Приводим в заключение одну панагию того же собрания, ради иконографического интереса ее. Панагия имеет форму шестилучевой звезды, обложена серебром, новейшего афонского дела и замечательно тонкой резьбы. Представлено: в средине Успение и Вознесение Божией Матери в миндалевидном ореоле, Мария подает пояс Фоме. Ложе Богоматери имеет вид церкви, от нее подымается лоза, а в ее завитках пророки со свитками и сюжеты: Усекновение главы И. П., Вседержитель, Троица. В лучах: Благовещение, Лобызание Иоакима и Анны, Георгий и Димитрий, Живоносный Источник: из купели истекает три источника, водою промывает слепой себе очи. Подобные артосные Панагии случилось нам видеть в Московской Синодальной ризнице, в ризнице Московского Благовещенского собора и в других собраниях: они отличаются от обыкновенных наперсных своими размерами. Арх. Макарий 125 в своем «описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» приводит, кроме древнего панагиара, еще три артосные Панагии, но не указывает действительных оснований этого определения, а между тем в самом описании есть основания против того, чтобы их признавать артосными. На одной Панагии изображено: Сошествие во ад, Распятие, Троица и Панагия, и все изображения литые. На другой, серебряной, в Духове монастыре, есть ушко и изображения, как и на предыдущей, сделаны и с наружной стороны, чего не бывает на настоящих артосных Панагиях. Надпись 1640 года гласит: «далъ сию панагию смощми вдомъ духа святаго игуменъ Евθимии псковитинъ Барашковъ вкладу за отца своего,... дана двнадцать рублевъ а въ сей мощи многихъ святыхъ». Изображения отвечают артосным: «Троица», «Панагия» с обычными надписями. Более вероятно отношение к артосному роду серебряного блюда в Вяжницком монастыре, которое, по словам описателя, «одно уцелело от панагии и имеет изображение Панагии». Наконец, следует отличить артосные панагии, как некоторую принадлежность литургического служения, хотя бы в его дополнительных обрядовых формах, от так наз. евлогий 126 или блюд для благословенного хлеба, который (т. е. хлеб) получил уже с века название eulogia или bendictiones, как хлеб, раздаваемый в кусках после литургии из корзин, чаш или с особых блюд: все же сосуды в греческой церкви удержали доселе название евлогий, а в западной в IX веке назывались offertoria. И тут, и там сосуды эти делились из серебра, даже золота, украшались драгоценными камнями и представляли обыкновенно глубокое блюдо или чашу на поддоне или без него 127 . Но из характерных памятников этого рода можно указать пока лишь на один византийский в ризнице св. Марка 128 , большое блюдо в Сванетии, древнее Трире и оригинальные блюда или, скорее, вазы в афонских обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В конхе апсиды сохранились фрагменты фресок посл. четв. XIV в. В 1706 г. были расписаны наос (основной храм) и сев. неф. Ниже уровня совр. здания найдены части 2 древнейших построек, одна из к-рых - раннехрист. 3-нефная базилика с нартексом. В Византийском музее В., открывшемся в 2001 г., хранятся фрагменты мозаичных полов и визант. фресок, монеты, керамика, уникальная коллекция визант. икон XI-XVI вв., прежде находившихся в храмах В. Древнейшая икона - образ Божией Матери с Младенцем на троне с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом из храма свт. Николая «тис Гурнас», по мнению Ф. Папазотоса, датируется XI в. К комниновскому периоду относится икона вмч. Георгия (1-й пол. XII в.) из иконостаса ц. св. Стефана. Ок. 1300 г. живописцем фессалоникийской школы был выполнен образ свт. Николая. Икона Божией Матери Одигитрии из ц. Воскресения Христа приписывается Каллиергису (1315). Иконы Божией Матери Гликофилусы (Пелагонитиссы) и «Предста Царица» датируются XIV в., образы Христа Пантократора и Божией Матери Елеусы - ок. 1400 г. Основой мн. церквей В. являются сооружения XIV-XV вв. (с фрагментами фресок визант. периода), значительно перестроенные в последующие столетия: церкви Христа Антифонита, св. Георгия, Панагии Дексии, св. Прокопия, Благовещения Пресв. Богородицы (Панагии Евангелистрии), св. Георгия Малого, Панагии Перивлепты, Панагии Горгоепикоос, Панагии Палеофоритиссы, или Пантанассы, святых Феодоров, Панагии Хавиары, св. Параскевы (в приходе Макариотиссы), св. Саввы и св. Андрея (в приходе Кириотиссы) и др. В В. сосредоточено значительное число поствизант. памятников: церкви св. Патапия, св. Анны (в приходе прор. Илии), Христа Пантократора, св. Димитрия, св. Стефана, св. Андрея (в приходе св. Георгия), Панагии Фанеромени, Преображения Господня, Новая Митрополия во имя апостолов Петра и Павла, базилика прп. Антония Нового, 2 церкви во имя святых Космы и Дамиана (Большие и Малые Бессребреники), 4 церкви во имя свт. Николая (Агиос-Николаос тис Гурнас, Агиос-Николаос ту монаху Анфиму, Агиос-Николаос Псарас и одноименный храм в приходе Макариотиссы) и др.

