Третий Вселенский Собор со стороны организационно-технической считается чрезвычайно неудачным. Печален он и со стороны догматико-канонической, как повлекший за собою разделение между Востоком и Западом, ближайшим образом, между Александрией и Антиохией, а затем, отпадение многих православных в несторианство. Главная причина этого лежала в характере богословского спора. Заблуждение Нестория далеко не так ясно было для всех, как, например, лжеучение Ария. Вот почему почти весь Восток, во главе с Антиохийским патриархом Иоанном, был на стороне Нестория. С другой стороны, крайности Кириллова учения были так ясны и вызывали против себя возражения, как, например, со стороны Блаженного Феодорита. Нельзя было скрыть и посторонних мотивов в народе Рима и Александрии против Константинополя. При таком положении дел, важно было создать мудрую программу для состава и деятельности предстоявшего Собора, дать правильный ход соборным деяниям. И это мог сделать только император. Однако он этого не сделал. Фeoдocuu II был проникнут благочестивым настроением и имел благородное намерение - и самому не вмешиваться во внутреннюю догматическую деятельность Собора, и своим чиновникам этого не позволять. Но одно дело - вмешивание, вмешательство, и другое - бдительное наблюдение за правильным ходом занятий.    Фeoдocuu I, в противоположность Константину Великому не вмешивался в дела Константинопольского Собора 381 г.; однако, на том Соборе едва ли хоть одно важное дело проходило без его соизволения. В императорской грамоте или акте об Ефесском Соборе не было точных указаний, когда, как и при каких обстоятельствах должен был открыться Собор. Открытие Собора поручалось начальнику свиты, Флавию Кандидиану; однако, право его ограничивалось одной внешней стороной и, в этом отношении, не были выяснены обстоятельства, например, при каком числе епископов можно открыть Собор? в каком количестве митрополиты разных областей могли привозить с собою епископов? и т. п.    Город Ефес, как место Собора, был очень удобен для Кирилла и неудобен для восточных епископов. Путешествие по воде было для Кирилла легко и приятно. Наоборот, сухопутное путешествие для Иоанна Антиохийского, по причине сильных весенних дождей, народных волнений, голода в Антиохии - было чрезвычайно тяжелым. Он об этом официально доносил императору (Деяния Вселенских Соборов. Том I. Стр. 261—262) и вероятно, чрез курьеров и скороходов, извещал о своем вынужденном замедлении и Кирилла, уже прибывшего в Ефес. Последний прибыл в Ефес за 4—5 дней до законного срока открытия Собора, в сопровождении почти 50-ти епископов, а кроме того - монахов, паравалонов. Он был с почетом встречен Ефесским епископом Мемноном, привлекшим к Собору, вместе с собою, до 40 асийских епископов и 12 из Памфилии. Это было сделано, по-видимому, в нарушение прямого смысла императорской сакры: «прибыть немногим епископам от каждого митрополичьяго округа». С Несторием прибыло всего 10 епископов, а Иоанн Антиохийский привез с собою 23 епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

14, 8). 26 листопада 2008 р. 00:00 26 ноября — память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского [Стаття] Вдохновенный святитель, окруженный ореолом мученика, оставил после себя огромное множество творений, не все из которых, к сожалению, дошли до нас. Их живительный свет уже более полутора тысяч лет освещает путь ко спасению. 20 листопада 2008 р. 20:00 21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных [Стаття] Святой Архистратиг Божий Михаил — начальник Небесных воинств и скорый помощник в духовной брани для земной, воинствующей Церкви, у которого мы испрашиваем благодатной помощи в противостоянии воздвигаемым на нас искушениям и ходатайства пред Престолом Божиим. 19 листопада 2008 р. 00:00 19 ноября — память преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца [Стаття] Преподобный Варлаам всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял Русь от страшных врагов. 18 листопада 2008 р. 09:00 18 ноября — день памяти Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси [Стаття] Святейший Патриарх Тихон жил радостями Церкви и страдал ее скорбями. Он претерпел арест, незаслуженные обвинения и нападки со стороны раскольников-обновленцев, но был всегда вместе со своей паствой. Русский народ глубоко понимал, кем был Святейший Патриарх для Церкви, и горячо любил своего духовного отца. 14 листопада 2008 р. 00:00 14 ноября день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских [Стаття] Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого силой молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. ← попередня 4 5 6 7 8 9 10 11 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

