о походе Руси на Царьград и первом крещении просто игнорируется. 515 В украинской Густынской летописи, составленной в самом начале XVII в., учтены не только летописи и польские хроники, но и большинство напечатанных к тому времени греческих и латинских источников. Анонимный летописец постоянно ссылается на Цезаря Барония: Annales ecclesiastici auctore С. Baronio, первые тома которых были изданы в Риме в 1587–1600 гг. (все 12 выпущены к 1607 г.). Летописец насчитал пять крещений, о которых рассказывает в статье 6494 (986) г. Первое было от апостола Андрея. О его путешествии по Днепру говорится в «Повести временных лет», но о крещении там ничего не сказано. Летописец ссылается здесь на Тертуллиана и Барония, считая сарматов предками восточных славян. Второе – это крещение болгар и проповедь свв. Кирилла и Мефодия в Моравии. Третье крещение было при патриархе Фотии и императоре Василии I. Четвертое – это крещение св. Ольги, а «пятое и конечьное» было при Владимире.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое Крещение Руси принято связывать с масштабным походом русов на Царьград, состоявшимся летом 860 года. Для защиты города вдоль его стен был организован крестный ход с облачением Богородицы. Нападающие отступили, а через некоторый период времени, согласно хронике Продолжателя Феофана (ок. 950), они отправили посольство с просьбой о крещении. О крещении русов в своем «Окружном послании» (866/7 г.) к восточным патриархам, свидетельствует свт. Фотий Константинопольский : они «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», поставив себя «в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего разбоя и великого дерзновения против нас». Также он заявляет, что русы приняли «у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам». В 60е гг. IX века со стороны Византии были предприняты особые миссионерские усилия для распространения христианства на землях славян. В это время была начата просветительская миссия славянских учителей святых Кирилла и Мефодия в Великой Моравии. В 864 ⁄ 5 г. состоялось крещение равноапостольного князя болгарского Бориса и его бояр. Согласно «Повести временных лет», военный поход 860 г. возглавили киевские князья Аскольд и Дир. Над могилой первого, вероятно, во 2й половине XI в. была построена церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Это дало основание предположить, что данным князьям принадлежала идея первого Крещения Руси. За неимением единой непротиворечивой информации о Крещении Руси до св. равноапостольного князя Владимира, исследователями выдвигаются различные версии. Известно, что первые христианские церкви появились еще до массового обращения славян в христианство (например, церковь Илии пророка в Киеве, упомянутая в «Повести временных лет»). Свидетельством усиления позиций христианства на Руси в середине X века может служить факт крещения св. равноапостольной княгини Ольги, которая после смерти супруга, князя Игоря, управляла Древнерусским государством, пока был малолетним их сын Святослав. Впоследствии она пыталась побудить принять христианство своего сына, который не согласился, побоявшись насмешек дружины. Вероятно, она рассчитывала, что пример князя побудит к обращению в христианство его подчиненных. Крещение Руси

http://azbyka.ru/kreshhenie-rusi

В НС (Н1 мл.) о начале Русской земли рассказывается в статье 6362 (854) г. Этим временем датировано начало правления византийского императора Михаила III. В «Повести временных лет» стоит 6360 (852) г. Об императоре Михаиле русские летописцы знали из «Хроники» Георгия Амартола. Она была закончена в 866 г., но доведена только до известия о воцарении Михаила. При этом в тексте указана не дата 6350 (842) г., а срок его правления ко времени завершения «Хроники»: 24 года и 3 месяца. Далее следует продолжение, написанное Симеоном Логофетом, причем версии разных списков настолько серьезно отличаются, что ставился вопрос о разных авторах или, по крайней мере, редакторах. 41 Обе даты начала правления Михаила были указаны русскими летописцами неправильно, но исходили они из византийских источников. 