Сам же Иисус Христос – «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), но не в том смысле, что Он рожден первый из тварей по времени, а в том, что Он рожден вне порядка рождения тварного; значит, и Сам не тварной природы, значит, Он рожден от Бога. Поэтому Он и единодушен с Отцом, от Которого Его отличает только личное свойство – вечная рождаемость. в) Иисус Христос – Промыслитель мира (Кол.1:17) «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол.1:17 ). Этим указано высочайшее свойство Христа Спасителя – промышление о сотворенном Им мире, т. е. мир не сам собою стоит, не в себе самом имеет начало самодвижения, и не представлен сам себе; но «Им стоит», «ибо все из Него, Им и к Нему» ( Рим.11:36 ). г) Иисус Христос – глава Церкви (Кол.1:18–19) Далее ап. Павел говорит о Богочеловеческом достоинстве Христа, о том, что Он и как человек имеет во всем главенство и первенство. Прежде всего «Он есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ). Как глава Он первым в Церкви все совершает: «Он начаток, первенец из мертвых» ( Кол.1:18 ), т. е. первенец из воскресших, победивший смерть; Он первый плод в Церкви, ради которой Он принес Себя в жертву. Хотя и до Христа в Библии описываются воскресения мертвых, но воскресшие умирали снова, а Христос стал победителем смерти навсегда, ставши источником и нашего воскресения. д) Примирение с Богом во Христе (Кол.1:20–23) Во Христе как искупителе мира ( Кол.1:14 ) достигнуто примирение с Богом всего тварного мира, и земного и небесного. «Кровию креста Его... в теле Плоти Его, смертью Его» ( Кол.1:20, 22 ). Примирение совершилось не в призрачном теле Иисуса Христа, как учили колосские теософы (докеты), а в реальной человеческой Его плоти («в теле Плоти Его»). Примирение «земного и небесного» ( Кол.1:20 ) надо понимать как примирение земного с небесным, так как после грехопадения человека ангелы негодовали на людей за оскорбление Бога. Примирение человека с Богом одновременно примиряло его и с ангелами, которые теперь относятся к нам как старшие братья, покровители и хранители. 2. Служение ап. Павла Церкви (Кол.1:24–29)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Свои письма Павел обычно диктовал секретарю. В Рим.16:22  секретарь добавляет приветствие от себя, и мы узнаем, что его зовут Тертий. Можно представить себе, как Тертий или другой секретарь сидит и записывает Павловы слова, а сам апостол ходит взад и вперед по комнате. Без сомнения, Павел жестикулировал, говорил то быстрее, то медленнее, по мере того как формулировал свою мысль. Читая его письма, интересно строить догадки, где апостол делал паузы, где – большой перерыв (скажем, чтобы возобновить диктовку на следующий день). Этим можно объяснить, например, неожиданный разрыв в рассуждениях после Флп.3:1 . В античности профессиональные секретари пользовались одной из систем греческой скорописи. Естественно, что впоследствии такую скоропись требовалось транскрибировать в обычный греческий шрифт. Поразительно, сколь тщательно Павел редактировал окончательный текст. В конце каждого послания он любил добавлять одно-два предложения, написав их собственноручно – в знак искренности и особой симпатии ( 1Кор.16:21 ; Кол.4:18 : 2Сол.3:17 ). Не исключено, что Павел, по тогдашнему обыкновению, переписывал копию готового письма в отдельную записную книжку, чтобы иметь возможность справляться с текстом, сочиняя последующие послания. Это помогает объяснить, например, определенное сходство идей и фразеологии в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. Интересно, заглядывал ли Павел в книгу, когда цитировал Ветхий Завет, или же полагался на свою память? Судя по свободе, с которой он цитирует, адаптирует и сочетает тексты, можно предположить, что обычно он именно полагался на память. Цитаты из еврейского текста крайне редки; большей частью Павел следовал Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета). В античности не существовало почты в нашем понимании. Когда-то император Август учредил в Римской империи такого рода службу (cursus publicus), но она занималась официальной корреспонденцией, и частным лицам позволяли ею пользоваться лишь в исключительных случаях. Поэтому авторам личных писем приходилось полагаться на путешествующих друзей или специальных посланцев. Представим, какая буря эмоций охватывала друзей апостола из основанной им общины, когда к ним Прибывал такой посланник! Представим, как звучали впервые слова письма, когда их зачитывал глава общины: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1Кор.13:1 ); «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по своему благоволению» ( Флп.2:12–13 ). Мы можем быть уверены: такое письмо берегли в архивах маленькой общины и регулярно перечитывали перед собранием. Очевидно, Павел хотел, чтобы адресаты делали копии с посланий и передавали копии другим общинам. Так, в заключение своего письма колосской церкви он говорит: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Скачать epub pdf 45. Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице Koл. I, 12–18 12. Братия, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13. избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16. ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; 17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Сегодня в первый раз на Божественной литургии в течение года, не без основания перед Рождеством Христовым, произнесено апостольское чтение из Послания к Колоссянам о Божестве Христа. А потому мы сначала и предложим вниманию слушателей несколько слов о Колоссах и его жителях. Город Колоссы находился в малоазиатской области – в великой Фригии (ныне в азиатской Турции). Церковь христианская там основана была не самим апостолом Павлом, а его учениками, особенно Епафрасом. В состав этой Церкви вошли по большей части христиане из язычников. Но были в ней, конечно, и обратившиеся ко Христу евреи. Общество колоссян, как и вообще фригийцев, еще и до христианства имело наклонность к излишней мечтательности. Эта-то мечтательность перешла и в сердца обратившихся колоссян. Колосские христиане, вращаясь среди философов-мечтателей, с самого начала с увлечением отдавшиеся Христу и чрез то радовавшие апостола ( Koл. I, 6, 8; IV, 12–13 ), в скором времени стали сочувствовать и многим пустым, хотя и обольстительным, мудрованиям своих философов. Эти философы, должно быть из узкозорких и мнительных евреев, стали унижать Христа и Его служение, а возвышать служение и поклонение Ангелам. Они хвастали своею заоблачною, таинственною мудростию и при этом привлекали к себе внимание своею строгою жизнию, враждою к своей плоти как к темнице души. Св. апостол и осуждает мечтательность таких лжеучителей, суемудрых философов, увлекающих колосского христианина философиею и пустым обольщением ( Koл. II, 8 ). Он говорит, что их учение, их строгая жизнь есть только вид, призрак мудрости, проявляющейся в самовольном служении Ангелам, в изнурении тела, в небрежении о насыщении плоти ( Koл. II, 23 ). Он же предостерегает от мнительности и мелочности в набожности этих строгих людей, которые сами боялись и других стращали что-либо у них завещанное, намеченное вкушать, осязать или только слегка касаться, как будто бы в нарушении этой заповеди их уже состоит великий грех ( Koл. II, 21 ). Кстати сказать, и у нас есть тоже такие постники или постницы, которые не только вкушение чего-либо, но даже прикосновение к нему считают тяжким грехом…

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Сначала не упоминает о Сыне и Святом Духе, желая показать, что Бог не вдали от нас, как учили еретики, а близ нас – Отец наш. Он не только призвал нас к чести участия в наследии святых – в Царстве благодати и Царстве славы (ср. Деян. 20:32, 26:18 ), но и сделал нас способными, пригодными для принятия этой чести. Как же это Он сделал? Во свете, просветив нас светом знания о Боге и Его воле, и избавив от власти тьмы, то есть диавола, поработившего нас себе через грех, и введя в Царство возлюбленного Сына Своего, Который как Сын любви Божьей (ср. 1Ин. 4:16 ), и поэтому существа Его, есть истинный Бог, Единосущный Отцу, а Царство Его есть область искупленных Им. Как же Сын возлюбленный избавил нас от власти тьмы? Пролитою за нас кровью Своею. Он искупил нас от греха, и тем обезопасил нас от опасного влияния власти диавола. А избавив нас от власти тьмы, тем самым взял нас под Свою власть – ввел в Свое Царство. II. Апостол рисует Божественный лик Спасителя (1:15–20) Кто же Он, наш Искупитель и Спаситель? Колосские еретики учили, что Иисус Христос есть высшая тварь. Святой же Павел изображает Его, во-первых, как Бога по существу (1:15–17), во-вторых, как Богочеловека (1:18–20). А). Иисус Христос – Бог по Своему существу (1:15–17) 1:15. По существу Своему Иисус Христос – есть образ существенный, точь в точь сходный, ни в чем не отличный – Бога невидимого (ср. Евр. 1–3 ), только тем и разнится от Бога Отца, что рожден от Него, но не как тварь, во времени, а прежде всякой твари и времени – от вечности, ибо