   На другой же день после заточения Павла под стражу некоторые из Иудеев, в числе 40, опасаясь, чтобы узник не ускользнул от их мести, составили против него заговор, с целию убить его, и поклялись не вкушать хлеба до исполнения заговора. Синедрион, извещённый о сем заговорщиками, дол­жен был содействовать им в исполнении заговора. Но сын сестры Павловой, случайно узнавший о сем заговоре, тайно известил о нём Павла, который через него же дал знать 1000-начальнику; а сей в ту же ночь под стражею в 470-т человек отправил Павла, при особом препроводительном письме к прокуратору Феликсу, в Кесарию, как Римского гражданина. Но искавшие смерти Павловой не успокоились. Через 5 дней сам первосвященник со ста­рейшинами и с ритором Тертуллом явились к прокуратору, требуя суда над Павлом.    Ритор выставил Павла перед Феликсом язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, представителем Назорейской ереси, который отва­жился даже осквернить храм, за что будто бы и был судим синедрионом, но силою отнят у них Лисием военачальником.    В опровержение сего обвинения Павел указал на то, что он не более 12-ти дней назад пришёл в Иерусалим для поклонения, что ни в городе, ни в храме и нигде ни с кем на вступал в споры и никого не возмущал, что если он действительно служит Богу по учению Назорейскому, называемому ими ересью, ожидая воскресения мёртвых, то и они (то есть Иудеи — Ред.) того же (то есть воскресения — Ред.) ждут; что, наконец, если кто мог обвинять его, то разве Асийские Иудеи, которые однако ж не явились сюда, а перед иерусалимскими Иудеями он не признаёт себя виновным. Феликс отложил дело до прихода Лисия. Сам он с женою Друзиллою — иудеянкой — слушал Павла от­дельно о вере в Иисуса Христа и пришёл в страх, когда Апостол раскрыл ему учение о правде, о воздержании и о будущем Суде. Он повелел не стеснять Апостола, оставляя к нему свободный доступ всем близким к нему, но не выпускал из-под стражи в надежде, что Павел даст ему денег за свою свободу. Так прошло два года, пока Феликса сменил Порций Фест.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На другой же день после заточения Павла под стражу некоторые из иудеев, в числе 40, опасаясь, чтобы узник не ускользнул от их мести, составили против него заговор, с целью убить его, и поклялись не вкушать хлеба до исполнения заговора. Синедрион, извещённый о сем заговорщиками, должен был содействовать им в исполнении заговора. Но сын сестры павловой, случайно узнавший о сем заговоре, тайно известил о нём Павла, который через него же дал знать 1000-начальнику; а сей в ту же ночь под стражей в 470 человек отправил Павла, при особом препроводительном письме к прокуратору Феликсу , в Кесарию, как римского гражданина. Но искавшие смерти павловой не успокоились. Через 5 дней сам первосвященник со старейшинами и с ритором Тертуллом явились к прокуратору, требуя суда над Павлом. Ритор выставил Павла перед Феликсом язвой общества, возбудителем мятежа между иудеями, представителем Назорейской ереси, который отважился даже осквернить храм, за что будто бы и был судим синедрионом, но силой отнят у них Лисием военачальником. В опровержение сего обвинения Павел указал на то, что он не более 12-ти дней назад пришёл в Иерусалим для поклонения, что ни в городе, ни в храме и нигде ни с кем на вступал в споры и никого не возмущал, что если он действительно служит Богу по учению Назорейскому, называемому ими ересью, ожидая воскресения мёртвых , то и они (то есть иудеи – Ред.) того же (то есть воскресения – Ред.) ждут; что, наконец, если кто мог обвинять его, то разве асийские иудеи, которые однако ж не явились сюда, а перед иерусалимскими иудеями он не признаёт себя виновным. Феликс отложил дело до прихода Лисия. Сам он с женой Друзиллой – иудеянкой – слушал Павла отдельно о вере в Иисуса Христа и пришёл в страх, когда апостол раскрыл ему учение о правде, о воздержании и о будущем Суде. Он повелел не стеснять апостола, оставляя к нему свободный доступ всем близким к нему, но не выпускал из-под стражи в надежде, что Павел даст ему денег за свою свободу. Так прошло два года, пока Феликса сменил Порций Фест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Среди всех новозаветных авторов только Лука упоминает определенных римских императоров: Августа, Тиверия, Клавдия и Нерона, хотя последнего он не называет по имени. Он также упоминает некоторых римских правителей: Квириния, Пилата, Сергия Павла, Галлиона, Феликса, Феста. Он говорит о трех Иродах (Великом, Антипе, Агриппе), о Веренике, Друзилле, Анне, Каиафе, Анании, Гамалииле, самом выдающемся еврейском раввине того времени. Как отметил Ф. Ф. Брюс: «Автор, связывающий повествование с более широким контекстом истории мира, навлекает на себя беду, если он неосторожен. Он предоставляет критическим читателям множество возможностей для испытания его точности». 