S. 185; Глубоковский Н. Н. Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. СПб., 1915, 2–8, 5, сс. 122–123; Соболевский С. И. Κοιν — общий греческий язык//Православная богословская энциклопедия. Т. X, с. 659. 25 Balz H., Schneider G. Exegetisches Wцrmerbuch zum Neuen Testament, Bd. I, Stuttgart, 1980, S. 21. 28 Genetivus subjectivus — грамматическая конструкция, в которой в родительном падеже стоит имя деятеля; genetivus objectivus — конструкция, в которой в родительном падеже стоит имя объекта действия: строения предков — постройка дома. — Ред. 30 См. Муратов М. Д. Новозаветная Песнь Любви сравнительно с “Пиром” Платона и “Песнью Песней”. М., 1903. Там же прекрасный русский перевод автора. Этот перевод полностью приведен П. А. Флоренским (Флоренский, сс. 651–653). 32 Terminus technicus — специальное обозначение некоторого специфического явления или предмета, ср. ниже шафер и тамада. — Ред. 33 Перевод автора, ср. в синодальном переводе: Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями Его… — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/glagoly-lyubvi-v-novom...

О целомудрии князей . Срам есть мужьми начальствующему и владычествующему, женами побеждену быти, и рабу сластем явитися. а юже кто законом помощницу стяжа житию, той сжився не согрешает. безбрачие убо божествена вещь и преестествена, и больши гражанские добродетели и благозакония. единобрачие же, естества человеческого дело, в рода приятие и во общение кроткого и человеколюбного жития, и граженьства благовзаконенного. многобрачие же вельми срамно и скверно, и безсловесных скверностей и нечистоты есть. Александр Македонскии, асийскии господин, оружием бив персидских, глаголаше, стрелы очес быти. целомудрыи же яко воистину мужь, и Владычних хранитель заповедей, не персских точию, но и всякие жены зрение яко остру души стрелу и смертоносну, отбежит и отвратится. шум убо гласа, уязви слуха, и тем вообразися страсть в души. доброта же телес привлече око, и тем юзника приемлеши поработати самого владыку помысла. яко же не мощно в море плавающему, смущения и бури неискусну пребыти. сице невозможно иже доброты телес разсмотряющему и много пытающему, яже оттуду волн и бед кроме устроитися. тем же от начал и вин отвращатися подобает страстей, сие бо неполезно и люто. егда же в помыслех злое впадет, и идола в тех вожделения вообразит, неудобь отриновенна бывает страсть, и люта избавлением. нецыи любящих глаголаша, в чюжих телесех душю имети. благословнейше мню, глаголати тех в чюжих телесех, ума души спогубивших. О пияньстве князей Пияньство и наслаждение начальников, истопление непщуй начальствуемых. егда бо кормчии погрузится, насыщением и вином, како не бесчисленными волнами, и бурями последними окормляемо сразсядется гражанство, и кормникове потопленней спожрется погибели. Ни единого же никако же от человек, ниже прилучившихся во отчаяние спринудиши. крепко бо и необоримо оружие отчаяние есть. и множицею нужа воиньствовавшим, деянии бденными, безнадежна преложения содела, и преже неже быти басней непщуемых. Изрядна убо человека не согрешити, ниже от праведного суда соблазнитися. разумна же, еже падшу вскоре востати, и удержати падение, к еже не пасти паки вместо завещания. Еже о трудех вольное, невольных отъемлет нестерпимое и лютое. темже потребно еже в вольных навыкание, и поучение начальника добродетели есть и совершения, не точию от множества срамлятися, к еже несогрешати, но и себе преже множества. Яко не подобает словесы досаждати подвластным

