Никитари. Церковь Пресвятой Богородицы Форвиотиссы. Церковь Богородицы Асину Церковь. Не действует.   Год постройки:Между 1105 и 1106. Адрес: Кипр, Никосия, Никитари Координаты: 35.046269, 32.973355 Проезд:в 5-ти км на юг от Никитари Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Богородицы Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари под охраной ЮНЕСКО с 1985 года. Эта церковь — единственная сохранившаяся часть Форвийского монастыря, основанного в 1099 году Никифором Исхирием. Сведения о монастыре содержатся в надписях на храмовых фресках. Монастырь Богородицы Асину действовал еще в XV - XVI веках. В период турецкого владычества обитель беднела, уменьшалось число монахов, но подворье в Никитари продолжало существовать. В конце XVI -начале XVII веков монастырь пришел в упадок, монахи постепенно оставили его, сооружения превратились в развалины, а затем и вовсе исчезли, Церковь Асину осталась единственным напоминанием о Форвиотийском монастыре. Уникальность храма — в сочетании сводчатого и кровельного перекрытия, что можно увидеть и в церкви Святого Николая около деревни Какопетрия. К тому же, храм привлекает богатством и разнообразием росписей, собрав на своих стенах, помимо канонических евангельских сюжетов, обширнейший свод образов христианских святых из самых разных уголков земли. Церковь Богородицы Асину относится к типу бесстолпных храмов, в интерьерах которых лопатки часто заменяются арочными нишами. Так и здесь, северная и южная стены имеют по три слепые арки, причем средняя шире и выше боковых. Три входа в храм расположены при¬мерно посредине северной, южной и западной стен. Бесстолпные храмы обычно имели немного окон, в церкви Асину есть по одному стрельчатому над западной дверью и в алтарной апсиде, а над северной и южной дверью полукруглые люнеты. Фрески храма можно считать не только энциклопедией образов, но и энциклопедией стилей и влияний в кипрской религиозной живописи. Ранние росписи датированы 1105/6 годами, они изображают святых Константина и Елену, современные им образы можно найти на западной и восточных стенах, на участках южной и северной стен. Остальные фрески этого периода или покрыты поздними слоями или прописаны заново.

http://sobory.ru/article/?object=23636

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРСКИЙ МОНАСТЫРЬ БОГОРОДИЦЫ АМАСГУ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кипрский женский монастырь Богородицы Амагсу Монастырь основан как мужской в начале XII века. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в конце XII века), другие древние постройки монастыря не сохранились. Название монастырь получил своё название от иконы Пресвятой Богородицы, привезённой на Кипр из Дамаска. Из сигиллия (грамоты) 1700 года патриарха Константинопольского Каллиника II известно, что около 1630 года Леонтий, митр. Немесский и Курийский , подарил монастырь патриарху Александрийскому Герасиму I , который дар не принял. В 1698 году свои права на монастырь заявил один из его преемников, патриарх Герасим II , но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче монастыря было удовлетворено митр. Китийским Иоанникием I , он отказался от своих притязаний. С тех пор монастырь действовал как приходской храм. В XVIII веке он пришел в запустение и был приписан к монастырю арх. Михаила. В конце XX века монастырь был открыт как женский, на 2000 год в нем было пять насельниц - четыре монахини и игумения Епифания. В монастыре особо почитается прмч. Иоанн Монагрийский (+ 761). Неподалеку от монастыря находится скит св. Иоанна Монагрийского , в котором находятся пещера (по преданию, место подвигов святого) и честная глава св. Иоанна, обретенная здесь же . Росписи В интерьере базилики сохранились росписи несколько периодов. Первый - стилистически идентичен фрескам церкви Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым около 1105-1106 годов. В апсиде - изображения св. Спиридона, еп. Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мч. Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко второму периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-восточном углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди которых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы константинопольского искусства конца XII  веке с элементами местного колорита. Фрески третьего периода, первой половины XIV века, плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете северо-восточной ниши - композиция " Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой " . К четвертому периоду относится роспись 1564 года в алтаре и нишах: в центральной южной (Введение во храм Богородицы), центральной северной (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный ) и сев.-зап. (вмч. Георгий Победоносец , мч. Мамант ). Иконы Богоматери (1569) и Иоанна Предтечи (1529) в иконостасе являются образцами поствизантийского искусства. Базилика была реставрирована в 1960 году, реставрация фресок проводилась в 1969-1972 годах исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

