Д. Уинфилд предположил, что ц. Асину и церковь в Трикомо расписал ученик мастеров из И. З. м. (и, следов., парекклисион Св. Троицы расписан ранее ц. Асину (1105/06), т. е. в 1-й период наместничества Евмафия Филокала). Фрески парекклисиона Св. Троицы по сравнению с остальными работами этой артели отличаются большей утонченностью и изяществом. К сожалению, ни одна из этих росписей не сохранилась как комплекс. Парекклисионы Спасителя и Пресвятой Богородицы «Афендрики» Ниже мон-ря, на кладбище, находятся 2 примыкающих друг к другу парекклисиона. Судя по свидетельству де Брёйна, уже в XVII в. они были в полуразрушенном состоянии. Сев. парекклисион Пресв. Богородицы «Афендрики» может быть идентифицирован с упомянутой в Типиконе И. З. м. часовней Пресв. Богородицы на кладбище. Он принадлежит к тому же архитектурному типу, что и парекклисион Св. Троицы. Внутреннее пространство с помощью лопаток и арочных ниш у боковых стен расчленено на 3 компартимента. Центральная часть, возможно, была увенчана куполом. Зап. фасад завершается щипцом, над порталом сделана плоская ниша с арочным завершением. Постройка возведена из грубо отесанного камня с применением кирпича. Имеются фрагменты росписей кон. XII - нач. XIII в. в очень плохом состоянии. В юго-зап. нише изображен вмч. Георгий на коне, в кольчуге и с копьем; за ним сидит юноша с кувшином, чашей и полотенцем, перекинутым через руку (об этом чуде см. в ст. Георгий , вмч., разд. «Чудеса», подразд. «Чудеса об избавлении отрока из плена»). Подобные изображения вмч. Георгия с юношей нередко встречаются в кипрских росписях в более позднее время. Судя по стрельчатым формам арок и по стилю фресок, парекклисион относится к кон. XII в. Юж., меньший по размеру парекклисион посвящен Спасителю. Вероятно, его следует идентифицировать с упомянутой в Типиконе И. З. м. часовней прав. Лазаря. Парекклисион построен из необработанного местного известняка, песчаника и кирпича. Возведенный скорее всего одновременно с парекклисионом Св. Троицы, он аналогичен ему по структуре: однонефный, с арочными нишами у боковых стен; возможно, над центральной частью был купол. С зап. стороны пристроен небольшой нартекс. Сохранились фрагменты росписи, расположение и иконография к-рых соответствуют назначению храма как погребальной часовни. На северной стене находятся фрагменты композиций «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», в арочной нише - полностью сохранившаяся композиция «Положение во гроб». По иконографии и эмоциональной выразительности она напоминает знаменитое «Оплакивание» из Нерези (1164). В виме - хорошо сохранившееся погрудное изображение прп. Симеона Столпника. Эти фрески по трактовке фигур и одеяний, типам лиц, технике письма, начертаниям букв в надписях аналогичны росписям парекклисиона Св. Троицы. Очевидно, парекклисион Спасителя был расписан той же артелью.

http://pravenc.ru/text/577890.html

156 Этот тип обычно именуется Богородица Агиосоритисса, поскольку Агиос Сорос (Святой Ракой) назывался реликварий, где хранился пояс Богоматери в храме Богородицы Халкопратийской и, по ассоциации, сам придел, в котором находился реликварий. См.: Andolor о М. Note sui temi iconografici della Deesis et della Hagiosoritissa//RIAS A. n.s. 17 (1970), p.85–153, особ. 85–92, 118–143; Der Nerrsesian S. Two Images of the Virgin in the Dumbarton Oaks Collection//ДОР. 14 (1960), p.77–81; Mango C., Hawkins E.J.W. The Hermitage of Saint Neophytos and Its Wall Painting//DOP. 20 (1966), p.l60–162, 201–204; Walter C. Further Notes on the Deesis. I. The Eleousa Icon at Saint Neophytos, Cyprus//REB. 28 (1970), p.l62–168. 157 Der Nersessian S. Two Images, p.81–86. Лики Богоматери в Лагудера и Асину (1332–1333) именуются «Елеуса»; обозначение paraklesis явно не применялось к этому изображению до XIV в., например, 158 в храме св.Николая Орфаноса в Фессалониках (Xyngopoulos. с.15, fig.76, 80, 183; Walter C. Two Notes on the Deesis//REB. 26 (1968), p.311–336, особ.322. Der Nersessian S. Two Images, p.81–86. Лики Богоматери в Лагудера и Асину (1332–1333) именуются «Елеуса»; обозначение paraklesis явно не применялось к этому изображению до XIV в., например, в храме св.Николая Орфаноса в Фессалониках (Xyngopoulos. с.15, fig.76, 80, 183; Walter C. Two Notes on the Deesis//REB. 26 (1968), p.311–336, особ.322. 159 Фреска в южном приделе нартекса (Der Nersessian S. Two Images, fig. 12). Это событие изображено также в Студенице; см.: Winfield D. Four Historical Compositions from the Medieval Kingdom of Serbia//BSL. 19 (1958), особ.251–278; Djuric V. Istorijske Kompozicije//ЗРВИ. 8.2 (1964), c.69–90. 