281 Ср., например, образы пророков Иеремии, Соломона, Давида (Лазарев В. Н. О росписи Софии... Ил. на с. 140, 144, 151). 282 Его определяют по-разному: как выполненный на санкирной (темной) основе и как «бессанкирный», т. е. выполненный на светлой прокладке (Яковлева А. И. Приемы письма. С. 130; Гренберг Ю. И., Писарева С. А. Настенная живопись... С. 55). 283 Djuri V. La peinture murale Byzantine: XII et XIII e siècles//ACEB 3. Athènes, 1976. P. 14 ff. 286 Существует попытка патронального отождествления представленных персонажей: Лазаря – как настоятеля Вышгородской церкви в Киеве, а затем игумена Михайловского Златоверхого монастыря Изяславичей (ум. в 1117 г.), а Германа – с игуменом храма Спаса на Берестове, с 1078 г. новгородским архиепископом (Царевская Т. Ю. Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. Μ., 2002. С. 43). 289 «Покаянное» прочтение фрески предлагал еще Н. П. Сычев, связывая её возникновение с драматическими событиями новгородской истории в начале XII в. (падеж коней, голод) (см.: Сычев Η. П. Забытые фрагменты новгородских фресок XII в.//Сычев Η. П. Избранные труды. Μ., 1976. С. 195 и сл.). 292 Сарабьянов В. Д. Традиция монашеских изображений во фресках собора Антониева монастыря//К 2000-летию христианства. Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции. СПб., 2000. С. 69 и сл. 295 Djuri V. La peinture murale... P. 14 ff.; Mouriki D. Stylistic Trends... 1980–1981. P. 99; Сарабьянов В. Д. Стилистические основы фресок Антониева монастыря//ДРИ. Исследования и атрибуции. СПб,, 1997. С. 56 и сл.; Попова О. С. Византийское искусство в Италии. С. 152 и сл. 296 Ср., например, миниатюры группы омилий Иакова Коккиновафского. См. о них: Anderson J. С. 1) The Illustration of Cod. Sinai 339//AB. 1979. Vol. 61. P. 167 ff.; 2) The Seraljo Octoteuch and the Kokkinobaphos Master. DOP. 1982. Vol. 26. P. 83 ff. 297 Ср. циклы в Осиос Хризостомос в Кутсовенди, Панагии Форвиотиссы в Асину, Панагии Теотокос в Трикомо, Панагии Амасгу в Монагри (Mango С. The Monastery of St. Chrisostomos... P. 63 ff.; Mouriki D. Stylistic Trends... P. 99 ff.; Sacopoulo Μ. Asinou en 1106 et sa contribution à l’iconographie. Bruxelles, 1966; Wharton-Epstein A. A Middle Byzantine Churches of Kastoria//AB. 1980. June. P. 202 ff).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троицкий, особо отметивший последование «Како поется надгробное»: Троицкий В. История плащаницы//Богословский Вестник. 1912. 1–4, с. 510–512. Текст 88-й главы Требника (ГИМ. Синод. 377–310. Л. 92 об, –94) полн. опубл:.Лисицин М. Первоначальный славяно-русский типикон. Историко-литургическое исследование. СПб., 1911, с. 150–151. В связи с участием в службе иконы «Христос во гробе» ее текст приводят также: Myslivec J. Dve studie z dejin byzantskégo umení... p. 47–48; Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz... S. 42–43. 829 Текст 35-го письма (в списке XV века) опубл.: Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz... S. 299–300. Исследование текста см.: Talbot A.-M. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Washington, D.C., 1975, p. 116, 178. 830 Willoughby H. R. The Four Gospels of Karahissar. Chicago, 1936. Pis. 34 and 106. Новая датировка рассматривается: Cutler A., Weil Carr A. The Psalter Benaki. 34.3//REB 34 (1976), p. 281, 304. Цв. воспр. Л. 65 v см.: Лихачева В. Д. Византийская миниатюра. М., 1977. Табл. 37. 831 Образ неоднократно встречается в монументальной живописи кипрских храмов, где чаще всего имеет поминальный или погребальный характер: в рост и с медальоном перед собой Параскева изображена в нартексе храма Панагии Форбиотиссы в Асину (около 1333 г.), в храме св. Креста в Пелендри (третья четверть XIVb.), поясной образ с иконой в руках изображен на южной стене церкви Архангела Михаила в Педуле (1474 г.), в рост представлена она в том же месте церкви Св. Созомена в Галате (1513 г.): Connor С. L. Female Saints in Church Decoration of the Troodos Mountains in Cyprus//Medieval Cyprus. Studies in Art, Architecture, and History in Memory of Doula Mouriki/Ed. by N. Ševenko and Ch. Moss. Princeton, 1999, p. 219, pi. 9, 12, 15, 23. Кипрская икона около 1500 г. с поясным изображением св. Параскевы (из собора на Пафосе): Сокровища Кипра: Древнее искусство. Искусство средних веков. М., 1976. Табл. XIX. Длинная узкая панель с иконным изображением Параскевы, держащей перед собой медальон с образом Akra Tapeinosis, происходит из церкви Панагии Хрисалиниотиссы в Левкосии: Byzantines Eikones tou Kyprou.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне - правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) - в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским. В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1348; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) - в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) - в мучении). Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа). Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

