25 Асиарх – начальник над объединением городов Асийской провинции. Он обладал высшей религиозной властью (ниже, в гл. 21. он назван «архиереем») и заведовал играми. 26 «Чрез ... Христа» – чтение М и Евс., принятое Camelot. В остальных рукописях: «с вечным и пренебесным Иисусом Христом». 30 P.KIeist видит в этом упоминании о хлебе намек на евхаристию (ср. выше, 14, 2). Ср. Предисловие. 31 В греч. тексте использовано лат. слово confecmor ( κομφεκτωρ), обозначающее человека, в обязанности которого входило приканчивать оставшихся в живых после боя раненых или зверей. 32 Заключенные в скобки слова отсутствуют у Евсевия. Скорее всего, мы имеем здесь дело с древним добавлением, неизвестным Евсевию, автором которого, возможно, является псевдо-Пионий, автор «Жития Поликарпа» (конец IV в., см. ниже, прим. 55). 34 Поликарп остается, в свое время, одним из последних современников и учеников апостолов; точно так же называет Поликарпа Ириней (Письмо к Флорину – Евс., ЦИ V, 20, 7) и сам Евсевий (ЦИ III, 36, 10). 35 «Тело» – чтение М и Евсевия, принятое Camelot; прочие – «мощи» (букв. «останки»). Здесь мы имеем первое свидетельство о почитании мощей мучеников, ср. ниже, 18, 2 и письмо лионских христиан (Евс., ЦИ V, 1, 61). Идея мученичества как дня рождения, выраженная здесь (18, 3) впервые, возникала уже у св. Игнатия Богоносца ( Рим. 6 ; Преображ. неправ. перевел «выгода») (однако по A.Stuiber – (Rivista di Archeologia Cristiana, t. 9, 1976, col. 229–233) слово γενεθλιος не означает непременно, что мученик рождается в момент смерти; такая интерпретация слова, по его мнению, могла бы быть лишь позднее). Во время гонений Диоктлетиана, язычники Никомедии также боялись, что христиане будут почитать останки мучеников, см. Евс., ЦИ VIII, 6, 7. См. Предисловие. 37 Букв. «посредине» – чтение М, Евс., Camelot. Это выражение дало повод P. Kleist " y утверждать, что центурион объявил тело общественной (государственной) собственностью и отобрал его именем закона, дабы не отдать его христианам. Однако место было непонятно уже в древности: в других рукописях добавл. «посредине костра».

http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirn...

—734— и отлучён и все сообщающиеся с ним“. Неужели предполагает почтенный автор, что собор имеет в виду епископов, рукоположенных не епископами же, а мирскими начальниками или совсем не получивших рукоположения от епископов? Но вся церковная история до VII-ro Вселенского собора включительно свидетельствует нам, что таких случаев не бывало, да и не было надобности поступать так, ибо всегда „мирские начальники“ имели и могли иметь в распоряжении своём по крайней мере трёх покорных и готовых исполнять их волю в деле рукоположения епископов. Ставленники государства, арианствующие и иконоборствующие епископы все без исключения получали рукоположение от епископов, но указывались к рукоположению государством или водворялись в церквах, „получали епископскую власть в Церкви“ силой государственной власти. Даже Григорий Каппадокиец, о котором Афанасий Великий , папа Юлий, да и сами церкви Александрийская и Римская прямо свидетельствуют, как о ставленнике государства, как о получившем епископскую власть через мирских начальников, а потому подлежащем извержению и отлучению, получил рукоположение от епископов, и не от трёх, а, вероятно, от гораздо большего числа на Антиохийском соборе. При таком рукоположении покоряющиеся епископы, по выражению Григория Богослова , „более действуют руками, чем произволением Духа“ (Творения, т. II, стр. 133). Итак, чего же требует третий канон VII собора? Он требует только того, чтобы епископ, пресвитер или диакон не были избираемы к руколожению мирскими начальниками, чтобы епископы, получившие епископскую власть в Церкви, пользуясь властью мирских начальников, были извергаемы и отлучаемы. Но, если третий канон VII собора говорит об избрании епископа, независимо от того, как и кем совершено рукоположение, хиротония, то канон 28-й IV собора, установляя права и преимущества Константинопольского патриархата имеет в виду только рукоположение, хиротонию, вполне отличая их от предшествующего рукоположению избрания. „Очевидно (Δηλαδ), говорит правило, что, как каждый митрополит означенных выше областей (т. е. Понтийской, Асийской и Фракийской) вместе с епархиальными