http://drevo-info.ru/articles/13680928.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Панагии Асину в Никитари. 1105/6 г. АСИНУ Панагии церковь [Панагии Форвиотиссы; греч. Παναγα τς Ασνου, Παναγα Θορβιτισσα], примерно в 5 км от дер. Никитари, в вост. предгорьях Троодос (Кипрская архиепископия). Получила название от расположенного рядом поселения Асину, основанного в XI в. до Р. Х. греками, переселенцами из г. Асини в Арголиде. Наименование Форвиотисса, по мнению нек-рых исследователей, происходит или от греч. слова φορβ (растительный, подножный корм для животных; пастбище), или от названия растения молочай (греч. εφρβιον, лат. euphorbeum), к-рый в большом количестве произрастал в окрестностях. Однако, наиболее вероятно, это название связано с именем ктитора - сына дуки Кипра Константина Евфорвина (Форвина), магистра Никифора, к-рый был женат на Марии, дочери визант. имп. Алексея I Комнина . Церковь была построена и украшена Никифором в 1105/6 г. (посвятительные надписи над юж. входом и в юго-зап. части нефа). Богоматерь с Младенцем на троне, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари. 1105/6 г. Богоматерь с Младенцем на троне, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари. 1105/6 г. А. ц.- небольшая одноапсидная базилика, продленная в зап. части, покрытая деревянной двускатной кровлей; нартекс с куполом на полусводах (снаружи купол не выявлен) и 2 полукруглыми нишами, выступающими с юж. и сев. сторон, пристроен ок. 1200 г. Ряд источников сообщает, что из домовой церкви она была обращена в соборный храм мон-ря, в к-ром Никифор принял иноческий постриг с именем Николай и скончался в 1115 г. В записях на полях рукописи 1063 г. (список Типикона Великой ц., Paris. gr. 1590) упоминается о смерти в 1151 г. Дометия, игум. мон-ря Форвион (μονς τς περαγας Θεοτκου τν Θορβων) (SynCP. Col. XXI; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 5). Эпитет «Форвиотисса» впервые встречается в надписи XIV в.; о существовании обители упоминается до XVII в.