http://pravenc.ru/text/673743.html

(находится in situ при саркофаге святого - Χατζηχριστοδλου . 2011. Σ. 21; The Veneration. 2013. P. 76. Il. 2), святых Варнавы и Илариона в Перистероне, XVI в. (The Veneration. 2013. Cat. 12), Панагии Хрисокурдалиотиссы в Курдали, XV в. ( Ηλιδης . 2012. P. 118-119. 72), Честного Креста в Пано-Лефкаре, XIX в. (с донатором - Χατζηχριστοδλου . 2008. Σ. 244-245. Ν 85). В ряде случаев в сегменте неба изображен Спаситель, благословляющий святого (напр.: роспись ц. Св. Креста (Ставрос-ту-Агиасмати); икона XVI в. из ц. св. Маманта в Морфу; икона XVII в. из той же церкви), или благословляющая десница Божия (иконы из Кораку и из Лимасола, кон. XV - нач. XVI в.- Sophokleous. 2006. Pl. 115). Так же могут быть изображены Спаситель, символы евангелистов и коронующий ангел (настенная роспись в дер. Гайдурас, 1-я пол. XX в.- Κπρος . 1985. Σ. 81. Εικ. 31; Cyprus. 1998. P. 31). На мраморном рельефе 1524 г. (в наст. время в католич. ц. Св. Креста в Никосии) М. изображен верхом на льве, с крестом, с пастушеским жезлом и ягненком, облачен в короткую тунику; его коронует ангел, а перед львом стоит западноевроп. донатор, сопровождаемый ангелом ( Χατζηχριστοδλου . 2010. Σ. 11; Πελεκανδου . 1973. Σ. 46. Πν. 108). Наивного стиля иконка на стекле (нач. ХХ в.) из Месаории представляет святого держащим пастушеский жезл и ягненка в левой руке, правая поднята, возможно, в ней должен был быть крест (рисунок креста не предполагается) ( Παπαδημιτρου. 2010. Σ. 16). К наиболее ранним примерам памятников 2-го типа принадлежит икона нач. XIV в. из мон-ря св. Маманта Куременоса в Амиантосе (Cyprus. 1998). Сохранность ранней фрески с образом М. в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Хлоракасе близ Пафоса (XII в.) не позволяет определенно судить об иконографии святого, чья фигура видна по пояс, поэтому неясно, восседает он на льве или представлен стоящим в рост, а также держит ли он ягненка. Известны житийная икона из ц. Богоматери в Мутуласе (нач. XIV в.), росписи в нартексе ц. Панагии Форвиотиссы (Асину) близ Никитари (1332/33; The Veneration.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разделе «Преподобные отцы наши отшельники» он описан как «старец с редкой бородою, в куколе, говорит: дерзновение, со смехом смешанное, легко ниспровергает души» (Ерминия ДФ. М., 1993р. Ч. 3. § 13. 37). В раннее время Е. С. преимущественно изображался в монашеской мантии с непокрытой головой (в зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.); в нартексе кафоликона Неа-Мони на Хиосе (1049-1055); в ц. Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348)), впосл. утвердился тип изображения с куколем на голове. В левой руке Е. С. нередко держит свиток, правая - в жесте благословения. Иногда вместо свитка в его в руках книга, напр., один из ранних известных образов Е. С., представленный на створке триптиха с изображениями ап. Фаддея, преподобных Павла Фивейского и Антония Великого, царя Авгаря, свт. Василия Великого (сер. X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/6) Е. С. изображен с крестом в руке. В куколе, со свитком и с посохом Е. С. изображен в пареклиссионе св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634). Среди ранних памятников - образ Е. С. на миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 354, 976-1025 гг., К-поль), Лондонской (Феодоровской) псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 97r, 1066 г.) и в рукописи XI в., где святой представлен вместе с сир. поэтом Иаковом Саругским (Дамаск, Патриархия Сиро-яковитской Церкви). В визант. время изображение Е. С. входило в состав храмовых декораций - обычно его образ находился среди преподобных в зап. части наоса или в нартексе. Известны изображения святого в вост. части (роспись каппадокийских храмов - ц. Цистерны близ Авджылара, 1-я пол. XI в.; ц. 29а в Гёреме, 1-я пол. XI в.) и в центральном пространстве храма (фреска ц. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, 1164). В Каппадокии помимо названных памятников образ Е.

