204. Чтобы Всемилостивейшие жалуемые духовным лицам Панагии и Кресты, драгоценными камнями украшенные, по смерти тех, кому принадлежали, отдавать наследникам. (По Высочайшему повеленью). Прошедшего 1828 года декабря 15 дня г. Тайный Советник, Синодальный Обер-Прокурор и Кавалер, князь Петр Сергеевич Мещерский в предложении Святейшему Синоду изъяснил: что г. Министр Императорского Двора сообщил ему, г. Обер-Прокурору, что Государь Император по докладу его о весьма значительном числе накопившихся в кабинете Его Величества драгоценных Панагий и Крестов, поступающих после умерших духовных лиц, Высочайше повелеть соизволил объявить ему, г. Обер-Прокурору, что впредь за присылаемые в кабинет Кресты и Панагии не ранее могут быть выдаваемы деньги, как по мере расхода означенных вещей. Он, г. Синодальный Обер-Прокурор, предложил о сем Святейшему Синоду для надлежащего сведения. По сему предложению Святейший Синод определением своим, состоявшимся 14 января сего 1829 года, заключила поскольку выдача денег за вносимые в кабинет Его Велиества после умерших духовных лиц драгоценные вещи, по мере расхода оных, может продолжаться неопределенно долгое время, а чрез сие наследники умерших, как известно, люди большею частью недостаточные, будут лишаться в нуждах своих значительного пособия, то с одной стороны к отклонению сего неудобства, и с другой к уменьшению затруднений для кабинета, производимых возвратом в оный упоминаемых вещей, Святейший Синод, соображаясь с Именным Высочайшим указом 1800 года мая 13-го дня, коим повелено: жалуемые драгоценные вещи, после кого останутся, предоставлять в пользу наследников или выдавать им денежное, соразмерное цене вещей, награждение, полагал: Всемилостивейше жалуемые духовным лицам Панагии и Кресты, драгоценными камнями украшенные, после смерти их, не возвращая в кабинет, отдавать наследникам, вынимая впрочем из них священные изображения для предосторожности, чтобы с оными вещи те не могли войти в неприличное употребление, и оставляя оные для хранения в ризнице того места, к коему умерший принадлежал по служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В той же церкви дароносица деревянная крестовидная с запасными св. дарами, на ней красками писаны многие святые, по споям для окрепы тринадцать крючков серебряных с петлями, да у ящиков что в той дароносице пять колец серебряных; аналой оболочен кандюком немецким цветным: в трапезе над церковными дверьми деисус Еммануил на трех досках пядничный; у церковных дверей решетка новая на железных крюках с железным замком. Евангелие, которое в прежних переписанных книгах значится в теплой церкви Всех Святых, переплетено вновь и по обрезу вызолочено, доски покрыты бархатом червчатым, a средина и евангелисты серебрянные резные под золотом, весом тридцать девять золотников; евангелие большой бумаги выходу 7197 г. (1689), по обрезу вызолочено, покрыто бархатом червчатым, на средине распятие и евангелисты в серебряных кругах чеканные под золотом, на другой стороне средина и наугольники серебряные же гладкие, застежки резные. Книга обиход, да праздники знаменные наречные в четверть, в двух книгах. В привесах у икон показаны: две панагии, на них в срединах образы знамения за каменьем хрусталь; две панагии на них образы за стеклы, панагии в средине крест. Те пять панагий серебряные золочены, а сверху строены сканым делом; в гнездах и на спнях камышков четыре смазня, шесть червонцев, две ставки литых, десять жемчужин небольших. Четыре креста пояных серебряных под золотом сканые, на трех из них двенадцать вставок жемчужных и камушков литых. Крест пояной серебряной золочен в средине крест на раковине. Крест аспидной да два креста яшмовых, на одном из последних две ставки жемчужных в две литых. Крест вольячный серебряный золочен, на нем четыре ставки литых. Двадцать два креста серебряных литых под золотом. В привесе же четыре камушка хрустальных, два из них обложены серебром, а два повешены за кольца на шелчинках; двои голубцы одни пояные, другие литые золочены; в них двадцать камушков червчатых; два креста появых; на них воображено распятие Господне, в одном кресте ставками две раковины да камушек лазоревой, два каточка полных серебряных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И Государь пожаловал велел ему дать на Москве 50 рублев денег да сорок соболей в 50 рублев: (Арх. ор. II. столб. 