вся тварь создана Им. 1:16–17. Все сотворено Отцом через Сына во Святом Духе, или Триипостасным Богом (Афанасий). Но святому Павлу нужно было (против еретиков) изобразить величие Господа Иисуса Христа, Которого он и называет Творцом (подразумевая Отца и Духа) всего, что есть на небе и на земле. Но на небе не светил только, а и всего мира ангельского, с их начальствами и властями, одним словом, все Им и для Него создано – Бог Сын все создал Сам, Своею силою и для Себя. Как Творец всего Он есть, конечно, и прежде всего, что свойственно одному Богу (Златоуст, Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Так глубоко возвышенно, чисто, свято определяются взаимные отношения мужчины и женщины. А св. Ап. Павел говорит: «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ). Какая высокая, чистая, глубокая, всеобъемлющая любовь. «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется церковь ? Заботься же и сам об ней, как Христос о церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнию, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся, но и хотя бы потерпел всё это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Умей заставить ее быть тебе покорною твоим великим об ней попечением, любовию, дружбой. Нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом; но спутницу жизни, мать детей и виновницу всех семейных радостей, нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовию и расположенностию» 412 . «Таким образом, Апостол предложил мужу и жене, как основание их счастия, взаимную любовь и заботливость, указав каждому из них то, что прилично». Вот еще слово того же Апостола о том же: «так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» ( Еф.5:33 ). И из этих слов непререкаемо ясно видно, что не за одно что-либо и не в одном каком-либо отношении должен любить свою жену муж, а во всех. Он должен любить ее, как любит самого себя и относиться к ней, как относится к самому себе. В другом месте св. Апостол языков предстерегает христиан от нарушения святости брачного союза, чтобы «брак у всех был чист и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ). По его заповеди, брак должен быть «точию о Господе» ( 1Кор.7:39 ). Фессалоникийским христианам он пишет: «чтобы (они) воздержались от блуда: чтобы каждый (из них) —315— умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, незнающие Бога» ( 1Фес.4:3–5 ). Колосских христиан Апостол увещавает: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть» ( Кол.3:5 Ср. Гал.5:19 ). Ефесским христианам заповедует: «всякая нечистота не должна даже именоваться у вас, как прилично святым».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, и речи не может быть о том, чтобы мы самочинно, вопреки Апостольскому определению ( Деян.16:4 ), возложили на выи «верных из язычников» соблюдение еще субботы законной, или других каких еврейских праздников или постановлений. А между тем, ты, Петр, стараешься возложить на верующих из язычников иго, которого и сам не можешь понести, так как и сам законной субботы не празднуешь! И выходит, что ты желаешь другим того, чего себе не хочешь. Если Апостолы и допускали иногда соблюдение предписаний Моисеева закона: обрезания, субботы и др.., то это только «ради иудеев» ( Деян.16:3 ; Гал.2:11–16 ), которые еще не могли освоиться с мыслью об излишестве для христиан Моисеева закона и, если бы Апостолы не снизошли к немощи иудеев, то навсегда потеряли бы их для Христа ( 1Кор.9:19–23 ). Мы же и не немощные, а «верные» ( Деян.16:4 ); и не иудеи, а христиане из язычников. Посему нам и нечего подражать «немощным иудеям», особенно когда Апостолы ясно указали, что верным из язычников нужно хранить от Моисеева закона ( Гал.2:11–16 ). Уж если праздновать субботу, то нужно и обрезываться, ибо обрезание выше субботы ( Ин.7:22–23 ). Но как от обрезания Ап. Павел грозно предостерегал христиан, говоря: «берегитесь обрезания» ( Фил.3:2 ; Гал.5:2 ), так точно он же обличал христиан за наблюдение иудейских «дней (т. е. день субботний, или седьмой, и шесть дней рабочих – Исх.20:8–9 ), месяцев (т. е. новомесячий), времен (т. е. времен Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и пр...) и годов» (т. е. новолетий), выражая даже опасение, не напрасно ли трудился у них ( Гал.4: 10–11 ). С особенною же силою Ап. Павел отвергает субботу в послании к Колоссянам: « никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (2:16–17). Очевидно, что среди Колосских христиан, как раньше среди Антиохийских ( Деян.15 ) и Галатских ( Гал.2 и 4гл.), нашлись строгие ревнители Моисеева закона, которые осуждали христиан, не соблюдавших постановлений этого закона о пище (чистой и нечистой – Лев.11 ), праздников ( Лев.23 ), новомесячиях ( Числ.28 ) и субботе ( Лев.23 ; Числ.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

