—384— гих усилий ничего не испускал. Кушал немного. Забывался, напр., спрашивал к вечеру: чье это селение, где мы живем? – Велел накормить каких-то монахов: и т.п. 21. Ночь на сие число до второго часа была очень беспокойна. К тому же и мамаша сделалась не здорова. Днем папаша отказался и от супа за обедом, и от вечернего чая. И вообще стал очень слаб. Боль из правой ноги стала переходить в левую, так что теперь ни одной ступить твердо не может. Особенно мучить его испущение мочи: сопряжено с ужасною болью. Часто днем снимал с себя одеяло, которое, казалось ему, не так было надето. Вечером, когда у него обыкновенно развивается охота говорить, упоминал он, что будто третьего дня был у него спорь с Анной Козьминишной о каком-то деле, которое она хотела унести к себе домой, к Анне Степановне , то папаша говорит о себе, что он удержал его. Это рассказал он на мои вопросы, на следующую речь, сказанную при снимании с себя одеяла, о чем упомянул я выше. «Снимите с меня все, сказал он: мне дадут другое белье». – П.И. Метелкин, посетивши больного, предложил симпатическое лекарство от пролежней: «положить под постелею больного два полена сосновых дров». Исполнено. Посмотрим, что буде. 22. В ночь на сие число проснувшись часов в 11 и оправившись через страдания от недостатка мочи, спросили: что за страшное явление? Я спросил: какое? – Несколько времени не отвечал он на это, потоми спросил: что за фамилия Арцыбашева? – Я сказал: это фамилия одного писателя. – Вот – он, сказал папа, пришел ко мне, весь огненный и нападает на меня. Хочет сронить меня к себе в яму. Обороти меня к стене, чтобы он не столкнул меня в яму. – Я старался разуверить, что врага такого здесь нет, что против угрожающих ему врагов самое лучшее оружие крест и молитва сам повторял прот[ив] их краткие воззвания к Господу Богу, Божией Матери, и предлагал обращаться к Ангелу Хранителю. – Но папа долго и после того повторяли эту фамилию, говоря: Арцыбашев нападает, – Арцыбашев одолевает. Прогони Арцыбашева, это диавольское навождение. – Сознание папаши не только в этом, но и во всеми прочем тогда было

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

отмеченное еще Леонтьевым глубокое неуважение к категорическаму императиву — имеется в ввду работа К.Н.Леонтъева «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», опубликованная впервые посмертно в 1912 г. 156 для оправдания своей Каноссы — имеется в виду признание интеллигенцией владычества большевистской власти. Каносса — название крепости в Северной Италии, получившее символическое значение признания над собой власти противника. 28 января 1077 г. в Каноссе состоялось публичное покаяние германского кмператора Генриха IV перед римским папой — Григорием VII. 157 Среди пьес наркома просвещения А.В.Луначарского, сразу после победы большевиков вошедших в репертуар советских театров, можно назвать: «Фауст и Город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920), «Канцлер и слесарь» (1922) и др. 158 Очень рекомендую г-ну Арцыбашеву, интересующемуся явлением социальной «ультрафиолетовости», имеющим, к слову сказать, много общего с тем, что я называю оборотничеством, как можно внимательнее отнестись к этому моему 4-му очерку «Мысли о России». Уверен, что если он подойдет к нему с теми же приемами критики, с какими подошел к 3-му (о сущности их я говорить не буду, так как описывать их скучно, а называть стыдно), то он без труда откроет во мне кроме «ультрафиолетового сменовеховца» еще и ультрафиолетового черносотенца. Как такое открытие повлияет на г-на Арцыбашева, мне сказать трудно. Скорее всего оно только укрепит в нем представление обо мне как о весьма двусмысленном существе; ведь всякое интуитивное познание таит в себе черты автопортретности. Быть может, однако, возможен и обратный эффект — уяснение себе г-ном Арцыбашевым, что «методы» его анализа неприменимы ко мне и что он нелепо промахнулся в своем определении этической сущности моей писательской физиономии. Высказывая такое оптимистическое предположение, я, конечно, не рассчитываю ни на ум, ни на совесть г-на Арцыбашева, а только на его талант. Всякий настоящий талант, как бы он ни был духовно мелкотравчат, всегда обладает некоторою степенью зоркости. 159