http://pravenc.ru/text/376984.html

В сев. приделе на своде сохранились фрески с изображением Христа в мандорле (возможно, фрагмент «Вознесения»), царей Давида и Соломона. Стилиану датируют их XV в. ( Stylianou. 1997. Р. 488), Папагеоргиу - кон. XV - нач. XVI в. ( Παπαγεωργου Α. Θεοτκου εκκλησα, Τρκωμο//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 22), Илиадис - 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 467). Однонефная церковь мц. Мавры близ Ризокарпасо построена в XII в. Каждая из боковых стен имеет по 3 пристенные арки. Над полуциркульным сводом в 1967 г. реставраторами была сооружена 2-скатная черепичная крыша. Декоративный орнаментальный пояс из кирпича на зап. фасаде - единственный на Кипре. От позднейшего нартекса остались руины. Фрески 2-й четв. XII в. покрыты слоем солей от протечек дождевой воды. Сохранились изображения Богоматери «Оранта» с предстоящими архангелами в конхе апсиды, ниже - фрагменты композиции «Служба святых отцов», на сев. и юж. завершениях апсидной арки - 2 столпника, в вост. части свода - «Вознесение Господне», в сев. половине центральной части свода - «Благовещение» (фрагменты), в юж. половине - «Успение Пресв. Богородицы», в юж. половине зап. части свода - «Сретение Господне» (фрагменты), на зап. стене - «Сошествие Св. Духа», под этой композицией - неизвестная святая (плохо сохр.). На вост. поперечной арке изображены цари Давид и Соломон, в зените зап. поперечной арки - сщмч. Фока. По мнению Папагеоргиу, эти фрески напоминают росписи ц. Пресв. Богородицы в Трикомо и ц. Панагии Асину, но более схематичные и упрощенные ( Παπαγεωργου Α. Μαρης Αγας εκκλησα//ΜΚΕ. 1988. Τ. 9. Σ. 355-356). В XIII или XIV в. в зап. пристенной арке южной стены был изображен вмч. Георгий Победоносец на коне, в центральной пристенной арке сев. стены - арх. Михаил. Миниатюрная однонефная церковь вмц. Марины (примерно в 8 км к юго-востоку от Ялусы в местности Пиргос) была построена в XII в. Большая часть апсиды и зап. стены разрушена. Полуциркульный свод поддерживает поперечная арка, опирающаяся на 2 пристенные опоры. В XIV-XV вв. с сев. стороны церкви был воздвигнут парекклисион, а впосл. к ним был пристроен общий нартекс. От парекклисиона и нартекса сохранились только фундаменты.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Особенно яркими примерами программного включения сцены причащения М. Е. в декорацию алтарной зоны храма в XII в. являются росписи 2 монастырских храмов - ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), и ц. Богоматери «Живоносный Источник» в Самари, Мессения, Греция (до 1191). В кипрской церкви образы М. Е. и прп. Зосимы традиц. иконографии вынесены один против другого на зап. грани алтарных пилонов, однако композиция обладает пространственной целостностью, а заключенные в линейные рамки фигуры не являются обособленными. Будучи представлены в 1-й, т. е. в наиболее соотнесенной с человеком, зоне росписи, они становятся для молящегося итоговым смыслом литургии. Включение в композицию храмового престола и зримое преодоление пространства между фигурами совершаются через жест прп. Зосимы - лжица в его правой руке выходит за границы рамки. Сцена причащения М. Е. связана с композицией «Евхаристия» на стене апсиды, где в левой части показан Иуда, извергающий Св. Дары. Он обращен спиной к центру композиции, представлен «делающим шаг» из нее - высоко поднятое колено выступает за линию разгранки, разрывая пространство композиции так же, как регистром ниже, но в противоположном направлении - к алтарю, это делает лжица, несомая к устам М. Е. прп. Зосимой (см.: Stylianou. 