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феодор Сикеот , Анастасиупольский, еп. (22 апреля/5 мая; 15/28 июня) Феодор Стародубский , блгв. князь (21 июня/4 июля) Феодор Стратилат , Гераклийский, вмч. (8/21 февраля; 8/21 июня) Феодор Студит , игумен, исповедник (26 января/8 февраля; 11/24 ноября) Феодор Тирон , вмч. (17 февраля/2 марта; в субботу 1-й седмицы Великого поста) Феодор Трихина («власяничный»), прп. (20 апреля/3 мая) Феодор Черниговский , мч., чудотворец, боярин мч. Михаила Черниговского (14/27 февраля; 20 сентября/3 октября) Феодор Ярославич Новгородский , блгв. князь, брат св. Александра Невского (5/18 июня) Феодор , архиеп. Ростовский (28 ноября/11 декабря) Феодора Александрийская , прп. (11/24 сентября) Феодорит Рязанский , архиеп. (10/23 сентября) Феодосий Великий , Киновиарх, прп., общих житий начальник (11/24 января) Феодосий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Феодосий Едесский , столпник (9/22 июня) Феодосий Печерский , прп., общих житий начальник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 мая; 14/27 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 сентября) Феодосий Сийский , прп. (29 октября/11 ноября) Феодор Терновский , прп. (27 ноября/10 декабря) Феодосий Тотемский Суморин , прп., игумен (28 января/10 февраля) Феодосий Угличский , Черниговский, архиеп. (5/18 февраля; 9/22 сентября) Феодосий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Феодосия Константинопольская , дева, прмц. (29 мая/11 июня) Феодот Анкирский , корчемник, мч. (18/31 мая; 7/20 июня; 7/20 ноября) Феодот Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Феодот Киринейский , еп., исповедник, сщмч. (2/15 марта) Феодотия Асийская , прп., мать бессребреников Космы и Дамиана (1/14 ноября) Феодул Критский , мч. (23 декабря/5 января) Феодул Цареградский , прп. (3/16 декабря) Феоктист Новгородский , архиеп. (23 января/5 февраля; 23 декабря/5 января) Феоктист Палестинский , прп., игумен, спостник Евфимия Великого (3/16 сентября) Феоктист Сербский , бывший Драгутин, прп. (12/25 марта) Феостих Кизический , мч. (29 апреля/12 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Взирающий на землю и приводящий ее в трепет,/избавь нас от угрозы страшного землетрясения, Христе Боже наш,/и ниспошли нам щедрые милости Твои/по ходатайствам Богородицы, единый Человеколюбец! Кондак, глас 6 Избавь всех нас, Господи, от грозного землетрясения,/и наказания нестерпимого за грехи наши./Пощади, Господи, Православных людей Твоих,/которых Ты приобрел Своею Кровию, Владыка./И не предай город на погибель от страшного землетрясения,/ибо мы иного Бога, кроме Тебя, не знаем./И воззови к воспевающим Тебя:/«Я – с вами, и никто – против вас!» Святого великомученика Димитрия Солунского, мироточца (ок. 306) Тропарь, глас 3 Великого в бедах защитника/в тебе, страстотерпец, обрела вселенная,/язычников побеждающего./И как ты низверг гордыню Лия,/на борьбу вдохновив Нестора,/так, святой Димитрий, Христа Бога моли,/да дарует нам великую милость. Кондак, глас 2 Потоками крови твоей, Димитрий,/Церковь Бог обагрил,/дав тебе силу непобедимую/и сохраняя град твой невредимым,/ибо ты – его утверждение.   НОЯБРЬ 1. Святых чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии Тропарь, глас 8 Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан,/посетите немощи наши;/даром вы получили благодать,/даром подайте и нам. Кондак, глас 2 Получив благодать исцелений,/простираете вы здравие пребывающим в бедах,/врачи, чудотворцы славные;/но вашим посещением и врагов дерзости низложите,/мир исцеляя чудесами. 8. Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, иЕгудиила, Варахиила и Иеремиила Тропарь, глас 4 Небесных воинств Архистратиги,/непрестанно молим вас мы, недостойные,/чтобы вы оградили нас вашими молитвами/под кровом крыл невещественной вашей славы/сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих:/«От бед избавьте нас,/как начальники Вышних Сил!» Кондак, глас 2 Архистратиги Божии, служители Божественной славы,/Ангелов начальники и людей наставники,/полезное нам испросите и великую милость,/как бесплотных Архистратиги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Кондак, глас 2: Кровей твоих струями, Димитрие,/Церковь Бог обагри,/давый тебе крепость непобедимую/и соблюдая град твой невредим;/того бо еси утверждение. Кондак, глас 2 Потоками крови твоей, Димитрий,/Церковь Бог обагрил,/дав тебе силу непобедимую/и сохраняя град твой невредимым,/ибо ты – его утверждение. НОЯБРЬ 1 НОЯБРЯ. СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОТИИ Тропарь, глас 8: Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/посетите немощи наша:/туне приясте, туне дадите нам. Тропарь, глас 8 Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан,/посетите немощи наши;/даром вы получили благодать,/даром подайте и нам. Кондак, глас 2: Благодать приимше исцелений,/простираете здравие сущим в нуждах,/врачеве, чудотворцы преславнии,/но вашим посещением ратников дерзости низложите,/мир исцеляюще чудесы. Кондак, глас 2 Получив благодать исцелений,/простираете вы здравие пребывающим в бедах,/врачи, чудотворцы славные;/но вашим посещением и врагов дерзости низложите,/мир исцеляя чудесами. 