15 ст. Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собой. Уничтожив рукописание согрешений наших, Господь лишил силы над человеком тех, которые были причиной греха, влекли человека ко греху, чрез грех господствовали над ним и делали его своим рабом, т. е. начальств и властей духов злобы поднебесной. Мало этого, Господь не только лишил силы и власти над человеком сатану с его воинством, но еще властно подверг их позору, т. е. публичному посмешищу, т. е. как Победитель ада взял из их власти все, что они Считали своей собственностью, и тем засвидетельствовал их немощность и, утвердив Своим крестом веру на земле, повел их самих как пленников, за своим победным знаменем, давши людям власть побеждать их силой креста и господствовать над ними. Таким образом сняв с нас грехи наши, Он избавил нас и от власти диавола. 16 ст. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие или субботу. Если же для вас – христиан даже самое ветхозаветное обрезание не имеет уже никакого значения при достижении спасения, то как же вас кто-либо может осуждать за то, что вы не исполняете обрядовых предписаний ветхозаветного закона относительно пищи, пития, если вы не соблюдаете какого-либо из больших ветхозаветных праздников, или праздника новомесячия, или даже просто день субботний. Выражение славянского текста этого стиха: или о части праздника, преосвящ. Феофан объясняет так: «возможно, что мудрователи те (т. е. Колосские лжеучители) все касающееся праздников иудейских перестроили на свой лад, так что из прежнего взяли только кое-что. Это – »о части» было взято из порядков празднования и новомесячий с субботами... Не смотря однакож на то, что такое празднование, усеченное и измененное, не было уже вполне иудейское, Апостол не хочет, чтобы Колоссяне касались, его. Так оно противно духу христианства. Апостол не вообще отклоняет от праздников, а от празднования в известные дни в духе иудейства или того лжеучения, которое ходило среди Колоссян... И христианство имеет свои праздники, но в своем духе».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

