п. Таковы были иерархи Римский, Александрийский и Антиохийский, но иерархи каких областей разумеются в словах 6 канона: «и в иных областях пусть соблюдаются преимущества церквей?» Здесь, по мнению проф. Барсова, можно видеть указание на иерархов Кесарии Капподакийской в Понтийском округе, Ефесского в Асийском и на епископа Ираклийского во Фракийском, потому что эти епископы имели преимущественное положение сравнительно с прочими митрополитами этих округов и удержали за собою звание экзархов даже тогда, когда была подчинены Константинопольскому патриарху. Итак, по мнению проф. Барсова, на первом же Вселенском соборе некоторые иерархи Церкви признаны были главными митрополитами с властью над обыкновенными областными митрополитами. Из этого видно, что во времени первого Вселенского собора сосредоточение церковного управления сделало значительный шаг, так что не только епископы отдельных городов успели встать в подчиненное отношение к митрополитам областным, а самые митрополиты имели над собой начальников, каковых первым Вселенском собором с определенностью насчитывается трое. Второй Вселенский собор, продолжает проф. Барсов, подтвердил тот же порядок, поставив во главе Египетского диоцеза восточного епископа Антиохийского; но этот собор, упомянув еще о диоцезах Асийском, Понтийском и Фракийском, утвердил «чтобы епископы области Асийской начальствовали только в Асии, епископы Понтийские имели в своем ведении дела только Понтийской области, фракийские только Фракии». Все это изложено собором во 2-м каноне. Таким образом, согласно гражданскому разделению восточной части Греко-римской империи на пять округов или диоцезов, собор и в церковном отношении учреждает на Востоке пять центров церковного управления. Так как, аргументирует проф. Барсов, главным городом округа Азийского был Ефес, округа Понтийского Кесария, а округа Фракийского Ираклия, то под епископами, долженствующими, по определению собора, начальствовать над этими округами должно разуметь иерархов Ефесского для округа Азийского, Кесарийского для Понтийского и иерарха Ираклийского для округа Фракийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Однажды св. апостол Иоанн Богослов, пришедший в Асийский город Ефес, встретил юношу, которого возлюбил и употребил особенные усилия к тому, чтобы сделать его святым и благочестивым. Когда же Богослову настало время идти проповедовать Евангелие в другие страны, он призвал к себе Асийского епископа, поручил его попечению юношу и взял клятву с епископа, что он будет особенно заботиться об его спасении. Епископ заботился об юноше, крестил его, но юноша остался неблагодарным. Он сошелся с дурными товарищами, сделался развратным, пьяницею и, в конце концов, ушел в горы и сделался старейшиною разбойников. Прошел год, Иоанн снова пришел в Ефес и, пришедши, тотчас позвал к себе епископа и сказал ему: " отдай мне мое сокровище, которое я поручил хранить тебе " . Епископ не понял слов Апостола. Тогда Иоанн сказал ему: приведи ко мне юношу, которого я поручил твоему попечению " . - " Увы, отвечал на эти слова епископ, юноша умер " . - " Какою смертью, спросил Апостол, душевною или телесною? " - " Душевною, отвечал архиерей, он сделался убийцею и разбойником " . Иоанн строго укорил епископа, тотчас потребовал коня и отправился в горы отыскивать юношу. Когда он достиг гор, там он встретил стражей разбойнических и стал просить их, чтобы они отвели его к их начальнику. Стражи отвели, и Иоанн увидел юношу, стоявшего в полном вооружении. Но что же вышло? Лишь только юноша увидел Апостола, стремглав бросился бежать от него. Иоанн, забыв свою старость, поспешил за ним. И когда стал настигать юношу, то кричал: " зачем бежишь от меня? Чадо, зачем так утруждаешь твоего отца? Зачем так изнуряешь меня, сын мой? Остановись, сжалься надо мною, странным и немощным старцем! Остановись, не бойся, для тебя не потеряна надежда спасения: я за тебя отвечу пред Богом; я душу свою положу за тебя, как положил Свою душу Христос за всех нас. Не бойся, сын мой. Сам Господь послал меня, чтоб объявить тебе, прощение грехов! Я сам за тебя пострадаю, и пусть с меня взыщется кровь, которую ты пролил, и я сам на себе, понесу бремя грехов твоих! " Услышав это, юноша остановился, бросил оружие и стоял, проливая горькие слезы. Затем он пал с рыданием к ногам Богослова и умолял о прощении. Иоанн взял его с собою и привел в Ефес, ввел в церковь, и юноша был спасен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