1997. P. 118; Татарченко. 2012. Ил. на с. 37). То же размещение сцены причащения М. Е., но на противоположных столбах, внизу (полотенца отсутствуют), представлено в росписи храма в Самари, где жертвенный, евхаристический, контекст реализован в программах литургической (в зоне вимы - причащение М. Е., «Мелисмос», надпись: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин 6. 55-56)), прообразовательной (в наосе - «Гостеприимство» и «Жертвоприношение Авраама») и исторической (в нартексе - Страстной цикл) (см.: Grigoriadou-Cabagnols. 1970. P. 177-196. Fig. 7; Татарченко. 2012. С. 36) тем. Параллельно существует традиция размещать образ М. Е. в сцене причащения в зап. компартиментах храма (напр., в Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.,- на зап.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

стороны - преподобные Павел Препростый, Онуфрий, Феодосий из Скопела; с сев. стороны - преподобные Ксенофонт, Аркадий и Иоанн), под ними - фигуры преподобных в рост (с юж. стороны - преподобные Мелетий, Епифаний, Андроник, Лука Элладский (Стириот); с сев. стороны как преподобные изображены святители Григорий Акрагантский и Григорий Чудотворец; на откосах окна - свт. Григорий Омиритский и прп. Григорий Акритский). Изображения преподобных имеются также на откосах обеих арок. Незначительные фрагменты росписей обнаружены в нартексе. При исследовании техники живописи помимо широко распространенных земляных пигментов было выявлено использование дорогостоящих материалов: ультрамарина в фонах и одеждах, позолоты в нимбах и нек-рых деталях. Росписи парекклисиона Св. Троицы принадлежат к числу лучших произведений раннекомниновской монументальной живописи. Работавшие здесь мастера, несомненно, ориентировались на столичные образцы. По стилю живописи к фрескам парекклисиона Св. Троицы наиболее близки мозаики киевского Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря . В основу стиля обоих ансамблей положены обновленные классические принципы. Пропорции фигур слегка удлиняются, движения делаются неск. более порывистыми, в рисунке появляются напряженные, утрированные линии, в драпировках заметна стилизация, в ликах часто проявляется эмоциональность, иногда напряженность и острота. Все эти элементы получат дальнейшее развитие в искусстве XII в. В росписях парекклисиона эти черты особенно заметны в фигурах пророков Иезекииля и Моисея, а также в образах апостолов из «Успения». Мастера, работавшие в И. З. м., принесли на Кипр новый стиль, упрощенные версии к-рого представлены в целом ряде росписей раннего XII в.: Асину Панагии церкви (1105/06), ц. Пресв. Богородицы в Трикомо, соборе Николая Чудотворца «тис Стегис» мон-ря , соборе Амасгу Богородицы жен. мон-ря , ц. праведных Иоакима и Анны в Калиане ( Mouriki. 1980/1981. P. 98). Вероятно, в создании этих росписей принимали участие мастера из той же артели.