http://pravenc.ru/text/158188.html

В средневизант. и поздневизант. периоды образы К. и И. встречаются во мн. храмовых ансамблях, их местоположение определяется программными особенностями памятника. В ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (ок. 1028) их изображения помещены в алтарной части, под святительским чином, вместе со святыми целителями Ермолаем и Фалалеем, у всех врачей в руках - медицинские атрибуты. В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где теме врачей-бессребреников отведено значительное место в программе декора, К. и И. представлены на крестовом своде нартекса, рядом с Космой и Дамианом, в руках у них кресты. В ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония; 1164) образы целителей занимают боковые стены диаконника. В ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция; 2-я пол. XII в.) - уступы апсиды. В ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани (Греция; кон. XII в.) они помещены на склонах арки юго-зап. придела; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр; 1332-1333) - на своде юж. портала. В 3 памятниках XII в. на Сицилии: в юж. люнете ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо (ок. 1146-1151; вместе со сщмч. Ермолаем Никомидийским); в Палатинской капелле в Палермо (50-е - 60-е гг. XII в.) - в вост. части юж. трансепта; в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале (1180-1190) - по сторонам перед входом в капеллу св. Петра (справа от центральной апсиды), К. и И. представлены в хламидах с прорезным воротом и туниках, поверх которых спускаются епитрахили, с медицинскими ложечками (стило) и ковчежцами. С атрибутами целителей К. и И. изображены в греческих церквах: на зап. стене наоса ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.); на зап. стене наоса ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (кон. XII в.); на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). В иконографии К. и И. подчеркивалось врачевание святыми как телесных, так и духовных недугов: К. может изображаться со свитком, в таком случае И. обычно держит крест, как напр. в Тимотесубани (Грузия; нач. XIII в.), где они представлены на гранях сев.-зап. столба. Их изображения также присутствуют в ц. Созонта в Гераки (XIII в.); в диаконнике ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); во фресках наоса кафоликона мон-ря Влатадон в Фессалонике (между 1360 и 1383). В нек-рых росписях сохранился только образ И., как в ц. Евангелистрии в Гераки (ок. 1200), в ц. Панагии Киры на о-ве Китира (кон. XIII в.) или в нартексе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; ок. 1386), где он назван чудотворцем. Сцены мучения К. и И. представлены в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317-1318); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (ок. 1340); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия; сер. XIV в.); в соборе Св. Троицы мон-ря Козия - сцена перенесения мощей. Нередко в сцене мучения святых изображались пострадавшие вместе с ними мц. Афанасия и ее дочери мученицы Феодотия, Феоктиста и Евдоксия.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Согласно его иконографии, сложившейся к концу иконоборческого периода, он обычно изображается с темными волосами с проседью и заостренной бородой средней длины. Одно из ранних единоличных изображений Д. А. было представлено на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; известно по рис. Г. Фоссати). Изображение Д. А. сохранилось в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в сев. апсиде каппадокийской ц. Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148); в Палатинской капелле в Палермо, Сицилия (50-60-е гг. XII в.); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (ок. 1200); в ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384-1385). Икон с единоличным образом Д. А. немного, наиболее значимая из них по художественным качествам - икона XVI в. из мон-ря Пантократор на Афоне (ГЭ). На Руси образ Д. А. включен в декорацию жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); алтаря собора Спасо-Евфросиниева мон-ря в Полоцке (3-я четв. XII в.; в руках держит свою голову); ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Д. А. изображается в композиции «Успение Пресв. Богородицы» среди святителей - очевидцев события Иакова Иерусалимского, Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского. Вероятно, к ранним примерам изображения можно отнести миниатюру в Минологии из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 54. Fol. 134v, кон. X-XI в.). Святители, среди к-рых, очевидно, представлен и Д. А., изображены в сцене «Успение Пресв. Богородицы» в росписи ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.), в ц. Асину и др.; на иконах из Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ), из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479, ГММК), из Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (Дионисий (?), ок. 1500, ВГИАХМЗ), из Успенского собора Иосифова Волоколамского монастыря (1591-1599, ЦмиАР) и на мн. др. Образ Д. А. устойчиво включается как в краткую редакцию «Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Панагия золота, на яшме белой образ Пресвятой Богородицы, во главе камень яхонт лазорев, гранен, да в панагии 2 лалы да изумруда да 2 яхонта лазоревых, 2 коры лаловых да в закрепке и во главе 3 зерна гурмыцких, около панагии обнизано жемчугом скатным мелким, назади на притворе святой Борис да Марии Магдалины, а в ней мощи, сорочка бархат червчат, крест и слова низаны жемчугом. Панагия изломана, раковинная, обложена серебром, наверху оклада Распятие Господне, во главе Спасов образ, на другой стороне Живоначальная Троица, а в старых описных книгах написано: разбил ту панагию крестовый поп Василий Тимофеев. (л. 90) Панагия, на ней вырезано на камне образ Богоявления Господня, обложена серебром золоченым, назади подпись греческая, у нее цепочка серебряна, позолочена. Панагия золота, на ней и во главе и на исподи резаны травы, с чернью, наверху вырезано образ Воплощения Пресвятой Богородицы, стоящей, а на другой стороне Михайло Малеин, назади во главе херувим да назади ж в четырех кругах подпись: . Во главе и в панагии вверху 4 изумруда да 3 яхонта лазоревых, во главе и около панагии 58 зерен гурмыцких больших и малых, сорочка бархат червчат, оботкана золотом, на сорочке копие и трость и Адама глава, и подпись – низана жемчугом средним и малым. Панагия серебряна, створная, обложена серебром, на сканное дело, образ мусиею утворен, а которого святого, того неведомо, потому древо ветхо и изломано. Панагия серебряна, золочена, на блюдечке, а в ней 6 камешков винис да бирюска, да 2 жемчушка, назади подписано: . (л. 91) Панагия серебряна, золочена, невелика, на ней образ Воплощения Пречистой Богородицы, а по другую сторону Димитрий, мусиею утворен, около панагии подпись русская греческою речью, а в ней неведомо что закреплено. Панагия кругла, серебряна, невелика, золочена, на ней образ Спасов, вырезан на камне, во главе камень червчат виниса, около образа камешков белых да лазоревый. Панагия золота, на ней образ Воплощения Пресвятой Богородицы, около Богородицыной главы 2 яхонта лазоревых да 3 винисы червчатых, да 6 зерен жемчужных, на спнях, у Воплощения Спасова 5 зерен жемчужных скатных, около Богородицы обнизано жемчугом кафимским скатным, да в панагии ж 8 яхонтов лазоревых, да 8 винис червчатых, назади 5 кругов, в одном подписано – миро Богородицыно, а в четырех кругах святых мощи, у нее ярлык, а в ярлыке написано: 152 го апреля в 17 день сей образ поднесла великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея руси самодержцу княгиня Овдотья Черкаская.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