164 г. 170). – Нелишне заметить, что эта панагия, которую «строил святой апостол и евангелист Лука своими руками», была привезена вышеупомянутыми греками вместе с седлами и другими конскими и т. п. предметами. – По этому преданию греков, сообщенному Иваном Настасовым и Дмитрием Константиновым, Евангелисту Луке, приписывается сразу создание нескольких иконографических сюжетов, которые мы впервые встречаем на уцелевших памятниках старины, – сравнительно, лишь в позднее время; конечно, не в I в. относится и происхождение самых панагий. – Что касается антиахийского патриарха Макария, совершившего «чин о панагии» и приславшего Государю «того хлеба», то он мог сделать это, принимая на веру сообщенное ему греками сведение, справедливость которого в данное время он проверить не мог, или даже просто из-за уважения, священному предмету, независимо того, кому принадлежал последний. – Во всяком случае, небезынтересен факт, что преданий об Евангелисте Луке, как резчике, впервые сообщенное в 1656 году двумя греками, не получило дальнейшего распространения, и даже самая панагия – единственный в своем роде памятник, если бы его делал Лука, то где-то затерялась среди других обыкновенных панагий, которые были в царских хоромах. В описях царской казны XVII в., где, между прочим, подробно перечислены иконы, кресты, панагии и проч., находившиеся в разных комнатах Царского Дворца, и указано происхождение более важных из них, мы нигде не нашли панагии, деланной Евангелистом Лукою. – В описи, 1670 года, вещей Царевича Алексея Алексеевича, которому была поднесена рассматриваемая панагия, мы находим лишь одну панагию, тожественность которой с первою, основываясь на описании их, утверждать трудно. Во что читаем в названной описи: «188 года марта во 2 день в казне Великого Государя Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича все великия и малыя и большыя росии... – Панагия золотая, а в ней в средине в кресте яхонт червчатых большой, около ево 4 алмаза, 14 яхонтов червчатых середних, 11 яхонтов малых червчатых же, 24 искры червчатых, в подножии креста яхонт червчатый в гнезде да в гнездах же 27 алмазов середних, в подвесках на спиях яхонт лазорев гранен велик, да по сторонам 2 изумруда гладких, 2 яхонта лазоревых граненых, вверху чепочка золота, а в ней 10 изумрудцов, да меж чепей крест, а в нем 5 яхонтиков червчатых да изумрудец, да в подвесках 2 лалика, вместо чепи(цепи) на снурке (шнурке) 72 изумруда, 20 лаликов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Со словом поздравления к юбиляру обратился епископ Иосиф. Он сказал о том, что нет надобности перечислять все труды и заслуги Владыки митрополита Ювеналия перед Церковью, Отечеством и народом Божиим, ибо он слишком высоко стоит на свещнице церковного служения, и эти труды видны и известны всем. «Но мы имеем глубокую внутреннюю потребность выразить сегодня Вам нашу сыновнюю любовь, наше уважение, наше благоговение перед Вами. Современники говорили о Вашем прославленном предшественнике по управлению Московской и Коломенской епархией, святителе Филарете, что он был архиереем с утра до вечера, и с вечера до утра. Эти слова в полной мере приложимы и к Вашему церковному служению. В нем мы видим для себя высокий пример и образец для подражания», – подчеркнул Владыка Иосиф. «Христу, рождшемуся в Вифлееме граде, волхвы принесли дары. Отсюда идет христианская традиция в дни рождения в знак любви и уважения преподносить подарки»», – сказал епископ Иосиф. Он преподнес юбиляру крест и две панагии, выполненные по образцу тех креста и панагии, которые принадлежали некогда священномученику Ювеналию (Масловскому), архиепископу Рязанскому, и которые в день личной Пятидесятницы Владыки Ювеналия при его архиерейской хиротонии возложил на него ее совершитель, блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, его духовный отец и наставник. С этими святынями Владыка Ювеналий участвовал в совершении архиерейской хиротонии епископа Иосифа, а затем, провожая его на служение в древний родной Ярославль, передал ему их. «Нам хочется, чтобы эти крест и святые панагии напоминали Вам и о Вашем авве Владыке митрополите Никодиме, и о нашей к Вам любви и уважении, и о Вашем сегодняшнем юбилее», – сказал Владыка Иосиф. Он передал так же Владыке митрополиту заранее к этому дню приготовленный трагически погибшим архимандритом Германом (+26 июля 2005 г.), как бы от его рук, серебряный с чернью и филигранью архиерейский жезл. От лица благотворителей-мирян епископ Иосиф вручил юбиляру прекрасно вышитую золотом на зеленом бархате митру.