67 На протяжении минувших двух столетий точность Луки была подтверждена много раз, поэтому можно смело сказать, что каждый раз, когда возникает несогласие между ним и каким-то внешним источником, приходится поверить Луке. Например, в поддержку Луки мы знаем, что в первом столетии н. э. в Иерусалиме была синагога Либертинцев ( Деян.6:9 ); что в то время в Эфиопии была династия цариц ( Деян.8:27 ); что население Ликаонии говорило старой родной речью ( Деян.14:11 ); что в то время, как апостол Павел находился в Коринфе, Галлион был проконсулом в Ахаии ( Деян.18:12 ); что в Коринфе существовала еврейская синагога ( Деян.18:4–7 ); что афиняне любили проводить время в бесполезной беседе и ставили жертвенники неведомым богам ( Деян.17:21–23 ); что корабли с зерном плыли из Александрии, Египта, под ветром Крита, останавливались в Кауде и Мальте и разгружались в Путеоле ( Деян.27–28 ). Лука понимал сложную политическую терминологию, которой пользовались в восточных регионах Римской империи. Он знал, что Сергий Павел был проконсулом на Кипре, не прокуратором ( Деян.13:7 ); что греческим словом «мерис» пользовались для отметки политического округа ( Деян.16:12 ); что город Эфес называли «служителем великой богини Артемиды» ( Деян.19:35 ); что эфесские чиновники назывались «асийскими» ( Деян.19:31 ); что главные судьи в Фессалониках назывались «политархами» ( Деян.17:6:8 ); что судьи в Филиппах назывались «просторами», а их слуги – «ликторами» ( Деян.16:20:35 ); что римского правителя в Мальте называли «начальником острова», по-латински: Melitensium primus ( Деян.28:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

   Против ересей. III. 3. 3. Издания этого сочинения свт. Иринея Лионского см.: Пять книг против ересей. М., 1868; Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. СПб., 1900.    «Учение двенадцати Апостолов» — «Διδαχ των δδεκα αποστλων» — памятник древнецерковной литературы ближайшего к Апостолам времени, известный многим учителям Церкви и заново открытый в конце XIX века. Русский перевод см. в книге: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 11—38.    Пастырь. Видение второе. IV.    Там же.    Против ересей. III. 3.    Там же. 3. 3.     Евсевий. III. 18. 14.    От этой апологии сохранились лишь фрагменты у Евсевия. IV. 26. Творения святого Мелитона — в книгах: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 7; Сочинения древних христианских апологетов. М., 1866.    Против ересей. V. 30. 13.     Евсевий. III. 23. 6.     В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. П. СПб., 1910. Репринт: М., 1994. С. 59.     Дион Кассий - римский историк П-Ш веков, автор «Римской истории» в 80 книгах, доведенной до 229 года н. э. Повествование о Флавии Клименте содержалось в утраченной книге и сохранилось в цитировании византийского историка XI века Иоанна Ксифилина.    Пастырь. Подобие первое.    «Пастырь» опубликован в кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198—285.    Видение четвертое. Малоазийские церкви (60—160 годы)    Мы видели по предыдущему, что никому, кажется, Апостол Павел не отдал столько сил и любви, сколько Церквам Малой Азии и особенно Ефесской Церкви. «Три года день и ночь непрестанно со слезами учил» он ее (по собственному признанию), не пропуская ничего ей полезного. Три года работал он в Ефесе Господу «со всяким смиренномудрием и многими слезами», не упуская возвещать «всю волю Божию». На любовь отвечая любовью, с немалым плачем провожали его ефесяне, падали к нему на шею, целовали его, провожая его в последний раз (Деян. 20).    Не один Ефес отозвался на проповедь Апостола Павла: вся Малая Азия, которую как бы возглавлял Ефес, покрылась церквами. В Колоссах, в Пергаме, в Иконии, в Филадельфии, Фиатире, в Троаде, Лаодикии, Сардах, Иераполе и других городах Малой Азии появились христиане. «Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей», — говорили, по словам Деяний (19, 26), враги Апостола Павла. Даже среди «Асийских начальников» в Ефесе мы видим друзей Апостола (Деян. 19:31). Но мы видим сверх того, что в Малой Азии потрудился и Апостол Петр: в первом своем Послании он обращается к христианам Понта, Галатии, Каппадокии и Вифинии — областей Малой Азии, многих жителей которых он, по-видимому, привел ко Христу (см. дальше письмо Плиния и объяснения к нему).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