– Точно также и соблюдая заповедь о праздновании седьмого дня, апостолы показывали, что ветхозаветная суббота необязательна для членов Церкви новозаветной. Из христианской снисходительности к немощным в вере, они допускали соблюдение субботы членами Церкви из иудеев, видя в этом только их национальную особенность, не нарушавшую церковного единства. Но язычники, вступавшие в Церковь , не были принуждаемы исполнять Моисееву заповедь о праздновании седьмого дня ( Дeяh. XV, 28–29 ). Напротив, в том случае, когда они под влиянием неумеренных ревнителей ветхозаветного закона, начинали соблюдать субботу, их встречало полное осуждение и порицание со стороны апостола языков – Павла. Так, когда галатийские и колосские христиане стали праздновать по-иудейски субботу, считать ее для себя обязательной и полагать в строго законном соблюдении её спасение, ап. Павел нашел необходимым обратиться к ним с словом обличения и вразумления. Предостерегая галатянскую общину от увлечения тем учением, которое распространяли в ней неумеренные ревнители Моисеева закона, апостол языков говорил, между прочим, и следующее: „ныне же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас“ ( Гaл. IV, 9–11 ). Колоссянам тот же апостол писал: „Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христе“ ( Koл. II, 16–17 ; ср. Puм. XIV, 5–6 ) 705 . А впоследствии, в послании к Евреям, он подробно раскрыл, в чем именно заключается прообразовательное значение субботы (IV, 1–9). Есть мнение, что празднование первого дня недели в Церкви христианской возникло по непосредственному повелению Самого Господа Иисуса Христа и с самого начала явилось заменой ветхозаветной субботы. Такое мнение встречается еще в одной гомилии IV в., приписываемой (впрочем, неосновательно) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти [ЕК: Это все имеет видимость мудрости в произвольном служении и смиренномудрии и изнурении тела, — не к какой-либо чести, а к пресыщению плоти] (Кол. 2, 23). Стих этот довольно труден и для понимания, и для перевода, особенно во второй его части. В Кол. подчеркивается, что уверовавшие язычники через обращение приобщились к «святым» (Кол. 1, 2), что они призваны «к участию в наследии святых во свете» (1, 12) и стали «избранными Божиими, святыми и возлюбленными» (3, 12). Подобные повторы позволяют предположить, что лжеучителя-лжемистики стращали колосских христиан невозможностью спасения в случае, если они не будут следовать их религиозной практике: 16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу... 18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом... (Кол. 2, 16. 18) Возможно, синкретизм тут включал и другие разновидности и характерные признаки язычества: магию, астрологию, мистицизм и т. п. Так или иначе, Павел вновь увидел опасность, посягающую на самое центральное в его Благовестии — веру в Господа Иисуса Христа. Христос низводился до уровня одного из посредствующих между Богом и миром звеньев (ангелов). Его достоинство, главенство и превосходство над всей тварью перестают быть исключительными. Для Павла это равносильно отрицанию Благой вести. 76. Основные важные темы Кол. Итак, Посланию к Колоссянам свойственны как преемство, так и новизна по отношению к тем богословским идеям, которые ап. Павел высказывал в предыдущих посланиях. Прежде всего это касается христологии (учения об Иисусе Христе) и екклезиологии (учения о Церкви). Христологический гимн (Кол. 1, 15-20) Ярчайший пример новизны и преемства — небольшой пассаж в середине 1-й главы (стт. 15-20). Из-за очевидной торжественно-гимнической формы его не без оснований относят к числу раннехристианских гимнов. Некоторые из них встречаются в различных книгах Нового Завета, в том числе и в посланиях ап. Павла (ср. Флп. 2, 6-11; см. § 20. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Азии в целом и Фригии в частности. Анализ широкого круга таких свидетельств показывает, что разнообразие идей и практик, к-рые стоят за высказываниями автора К. П. о «колосской философии», в основном соответствует ситуации взаимопроникновения и смешения религ. традиций, характерной для малоазийских городов эпохи эллинизма. Нек-рые исследователи указывают на сходство осуждаемого в К. П. учения с рядом характерных черт того смешения обычаев, популярных мнений, предрассудков и суеверий, к-рое было свойственно населению Лидии и Фригии того времени, не исключая и проживавших там иудеев ( Kraabel. 