http://pravenc.ru/text/577890.html

Фомой и свт. Василием Великим, что можно объяснить упоминанием у новгородца Добрыни Ядрейковича (буд. архиеп. Новгородский Антоний) об одновременном пребывании ок. 1200 г. мощей О. В. и ап. Фомы в к-польской ц. св. Акиндина. В ц. свт. Николая Чудотворца в Ераки (Гераки, Греция, 2-я пол. XIII - нач. XIV в.) О. В. представлен вместе с почитаемым на Пелопоннесе местным святым Х в. прп. Никоном Метаноите. Лики обоих святых фланкируют углубление ниши на юж. стене наоса, тогда как в самой нише изображен, по-видимому, Собор архангелов. Как и на фреске в церкви близ Лагудеры, в ц. Богоматери Одигитрии в Печской Патриархии (до 1337) сохранилась фигура О. В. в рост, почти в профиль, в молитвенном предстоянии перед Божией десницей, благословляющей из сегмента неба, при этом изображение отличается конкретностью: Божественная десница подает святому круглый белый хлеб, что, видимо, является иллюстрацией рассказа мон. Пафнутия о первых 30 годах отшельничества О. В. Изображения О. В. присутствуют во мн. программах церковных росписей средне- и поздневизантийского времени: в ц. Св. Троицы мон-ря св. Хризостома близ Куцовендиса (Кипр, 10-е гг. XII в.); в соборе Рождества Христова в Вифлееме (XII в.); в ц. св. Георгия в Курбинове (Македония, 1191); в ц. Архангелов в Лаштхвери (В. Сванети, XIII в.); в ц. Богородицы Кириотиссы (Календерхане-джами) в К-поле (после 1261); в церквах арх. Михаила (2-я пол. XIII в.) и вмч. Димитрия (ок. 1290) в Вароше (Македония); в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа (Македония, 1271); в ц. Богородицы Олимпиотиссы в Эласоне (кон. XIII в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр, кон. XIII - нач. XIV в., фигура переписана в 1-й пол. XVII в.); в минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония, 1317-1318); в соборе во имя Пресв. Богородицы афонского монастыря Хиландар (1320-1321); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в ц. Богоматери Петричской в крепости возле Асеновграда (Болгария, сер. XIV в.); в соборе Св. Софии в Охриде (1346-1348); в Старом Преображенском мон-ре возле Велико-Тырнова (Болгария, 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Карнизы в интерьере встречаются крайне редко (в церквах вмч. Георгия Победоносца в Сотире, вмч. Георгия в Киринии, свт. Николая Чудотворца в Хлоракасе, свт. Синесия в Ризокарпасо); декорация сводится преимущественно к фресковой. Все купольные храмы имеют паруса, в нек-рых храмах под куполом расположены одноступенчатые (в церквах вмч. Георгия в Афендрике, вмч. Георгия в Киринии, вмч. Прокопия в Синграсисе, Панагии Ангелоктисты в Кити, прп. Андроника во Френаросе и Св. Софии в Тими) или 2-ступенчатые (в ц. Пресв. Богородицы Канакарии) повышающиеся подпружные арки. Пещерные (или устроенные в римских каменоломнях или гробницах) храмы достаточно редки: в мон-ре прп. Неофита Затворника, «катакомбы» св. Соломонии в Пафосе, храмы свт. Евлампия и Пресв. Богородицы Галатерусы в Каравасе, мц. Мавры (Хрисокава) в Киринии. Особенностью кипрской архитектуры являются 2-скатные покрытые черепицей деревянные крыши храмов в горном массиве Троодос. Они имеют функциональное назначение - защищают постройки от дождя и снега в зимний период. А. Папагеоргиу приводит 127 таких храмов, самые ранние из к-рых относятся к XII в. Данные позволили исследователю опровергнуть мнение Г. Сотириу о зап. влиянии и доказать, что при внешнем сходстве с деревянными крышами церковных построек Центр. и Сев.-Зап. Европы крыши кипрских храмов имеют оригинальные черты. Стропильная конструкция опирается на несущие стены основного объема храма, перекрывая его внутреннее пространство, иногда крыша устанавливалась на каменный свод, служа дополнительной защитой сооружения (как, напр., в церквах Панагии Аракос и Панагии Асину). С кон. XII в., в период правления династии Лузиньянов, а затем венецианцев, архитектура развивалась вне тенденций поздневизант. зодчества, но так же, как зодчество на греч. островах, находившихся под лат. властью (Родос, Крит и др.). Огромное влияние оказала зап. традиция, пришедшая на К. с крестоносцами и воплотившаяся в строительстве в Фамагусте, Никосии и нек-рых мон-рях больших соборов в духе северофранц. готики. Оно выразилось в появлении стрельчатых арок (напр., в перестроенной ц. Пресв. Богородицы Галактотрофусы в Фасури, ап. Фомы в Айос-Томасе, Панагии Трапезы, Пресв. Богородицы Авгасиды близ Алоа), «франко-византийских» купольных базилик на колоннах, обычно со смещенным к востоку куполом (перестроенный храм мч. Маманта в Морфу, собор мон-ря прп. Неофита Затворника, ц. арх. Михаила Трипиотиса в Никосии) и других архитектурных элементов. В этот период на К. начинается строительство монументальных правосл. храмов в чистых готических формах, иногда в соединении со старой традицией купольной архитектуры (церкви св. Симеона, арх. Михаила, вмч. Георгия «Греческого» и свт. Николая Чудотворца «Греческого» в Фамагусте, Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010