Послание святого апостола Павла к Филимону Сведения о святом Филимоне " Возлюбленный " апостолу Павлу (Флм. гл. 1) Филимон был богатым и знатным гражданином города Колосс. По выражению св. апостола Павла, он " самим собою был ему должен " (ст. 19), то есть был им обращен к вере Христовой в Колоссах или в Ефесе во время долговременного пребывания там апостола Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношениях, торговых и административных. Уверовав, Филимон являл в своем лице и во всей семье образец веры и жизни по вере. Ближайшей помощницей во всех подвигах христианской жизни была Филимону Апфия — по мнению св. Златоуста, его жена, которую письменно приветствует св. апостол Павел как сестру возлюбленную, а также Архипп, как полагают, сын их, которого апостол почтил названием " сподвижника своего " . " Дом их, по словам св. Златоуста, был пристанищем для всех святых, и св. Павел свидетельствует, что им " успокоены сердца святых " (ст. 7). На том основании, что дом Филимона св. апостол называет домашней церковью, полагают, что там действительно была церковь, в которой совершали богослужения Филимон и Архипп как лица, облеченные в священный сан. Вероятно, Филимон помогал в управлении Колосскою церковью Епафрасу, епископу Колосскому, и в его отсутствие заменял его. По преданию, Филимон был позднее сам епископом в Колоссах (Пост. Апост. 7:49) и принял мученическую смерть вместе с Апфией и Архиппом от возмутившейся языческой черни. Память их празднуется 19 февраля и 22 ноября. По другому преданию, св. Архипп был епископом в Колоссах, а св. Филимон — в Газе. Повод к написанию послания к Филимону Послание свое к Филимону св. апостол Павел написал по поводу раба его Онисима, который, провинившись чем-то (ст. 11 и 18), из страха наказания бежал от своего господина и добрался до Рима, где находился в узах св. апостол Павел. Так как во время первых своих уз в Риме св. апостол имел возможность проповедовать невозбранно (Деян. 28:31), он в числе других обратил к вере во Христа и Онисима. Св. апостол так полюбил Онисима, что хотел его даже удержать при себе, но потом рассудил за лучшее вернуть его Филимону, прося, чтобы последний принял его, " как мое сердце " (ст. 12). Все это послание направлено к тому, чтобы совершенно примирить господина с его рабом и чтобы Филимон принял бежавшего Онисима уже " не как раба, а как брата возлюбленного " (ст. 16). Время и место написания послания к Филимону

http://sedmitza.ru/lib/text/430655/

«В службе Архиппу на 19 февраля он называется “верным рабом Христовым”, богомудрым и богоносным, учеником ап. Павла, обращенным его благовествованием ко Христу, посланным среди язычников прогонять тьму многобожия; учителем, украшением г. Колоссы» 96 . Согласно сведениям из Константинопольского синаксаря, Архипп «пострадал при императоре Нероне в Колоссах. Язычники схватили и бросили его в ров за то, что он отказался участвовать в празднике, посвященном Артемиде, и принести ей жертву. Архипп был исколот ножами и забит камнями» 97 . Церковь чтит его в лике 70-ти апостолов в один день с памятью ап. Филимона и равноап. Апфии, а также отдельно 19 февраля. Кроме традиционной трактовки того кем был Архипп, существуют также версия, выдвигающая его на первый план в исполнении апостольской просьбы и предполагающая, что именно он был хозяином Онисима. Более подробно она будет разобрана в последующих параграфах. 1.2.2. Вопрос о месте жительства Филимона В самом тексте нет прямого адреса, города в который оно направлено. Тем не менее, существует ряд подсказок, как в этом апостольском послании, так и в других, которые позволяют с большой долей вероятности ответить на этот вопрос. Традиционная и самая распространенная точка зрения гласит, что Филимон со своей «домашней церковью» проживал в Колоссах во Фригии (территория современной Турции). Такие выводы обычно делаются на основании тесной связи данного письма с посланием к Колоссянам. Прежде всего, следует обратить внимание на упомянутые в обоих посланиях имена 98 . Проф. Р. Браун указывает, что «восемь из десяти людей, названных в Флм., упоминаются и в Кол.» 99 , за исключением Филимона и Апфии. Важно то, что апостол прямо показывает, что конкретные лица проходят свое служение в колосской церкви. Так, он просит своих адресатов передать свое пожелание служителю Архиппу ( Кол. 4:17 ) и посылает к ним Тихика с Онисимом 100 , последний принадлежит именно к той общине ( Кол. 4:9 ). Возможно, что апостол