160 Cp. типикон монастыря Эвергетиды (Дмитриевский A. Описание, I, c.554; Joneras S. Le Vendredi-saint dans la tradition liturgique byzantine//Studia Anselmiana. 99. Analecta Liturgica, 13. Rome, 1988, p.427–428; Pallas D. Die Passion, S.31. 161 B инвентарной описи монастыря Елеусы (1449), основанного в XI в., указана Богородичная икона пресбейи, стоявшая рядом с почитаемой (проскинесис) иконой Богоматери Елеусы (Petit L. Le monastere de Notre-Dame de Pitie (см. прим.7), 119.9). Можно предположить, что икона пресбейи была выносная, а проскинесис – закрепленная на иконостасе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Сущность чина о панагии заключается в том, что из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресв. Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее. Смысл чина, очевидно, — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресв. Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о его, помещенное в Псалтири следованной (о нем ниже). По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Св. Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный» [ 971 ]. Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона). «Панагия» (παναγα — «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор). Немалосложные молитвословия и обряды чина о панагии, который совершается, как указывает надписание его, только в монастырях по вся дни (а не в воскресные лишь, хотя и помещен в главе о воскресной службе), можно разделить на три части:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Панагия золота, на ней образ Пречистой Богородицы Воплощение, на яшме белой, во главе виниса, гойтан шелковый. Панагия золота, на ней образ Воплощение Пресвятой Богородицы, стоящей, назади панагии Распятие Господне, резной, с чернью, со многими святыми, в панагии ж в окладе 3 яхонта лазоревых невелики да изумрудец да 3 винисы да 8 жемчужков половинчатых, во главе виниса, да в закрепках 2 жемчужка, а по сказке прежнего уставщика – что та панагия из государевых крестов, которые носят в великую пятницу. Панагия невелика, в серебре на яшме образ жен мироносиц, назади великомученик Димитрий. Панагия золота, резная, в середине образ Николы Чудотворца, на яшме, подпись греческая, в главе камень изумруд, в панагии 2 камня да 2 яхонта лазоревых, да 4 жемчужка на спнях, да круг главы 4 зерна жемчужных гурмыцких, а назади вырезан преподобный Сергий, у панагии цепь серебряная золочена, принесена великого государя из мастерской палаты в 160-м году сентября в 12 день. (л. 95) Панагия серебряна резная, невелика, была золочена, в ней ливан и смирна. Панагия, а по старым описным книгам написана крабица кругла золочена, наверху яблоко, а на яблоке кольцо, а в ней мощи апостола Тимофея. Панагия серебряна, золочена, в ней образ Живоначальной Троицы, на полях круг образа подпись тропарь: ; на другой стороне образ Знамения Пресвятой Богородицы, кругом на полях подпись: , с лица оклад сканный, золочен, на ней образ Воплощение Пресвятой Богородицы и иных святых да 2 камня винисы да камень смазен зелен, во главе образ Спасов. Панагия золота, чеканная, посторон с финифты, на яшме белой вырезан образ Пресвятой Богородицы, во главе херувим, в панагии ж 5 изумрудов да 3 яхонты червчаты, да 2 лала, да 10 зерен жемчужных скатных, на спнях, да во главе в закрепке 2 зерна гурмыцких; назади подпись мощам: Георгия Страстотерпца, Стефана Нового, Пантелеимона, Меркурия, Феодора Стратилата, Андрея Первозванного, Иакова. (л. 96) Панагия серебряна, золочена, в киоте серебряном же золоченом, в ней наверху образ Василия Кесарийского, назади образ Николая Тирского, во главе 2 зерна гурмыцких.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

От четвёртой артосной панагии в Вяжиицком монастыре осталось одно серебряное блюдо с изображением Знамения Божией Матери и с надписью: «Достойно есть...», где, вместо – «безо начертано – «безъ 2) Наперсные или святительские панагии, носимые на цепочках и шёлковых гойтанах, находятся в одном Софийском соборе 416 . В его ризнице хранятся более замечательные панагии следующие. Панагия XVI века, принадлежавшая архиепископу Пимену (1553–1570), обложена кругом золотом сканной прекрасной работы, по местам украшенной финифтью, с изображением Софии Премудрости Божией на чёрном дереве, известном в описи XVII века (1690) под именем сиколоя 417 ; около иконы обнизано жемчугом средним в одну нить; ушко у панагии наподобие короны сканной работы; на нём яхонтовый лазоревый камень с изображением Спасителя; в ушке на закрепах две жемчужины и два зерна бурмитских; на той же панагии четыре яхонта