(л. 92) Панагия, камень аспид, на нем вырезан образ святого мученика Феодора Стратилата, обложен золотом сканным, в оглаве у панагии яхонтик червчат да в закрепке 2 зерна жемчужных, в окладе 4 яхонтика лазоревых да 4 лаликов в гнездах, а назади подпись: . А поднес ту панагию блаженной памяти великой государыне иноке Марфе Ивановне стольник князь Алексей Иванович Воротынский. Панагия серебряна, золочена, кругла, а в ней камень неопалимой купины; на панагии образ Воплощения Пресвятой Богородицы, на другой стороне Моисей пророк, навожены чернью, в оглаве образ Спаса Нерукотворенного навожен чернью ж. Панагия золота, а в ней семь отрок спящих, чеканные, вверху Спасов образ, по краям подпись именам их, назади Михаило архангел да святой Сисиний, во главе образ Спаса Нерукотворенного резной, на другой стороне херувим. (л. 93) Панагия золота невелика, на ней образ Живоначальной Троицы, с финифты, в закрепке две жемчужины гурмыцких, а в ней мощи святых. Да по описным же старым книгам описи Ивана Матюшкина 160-го году панагии золотые и серебряные. Панагия золота, на ней образ Рождества Христова, навожена чернью, около образа рез с чернью ж да 4 яхонта лазоревых, назади Феодор Тирон, навожен чернью, во главе яхонт лазорев да 4 зерна жемчужных гурмыцких невелики, на спнях, около панагии обнизано жемчугом мелким скатным, цепь золотая. Панагия, – вырезано на камне Вознесение Господне, обложена золотом, в окладе 4 лалы да 4 изумруда, назади травы, у панагии цепь серебряная. Панагия золота, на зеленой яшме образ Пречистой Богородицы, во главе лал да 4 зерна жемчужных гурмыцких невелики, на спнях, в панагии искры яхонтовые червчаты да 4 бирюзы, около обнизано жемчугом скатным мелким, гойтан шелков, сорочка атлас золотой, на ней крест низан жемчугом. (л. 94) Панагия золота, сканная, в середине на камне красном образ Распятия Господа, посторон 2 лалы да яхонт лазорев, да бирюза, да 5 жемчугов гурмыцких, да под главою бирюска, да 3 места порожних, около обнизано жемчугом, гойтан шелковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

О самой трапезе замечено: «вкушаем представленная нам полегку, да не отяготимся на бдение». Благодарение после трапезы воссылается Пресв. Троице малым славословием (как и на дневной трапезе), а затем Пресв. Богородице тропарями «Бысть чрево Твое святая трапеза» (вместо «Достойно есть» дневной трапезы) и «Честнейшую». Затем (вместо Пс. 121: Возвеселихся о рекших мне, положенного на дневной трапезе) читается отрывок из Пс. 91, 6 и 4, 7–9: «Возвеселил ны еси Господи…», заключающий прославление Бога за насыщение и молитвенную надежду на мирный сон. Все остальные молитвословия чина о панагии, даже и прямо не относящиеся к панагии, опускаются в этом кратком чине трапезы (например, Трисвятое с Отче наш, молитва «Благодарим Тя Христе Боже наш», тропари «Боже отец наших» и «Молитвами Господи всех святых», а тотчас после «Возвеселил ны еси Господи» испрашивается благословение священника на отпуск обычным образом: Слава и ныне, Господи помилуй 3, Благослови. Отпуст также разнится от чина панагии: (вместо: «Благословен Бог милуяй и питаяй») — «С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием всегда, и ныне и присно и во веки веков, аминь» (более подходит к ночному времени; ср. на великом повечерии «С нами Бог»). Таким образом, почти все молитвословия вечерней трапезы отличны от дневной трапезы, но самый строй, чинопоследование той и другой тот же, исключая обряд возвышения панагии. История В древнейших уставах чин вечерней трапезы почти ничем не отличался от дневной трапезы; на нем также происходило возвышение блюда с укрухами (соответствует панагии). Так в Студ. уставе патр. Афанасия XIIb. [ 140 ] и в Типиконе Пантократорского монастыря 1136 г. [ 141 ] Главное отличие вечерней