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Но сегодня я не хотел бы говорить общими фразами, а хочу остановиться на одной, с виду маленькой, теме и на одном писателе, который как раз обычно в эту великую стаю не попадает, на одном писателе и на одной у этого писателя теме. Итак, тема моей лекции: Чехов и у Чехова православное духовенство. И мой первый вопрос: почему Чехов? И почему у Чехова духовенство? Почему такая клерикализация темы? Мне кажется, что наряду со всеми необходимыми, справедливыми разговорами и гимнами таким людям, как Достоевский, Гоголь, со всеми их мистическими, пророческими взлетами, мы не должны забыть голос, который звучит совсем в другом регистре, как будто совсем вне этой пророческой, взрывчатой великой русской литературы, которая, когда она доходит до западного читателя, очень часто [приводит] к легкому сумасшествию у западного человека (им это очень противопоказано), как говорят — «Толстоевский» у немцев, например. Но Чехов, наоборот, безопасен. Господи, сколько глупостей об этом писателе было написано! Нытик, сумеречный, а если взять советскую критику, то какой-то провозвестник светлого будущего и прочее. Но вот удивительно, что многие писатели его поколения канули в вечность, о них больше никто никогда не говорит и, наверное, говорить не будет. Кто, кроме совсем особенной категории людей, которых я не хочу обижать, но которые, как бы это сказать, в каком-то смысле похожи на людей с манией самоубийства, будет заниматься Арцыбашевым или Леонидом Андреевым (а ведь когда-то все это гремело, их читали, зачитывались, составляли какие-то общества и прочее)? Но сегодня только либо в порядке наказания, либо в поисках свежей темы для докторской диссертации можно Арцыбашевым заниматься. А вот Чехов, который будто бы на этом же уровне (все помнят «Дочь Альбиона», например), после всех этих катастрофических лет, отбросивших все ненужное, все эти андреевские пророчества, про которые, кажется, Лев Толстой говорил: «Он пугает, а мне не страшно» 1 , — Чехов не пугал, не пророчествовал, не возвещал, и, тем не менее, он выжил и растет в памяти и сознании. Почему?

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

В.В. Виноградов Список основных источников и условные обозначения принятых сокращений Список основных источников и условные обозначения принятых сокращений 429 I. Художественная литература, фольклор, критика. Памятники древнерусской и старой русской письменности. Архивные материалы и сборники документов. Мемуары. Дневники. Письма Аввакум – Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения/Под ред. Н. К. Гудзия. – М., 1934. Авторский вечер – Авторский вечер. Странный случай с моим дядею. – СПб., 1835. Аксаков И. – Аксаков И. С. Соч. Т. 1–7. – М., 1886–1887. Аксаков С. – Аксаков С. Т. Собр. соч. Т.1–6. – М., 1895–1896. Аксаков С. Т. Собр. соч. Т.1–5. – М., 1966. Акты Археогр. экспедиции – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Имп. АН. Т. 1–4, – СПб., 1836 Амфитеатров, Восьмидесятники – Амфитеатров А. В. Восьмидесятники. Ч. 1–2. – 3-е изд. –СПб., 1911. Амфитеатров, Издали – Амфитеатров А. В. Издали. Наброски эмигранта. – М., 1908. Антонович – Антонович М. А. Избранные статьи. Философия. Критика. Полемика. – Л., 1938. Антонович, Елисеев – Антонович М. А, Елисеев Г. 3. Шестидесятые годы. Воспоминания. М.; Л., 1933. Арнольд Ю. – Арнольд Ю. Воспоминания. Вып. 1–3. – М., 1892–1893. Арнольди – Арнольди Н. Василиса. – Берлин, 1879. Артаксерксово действо – Артаксерксово действо: Первая пьеса русского театра XVII в./Подготовка текста, статья и комментарии И. М. Кудрявцева. – М.; Л., 1957. Архив братьев Тургеневых – Архив братьев Тургеневых. – Вып. 1–6. – Пг., 1911–1921. Вып. 6: Переписка А. И. Тургенева с кн. П. А. Вяземским. Т. 1: 1814–1833. – Пг., 1921]. Архит архив – Архитектурный архив. Т. 1. – М., 1946. АрцыбашевАрцыбашев М. Рассказы. Т. 1. – 3-е изд. – СПб., 1908. Афанасьев – Афанасьев А. С. (Чужбинский). Собр. соч. Т. 1–9. – СПб., 1890–1892. Баранов – Баранов К . Н. Ночь на Рождество Христово. Русская повесть XIX ст. Ч. 1–3 –М., 1834. Баратынский – Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Красный задний фонарь был уже далеко, когда Санин поднялся, смеясь сам себе: – И то хорошо! Сказал он громко с наслаждением издав свободный, громкий крик». «Санин дышал легко и веселыми глазами смотрел в бесконечную даль земли, широкими сильными шагами уходя всё дальше и дальше, к светлому и радостному сиянию зари. И когда степь, пробудившись вспыхнула земными и голубыми далями, оделась необъятным куполом неба и, прямо против Санина, искрясь и сверкая, взошло солнце, казалось, что Санин идет ему на встречу» (стр. 342). Этими словами и оканчивается произведение г. Арцыбашева. Было бы, конечно, весьма последовательно закончить рассказ не такими художественными претензиями, а более естественно, напр. так, что Санин сломал себе шею, ногу или что-нибудь в этом роде и от боли заорал благим матом на всю степь… Такой конец был бы вполне достоин этого «свободно и своеобразно сложившегося человека», т. е. выработавшего в себе сильного и наглого животного, вытравившего из себя, и вытравливающего из других вечное моральное и эстетическое чувство и отношение хотя бы только к матери и своей красивой и интеллигентной родной сестре. Рассказ вышел бы по крайней мере выдержанным, хотя и грубо несправедливым памфлетом по адресу нашей русской интеллигенции. Но беда г. Арцыбашева в том и состоит, что он, по-видимому, вовсе не хотел писать памфлета, а надумал изобразить реальность, подкрашенную идеалом – Саниным. —190— Санин – не наглое животное, каким он в действительности вышел из-под кисти художника, а положительный тип «нового человека», призванного обновить человечество. За это говорит эпиграф рассказа: «Только это нашел я, что Бог создал человека правым, а люди пустились во многие помыслы» ( Еккл.7:23 ). За это же говорит и финал рассказа, облекший глупость героя в какой-то поэтический прыжок, приветствованный зарей и солнцем. Санин и есть правый человек, какого создает Бог или природа; проще говоря: «се лев, а не собака». В намерении художника было создать Аполлона, в действительности вышла обезьяна …не важной породы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

96. Иванов Всеволод Вячеславович (1895–1963), прозаик, драматург. Родился в поселке Лебяжье Семипалатинской губернии, в семье сельского учителя. Окончив поселковую школу и проучившись год в павлодарской сельскохозяйственной школе, Иванов пошел работать: сначала помощником приказчика в магазин, затем в типографию наборщиком. Был матросом, грузчиком и даже цирковым артистом. Много странствовал по Сибири, Уралу и Казахстану. С 1915 начал печататься — первым был опубликован рассказ «Сын осени», затем последовали «Золото», «Ненависть» «Сон Ермака», «Две гранки» и рассказ «На Иртыше», который был послан М. Горькому и получил его одобрение. 