19 ст. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. Такова воля Бога Отца, чтобы в Нем вселилась вся полнота божеских свойств, а потому он ни в каком случае не может быть приравниваем к какой-либо низшей силе, напр. ангелам, как учили еретики, – которых они объединили в одну плерому, из которой уже они, как эоны, т. е. как богоподобные существа, истекали в мир; причем одним из этих эонов был Христос. 20 ст. И чтобы посредством Его примирить с Собой все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное. Это переисполнение всей полнотой божеских сил и свойств, необходимо было Христу, чтобы чрез Него, как воплотившегося Сына Божия, примирить небо и землю, Бога и человека, т. е. восстановить ту гармонию единения и взаимообщения, какая была в мире до грехопадения человека. Примирить, т. е. человека чрез грех, уклонившегося от истинного пути, указанного ему волей Божией, вновь направить на этот путь истинный. Умиротворив Кровью Креста Его. И это примирение совершенно достигнуто тем, что Сын Божий, Господь Иисус Христос, приняв на себя грехи человеческого мира, взял на себя всю вину человека и то наказание, которое человек заслуживал, т. е. проклятие и смерть, и, умерши крестной смертью и проливши свою пречистую кровь, тем удовлетворил правде Божией, восстановил разрушенные отношения с Богом. Затем, воскресши и вознесшись на небо и седши одесную Бога Отца и по человечеству, Он этим самым возвел человека на небо, показал, что Он действительно примирил его и с Богом и с ангелами и в этом смысле примирил все небесное и земное. 21 ст. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22 ст. ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными, и неповинными пред Собой. Сказавши об искупительных заслугах Христа по отношению к миру вообще, апостол говорит в этих двух стихах в частности о том, что приобрели Колоссяне чрез эти заслуги Христа по вере в Него. Вас, говорит апостол, бывших некогда врагами Божиими, по вашей сознательной любви и расположенности к злым, лукавым и греховным делам, ныне примирил Бог с собой, в теле плоти Его, смертью Его, т. е. когда Он, Господь Иисус Христос, был еще на земле, в этом бренном, тленном нашем теле, которое умерло как обыкновенное смертное тело и ради этой смерти Его все верующие в него и вы, Колоссяне, получаете прощение грехов и примирение с Богом, дабы явиться вам пред Ним совершенно чистыми, непорочными и не укоризненными и в сей жизни и на будущем суде. Сказавши о том, что Христос примирил нас с Богом, когда еще был в земном, непрославленном, смертном теле, этим самым апостол опроверг Колосских лжеучителей, присваивавших спасение людей бесплотным ангелам или духам, наделенным особенными тонкими, эфирными телами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1 ст. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Господа по отношению к своим рабам должны быть справедливы и оказывать им должное, т. е. сообразное их положению внимание, удовлетворять их потребности и нужды, помня, что и над ними есть Господь, Который видит все их дела и действия по отношению к рабам и от Которого они так же зависят, как и рабы от них. Со 26 стих опять идут общие наставления, касающиеся всех христиан Колосской церкви, причем апостол просит их молиться и за себя. 2 ст. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Слав. перевод: в молитве терпите, т. е. будьте неутомимы в своей молитве, настойчивы и постоянны; бодрствуя в ней, т. е. не рассеивайтесь во время молитвы вашей своими мыслями; бодрствуя в ней с благодарением, т. е. с радостью творите молитву вашу, а не воздыхающе, т. е. не разленяйтесь во время молитвы вашей, благодаря Бога за все ниспосылаемое вам в вашей жизни. 3 ст. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах. Молясь каждый по себе и все вместе, не забывайте, наставляет апостол, молиться и о мне, вашем просветителе словом истины, дабы Господь Бог отверз нам дверь для слова, т. е. сделал нашу проповедь беспрепятственной среди неверующих и успешной, да и все услышат возвещаемую нами тайну Христову, т. е. тайну призвания язычников в Церковь Христову, «тайну призвания языков в духовное наследие великих праотцов и составления из иудеев и язычников единой Церкви Божией, назданной на Господе Спасителе» (Еписк. Феофан. Посл. Колос. 225 ), за которую я заключен и в узы. Просит же их молиться за себя, говорит блаж. Феофилакт, не только смиреномудрствуя, но и показывая силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, каковую в большей мере имела ему доставить молитва братий. Этим же словом Апостол хотел ввести их в труд молитвенный. «Если, пишет преосвящ. Феофан, апостол чувствовал нужду прибегнуть к общей братской молитве верных, то кто осмелится быть столько самонадеян, чтобы мечтать обойтись без помощи братской молитвы, оставаясь с одной своей? Апостол здесь делом выразил долг христиан и молиться друг о друге и просить друг друга молиться». (Еписк. Феофан. Посл. Колос. 224 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

3. Гнозис был известен уже в апостольские времена. Св. Павел предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8). Также мы читаем и у св. Иоанна: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4:1). Опасность распространения гностицизма усиливается, когда в Церкви начинают преобладать обращенные из язычества. Многие из них не могут сразу постичь коренное отличие христианства от восточно-эллинистических «мистериальных» религий, воспринять всю новизну Евангелия. В Коринфе уже во время апостола Павла появилась «духовная аристократия», гордящаяся обладанием более глубокой мудростью и более глубоким мистическим опытом, чем их братья по вере и даже чем сам апостол. Они считали себя совершенными и относились к своим собратьям-христианам как к низшим существам, неспособным подняться на сверхъестественные высоты. Там также были дуалисты, считавшие тело ничем (а то и корнем зла), а дух - всем. Такая вера приводила к соответствующим нравственным последствиям. Некоторые коринфяне сделали вывод, что физические поступки не играют никакой роли в духовном мире: вдохновляясь учением апостола Павла о свободе от закона и принимая таинства как магические гарантии автоматического блаженства, они впали в обыкновенную плотскую распущенность. Другая группа ударилась в противоположную крайность: супруги стали воздерживаться от физической близости, а обрученные пары отказывались заключать брак. В полном соответствии со своими дуалистическими теориями они отвергли учение о телесном воскресении как слишком примитивное и предпочли платоническую доктрину о бессмертии души. Во всяком случае, говорили они, тех, кто уже достиг совершенства, телесное воскресение уже ничем не может обогатить. Они не видели ничего плохого во вкушении идоложертвенного мяса, так как они не верили в существование идолов. В Колоссах, в Малой Азии, апостол Павел столкнулся с еще более опасной ересью - синкретической амальгамой христианства с теософическими элементами, заимствованными отчасти из мистериальных культов, а отчасти из иудейских сект. Многие колосские христиане поклонялись посредническим ангельским силам, которых они отождествляли с небесными телами. Они считали, что эти силы небесные обладают властью над человеческой судьбой и даже Евангелие не может помешать им вершить свою волю. Колоссяне соблюдали свои особые церемонии и отмечали праздники, заимствованные из иудейского календаря.