д) Святой Лука далее говорит, что, узнав об этом, Павел хотел сам войти в театр, в гущу народа, чтобы защитить своих друзей, но ученики не позволили ему это сделать. Отговаривали его и те асиархи (асийские начальники), которые были его друзьями ( Деян. 19, 31 ). Лука и здесь использует точную терминологию, упоминая этих людей. Асиархи, или верховные жрецы Азии, надзирали за отправлением в Азии императорского культа. Октавиан Август дал свое разрешение Эфесу, чтобы среди прочего в нем был священный участок, посвященный культу Рима и Цезаря. Итак, «почитание Артемиды было не единственным элементом, придававшим Эфесу восточный колорит. В городе и во всей провинции, как нигде больше, процветал культ императора». 708 Асиархов – всего их было десять – выбирали из числа самых богатых жителей города сроком на один год. Они возглавляли народные собрания в провинции Азия, были ответственны за состояние храма, посвященного Августу, и объявляли о начале состязаний, связанных с культом императора. Наименование асиархи они сохраняли и по истечении годового срока службы, так что в Эфесе во времена апостола Павла имелось десять действующих асиархов и многие (более 80 человек) носили этот титул как почетный. Некоторые из них, оставаясь язычниками, «были друзьями Павла – их привлекала красота излагаемого им учения». 709 Кроме того, их симпатия и терпимость по отношению к Павлу объяснялись и той позицией, которую они обычно занимали во времена бунтов и народных волнений. 710 Итак, Лука верно пишет о том, что некоторые из асиархов хотели помешать апостолу в его попытке проникнуть в театр, в самую гущу исступленной толпы. е) В тот момент, когда народ в ярости кричал «велика Артемида Эфесская», в дело, как говорит Лука, вмешался некий блюститель порядка (слав. – «книжник», букв, с греч. – «секретарь»), чтобы успокоить толпу. Блюститель порядка, содержание речи которого нам известно, успокаивал их, приводя различные аргументы, то заискивая, то устрашая, и в конце концов распустил собрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Павел хотел войти в народ: великая смелость и сила духа воина Христова – идти к разъяренной против него толпе. – Не пустили: конечно, опасаясь за жизнь его от мятежной толпы. И не только ученики опасались за жизнь его в случае появления его в народе, но и некоторые из начальников Асийских, расположенные к Павлу и, как видно, понимавшие, что против него, главным образом, возмутилась эта толпа. – Асийские начальники – это были выборные от городов для устроения торжественных игрищ в честь богов и императора. Каждый город Проконсульской Асии присылал в Эфес к известному времени своего выборного, которые из среды себя выбирали десять членов для устройства помянутых игрищ. Некоторые из этих начальников тогдашних были друзьями Павла, если не христианами, то лично расположенными к великому апостолу. Просили не показываться на зрелище: очевидно, предостерегая от опасности для него в случае появления его там. Одни – одно и пр.: наглядное изображение мятежнического собрания толпы. Что в театре происходит что-то против Павла и его спутников, – это все знали (единодушно, ст. 29; в один голос, ст. 34), но что именно – большая часть собравшихся, особенно пришедших после, не знали. По предложению Иудеев и пр.: и текст не вполне ясен и личность Александра с его предполагаемой речью загадочна. – Вызван был – кем? По предложению Иудеев – почему иудеев, с какой целью? Что он хотел говорить? Кто такой сам Александр? Объяснения не одинаковы. Можно предполагать, что этот Александр был иудей по происхождению и религии, что иудеи опасались, как бы, при этом народном возмущении против христиан, народ не смешал с христианами и иудеев, тем более, что иудеи были известны как враги идолов (в чем теперь обвиняли христиан), и как бы и им не досталось вместе с христианами от мятежной толпы, а потому по их предложению и вызван был ими же Александр, вероятно, более других отличавшийся ораторским талантом, чтобы объяснить собравшемуся народу различие между иудеями и христианами, и что они не повинны в том, в чем обвиняется Павел, и не заслуживают ни суда, ни самосуда. Но народ не захотел слушать речи иудея из презрения вообще к иудеям. – Можно предполагать и то, что Александр был христианин из иудеев, который хотел говорить в защиту Павла и христиан от нареканий на них; вызван же был из народа по предложению коварных и злорадных его соплеменников (от которых он отстал по вере), чтобы он сделался жертвой народной ярости, защищая Павла и христиан. Первое предположение кажется вероятнее, последнее искусственно, хотя возможно. Святой Златоуст высказывает еще ту догадку, что Александр-иудей хотел говорить для того, чтобы еще более воспламенить ярость народа против христиан. – Не захотев слушать речи Александра из ненависти греков к иудеям вообще, особенно в этом возбужденном состоянии, беспорядочная толпа продолжала часа два повторять то восклицание, которым рабочие Димитрия начали возмущение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