лазоревых гладких и четыре жемчужины; назади дска сребропозлащенная, на ней цирован престол с крестом; над престолом Дух Святый; около престола символы Евангелистов – Матфея (Ангел), Марка (орёл), Иоанна (лев), Луки (телец), два Херувима и два Серафима. Вокруг на исподней стороне надпись с указанием на лицевой стороне на резное изображение: «Одесную святые Софи, Петръ Апостолъ, Василий Кесар., Иванъ Злат., Никита епископъ, Евфимей архиепископъ», а с другой стороны: «Павелъ Апостолъ, Григорий Богосл., Николае, Иоаннъ архиепископъ», а посреди: «Варлаамъ Хутынский». Внутри круга по четырём сторонам надпись: «мощи святыхъ Ioahha Предтечи, Николы чудотворца, Никиты епископа, Ibaha архиепископа, Евимея apxienuckona, Ионы архиепископа, Стефана первомученика, риза Варлаама чудотворца», а особо вычеканено: «риза пресвятыя Богородицы». На этой же стороне начертана надпись: Великого Новаграда и Пскова». Панагия серебреная, с лицевой стороны сканная, а с исподней чеканная, украшена в два ряда жемчугом и в два ряда камнями; на средине, за горным выпуклым хрусталем, распятие с предстоящими; а на другой стороне нацированы вверху Апостолы Пётр и Павел, держащие храм, внизу святители вселенские Григорий, Василий и Иоанн, по сторонам – Борис и Глеб; кругом этих изображений надпись: «сия понагия сдлана бысть Нектарию архиепископу и патриарху ахрицкому, повелнием еодорита apxienuckona рязанского». Из упоминаемых здесь архиепископов – рязанский Феодорит хиротонисан 1606 года и был 1613 года при избрании и возведении на царство Михаила Феодоровича, а Нектарий, родом Грек, был архиепископом в болгарском город Ахриде, в 1613 году был определён в Вологду и потом в 1620 году отлучён от управления, находясь под запрещением в Кирилло-Белоезерском монастыре 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Епископский крест и панагия напоминают о том, что епископ постоянно должен иметь в своем сердце Господа и Предстательницу пред Ним – Приснодеву Марию, что для этого у него должны быть чистое сердце и правый дух и от избытка сердечной чистоты и правды уста его должны износить одно лишь благое. Это отмечено и в молитвах, произносимых диаконом при надевании на епископа креста, а затем панагии. При надевании на епископа креста диакон произносит: «А аще кто хочет последовати Мне, да отвержется себе, – рече Господь, – и возмет крест свой и последует Мне, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». При надевании первой панагии диакон говорит: «Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». При надевании второй панагии он произносит: «Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголеши дела твоя Царевы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Епископский крест и панагия с образом Божией матери, вполне определившиеся в своих основных чертах лет двести назад, возникли, казалось бы, случайно, но их символика глубоко соответствует древнейшим представлениям Церкви об участии Богородицы в спасении мира. Только ко Христу и к Богородице обращаются со словами «Спаси нас». Остальных святых просят: «Моли Бога о нас». В церковном учении, молитвах и песнопениях неоднократно подчеркивается, что Пресвятая Дева Мария разделяет с Сыном Своим и Богом власть спасать души человеческие. Эта небесная власть, принадлежащая Христу и Богоматери, власть спасения людей, от имени которой епископ как носитель земной власти правит в Церкви, должна была найти и нашла свое выражение в архиерейском кресте и панагии. В повседневной обстановке епископ носит панагию и предстает перед людьми в этом виде как служитель Богоматери, представитель Ее власти, что увеличивает в истории Церкви славу Приснодевы, значение Ее участия в спасении людей перед вторым пришествием Христовым. Архиерейские крест и панагия носятся на цепочках, которые разделяются перемычкой, так что передняя половина цепи, охватывая шею, спускается на грудь и сходится на верхней части креста или панагии, а задняя часть спускается на спину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Раньше отпуста службы из церкви выходить не разрешалось, кроме случаев болезни или крайней необходимости. Причем инок, который находился под руководством старца, мог уйти только с его благословения и сказав ему о причине. Один старый монах Волоколамского монастыря рассказал крутицкому епископу Савве Черному – автору Жития преподобного Иосифа Волоцкого , что во времена преподобного монахи никогда не дерзали покидать храм прежде отпуста. Тогда в обители еще не было теплой церкви, служба даже зимой проходила в единственном неотапливаемом храме монастыря. Ни у кого из