42 Так как в Н1 мл. под 6362 г. говорится о начале Киева, а Новгород даже не упомянут, нет никаких оснований относить эту статью к творчеству новгородского летописца. Кий, Щек и Хорив названы в НС современниками Михаила III и его матери. Имя императрицы здесь приведено с ошибкой – не Феодора, а Ирина. Последняя была матерью Константина VI (780–797). Путаница произошла, видимо, потому, что обе были соправительницами своих сыновей, и обе восстанавливали иконопочитание: Ирина в 787 г. на VII Вселенском соборе, а Феодора в 842 г. В правление Михаила с матерью и Кия с братьями произошло нападение Руси на Константинополь. Об этом рассказывается в «Хронике» Георгия Амартола, а в НС этот текст вошел через посредство «Хронографа по великому изложению». 43 Ни в «Хронике» Амартола, ни в «Хронографе» дат не было, соответственно и в НС поход Руси не датирован. Далее летописец пишет: «По сихъ л т хъ братиа сии изгибоша», и сообщает, что после смерти Кия с братьями поляне были покорены хазарами. Затем у них начали княжить два пришлых варяга, Аскольд и Дир. Во времена Кия с братьями новгородские словене и их соседи кривичи, меря и чудь давали дань варягам, а затем изгнали их и начали воевать между собой. Устав от усобиц, они призвали Рюрика с братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ на активизацию германских подводных лодок вблизи Афона был прислан русский крейсер «Аскольд», а это привело к усилению германофильских настроений в среде греческих монахов, ряд которых стал помогать подводным лодкам. С вступлением в войну Болгарии усложнившаяся ситуация усугубилась кончиной монахов, положивших основание главным русским келлиям: 26 августа 1913 г. умер схимонах Константин (Семерников), настоятель Златоустовской келлии Иверского монастыря; 8 января 1914 г. – иеромонах Пантелеймон из келлии Воздвижения Креста Господня, Каракальского монастыря; 15 января 1915 г. – иеросхимонах Кирилл, строитель келлии свт. Иоанна Златоуста , Хиландарского монастыря; 7 мая 1915 г. – иеросхимонах Георгий, Георгиевской келлии на Керашах. Некоторые старцы, выехавшие в Россию, так и не смогли вернуться: это иеросхимонахи Евгений из келлии Михаила Архангела и Павел из Сретенской келлии. После смерти старцев в некоторых обителях начались нестроения; наиболее сильные – в Златоустовской келлии Хиландарского монастыря и в Крестовской келлии (смута в последней потребовала даже приезда консула Кохмановского в 1916 г.). В итоге Братство в 1916 г. разделилось на две партии. Председатель Братства белозерский иеромонах Петр встал во главе партии, действовавшей вразрез с генеральным консульством. В августе приехал на Афон настоятель афинской церкви архимандрит Сергий (Дабич). 731 Во время его визита произошли перевыборы председателя Братства – новым председателем избран иеромонах Афанасий, настоятель Артемьевской келлии, после чего генеральное консульство добилось ссуды в размере 42 700 драхм с уплатой через пять лет без процентов. В целом Павловский так характеризовал положение: «Благодаря войне, неимению настоящих известий, неполучению вовремя корреспонденции, всё русское монашество в отношении друг друга уподобилось кораблю, плавающему в необъятных волнах океана, потерявшему руль, жители которого, сосредоточенные в узком пространстве и знающие друг друга до бесконечности, надоели сами себе и перестали понимать не только друг друга, но и самих себя. Поэтому ясно, что получение генеральным консулом за это время различных жалоб со стороны разных старцев и лиц друг на друга в увеличенном против прежнего количестве, равно как и получение таковых в Братстве, является следствием озлобленности». 732

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Венгры тогда еще кочевали в степях, около Урала, вместе с нашими башкирами, которые им и сродни. Князья эти были христиане, только не было у них учителя, который бы объяснил им священные книги. Михаил послал им св.