http://pravenc.ru/text/76610.html

Список статей по запросу «панагии» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «панагии» найдены статьи: АНГЕЛОКТИСТЫ ПАНАГИИ (окрестности Ларнаки, Кипр) крестово-купольная базилика XII в. АРАКОС ПАНАГИИ ЦЕРКОВЬ близ дер. Лагудера (Кипр) АСИНУ ПАНАГИИ ЦЕРКОВЬ (Панагии Форвиотиссы), храм на Кипре, XI в. ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ иконографический тип Пресв. Богородицы ВОЗВЫШЕНИЕ ПАНАГИИ см. статьи Панагия, Богородичная просфора КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви КАТО-ПАНАГИЯ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Элладской Православной Церкви ПАНАГИИ КИРИОТИССЫ МОНАСТЫРЬ также - Богородицы в квартале Кира (Богородицы Кира), средне- и поздневизант. обитель в К-поле ПАНАГИИ МУХЛИОТИССЫ МОНАСТЫРЬ в Константинополе, храм и мон-рь средне- и поздневизантийской эпох ПАНАГИИ ПАММАКАРИСТОС МОНАСТЫРЬ посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула383 Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/панагии.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ МАХЕРОМЕН Св. Георгий Махеромен. Фреска нартекса ц. Панагии Асину (Кипр). 1332/33 г. Св. Георгий Махеромен. Фреска нартекса ц. Панагии Асину (Кипр). 1332/33 г. [греч. Γεργιος Μαχαιρωμνος] († ранее XIV в.), местночтимый кипрский святой. Упоминается в «Хронике» Леонтия Махераса ( Leontios Makhairas. § 36) как чудотворец, подвизавшийся в с. Ахлионта (совр. Аналиондас). Житие Г. М. не сохранилось, его прозвание Махеромен (усеченный мечом, зарезанный) свидетельствует о мученической кончине. О почитании Г. М. можно судить по его изображениям в кипрских храмах (безбородый юноша-мученик в аристократическом одеянии, с крестом в руке), напр., в церквах Панагии Асину (нартекс, 1332/33) и Честного Креста в Пелендри (3-я четв. XIV в.). Его память отсутствует в греч. синаксарях. Лит.: ΜΚΕ. 1986. T. 4. Σ. 44; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997. Σ. 20; Βλσιος (Σταυροβουνιτης), μοναχς. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 51. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/164391.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ МАХЕРОМЕН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Св. Георгий Махеромен. Фреска нартекса церкви Панагии Асину (Кипр). 1332/33 г. Георгий Махеромен (Зарезанный), Чудотворец (греч. Γεργιος Θαυματουργς λεγμενος μαχαιρωμνος; ранее XIV в.), мученик Память 31 декабря (Греч. ) Упоминается в " Хронике " Леонтия Махераса как чудотворец, подвизавшийся в с. Ахлионта (совр. Аналиондас , Кипр ). Житие св. Георгия не сохранилось, его прозвание Махеромен (усеченный мечом, зарезанный) свидетельствует о мученической кончине. О почитании св. Георгия Махеромена можно судить по его изображениям в кипрских храмах (безбородый юноша-мученик в аристократическом одеянии, с крестом в руке), например, в церквах Панагии Асину (нартекс, 1332/33) и Честного Креста в Пелендри (3-я четверть XIV века). Литература ΜΚΕ. 1986. T. 4. Σ. 44; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997. Σ. 20; Βλσιος (Σταυροβουνιτης), μοναχς. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 51. Использованные материалы О. В. Л. " Георгий Махеромен "http://Православная энциклопедия, т. 11, с. 66-67: http://www.pravenc.ru/text/164391.html   Синаксарь на официальном сайте Элладской Церкви, ; страница греческого сайта Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, .   Leontios Makhairas. § 36 Редакция текста от: 27.09.2020 16:57:58 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679845.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @19171@ Подпись к иллюстрации: Св. Георгий Махеромен. Фреска нартекса церкви Панагии Асину (Кипр). 1332/33 г. Размер файла: 57.37 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 15.07.2020 07:33:17 Эта иллюстрация использована на страницах: ГЕОРГИЙ МАХЕРОМЕН

http://drevo-info.ru/pictures/19171.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @19883@ Подпись к иллюстрации: Святой Апостол от Семидесяти Тихик. (?) Фреска церкви Панагии Форвиотиссы в Асину, Кипр. 1105 - 1106 годы. Размер файла: 189.62 Кб Кто разместил: Гавриила Дата размещения 09.04.2021 07:34:24 Эта иллюстрация пока нигде не использована