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Жалобы и обвинения на епископов подаются, согласно 6-му правилу II Вселенского Собора, областному Собору, то есть на суд епископского собора митрополичьего округа. В том случае, если решение, принятое областным собором, не удовлетворяет обвинителя или истца, он может подавать апелляцию «большему собору епископов великия области», иными словами, собору диоцеза, которыми на Востоке в пору II Вселенского Собора были Асийский (с центром в Ефесе), Понтийский со столицей в Кесарии Каппадокийской, Фракийский (с центром в Ираклии), на территории которого находился и Константинополь, а также Сирийский (со столицей в Антиохии) и Египетский с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия). 6-е правило при этом категорически воспрещает подавать жалобы на епископов, а также апелляции царю, «мирским начальникам» и Вселенскому Собору. Обвинитель в случае доказанной клеветы сам подлежал той ответственности, которая предусмотрена для совершившего преступление, в котором он обвиняет епископа. В этом правиле есть еще одно положение, соответствующее и характеру церковного законодательства, и нормам римского права, но чуждое законодательству современных государств: оно заключается в том, что обвинитель в случае доказанной клеветы сам подлежит той ответственности, которая предусмотрена для совершившего преступление, в котором он обвиняет епископа: «но не прежде могут они настояти на свое обвинение, как письменно поставят себя под страхом одинакого наказания с обвиняемым, аще бы, по производству дела, оказалися клевещущими на обвиняемого епископа». Иными словами, предъявивший обвинение в случае выявления содержащейся в нем клеветы подлежит ответственности в меру тяжести преступления, в котором он обвиняет епископа: оклеветавший в убийстве подвергается отлучению от причастия на 20 лет как убийца; мирянин, клеветнически обвинивший епископа в грехах против 7-й заповеди, отлучается от причастия на срок, которому подвергаются по канонам виновные в подобных грехах; виновный в аналогичной клевете клирик – извержению из сана, как если бы сам он совершил точно такой грех. По римскому праву, клеветнически обвинившие в убийстве свободного человека карались смертной казнью.

http://pravoslavie.ru/70345.html

И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия, Егоже моли за грешную мою душу, да поне от ныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый (во благодати) мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но восстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь. При зубной боли Молитва священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского О преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Тропарь святителю ИОНЕ, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу, глас 3 Божественною благодатию просветився и по смерти показуя светлость жития твоего, источаеши мирови благоухания, притекающим к раце мощей твоих, и народи Московстии наставляеши ко свету богоразумия, Ионо, отче наш, моли Христа Бога даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия, Егоже моли за грешную мою душу, да поне от ныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый (во благодати) мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но восстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь. При зубной боли Молитва священномученику АНТИПЕ, епископу Пергама Асийского О преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Тропарь святителю ИОНЕ, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу, глас 3

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

Именно в значении титула Предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, впервые появляется сан А. Возникновение таких образований связано с развитием адм. деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с новым адм. делением, к-рое сложилось к IV в. Территориально империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. При этом две столицы империи - Рим и К-поль (Новый Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектуры в свою очередь были разделены на диоцезы. Префектура Галлия включала собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию, Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей Карфагеном ); Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию, в к-рую входил также и юг Балканского п-ова, и Дакию. В префектуру Восток входили диоцезы: Асия (с центром в Эфесе ), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова, и Армянское нагорье; Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась, не входя в нее административно, новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя неск. провинций. Гражданские начальники диоцезов именовались викариями (лат. vicarius, греч. βικριος). Затем викариями (греч. ξαρχος - экзарх) стали титуловать и митрополитов столичных городов диоцезов, или великих областей (II Всел. 2), приобретших юрисдикцию над др. митрополитами своих диоцезов. Др. титулом экзархов был титул А. Именно в этом значении известны из церковной титулатуры IV в. А. Кесарии Каппадокийской, Антиохии, Эфеса, Александрии. Экзархаты, во главе к-рых стояли А., оказались неустойчивыми образованиями: в V-VII вв. одни из них (Александрийский, Антиохийский) выросли до статуса Патриархатов, др.- Понтийский, Асийский и Фракийский - с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Эфесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный К-польский Патриархат. Из Антиохийского (Сирийского) диоцеза выделился Иерусалимский Патриархат (в границах Палестины). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, а затем и на весь Запад. При этом первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул А. Ныне титул А. имеют наряду с Патриаршим Предстоятели Церквей: К-польской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский).