http://pravoslavie.ru/14707.html

Пример патр. Никона вызвал подражания у последующих русских патриархов и получил даже силу законности на Московском Соборе 1675 г., постановившем, чтобы патриарх носил при богослужении две панагии и наперсный крест. Из прочих архиереев только один митрополит новгородский мог носить панагию одновременно с крестом даже в богослужении патриарха. Таким образом, панагии имели значение отличая русских патриархов при священнодействиях главным образом в количественном отношении, хотя и качеством материала и большим разнообразием форм патриаршие панагии также превосходили подобные украшения не только русских архипастырей, но и восточных патриархов. Количество и состав лиц, окружавших патриарха при его священно действиях К числу внешних отличий русских патриархов при их священнодействиях следует отнести также их обыкновение окружать себя многочисленным сонмом со служащих иерархических лиц. В этом обычае сказывался, по всей вероятности, тот средневековый взгляд, отразившейся на церковной жизни греков, по которому лучшим выражением достоинства и чести известного лица служила численность его свиты. Взгляд этот, весьма рано перешедший к нам на Русь, с особенною силою проявился в патриаршество Никона, который очень любил окружать себя множеством «знатнейших» со служащих лиц в количестве от 30 до 54 и более человек. Вскоре по учреждении патриаршества, специально для чести патриарха, увеличено было число митрополитов и архиепископов, так как состав свиты должен был соответствовать положению лица, которому принадлежала эта свита. У нас, на Руси, при всяком торжественном патриаршем служении два митрополита «почести ради» водили под руки нашего патриарха. Более того, при священнодействиях главенство и достоинство наших патриархов возвышалось в своей внешней обстановке не только над митрополитами, но и над царем. Дело в том, что служение русских патриархов до известной степени связывалось с присутствием царей, что, конечно, способствовало благоговению обстановки патриаршего служения и при этом случалось, что патриархи имели амвон с большим числом ступеней, чем цари. Отличия русских патриархов при выходах к богослужению

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности. 2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху. 2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

Нам представляется, что есть все основания считать именно Киприана создателем названной программы, требующей широкой богословской образованности и основательных знаний греческого и славянского литургического опыта. Следы этой программы ясно просматриваются в серебряных створчатых панагиях. 625 Порфиридов Н.Г. О некоторых вопросах истории прикладного искусства древнего Новгорода//Культура и искусство Древней Руси. Л., 1967, рис.83; Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI вв. M., 1971, 18, с.44–45. 626 Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства, с.46, 22, табл. 16; она же. Прикладное искусство Московской Руси. M., 1976, с.75, рис. 30–31. 628 Mirkovic L. Hilandarska starine//Starinar. S. III. T.XI–XII. 1935–1936. Beograd, 1936, S.92; Radojkovic B. Sitna plastika u staroj srpskoj umetnosti. Beograd, 1977, S. 12, S1.7. 632 Акты исторические. Т.1. 1334–1598. СПб., 1841, с.25 Здесь имеет место исправленная в наши дни дата – 1390–1405 гг. Однако в эти годы Афанасий Высоцкий покинул вместе с Киприаном Северо-Восточную Русь. См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2, ч. Л., 1988, с.466. 633 Акты исторические, т.1, с.54, 26. На основании «Послания» Фотия псковскому духовенству от 12 августа 1419 г. о различных церковных службах сложилось мнение о введении митрополитом чина панагии на вечерне. Однако примечания к публикуемому тексту указывают на неверность перевода: речь идет о возношении панагии на трапезе некоего христианина, то есть о возможности заказного чина панагии после трапезы частного лица (см.: РИБ. Т.6, СПб., 1886, стлб.410 и примеч.23–25). 634 Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. M., 1948, с.658; Дмитриев Ю.Н. Мастер серебряник XV в.//Новгородский исторический сборник. Вып.7. Новгород, 1940, с.35; Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1961, с.49–57, рис.11, 12. 636 Писания св. Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856, с.513–515.