97. остранение — термин, введённый В. Б. Шкловским первоначально для обозначения принципа изображения вещей в произведениях Л. Н. Толстого. Шкловский так определяет «приём остранения»: «не приближение значения к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание, видения« его, а не «узнавания«». При остранении вещь не называется своим именем, а описывается как в первый раз увиденная. 98. Леонов Леонид Максимович (1899–1994) — советский писатель. Сын поэта — «суриковца» Максима Леонова из семьи состоятельных московских торговцев; был женат на дочери московского купца и мецената Сабашникова. В 1918 году окончил 3–ю Московскую гимназию. Учился в Московском университете. В 1920 году добровольно вступил в ряды РККА, воевал на Южном фронте, демобилизован в 1921 году. Вернувшись в Москву, профессионально занялся писательской деятельностью. Написал несколько романов: «Барсуки» (1924), «Вор» (1927), «Соть», «Скутаревский», роман «Русский лес» (1953, в котором одним из первых в русской литературе затронул экологическую проблематику), философско–мистический «роман–наваждение» «Пирамида». Автор мемуаров «Литература и жизнь». Лауреат Сталинской премии. 99. Арцыбашев Михаил Петрович (1878–1927) — известный русский писатель. Гимназическое учение его не пошло дальше V класса. Некоторое время учился в харьковской школе живописи. Попытка попасть в Академию Художеств не удалась из–за отсутствия аттестата, но дилетантски Арцыбашев продолжал заниматься живописью. Писать начал очень рано, в 16 лет, в провинциальных газетах. В 1901 году поместил в «Мире Божьем» очерк «Паша Туманов», в 1902 году в «Русском Богатстве» — большой рассказ из народной жизни «Куприян». Известность принесла ему повесть «Смерть студента Ланде», напечатанной в «Журнале для всех» 1904 год. Огромную известность доставил Арцыбашеву его роман «Санин», напечатанный первоначально в «Современном Мире» в 1907 года, а затем быстро разошедшийся в отдельном издании. 2–е издание было конфисковано, и автор привлечен к уголовной ответственности за порнографию. Роман был переведен на многие иностранные языки.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

И апрля 1420 въ 3–й день приходил ко мн, богомольцу твоему, земской староста Иванъ Маслеников 1421 с товарыщи 1422 . И я им говорилъ, чтоб им того Якова отпустить теб государю, к Москве. И апрля въ 4–й день тот староста Иван с стоварыщи 1423 поговоря со всякими чинов людьми, того Якова из-за сторожей выпустили 1424 и отпустили 1425 к теб, государю, к Москве. Да здсь же, государь, апрля въ 3–й день в Новгород изо Пскова пскович 1426 четыре человки 1427 , а слух тот есть, чтоб 1428 бутто 1429 зговариватца 1430 пришли, чтоб стоять А пишет, де, им из Великого Новагорода во Псков совтные грамотки Ивашко Жеглов, да и сам, де, тот Ивашко хвалитца тм. Да здся 1431 же, государь, перед смутою объявилися в Великом Новгороде 1432 Семена люди и ныне в Великом Новгороде живут, неведомо зачм. А слух тот в мире есть, что, де, от них 1433 смута большая. Да посланы, государь, из Великого Новагорода к теб, государю, челобитчики бить челом теб, государю, на меня, богомольца твоего. А слух тот есть, что, де, имъ Ивашко Жеглов наказывалъ, чтоб имъ, не объявяся 1434 нигд, преже 1435 объявитца на Москв на Земском двор и смутить 1436 такоже б. Да и про то мн, богомольцу твоему, вдомо, что князь Федора Федоровича во Пскове били, и будет ли жив или нт, тово мн, богомольцу твоему, неведомо. А гонца, которой пригонял от тебя, государя, с Москвы во Псков, Богдана Арцыбашева, по тому 1437 же били. Примечания Л 287 ...дворянин Яков Соловцов... – 21 марта дворянин Я. Соловцов поехал в Новгород с царскими грамотами, но его миссия потерпела полную неудачу: требование выдать «воров и мятежников» вызвало общее негодование; кроме того, новгородцы с огромным недоверием отнеслись к царской грамоте: «волно, де, вам ночью написать хотя сто столбцов». В земской избе многие назвали Соловцова человеком Б.