http://pravenc.ru/text/76484.html

6-е прав. имеет исключительно важное значение для церковного суда. В нем прежде всего устанавливаются критерии, к-рым должно соответствовать лицо, обращающееся в качестве обвинителя епископа или в качестве истца с жалобой на епископа в церковный суд. В связи с этим правило различает жалобы и обвинения частного характера, с одной стороны, и обвинения в совершении церковных преступлений,- с др. Жалобы и обвинения частного характера в соответствии с этим правилом принимаются независимо от религ. убеждений обвинителя или истца: «...аще кто принесет на епископа некую собственную, то есть частную жалобу, как-то в притязании им имения, или в иной какой-либо потерпенной от него неправде: при таковых обвинениях не приимати в разсуждение ни лица обвинителя, ни веры его. Подобает бо всячески, и совести епископа быти свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какия бы веры он ни был». Но если речь идет о церковных преступлениях, то данным правилом не допускается принятие обвинений в таковых от еретиков, раскольников, устроителей незаконных сборищ (самочинников), изверженных клириков, отлученных мирян, а также от находящихся под церковным судом и еще не оправданных. Данное положение учтено в принятом Свящ. Синодом РПЦ 1 окт. 2004 г. «Временном положении о церковном судопроизводстве для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов», в к-ром говорится: «Не принимаются к рассмотрению заявления, поступившие от... находящихся вне церковного общения (в случае рассмотрения дел вероучительного, пастырского или богослужебного характера)» (II 3. 13. 2), аналогичным образом, согласно «Временному положению», такие же лица не подлежат привлечению на церковный суд в качестве свидетелей по делам вероучительного, пастырского или богослужебного характера (II 5. 25. 3). Жалобы и обвинения на епископов подаются, согласно 6-му прав., областному собору, т. е. на суд собору митрополичьего округа. В том случае если решение, принятое областным собором, не удовлетворяет обвинителя или истца, он может подавать апелляцию «большему собору епископов великия области», иными словами, собору диоцеза, к-рыми на Востоке в эпоху II Вселенского Собора были Асийский (с центром в Эфесе), Понтийский со столицей в Кесарии Каппадокийской, Фракийский (с центром в Ираклии), на территории к-рой находился и К-поль, а также Сирийский (со столицей в Антиохии) и Египетский с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия). См. также имеющие параллельное содержание IV Всел. 9, Антиох. 14, 15, Сардик. 14, Карф. 19 (28). 6-е прав. Собора при этом категорически воспрещает подавать жалобы на епископов и апелляции царю, «мирским начальникам» и Вселенскому Собору (ср.: Карф. 104 (117)).