http://drevo-info.ru/pictures/19883.html

В русской традиции образы типа Великая Панагия называются также «Знамение» и чаще представлены в поясном варианте (новгородская икона «Знамение», XII в., Софийский собор в Новгороде). Такие изображения встречаются в алтарных росписях (в конхе жертвенника церкви Спаса на Нередице), в куполах (церковь Богоматери Афендико в Мистре, нач. XIV в.), а также на стенах нартексов, над входом в храм ( церковь Панагии Форбиотиссы в Асину, Кипр, 1105-1106; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахриеджами) в Константинополе, 1315-1321). Этот вариант иконографии именуется также Платитера — («Ширшая небес»). Жест воздетых рук Богородицы и изображение на Ее груди Эммануила определяют основное содержание образа — молитва за весь мир и свидетельство о спасительном воплощении Божественного Логоса. В зависимости от иконографического контекста и сопроводительных надписей тема воплощения получает догматический (напр., образ Богоматери «Знамение» в среднике пророческого ряда иконостаса) или литургический характер (панагия игум. Никона, XVb., хран.; икона «Яро-славская Оранта»). Разнообразие наименований, связанное с почитанием прославленных образов, привело к формированию различных научных традиций, в которых отдается предпочтение тому или иному варианту названия вне зависимости от иконографических особенностей изображения. Кондаков, как правило, пользуется термином «Знамение», те же памятники в работах исследователей XX в. называются «Влахернитисса» и «Платитера». В русских письменных источниках XVI в. для обозначения данного иконографического типа используется термин «Воплощение», наиболее точно соответствующий догматическому содержанию образа. Литература: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 102-123; Lange R. Die byzantinische Relief ikone. Recklinghausen, 1964; LCI. T. 3. Bd. 167–168 (Bibliogr.); Ïóöêî Â. Áîãîìàòåðü Âåëèêàÿ Ïàíàãèÿ//ÇÐÂÈ. 1978. Ò. 18. Ñ. 245-256; Weis A. Die Madonna Platytera. Konigstein im Taunus, 1985; Sevcenko N. P. Virgin Blachernitissa//ODB. 1991. Vol. 3. P. 2170-2171; Смирнова Э. С. Ли-тургические образы в произв. живописи (на примере иконы начала XIII в.//ВВ. 1994. Т. 55 (80). С. 197–202; она же. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы богородичной иконографии XII в.//ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288–309.

http://sedmitza.ru/text/409748.html

Ветхий денми. Роспись церкви Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 годы Полуфигура Ветхого денми встречается в росписях апсид двух церквей XIII века на острове Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 года, вместе с Ветхим денми изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом ( Дан 7, 2 , 9), надпись в книге Христа - " Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель " ( Ин 15, 1 ). Примеры различных расположений образа Ветхого денми в храмовой росписи: церковь вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 год - на престоле на западной стене; церковь св. Апостолов в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), около 1260 года - в жертвеннике, там же " Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима " . Изображения Ветхого денми встречаются также в поствизантийском искусстве: церковь Вознесения монастыря Сучевица (Румыния), XVII век, в куполе и наружной росписи апсиды; трапезная монастыря Хиландар на Афоне, 1620 год; церковь Успения Богородицы монастыря Пива (Черногория), 1604-1606 годы - в своде Ветхий денми, Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел. Неясно, с какого времени образ " Ветхий денми " связывается с Богом Отцом (Х. Герштингер предполагает сев. влияние ). Один из ранних примеров такого понимания - композиция " Отечество " , вписанная в инициал Θ ( Θες) в рукописи Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне . Такой же смысл в изображении Ветхого денми на русской иконе " Благовещение Устюжское " , нач. XII века (ГТГ), где Ветхий денми во славе, сидящий на херувимах, изображен в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Рядом с Ветхим денми надпись: " ИС ХС Трьсвяты Ветъх Д[...]неми " . Аналогичная сцена Благовещения в росписи церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV век. На фреске церкви Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 год, где Ветхий денми представлен в композиции " Крещение Господне " , в его руке свиток с текстом: " Сей есть сын мой возлюбленный " ( Мф 3, 17 ). В церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 годы, Ветхий денми изображен в медальоне, но без крещатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления Ветхого денми с Богом Отцом можно отнести росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320 год, - Ветхий денми в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело-Поле (Черногория), 1319-1320 годы,- Ветхий денми на престоле во славе в сцене Вознесения; Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 годы, - в дьяконнике " Св. Троица " (новозаветная) - на престолах в ряд изображены Ветхий денми, Эммануил и Св. Дух в виде голубя.

http://drevo-info.ru/articles/13843.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010