И. Морозова. В коллективных «отписках» митрополита Никона, воеводы Ф.А. Хилкова и дьяка В. Софонова в Посольский приказ описывалась обстановка чтения царской грамоты Я. Соловцовым собравшимся у съезжей избы новгородцам: царский указ собрались слушать «начальные люди з большим невежеством, с такими ж с воры, и нам, холопем твоим, и места не дали»; по окончании чтения «смутные люди, оприч дворян и детей боярских, взяв ево, Якова, свели в земскую избу» и продержали там с 27 марта по 4 апреля (Коваленко и др. 2001, 72, 158). В такой ситуации московское правительство было склонно начать военные действия против восставших – Тихомиров 1940, 109–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Головины Ласкиревы Траханиотовы Глава седьмая. Фамилии, существовавшие в России прежде 1600 года 30 Абабуровы Абарины Абатуровы Аблязовы Авдеевы Авиновы Аврамовы Ададуровы Аиповы Акинфовы Аладьины Алалыкины Александровы Алфимовы Алеевы Алябьевы Ананьины. Аникеевы Анисимовы Аничковы Анненковы Анцыфоровы Апраксины Апушкины Аргамаковы Ардабьевы Арсеньевы Артемьевы Арцыбашевы Астафьевы Ахматовы Ачкасовы Бабкины Бакаевы Баклановские Бакунины Балабановы Балакиревы Балкашины Барановы Бартеневы Барыковы Басаргины Баскаковы Бастановы Батурины Батюшковы Бахметевы Бахтеяровы Бачмановы Башкеевы Бегичевы Бедовы Бедрины Безобразовы Безсоновы Беклемишевы Бекорюковы Бельские Бердяевы Березниковы Беретинские Берновы Бестужевы Бестужевы-Рюмины Бехтеевы Бешенцовы Бибиковы Биркины Битяговские Благово Блудовы Бледновы Бобоедовы Бобровы Бобынины Богдановы Болотниковы Болотовы Болтины Борисовы Борноволоковы Борщовы Бочины Бражниковы Батцовы Бреховы Бровцыны Брянчаниновы Буйносовы Булатовы Булгаковы Булыгины Бунаковы Бундовы Бунины Бурдуковы Бурцовы Бутеневы Бутримовы Бухарины Бухвостовы Быковы Валуевы Васильчиковы Васьковы Великопольские Веневитиновы Венюковы Вердеревские Веревкины Верещагины Веригины Верховские Вечесловы Вешняковы Висковатовы Витовтовы Власовы Власьевы Внуковы Воейковы Возницыны Волковы Волосатовы Волоховы Волоцкие Волошаниновы Вороновы Воропановы Врасские Всеволожские Вырубовы Вышеславцевы Вяземские Гавреневы Гагины Гвоздевы Глазатовы Глинские Глотовы Глуховы Глебовы Гневашевы Голенищевы Головачевы Головины Головкины Головленковы Голохвастовы Горенкины Горины Горихвостовы Горские Горсткины Горчаковы Горяиновы Готовцевы Григоровы Гриневы Грязновы Губаревы Давыдовы Даниловы Даудовы Дашковы Дедевшины Деденевы Дедюлины Дементьевы Денисьевы Дивовы Дирины Дмитриевы Долговы Долгово-Сабуровы Дохтуровы Дубенские Дубровины Дубровские Дуловы Дурасовы Дурновы Дуровы Дядины Дьяковы Евсюковы Елагины Елчаниновы Епанчины Епифановы Ергольские Еремьевы Ермоловы Ероховы Ершовы Есиповы Жабины

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Миросозерцание – не теория жизни, а только настроение отдельной человеческой личности и при том до тех пор изменяющееся, пока у человека еще жива душа» (стр. 195). «Я знаю одно: я вижу и хочу, чтобы жизнь не была для меня мучением… Для этого надо прежде всего удовлетворят свои естественные желания… Желание – это всё: когда в человеке умирают желания, умирает и его жизнь, а когда он убивает желания, убивает себя». – Но желания могут быть злыми? – Может быть. – Тогда как? – Также, – ласково ответил Санин и посмотрел в лицо Юрию светлыми немигающими глазами» (стр. 94–95). Читателю интересно, конечно, знать, каким путем Санин дошел до такого миросозерцания? Г. Арцыбашев, хотя и кратко, но удовлетворяет это желание. «То самое важное в жизни время – так начинается рассказ – когда под влиянием первых столкновений с людьми и природой, слагается характер, Владимир Санин прожил вне семьи. Никто не следил за ним, ничья рука не гнула его и душа этого человека сложилась свободно и своеобразно, как дерево в поле» (стр. 1). На вопрос матери: «ну расскажи, как ты там жил, что делал? – Санин отвечал: Что делал?