http://sedmitza.ru/text/758838.html

    19:24,25. Многие ремесленники объединялись в профессиональные союзы, или гильдии ( collegia ), которые определяли ценовую политику в своей сфере и защищали общие интересы. Миниатюрные модели храма продавались в качестве сувениров и амулетов; большинство из дошедших до нас экземпляров терракотовые, так что Димитрий, вероятно, собрал не только серебряников, но и других ремесленников, изготовлявших подобные сувениры.     19:26. Слова «не суть боги» рефреном звучат у Исайи (напр.: 44:9—20; 46— 11) и в иудаизме. В начале II в. римский наместник соседней провинции жаловался, что люди покидают храмы богов, обращаясь вхристианство. По его сообщению, после ареста многих христиан, больше людей стали снова покупать жертвенных животных.     19:27. Выражение «величие той, которую почитает... вселенная» отражает тот факт, что культ Артемиды Эфесской почитался, как минимум, еще в тридцати трех местах средиземноморского мира. Слава АртемидыЭфесской была в древности необычайно велика; по преданиям, она являлась своим почитателям в видениях и повелевала повсюду насаждать свой культ. Ее храм, Артемизион (около 350 футов длиной и 180 футов шириной), был одним из семи чудес света в Древнем мире; сорок пять жителей Сардиса, обвиненных в нападении на группу почитателей Артемиды Эфесской, были казнены; в еврейских текстах также упоминается ее храм. Он находился в полутора милях от Эфеса.     19:28. Подобные выкрики («Велико [такое-то божество]!»), по-видимому, были обычным выражением преданности указанному божеству.     19:29. Новости и волнения быстро распространялись в древних, часто густонаселенных городах (возможно, плотность населения в них достигала двухсот человек на акр — такая плотность отмечается в наше время на Западе только в районах трущоб). Народные собрания обычно происходили в театре под открытым небом, который вмещал около 25 тыс. человек, достигал в поперечнике почти 500 футов и был обильно украшен статуями богов.     19:30,31. Азиархи («асийские начальники») были одними из самых видных и уважаемых людей в провинции, которые занимали эту выборную должность в течение одного года и надзирали за надлежащим отправлением культа императора. Разные города на эллинистическом Востоке состязались между собой за честь обладания самым большим и почитаемым храмом, посвященным императору, и гордились своими азиархами. Несмотря на то что театр (•? в русском синодальном переводе — «зрелище») находился в их ведении, они были не в силах подавить мятеж и могли только попытаться отговорить своего друга-христианина от появления в народе. (Следует отметить, что «друзьями», по римским обычаям, обычно называли «патронов и «клиентов, так что, возможно, они оказывали Павлу материальную поддержку как покровители; в любом случае, Лука хочет, чтобы мы поняли: их забота о Павле свидетельствует о том, что он начал пользоваться определенным влиянием и в высших слоях общества.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ибо есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие бывает в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным. Иные бывают смиренны со смиренными и надменны с надменными; это – не смиренномудрие. Другие с теми и другими в разное время бывают то смиренными, то важными; это преимущественно и есть смиренномудрие». 3840 Те многие слезы, о которых далее говорит Апостол были слезами печалования о спасении ефесян. 3841 Сколько было душ в ефесской общине, сколько было грехов у них, сколько страстей и случаев их проявления, столько, было и слез у св. Апостола. Текст не заставляет думать, что Апостол говорит здесь о тех слезах, которые были причиняемы иудеями. Далее скорби Апостола были от искушений (πειρασμν), которые причинялись ему иудеями. О них есть в рассказе св. Луки о пребывании Апостола в Ефесе краткое упоминание; 3842 но оно, разумеется, не передает и тени той злобы, которую изливали тогда на Апостола иудеи. Эта злоба была столь сильна, что, когда Апостол явился в Иерусалим (куда он —463— в описываемое время), то здесь было поднято против него целое народное волнение, чуть не окончившееся его убийством; и это движение произвели асийские иудеи. 3843 Какова же эта злоба была вначале, если она долго спустя дышала смертью! – Далее Апостол говорит о самой проповеди в Ефесе, сначала о своем усердии к благовествованию, 3844 а потом и о самом содержании его. 3845 ς οδν πεστειλμην τν συμφερντων το μ ναγγελαι μν κα διδξαι μς δημοσ κα κατ οκους, как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам. 3846 В начале этого предложения подразумевается главное: вы знаете, 3847 и его ς отвечает πς стиха 18-го. ς в данном случае сильнее, чем если б здесь было употреблено просто τι: оно указывает, так сказать, на всесторонность этого знания. Апостол, сознавая, что он делает дело Господне, что его жизнь – есть жизнь для других, в этом сознании свято совершал свое служение. Он благовествовал не по страху повеления, а по совести, из-за желания созидать царство Божие; посему он не говорил только для того, чтобы иметь оправдание, что он благовествует, но он говорил для созидания царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За сих воспламеняясь внутренне и будучи призываемы внутренним гласом противостать превозносящемуся супротивнику, они спешили на это, дабы он не являлся сам пред собою мудрым, потому что мнился преодолевать коварством, тогда как сам не примечая, побеждаем был терпящими мужественно строгание и биение, и острие меча, и жжение огнем, и потопление в водах. За таковых, или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждою, или вне темницы па судилище измученных, строганием и биением, и, напоследок, преодоленных немощью плоти, когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений, праведно есть согласиться с сими. Ибо сострадать и соболезновать плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге многою силою злохитрого диавола или родителях, или братьях, или детях, нимало не вредно ни для кого. Поскольку мы ведаем, что и по вере других некоторые получили благость Божию во отпущении грехов и в здравии тела, и в воскресении мертвых. Итак, поминая их многие труды и бедствия, прежде подъятые за имя Христово, и не только это, но и то, что они раскаялись, и деяние, в котором изменили себе, оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, и что удалились от мира, и имеют доброе свидетельство о житии своем, вместе с ними молимся и просим им очищения и других благ приличных чрез Того, Который соделался ходатаем о нас к Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ибо сказано: если кто согрешит, ходатая имеем ко Отцу — Иисуса Христа праведника, и Той очищение есть о наших грехах (1 Ин. 2:1,2). 13. Поэтому оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие. Ибо и в Ефесе взяты были на позорище, вместо Павла, Гаий и Аристарх, сопуствовавшие Павлу, и когда он хотел выйти к народу, поскольку смятение произошло из-за него, как склонившего и обратившего множество народа ко благочестию, тогда, как сказано, не допустили его ученики; еще же некоторые из Асийских начальников, будучи ему друзьями, послав к нему, умоляли его не показываться (Деян. 19:30–31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010