За таковых, или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждою, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением, и напоследок преодоленных немощию плоти, когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений: праведно есть согласитися с сими. Ибо сострадати и соболезновати плачущым и стенящым о преодоленных в подвиге многою силою злохитраго диавола, или родителях, или братиях, или детях, ни мало не вредно ни для кого. Поелику мы ведаем, яко, и по вере других, некоторые получили благость Божию, во отпущении грехов, и в здравии тела, и в воскресении мертвых. И так, поминая их многие труды и бедствия, прежде подъятыя за имя Христово, и не токмо сие, но и то, яко они раскаялись, и деяние, в котором изменили себе, оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, и яко удалились от мира, и имеют доброе свидетельство о житии своем, купно с ними молимся, и просим им очищения и других благ приличных, чрез Того, который соделался ходатаем о нас ко Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ибо речено: аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника, и Той очищение есть о гресех наших 111 . Посему оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие. Ибо и во Ефесе взяты были на позорище, вместо Павла, Гаий и Аристарх, сопутствовавшие Павлу, и когда он хотел внити в народ, поелику смятение произошло за него, яко преклонившаго и обратившаго множество народа ко благочестию: тогда, как речено, не допустили его ученики: еще же нецыи от Асийских начальник, суще ему друзи, пославше к нему, моляху не вдати себе в позор 116 . Аще же некоторые будут упорствовати, и препиратися с теми, которые искренно внимают глаголющему: спасая спасай твою душу, и не озирайся вспять 117 : таковые да воспомянут и избранного между Апостолами Петра, вверженнаго уже в темницу, и преданнаго четырем четверицам воинов стрещи его, но убежавшаго нощию и от убийственныя руки Ирода, и от всего чаяния людей иудейских избавившагося, по повелению Ангела Господня: бывшу, глаголет, дню, бе молва не мала в воинех, что убо Петру бысть.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Однажды святой Апостол Иоанн Богослов, придя в асийский город Ефес, встретил юношу, которого возлюбил и приложил особые усилия к тому, чтобы сделать его святым и благочестивым. Когда же настало время идти проповедовать Евангелие в другие страны, святой Иоанн призвал к себе асийского епископа, поручил юношу его попечению и взял с него клятву, что тот будет особо заботиться о его спасении. Епископ заботился о юноше, крестил его, но юноша проявил неблагодарность. Он сошелся с дурными товарищами, предался разврату, сделался пьяницей и в конце концов ушел в горы, стал предводителем разбойников. Прошел год. Иоанн снова пришел в Ефес, позвал к себе епископа и попросил: “Отдай мое сокровище, которое я поручил тебе хранить.” Епископ не понял слов Апостола. Тогда Иоанн сказал ему: “Приведи ко мне юношу, которого я поручил твоему попечению.” – “Увы, – отвечал на эти слова епископ, – юноша умер.” – “Какой смертью, – спросил Апостол, – душевной или телесной?” – “Душевной, – отвечал архиерей, – он сделался убийцей и разбойником.” Иоанн строго укорил епископа, потребовал коня и отправился в горы искать юношу. Там он встретил разбойничьи стражи и стал их просить, чтобы они отвели его к своему начальнику. Стражи отвели его, и Иоанн увидел юношу в полном вооружении. Но что же произошло? Как только юноша увидел Апостола, то стремглав бросился бежать от него. Иоанн, забыв свою старость, поспешил за ним. И когда стал приближаться к нему, то закричал: “Зачем бежишь от меня, чадо, зачем так утруждаешь своего отца? Зачем так изнуряешь меня, сын мой? Остановись, сжалься надо мной, странным и немощным старцем! Остановись, не бойся, для тебя не потеряна надежда спасения: я за тебя отвечу перед Богом. Я душу свою положу за тебя, как положил Свою душу Христос за всех нас. Не бойся, сын мой. Сам Господь послал меня, чтоб объявить тебе прощение грехов! Я сам за тебя пострадаю, и пусть с меня взыщется кровь, которую ты пролил, и я сам понесу бремя твоих грехов!” Услышав это, юноша остановился, бросил оружие и стоял, проливая горькие слезы. Затем он пал с рыданием к ногам Иоанна Богослова и умолял о прощении. Иоанн взял его с собой и привел в Ефес, ввел в церковь , и юноша был спасен. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 79).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

