Из всего вышеприведенного следует, что артосные Панагии должны были всегда сопровождаться изображениями Божией Матери, притом в типе молебщицы, заступницы, по-западному – оранты, образа церкви земной, глава которой есть Христос. Здесь не место входить в расследование, каким путем образовалось соответственное этому понятию изображение Божией Матери, носящей в лоне своем на груди образ Предвечного Младенца, но очень важно, что именно этому изображению придано было наименование «Панагии» или «Великой Панагии» 122 , и что это важное данное устанавливается именно артосными Панагиями, как то доказывается Панагиею Ксиропотама. Соответствие текстов, избираемых для надписей, с изображениями на приведенных памятниках, показывает, что все содержание, заключающееся и в церковном обряде и в художественном его воспроизведении, сложилось на специальную тему. Подробный трактат о монастырских обрядах, связанных с «возношением Панагии», принадлежит блаж. Симеону, архиеп. Солунскому († 1429), составившему свои «разговоры о священнодействиях и таинствах церковных», имевшие столь большое распространение, что уже в конце XVII столетия появились русские переводы. Здесь (гл. 322 и 324) обряд представляется делом истинно благочестивым, нужным и «всем необходимым», но как бы вновь введенным в церковную обрядность, на основании уставов и древних преданий, причем, в разговоре с архиереем, клирик даже заявляет, что его клир исполняет обряд и в соборных церквях. Сколько бы ни было в этой фразе условной риторики, все же нельзя было бы ее употребить в применении к обряду, издревле установившемуся. Передадим в сокращении сущность обряда и толкования его по Симеону, чтобы видеть ясно, что изображения нашей чаши из Ксиропотама точно отвечают им. «Хлеб, возносимый с призыванием Всесвятыя, говорит Симеон, постановлено возносить по преимуществу в конце трапезы братской, во освящение братий, принимающих ее, как бы запечатление пищи, а особенно во славу Богоматери, которая родила нам Хлеб небесный, живый и пребывающий и всегда питающий наши души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Панагия серебряная, с мощами, оклад басемный, в середине образ Спасов, с зеленым финифтом, около обнизано жемчугом, главы нет, на другой стороне архангел на золоченой цке. Панагия невелика, кругла, в серебре, золочена, с мощами, в ней за стеклом образ Пречистой Богородицы Знамение во главе камень лалик да в закрепке 2 жемчужины. Панагия невелика, в серебре, золочена, на ней образ Пречистой Богородицы Воплощение да крест, по ярлыку в ней ливна и смирна. Панагия серебряная, сканная, в ней было резано на древе Благовещение Пресвятой Богородицы, испорчено, назади подпись: Древо животворящее да риза Богородицына и мощи святых. (л. 88) Панагия серебряна, кругла, невелика, с цепочкою, у цепочки колечко, на ней Положение во гроб, на другой стороне Преображение Господне, около подписано: . Панагия серебряна, бела, на ней Распятие Господне, во главе Спасов образ, навожено чернью, назади подпись: Святого мученика Кирила и иных святых. Панагия резана на кости, оклад и глава серебряна, золочена, во главе и на поле две винисы да 2 жемчуга да бирюза, назади подписано: Полтина, на панагии 9 праздников. Панагия серебряна, золочена, на ней крест резной, во главе Спасов образ. По переписным же книгам Ивана Матюшкина панагии комнатные. Панагия – камень перелевт, на нем вырезан образ Иоанна Предтечи, обложена золотом, – сканное дело, с разными финифты, во главе камень яхонт лазорев, продолговат, гранен, да в окладе 4 алмаза да яхонт червчат, да 3 каменя лалы, да во главе ж 4 яхонта червчатых, да в окладе и во главе 11 зерен гурмыцких, да место порожне, – гурмыцкого зерна нет, около запаны обнизана жемчугом гурмыцким мелким, счетом жемчугу 68 зерен, жемчуг не весь осыпан, назади у панагии на затворе Тит апостол навожен чернью, а в ней мощи многие. 195-го февраля в 23 день сию панагию боярин Борис Гаврилович Юшков к Великому Государю в хоромы быт. (л. 89) Панагия золота, с чернью, в середине архангел Михаил вырезан на изумруде, во главе камень яхонт лазорев, гранен, в панагии около изумруда 4 яхонта червчатых да 4 яхонта лазоревых, во главе и в закрепках 3 зерна жемчужных гурмыцких, около панагии обнизано жемчугом мелким скатным, а в ней мощи, сорочка – бархат червчат, крест и слова низано жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В Антониевом монастыре более древние панагии: одна из чёрного дерева в сребропозлащенной сканной оправе, с резным рельефным изображением Спаса нерукотворного в средине, а по сторонам ликов святых. Другая панагия полуовальная из дикого, серого цвета, камня