8 НОЯБРЯ. СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ. АРХАНГЕЛОВ: ГАВРИИЛА, РАФАИЛА, УРИИЛА, СЕЛАФИИЛА, ИЕГУДИИЛА, ВАРАХИИЛА И ИЕРЕМИИЛА Тропарь, глас 4: Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы, недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/от бед избавите ны,/яко чиноначальницы Вышних сил. Тропарь, глас 4 Небесных воинств Архистратиги,/непрестанно молим вас мы, недостойные,/чтобы вы оградили нас вашими молитвами/под кровом крыл невещественной вашей славы/сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих:/“От бед избавьте нас,/как начальники Вышних Сил!” Кондак, глас 2: Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы и человеков наставницы,/полезное нам просите и велию милость,/яко Безплотных Архистратизи. Кондак, глас 2 Архистратиги Божии, служители Божественной славы,/Ангелов начальники и людей наставники,/полезное нам испросите и великую милость,/как бесплотных Архистратиги.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

в) Однажды св. апостол Иоанн Богослов, пришедши в город Ефес, встретил юношу, которого возлюбил, и употребил особенные усилия к тому, чтобы сделать его святым и благочестивым. Когда же Богослову настало время идти проповедовать Евангелие в другие страны, он призвал к себе Асийского епископа, поручил его попечению юношу и взял клятву с епископа, что он будет особенно заботиться об его спасении. Епископ заботился об юноше, крестил его, но юноша остался неблагодарным. Он сошелся с дурными товарищами, сделался развратным, пьяницей и, в конце концов, ушел в горы и сделался старейшиной разбойников. Прошел год, Иоанн снова пришел в Ефес и, пришедши, тотчас позвал к себе епископа и сказал ему: «Отдай мне мое сокровище, которое я поручил хранить тебе». Епископ не понял слов апостола. Тогда Иоанн сказал ему: «Приведи ко мне юношу, которого я поручил твоему попечению». – «Увы, – отвечал на эти слова епископ, – юноша умер». – «Какой смертью, – спросил апостол, – душевной или телесной?» – «Душевной, – отвечал архиерей, – он сделался убийцей и разбойником». Иоанн строго укорил епископа, тотчас потребовал коня и отправился в горы отыскивать юношу. Когда он достиг гор, там он встретил стражей разбойнических и стал просить их, чтобы они отвели его к их начальнику. Стражи отвели, и Иоанн увидел юношу, стоявшего в полном вооружении. Но что же вышло? Лишь только юноша увидал апостола, стремглав бросился бежать от него. Иоанн, забыв свою старость, поспешил за ним. А когда стал настигать юношу, – то кричал: «Зачем бежишь от меня, чадо? Зачем так утруждаешь твоего отца? Зачем так изнуряешь меня, сын мой? Остановись, сжалься надо мною, странным и немощным старцем! Остановись, не бойся, для тебя не потеряна надежда спасения: я за тебя отвечу пред Богом; я душу свою положу за тебя, как положил Свою душу Христос за всех нас. Не бойся, сын мой. Сам Господь послал меня, чтобы объявить тебе прощение грехов! Я сам за тебя пострадаю, и пусть с меня взыщется кровь, которую ты пролил, и я сам на себе понесу бремя грехов твоих!». Услышав это, юноша остановился, бросил оружие и стоял, проливая горькие слезы. Затем он пал с рыданием к ногам Богослова и умолял о прощении. Иоанн взял его с собой, привел в Ефес, проводил с ним подвиги молитвы и покаяния примирил его с Богом, совестью и с Церковью, и юноша был спасен (Пролог сент. 26 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3 . Однажды св. ап. Иоанн Богослов, пришедши в город Ефес, встретил юношу, которого возлюбил, и употребил особенные усилия к тому, чтобы сделать его святым и благочестивым. Когда же Иоанну настало время идти проповедовать евангелие в другие страны, он призвал к себе асийского епископа, поручил его попечению юношу и взял клятву с епископа, что он будет особенно заботиться об его спасении. Епископ заботился о юноше, окрестил его, но юноша, к несчастью, сошелся с дурными товарищами, сделался развратным, пьяницею и, в конце концов, ушел в горы