28–34 Реализм Луки–историка в описании этих событий поразителен. Если бы он просто занимался пропагандой христианского вероучения, то никак не упустил бы возможности дать своему герою, Павлу, одержать риторическую победу здесь, как в Афинах. Однако он пишет, что когда были схвачены Гай и Аристарх, Павла просили не показываться на зрелище. Интригуют слова Луки о том, что некоторые из Асийских начальников были друзьями его. Исходя из того, как об этом пишет Лука, маловероятно, чтобы они были христианами, скорее всего, интересовались христианством, как Сергий Павел на первых порах (13:6–8). Поведение толпы в ст. 32 описано блистательно. По всей видимости, иудеи вытолкнули вперед Александра… говорить к народу (33), чтобы дистанцироваться от христиан. Языческая толпа могла бы и не увидеть различия между этими двумя группами «безбожников», как называли иудеев и христиан за то, что они отрицали существование богов. 35–41 Подобно Гамалиилу, городской блюститель порядка не был «на стороне христиан», тем не менее в обоих случаях их внутренняя убежденность подействовала на противников умиротворяющим образом. Оба, Гамалиил и блюститель порядка, по существу говорили о том, что вопрос решится сам собой. Если зачинщик мятежа Димитрий облекал сугубо эгоистические соображения в благородную форму, то городской блюститель порядка в своем выступлении разъяснил толпе, что их бесполезные действия опрометчивы и опасны. Проявляя благоразумие и взывая к гражданскому сознанию и религиозной гордости слушателей, он высказал предположение о том, что люди, которые не понимают в отношении Артемиды того, в чем нет спора, скорее всего, просто невежды, и вовсе не опасны, поскольку они ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. (В Древнем мире храмы иногда возводили на образе, упавшем с неба [NIV], иначе говоря, на том, что мы сегодня назвали бы просто метеоритом. В русской синодальной Библии в ст. 35 – «…Диопета», т. е. «упавшего от Зевса». Статуя Артемиды в Эфесском храме, по народной легенде, упала с неба.) После этого блюститель порядка, не принимая в расчет повода к мятежу (чувств ущемленной гражданской и религиозной гордости), обращается непосредственно к его причине, к тому, что на самом деле беспокоит Димитрия – к финансовой жалобе. Он не отрицает, что такого рода беспокойство вполне законно, но указывает, что есть судебные собрания, и если Димитрий или кто–либо другой захотят, то пусть жалуются. Осветив все коллизии, блюститель порядка обращает внимание толпы на то, что их собрание, которое не может принести никакой пользы, ставит их (в том числе и самого блюстителя порядка; здесь он уравнивает себя с ними) в опасное положение – быть обвиненными в возмущении. Его речь оказалась успешной, равно и блестящей, он смог покончить с этим инцидентом и распустить собрание.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В ту эпоху, когда писал св. ап. Иоанн, этот город, вероятно, был еще единственным центром императорского культа для Асии, как Никомидия – для Вифинии. Хотя упомянутый храм просуществовал не более ста лет, однако культ этот был уже очень распространен и пользовался большою популярностью. Он освящал единение провинций с Римом, и при содействии двоякой приманки – религии и зрелищ – привлекал провинции к империи, которая, в лице императора, становилась как бы их видимым богом. Из Апокалипсиса, кажется, вытекает, что во времена Домициана участие в празднествах этого храма служило испытанием для восточных христиан: те, которые повиновались и приносили жертвы идолам, очищались этим от обвинения в безбожии, а те, «которые не поклонялись зверю и образу его, были убиваемы» 59 . Судя по тону, каким говорит, во многих местах 60 , апостол о «звере», то есть о человекоубийственной и идолопоклоннической империи, и о «его образе», то есть, по-видимому, об императоре, – можно придти к заключению, что Апокалипсис писался в самый разгар гонения. Давно прошли те времена, когда ап. Павел был в дружеских отношениях с асийскими начальниками, то есть с провинциальными жрецами, которые были поставлены для поддержания императорского культа в Асии 61 . Тогда на христиан не обращали внимания, или терпели их, и никто не думал о том, чтобы подвергать их такому испытанию (кланяться идолам); а во время написания Апокалипсиса это испытание бывало для них нередко поводом к падению. И автор Апокалипсиса считает нужным поддержать и ободрить их мужество, пророчествуя, в самых ярких красках, о падении этой империи, которая требует, чтобы христиане ее боготворили, – этого Рима, «который упояет живущих на земле вином своего блудодеяния и обагряет свои одежды в крови» христиан 62 . Ho эти пламенные слова, предназначенные для христиан Асии, и те особенные испытания, которым они подвергались, не вполне точно соответствуют состоянию духа верующих, которые жили в центре римского мира. Эти последние, менее интересовавшиеся будущим, нежели настоящим, не теряют, среди самых жестоких напастей, надежды на то, что наступит когда-нибудь для них день примирения с преследующим их государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010