трапезы от дневной по этим уставам было то, что на первой при возвышении укрухов возглашалось «Велико имя Св. Троицы», а на второй «Пресв. Богородице помогай нам». Но уже грузинский Шиомгвимский устав иерусалимского типа в рукописи XIII b. имеет чин вечерней трапезы без возвышения панагии. «После вечерни звонят бубенчиками (кандия?), братия собираются тихо в трапезную и начинают «Ядят убозии и насытятся». Вставши говорят: «Явися нам свет лица Твоего» и после «Благослови» уходят в кельи до повечерия» [ 142 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Панагии как в Греции 411 , так и у нас в России были двух родов: артосные (столовые) или панагиары и наперсные (вратные) или святительские. К числу последних относятся также панагии привесные к иконам. Первые, т. е. артосные панагии устроялись большей частью из серебра, а вторые из металлов, камней и различного дерева. Средину между сими панагиями занимают панагии походные или путные. 1) Артосныя панагии, обыкновенно, имеют вид раковинообразных складных ковчегов, а иногда вид небольшой чаши с рукоятью на поддоне. Артосными называются они потому, что на них полагается хлеб или просфора, возносимая в честь пресвятой Богородицы. Таковых древних панагий в новгородских церквах осталось четыре. Первая панагия в ризнице новг. Софийского собора серебряная вызолоченная. Она состоит из крышки и поддона, утверждённых на медном столбике; на крышке в круге литое изображение вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, поддерживаемого четырьмя летящими ангелами, а внизу изображена Божия Матерь с предстоящими; надпись около круга чеканная: «въ лто 6-тысячное 9-сотное 44 – (1436) Индикта 14 мсяца сентября 14 день, на Вздвиженье честнаго креста створена си повелньемъ преосвященнаго Великого Новагорода владыци в другой строке: «при великомъ княз Василь Васильвиче всея Рус, при княз Юрь Лугвенъевичъ 412 , при посадник Великого Новаграда Борис Юрьевичъ 413 , при тясяцкомъ Дмитре Васильевичь, а мастеръ Иванъ Арипъ» 414 . Края крышки обложены сканью золоченой; внутри под крышкой начертаны Святая Троица и Знамение Божией Матери. Над Троицей слова: Святая Троица, а вокруг изображения вычеканено: « Благословен еси Христе Боже наш иже премудрыя ловца явивъ ниспославъ имъ Духъ Святый и тем вселенную уловивы человеколюбче слава Тебе». При изображении Знамения: Мр. . Ic. Хс. О ωн., у Спасителя правая рука благословящая именословная, а в левой свиток. Вокруг изображения надпись начинается: « Честнйшу», – после слов: «воистину Сераимъ» – следует: «безо Бога Слова рожъшую сущую Богородицу тя величаемъ». На поддоне литые львы, держащие во рту один у другого хвост, а на них Ангелы, поддерживающие руками верх сосуда. Сей сосуд в прежние времена, по древнему обыкновению, употреблялся для ношения в праздничные дни Богородичной просфоры из собора в дом святительский, где после стола совершаем был чин панагии 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Откуда тогда появилась практика его хранения? Пресвитер. Артосу стали придавать особое значение во времена, когда причащались один раз в году, а соборовались один раз в жизни и то, только перед смертью 494 . В те времена артос стали считать чуть ли не заменой причастия и уникальным медицинским средством. Но в случае болезни не артос употреблять надо, а причащаться во исцеление души и собороваться во исцеление тела. Приписывать же артосу значение, какого он не имеет, запрещено церковной властью 495 . Прихожанка. А может это влияние Западной Церкви? Пресвитер. Запад вообще не знает этого обычая. Употребление артоса прочно утвердилось в Восточной Церкви, как и чин о панагии. Прихожанка. Какой, какой чин? Пресвитер. Если говорить точнее, то это чин о возвышении панагии. «Панагия» (παναγα) в переводе означает «Всесвятая» или «Пресвятая». Кого так