и сделался старейшиною разбойников. Прошел год, Иоанн снова пришел в Ефес и, пришедши, тотчас позвал к себе епископа и сказал ему: «Отдай мне мое сокровище, которое я поручил хранить тебе». Епископ не понял слов апостола. Тогда Иоанн сказал ему: «Приведи ко мне юношу, которого я поручил твоему попечению». – «Увы, – отвечал на эти слова епископ, – юноша умер». – «Какою смертью, – спросил апостол, – душевною или телесною?» – «Душевною, – отвечал архиерей, – он сделался убийцею и разбойником». Иоанн строго укорил епископа, тотчас потребовал коня и отправился в горы отыскивать юношу. Когда он достиг гор, там он встретил стражей разбойнических и стал просить их, чтобы они отвели его к начальнику. Стражи отвели, и Иоанн увидел юношу, стоявшего в полном вооружении. Но что же вышло? Лишь только юноша увидал апостола, стремглав бросился бежать от него. Иоанн, забыв свою старость, поспешил за ним. И, когда стал настигать юношу, то кричал: «Зачем бежишь от меня? Чадо, зачем так утруждаешь твоего отца? Зачем так изнуряешь меня, сын мой? Остановись, сжалься надо мною, странным и немощным старцем! Остановись, не бойся, для тебя не потеряна надежда спасения: я за тебя отвечу пред Богом, – я душу свою положу за тебя, как положил Свою душу Христос за всех нас. Не бойся, сын мой! Сам Господь послал меня, чтоб объявить тебе прощение грехов! Я сам за тебя пострадаю и пусть с меня взыщется кровь, которую ты пролил, и я сам на себе понесу бремя грехов твоих!» Услышав это, юноша остановился, бросил оружие и стоял, проливая горькие слезы. Затем он пал с рыданием к ногам Богослова и умолял о прощении. Иоанн взял его с собою и привел в Ефес, ввел в церковь , и юноша был спасен («Пролог», 26 сентября). Кротость в исправлении грешников

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иначе Диана — известная языческая богиня у греков, олицетворяла луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с великолепием и блеском. Антипа, епископ Пергама Асийского, скончался в 95 г., память его (11 апр.) была особо чтима в Царьграде, куда при Феодосии Великом (379–395 гг.) был перевезен из Пергама бык, в коем сожжен был св. Антипа. ( < < back 1) ( < < back 2) Память святых мучеников Прокесса и Мартиниана темница находилась в северной части города Рима. Она предназначалась главным образом для государственных преступников, к числу которых относили и христиан. Эта темница в реставрированном (восстановленном) виде сохранилась и теперь, причем те отделения темницы, где были заключены Апостолы Петр и Павел, как священное место, охраняется католиками с особенным вниманием. скала находилась на западной стороне капитолийского холма в Риме. В древнем Риме эта скала служила местом, откуда сбрасывали приговоренных к смерти преступников. По сказанию римской легенды, эта скала получила свое наименование по следующему поводу: Тарпея, весталка (девственница, служившая при языческом алтаре), во время войны Ромула с сабинским царем Титом Тацием, соблазнившись обещанием золота, впустила сабинян в Капитолий. Так как по условию сабиняне должны были дать Тарпее то, что носили на левой руке, то взойдя на Капитолий, они закидали изменницу, вместо ожидавшихся ею браслетов, щитами, под тяжестью которых она и умерла. С тех пор этот утес и стал называться Тарпейскою скалою. начальник города. святых мучеников последовала во второй половине I-ro столетия. Мощи их покоятся ныне в Ватиканском соборе Апостола Петра, в приделе их имени. Житие преподобной матери нашей Афанасии с греческого языка в переводе на русский значит «бессмертие». этот находится близ Греции. Матфей потому упоминает об Ефесе, что последние годы своей жизни св. Ап. провел в этом малоазийском городе, управляя малоазийскими церквами (Апок.1:11; гл. 2 и 3). Житие преподобного отца нашего Исаака Сирина

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Никольский храм (Малышево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский храм (Малышево) Деревянная церковь в русском стиле, завершённая невысоким шатром, с шатровой колокольней. Выстроена при помощи князя А. А. Прозоровского-Голицына. Боковые приделы Космодамианский и Михаило-Архангельский. Не действовала только в период 1936-1941 гг. Содержание История [ править править код ] Храм построен в 1910 г., освящен архиереем в 1912 г. в честь Святителя Христова Николая Мир-Ликийских чудотворца и именовался Николаевской церковью, при деревне Малышево. Задумано было строительство однопрестольного храма, но в 1914 г. в