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Было это 6 сентября 1932 года. Опять на дворе стояла слякоть; серое небо, как и в первом сне... Мерзлая погода... И мимо меня быстро, быстро, страшно похудевший, в темной рясе, без клобука и панагии идет митр. Серафим, как простой монах. Я говорю: «Владыка, Владыка»... Он не слушает и ушел от меня.... Я понял, что он лишен митрополичьего клобука... так и он будет арестован, – а отнятие панагии означает отнятие той власти, какую он имел... Первый сон был 1 сентября, второй сон – 6 сентября, – через 4 дня после первого. – Он ушел от меня без панагии и клобука. Это означало, что события церковные с ним произойдут в начале будущего года... И действительно, 22 сентября 1933 года митрополит Серафим уволен на покой». В том же году 30 сентября Епископ МАНУИЛ видел во сне митрополита Серафима в черной рясе и клобуке, быстро, быстро идущего куда-то вперед, но до неузнаваемости исхудавшего. Владыка даже заметил ему: «Как вы исхудали», но тот ничего не сказал на это и быстро ушел вперед. Частые сновидения о митр. Серафиме объясняются тем фактом, что для Епископа МАНУИЛА не безразличной была жизнь Ленинградской паствы и отношение к ней Ленинградского митрополита. Как никак, а ведь он кровью своею отстоял Православие в Ленинграде и исторг из челюстей обновленческого раскола многочисленные приходы. И то, как теперь поступает там митр. Серафим, было постоянной его тревогой. Из этой тревоги и складывалось его отношение к последнему. Митрополит Серафим не мог дать того, что жаждал народ. Он поддерживал многие недостатки епископов, живших в Петрограде, и убил народное доверие к своему сану. Злоупотребляя своею властию, он впоследствии стал совершенно подневольным. Отсюда, естественно, – отношение Епископа МАНУИЛА к последнему не могло быть возвышенным. Оно было только терпимым и страждущим. Временами какая-то горечь возникала внутри сердца святителя, и ему становилось как-то скорбно за поступки Ленинградского митрополита. «Мне бесконечно жалко митр. Серафима, – говорил Епископ МАНУИЛ своим близким. – Он обошелся со мной, когда я ездил в Ленинград 140 , как свинья с маленьким поросенком. Он был у власти, он все время думал только о табаке и о своих земных делах».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Итак, можно считать, что русские серебряные двустворчатые панагии, не имеющие аналогов в византийском мире, исключая моддовалашские земли, изначально служили для обряда возношения панагии в соборах и монастырях. Экземпляры киприановской эпохи с «Вознесением» позволяют предполагать установление на Руси в конце XIV – начале XV вв. древнейшего обычая возношения богородичного хлеба на утрени. Одновременно такие предметы могли использоваться как дарохранительницы и дароносицы, ибо хлеб этот заменял собой артос во всех случаях, когда причастие не могло состояться. Материалы чиновников и соборных описей позволяют предполагать хранение таких предметов в святительских кельях, а позднее – в соборных и монастырских ризницах. В дальние путешествия, видимо, брались уже в XVI в. более скромные путные панагии из дерева и кости, хотя церковными иерархами и государями для этих целей могли использоваться и древние серебряные экземпляры. Письменные источники последней четверти XVI в. помогают уточнить причину широкого распространения путных панагий, имевших обширное употребление на Руси, в южнославянских странах и на Афоне. Согласно посланию Александрийского патриарха царю Федору Иоанновичу, богородичный хлеб, в них хранившийся, использовался в морских путешествиях с тем, чтобы была над странствующими милость Божия и тих морской путь. В случае бури частицу надлежало бросить в море 657 . Следует заметить следующую закономерность: и новгородский панагиар XV в., и его никоновская копия были выполнены для соборного служения. Большинство же двустворчатых серебряных панагий происходят из монастырей. Видимо, в монастырском обиходе и на утрени, и на братских трапезах использовались именно створчатые тарели без поддонов. Закономерности их иконографической программы подтверждают идею литургического использования. И здесь, прежде всего, необходимо сопоставление с протооригиналом – древними византийскими панагиарами. Оно помогает выявить и классические истоки русских произведений, и специфические, неповторимые свойства, позволяющие увидеть в них универсальную структуру, глубоко пронизанную идеей Церкви и связанную поэтому со всеми видами церковного искусства – от монументальной живописи до шитья.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Положение о наградах Русской Православной Церкви (2008 г.) 26 июня 2008 г. 16:00 Документ утвержден на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года.   I. ПРЕАМБУЛА Награды Русской Православной Церкви (далее — награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.   II. ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Иерархическими наградами являются: В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.   1. Последовательными наградами для епископата являются: Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.   2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии. Примечание. Архиереи, ранее удостоенные этой награды, сохраняют право ношения второй панагии только в пределах своих епархий (юрисдикций). Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010