в серебряной сканной оправе. Посредине – изображение благословляющего Спасителя; вокруг, по надписи, лики святых спящих, или точнее восстающих от сна семи ефесских отроков, отделённые один от другого гранями. Все изображения выпуклые с сияниями вокруг голов, а надписи врезные 423 . В Знаменском соборе четыре панагии сребропозлащенныя сканной работы с разными камешками; четыре также панагии в сребропозлащенных окладах, из коих на одной надписано над резным изображением: Iacobus, а на другой – Пятница. В Клопском монастыре замечательны панагии: одна резная по кости, круглая и складная, обложена сканным серебром; с одной стороны на ней вырезаны – совне образ Спаса, а внутри образ св. Троицы; с другой стороны – совне св. Николай с благословящей рукой, а внутри Знамение пресвятой Богородицы; вокруг Троицы вырезано: «Благословенъ еси Христе Боже».., а вокруг Знамения: «Достойно есть»... Другая панагия имеет вид маленькой ладонки, складная, медная, позолоченная, со св. мощами. На одной стороне вычеканены Божия Матерь со Спасителем на облаках, по правую сторону Доминик, коему Спаситель подаёт венец, и по левую – Божия Матерь подаёт венец св. Екатерине. По краям над Домиником надпись чеканная: S. Domin., над Екатериной: S. Cathr. Внизу под основанием изображения: Roma. На другой стороне также Божия Матерь на троне с предвечным Младенцем у неё в лоне. По правую сторону Доминик с надписью над ним: S. Р. Domin., по левую сторону какое-то лицо, вокруг коего надпись: inasorian. Под основанием изображения: Roma. Панагия сия, очевидно, католическая, и сделана, как видно, в Риме 424 . В Никитинской церкви из числа 17 панагий более древними должно признавать две 425 : одна панагия резная из мягкого камня пепельного цвета, круглая, обложенная с боков серебром; на одной стороне резное изображение Божией Матери, подобное Знамению, но без Спасителя, с надписью: Мρ. ., а на другой стороне резное изображение св. Николая чудотворца. Правая рука у святителя изображена благословящей, а левая держит евангелие. По сторонам вырезана надпись древним уставом: «ω αгиωс Никола Заступенико». Другая панагия, вырезанная из подобного по мягкости и цвету камня, пятиугольная, обложенная с боков серебром. На одной стороне вырезан Захария, на другой Иоанн Предтеча, с древними вокруг них надписями: «Зaxapiй, Ивано». У св. Захарии правая рука приложена к груди, а левая держит, кажется, свиток; у св. Иоанна правая рука благословлящая, а левая держит тоже свиток. Обе панагии, судя по изображениям и надписям, работы не великорусской. 7. Кадила и ладоницы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

– Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежавшие патриарху Никону ; они отличаются особенным богатством и величиной. 8. Панагии. Панагии, которые были употребляемы Святейшими патриархам и митрополитами, замечательны как по богатству украшений, так и по святыне. – Панагия митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части мощей и, между прочим, часть Животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали Страсти Господни». – Панагия того же митрополита Дионисия, из оникса, на которой вырезано изображение Иоанна Лествичника . Между частицами святых мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были Царем Иоанном Васильевичем Грозным в память о сыне его, царевиче Иоанне Иоанновиче. – Панагия патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один яхонт необыкновенной величины и помещен в средине панагии; на нем вырезано изображение Благовещения Божьей Матери. Эта панагия первоначально принадлежала Константинопольскому Патриарху Кириллу Лукарису; впоследствии она привезена была в Москву Царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна как по своей ценности, так и еще более, по принадлежности знаменитым Иерархам. – Панагия 1-го патриарха Иова. В средине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе. – Панагия патриарха Гермогена – серебряная, складная; по середине этой панагии камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской Божьей Матеры. Она принадлежала патриарху Гермогену еще в то время, когда он был Казанским митрополитом. – Панагия св. Петра митрополита Московского, золотая, в середине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила. – Панагия патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «в сем ковчеге жребий патриарха Иосифа, которым он был выбран на патриаршество. В древние времена в России существовал такой порядок избирания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царскою печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе, пред Владимирской иконой Божьей Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из сих жребиев, и представлял Царю для распечатывания. Чье имя было на жребии, тот и назначался на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был патриарх Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежащие патриарху Никону ; они отличаются особенным богатством и величиною. Панагии. 