Кирилла и Мефодия, и начали они переводить на славянский язык книги священного Писания и другие нужные для церковной службы. Скоро Кирилл ушел к болгарам, а Мефодий остался в Моравии и сделан был епископом. Много нужды он перенес: восставали на него хулители, говорили, что не следует служить литургию на других языках, кроме тех, на которых была надпись на кресте Христове, т. е. греческом, латинском (римском) и еврейском; но всех своих врагов победил Мефодий и самого даже Папу Римского (тогда еще Рим не совсем отделился от Церкви православной) склонил на свою сторону и кончил святое свое дело; а плодом трудов его мы и до сих пор наслаждаемся: слушаем божественную службу на понятном для нас языке, а не по латыни, как у католиков. He долго христиане-князья Аскольд и Дир владели Киевом. В Новгороде умер Рюрик (879 г.) и оставил после себя малолетнего сына Игоря. Сына своего Рюрик поручил Олегу, кажется, родственнику своему. Олег и стал править, a Игорь до смерти Олега во всем его слушался, так что и жену ему Ольгу выбрал Олег по своей воле. Случилось несколько лет спустя, что надоело Олегу жить в Новгороде; пошел он с ратью, дружиной своею, вниз по Днепру и заставил попутные народы платить себе дань и всюду поставил от себя наместников. Пришел к Киеву, воинам велел спрятаться в ладьях, а сам назвался купцом, и послал сказать Аскольду и Диру: «Мы купцы, идем к грекам от Олега и Игоря княжича; приходите к нам». Времена тогда были простые: заезжему человеку все были рады и старались угодить ему, потому что заезжий человек бывает в разных сторонах и разносит и хорошую, и худую славу. Пришли князья Киевские; тогда воины выскакали из ладей; Олег и сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья и не рода княжеского, а я рода княжеского», и потом вынес Игоря и сказал: «Вот сын Рюриков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но кроме сих откровений, история человечества и Церкви представляет опыты частых явлений Иисуса Христа в сем мире. Пробежим мыслью протекшие XVIII веков и остановимся на важнейших событиях; в них мы увидим непосредственные действия Иисуса Христа. Первым врагом христианства было иудейство; но этот враг первым погиб, с шумом. От него лишилась Христианская Церковь Стефана, Иакова, и некоторые верные претерпели разграбление имений. Но как за все это строго взыскано с Иерусалима! Как явно в наказании его показал Себя Иисус Христос! Флавий, описывая это, несколько раз обращается к Промыслу и восклицает: почему не произошло это иначе, - ясно видим перст Божий. Особенно это видно в истреблении храма. Тит, частично по своей доброте, частично из видов честолюбия, приказал, сколько можно, беречь храм от истребления. Между тем, один воин влез туда, куда с трудом можно было влезть, бросил головню, и таким образом сжег храм. Вообще, падение Иерусалима есть ощутительное действие Иисуса Христа. Потому-то беседу Иисуса Христа о последнем конце мира многие толковники разумеют только о конце иудейского храма и града. Вторым врагом христианства было язычество. С сим врагом боролось христианство три века. Жесточайшее гонение было в царствование Диоклетиана. Должно было решить сию борьбу, и она решена непосредственно Иисусом Христом. Правда, мученики дали сильное свидетельство своей смертью; но сие естественное свидетельство было бы недостаточно без чудесного свидетельства Самого Иисуса Христа. То торжество христианства, какое доставил ему Константин Великий, не было бы без чудесного знамения Креста; без сего знамения еще много было бы на Римском престоле Юлианов! Подобное владычество явил Иисус Христос в низвержении Юлиана. Смерть его явно окружена таинственной чудесностью! Подобная сила Его являлась, где было нужно, при обращении народов. Так, ее видели при обращении России. Аскольд и Дир претерпевают кораблекрушение, попадают в плен и делаются христианами. Буря эта могла произойти естественно, но как она тут кстати служит Царству Христову! Кроме того, славяне убеждаются в истине христианства несгоревшим Евангелием. Владимир располагается к принятию Евангелия глазной болезнью; все это суть действия непосредственной силы Иисуса Христа. Подобные чудеса рассказываются и в истории обращения других народов. Можно допустить, что они преувеличены и переиначены, но нельзя принять того, чтобы их совершенно не было. Когда сознают их те, кои были очевидцами и сами испытали, то кто станет оспаривать такие признания? При обращении народов Иисусу Христу более всего прилично являть Свое непосредственное действие, и потому верить чудесам в сем случае можно, без опасения впасть в суеверие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