    19:19,20. Магические заклинания записывали на клочках папируса, которые сворачивали и помешали в маленькие цилиндры или медальоны, носимые на шее в качестве амулетов; под «книгами» Лука, вероятно, подразумевает здесь эти магические заклинания. Они были настолько популярны в Эфесе, что получили в греко-римской литературе название Ephesia grammata, «Эфесские писания». Книги в древности сжигались в знак неприятия их содержания (ср.: 1 Пар. 14:12). Общая стоимость сожженных книг приближалась к заработку среднего работника за пятьдесят тысяч дней.     19:21,22 Изменение маршрута    Павел планировал покинуть Эфес еще до того, как узнал о готовящемся мятеже (19:23—41). Лука намечает здесь последовательность дальнейших событий (ср.: Лк. 9:51), представляя ее в виде еще одного путешествия по Греции и посещения Рима после кратковременного пребывания в Иерусалиме. Философы и раввины требовали, чтобы ученики служили им, и подобные отношения имеют «ветхозаветный прецедент в служении Иисуса Навина Моисею, Елисея Илии и Гиезия Елисею. Эраст, возможно, был эдилом, или распорядителем общественных работ в Коринфе (см. коммент. к Рим. 16:23); если это так, то данный текст показывает, что положение в «Царстве и в мире не определяется в одних и тех же терминах.     19:23—41 Артемида и доходы    Как известно, под ветхим рубищем религиозного благочестия нередко скрываются личные корыстные интересы. Храм Артемиды был не только святилищем, но и банком, и люди со всего света хранили здесь свои денежные средства. Как показывают надписи, около 44 г. (примерно за десять лет до прибытия Павла в Эфес) проконсулу пришлось разбираться с серьезными финансовыми нарушениями в храме, связанными с исполь-, зованием хранившихся там сокровищ в личных целях. В Эфесе политика и религия были переплетены так же тесно, как религия и экономика, а культ Артемиды Эфесской играл в жизни города определяющую роль.     19:23. В течение всего месяца, в котором, по преданию, родилась Артемида, в Эфесе устраивались грандиозные торжества в ее честь, на которые съезжались все «асийские начальники», или азиархи (ст. 31; см. коммент, к 19:30,31). Некоторые исследователи полагают, что описываемые события происходили именно в это время; хотя это предположение не лишено правдоподобия, поклонение Артемиде продолжалось в течение всего года, а азиархи, которые хорошо знали Павла, могли находиться в Эфесе и в другое время.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Восточная же страна, в ней же град имянуемый Устюг и град Выбор, предел Соли-вычегодския, и окрестные их пределы и веси блажат и прославляют тебе, досточудне и преблаженне Прокопие. Имеем тя вси, яко стража и хранителя, и заступника граду нашему, яко никогда убо ты воздремлеши, ниже опочиеши, но всегда сохраняя отчину свою великий град Устюг и окрестные пределы, и веси, и вси живущия ту люди» 370 . Не менее ясно проведен этот господствующий у нас тогда местный взгляд на святых угодников и в «повести о Нифонте, еп. Новгородском», с тем, впрочем, отличием от выше приведенного уже нами места, что в этом житии это местное почитание ставится в связь с таким же почитанием святых и в других христианских странах. Именно, в «Похвале святителю Христову Нифонту, епископу Новгородскому», мы читаем: «хвалит бо Рим великий и со окрестными грады Петра и Павла... А Иоанна Богослова, девственника и наперсника Христова, Ефес град великий и Потмоский остров и вся страна Асийская похвалными песньми почитает... Марка же великая Александрия хвалит... Такоже хвалит и Лоуку град Аньтиохия и со окрестными грады и вески... Такоже хвалит и Греческая земля царя Константина с материю Еленою, равноапостольское дело сотворивша и крест Христов и копие и гвоздие обретоша. И град же Киев и вся Русская земля великаго князя Владимира похваляет... Московская же земля Петра Митрополита, иже в учении превеликаго. Ростовская же святителя своего Леонтия епископа... Псковская земля оублажает своих чудотворцев великаго князя Всеволода Мстиславича, нареченнаго во св. крещении Гавриила и преп. о. Ефросина и спостника его Савоу, Крыпецкия обители начальника... О пречистнейший святителю Христов Нифонте! тебе же хвалит Великий Новъград и вся земля Новгороцкая и Псковская, епископа своего неленостнаго во оучениях и крепкаго в терпении, и многи души спасша добродетельным своим оучением и ко Христу приведшаго и Церковь Божию просветившаго, и от ересей соблюл еси непоколебиму и не мятежну 371 . Из этих двух приведенных мест видно, что большинство наших