44 . Панагии, которые были употребляемы Святейшими патриархами и митрополитами, замечательны, как по богатству украшений, так и по святыне. Панагия митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части святых мощей и, между прочим, часть Животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали Страсти Господни». Панагия того же митрополита Дионисия, из оникса, на котором вырезано изображение Иоанна Лествичника . Между частицами святых мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были царём Иоанном Васильевичем Грозным, в память по сыне его, царевиче Иоанне Иоанновиче. Панагия патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один яхонт необыкновенной величины и помещён в средине панагии; на нём вырезано изображение Благовещения Божией Матери. Эта панагия первоначально принадлежала константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису, впоследствии, она привезена в Москву царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна, как по своей ценности, так и ещё белее, по принадлежности знаменитым иерархам. Панагия первого патриарха Иова. В средине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный Крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе. Панагия Патриарха Гермогена, серебряная, складная; посередине этой панагии – камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской иконы Божией Матери. Она принадлежала патриарху Гермогену ещё в то время, когда он был Казанским митрополитом. Панагия святого Петра, митрополита Московского , золотая; в средине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила. Панагия патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «В сем ковчеге жребий патриарха Иосифа», которым он был избран на патриаршество. В древнее время в России, существовал такой порядок избирания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царской печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе пред Владимирской иконой Божией Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из жребиев и представлял царю для распечатания. Чьё имя было на жребии, тот и назначался, на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был в патриархи Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежащие патриарху Никону ; они отличаются особенным богатством и величиною. Панагии 16 . Панагии, которые были употребляемы Святейшими Патриархами и Митрополитами, замечательны как по богатству украшений, так и по святыне. Панагия Митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части мощей и, между прочим, часть животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали страсти Господни». Панагия того же Митрополита Дионисия, из оникса, на котором вырезано изображение Иоанна Лествичника . Между частицами свв. мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были Царём Иоанном Васильевичем Грозным в память по сыну его, Царевичу Иоанну Иоанновичу. Панагия Патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один – яхонт необыкновенной величины и помещён в середине панигии; на нём вырезано изображение Благовещения Божией Матери. Эта панагия первоначально принадлежала Константинопольскому Патриарху Кириллу Лукарису; впоследствии она привезена была в Москву Царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна, как по своей ценности, так и, ещё более, по принадлежности знаменитым иерархам. Панагия 1-го Патриарха Иова. В середине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе. Панагия Патриарха Гермогена – серебряная, складная; посередине этой панагии камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской Божией Матери. Она принадлежала Патриарху Гермогену ещё в то время, когда он был Казанским Митрополитом. Панагия св. Петра Митрополита Московского, золотая, в середине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила. Панагия Патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «В сем ковчеге жребий Патриарха Иосифа», которым он был избран на патриаршество. В древнее время в России существовал такой порядок избрания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царскою печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе, пред иконою Владимирской Божией Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из этих жребиев, и представлял Царю для распечатания. Чьё