… что-ж?… пил, ел, спал, иногда работал, иногда ничего не делал» (стр. 2). В чём состояла эта работа – неизвестно. Но несомненно, что Санин был студентом и перечитал «сотни книг от Экклезиаста до Маркса» (стр. 195), хотя чтение, по-видимому, не было у него любимым занятием. В рассказе упоминается только однажды, что Санин вздумал на ночь почитать «так говорил Заратустра», – которую нашел у Лиды, но с первых же страниц ему стало досадно и скучно. Напы- —188— щенные образы не трогали его души. Он плюнул и, бросив книгу, моментально заснул» (стр. 28). «Так свободно и своеобразно сложилась душа этого человека!» – Что свободно – это может быть и правда: но что же тут своеобразного, напр. по сравнению с Зарудиным и Волошиным? Ведь и у них желания – всё?… А между тем они – животные, а Санин – почему-то человек. Это недоумение особенно бросается в глаза при характеристике отношений Санина к женщинам: он охотился за ними совершенно так же, как и Зарудин например,… да что Зарудин, даже хуже, – взгляд его на этот предмет упростился до последней крайности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Из 22-х достойных номинантов со всей России жюри нужно было выбрать только четверых», – сообщили организаторы конкурса. Прозаик из Вологды Геннадий Сазонов одержал победу в номинации «Литературоведение» с книгой «Сияние слова Василия Белова» (12+). В ней под одной обложкой собраны пять частей, названных писателем тетрадями. Это «Далёкая заря» («Грязовецкая тетрадь»), «Печальник земли русской» («Вологодская тетрадь»), «В краю ольховом» («Харовская тетрадь»), «В кругу друзей» («Петербургская тетрадь») и «От Франции до Японии» («Зарубежная тетрадь»). Для жителей Республики Карелия имя Василия Белова также имеет огромное значение и не только потому, что это классик русской литературы. Вот что отметил Лауреат в беседе с корреспондентом газеты «Вологда РФ», известной вологодской писательницей Натальей Мелёхиной: - Можно сказать, что большая литературная слава Василия Ивановича Белова началась именно в Карелии с того момента, как в журнале «Север» (Петрозаводск) была опубликована его повесть «Привычное дело». Номер журнала с повестью зачитывали, залистывали до дыр. У истоков публикации стоял писатель, фронтовик, тогда главный редактор журнала «Север» Дмитрий Яковлевич Гусаров. Он настоял на том, чтобы повесть была напечатана... Лауреатами Державинской премии также стали: в номинации «Проза» – Константин Гнетнев (Петрозаводск) за повести «Ветреный пояс» (16+) и «17 шлюз» (12+); в номинации «Поэзия» – Олег Мошников (Петрозаводск) за книгу стихов «Листья на ветру» (12+); в номинации «Литература для детей и юношества» – Нифонтова Юлию Анатольевна (Алтайский край) за книгу «Ермошка Добродей и куриный бог» (0+). Добавим, что сейчас Геннадий Сазонов работает над переизданием книги «Сияние слова Василия Белова». «Второе издание будет исправленным и дополненным. В нем появится шестая часть – «Тетрадь воспоминаний», – рассказал автор. – В неё, как ясно из самого названия, войдут воспоминания о Василии Белове. Ими поделились писатель Александр Арцыбашев (Москва), критик Нина Черепенникова (Москва) и недавно ушедший из жизни известный вологодский прозаик Сергей Багров (Вологда). «Это было провидение какое-то, что я успел обсудить с Сергеем Петровичем этот вопрос, и он успел оставить воспоминания для переиздания книги».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/20/vo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010