http://sedmitza.ru/lib/text/434670/

3) Предостережение Колоссян от лжеучителей ( Кол. 2:3–23 ) В нем же (т. е. познания тайны Бога Отца и Христа) суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна. Сие же глаголю, да никто же вас прельстит в словопрении. Аще бо и плотию отстою, но духом с вами есмь ( Кол. 2:3–5 ). По ходу речи мысль Апостола та, что в познании Господа Иисуса Христа и совершенной Им тайны нашего спасения заключаются все сокровища премудрости и ведения, т. е. самое высшее и драгоценное ведение. «Посему, – как бы так внушает Апостол, – если кто подойдет к вам в качестве премудрого и начнет вам предлагать премудрость не согласную с познанием тайны Божией о Христе Иисусе, не слушайте его, не мудрость он вам предлагает, а нелепое мудрование» (Еп. Феофпн, также и Амвросий). Эту мысль выражает и внушает далее сам Апостол, говоря: «посему как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем, и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» ( Кол. 2:6–7 ). Братие, блюдитеся, да никто же вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе ( Кол. 2:8 ). Итак, учение Колосских учителей было философского характера. В апостольских словах имеем общее указание на характер философии Фригийской. Эта философия, в чем бы ни состояла, искажала христианское вероучение о Христе Спасителе; источником же своим провозглашала древние человеческие предания философские, или религиозные. Стихии же мира были, вероятно, орудиями, суеверно употреблявшимися для таинственного общения с духовным миром у тогдашних мистических сект, подобно тому, как это практикуется отчасти у нынешних спиритов. 103 Яко в том (т. е. во Христе) живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол. 2:9 ), т. е. обитает само Божество, и притом не частью какой-либо, а всей сущностью своей, – вся полнота Божества. И именно обитает, а не случайно и временно только проявляется. Обитает телесно, т. е. воплощенно и осязательно, а не образно или в переносном каком-либо смысле, обитает как душа в теле, т. е. неслиянно и нераздельно. При сем Блаж. Феодорит замечает: «но не думай, что Бог Слово заключен в теле, объят, ограничен. Ибо Он и воплотился весь, и со Отцом есть весь, будучи телесно описуем и божеством неописан».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

75 . Чтó же касается встречающегося в апостольских посланиях наименования христиан «святыми», то оно отнюдь не имеет в виду одних только совершенных, но всех вообще членов Церкви. «Как смеет кто у вас», пишет Ап. Павел в 1Кор. 6, 1 , «имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» Ст. 5. 6: «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного…, но брат с братом судится и, притом, пред неверными?» В приведенных словах очевидно тождество между язычниками, называемыми «неверными» и «нечестивыми», с одной стороны, и христианами, безразлично называемыми «святыми», – с другой. – Во 2Кор. 1, 1 ; Кол. 1, 2 Апостол обращается с речью к «святым», под которыми, с точки зрения рассматриваемого учения, должно разуметь действительно совершенных членов Церкви, а не являющихся таковыми по одному имени. Но с этим не согласно дальнейшее содержание взятых посланий. Если Апостол писал свои послания только к святым , то каким же образом во 2Кор. 13, 2 он обращается к тем же святым с таким суровым предостережением: «я предварял и предваряю», пишет Апостол, «как бы находясь у вас во второй раз, и теперь отсутствуя пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу»? Точно так же, с разбираемой точки зрения, остаются малопонятными увещания Ап. Павла к «святым» членам Колосской Церкви – воздерживаться от «блуда, нечистоты, страсти, злой похоти и любостяжания» 3, 5. Малопонятными остаются также и увещания Ап. Петра, с которыми он обращается к «народу святому» 1Петр. 2, 9 , потому что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» Мф. 9, 12 . 76 . Далее, в Рим. 1, 7 Ап. Павел преподает благодать и мир «всем… призванным святым». Во 2Кор. 8:4, 9:1 читаем о материальном вспоможении «святым». Но ни благодатная, ни естественная помощь не предназначалась для одних совершенных членов Церкви. Апостолы более, чем кто-либо, помнили слова Спасителя Мф. 5, 44. 46 : «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас;… ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» Немощные члены тела нуждаются и в наибольшем о них попечении 1Кор. 12, 23 . – И члены ветхозаветной Церкви также назывались Втор. 33, 3 ; 1Цар. 1, 9 «святыми», , однако не в протестантском смысле, но как народ завета, посвященный Богу во Христе 382 . Итак, христианине называются в апостольских посланиях святыми не потому, что они безгрешны и составляют из себя невидимую Церковь , но потому, что носят в себе спасение в виде зачаточной силы такого религиозно-нравственного развития, которым освящается их личная жизнь 383 . §VI