имя было на жребии, тот и назначался на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был и Патриарх Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В монументальной живописи композиция «Причащение апостолов» появилась в росписи в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе 33) в Гёреме, Каппадокия, XI в.; сцена имеется в росписи ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028 г.; в алтарной росписи ц. Св. Софии в Охриде она занимает важнейшее место в центральной апсиде. В базилике свт. Николая в Мирах Ликийских (сер. XI в.) композиция размещена не в апсиде, а в боковом купольном своде. В дальнейшем традиционным стало расположение этой композиции под конхой в центральной апсиде. В средневизант. период во главе правой группы причащающихся апостолов часто представляют ап. Павла (фреска ц. Св. Софии в Охриде; мозаики собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в., и собора Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве, 1113; миниатюра Евангелия - Paris. gr. 74. Fol. 156v, XI в.). Среди апостолов в Е. может быть изображен Иуда: отвернувшийся, идущий или убегающий, вынимающий изо рта Св. Дары (напр., в росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари, Кипр, 1105/6). На фресках новгородских церквей - Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле, 80-е гг. XIV в., и вмч. Феодора Стратилата на Ручью, 80-е гг. XIV в., Иуда выделен темным нимбом. В ц. Пресв. Богородицы «тис Подиту» на Кипре, 1502 г., Иуда изображен последним слева; на него, уходящего, оглядываются апостолы. Иуду изображали также с бесом в устах. В росписях афонских мон-рей этот мотив был широко распространен: в параклисе ц. св. Георгия в мон-ре Ксенофонт на плече отвернувшегося Иуды сидит демон. Эта же сцена встречается в параклисах церквей, напр., ц. Портаитиссы мон-ря Ватопед, в соборах мон-рей Дохиар, Каракалл, Иверском - все XVI в. Этот обычай нашел отражение в афонской книге наставлений иконописцам, Ерминии , к-рая предписывает изображать Христа за престолом с разведенными руками, держащим в правой руке - св. Хлеб, в левой - св. Чашу. С правой стороны первым причащающимся из 6 апостолов стоит ап. Петр. За ними изображен Иуда, обращенный лицом назад, в его уста входит бес. Необычный тип композиции «Причащение апостолов» представлен в ц. Перивлепты в Мистре (60-е гг. XIV в.): Христос изображен здесь дважды, оба раза - посреди апостолов (по 3 с каждой стороны).

http://pravenc.ru/text/351651.html

В иконописи известны изображения З. с избранными святыми: на ранней синайской иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Зосима Палестинский» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены фронтально в рост, руки З. сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне; на 2-сторонней (?) иконе «Вмц. Екатерина, святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины); на иконе «Вмц. Екатерина, с праздниками» (сер. XVI в., ГТГ) преподобные З. и Мария показаны в составе клейм с двунадесятыми праздниками (Рождество Богородицы, Рождество Христово, Успение Богородицы), обрамляющих средник слева и справа; на иконе «Чудо вмч. Георгия о змие» из ц. Покрова Пресв. Богородицы пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (XVI в., ГТГ) З. включен в композицию вместе со святыми Флором и Лавром. Сцена причащения З. прп. Марии, где З. представлен с чашей в левой покровенной руке и со лжицей в правой, приобрела характер самостоятельной композиции (вне Жития святой). Наиболее ранний пример изображения известен в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (X в.). Эта сцена была популярна в росписи храмов в Каппадокии: в капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) - причащение З. прп. Марии помещено в жертвеннике между композициями «Ангел в поединке с бесом» и «Гостеприимство Авраама» (прообраз Евхаристии), что может быть истолковано как возможность приобщения Св. Таин через покаяние (пустыннический подвиг прп. Марии) ( Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 765); в ц. «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, Каппадокия (между 963 и 969); в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме, Каппадокия (XI в.); в ц. св. Евстафия в Гёреме (капелла 11) (кон. XII - нач. XIII в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Эта композиция включалась в роспись храмов (особенно монастырских) с XII в. до поствизант. времени, напр.: на алтарных пилонах в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха З., на к-ром висит плетеный кошель с крышкой, очевидно предназначенный для переноса Св. Даров; на стене наоса в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); в ц. св. Стефана в Кастории, Греция (XII в.),- на сев. стене (рядом с лестницей на хоры); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове, Псковская обл. (1465); в кафоликоне вмч. Георгия Победоносца мон-ря св. Павла на Афоне (1555); в кафоликоне св. Архангелов мон-ря Дохиар на Афоне (1568). Др. сцены из Жития прп. Марии взамен указанной встречаются в росписи редко. Так, прп. Мария, подходящая под благословение З., показана на фреске ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в сев.