Павел передал через них и свое письмо к Филимону ( Кол. 4:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Свт. Иоанн Златоуст 83 и свт. Феофан Затворник 84 относят его к числу клириков в колосской церкви, где он играл важную роль, будучи наставником ее членов. Блж. Иероним усваивает ему роль предстоятеля и епископа этой общины 85 . Блж. Феодорит сообщает, что «некоторые утверждали, что Архипп был учителем в Лаодикии, но послание к Филимону извещает, что он жил в Колоссах, потому что Апостол присоединяет и его к Филимону» 86 . Некоторые толкователи, на основании употребленного здесь слова «служение» (διακονα) делают вывод, что Архипп был в сане диакона (например, Пелагий 87 ). Вообще этот стих может трактоваться очень по разному и предполагать, что он был «пресвитером или только диаконом, а по мнению некоторых – даже епископом вместо отсутствовавшаго Епафраса» 88 . Сам апостол называет Архиппа своим соратником (συστρατιτης), то есть тем, «кто участвует в тех же битвах, встречается с теми же опасностями, сражается за те же цели, тот, кто верен и не покидает своего поста, независимо от обстоятельств, с которыми он может столкнуться» 89 . Одно это именование показывает важную роль этого Христова ученика в деле евангельского благовестия. Относительно того, кем Архипп приходился Филимону также имеются различные мнения. Большинство древних толкователей 90 считают его сыном, родственником или просто ближайшим другом этой семьи (например, свт. Иоанн Златоуст 91 ). Сам текст послания не дает оснований отдать предпочтение какой-то конкретной гипотезе, ясно только то, что «кто бы он ни был, достаточно знать, что он был лицо, достойное того, чтоб ему было вверено попечение о целой Церкви» 92 . Церковное предание называет Архиппа епископом. Относительно города в котором он проходил свое служение версии расходятся. «Апостольские постановления» (IV в.) говорят о его предстоятельстве в Лаодикии Фригийской 93 . Свт. Димитрий Ростовский со ссылкой на свт. Амвросия Медиоланского сообщает о его служении в Колоссах после Епафраса 94 (1:23). Литургическое предание также связывает служение всех троих святых с Колоссами 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Из 16 стиха IV главы послания к Колоссянам видно, что, кроме личного сообщения об опасностях Колосской церкви от лжеучителей, Епафрас доставил и послание от Лаодикийской церкви, вероятно, сообщавшей о подобных рассеиваемых С самозваными наставниками – лжеучителями, вследствие чего ап. Павел в послании к Колоссянам отвечает и на присланные письма – сообщения из Лаодикии. «Когда это послание, пишет он, будет прочитано у вас, то распорядитесь, чтобы оно прочитано было и в Лаодикийской церкви, вместе с тем, что было писано ап. Павлом оттуда (из Лаодикии)». Св. Епафрас, по освобождении ап. Павла от уз, нужно полагать, возвратился в Колоссы, где был епископом до своей кончины (по одним мирной, по другим мученической). Есть предположение, что св. Епафрас заключен был с св. ап. Павлом в римской темнице (Колосс. IV, 12–13). Из послания к Колоссянам (IV, 17) об Архиппе заключают, что он был преемником по колосской кафедре Епафрасу, но едва ли это справедливо. Архипп, видимо, временно управлял Колосской церковью, за отсутствием Епафраса. В Acta Sanctorum под 17 февраля сообщается что ап. Павел с Варнавой (еще в первое путешествие поставил Епафраса первым епископом в Пафе; если это лице одно и тоже с Епафрасом, бывшим в Риме у ап. Павла, то, вероятно, он впоследствии перешел из Кипра (г. Пафы) в свой родной город Колоссы, но с большею вероятностью, нужно думать, что тот (в Пафе, на о. Кипре) Епафрас был другой, отличный от Епафраса Колосского). Для памяти св. Епафраса в Восточной церкви нет особого дня, а чтится он в соборе 70 Апостолов. В римской церкви день его памяти- 19 июля. Мощи св. Епафраса почивают в Римской церкви св. Марии великой (Маджиоре) под главным престолом (Подробнее см. у архиеп. Димитрия. Собор св. 70 Апостолов, вып. 2-й, стр. 75–105). Святой апостол Архипп Св. апостол Архипп, по церковному преданию, был сын св. Филимона (о коем см. выше 18) и Апфии. Есть, впрочем, мнение, что он был брат Филимона (См. Труды Киевск. Акад., 1900 г., стр. 470). Он был сначала пресвитером в Колосской церкви (и может быть в домашней церкви своих родителей ( Фuлuм. I, 21 ), а потом епископом Лаодикийской, Фригийской (Апостольские Постановления VII, cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   Как уже