1968. P. 139-154). В лит-ре это явление получило наименование анатолийского синкретизма ( Lähnemann . 1971), и ряд исследователей рассматривают его в качестве основы для реконструкции «колосской философии» ( Arnold. 1996). Наиболее радикально этот подход выразился в предложении отказаться от объяснения «колосской философии» как конкретной формы религиозности или единого учения и считать, что автор К. П. подвергает критике отдельные идеи и практики, никак не связанные друг с другом или связанные лишь отчасти. Такой подход, по мнению предлагавшей его исследовательницы, позволил бы объяснить относительно спокойный (ср.: Галатам Послание ) тон полемики в К. П., а также снял бы проблему сочетания иудейских и языческих элементов в единой «колосской философии» ( Hooker. 1973). V. Иудейский мистицизм. Др. исследователи опровергаемую в К. П. «философию» ассоциировали с некоторыми формами иудейской традиции. Это направление в интерпретации К. П. возникло и стало популярным среди исследователей во многом в результате изучения новых данных об иудаизме межзаветного периода, полученных благодаря обнаружению и публикации неизвестных ранее документов. Еще в XIX в. нек-рые исследователи отмечали сходство «колосской философии» с особенностями мировоззрения и обрядовой практики ессеев ( Lightfoot. 1879. P. 347-419). Позже, во 2-й пол. XX в., открытие, публикация и исследование кумран. рукописей и ряда др.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Они подобно Христу, со смертью Своей освободившемуся от подчинения закону, уже свободны от стихийного служения (ср. Гал.4:3 ) и, однако, снова поставляют себя под ферулу обрядового закона (δογματζεσθε), снова начинают слушать предписания, запрещающие вкушать и даже прикасаться к тому, что вследствие злоупотребления (πχρησις) может привести человека к нравственной погибели (т. е. известная пища, напитки) и чего, поэтому, лучше совсем не касаться (таким образом, слова: яже суть.., составляют продолжение речи лжеучителей). Высказывая свое суждение об этих правилах жизни, которым учат еретики, ап. приписывает им чисто человеческое происхождение: еретические догматы , и как практические наставления (τ ντλματα), и как теоретические положения (διδασκαλαι) измышлены людьми. И, если они имеют вид премудрости или, вернее, если о них распространилась молва (λγος) как о премудрых правилах, вследствие требуемого ими нового рода богопочтения (θελοθρησκα), вследствие смирения, в силу которого лжеучители обращаются с молитвами к Богу только через посредство ангелов и, наконец, вследствие аскетического истязания своего тела, которое рассматривалось в гностических системах как источник греха, – если и приобрели такую славу наставления лжеучителей, то это, но мнению апостола, случилось не потому, чтобы они имели действительное достоинство (τιμ), и можно даже сказать, что эти правила не только не достигают своей цели, а приводят совершенно к противоположному: именно, если, при соблюдении аскетических правил еретиков, тело (σμα) и остается неудовлетворенным, зато плоть (σρξ – вообще чувственно-эгоистическая сторона человеческого существа) находит в исполнении этих правил полное насыщение, плотская гордость человека доходит в этом случае до полного удовлетворения (πλησμον ст. 20–23). Таким образом, из этой второй главы с достоверностью можно заключить, что колосские лжеучители принадлежали к христианам из иудеев. Но это были не обыкновенные приверженцы Моисеева закона, получившие фарисейско-раввинское образование, которые действовали против апостола в Галатии, Македонии и отчасти в Риме. Именно колосские лжеучители не ограничивались защищением обрезания и других теократических учреждений, а вдавались в рассуждения о высшем, ангельском мире, которому и отводили во всей системе мира высшее место, чем Христу. С этим исключительным уважением к духовному миру стояло в связи презрение к материальной стороне жизни, односторонний аскетизм. Итак, можно сказать, что в их учении лежал зародыш позднейшего иудео-христианского гностицизма. Более же всего колосские еретики по своим теориям походили на гностиков керинфиан. Глава 3-я. Увещания апостола к благочестивой жизни, обращенные, преимущественно, к лицам, составляющим христианское семейство

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010