монахов не было шуб, «и у обедни стояли те доблестные Христовы страдальцы в одной ризе», не ропща, а вспоминая адский холод, ожидающий грешников. Зима же стояла такая студеная, что птицы замерзали на лету (ВМЧ. Сентябрь. Стб. 467–468). Чин Панагии После литургии братия всегда ждала, когда вынесут Панагию. «А доколе панагии не вынесут, и ты с места своего не мози ступати», – сказано в уставе Кирилло–Белозерского монастыря (Никольский. Общинная и келейная жизнь. С. 907. Прим. 2). Этот чин иноку не следовало оставлять даже во время путешествия. Слово «Панагия» в переводе с греческого языка значит «Всесвятая», так именуется обычно Богородица, но в чине Панагии это название относится к просфоре, из которой на литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. По окончании литургии эта просфора переносится из храма в монастырскую трапезу где ее полагают на особом блюде в «устроенном месте» – на аналое под иконами; рядом помещаются иконы Святой Троицы и Пречистой Девы, необходимые для совершения чина. Чин Панагии соединяет трапезу с только что окончившейся литургией настолько, что литургия передает свою благодать трапезе. Благодаря чину Панагии монастырский обед превращается в настоящее богослужение (Скабалланович. Вып. 2. С. 51). История этого монастырского чина уходит в апостольские времена. Согласно церковному преданию, апостолы после Сошествия на них Святаго Духа жили вместе и обычно за столом оставляли незанятое место для Христа, полагая там «укрух» (кусок) хлеба. По окончании обеда и благодарственных молитв они поднимали этот укрух со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Господи Иисусе Христе помогай нам». Этот чин они совершали и отдельно, когда разошлись для проповеди Евангелия по всему свету. Собранные чудесно на Успение Божией Матери и совершив ее погребение, они на третий день сидели вместе за трапезой. Когда после обеда апостолы по своему обыкновению подняли укрух и произнесли: «Велико имя…», то увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную ангелами. Она обещала пребывать с ними всегда. Тогда апостолы невольно воскликнули вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» – «Пресвятая Богородице, помогай нам» (Там же. С. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Ιερ Εξαρτματα). Исихастирии св. Бессребреников Космы и Дамиана в местности Кипи-ту-Осиу (т. е. Сады преподобного, основан в XI в.), Успения Пресв. Богородицы на о-ве Липси (XVI в.), св. Параскевы «ту Каву» (XVII в.), Панагии Куманы (основан в 1782 свт. Макарием Нотарой, митр. Коринфским), Всех святых (или кафизма Аполлоса, основан в 1820 иером. Аполлосом), Панагии Пантанассы на о-ве Арки, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, и прп. Ирины Хрисовалантской на о-ве Липси (основан в кон. XX в. иером. Никифором), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, на островке Лукакия (основан в 1989 проигум. И. Б. м. Павлом (Никитарасом) и кафигум. Антипой (Никитарасом)), мц. Ирины в Скале, святых Никодима и Иосифа «тон Вулефтон» (основан в нач. XXI в. мон. Никодимом (Гриллисом)). Кафизмы Небесных Сил бесплотных близ пещеры Апокалипсиса (нач. XII в.), Успения Пресв. Богородицы в Романи на о-ве Липси (ок. 1500), вмч. Пантелеимона на о-ве Хилиомоди (XVI в.), прп. Христодула в Аликесе (XVII в.), Панагии «ту Хару» на о-ве Липси (ок. 1600), вмч. Георгия «ту Авлакью» (XVII в.), Панагии «ту Мандалаки» (XVII в.), Киккской Божией Матери (XVII в.), Панагии «ту Грава» (основана в кон. XVIII в. местночтимым святым прп. Григорием Нисиросским), прор. Илии (XVIII в.), Преображения Господня и иконы Божией Матери «Достойно есть» на холме Каламоти (основана в кон. ХХ в. мон. Александром (Карадимитриу)). Принадлежащие И. Б. м. храмы В Хоре: Пресв. Богородицы Диасозусы (с чудотворной иконой Божией Матери Диасозусы (т. е. Спасающей, возвратившей попавшего в плен патмосского моряка на родину), свт. Василия Великого, св. Иоанна Предтечи, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Георгия «тон Апортианон» и вмч. Георгия «тис Лозас», свт. Николая Чудотворца Кудунаса. В Скале: ап. Иоанна Богослова и св. Фоки. Подворья ап. Иоанна Богослова в Партени на о-ве Лерос (XI в.), св. Апостолов на о-ве Калимнос (XI в.), ап. Иоанна Богослова в Аптере на Крите (XII в.), Преображения Господня (или мон-рь Светодавца (Θωτοδτου) на Наксосе (XII в.), ап. Иоанна Богослова в Хоре на Аморгосе (XVI в.), ап. Иоанна Богослова в Ирео на Самосе (XVI в.), ап. Иоанна Богослова на о-ве Тира (Санторин) (XVII в.), ап. Иоанна Богослова Сидерианоса на о-ве Милос (XVII в.), вмч. Георгия в Пендели (Аттика) (ХХ в.).