святых, канонизованных в этот период, были только местночтимыми святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За таковых, или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждою, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением, и напоследок преодоленных немощию плоти, когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений: праведно есть согласитися с сими. Ибо сострадати и соболезновати плачущым и стенящим о преодоленных в подвиге многою силою злохитраго диавола, или родителях, или братиях, или детях, ни мало не вредно ни для кого. Поскольку мы ведаем, яко, и по вере других, некоторые получили благость Божию, во отпущении грехов, и в здравии тела, и в воскресении мертвых. И так, поминая их многие труды и бедствия, прежде подъятыя за имя Христово, и не токмо сие, но и то, яко они раскаялись, и деяние, в котором изменили себе, оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, и яко удалились от мира, и имеют доброе свидетельство о житии своем, купно с ними молимся, и просим им очищения и других благ приличных, чрез Того, который соделался ходатаем о нас к Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ибо речено: аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника, и Той очищение есть о гресех наших 176 . Посему оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие. Ибо и во Ефесе взяты были на позорище, вместо Павла, Гаий и Аристарх, сопутствовавшие Павлу, и когда он хотел внити в народ, поскольку смятение произошло за него, яко преклонившаго и обратившаго множество народа ко благочестию: тогда, как речено, не допустили его ученики: еще же нецыи от Асийских начальник, суще ему друзи, пославше к нему, моляху не вдати себе в позор 181 . Аще же некоторые будут упорствовати, и препиратися с теми, которые искренно внимают глаголющему: спасая спасай твою душу, и не озирайся вспять 182 : таковые да воспомянут и избранного между Апостолами Петра, вверженнаго уже в темницу, и преданнаго четырем четверицам воинов стрещи его, но убежавшаго нощию и от убийственный руки Ирода, и от всего чаяния людей иудейских избавившагося, по повелению Ангела Господня: бывшу, глаголет, дню, бе молва не мала в воинех, что убо Петру бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   – Стоики (так называвшиеся от столбов того здания, где учил основатель их школы, философ Зенон) учили, что весь мир есть живое вещество; душа человеческая – это будто бы переходящая часть, или проявление всемирной души божества. Самое высшее в человеке – это рассудок. Кто действует по соображениям рассудка, тот добродетелен и должен быть при всех случайностях покоен и счастлив. Гордость стоиков также противна духу Евангелия, как и распущенность эпикурейцев.    – Ареопаг – с греческого значит холм Арея – бога войны. Здесь находилось высшее судебное место, наблюдавшее за исполнением законов, за нравами, за богослужением.    – В 1-м послании апостол убеждает солунян быть твердыми при всех гонениях и страданиях и ожидать второ-го пришествия Христова для своего утешения и укрепления в своей жизни. Во 2-м послании апостол, между прочим, открывает признаки второго пришествия Христова. 12. Третье путешествие апостола Павла (54—58 гг. по Р.Х.)...    Во время третьего путешествия апостол Павел, посетив, по обычаю, основанные им малоазийские Церкви, долгое время (около трех лет) оставался в городе Ефесе. Это был многолюдный и торговый город. Здесь был знаменитый храм Дианы, считавшийся одним из семи чудес света. Отсюда по всему языческому миру разносились статуэтки этого храма и разные волшебные записки, служившие амулетами.    Своею неустанною проповедью, сопровождаемою чудесами, апостол подорвал язычество в самом корне. Волшебники принесли к нему свои тайные книги, ценившиеся очень дорого (50 000 драхм – более 10 000 руб. серебром), и сожгли их перед его глазами. Успех апостольской проповеди был замечен ремесленниками, которые делали модели Дианина храма и торговали ими, потому что торговля их начала падать, и модели уже не требовались в таком количестве, как прежде. Один из них, серебряник Дмитрий, собрал подобных себе ремесленников и возмутил их против апостола. «Этот Павел, – говорил Димитрий, – не только в Ефесе, но почти во всей Асии своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги; а это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает вселенная». Выслушав речь Димитрия, ремесленники пришли в ярость и стали кричать: «Велика Артемида Ефесская!» Волнение распространилось по всему городу. Между тем мятежники схватили сотрудников Павловых (Гаия и Аристарха) и устремились к зрелищу (с целью возбудить народ против них и потребовать растерзания их зверями). Павел