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   Во-вторых, адвентисты совершенно неправильно делят ветхозаветный закон на Заповеди Божии и закон Моисеев, потому что весь ветхозаветный закон без исключения, дан Господом, а Моисей был только передатчиком. Так и говорится в свящ. Писании: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх 24:12). И в книге Неемии говорится, что по желанию народа Израилева, священник Ездра «принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (Неем. 8:1). Ясно, что книги Моисеевы считались всегда законом Божиим. «И читали, — говорится в книге Неемии, — из книги, из закона Божия» (Неем. 8:8). Что еще берут адвентисты из ветхозаветного закона, кроме празднования субботы?   Адвентистские «духовные лица» — лжерукоположенные проповедники и другие — берут со всех принадлежащих к адвентистской ереси десятину, то есть десятую часть их годовых доходов; кроме того, у адвентистов различаются животные на чистых и нечистых, дозволенных в пищу и недозволенных: свиньи и зайца они почему-то не едят. Были ли в древности еретики, которые, подобно адвентистам седьмого дня, навязывали христианам празднование субботы и другие постановления ветхозаветного закона?   Были, и от них предостерегал христиан Апостол Павел. «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал 4:9—11).    Среди Колосских христиан тоже появлялись такие же Иудействующие еретики и тоже хотели сбить их с пути истины и склонить к исполнению закона Моисеева; когда же христиане отказывались праздновать субботу и исполнять другие постановления древнего закона, то еретики укоряли их за это. Апостол и пишет по поводу этого: «никто да не осуждает вас за пищу (что вы не делите ее на чистую и нечистую Лев. 11), или за какой-нибудь праздник (Исх. 23:15; Лев. 23), или новомесячье (Чис. 10:10), или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол 2:16, 17); то есть, все это, перечисленное Апостолом, было тенью, предзнаменованием Христа и Его дела, а теперь все это уже исполнилось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Думаю, что каждому известно популярное сейчас выражение: «Бог в душе». «В Бога я верю, но в церковь не хожу» — так часто говорят люди. А что сказал бы в ответ на подобное утверждение апостол Павел? В сегодняшнем выпуске нашей рубрики речь пойдет о Послании апостола Павла к Колоссянам. Колоссы — один из древнейших городов, занимавший важное торговое положение и знаменитый изделиями из пурпурной шерсти. К довольно рано появившейся христианской общине Колосс и обращается автор. Причиной написания послания стало некое лжеучение, распространявшееся среди членов этой общины. Апостол Павел не разбирает его подробно, лишь вскользь упоминает основные моменты. Он призывает колоссян твердо стоять в истине: Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходИте в Нем (Кол. 2, 6). Затем автор послания предостерегает своих читателей от увлечения философией, пустыми обольщениями и преданиями человеческими (см.: Кол. 2, 8). Мы не знаем, какие конкретно философские учения и предания имеет в виду апостол. Но из последующей фразы о том, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. 2, 9–10), можно сделать вывод: лжеучители пытались убедить колосских христиан в неполноценности их веры, которая должна быть дополнена какими-то новыми идеями. Видимо, лжеучители также призывали колоссян поклоняться Ангелам, поскольку в послании мы видим следующие слова: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2, 18). Опровергая доводы лжеучителей, апостол Павел говорит о Христе как о полноте всего. В первой главе послания мы можем прочитать древний христианский гимн, воспевающий Христа как Бога и Спасителя (см.: Кол. 1, 15–20). Был ли этот гимн составлен самим апостолом Павлом, или же он использовал уже существовавший текст — неизвестно. Но это ни в коем случае не умаляет важности самого гимна. В нем дается ответ на вопрос: кто же такой Христос и почему христианин не нуждается в чем-то или ком-то другом, кроме Него?