(перевод П.В. Кузенкова с небольшими моими изменениями: Кузенков... сс.57-58). Ну что – с днем рождения! Были неизвестными рабами, стали уважаемым и страшным народом. Этот знаменитый поход составлял неудобство уже русскому династическому летописцу Мономашичей – составителю «Повести временных лет». Получалось, что до всякого Рюрика Русь приходила под Царьград, нашумела и прославилась без всякого участия правящей династии. Этот непорядок летописец исправил, попросту подменив дату похода, отнеся его к 866 году, сделав вожаками похода убитых Олегом в 882 году Аскольда и Дира и произведя этих последних в беглых дружинников Рюрика, незаконно воцарившихся в Киеве. Для Григория Чхартишвили этот поход составляет всё то же неудобство. Если государство возникло в «Новгородской земле» и при помощи заезжих скандинавов, то каким образом за два года до его возникновения, в 862 году, народ росов мог так прославиться под Царьградом? Ведь никаких росов-русов еще не должно быть? Независимых от Рюрика росов нужно извести, но поскольку сейчас перенести поход с 860 года нельзя (это, напомню, одна из самых хорошо документированных дат за все IX столетие), надо поменять все другие даты. И вот факирскими жестами, которым посвящена глава «И всё-таки попытка хронологии» (сс. 97-99), Чхартишвили пытается перенести пришествие Рюрика на более ранний срок – 856 год, чтобы к 860 году Аскольд и Дир успели в Киев, а затем в Царьград. Необходимость шестилетнего (6) сдвига хронологии автор почему-то обосновывает тем, что летописец ошибся на четыре (4) года в датировании самостоятельного царствования византийского императора Михаила III, при котором Русь и приходила на Константинополь. В летописи указан 852, а на самом деле Михаил сверг свою мать Феодору в 856-м. Каким образом четыре года превращаются в шесть, я объяснить не могу, я не волшебник, я только учусь. Конечно, на создателя наиновейшей хронологии должен был бы обидеться Д.А. Медведев. «Год русской истории» в 2012-м проведен, все деньги потрачены, а тут оказывается, что праздновать его надо было аж в 2006-м.

http://pravoslavie.ru/66108.html

Обострение отношений между Константинополем и Римом совпало по времени с расширением миссионерской деятельности христианских Церквей в славянских землях. После того как в 860 году киевские князья Аскольд и Дир совершили поход на Константинополь (об этом походе рассказывается в «Повести временных лет»), Византия предприняла дипломатические усилия для налаживания отношений с северными соседями. В 861 году в Хазарию направилась миссия в составе двух братьев, Константина и Мефодия, которые владели славянским языком и переводили на этот язык Священное Писание. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Михаилу III и патриарху Фотию с просьбой прислать в Моравию миссионеров: выбор опять пал на Константина и Мефодия. В моравских землях они продолжали переводческую деятельность. Около 864 года чешский князь Боривой и его жена Людмила приняли крещение от святого Мефодия. Поскольку, однако, деятельность братьев-миссионеров происходила на землях, входивших в сферу влияния Римской Церкви, братья в начале 868 года отправились в Рим для урегулирования своего церковного положения (к тому времени патриарх Фотий был низложен). В Риме они были торжественно встречены папой Адрианом II. Вскоре Константин заболел и, приняв перед смертью монашество с именем Кирилл, скончался в феврале 869 года. В середине 869 года Мефодий был направлен папой в Моравию, а в конце того же года, по возвращении в Рим, был возведен в сан архиепископа Паннонии. На пути в Моравию Мефодий был захвачен в плен баварцами, усмотревшими в его деятельности посягательства на иерархические права Зальцбург-ского архиепископа (до назначения Мефодия на Паннонскую кафедру Паннония входила в его юрисдикцию), однако по настоянию Рима был отпущен. В 881–882 годах он путешествовал в Константинополь, где встречался с императором Василием I и патриархом Фотием. Мефодий скончался в 885 году. После его смерти славянская миссия в Моравии была свернута, а его ученики изгнаны. Однако эта миссия продолжилась у других народов, в том числе болгар, сербов и русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если это предположение верно, то выбор имени свидетельствует в пользу того, что крещение совершил священник из