храме были устроены приделы: справа в честь святых мучеников Космы и Дамиана Асийских чудотворцев, а слева в празднование Собора святого Архистратига Михаила, которые и были освящены в этом же году. Храм строился на собранные средства «ревнителей и жертвователей» крестьян деревень Малышево, Кузнецово и Юрово. Лепту на строительство храма внес «Его Сиятельство Александр Александрович Голицын – Прозоровский», которого крестьяне именуют в своем прошении на имя Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского и Коломенского и священно-архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Господина нашего Владимира жертвователем и ревнителем православия «Светлейший наш и родной Князь». Участником в строительстве храма было и общество Московско-Казанской железной дороги. Строитель храма Иван Парфенов Евдокомов вместе со своим братом Василием Парфеном Евдокимовым были крестьянами состоятельными, но разорились на строительстве. Много недоброжелателей было против строительства храма при деревнях Малышево, Юрово и Кузнецово, жители которых желали иметь свой храм, т.к. им приходилось добираться на молитву в храм за 15 верст в Фаустово, где находился храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Построенное с великими страданиями церковное здание обустраивалось и внутренне и внешне до 1912 года. Храм не закрывался в годы лихолетия. Три начальника милиции г. Раменское (имена их не сохранились в истории храма), получив указание «свыше» закрыть храм при с. Малышево, отказались исполнить это варварство и были сосланы, как «единомышленники попов», но храм остался до сего времени в неприкосновенности. Начальников Милиции на подвиг сохранения храма благословили, всех троих, их родители. Волею местных властителей было приказано дверей храма не закрывать ни в каких случаях. Удивительно было то, что даже скотина не входила в открытые двери храма. Православные жители по ночам собирались в храме для молитвы и это был горький плач изболевших по церковной службе человеческих сердец жаждущих обрести утешение в своих скорбях.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Древние апокрифы о начале благовестнического служения Ап. Иоанна в Малой Азии рассказывают следующее. Взойдя в город Ефес, благовестники остановились на площади 1264 , где стоял храм богини Артемиды. Здесь находились богатые термы, принадлежавшие старейшине города Диоскориду. Путники решили никому не говорить о цели своего прибытия в Ефес до тех пор, пока сам Господь не откроет о них людям. Из терм вышла женщина по имени Романа, заведовавшая ими. Увидев ученика и учителя, она приняла их за странников, пришедших из далекой страны и готовых за кусок хлеба безропотно нести самые тяжелые работы. Действительно, они не отказались, когда им была предложена эта работа. Три литры хлеба и „Сребреница“, – вот их ежедневная плата. Тяжелый физический труд приходилось им нести. Много они пострадали от грубой, необузданной своей госпожи. И долго бы они еще страдали, если бы не случилось одно неожиданное обстоятельство. Умер единственный сын Диоскорида, юный Домн 1265 , полный сил и здоровья. Горячо молилась мать за него богине Ефесской. „О, великая Артемида Ефесская! говорила она, помоги мне, покажи силу твою на умершем юноше. Знаю, что все жены ефесские и все мужи и все тобою управляется, и великие дела совершаются тобою“. Но не воскресила умершего сына богиня Артемида. Воскресил его Ап. Иоанн, обратившийся с молитвою к Царю Небесному. Бедная мать, видя своего сына живым, пала на колени пред Иоанном, со слезами и рыданиям испрашивала его: „скажи мне, кто ты? Ты-или Бог, или Сын Божий 1266 , почему и творишь такие чудеса“. Это чудо так поразило родителей воскрешенного, что они тотчас уверовали в Распятого и были крещены Ап. Иоанном. Множество народа следовало к дому Диоскорида, куда были приглашены св. благовестники. Здесь родители приготовили для них богатую трапезу. Учитель и ученик оставались в доме их весь этот вечер 1267 и следующее утро 1268 . Трудно сказать, что измышлено в этом рассказе и что нет. Кажется, иначе должны были встретить великого Апостола ефесские христиане. Ведь, имя этого Апостола несомненно было хорошо всем известно. Среди христиан ефесских немало было даже друзей Апостолов: Акилла и Прискилла, асийские начальники и многие другие 1269 . Не лежит ли в основе этого рассказ св. Поликарпа о посещении Апостолом бани Ефесской и бегстве его отсюда 1270 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010