хотел выйти к народу, но ученики, а также начальники асийские не допустили его до явной опасности. Благоразумная речь блюстителя порядка к мятежной толпе, утишила волнение. Апостол убедился, что христианство утвердилось в этом городе, и счел возможным удалиться из него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Впервые в канонах рассматриваемый термин встречается в 6-м правиле Сардикийского Собора, но там он не имеет особого самостоятельного значения. В этом правиле ясно сказано, что экзарх – это митрополит: «Экзарх области, разумею епископа митрополии». Что же касается употребления данного термина для обозначения титула (не митрополита), то оно связано с образованием более крупных, чем митрополичий, округ, Поместных Церквей. Появление таких образований связано с развитием административного деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с тем новым административным делением, которое сложилось в 4 столетии. При святом Константине Великом территориально империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. В свою очередь префектуры были разделены на диоцезы, и в каждом диоцезе было по несколько провинций. Экзархами (лат. – vicarios) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские начальники диоцезов, а потом этот титул был перенесен на первоиерархов этих областей. Впервые экзархов как иерархов, отличных от митрополитов, упоминают отцы Халкидонского Собора в 9-м правиле: «Аще же на митрополита области епископ или клирик имеет неудовольствие: да обращается или к экзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя». Исторически одни Экзархаты (Александрийский, Антиохийский) действительно выросли в Патриархаты; другие, епископы которых чаще именовались экзархами – Понтийский, Асийский и Фракийский – с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Ефесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный Константинопольский Патриархат. Таким образом, титул экзарха утратил свое первоначальное значение. У нас Патриаршим Экзархом всея Украины именовался до 1990 г. митрополит Киевский и Галицкий как первый епископ особой части Русской Церкви – Украинской Православной Церкви, а также архиереи, возглавлявшие округа, состоявшие из нескольких зарубежных епархий. В настоящее время сан Патриаршего Экзарха Белоруссии имеет глава Белорусской Церкви, митрополит Минский и Слуцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Около 10-ти лет спустя по избрании семи диаконов ап. Павел в сопровождении Варнавы путешествуют во Иерусалим для доставления собранной в Антиохии милостыни церкви иерусалимской. Ибо на основании пророчества Агава об имеющем быть повсеместном голоде антиохийские братия постановили оказать пособие братиям во Иудее и сделанный с сею целью сбор послать ко пресвитерам чрез Варнаву и Савла 59 . В этом известии мы встречаем самое первое упоминание о второй церковной должности апостольского века, впоследствии являющейся уже неизменным элементом в составе церковного общества. В дальнейших известиях книги Деяний мы встречаемся с пресвитерами то как с ближайшими советниками апостолов, то как с начальниками отдельных христианских обществ. Но когда и как возникла эта должность в церкви – в ответ на это приходится сказать только следующее: о происхождении пресвитеров в церкви иерусалимской в Писании нет решительно никаких известий; вышеприведенное свидетельство говорить только, что в сей церкви в данный момент были уже пресвитеры. Только относительно способа установление этой должности в других церквах сохранилось несколько известий. В XIV гл. книги Деяний говорится, что Павел и Варнава проходя чрез Листру, Иконию, Антиохию рукоположили христианам этих стран пресвитеров к каждой церкви. С этого момента пресвитерство становится повсеместным в церкви установлением, занимающим высокое в ней положение. Посольство из Антиохии для разрешения вопроса об обрезании отправляется к апостолам и пресвитерами; апостольский-иерусалимский собор, собравшийся по сему случаю, составляется из апостолов и пресвитеров 60 . Прощаясь с христианами Асийской церкви ап. Павел поручает пресвитерам Ефеса стадо Христово, в котором Дух Святой поставил их епископами, чтобы пасти его, напоминает им об обязанностях, какие он в течение 3-х лет день и ночь со слезами внушал им и в исполнении которых он сам в себе подавал пример 61 . Обращаясь к Иерусалимской церкви, мы опять встречаем пресвитеров, вместе с Иаковом составляющих как бы синедрион с таким значением, что даже ап. Павел счел нужным подчиниться решению этого синедриона относительно своего поведения, modus vivendi во время пребывания в Иерусалиме 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010