было отмечено, христологическое ударение есть общая особенность посланий ал. Павла из уз. Но христология Ефес. отличается от христологии Кол. не только тем, что Кол. есть послание полемическое, а Ефес. чуждо полемики и дает систему положительного богословия. И по своему содержанию христология в этих двух посланиях раскрывается с разных сторон. В Кол., направленном против еретической ангелологии, христология раскрывается, как мы видели, в аспекте космологическом. В Ефес., где этот аспект тоже наблюдается, больше проступает построенное на христологическом основании учение о Св. Духе (пневматология) и учение о Церкви (екклисиология). С другой стороны, толкование в Ефес. союза супружеского, как отображения союза Христа и Церкви, показывает, что и практическое учение, всеми своими корнями — и более очевидно, чем в Кол., — уходит в христологию.    Важное догматически, Ефес. представляет собою вершину мистическогобогословия ап. Павла. Это сказывается и в построении послания. Начиная с молитвы славословия, оно продолжается молитвою прошения. Догматическое учение Ефес., посвящающее читателя в глубочайшие тайны веры, имеет форму молитвы. Послание к Филимону    В обращении Филим. (стт. 1—3) Павел ставит рядом со своим именем имя Тимофея, которого называет братом, но своего апостольского достоинства он не подчеркивает. Павел — узник Христа Иисуса. Адресаты послания — не один только Филимон, но и Апфия, и Архипп, и домашняя Церковь Филимона. Апфия и Архипп, по всей вероятности, члены семьи Филимона: его жена и сын. Указание на «домашнюю Церковь» позволяет думать, что Филимон предоставил свой дом для молитвенных собраний колосских христиан (ср. ст. 7).    За обращением к Филим., как и в других посланиях ап. Павла, следует благодарение (стт. 4—7). Предмет благодарения — вера Филимона и его деятельная любовь. Явленная Филимоном любовь и дает ап. Павлу основание обратиться к нему с просьбой, которая составляет главное содержание послания (стт. 8—20). Ап. Павел возвращает Филимону сбежавшего от него раба Онисима (стт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Объяснение послания святого Апостола Павла к Филимону О послании к Филимону Св. Филимон был знатный гражданин Колосский, имевший семью и рабов, из числа коих особенно выдавался Онисим. Встретившись с Павлом в гор. Ефесе, недалеком от города Колосс, Филимон обратился ко Христу и сделался усердным споспешником Евангельской проповеди. По примеру его обратилась ко Христу супруга его Апфия и сын Архипп. И вот, весь дом Филимона стал христианским, почему в нем стали собираться Колосские христиане на молитву, и Архипп был предстоятелем ( Кол. 4:17 ). Слуга же Филимона Онисим оставался неверующим. Кроме того, он в чем-то провинился пред своим господином – настолько, что, убоявшись наказания, убежал в Рим, где легко мог скрываться среди черни и подобных себе рабов, которых тогда в Риме было множество. Как хороший раб, он мог быть со своим господином в гор. Ефесе и видеть там св. Апостола Павла, который тоже мог помнить его, как раба, выдающегося из прочих, и притом раба его духовного сына Филимона. На чужбине всякое лицо знакомое дорого. Поэтому, встретившись в Риме с Ап. Павлом и его сотрудниками из родных мест, наприм., Епафрасом, Онисим стал слушать прилежно проповедь апостольскую. И вот, она тронула его так, что он обратился ко Христу и сделался истинным и вседушевным рабом Христовым. Но как христианин, он пожелал, по человечеству, быть верным и своему земному господину Филимону. Радость о спасении Онисима и его обращении была великая, но она усугубилась от готовности Онисима снова служить Филимону, так-как этим устанавливались наилучшие отношения между господами и рабами, что было существенно важно для первенствующей Церкви, так-как класс рабов был величайший по числу и многие из них обращались ко Христу, а господа были могущественны по силе. Таким образом, практическое установление наилучших (христиански-мирных) отношений было самым подходящим и драгоценнейшим обстоятельством. Вполне подготовив к этому идеальнейшему подчинению одного духовного сына своего – Онисима, Апостол, для достижения той же цели в лице другого своего сына – Филимона, пишет ему послание, в котором и старается вседушевно установить достодолжное отношение между господином и рабом, причем всемерно старается расположить господина к рабу, выставляя его человеческие и христианские достоинства, а главное – поставляя ему на вид то, что оба они