http://pravenc.ru/text/471591.html

– Пятидесятницы – «...спаси ны, Утешителю Благий, поющия...»; – Преображения Господня – «преобразивыйся на горе». Во все Богородичные праздники, попразднства двунадесятых Богородичных праздников: – «молитвами Богородицы» (хотя Типикон не дает такого указания). В праздники святых и в седмичные дни периода пения Октоиха: – «во святых дивен сый». В дни памяти шестеричных и малых святых в период пения Октоиха, когда по совершении Малого входа поется «Со святыми упокой...» , произносится заупокойная ектения (после сугубой). Чин о панагии и дневная трапеза Святые апостолы, разъясняет в своем труде протоиерей К. Никольский , по Вознесении Господа Иисуса Христа «имели обычай оставлять за трапезою праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. После трапезы они с молитвою и благодарением возвышали этот хлеб» 317 . В воспоминание этого обычая Святая Церковь постановила после дневной трапезы совершать «Чин о панагии». В настоящее время этот чин совершается только в некоторых монастырях строгого устава в течение всего года (кроме Светлой седмицы, когда вместо «Чина о панагии» совершается «Чин возношения артоса»). Последование «Чина о панагии» находится в Следованной Псалтири и Часослове. Сущность «Чина о панагии» заключается в возношении особой просфоры, которая именуется «Пречистая» (в честь Божией Матери). Во время Литургии эта просфора поставляется на дискосе (или на возвышенном блюде, подобном дискосу) на горнем месте. По отпусте Литургии настоятель (или чередной священник) берет просфору и несет ее в трапезную. За настоятелем чинно идут все остальные монахи (в «колонну» по два), при этом поют 144-й псалом: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и век века. На Всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое в век и век века. Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя, и силу Твою возвестят. Великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

" Панагия» ( παναγα – «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) – наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор). Немалосложные молитвословия и обряды чина о панагии, который совершается, как указывает надписание его, только в монастырях по вся дни (а не в воскресные лишь, хотя и помещен в главе о воскресной службе), можно разделить на три части: 1) благословение трапезы; 2) возвышение панагии; 3) благодарение за трапезу. – Кроме настоящего места, чина о панагии Типикон касается и в 35 гл. «о ястии и питии», делая там к настоящему изложению некоторые дополнения. Открывается чин, как и всякая церковная служба, псалмом. Сообразно краткости чина и подобно вечерне, он имеет один предначинательный псалом, именно 144-й «Вознесу Тя, Боже мой». Псалом (алфавитный) представляет восторженную хвалу Богу, Его такому же величию, как и благости, особенно источаемой призывающим Его; взят сюда особенно за ст. 15–16: «очи всех на Тя уповают…». Псалом не имеет пред собою «Приидите поклонимся» по связи и аналогии с литургией. Псалом «глаголют» «братия» вся, следовательно, поют его речитативом, как и делается в Соловецком и других монастырях 2815 . Псалом поется дорогою из церкви в трапезу, следовательно, пение его начинается в церкви тотчас после отпуста литургии и оканчивается в трапезе. Братия идут попарно в предшествии настоятеля. Кто и как несет панагию, не указано ни здесь, ни в 35 гл. Типикона; но в пасхальном чине панагии, где она заменяется артосом, последний несет диакон на панагиаре (проскомидийном блюде с изображением Богоматери). В некоторых монастырях, например в Московском Гефсиманском скиту, просфору «Пречистую», которая при литургии стоит с дискосом или такого же устройства блюдом на горнем месте, несет впереди иеромонах, за ним попарно идут братия в мантиях 2816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010