Рима. Конечно, Киевский князь был бы в первую очередь заинтересован принять имя Царьградского императора, но это имя уже могло оказаться использованным недавно крестившимся болгарским князем. Если это так, то мы имеем ещё одно косвенное свидетельство того, что Киевский князь крестился в 866 году. В том году Борис-Михаил поссорился с патриархом Фотием из-за отказа Константинополя в поставлении отдельного болгарского архиепископа и перешел (до 870 года) под омофор Римского архиепископа. Осенью 866 года папа Николай I прислал в Болгарию миссию во главе с епископом Формозой Портуенским, который повторно крестил болгар. А за год до этого в Болгарии вспыхнуло восстание язычников, успешно подавленное князем Михаилом (Борисом). В этой религиозной войне, вероятно, приняли участие и русские, что дало автору ПВЛ повод писать о походе руссов на греков в 866 году, а согласно Никоновской летописи, как раз в это время " убиен бысть от болгар Осколдов сын " . Высказывалось предположение, что русские помогали болгарским язычникам однако русские вполне могли выступить и на стороне Бориса по его просьбе, т.к. в тот момент на помощь Византии ему рассчитывать не приходилось и он мог искать помощи у соседей. Как бы там ни было, римские миссионеры, прибывшие в Болгарию, в это время могли вступить в контакт с русскими. Тогда Аскольд-Владимир и мог принять Святое крещение. Поскольку это произошло в конце 866 года, можно даже назвать вероятный день крещения Аскольда - 19 (н.с.) декабря, когда отмечается память Свв. Николая-Чудотворца. Вскоре после этого Киев принял епископа и пресвитеров из Константинополя, учредивших Киевскую митрополию, как об этом писал патриарх Фотий. Кстати, из Послания Фотия 867 года следует, что " рвение к Вере " у русских наблюдалось ещё до пришествия в Киев посланцев Константинополя, что косвенно подтверждает успешность миссии предшествующих миссионеров. Особенности первого крещения киевского князя могли вынудить редакторов ПВЛ постараться " забыть " об этом событии и соответствующим образом " поправить " труд преподобного Нестора.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/24/...

Аредич 41 Арефа, инок 99 Аристин, толкователь Кормчей 44 Аристотель 66, 249 Аркадий Лысый, епископ 351 Аркадий Шапошников, епископ 351 Аркадий, епископ 127 Арсений Берло, епископ 356 Арсений Врянцев, архиеп. 282 Арсений Глухой 178,179, 197,198, 222 Арсений Иващенко, епископ 282, 316 Арсений Мациевич, митроп. 272, 274, 306, 334, 348, 379 Арсений Москвин , митроп. 280 Арсений Сатановский 201, 222, 225, 255 Арсений Стадницкий , митроп. 285, 299, 318, 377, 379, 380, 381, 383, 410, 430 Арсений Шиловский, архим. 454 Арсений, свят. 88, 129 Арсений, архиеп. 155,172 Арсений, епископ 485 Арсений, лреп. 132 Арсений, диакон 348 Артемий, игу мен 77,111, 124,125 Артемьев Петр, дьяк 232 Арсений грек 222, 224 Архангельский А. 299 Аскольд, князь-варяг 9, 34 Аскольдов С., проф. 434 Асыка, князь 133 Ататюрк Кемаль 421 Афанасий Александрийский , архиеп. 9,115 Афанасий, патриарх 47, 266 Афанасий III Пателарий, патриарх 198 Афанасий, митроп. 80 Афанасий (Любимов), архиеп. 263 Афанасий, архиеп. 205, 212, 213, 232, 260, 261 Афанасий, епископ 476 Афанасий Захаров, схимонах 336 Афанасий Пузин, епископ 250 Афанасий Высоцкий, преп. 108 АфанасийФилиппович, игумен, свщмуч. 251 Афанасий, преп. 54, 98 Афанасий, архим. 373 Афанасий, протопоп 176 Афанасий Никитин 121 Ахмат, хан 68 Ахматов, ген.-адъют. 281 Акж, хан 370 Бабарыкин Роман 188 Бакара, царевич 373 Бакшин (Башкин) 124, 125 Балакирев М. 298 Барсов Н. 317 Бартольд, катол. еп. 134 Барятинский Α., князь 374 Басманов Алексей 82 Басманов Петр 158 Баторий Стефан, король 86 Батый (внук Чингис-хана) 40, 43, 94, 128 Бахметьев Н. 297, 298 Бек, прокурор 411 Белинский А. 341 Беклемиш, князь 41 Белков А., свящ. 414, 416 Белободекии Ян 227 Белобородое 391 Беловзоров Терентий 344 Бельский И. Ф. 73 Бельский М., свящ. 453 Бенешевич, проф. 379 Бердибек, хан 41 Березовский М. 297 Березовский 292 Беринг 368 Берке, хан 41, 43 Берки Фериз, прот. 454 Биргер, предводитель меченосцевцев 134 Бирон 270, 271 Блинов Петр 419 Блонницкий313 Бобринский, граф 469 Богдан Хмельницкий, гетман 184, 252, 254, 256

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010