называют, знаете? Прихожанка. Богородицу! Пресвитер. А в чине о панагии это название прилагается к просфоре, из которой на Литургии изъята была частица в честь Пресвятой Богородицы. Надо сказать, что из всех просфор Литургии панагия является наиболее священной после той, из которой изымается святой Агнец… Прихожанка. …И которую называют антидором! Пресвитер. Совершенно верно. Антидор от панагии отличается тем, что после Литургии антидор раздают в храме и вкушают сразу до принятия пищи, а Богородичную просфору по окончании Литургии торжественно переносят из храма в трапезу, где после трапезы раздробляют и съедают… Прихожанка. Подождите, подождите, вы сказали, что ее употребляют в пищу сразу же после трапезы!? Пресвитер. Да. Прихожанка. Но ведь просфоры едят натощак! Пресвитер. Очевидно, это не обязательное условие. Прихожанка. А для чего совершается чин о панагии? Пресвитер. Ближайшая цель чина – соединить трапезу с только что окончившейся Литургией так, чтобы обычный прием пищи превратился в настоящее богослужение. Для этого чин о панагии сопровождается рядом песнопений. Начинается он пением 144 псалма, который торжественно исполнятся дорогою из храма в трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Богородичный хлеб или частица заменила собою артос во всех тех случаях, когда причастный хлеб не может быть дань, или не может быть совершена литургия. Таким образом, Иоанну Грозному, вступившему в четвертый брак, разрешено было по праздникам вкушать богородичный хлеб, но причащаться святых таин Христовых, по епитимии, разрешалось только на св. Пасху. Затем, при перенесении частиц артоса или священного богородичного хлеба, уже в древности стали употреблять особые конические коробочки на Западе (turres custodes), а на Востоке створчатые ампулы, а так как богородичный хлеб носили, по-видимому, наиболее к больным или брали с собою в дорогу, то уже очень рано «Панагиею» стали называть двустворчатый энкольпий или носимый на груди складень, наподобие раковины. Впоследствии Панагии, как священные иконы, стали достоянием епископского сана, и обилие памятников этого рода панагий сделало то, что в настоящее время весьма трудно было бы выделить Панагии артосные из сотен панагий нагрудных, наполняющих все собрания древнего русского искусства. Главным признаком артосной Панагии является поддон или днище, непременно металлическое, припаянное к наружной стороне блюдца, изнутри украшенного резьбою. Между тем попадаются такие блюдца с изображением Св. Троицы, причем самые блюдца бывают медные и уже поэтому не могут быть относимы к архиерейским. Возможно, далее, что одни панагии переделывались на другие, и сюжеты смешивались. Любопытная артосная Панагия находится в музее с. Поречья, имения графов Уваровых, среди богатейшего собрания тельников и панагий. Панагия из меди, рисунок выполнен насечкою, беловатою медью с примесью олова, относится к древнейшим вещам этого рода, т. е. еще к XVI веку. Вокруг образа Богородицы с Эммануилом (Младенцем в кругу) читается надпись: «бысть чрево твое святая трапеза имущи» и пр. Но совершенно подобная по сюжетам и надписям Панагия того же собрания, сделанная из слоновой кости, имеющая в поперечнике 2 сант., обложенная серебром со сканью и снабженная патою внизу, усаженная бирюзами и камнями, может относиться к обоим видам панагий, если не переделана из одного в другой. На панагии вырезано: «Сошествие св. Духа» с «Иерусалимом небесным», «Гроб Господень» с «Петром и Павлом», подающими вверху друг другу руки, а внизу держащими по ключу, «Троица» и вокруг 12 апостолов в кружках. Надпись по-гречески: «γονεν ν κοιληα (sic) σου αγια τρπεζα εχουσα τον ουρανιον αρτον» и пр. Наконец, изображение Богоматери с Младенцем, прикрываемое Херувимами и Серафимами, а вокруг пророки в надпись: Την τημοτεραν των χερουβιμ и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010