-зап. камере под хорами на сев. склоне и сев. стене.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке - маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению нек-рых исследователей (Д. Войводич), сосуд в руках присущ образу А. У., почитавшейся как целительница. Иногда св. Анастасия представлена в богатых одеяниях рим. патриции: в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.; с венцом на голове: в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г. Изображения св. Анастасии присутствуют в росписях каппадокийских церквей: Трех крестов 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.; св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.; св. Апостолов в Синасосе, 1-я четв. X в.; в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я пол. X в.; Мазыкёй, ок. Ургюпа, сер. X в.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.; Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.; а также в мозаиках нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; на фреске собора Св. Софии в Киеве , после 1037 г.; в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в., в ц. Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.; на фреске в сев. апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г. С сосудом в руке А. У. представлена в церквах: Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310-1113 гг.; Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330-1337 гг.; Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я пол. XIV в.; вмч. Георгия в Речани, 1360-1370 гг.; Богоматери в Нова-Павлица, 1381-1388 гг.; на фреске парекклисиона ц. святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.; на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ). Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерус. искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ). Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV-XVII вв., особенно на новгородских и сев.

http://pravenc.ru/text/114938.html

В дьяконнике роспись посвящена св. Иоанну Предтече, сохранились композиции «Поднесение главы Предтечи Иродиаде» и «Второе обретение главы Предтечи» и фрагменты «Пира Ирода» и «Первого обретения главы Предтечи». В арке дьяконника расположено неск. фигур неизвестных святых. В жертвеннике, тема росписи к-рого посвящена Богородице, представлено «Введение во храм» и фрагменты композиции «Рождество Богородицы». Роспись сев. и юж. стен наоса, располагавшаяся в 5 регистров, сохранилась фрагментарно в виде 2 узких полос. 2 верхних яруса занимали сцены из земной жизни Иисуса Христа (фрагмент «Пира в Кане Галилейской» на сев. стене), 3-й ряд - медальоны с изображением святых, под ним - чин святителей. Нижнюю зону занимали 2 большие композиции - «Успение Богородицы» на сев. стене и «Рождество Богородицы» на юж. стене. Участки росписи хорошей сохранности расположены на зап. гранях алтарных столпов - древняя штукатурка сохранилась на всю высоту граней, что позволяет реконструировать по отпечаткам оригинальную конструкцию древней алтарной преграды. Над темплоном изображены 2 пары целителей - святые Кир и Иоанн на сев. столпе и святые Флор и Лавр на юж., над ними «Благовещение». Для фресок собора характерно плотное письмо, напряженный колорит, к-рый строится на сочетании густых насыщенных тонов. Лики имеют неклассические крупные черты и написаны по светлой карнации красноватыми и оливковыми тенями, создающими пластически выразительную форму, поверх к-рой выполнен жесткий темный рисунок. Фрески А. Р. м. обнаруживают прямые стилистические параллели со мн. визант. памятниками монументальной живописи кон. XI - нач. XII в. (ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/6 г.; Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в. и др.). Иконостас собора Рождества Богородицы (XVI-XVIII вв.) состоит из 6 рядов: местного, деисусного, праздничного, пророческого, праотеческого, страстного (сохранились не в полном объеме) и царских врат (утрачены). Сохранились 4 бруса расписных (НГМ. Инв.

http://pravenc.ru/text/114056.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010