http://pravoslavie.ru/105877.html

     Послание к колоссянам, из которого мы сегодня читаем на Литургии, есть апологетическое письмо, направленное против ересей, распространившихся уже в апостольские времена в городе Колоссы. Колосские лжеучители отвергали божественность Иисуса Христа, считая Его сотворенным существом, и ставили в один ряд с Ангелами. Практически то же самое говорят сегодня адепты секты Свидетели Иеговы, считающие, что Христос – это Архистратиг Михаил. Апостол Павел с ходу бросается в бой со лжеучениями. Уже в первой главе он благовествует о Христе как о Сыне Божием, о том, что Иисус есть Бог. Он – «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). Если рожден прежде всякой твари и является образом Божиим, то значит рожден Богом и единосущен Ему, как любой сын единосущен своему отцу. Как же Христос может быть тварью, если Он единосущен Отцу и рожден «прежде всякой твари»? «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (ст. 16), – продолжает Павел. «Им создано все» – в точном переводе с греческого: «через Него создано все». Небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог Отец через Сына Своего, силой животворящего Духа. Как и сказано об этом прикровенно в псалме: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Христос вместе с Отцом и Духом святым есть Творец мира. И Он – Бог, ибо сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Затем Павел касается темы Ангелов. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (ст. 16). Престолы, господства, начальства, власти – это ангельские чины, и все они созданы через Христа. Как же Он может быть им равен? Как Творец может быть равен творению? Он неизмеримо выше. Но хорошо, каково же отношение Христа к человеческой природе? Ведь люди видели Его в образе человека, да Он, несомненно, и был человеком. «Он – начаток, первенец из мертвых» (ст. 18), – говорит Павел. Христос есть «начало восстановленного человечества», – толкует Феофан Затворник. Человечество «в Нем сначала восстановлено... а потом по Нему и силою... Его восстановляются и все» остальные люди, верующие в Него. «Он – начало, источник... и родоначальник» нового человечества, рожденного от воды и Духа. Поэтому и называется Христос «начатком» и «первенцем из мертвых». Можно было еще назвать Его и «первенцем из воскресших», ибо Он воскресает первый, силою Своею, а за ним и мы, силою Его. Христос – и Бог, и человек, а вместе – Богочеловек.

http://pravoslavie.ru/117763.html

ап. Павел ясно признает, что некоторые из Римских христиан могли отпасть от Христа чрез свои грехи. Он идет навстречу такому положению их: он не отрицает возрождение их чрез Крещение, но подтверждает его и увещевает их помнить это и пребывать в нем. Перейдем теперь к посланию ап. Павла к Колоссянам. В 3-й главе (ст. 3) его мы находим также выражение умереть для греха, которое мы видели в посланиях к Коринфянам и Римлянам: «Вы умерли (πεϑνετε) и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Но вправе ли мы подумать, читая эти слова, что люди, о которых говорится, что они «умерли и жизнь их скрыта со Христом в Боге», должны были необходимо стоять на очень высокой степени святости? Но что далее говорит Апостол? Он предостерегает этих самых людей против совершения ими тягчайших грехов: «Итак (т.е. потому что вы умерли для греха) умертвите земные члены ваши, блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (ст. 5–6). Это место вполне соответствует Рим.6:11–12 : «Итак почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога в Господе нашем И. Христе». Итак, да не царствует грех в мертвенном вашем теле» и т. д. Эти нравственные правила преподаются Колосским христианам и обязательны для всех их потому, что все они чрез Крещение вступили в союз с Вторым Адамом, все предполагаются спогребшимися Христу и таинственно воскресшими с Ним в Крещении. «Бывши погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:12 ). В 3 й гл. есть одно наставление, обращенное к детям: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (ст. 20). Но если все те нравственные правила и постановления, о которых говорится в этой главе, относятся к тем, которые были погребены со Христом в Крещении, которые находятся в состоянии благодати, то ясно и дети, для которых Апостол считает обязательным правило той же христианской нравственности, были погребены с Спасителем в Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010