ему дети духовные и следовательно между собою духовные братья, хотя в то же время и неодинаковы по внешнему своему положению и состоянию. Но это Апостол умоляет возместить тем, что богатый Филимон должен ему, Павлу, духовно, чт0 дороже всего. Однако он выражает желание, чтобы Филимон должное Павлу отдал Онисиму, причем, если он окажет ему больше, чем дал ему Павел, то он обязуется сей излишек ему отплатить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Помимо библейского текста и предположений экзегетов о личности Филимона сообщают церковные предания. Предание, зафиксированное в «Апостольских постановлениях» 72 (IV в.) указывает на его епископство в Колоссах. Считается, что он был замучен язычниками в Колоссах вместе с Апфией, Архиппом и Онисимом во время первого широкого гонения на христиан при Нероне 73 . По другому преданию, он был епископом в г. Газа 74 . Полагают, что его дом в Колоссах существовал ещё в V веке 75 . Церковная традиция ставит Филимона в число 70-ти апостолов Христовых и отмечает его память вместе с ап. Архиппом и равноап. Апфией 22 ноября. Апфия (πφα – «плодородная»). Ее имя стоит на втором месте после Филимона. Традиционно считается супругой Филимона и его помощницей в деле евангельского благовестия. Свт. Иоанн Златоуст 76 и блж. Феодорит 77 считали именно так. Пелагий 78 колебался между версиями сестра или жена 79 . Упоминание ее имени в начале послания блж. Феодорит связывает с тем, что, вероятно, «она, не будучи упомянута, стала бы противодействовать написанному в послании» 80 . Интересное замечание делает М. Дибелиус, упоминая надгробный памятник близ ликийского города Бальбура 81 , в поселке Тримелиском, посвященный некой Апфии из Колосс 82 . Этот факт интересен, но не позволяет сделать серьезных выводов. По преданию, Апфия приняла мученическую кончину вместе со своим мужем в 60-ые годы первого столетия. Архипп (ρχππος – «главный над лошадьми»). Это фигура, пожалуй, самая загадочная и спорная из трех адресатов. Версии по поводу его статуса и роли в судьбе Онисима выдвигали самые разные, от простого члена семьи Филимона до предстоятеля колосской церкви и хозяина упомянутого раба. Прежде всего обращают внимание на упоминание Архиппа в послании к Колоссянам. Апостол Павел, заканчивая это послание просит колоссян: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» ( Кол. 4:17 ). Эти слова подвергаются различной интерпретации относительно того, кем был Архипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Думают, что лаодикийцы особо послали с Тихиком письмо святому Павлу, изображая беду, угрожающую Церквам Колосской и Лаодикийской. Это письмо святой Павел посылает с Тихиком, и рекомендует прочесть его в Церкви Колосской, может быть для пояснения содержания своего послания 4:17. Архипп, сын Филимона, вероятно, священствовал в Колоссах, желая сделать колоссян более внимательными к нему. Апостол через них же передал ему свое внушение – смотри, чтобы тебе исполнить служение, то есть смотри внимательнее за колоссянами, не поблажай, но что требует взыскания и исправления, взыскивай и исправляй, ибо Божие дело делаешь, а не свое. От Господа принял ты служение, и исполняй его, как перед Господом, все направляя по воле Его и во славу Его. Заключительная приписка рукою самого Павла (4:18) 4:18. Приветствие моею рукою Павловою, обычная приписка, которую святой Павел употреблял для предотвращения покушений составлять подложные, под его именем, послания. Заповедует колоссянам поминать, что он в узах за истину Христову и за них. Посылает им благодать, с помощью которой они могли бы исполнить все, заповеданное в послании. Аминь. Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам Повод к написанию послания, цель, содержание, отличительные черты его Филиппийская Церковь , как уже нам известно, основана была святым Павлом во второе благовестническое путешествие, то есть в числе первых из европейских Церквей, и всей душой предана была своему духовному отцу. Сама не особенна богатая (см. 2Кор. 8:2 ), она готова была отдать последнее для святого Павла, чтобы ему ни в чем не терпеть недостатка (см. 2Кор. 8:3–5 ). И действительно, она посылает вспомоществование святому Павлу дважды в Солунь (см. Флп. 4:16 ) и в Коринф (см. 2Кор. 11:9 ). И вот теперь, когда Тихик сказал им, что святой Павел в Риме в узах, они, собрав посильное приношение, отправили его в Рим со своим настоятелем, Епафродитом (см. Флп. 4:18 ). Замечательно, что святой Павел, весьма везде нуждающийся, так как не имел ничего своего, ни в одной Церкви ничего не брал для своего пропитания, а сам, своими трудами (деланием палаток) добывал нужное ему, и только от одних филиппийцев брал приношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Служение Архиппа, которого от него требовал апостол, «видимо, предполагает больше чем только его готовность отпустить своего раба, так как едва ли этого было бы достаточно, чтобы быть служением “принятый” в Господе. Где бы Павел ни употреблял этот глагол, он всегда указывает на то, что сам Павел или вообще христиане принимали либо путем прямого откровения, либо через других. Он относится как к христианскому служению, так и к содержанию христианского учения. И здесь нет той тесной связи с употреблением этого слова в Кол. 4.17 , которую видит Нокс. Тем не менее, Павел иногда употребляет слово “служение” в смысле “денежного сбора”, и это в какой-то мере подтверждает предположение Нокса, что служение Архиппа было связано с финансовыми делами. Но ссылку в Кол. 4.17 можно понимать также и в том смысле, что он был помощником Епафраса в Колосской церкви и нуждался в поддержке ее членов в этой своей работе. Если это предположение верно, то оно также объясняет, почему Архипп упоминается в письме к Филимону» 153 . Отдельно следует сказать об отождествлении послания к Филимону с утерянным лаодикийским письмом. Нет серьезных оснований идентифицировать последнее как, написанное к Филимону, как по отсутствию внешних свидетельств в пользу этого, так и по наличию противоречий в данной гипотезе. Как пишет Д. Гатри, «самым естественным будет считать, что каждое из этих писем было адресовано определенной церкви» 154 и упоминание во 2 стихе «домашней церкви», находящейся в Колоссах говорит вовсе не в пользу предположений Дж. Нокса. Вообще из самого текста неочевидно, что лаодикийское послание написано от лица Павла. Упоминая его ( Кол. 4:16 ), апостол выражается неопределенно, называя посланием, «которое из Лаодикии» (τν κ Λαοδικεας), что скорее говорит о месте его написания и отправления. Свт. Феофан Затворник полагает, «что кто-нибудь из Лаодикии безыменно писал к святому Павлу, изображая беду, угрожавшую Церкви Лаодикийской и Колосской от лжеучителей. Епафрас, посланный тамошними Церквами на помощь святому Павлу, подтвердил то.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Оказать её Колоссянам ап. Павел поручает Тихику. Послание, как письменный, и, по необходимости, краткий документ, не могло предупредить всех возможных случаев, восполнением его могли служить устный речи преданного Апостолу, верного сотрудника его. Зная о заключении Апостола, Колоссяне остались в неведении относительно того, каково было положение его в узах. Любящее сердце Колосских христиан могло нарисовать слишком мрачную картину апостольских уз; неизвестность положения Апостола могла беспокоить Колоссян и повергать их в немалое смущение. Принесеные Тихиком вести, что узы Апостола облегчены были некоторым снисхождением к нему, что св. Павел в своем заключении пользовался свободой, «мог принимать у себя кого хотел, писать к кому захочет» ( Дeяh. XXVIII, 30–31 . Епископ Феофан. Толкование на послание к Коринфянам 257 стр.). Эти вести для Колосских христиан были отрадным утешением. Послание к Колоссянам написано было во время первых римских уз и св. Тихик с ними отправлялся в Колоссы (62–63). В Деяниях Апостольских (XXVIII, 30–31) о третьих римских узах св. Лука дает такие сведения: «Пребысть Павел два лета исполнь своею мздою, и приимаше вся приходящая к нему проповедуя царствие Божие и уча яже о Господе нашем Иисусе Христе, со всяким дерзновением, невозбранно». В это время (62–63), ап. Павел написал послание к Ефесянам, которое также отправил с Тихиком. На одновременность Послания сего с Посланиями к Колоссянам и Филимону указывают самыя слова ап. Павла (к Колоссянам IV, 8–9, о Тихике и Онисиме, с коими были отправлены Послания к Ефесеям, Филимону и Колоссянам), а также, что при Апостоле находятся теже лица: Тимофей ( Koлoc. I, 1 ; Филям. I, 1), Епафрас (I, 7–8; IV, 4, 12–13. Филим. 23 ), Аристарх, Лука, Марк, Димас ( Koлoc. IV, 10–15 ) и Архипп ( Koлoc. IV, 17 . Филим. 2 ). На одновременность Послания к Колоссянам и Ефесеям указываешь сходство их по содержанию и форме, на передачу их чрез одно и тоже лицо (Тихика), при чем и поручения ему даются одни и теже ( Koлoc. IV, 7–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010